Уважаемые фантлабовцы!
Я отступил от своих правил исключать в отзывах спойлеры и ссылки на сюжетные повороты. В этом отзыве они есть, пусть не в большом количестве, но все же есть. Поэтом, прошу вас, если вы еще не видели фильм «Край» и планируете его посмотреть, воздержитесь от чтения моих измышлений. Во-первых, испортите себе впечатление, во-вторых, возможно, будете подвержены негативному восприятию, так как мой отзыв далеко не хвалебный.
«Наши поезда самые поездатые поезда в мире.
Ни один из ихних поездов не сможет перепоездить
наших поездатых поездов.»
Копирайт якобы Н.Фоменко.
Помню фильмы начала 90-х, этакое новое русское кино. Его рецепт был как два пальца об асфальт: тупой сюжет про бандитскую жизнь, очень суровый герой, главная любовь сурового героя в виде какой-нибудь блондиночки с обязательным засветом некоторых мягких частей тела, в ту пору еще не подправленных рукой талантливого пластического хирурга, ну и злобный главзлодей – бандитский главарь или партаппаратчик, укравший все золото партии и золото Колчака одновременно.
Кто пребывал в этом времени в сознательном возрасте, наверняка помнят этот кинофеномен, когда наши режиссеры тупо подражали Голливуду, безжалостно копируя его не самые лучшие фильмы с поправкой на отечественный колорит и в силу предела умений. Без слез не взглянешь.
Но, чу… Прошло лет десять-пятнадцать и наконец-то наши родные отечественные киношники смело заявили: мы, б…, кино, б…, снимать умеем и не хуже, б…, американцев. И понеслась… Нашим, понимаешь, не хочется снимать тупые бездумные боевики, у нас душа тоньше, стремления выше и страсть жарче. А еще богатый внутренний мир и не менее богатая на события история.
И понеслась…
С пафосом, с крупной заявкой на победу, задолго до премьеры, нам заявили: ждите, братия и сестры, грядет новый фильм Алексея Учителя, заведомо гениальный «Край». Дождались. Пришел.
Осень 1945 года, контуженный Игнат (Машков) в солдатской гимнастерке и с темным прошлым гонщика на паровозах приезжает в вольный поселок Край, расположенный где-то в Сибири. Ему от жизни, в общем-то, не много надо – погонять на паровозе с максимальной скоростью. Карьера машиниста, которую он планирует начать по новой, тут же рушится из-за чисто людской зависти (как всегда, недоброжелатель подкрутил важную гайку). Но по слухам, где-то недалеко от поселения, на острове посреди бурной сибирской реки стоит забытый паровоз. Туда наш герой и направляется. На острове, он встречает чумазую женщину с берданкой, почти одичавшую, живущую в этом самом паровозе. Её зовут Эльза, она немка и уже лет 5 скрывается в лесах и по-русски, естественно, них ферштейн. Вдвоем (!) они восстанавливают мост через реку и на полной скорости, запустив парового коня, возвращаются в поселок.
Вот такая завязка для сюжета, растянувшегося почти на 2 часа экранного времени.
Фильм, по новой моде, популярно расскажет, что русские люди в поселке обыкновенное быдло, покажут эротическую сцену, а так же драку в женской бане, и, напоследок, в 1001 раз нам скажут, что НКВД – главное вселенское зло, а его представители сплошь изверги, спокойно стреляющие в детей и с легкостью расстреливающие их матерей из табельного оружия. Еще нас ждет классическое перерождение дикошарой Эльзы с по-дебильному не закрывающимся ртом, в красавицу рангом «ничё так, намана». Сколько можно?!
Ладно бы, это было кино про увлечение паровозами, ладно бы это было кино про быт вольного поселения, ладно бы оно было, в конце концов, про любовь! Фильм ни про что из вышеперечисленного. Как же так, скажут люди, посмотревшие отечественного выдвиженца на «Оскаровскую» номинацию, ведь все это присутствует в кадре! Ага, все это есть, но есть бессюжетно, эпизодически и, если честно, глуповато. Как вы смотрите на то, что с крыши дома начальника поселка, нагло, воруют железные листы и используют их в паровозном тюнинге? Учитель считает, что это вполне нормально, и что начальник поселка просто разведет руками и чего-то там пробухтит в усы, да и плюнет на все это. Зато паровоз получит «гламурную» косметическую обшивку красного цвета с кра-а-асивой надписью «Густав». Нет, конечно, он будет писать донос лично товарищу Сталину, любовно стирая с его бюста капли воды, стекающие с внезапно прохудившейся крыши. Или когда Игнат встречает первый раз Эльзу, всем смотрящим фильм ясно – тут будет любовь.
