Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Melamori» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 5 октября 2010 г. 01:10

Анна Тьма — Белое пламя

Для каждой книги, сколь плоха бы она ни была, всегда можно найти доброе слово. После тщательного поскребания по сусекам, мною все-таки была обнаружена эта ложка меда в бочке… кхм.. ну, пускай, дегтя. Задумка была хороша. Нет, действительно, прочитав в свое время каких-то два-три процента, я приободрилась. Достаточно молодой и симпатичный мужчина, повидавший жизнь, но не утративший к ней вкуса, герой войны, маг, ветеран, он возвращается домой после кровопролитных боев и не жаждет славы и почестей. Он просто хочет жить полноценной жизнью. Начиналось все за здравие. Но у молодого и талантливого автора Анны были свои коварные планы на судьбу многострадального героя.

Столько пафоса можно обнаружить только в инаугурационной клятве очередного президента США. Он конденсируется в диалогах, кристаллизируется в авторской речи, и падает кирпичами высококонцентрированного возвышенной патетики прямо на темечко неподготовленному читателю. Пафос густо замешан на слезоточивой романтике. Эта смесь мешает продираться сквозь лексически бедный текст, лишенный прелести большинства литературных приемов, и песком скрипит на зубах. Читать более, чем неприятно. Ален (ГГ) страдает. Белое пламя, воин из воинов, убивший людей больше, чем вы комаров за всю свою жизнь, томится и страдает. Страдает он настолько неестественно, настолько напоказ, что возникают сомнения, как в половой принадлежности ГГ, так и в адекватности автора. Зато в половой принадлежности автора не возникает никаких сомнений. Так описать бесконечные разборки и выяснения отношений, могла только девушка, зачитывающаяся любовными романами.

Психологической достоверности нет, как таковой. Портрет главного героя, нарисованный Анной возможен только в ночных кошмарах психиатра, специализирующегося на параноидальной шизофрении. Никакой внутренней целостности, содержательной борьбы, никакой изюминки. Нудно. Очень нудно. «Белла томилась. Белла томилась четвертую книгу подряд.» Стало интересно, у автора все нормально с установлением причинно-следственных связей в объективной реальности? Ибо почитав роман, я вынуждена была отказать писательнице в этой способности. Здравый смысл в отъезде, логика в панике, психика набекрень. Мужик, который похоронил всех друзей и братьев, половину из которых он собственноручно добивал, чтоб не мучались, матерый дембель, вместо того, чтобы стать черствым, жестоким и уравновешенным, или вовсе с ума съехать, играет на дудочке, оплакивает свою судьбу, и придается прочим сантиментам.

Очень неудачно и дико смотрится попытка Анны создать оригинальный набор имен. Рядом с именами фэнтезийными, имена из нашего мира, славянские имена, смотрятся мм… по своему колоритно, но и не менее ужасно.

Логика тоже пострадала от писательского гения молодого и талантливого автора. Уже через десяток процентов я смотрела на повествование большими, как у собак из «Огнива» глазами. На уме крутился только один вопрос: «Зачем?!». Зачем персонажи так говорят, зачем они так действуют!? Кстати, действие в романе в основном состоит из драк, подготовок к дракам и зализывания ран, полученных в драках. Все это тщательно пересыпано страданиями и томлениями героя (а как же без них!?), его внезапно вспыхнувшей любовью и отказом от нее, его широкими жестами и добрыми делами. В общем и целом, герой ведет себя как несформировавшийся морально подросток. Претензия на изображение матерого ветерана магических войн провалилась с треском и грохотом. Вроде бы позже появляется объяснение автора, что все идет пучком, и так все и задумывалось. Но даже с этим пояснением читать книгу практически невозможно.

Признаться честно, дочитать опус про Белое Пламя до конца мне было не суждено. Даже не знаю, кому можно эту книгу посоветовать. Пожалуй, целевой аудиторией, достойной творения Анны Тьмы станут девочки 14-15 лет, первый раз в жизни взявших фантастику в руки, а до этого зачитывающихся лишь любовными романами.

Как-то так, господа…


Статья написана 5 октября 2010 г. 01:06

Процесс поиска книги на «почитать» у разных людей проходит по-разному. Некоторые охотятся за книгами, будто на сафари, продираясь среди джунглей аннотаций и рецензий. Некоторые загребают электронные файлы полными горстями, словно мелкую прибрежную гальку в надежде найти среди серых камушков куриного божка со сквозной дырочкой в каменном брюшке. За мной книги бегают сами.

