Сергей Джевага цикл Посох


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Melamori» > Сергей Джевага - цикл "Посох для чародея", или факир был пьян...
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Сергей Джевага — цикл «Посох для чародея», или факир был пьян...

Статья написана 1 октября 2010 г. 14:57

Что Вы ожидаете от книги фентези, когда впервые берете ее в руки? Суровых героев, идущих на невозможные подвиги? Яркие вспышки магического света? Черных злодеев, посягнувших на невинные жизни, или, может быть, ужасных чудовищ, глядящих багровыми глазами из тьмы? Крепкая дружба, верная любовь, предательства, коварство и надежда на спасение? Все это, конечно, как и в любой другой хорошей книге должно быть описано живо, захватывающе и достоверно… Прочитав две книги Сергея Джеваги из цикла «Посох для чародея» могу на все эти вопросы ответить жестким «И не надейтесь!». Фокус не удался.

Кажется, автор был прилежным учеником, знал наперечет все особенности книг фэнтези и с вдохновением, достойным лучшего применения, штамповал эти самые атрибуты в особо крупных размерах. Есть в этом моем обороте некая аллюзия к отчетам об уголовных делах фальшивомонетчиков. И действительно! Грозный маг на обложке, посох при нем, древние фентезийные расы в комплекте, война, угрожающая родным землям присутствует, конфликтная ситуация в социуме налицо. Аннотация, опять же, в меру героическая. И вот уже тянутся к этим книгам изголодавшиеся руки почитателей фентези. Надежда озаряет их лица. Может быть, это новый Толкиен, или, на худой конец, Пехов?

Но в процессе прочтения большинство из них понимают, что им подсунули то ли подделку, то ли поделку. Да… неумелую поделку неопытного автора. Посох для чародея, кажется, создан для разбора всех ошибок, когда либо допущенных МТА. Герои? Как всегда – трафаретки.  Старенькие, затертые трафаретные картинки, разукрашенные простенькими мотивациями, словно кислотными китайскими фломастерами. Их эмоции – лишь неверное отражение представлений автора о том, как должны себя вести эти самые персонажи в зачастую алогичных условиях.

Чего только стоит эпизод со зловещей деревней, который больше всего похож на отрывок из трешевого, но очень дешевого фильма ужасов. Обычно в них герои уходят в темный и недружелюбный лес по одиночке, ища предыдущего пропавшего товарища. Они громко зовут друга, освещая свой путь фонариком на слабых батарейках, а сзади, прячась в танцующей тени,  к ним уже подбирается вампир/демон/зомби/маньяк-убийца/Ктулху/неведомое и склизкое нечто (нужное подчеркнуть). Зачем ходить в заведомо опасное (да что там – проклятое) место, даже при условии некоторых материальных потребностей (им захотелось отдохнуть и пополнить запасы провизии) – загадка без ответа, которую разгадать не сможет даже сам автор.

Вообще, в миры Джеваги сложно влюбиться. Конечно, автор не ставил такой задачи, скорее наоборот нагнетал мрачную атмосферу приближающейся войны, но делалось это настолько нудно и однообразно, что потихоньку желание вчитываться во все эти описания печальной жизни сводится к нулю.

Отдельно стоит упомянуть затасканные «спецэффекты» книги. Автор определил для себя десяток оборотов, которые более менее подходят к той или иной ситуации и использовал их по тексту и в хвост и в гриву. Щебень при магических ударах стабильно осыпает героев, волны горячего воздуха прилежно бросают их наземь, ярость/ ледяное спокойствие охватывают персонажей с завидным постоянством во всех мало-мальски проблемных ситуациях.

Хороша была задумка изначально сделать героя тюфяком, а потом показать его развитие в полноценную личность. К сожалению, все, на что хватило автора – наполнение ГГ националистическим самосознанием в стиле «Все-то ты о России думаешь, Юрий Венедиктович. Золотой ты человееееек!».

Женщины у Сергея тоже отдельная статья. В книге они бывают в принципе двух видов – с кхм.. грудью и без. Причем именно грудью они в основном и давят на неокрепшую после полового созревания психику героя. Он идет на их эээ.. зов, как изголодавшаяся дворняга идет на запах домашнего жаркого, понимая, что на пороге дома ее наверняка пнут тяжелым сапогом по ребрам. Так и Эскер (ГГ) находясь в проклятом месте, с подозрительно зубатой дамочкой пускает слюни на ее прелести. И добро бы это был единичный случай. Все бабы поголовно в романе завлекают бедного могучего Серого Мага подобным подлым образом. Грабли и рояли раскиданы по сюжетным кустам с пугающей частотой, в лучших традициях современной русской фантастической литературы.

