Здесь представлены альбомы 2010 года, наиболее меня заинтересовавшие.
Все исполнители относятся к так наз. экспериментальной сцене. Поэтому стилистические определения довольно условные, обычно для таких вещей применяют до пяти тегов с жанрами — просто чтоб дать общее представление о музыке на альбоме. Все альбомы инструментальные, за исключением одного.
Вероятно завтра будет вторая часть обзора.
***
***
Группа из Берлина. Возникла в конце 90-х годов как проект, ориентированный главным образом на авангардное шумовое звучание — здесь я имею в виду не нойз, а скорее спонтанные импровизации — продолжение традиций musique concrete и отчасти фри-джаза. В дальнейшем проект эволюционировал в сторону эмбиентного джаз-нуара с таким несколько психически неуравновешенным настроением, звук стал более пространственным, композиции обретают более «написанный» характер. Начиная с этого периода они мне и нравятся. Новый альбом показывает новый виток в развитии саунда. Впервые появился вокал в исполнении Хейке Аумюллер, но в основном фрагментарно и не во всех композициях. Хейке не просто девочка-песенница со стороны, а участник группы почти с самого начала; кроме того играет на гармонике, синтезаторе, флейте.
http://www.discogs.com/Kammerflimmer-Kollektief-Wil...
***
***
***
Дебютный альбом проекта. Отто Тотланд — половина дуэта Nest. Кроме того, Отто является участником другого дуэта и весьма известного — Deaf Center. Со своим пока что единственным альбомом Deaf Center показали, что такое эмбиент, уходящий своими корнями в атмосферу фильмов Д.Линча — симфоничность, не слащавая эпичность, cinematic sound, пронзительная грусть и «странность». Вполне закономерно, Nest продолжает разрабатывать тему окололинчевкого музыкального ландшафта, но с большим уклоном на фортепьяно и более камерным характером по сравнению с Deaf Center.
http://www.discogs.com/Nest-Retold/release/2115752
***
***
***
***
Под псевдонимом Expo '70 работает гитарист Джастин Райт, житель штата Канзас. Знаменитая ЭКСПО '70 в Осаке демонстрировала архитектурные образцы «космического дизайна», новаторские пневматические сооружения, здания «из мембран и воздуха». Также экспозиция известна тем, что японцы впервые увидели на ней живое выступление представителя такого европейского явления как краутрок — группы Annexus Quam. Джастин Райт с самого начала своей музыкальной деятельности эксплуатирует эстетику ретрофутуризма на основе «kosmische musik» начала 70-х. Главным образом записанная слоями электрогитара, гитарные лупы, аналоговые синтезатры, иногда включаются и древние драм-машины. Плюс к этому элементы doom'а, но никакого металла — только мощный гул бас-гитары. Эмбиентообразная музыка с жутковатой атмосферой, отсылающая к старым НФ-кинолентам со злыми инопланетянами.
http://www.discogs.com/Expo-70-Death-Voyage/release...
***
***
***
Норвежский гитарист Эйвинд Аарсет много лет был постоянным участником группы трубача и знаковой фигуры современного фьюче-джаза Нильса Петтера Молваера. На новом концертном альбоме Аарсета примерно половина свежего материала и половина — старые композиции в новой аранжировке. Разумеется, музыка исполнителя прежде всего ориентирована на саунд электрогитары, термин фьюче-джаз здесь несколько теряет свою актуальность, скорее абстакт-рок. Манера игры Аарсета представляет собой сложную технику с применением множества средств для искажения звука, гитарист всегда стационарно сидит на сцене в окружении электронного оборудования, как Роберт Фрипп. Стиль Аарсета восходит к пространственным саундскейпам другого норвежского гитариста — Терье Рипдала, который уже в конце 60-х стал использовать протяжную эмбиентоподобную электрогитару с элементами виолончельной техники. По сравнению с Рипдалом Аарсет более агрессивен, но это по-прежнему устойчивые минусовые температуры воздуха и обледенелые фьорды — музыка холодная и страшноватая.
http://www.discogs.com/Eivind-Aarset-Sonic-Codex-Or...
***
Роберт Фрипп — известный «доктор философии электрогитарных наук». Его карьера началась в конце 60-х годов как лидера группы King Crimson. На новом альбоме представлен главным образом свежесочиненный материал, альбом записан в помещении католического собора (они славятся замечательной акустикой). Примерно то же, что и на предыдущих сольных альбомах — фриппертроника, гитарные саундскейпы. Что мне понравилось — во многих местах слышен именно звук электрогитары, а не просто до предела рафинированные переливы непонятно чего, стремящегося в бесконечность, как было на некоторых других альбомах. Тео Тревис своими духовыми инструментами придает джазовый оттенок. Спокойный эмбиент, под него я как-то раз заснул, но сон получился какой-то болезненный.
http://www.discogs.com/Travis-Fripp-Live-At-Coventr...
***
***
***
***
Проект состоит из двух человек. Pat Mastelotto — успел побывать барабанщиком King Crimson, участником многих образований, среди которых коллаборации с варр-гитаристом и стикистом (warr guitar, stick) Треем Ганном и агрессивным аккордионистом Киммо Похьененом. Мастелотто предпочитает называть свой инструментарий как «traps & buttons», в такой музыке обычный термин «drums» уже видимо звучит несолидно. Второй участник — Маркус Реутер, мастер текстурной электрогитары и всяческих электронных девайсов. Примечательно, на альбоме можно услышать кавер-версию немецкой группы Can и в одном треке Роберт Фрипп читает отрывок из стихотворения Томаса Харди. Короче говоря, замес из электроники, разнообразных битов и немного эмбиента.
http://www.7digital.com/artists/tuner/zwar/08-Outro/
***
***
***
***
Альбом дебютный, но музыканты уже не новички — оно сразу видно. Замечательный альбом фьюче-джаза, который продолжает традиции таких проектов как The Cinematic Orchestra и Red Snapper (эти двое в последние годы совсем сдулись). Особенностью группы является наличие сразу двух барабанщиков, которые усложняют грув. Флейта, виолончель, скрипка, электроники мало. Саунд достаточно кинематографичен.