«Девочка, которая любила играть со спичками» бросилась на меня диким голодным зверем, коварным охотником за умственным здравием внимательного своего читателя. Я встретила ее распростертыми объятиями.

Основа книги – витраж из осколков мутного разноцветного стекла, который собирается постепенно, на протяжении всего романа, являя нам в итоге тошнотворную, но по-своему притягательную картину.

Суси называют мастером психологической драмы. Я бы назвала его мастером умеренного сумасшествия, ибо мастера психологии склонны чаще описывать нюансы непатологических, или условно патологических человеческих отношений с окружающим миром. Здесь автор просто вскрывает гигантский нарыв в недрах человеческой души, назревший под гнетом непереносимых обстоятельств. Вскрывает, надо заметить, хирургическим ланцетом – точными уверенными движениями, изливая желтоватый гной в чернильницу для своего писательского пера. Вероятно, именно этот момент дал возможность некоторым критикам сравнивать творчество Суси с творчеством Стивена Кинга.

Все почему-то говорят, что роман написан от лица психически нездорового человека. И только мне кажется, что главная героиня является одним из самых нормальных человеческих существ, которых я когда-либо встречала, где бы то ни было – в литературе, или в реальной жизни. Необходимо обладать невероятно устойчивым разумом, чтобы самого рождения прибывая в тех условиях, которые для нее заботливо создал ненормальный (вот тут вопросов не возникает) отец, изо всех сил стараться возвести бастионы хоть какой-то логики. Девушка пытается упорядочить сумасшедший мир, окружающий ее, привести цепь событий в соответствие хоть с какими-то законами — и все это при помощи гибкого детского разума, для которого правила внешнего мира значат так мало. Полная социальная изоляция, наслоенная на неадекватное поведение отца и явную умственную отсталость брата, в итоге меняют ее психику, однако оставляя Алисе значительную долю здравомыслия.

Не зная, о чем стоит писать в своей «книге заклинаний», даже не предполагая, что может быть интересно случайному читателю, она изливает на страницы свободный поток сознания. Эта бурная река с множеством гиблых омутов и водоворотов срывает многие значительные плотины вашего разума. Интуитивно стремясь отторгнуть чужеродный образ мышления, Вы против воли, увлеченные странноватым слогом дневника главной героини, все же его понимаете.

От фантастики книге досталась, пожалуй, невероятность стечения обстоятельств жизни героини и последствия этого стечения. В целом, у романа есть нечто общее с жанром магического реализма, только вывернутого наизнанку, «если вы понимаете, о чем я толкую» (с).

В книге достаточно мерзостей, противоестественных отношений и прочих проявлений ущербной психики, которые действуют подобно резонатору, вколачивая в ваш мозг чувства отвращения, неприятия и … безмерной жалости.

Я не могу сказать однозначно, какую цель и идею преследовал Гаетан Суси, создавая эту книгу. Существующие предположения слишком зыбки, и посему решение по этому вопросу я предоставляю каждому читателю персонально. Единственное, что, пожалуй, стоит вынести из рецензии – книга отвратительна по своей сути. Но прочтения достойна. Без сомнений.


Статья написана 5 октября 2010 г. 01:01

Карина Шаинян — Долгий путь на Бимини

Рекомендации Лукьяненко, да и любые другие фамилии известных авторов рядом с их менее известными коллегами на обложках книг всегда меня настораживали. Обычно это попахивает хорошими рекламными ходами издательств, франчайзингом и прочими премудростями маркетинга. Сложно понять, в таком случае, что заставило меня взяться за эту книгу. Может быть, тому виной было романтичное название, или фамилия молодого, но перспективного автора, который уже был отмечен наградой за лучший дебют? В любом случае, книга прочитана, и я ни капельки об этом не жалею.

Понравилась мне легкая сумасшедшинка, бросающаяся в глаза — это балансирование на грани нормы и бреда придает роману приятную пикантность и заставляет читателя помимо воли принять многие нюансы и детали как должное. Понравился мир — живой, неуловимый. Нам тяжело понять полностью его законы, но тем интереснее снова и снова принимать от Вселенной Бимини сюрпризы в подарок.

Понравились странные, яркие, живые персонажи. Каждый из них хранит свою маленькую тайну, каждому из них предстоит с ней расстаться. Здесь нет отрицательных героев, как нет и положительных. Все они десятилетиями (а некоторые и столетиями) лелеют свои трагедии — потерю волшебного острова Бимини. Бимини — не просто остров с источником вечной жизни. Бимини это Цель, сумевшая согреть сердца, Бимини это воплощение пламени любви и ветра приключений.

