Что Вы ожидаете от книги фентези, когда впервые берете ее в руки? Суровых героев, идущих на невозможные подвиги? Яркие вспышки магического света? Черных злодеев, посягнувших на невинные жизни, или, может быть, ужасных чудовищ, глядящих багровыми глазами из тьмы? Крепкая дружба, верная любовь, предательства, коварство и надежда на спасение? Все это, конечно, как и в любой другой хорошей книге должно быть описано живо, захватывающе и достоверно… Прочитав две книги Сергея Джеваги из цикла «Посох для чародея» могу на все эти вопросы ответить жестким «И не надейтесь!». Фокус не удался.
Кажется, автор был прилежным учеником, знал наперечет все особенности книг фэнтези и с вдохновением, достойным лучшего применения, штамповал эти самые атрибуты в особо крупных размерах. Есть в этом моем обороте некая аллюзия к отчетам об уголовных делах фальшивомонетчиков. И действительно! Грозный маг на обложке, посох при нем, древние фентезийные расы в комплекте, война, угрожающая родным землям присутствует, конфликтная ситуация в социуме налицо. Аннотация, опять же, в меру героическая. И вот уже тянутся к этим книгам изголодавшиеся руки почитателей фентези. Надежда озаряет их лица. Может быть, это новый Толкиен, или, на худой конец, Пехов?
Но в процессе прочтения большинство из них понимают, что им подсунули то ли подделку, то ли поделку. Да… неумелую поделку неопытного автора. Посох для чародея, кажется, создан для разбора всех ошибок, когда либо допущенных МТА. Герои? Как всегда – трафаретки. Старенькие, затертые трафаретные картинки, разукрашенные простенькими мотивациями, словно кислотными китайскими фломастерами. Их эмоции – лишь неверное отражение представлений автора о том, как должны себя вести эти самые персонажи в зачастую алогичных условиях.
Чего только стоит эпизод со зловещей деревней, который больше всего похож на отрывок из трешевого, но очень дешевого фильма ужасов. Обычно в них герои уходят в темный и недружелюбный лес по одиночке, ища предыдущего пропавшего товарища. Они громко зовут друга, освещая свой путь фонариком на слабых батарейках, а сзади, прячась в танцующей тени, к ним уже подбирается вампир/демон/зомби/маньяк-убийца/Ктулху/неведомое и склизкое нечто (нужное подчеркнуть). Зачем ходить в заведомо опасное (да что там – проклятое) место, даже при условии некоторых материальных потребностей (им захотелось отдохнуть и пополнить запасы провизии) – загадка без ответа, которую разгадать не сможет даже сам автор.
Вообще, в миры Джеваги сложно влюбиться. Конечно, автор не ставил такой задачи, скорее наоборот нагнетал мрачную атмосферу приближающейся войны, но делалось это настолько нудно и однообразно, что потихоньку желание вчитываться во все эти описания печальной жизни сводится к нулю.
Отдельно стоит упомянуть затасканные «спецэффекты» книги. Автор определил для себя десяток оборотов, которые более менее подходят к той или иной ситуации и использовал их по тексту и в хвост и в гриву. Щебень при магических ударах стабильно осыпает героев, волны горячего воздуха прилежно бросают их наземь, ярость/ ледяное спокойствие охватывают персонажей с завидным постоянством во всех мало-мальски проблемных ситуациях.
Хороша была задумка изначально сделать героя тюфяком, а потом показать его развитие в полноценную личность. К сожалению, все, на что хватило автора – наполнение ГГ националистическим самосознанием в стиле «Все-то ты о России думаешь, Юрий Венедиктович. Золотой ты человееееек!».
Женщины у Сергея тоже отдельная статья. В книге они бывают в принципе двух видов – с кхм.. грудью и без. Причем именно грудью они в основном и давят на неокрепшую после полового созревания психику героя. Он идет на их эээ.. зов, как изголодавшаяся дворняга идет на запах домашнего жаркого, понимая, что на пороге дома ее наверняка пнут тяжелым сапогом по ребрам. Так и Эскер (ГГ) находясь в проклятом месте, с подозрительно зубатой дамочкой пускает слюни на ее прелести. И добро бы это был единичный случай. Все бабы поголовно в романе завлекают бедного могучего Серого Мага подобным подлым образом. Грабли и рояли раскиданы по сюжетным кустам с пугающей частотой, в лучших традициях современной русской фантастической литературы.
А еще… еще «кадавр жрал». В том смысле, что Главный герой постоянно чем-то смачно запихивается. Наверняка на авторской психике неблагоприятно сказалось воздействие литературных приемов Юрия Никитина в сочетании с постоянным ограничением собственного питательного рациона в реальной жизни.
Что же касается цельности цикла, то сложно сказать, какая из книг худшая. Имхо, они находятся на одном удручающе низком уровне. Читать, или не читать? – вот в чем вопрос. Ответ на него, кажется, вполне однозначен и отрицателен. Но цикл имеет толпы поклонников, хотя они юны, неопытны и непритязательны. Единственное, за что действительно стоит похвалить Сергея Джевагу – тонкое понимание потребностей целевой читательской аудитории и безошибочный ее выбор в соответствие со своим писательским уровнем. Кесарю кесарево.