Ускользающая


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Мисс Марпл» > Ускользающая красота
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Ускользающая красота

Статья написана 21 октября 2010 г. 16:25

Трейси Шевалье, «Девушка с жемчужной сережкой»

Она слегка повернула голову, и каждый видит в её темно-зеленых глазах что-то свое. Свет, озаряющий её нежное личико, отражается от влажных пухлых губок и наполняет образ мягким сиянием. Безликий черный фон усиливает впечатление того, что перед нами — чистое золото в человеческом обличье.

Благодаря таланту Трейси Шевалье фон этот наполняется цветами, звуками и запахами мастерской художника и окружающего её города Делфта, а сама девушка поворачивается к нам целиком и сходит с холста в удивительно живой и правдоподобный мир, воссозданный воображением писательницы. Виды, запахи, звуки, повседневная жизнь — Шевалье проделала огромную работу и сумела описать город так, будто сама там побывала, и, что немаловажно, полностью погрузить туда читателя.

Автор очень любопытно описывает полотна Вермеера. Поклонники его таланта встретят на страницах книги много старых знакомых, а слыхать не слышавших о нем роман познакомит с работами великого художника и вдохновит на более близкое знакомство с его творческим наследием.

Да и сама обладательница жемчужной сережки предстает перед нами, как живая. Шевалье удалось очень точно передать саму суть девушки, чья душа навеки запечатлена на холсте талантливым живописцем. Образ Греты — самая большая удача романа, на которой держится его тонкое очарование. Грета — девушка небогатая и необразованная, но, несмотря на последнее, глупой её не назовешь. Не умея найти названия каким-то явлениям и не анализируя их, она с ходу понимает чувства, свои и других людей, умеет видеть окружающий её мир. Именно это помогает ей не погрязнуть в горах немытой посуды и невыглаженного белья, помогает ценить работы Вермеера, видеть их истинный смысл и вдохновлять их создателя.

Однако к банальном любовному треугольнику в стиле «он, его жена и его муза» роман не скатывается. Отношения героев строятся даже не на полутонах — на мельчайших оттенках этих тонов. Главное, что удалось уловить автору — непонимание, причину и корень всех бед. Непонимание женой художника, которую он любит, его творчества. Непонимание его чувств. До привычного «им суждено быть вместе, потому что их спутники им не подходят» Шевалье тоже не опускается — жених Греты очень проницателен и он-то как раз понимает все оттенки чувств своей возлюбленной. И в конце становится очень грустно, хотя другим финал и не мог быть — как жаль, что жизнь такая и изменить ничего нельзя...

Итог:Очень тонкий и лиричный роман, захватывающий с первой же страницы. Да, ближе к концу, когда становится понятно, к чему клонит автор, эмоциональное напряжение чуть спадает, и, несмотря на очень правдоподобные описания, все же слог Шевалье до выдающегося не дотягивает. Эти два момента ничуть не портят общее впечатление от книги, но и не позволяют поставить ей высший балл. Однако, «Девушка с жемчужной сережкой», пожалуй, лучший роман в популярной серии «Мона Лиза» (по крайней мере, из тех, что я читала).

Рекомендация: Высокая/очень высокая

Моя оценка:8,5/10

Издания: В «Моне Лизе» издатели прилепили развратно одетую деваху на обложку тонкой и лиричной, совершенно не пошлой, книги.>:-|>:-| Советую воздержаться, даже если вы собираете серию, и взять вариант в «ВинтаЖ»`е.

Экранизация:

«Девушка с жемчужной сережкой»(2003)

Режиссер:Питер Веббер

В ролях:Колин Фёрт , Скарлетт Йоханссон,  Том Уилкинсон, Джуди Парфитт , Киллиан Мёрфи

Насколько тонкий и деликатный роман написала Трейси Шевалье, настолько грубым и упрощенным получился его экранный вариант.  Конечно, перенести какую-то историю в совершенно другой формат, ничего при этом не изменив, невозможно.  Но то, что сценарист совершила с текстом книги, в корне меняет её суть, и вместо многогранной истории мы получаем прямой и простой любовный треугольник.

