Jinhee Choi
The South Korean Film Renaissance
Wesleyan University Press, 2010
В этом академическом исследовании Джинхи Чой подробно рассказывает, как корейское кино завоевало весь мир и почему это случилось. Ни для кого не секрет, что корейские фильмы имели успех как на фестивалях, так и у простых зрителей в кинотеатрах, становясь лидерами кассовых сборов и за рубежом. Old Boy смотрели даже те, кто смотрит примерно фильм в год, так что в самых общих чертах о южнокорейском кино имеет представление огромное число кинолюбителей. Но вот что стало причиной ренессанса кино в Корее, известно далеко не каждому.
Чой начинает свою книгу именно с этого: что же стало толчком к тому, что государство и частные инвесторы заинтересовались киноиндустрией, стали в нее вкладываться, вследствие чего и появились первые блокбастеры (автор отмечает, что понятие «блокбастер» весьма условно и блокбастер в США весьма отличен от блокбастера и его понимания в Южной Корее). Автор книги подробно рассматривает, как оказывали свое влияние на становление блокбастеров в корейском стиле совершенствование сетей кинотеатров, квоты на зарубежное кино в местном прокате, политическая ситуация в стране, интересы зрителей, сами режиссеры в конце концов.
Разобравшись с причинами возникновения ренессанса, Чой принимается за наиболее популярные жанры корейского кинематографа. В главе про гангстерское кино она сравнивает криминальные фильмы Гонконга и Южной Кореи (находя последние более эмоциональными), останавливаясь подробно на гангстерских комедиях. В главе «I’m Not a Girl, Yet Not a Woman» ищет причины успеха у зрителей (преимущественно молодых) современных романтических комедий. Главными героями главы про так называемые teen pics неожиданно становятся фильмы ужасов. В следующей главе с подзаголовком ««High Quality» Films» «высококонцептуальные» фильмы Кореи сравниваются с т.н. артхаусом других стран. Заключительная глава посвящена режиссерам новой волны.
Книга изобилует огромным количеством названий фильмов, которые так и хочется переписать в блокнотик, чтобы потом все пересмотреть, однако это не означает, что у автора применялся только экстенсивный подход: в главах, посвященных жанрам, Чой разбирает отдельные мизансцены, сопровождая описание сцены кадрами из фильма.
Чтобы получить большее наслаждение от книги, рекомендуется посмотреть хотя бы пару-тройку образцов южнокорейского кинематографа – так будут понятнее многие места.
Иногда автору не хватает напора, так чтобы читатель бросил книгу на половине и побежал смотреть только что упомянутый на страницах фильм.
Рекомендую.