А еще… еще «кадавр жрал». В том смысле, что Главный герой постоянно чем-то смачно запихивается. Наверняка на авторской психике неблагоприятно сказалось воздействие литературных приемов Юрия Никитина в сочетании с постоянным ограничением собственного питательного рациона в реальной жизни.

Что же касается цельности цикла, то сложно сказать, какая из книг худшая. Имхо, они находятся на одном удручающе низком уровне. Читать, или не читать? – вот в чем вопрос. Ответ на него, кажется, вполне однозначен и отрицателен. Но цикл имеет толпы поклонников, хотя они юны, неопытны и непритязательны. Единственное, за что действительно стоит похвалить Сергея Джевагу – тонкое понимание потребностей целевой читательской аудитории и безошибочный ее выбор в соответствие со своим писательским уровнем. Кесарю кесарево.





136
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение1 октября 2010 г. 16:25
Плюс второй книги в том, что из-за неё я зарегистрировался на твоём сайте :-)
А все (почти :-)) недостатки можно было устранить удачной концовкой... но, увы! А ты, наверное, и третью книгу уже прочитала?..
З.Ы. Никак не пойму почему твой отзыв мне напоминает заметку Скади о М.Фрай, хм, мистика... %-\
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 октября 2010 г. 16:29
Упомянутую заметку не читала. Вероятно Макс там обвинялся в обжорстве. Само по себе это не является большим минусом, но в совокупности... К Фраю у меня тоже есть претензии, если что, но все же Хроники и Лабиринты — мои любимые книги не просто так. Уровень Фрая и Джеваги не сравним.
Я уже и часть четвертой прочитала. Не очень, если честно. Но мы продолжаем работать...


Ссылка на сообщение1 октября 2010 г. 16:42
Соавтор? или просто шероховатости подчищаешь?

Не в обжорстве, не. Там про панков :-))) На МОСКе вчера почитал.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 октября 2010 г. 16:49

цитата

Соавтор?

Я же не перенесу если на обложке появится мое честное имя... Только шероховатости...

цитата

На МОСКе вчера почитал

Ааа... Ясно.
 


Ссылка на сообщение2 октября 2010 г. 00:20
А в асфальт закатывать не пробовали? Шероховатостей точно станет меньше.
 


Ссылка на сообщение2 октября 2010 г. 00:23
:-)))

Да вы, батенька, садист...
 


Ссылка на сообщение2 октября 2010 г. 00:26
Нет, я не садист. Мне просто иногда тоже приходится редактировать МТА. Сегодня, например...
 


Ссылка на сообщение2 октября 2010 г. 00:39
Одно другому не мешает)))
...мяХшэ надо к людЯм, мяХшэ (с)
 


Ссылка на сообщение2 октября 2010 г. 00:43
Андрей, ты просто мало текстов на своем веку откорректировал, подозреваю... ;-)
Когда за плечами тысяча страниц А4 12м шрифтом, доброта становится необязательным критерием...
 


Ссылка на сообщение2 октября 2010 г. 00:53
А вот объясните мне, ради чего вы на такое подписываетесь? По доброте душевной?
Так ведь известно, куда добрыми намерениями дорога... мнэ... заасфальтирована.
 


Ссылка на сообщение2 октября 2010 г. 00:56
Если бы мы были истинно добрыми, мы бы посоветовали автору не писать, а читателю не читать. Безапелляционно бы посоветовали. Вот такие добрые намерения действительно приводят все знают куда...
А мы просто выдаем объективно-субъективную оценку. Люди в этом нуждаются. Или думают, что нуждаются. Ну и мы, Бальзаки-критики пар спускаем и находим своему аналитическому уму хоть какое-то применение. 8-)
 


Ссылка на сообщение2 октября 2010 г. 01:01

цитата Melamori

Вот такие добрые намерения действительно приводят все знают куда...

ПМСМ, всё обстоит как раз с точностью до наоборот.
 