Есть у фильма и достоинства, не спорю. Решение стилизовать бытовые сцены под картины Вермеера довольно любопытно, музыкальное сопровождение органично, а костюмеры создали прямо-таки машину времени. Таким образом, выглядит и звучит фильм вполне достойно, хотя и тут не обошлось без своей ложки дегтя. Декорации строились к фильму о Венеции, поэтому при просмотре отделаться от ощущения небрежности создателей фильма не получается. На прекрасно описанный Шевалье Делфт денег, видимо, не хватило, поэтому нам покажут только один ряд на рынке, состоящий из трех лавок. И все. Ни квартала папистов, ни церквей, ни бурлящего запахами рынка, ни родной улицы Греты, ни площади со звездой мы, к сожалению, не увидим.

С этой же звездой связан и главный просчет сценариста. Просто переставить местами эпизоды повседневной жизни, потеряв часть из них по пути — неизбежная беда экранизаций подобного рода, фильму не особо вредящая, но финал коверкать не стоило. Многогранный эпизод с завещанием Вермеера, еще раз показывающий нюансы отношений Греты с мужем убрали вообще, а эмоциональную и страстную сцену выбора Гретой дальнейшего пути на площади заменили на истинно голливудское прощание через дверь. Аж зубы сводит от сахарности этого хода.

Однако, если бы недостатки фильма этим ограничивались, его еще можно было бы признать удачным. Основной его недостаток, к сожалению, ничем  не прикроешь. Он играет главную роль.

Скарлетт Йоханссон девушка, конечно, привлекательная, но её животный магнетизм актерского дарования не заменит. Такое чувство, что выражений лица у неё два — обычное («куколка») и хмурое (для любых сцен, требующих эмоциональной отдачи). Обаяние книги держится на прекрасно выписанном образе главной героини, а Скарлетт не то что сыграть, изобразить её не смогла (даже внешне она намного грубее и проще настоящей «Девушки»).

Остальные актеры справились, в целом, неплохо, хотя образ Марии Тинс и далек от первоисточника. Колину Фёрту и играть ничего не надо, ему достаточно просто появиться в кадре (что он с успехом и делает), а Эсси Дэвис, играющая Катарину, сумела передать саму суть своей героини. Пожалуй, она — главная удача фильма. Питера в фильме почти нет, так что в данном случае винить следует скорее опять-таки сценариста, нежели Килиана Мерфи.

Итог:Все же следует констатировать, что, несмотря на некоторые оригинальные находки, фильм лишь пытается имитировать книгу. И разница между ними та же, что между Йоханссон и настоящей натурщицей Вермеера. Будь на её месте актриса понежнее и поталантливее, экранизация была бы недурной. Так же — крайне слабенький фильм, и рядом не стоявший с оригиналом.

Моя оценка: 6/10





132
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение21 октября 2010 г. 19:07
Книгу не читал,но фильм и впрямь так себе.Если говорить о отношениях художника и музы,то «Призраки Гойи» Милоша Формана намного более меня впечатлили.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 октября 2010 г. 22:06
Мне тоже нравятся «Призраки», но по совершенно другой причине. Хотя другие его фильмы мне нравятся еще больше.


Ссылка на сообщение21 октября 2010 г. 19:12

цитата Мисс Марпл

Однако, «Девушка с жемчужной сережкой», пожалуй, лучший роман в популярной серии «Мона Лиза» (по крайней мере, из тех, что я читала).

У тебя еще Сара Уотерс впереди!
К лучшим автрам в серии я бы еще отнес Дж. Форда («Портрет миссис Шарбук» и «Год призраков»). Упс, увидел твою оценку за «Шарбук»... 8-)

Есть подозрение, что это лучший роман Шевалье. Хотя других не читал, что-то и не тянет.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 октября 2010 г. 22:05

цитата Sfumato

У тебя еще Сара Уотерс впереди!

Позади. Меня не особо впечатлило. 7, и то с натяжкой. А «Портрет» завлек аннотацией, а на деле, ИМХО, оказался пшиком.

цитата Sfumato

Хотя других не читал, что-то и не тянет.

Хочу «Даму с единорогом». Мне нравятся гобелены.
 


Ссылка на сообщение21 октября 2010 г. 22:49

цитата Мисс Марпл

Позади. Меня не особо впечатлило. 7, и то с натяжкой.

Ясно. Хотя я всегда советую для знакомства «Бархатные коготки»... «Тонкая работа» мне немного меньше нравится. Однако — хуже чем Робин Хобб?
 