Хорош простой, незамысловатый сюжет. Его схематичность и предсказуемость является неотъемлемым атрибутом любой правильной сказки.

Но больше всего понравилась потрясающее умение автора передать атмосферу портовых городов, далеких жарких стран, морских путешествий. Выбеленные жарким солнцем и солью, паруса авторского слога несли меня по волнам повествования, преисполняя меня благодарностью Карине Шаинян за доставленное мгновения удовольствие. Дебютный роман удался на славу.

Многие уличат Элли — главную героиню книги — в нерешительности, мягкости, тусклости. Но не всем суждено родиться героями. Элли — просто маленькая девочка, которая пытается найти свое место в жизни. Попытки эти, сначала вялые и безрезультатные, становятся все более настойчивыми и умелыми под воздействием разных факторов. Элли влюбляется, Элли осознает Цель, и, собрав все внутренние силы в кулак, дает отпор всем людям, стоящим на ее пути.

Зловещий образ доктора Карераса обрастает эмоциями и чувствами, становится более человечным. Вечная жизнь без возможности любить превращается в существование. Разве это не лучшая мораль для доброй сказки?

Да, это сказка для взрослых людей, позабывших о сладостном ветре приключений. Сказка-напоминание о том, что все могло бы быть иначе. Сказка о выборе Своего Пути и о награде, которая ожидает каждого усталого путника, нашедшего свой остров Бимини.


Статья написана 2 октября 2010 г. 02:55

На нашем сайте злобного чернокнижия пиратства, помимо собственно чернокнижия пиратства есть тихий и уютный раздел Прозы, где теплая компания творческих людей, не претендующих на профессиональные лавры, развлекается литературными экзерсисами. Решила поделиться одним начинанием и с немногочисленными читателями своей авторской колонки. Вероятность того, что этот любительский проект заинтересует столь взыскательную публику невелика, но все же моя работа в этом проекте, как менеджера по связям с общественностью, обязывает меня ознакомить с ним всех возможных любопытных людей, которым небезразлична литература.

Вашему вниманию представляется пародийный литературный проект "Я люблю Вас, мистер V."
Идея его состоит в написании многими авторами сюжетных рассказов, действие которых происходит в одном старом отеле. Связки между рассказами создаются авторами проектов. В итоге мы получим связный сюжет по принципу четырех комнат.
Любой желающий может поучаствовать в данном интерактивном проекте, и, руководствуясь несложными правилами, написать историю своей таинственной комнаты!
1. Все действие происходит в отеле «Хостел-Люкс», возможно в номере, возможно в одном из общественных помещений.
2. В рассказе хотя бы мельком должен появиться главный герой — ночной портье-вампир Тед.
3. Появляется или нет в рассказе блондинка Бэлла, остается на усмотрение автора.
4. Главными действующими лицами рассказа могут являться люди, магические существа, нежить, роботы или инопланетяне, остается на усмотрения автора.
5. Все персонажи, так или иначе появлявшиеся в предыдущих главах, могут быть использованы, как проходные, для создания более объемного сюжета.
6. Если автор не хочет, чтобы кто-то из его персонажей был в дальнейшем использован другими авторами, он должен предупредить об этом сразу, чтобы мы могли опубликовать это условие своевременно.
7. Желательно (но не обязательно), чтобы объем рассказа не превышал 25 000 знаков.
8. Редакционная коллегия проекта оставляет за собой право отклонить историю или разместить ее в любой части общего текста. Поэтому просим авторов не обижаться, если их творения не появятся в обновлениях немедленно.


Ссылка на проект.
К данной статье прилагается файл с имеющимися по проекту наработками и иллюстрациями. Комментарии и критика осиливших приветствуются.

Файлы: Ja_lubly_Vas_mister_V.doc (832 Кб)
Статья написана 1 октября 2010 г. 14:57

Что Вы ожидаете от книги фентези, когда впервые берете ее в руки? Суровых героев, идущих на невозможные подвиги? Яркие вспышки магического света? Черных злодеев, посягнувших на невинные жизни, или, может быть, ужасных чудовищ, глядящих багровыми глазами из тьмы? Крепкая дружба, верная любовь, предательства, коварство и надежда на спасение? Все это, конечно, как и в любой другой хорошей книге должно быть описано живо, захватывающе и достоверно… Прочитав две книги Сергея Джеваги из цикла «Посох для чародея» могу на все эти вопросы ответить жестким «И не надейтесь!». Фокус не удался.