Каким еще избитыми сюжетными поворотами и эпизодами порадует нас режиссер? А, ну да, как я писал выше про НКВД, женщина пытается спасти своего ребенка, а герой Сергея Гармаша жестоко, с ярко выраженным цинизмом на физиономии, стреляет в бедную женщину. Очень эффектный кадр!
Вообще от Гармаша я ждал более тонкой игры. Не так давно в театре я смотрел «Вишневый сад» постановки Галины Волчек, вот там Гармаш, играющий Лопахина, блистал. Такого Лопахина я никогда в жизни не видел и вряд ли увижу. Но насколько обычным серым и больным на голову он был в «Крае». Актеру всегда «везло» на героев не от мира сего, с некоторой юродивостью. Так и здесь. Не знаю, может амплуа у него такое… Гармаш как Гармаш, в фильмах он всегда такой, колоритный, но однообразный.
Не радует и усатый Машков. Глазами зыркает, скажет — отрежет, сразу видать серьезный мужик. Принципиальный. Однако отдает боевую награду в обмен на листы железа для красивой обшивки паровоза. Он хорошо подходит на эту роль, может однообразие его вида вполне оправдано. Чего мы хотим от солдата вернувшегося с войны, не до любезностей и хиханек-хаханек. Но он не смог привнести жизни в роль. Она деревянная и подобна движущемуся роботу: где надо вздохнул, где надо покурил, где надо потискал, простите, титьки. В его Гоцмана из «Ликвидации» можно было верить, в его Игната из «Края» — нет.
Что касается исполнительницы главной женской роли Аньорки Штрехель (Эльза), которую якобы искали на эту роль по всей Германии, то главным её достижением стало перевоплощение из дикарки в приличную девушку. Актерской игры тут не много, и вся она заключается в перманентном уменьшении сажи и грязи на лице и отказа от замусоленных косичек в пользу распущенных волос.
Еще в фильме есть финальная погоня на поездах за злодеем, увозящим любимую женщину. То есть Машков гонится за тем самым Фишманом, естественно ставит рекорд скорости, спасает красавицу и от всей души шарахает спидометром (с застывшим на нем скоростным достижением) по башке злодея. Лепота! «Форсаж-5» однако, Голливуд плачет от зависти. Я искренне надеюсь, что с этих самых пор Российские железные дороги перестанут давать свои музейные экспонаты на поругание в отечественных блокбастерах. Хотя паровозы, конечно, красивы. Чувствуется мощь и скорость. Это, наверное, единственное достоинство фильма.
Еще с завидным постоянством нам показывают медведя. Нормального такого бурого упитанного мишку. По тому времени, которое уделено зверю, становиться понятно, что его появлением и блужданиями режиссер точно хотел что-то сказать. Только не ясно, что именно. Поэтому существует несколько версий:
А) Медведь олицетворяет свободный дух людей, живущих в поселке;
Б) Медведь олицетворяет непосредственно главного героя – Игната, его истинную сущность – дикость, бунтарство;
В) Медведь бродящий вокруг поселка показывает нам угрозу для местной общины исходящую от окружающего мира, как дикого, так и цивилизованного;
Г) Отсылка к «Единой России», но тогда вдвойне непонятен мишкин финал, за это можно и «партбилет на стол положить»;
Д) Нужно было оприходовать бюджет картины, а у режиссера есть знакомый дрессировщик;
Е) Учителю очень хотелось снять медведя. Просто снять, любит он медведей. Зрители сами домыслят, что это значит.
Искренне обидно, ведь фильм казался перспективным. На деле, мы получили очередную поделку, снятую с замахом на запад и в его подражание. Тут же вспоминается и хотиненковский «Поп» и михалковское «Предстояние», сейчас к ним добавился и учительский «Край».
Российский оскаровский комитет направил этот фильм претендентом на номинацию на «Оскар» как лучший иностранный фильм. Американские киноакадемики и так серьезно дискредитировали себя за последние годы, если еще и этот «шедевр» попадет хотя бы в номинацию, то дело будет совсем плохо. Вот если бы Игнат был геем, а Эльза – мужчиной и вторая героиня Софья тоже была бы мужчиной, воспитывающим маленького немого мальчика…
Глупая, дурацкая подделка с хорошим бюджетом.
Простите за мою резкость.