Наигралась, наконец, в третьего DOOMа: захотелось чего-то страшного, чтобы не играть, а просто пугаться, но не привычно голливудского, а оригинального чего-нибудь. Надоели спецэффекты, стопроцентно звездный состав, красивые съемки некрасивой войны/бойни/драк. Среди прочего поисковик выдал «Адский бункер» Стива Баркера. Режиссер малоизвестный, бюджет небольшой, из актеров знаю только Ричарда Брейка ( «Восхождение Ганнибала», «Команда Перкинса», «DOOM») и Рэя Стивенсона («Король Артур», «Рим»). Словом, показалось, что это то, что надо. Конечно, для любителей блокбастеров и стильного хоррора — не тот размах. Точнее, размаха нет вообще: действие происходит только в заброшенном бункере и на поляне, где он расположен. Декорации никакие, цвет настолько блеклый, что фильм кажется черно-белым. Сюжет тоже поначалу показался простеньким, с некоторыми отступлениями от традиционного хоррора.
Исследуя объект, отряд обнаруживает страшное существо, которому удалось выжить. Под команду монстра встает множество немецких солдат-зомби, которые умеют только убивать. А у живых остается лишь одна задача: выбраться из этого страшного места! Жаль только, что гитлеровские «живые трупы» с этим категорически не согласны. Военная миссия превращается в настоящую резню, зомби начинают охоту…»
Страшное существо, упомянутое в аннотации – всего лишь истощенный безмозглый овощ, в течение получаса экранного времени смотрящий в одну точку и не реагирующий на внешние раздражители. Тема загадочных и страшных исследований нацистов уже затерта до дыр мировым кинематографом и, особенно, Голливудом. К недостаткам можно отнести и довольно сильно ощущаемую документальность; совершенно неправдоподобную, даже для фантастики, ситуацию с армией непобедимых зомби, по сей день вербующих живых солдат почти что методами вуду, причем, в самом центре освобожденной Восточной Европы, где каждый метр был обследован освободителями; массу недочетов в боевых сценах. Но тем не менее, количество положительных отзывов превышает недовольство. И причины как раз в тех самых недостатках. Такое ощущение, что режиссер сознательно допускал ошибки, чтобы на первом плане оказалась атмосфера ужаса и паники, имеющих конкретную реальную причину, несмотря несуществующих зомби.
Невыразительные однообразные декорации: обшарпанные стены, пыль и паутина, ржавые приборы времен второй мировой, вход в бункер, напоминающий ушедшие в землю останки сооружения в форме звезды или чего-то подобного, быстро надоедают и перестают отвлекать от ощущений.
И даже примитивный способ напугать зрителя, показав страшную тень или лишние ноги под столом, и тут же пустое пространство там, где только что был призрак, действительно пугает. Скорее всего причина именно в неясности опасности: вроде что-то было, а глаза говорят, что нет ничего – глюк.
Долго « насладиться» негативными ощущениями режиссер не дает. Треш и хоррор резко сменяются бытовыми действиями героев, теоретическими и сюжетными отступлениями: страх загоняется вглубь, чтобы при следующей атаке на эмоции зрителя стать еще сильнее.
Отдельного упоминания заслуживает звук и саундтрек ( если его можно так назвать). У меня создалось впечатление оглушающей тишины, несмотря на звуки – полной тишины в фильме нет. В эту «тишину» врываются «звуки-раздражители», подстегивающие психику зрителя, не дающие ни на минуту расслабиться и собрать мысли в кучу: только ощущения и эмоции ( даже не чувства). Единственное музыкальное сопровождение откладывается в памяти не столько своей неожиданностью, сколько различной реакцией героев фильма на музыку, что вызывает настоящий стресс.
Зомби, судя по отзывам, получились самым неудачным экспериментом режиссера. Страшно бестолковые и глупые: и чего это при таком могуществе они такие медлительные, так долго играют с наемниками в «кошки-мышки». Кроме того, они — «неправильные зомби»: их нельзя второй раз убить, они сами никого не едят и не превращают в зомби (хотя туманный намек на это все же прозвучал), — все убитые наемники так до конца фильма трупами и остались. Тем страшнее кажется суть этой «армии» то ли мертвецов, то ли душ: их жестокость не мотивирована, не доставляет им удовольствия, и даже бесцельна, ведь вермахт давно мертв. Зверство мертвых во славу мертвой империи, ставшее ненужной вечной профессией. И поневоле проводишь параллель с еще живыми профессионалами-наемниками. И те, и другие не нужны миру, ни реальному, ни потустороннему, только самим себе. Разница лишь в индивидуальности: зомби безлики, толпа, лицом которой является двуличное существо, на протяжении полутора часов вызывающее искреннюю жалость и сильное отвращение, отчего кажется больше, чем просто монстром. Зато каждый наемник – отдельная личность, черты которой зритель легко дорисовывает сам по короткой фразе, одному выразительному взгляду, незаметному жесту. И смерть каждой личности на фоне бессмертной мертвой армии вызывает ощущение конца света, как ни глупо это звучит.
К чему перечисляю все эти мелочи? Мелочи оказались хороши тем, что к кульминации фильма довели зрителя до состояния невосприимчивости страха. Возможно, свою роль в этом сыграла и невероятная примитивность финального боя, который мне лично показался пародией на догонялки в экранизации DOOM. И снова оказалось, что не зря самый «зрелищный» эпизод сделан так кустарно. Зритель расслабился, зомби — вповалку, всеобщее (на троих) ликование. Нелепость столь легкой победы вызывает сомнения в победе добра над злом, хотя финальный кошмар еще впереди, а зритель о нем не подозревает. И не зря сомневается.
Финал заставляет вспомнить Стивена Кинга, который заставлял своих героев справляться со злом и под занавес создавал угнетающую недосказанность. Но если мастер хоррора оставлял читателю хоть маленькую надежду этой недосказанностью: все же осталось еще последнее слово, то Баркер надежды не оставил: полная безнадега, поражение, ловушка в виде адской петли во времени и пространстве. А претензия на документальность при всей абсурдности сюжета делает финал еще более угнетающим и депрессивным.
Итог. Получив заряд адреналина в начале, перестав бояться к концу, я начала думать. Вообще слово «думать» для хоррора неприемлемо, чувствовать надо. Но финал «Адского бункера» вызывает мысли. Именно ради этого момента стоит смотреть фильм. Каждый, уверена, увидит что-то свое, поэтому не буду портить впечатление своими выводами. А многие вообще ничего, кроме малобюджетной работы, не увидят, потому что фильм на любителя. От себя этим любителям, дабы сделать ощущения острее, посоветую смотреть фильм в режиме объемного звука и в темноте. Эффект потрясающий.