Кажется, автор был прилежным учеником, знал наперечет все особенности книг фэнтези и с вдохновением, достойным лучшего применения, штамповал эти самые атрибуты в особо крупных размерах. Есть в этом моем обороте некая аллюзия к отчетам об уголовных делах фальшивомонетчиков. И действительно! Грозный маг на обложке, посох при нем, древние фентезийные расы в комплекте, война, угрожающая родным землям присутствует, конфликтная ситуация в социуме налицо. Аннотация, опять же, в меру героическая. И вот уже тянутся к этим книгам изголодавшиеся руки почитателей фентези. Надежда озаряет их лица. Может быть, это новый Толкиен, или, на худой конец, Пехов?

Но в процессе прочтения большинство из них понимают, что им подсунули то ли подделку, то ли поделку. Да… неумелую поделку неопытного автора. Посох для чародея, кажется, создан для разбора всех ошибок, когда либо допущенных МТА. Герои? Как всегда – трафаретки. Старенькие, затертые трафаретные картинки, разукрашенные простенькими мотивациями, словно кислотными китайскими фломастерами. Их эмоции – лишь неверное отражение представлений автора о том, как должны себя вести эти самые персонажи в зачастую алогичных условиях.

Чего только стоит эпизод со зловещей деревней, который больше всего похож на отрывок из трешевого, но очень дешевого фильма ужасов. Обычно в них герои уходят в темный и недружелюбный лес по одиночке, ища предыдущего пропавшего товарища. Они громко зовут друга, освещая свой путь фонариком на слабых батарейках, а сзади, прячась в танцующей тени, к ним уже подбирается вампир/демон/зомби/маньяк-убийца/Ктулху/неведомое и склизкое нечто (нужное подчеркнуть). Зачем ходить в заведомо опасное (да что там – проклятое) место, даже при условии некоторых материальных потребностей (им захотелось отдохнуть и пополнить запасы провизии) – загадка без ответа, которую разгадать не сможет даже сам автор.

Вообще, в миры Джеваги сложно влюбиться. Конечно, автор не ставил такой задачи, скорее наоборот нагнетал мрачную атмосферу приближающейся войны, но делалось это настолько нудно и однообразно, что потихоньку желание вчитываться во все эти описания печальной жизни сводится к нулю.

Отдельно стоит упомянуть затасканные «спецэффекты» книги. Автор определил для себя десяток оборотов, которые более менее подходят к той или иной ситуации и использовал их по тексту и в хвост и в гриву. Щебень при магических ударах стабильно осыпает героев, волны горячего воздуха прилежно бросают их наземь, ярость/ ледяное спокойствие охватывают персонажей с завидным постоянством во всех мало-мальски проблемных ситуациях.

Хороша была задумка изначально сделать героя тюфяком, а потом показать его развитие в полноценную личность. К сожалению, все, на что хватило автора – наполнение ГГ националистическим самосознанием в стиле «Все-то ты о России думаешь, Юрий Венедиктович. Золотой ты человееееек!».

Женщины у Сергея тоже отдельная статья. В книге они бывают в принципе двух видов – с кхм.. грудью и без. Причем именно грудью они в основном и давят на неокрепшую после полового созревания психику героя. Он идет на их эээ.. зов, как изголодавшаяся дворняга идет на запах домашнего жаркого, понимая, что на пороге дома ее наверняка пнут тяжелым сапогом по ребрам. Так и Эскер (ГГ) находясь в проклятом месте, с подозрительно зубатой дамочкой пускает слюни на ее прелести. И добро бы это был единичный случай. Все бабы поголовно в романе завлекают бедного могучего Серого Мага подобным подлым образом. Грабли и рояли раскиданы по сюжетным кустам с пугающей частотой, в лучших традициях современной русской фантастической литературы.

А еще… еще «кадавр жрал». В том смысле, что Главный герой постоянно чем-то смачно запихивается. Наверняка на авторской психике неблагоприятно сказалось воздействие литературных приемов Юрия Никитина в сочетании с постоянным ограничением собственного питательного рациона в реальной жизни.

Что же касается цельности цикла, то сложно сказать, какая из книг худшая. Имхо, они находятся на одном удручающе низком уровне. Читать, или не читать? – вот в чем вопрос. Ответ на него, кажется, вполне однозначен и отрицателен. Но цикл имеет толпы поклонников, хотя они юны, неопытны и непритязательны. Единственное, за что действительно стоит похвалить Сергея Джевагу – тонкое понимание потребностей целевой читательской аудитории и безошибочный ее выбор в соответствие со своим писательским уровнем. Кесарю кесарево.





  Подписка

Количество подписчиков: 23

⇑ Наверх