С некоторым запозданием предлагаю Вам обзор сентябрьского "Полдня". С этого раза хотел бы добавить краткие впечатления от публицистики, публикуемой в журнале.
-----
-----
Публицистика:
2. Виктор Ломака — Встроенный ограничитель — оценка 1
Лишь огромным усилием воли заставил себя дочитать данное эссе. Омерзительный и самодовольный текст не несёт ни одной интересной мысли, но сочится злобой, мизантропией, неуважением к читателю, да ещё изобилует такими словечками, как «в натуре», «на фиг», «просечь фишку» и т.д. Информация об авторе гласит, что это первая публикация Виктора Ломаки.
Пусть же она станет последней.
-----
1. Илья Кузьминов — Карманный справочник сельского туриста — оценка 3
Подобных ироничных сборников советов на просторах сети — мильон и маленькая тележка. В Ливжурнале, в Самиздате и ещё в тысяче мест. Они уже успели стать общим местом и мало кого удивляют. Всякие «100 советов тёмному властелину» и прочие. И, надо сказать, данная попытка мне показалась даже менее удачной, чем основная масса.
Подобные тексты получаются забавными, когда автор остроумно подмечает разные общие места того или иного жанра, обыгрывая расхожие штампы и стереотипные сюжетные ходы. Но в эссе Ильи Кузьминова я не могу выделить ни одной удачной находки.
-----
-----
Проза:
6. Александр Мазин — Пятый ангел — оценка 3
Прочитав рассказ сразу после покупки журнала, поставил 4 балла. Но, собрался оставить отзыв и понял, что мыслей по поводу "Пятого ангела" у меня в голове не осталось. Ни одной. Я его перечитал. И мыслей не прибавилось.
Идею автор спрятал глубоко, намекая, видимо, что умеет не только писать приключенческие многосерийки. По косвенным признакам можно понять (если Вам это надо), что речь идёт об апокалипсисе и раздаче каждому по заслугам. Но не нужно путать глубину и многослойность с мутностью и невнятностью текста. На этом фоне нет особой нужды критиковать стереотипных безликих героев и стиль «без претензий», когда автор за рассказ повторяет раз сто слово «дядька».
Поэтому после второго прочтения, оценка получилась ещё ниже.
-----
5. Дарья Беломоина — Цветы под водой — оценка 5
Сама идея рассказа мне понравилась. Образ мечтателей, которые не ведают о страданиях обитателей выдуманных миров, весьма впечатлил. Мне это показалось намёком на отношения любого писателя и его героев. Однако назвать «Цветы под водой» законченным произведением не получается. Отрывок, набросок, может быть глава романа или повести. Но не самостоятельный рассказ.
-----
4. Тим Скоренко — Удивительная история Эллы Харпер — оценка 6
Поначалу рассказ показался интересным и загадочным. Понравился гладкий слог, время действия и ожидание тайны.
Но в конечном итоге, по прочтении осталась лишь мысль, что рассказ «Похож на «Загадочную историю Бенджамина Баттона». Не слишком остроумное заключение, учитывая, что автор даже не пытается скрывать эту очевидную аналогию. Но больше сказать нечего. Конфликта не получилось, идея не впечатлила, а «Луна» — притянута за уши из грелочной темы.
Общий балл — 6 лишь за общее неплохое впечатление.
-----
3. Андрей Кокоулин — Сколько? — оценка 7
Рассказ произвёл очень двойственное впечатление.
С одной стороны мне очень понравилось содержание. Впечатлила идея, тема ответственности каждого за судьбу других людей. Захватил динамичный сюжет.
С другой стороны категорически не понравилась форма в которую автор облёк свои мысли. Стиль Кокоулина вызвал у меня просто аллергию какую-то, не раз заставляя морщиться. Как Вам, например, такой пассаж: «Вовка спал в своей маленькой кровати, смешно накрывшись кулачком. Я, конечно, с улыбкой на роже потрепал его по волосёнкам. Вова-рева.» Ужас какой. И такая смесь сюсюканья и просторечий заполняет весь текст.
И оценка получилась соответственная. Понравилось, но над стилем надо работать.
-----
2. Эльдар Сафин — Последний ковчег нах зюйд — оценка 7
Честно говоря, ожидал от рассказа большего. «Последний ковчег» ладно скроен и сшит без изъянов, но не предлагает нам совершенно ничего нового. Идея, мягко говоря, неоригинальна, а если честно — заезжена до дырок. Отовсюду торчат колёса всяких «Поездов в тёплый край» и более старых и почтенных представителей социальной фантастики.
Сюжет тоже не преподносит сюрпризов. Финал произведения очевиден с самого начала, хотя и призван быть неожиданным поворотом.
Тем не менее, читается рассказ легко и приятно, отрицательных эмоций не вызывает и на общем фоне смотрится неплохо, за что получает 7 баллов.
-----
1. Павел Амнуэль — Клоны — оценка 8
С этой повестью у меня произошла просто напросто фантастическая история. Удивительное совпадение или квантовое сцепление? Не знаю.
«Клоны» Амнуэля чудесным образом скоррелировали у меня с повестью Грега Игана «Синглетон», которую я прочёл одновременно с экрана. Полное совпадение тем двух произведений, к которым я одновременно пришёл совершенно разными путями, вбило меня в квантовый ступор. К счастью, несмотря на совпадение развиваемых идей, рассказывают повести совершенно о разном.
Читать «Клонов», пожалуй интереснее, зная физико-математическую подоплёку теории множественных миров и квантового сцепления. Однако, я, будучи учёным, но не технарём прекрасно понял, что к чему. Идея замечательна и очень перспективна. В ней есть потенциал хоть для любовного романа, хоть для философского трактата, хоть для политического триллера. Язык Амнуэля — гладкий и образный, а герои живые. Относительно слабым местом можно назвать сюжет повести, который мог бы быть и более обдуманным и чётким. Потому что середина очевидно провисает, создавая впечатление, что автор уже написал начало и конец, но не знает, как соединить одно с другим.
В любом случае повесть автору удалась. Ведь нынче крайне редко можно встретить настоящую НФ по-русски.
-----
В целом сентябрьский выпуск получился довольно удачным (7 из 10), а последним двум произведениям удалось обновить Мой рейтинг малой формы за 2010 год.