Наверное почти любой фантлабовец, если и не прочитал книгу The Omen, то уж её экранизацию видел точно. Её даже я видел, хотя кино почти не смотрю.
Многим нравится. Некоторые даже называют лучшим произведением на тему антихриста. Не знаю, может оно и так, возможно… Написано весьма неплохо — я даже 4 балла из десяти книге поставил, а не один или два. Откуда такие низкие оценки, объясню чуть ниже.
А пока вернёмся к произведениям об антихристе. Самый известный после «Омена» роман на эту тему — «Ребёнок Розмари» Айры Левина. И лично мне он понравился гораздо больше… Но, пожалуй, как раз таки открытым финалом, оставляющим героям книги возможность выбора. (Вышедшее позже продолжение в расчёт не беру, не читал, и возможно никогда не прочту). В душе этого младенца Дьявол борется с Богом так же, как и в наших душах, людей с нормальными глазами и ногтями. Он может вырасти как Антихристом, так и Мерлином (легенда о том, что этот знаменитый маг — крещённый и принявший сторону света сын Сатаны достаточно распространена).
А Омен — это чистая предопределённость, Дэмьен — это зло и ничего кроме погибели от него ждать не стоит.
А если сделать шаг в сторону от околокатолической мифологии то можно сделать весьма любопытное наблюдение. (Да именно от околокатолической, дух католичества стоит искать не у Зельцера, а у Честертона, из наших, пожалуй, у Хаецкой, а если уж брать литературу ужасов — то, на худой конец, в «Экзорцисте»).
Да шаг этот мы сделаем в сторону классического психоанализа (по Фрейду и Юнгу). И что же мы видим? А видим мы присутствующий в тёмных глубинах нашего подсознания страх перед собственными детьми. Который имеет место быть, ведь наши дети — это не только наше продолжение, но и наше отрицание (что довольно точно подмечено у Кастанеды).
И если, допустим, Стругацкие (скажем в гадких лебедях) или тот же Крапивин (больше с «детской» стороны) порой касаются конфликта поколений, как, порой, не самого приятного механизма прогресса человеческого общества, то Зельцер (подсознательно, видимо) предлагает нам повернуть колесо истории вспять — к кострам инквизиции.
Да, хочу ещё сравнить (вне всякой связи с антихристом), Зельцера с «королём ужасов» Кингом. Понятно, что король — он и есть король, но дело не в этом. Если Кинг в том же «кладбище домашних животных», погружаясь в пучину общечеловеческих страхов, вытаскивает оттуда нечто, что может служить если не оружием против этих страхов, то хотя бы прививкой против них, то Зельцер в Омене прививает нам живую культуру опасного штамма, обернув ампулу с этим делом в красивую открытку с видом католического собора. Примерно так.
Да, Кинг тоже описывал детей-убийц в «Детях кукурузы», но у него чаще всё-таки дети или подростки оказываются «со светлой» стороны. Взять хоть то же «Сияние» или «Талисман».
А, если вы хотите страха перед детьми в очищенном от посторонних наслоений виде: так это есть у (достаточно раннего) Брэдбэри. Возьмите те же Вельд и Час Zero. Только у Брэдбэри (в отличии от) получается мораль вполне гуманистическая — не доверяйте воспитание детей абы кому или абы чему. И этим рассказам я поставил заслуженные ими высокие баллы.
А после знакомства с Оменом (хоть в виде книги, хоть в виде фильма, хотя фильм, по мне, ещё и скучен) хочется найти такой душ, в котором можно пополоскать от налипшей грязи собственную душу.
Dixi.