Ссылка на сообщение22 октября 2010 г. 15:01
Да, безусловно (опять-таки ИМХО). Первый признак — я утомилась и хотела, чтобы это поскорее кончилось)
Потом я начала думать, что же привело меня к такому выводу. Подробнее в отзыве, но вкратце так: ничего оригинального. Как подделка под викторианское. Как фальшивка.
 


Ссылка на сообщение22 октября 2010 г. 15:20

цитата Мисс Марпл

ничего оригинального

Действительно оригинальных вещей вообще не так уж много... 8-)
«Тонкая работа» была в шортлисте Букера и шортлисте пемии Orange. Я не считаю роман сильно выдающимся, но подделка? В таком разе что же ты скажешь насчет Паллисера «Квинканкс», Фейбера «Багровый лепесток»...
 


Ссылка на сообщение22 октября 2010 г. 15:48
Я имела в виду, что она очень остроумно подделала викторианскую прозу, пестря отсылками к литературе того времени и обыгрывая некоторые штампы. Прям постмодернизм (почти). Но, в отличие от той же «Любовницы французского лейтенанта», написанной в похожем направлении, у Уотерс нет чего-то своего, что бы отличало именно её прозу. Ну да, лесбиянки. Но дело не в них. Любовь, на мой взгляд, у неё тоже не вышла, героини меня лично не особо захватили, вызывая какое-то омерзение.
И сам слог у неё тоже поддельный, она использует псевдовикторианскую стилистику, ту же, что и на сюжетном уровне, но самости у неё нет.
 


Ссылка на сообщение21 октября 2010 г. 22:55

цитата Мисс Марпл

Хочу «Даму с единорогом».

Ждем отзыва потом!
Обложка подозрительная — с голой барышней. Но вообще про гобелены — это может быть интересно. 8-)
 


Ссылка на сообщение22 октября 2010 г. 15:02
Обложка — очередной «шедевр» нашего книгоиздания. В оригинале там все очень пристойно.
 


Ссылка на сообщение26 октября 2010 г. 13:18
На форуме книжного магазина «Москва» мне ответили, что «Дама» будет издана в Моне Лизе в середине ноября. Надеюсь, там будет нормальная обложка.
 


Ссылка на сообщение26 октября 2010 г. 15:31
Да, вчера видел в дайджесте Эксмо. Точно не помню, но обложка вроде лучше предыдущей.

Ждем отзыва на «Тонкую работу«! Пусть и ругательного, все равно интересно. 8-)
 


Ссылка на сообщение26 октября 2010 г. 17:27
Он не ругательный, он просто не восторженный. Сначала на «Полную иллюминацию», я лучше могу сформулировать впечатления.
 


Ссылка на сообщение26 октября 2010 г. 18:22
Кстати, ты фильм видел?
 


Ссылка на сообщение26 октября 2010 г. 18:56

цитата Мисс Марпл

ты фильм видел?

Ни одного фильма по Саре Уотерс не смотрел, их несколько есть. Просто это телевизионные проекты, я их не люблю...

цитата Мисс Марпл

«Полную иллюминацию»

Давай. Только фильм смотрел. «Веселый» анекдот об Украине...
 


Ссылка на сообщение26 октября 2010 г. 18:58

цитата Sfumato

телевизионные проекты, я их не люблю...

Чего так? Бывают очень хорошие. Если не ошибаюсь, этот BBC, хотя бы отчасти, они плохо обычно не снимают.

цитата Sfumato

Только фильм смотрел.

Я тоже сначала фильм посмотрела, зря. Без книги вообще ни черта не понятно. Хотя и книга так себе.
 


Ссылка на сообщение26 октября 2010 г. 19:05

цитата Мисс Марпл

Чего так? Бывают очень хорошие.

Наверно бывают. Я на «Тонкую работу» трейлер посмотрел и как-то желание смотреть не возникло. Я вообще очень мало чего смотрю, кино меня не сильно привлекает. Особенно экранизации как правило заметно уступают книгам — так я лучше книг буду больше читать. 8-)
 


Ссылка на сообщение26 октября 2010 г. 19:06

цитата Sfumato

Я на «Тонкую работу» трейлер посмотрел и как-то желание смотреть не возникло.

У меня наоборот) Посмотрю фильм и сделаю отзыв, как здесь, сдвоенный.


⇑ Наверх