Ссылка на сообщение2 октября 2010 г. 00:56
Понимаешь, Андрей, откажусь я — другой подпишется. А книгу всё равно издадут. И кто-то всё равно её будет читать, а потом сам захочет в писатели податься. Так пусть хотя бы на русском языке её прочитает.
 


Ссылка на сообщение2 октября 2010 г. 01:00
Собственно что-то в таком роде я и ожидал услышать. А потом фанаты будут доказывать: «А он не так уж и плох».
 


Ссылка на сообщение2 октября 2010 г. 01:03
Ты еще припомни эпическую битву по поводу достоинств произведений Анны Тьмы. Только вот на стороне критиков в данном случае факты, а на стороне защитников, как правило, досужие домыслы. Да, я и могу признать, что хотя бы парочка замечаний в рецах обычно не являются абсолютной истинной в последней инстанции, и их можно оспорить. Но уровень произведения от этого не поднимается. Точно в рекламе сока: «Как ни крути».
 


Ссылка на сообщение2 октября 2010 г. 01:38
А почему бы и не припомнить?
В следующий раз Анна, как умный человек, отдаст текст продолжения Сергею, а потом некто, скажем... мнэ... Горислава, будет вполне обоснованно указывать: «Видите, как она растёт над собой?» А крыть-то и нечем.
 


Ссылка на сообщение2 октября 2010 г. 02:01
Если Анна отдаст кому-то из нас текст на коррекцию, неизвестно, кто заплачет первым..
То ли я от умиления, то ли Анна от отчаяния...
 


Ссылка на сообщение2 октября 2010 г. 01:05
А у кого, спрашивается, в подписи сказано: «Делай, что должно...»? Вот и делаю. Хотя и знаю, что будет.
 


Ссылка на сообщение2 октября 2010 г. 00:54
Я вот только одного понять не могу: кто сказал этим ребятам, что они — писатели? То есть, я верю, что именно так и сказали, но кто? Какая сволочь разбудила Герцена? (с)
 


Ссылка на сообщение2 октября 2010 г. 00:57
Сами себе и сказали. Вот, Сергей Джевага, например, прочитал книгу Никитина «Как стать писателем» и подумал, что действительно им стал. Кстати книжечка-то так себе, по правде сказать... Больше вреда, чем пользы молодым, неокрепшим, но творческим умам.
 


Ссылка на сообщение2 октября 2010 г. 01:09
Молодец, между прочим, что хоть какую-то книжку прочитал. Мои парни, похоже, и букварь-то ниасилили. Вот, давеча, читаю: «биоциноз». Ну, блин, если хочешь выпендриться умным словом, так посмотри сначала, как оно пишется!
 


Ссылка на сообщение2 октября 2010 г. 01:24
Мне, как биологу смешно вдвойне))) Сочувствую...
 


Ссылка на сообщение2 октября 2010 г. 00:33

цитата Нил Аду

А в асфальт закатывать не пробовали?

:-))) :-)))
Это последний довод, если моя тонкая душевная организация не вынесет надругательства. До Луганска не так уж и далеко...
 


Ссылка на сообщение2 октября 2010 г. 00:38

цитата Melamori

До Луганска не так уж и далеко..

:-)))
Каждая сотня метров приобретает особое значение, если едешь на асфальтовом катке.


Ссылка на сообщение1 октября 2010 г. 17:48
Это все, конечно, замечательно. И я, кроме шуток, люблю читать ругательные рецензии на творения всяких МТА. Но, позвольте спросить, зачем вы все это читаете, да еще потом за продолжение беретесь, если знаете, что это полная фигня?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 октября 2010 г. 17:53
Очень правильный вопрос. Позвольте сделать некоторый экскурс в иторию моего общения с автором. Обычно я читаю 25-40% плохой книги. На большее моего запала не хватает. Потом либо пишу отзыв (сейчас 4 таких произведения на фантлабе мною рассмотрены), либо просто выкидываю из головы как страшный и муторный сон. И, конечно же, продолжение не читаю, ни в коем случае.
Но с Джевагой у меня другая история. Каким-то образом он нашел меня на просторах инета и попросил дать его произведениям (Тотему Козерога и Охоте на хранителя) объективные оценки. Дала. Мало не показалось, но мою манеру критики он почему-то оценил. Теперь попросил вычитать и подправить новые книги цикла «Посох для чародея». Читаю, корректирую. Но держать в себе уже не могу. Так что поделилась с народом. :-)))


⇑ Наверх