Все отзывы на произведения Юрия Долгушина
Отзывы (всего: 12 шт.)
Рейтинг отзыва
Юрий Долгушин «Генератор чудес»
Newalex77, 7 августа 18:53
Радиолюбитель — это я (1962 гр). В городе (Конкретно: Обнинск — атомоград) практически невозможно было «подписаться» на журнал «Радио». Но бабушка моя любимая из деревни умудрялась оформляла мне подписку на мой городской адрес. Поэтому атмосфера книги близка. Книга в мою молодость почему-то прошла мимо меня, хотя я тогда читал все, что хоть слегка относилось к грифу «НФ». С сегодняшних позиций: книга слабая, Беляев гораздо «круче». Много чрезмерного славословию социализму, идеализации главных героев. Но, с учетом времени написания книги, — твердая 5!!!
Юрий Долгушин «Генератор чудес»
Rajt, 13 декабря 2022 г. 18:21
«ГЧ» я читал вместе с мамой — она принесла еще тот, Профтехиздатовский, 1960 года выпуска, с иллюстрациями Куприянова, томик, взятый в комбинатовской библиотеке (представьте себе, в Великом и Могучем на предприятиях были и библиотеки, где работающий люд мог книгу взять почитать — это ж какое нецелевое растранжирование народных денюх, ужос ужасающий!). А «Генератор чудес», в знаменитой «рамочке» в домашней библиотеке появился позже, через два года, в 67-м. Впрочем, Остап чуток отвлекся, но это так себе. Вернемся, собственно, к книге.
Сказать, что роман пользовался популярностью в те годы — это ничего не сказать. Его читали все, кому лень — и школьники, и учителя, и рабочий люд. Чудесный сплав твердой (пусть и ближнего прицела) научной (пусть и во многом ошибочной на нынешний взгляд) фантастики и приключений, замешанный на любви к Родине без пропаганды вкупе с дешевым пафосом.
Именно после прочтения этого произведения одноклассники стали обмениваться шифровками, используя метод из романа (правда, вместо «Интернационала» мы юзали «Бородино», но это уже мелочи), А уж сколько карандашей перевели — один Бог знает. И в радиолюбительский кружок в Доме пионеров записывались толпами.
Короче, роман дел натворил — мама, не горюй.
И герои-то романа все какими-то живыми казались, и походить на них почему-то хотелось, и чувство гордости за страну не то что распирало, но уж точно присутствовало.
Позднее, уже в который раз перечитывая книгу, да еще вдобавок приобрев какой-то, худо-бедно, но все же опыт, понял, что
«В медицине нет безнадежных случаев и нет универсальных готовых рецептов спасения, их надо искать, пробовать, подбирать.»
Жаль, нынче эта истина признана вредной, ибо есть только протоколы и стандарты — ну, хорошему адвокату врача в суде проще защищать, а судьба Максима... впрочем, это так, старческое брюзжание.
Одним словом, рекомендую.
Юрий Долгушин «В гостях у маэстро»
god54, 7 сентября 2019 г. 07:49
Рассказ скорее напоминает очерк в районной газете о местном изобретателе самоучке, которому всё по-плечу и он может одной левой собрать прибор из дефицитнейших деталей, а в советское время, это еще и интерес спецслужб, и, как утверждает автор, опередить современную науку на десять лет со всеми её институтами и миллиардами финансовых вложений. Одним словом рассказ для истории и историков фантастики.
Юрий Долгушин «Тайна невидимки»
osservato, 17 марта 2015 г. 20:25
Поскольку в детстве питала немотивированную слабость к роману Долгушина «ГЧ», зачитав и без того ветхую книгу, то не могла, разумеется, пройти мимо повести. Начиналось все как в классическом романтическом романе: замок (польский), призрак и пара героев, которые, конечно же, поженились. Но потом пришел советский изобретатель и все опошлил, зато он вам расскажет про предтечу акустической стереосистемы (1946-й год!). Занимательно, но я призраки и замки люблю больше акустических систем:)
Юрий Долгушин «Генератор чудес»
sanhose, 30 июля 2013 г. 05:39
Старая добрая фантастика. Как она отличается от современной книжной макулатуры наполненной грохотом мечей и воем нечистой силы :)) Поясню что я имел в виду. Старая фантастика была прагматически ориентированной. Выдвигались позитивные идеи. Герои были такими что с ними хотелось работать и просто проводить время. Ничего подобного нет в теперешних романах. Здесь какие то отвратные твари сражаются с ещё более отвратными. А зачем всё это надо читать нормальному человеку не понятно. В этом смысле ГЧ выполнял колоссальную функцию — воспитывал подрастающее поколение. Ну а чему могут воспитать нынешние лорды тьмы?
Юрий Долгушин «Генератор чудес»
Dae, 10 октября 2011 г. 01:11
Начал с определенной долей скептицизма, читать потому, что автор мой однофамилец или может даже родственник. И был чрезвычайно удивлен. Очень достойная и серьезная книга. Написана перед началом войны 41-го, очень здорово переносит читателя к тем пропитанным патриотизмом годам. Профессор биологии и радиолюбитель создают уникальный прибор, которому суждено изменить жизнь своих создателей и дальнейший ход истории.
Юрий Долгушин «Тайна невидимки»
Иприт, 17 апреля 2011 г. 01:27
Таинственная атмосфера старого польского замка...скрипы...шорохи...чуть не привидения. И это в тылу РККА, армии Империи победившего материализма! Безбрежный простор фантазии юному читателю. Добротный приключенческий сюжет с элементами мистики. Да, развязка проста, однако ожидать вампира или оборотня в советской книжке конца 40х... Хотя все таки интересно было бы увидеть его в руках «компетентных органов»))) Отличное произведение. Та же Дикая охотва короля Стаха в компактном виде. Просто повезло меньше — очистители от скверны «ближнего прицела» с такой радостью изгоняли беса из послевоенной советской фантастики, что даже доброе слово о теории предела считается моветон. А зря.
Юрий Долгушин «Генератор чудес»
Stirliz77, 2 февраля 2011 г. 16:04
Есть люди, которых постоянно одолевает изобретательский зуд, которые просто не могут существовать, если они не сделают этот несовершенный мир хоть чуточку лучше. Именно к таким людям и принадлежит главный герой романа — инженер Электротехнического института Николай Тунгусов. По натуре он идеалист, мечтающий воспитать в себе Инженера, то есть цельную, всесторонне развитую личность, охваченную постоянным техническим поиском и воплощением в жизнь новейших технических решений. В свои неполные тридцать лет он уже успел многим позаниматься, приобрести сыгравшее в дальнейшей истории большую роль хобби (коротковолновая любительская связь) и многое изобрести. Правда, никаких великих открытий он не совершил и ничего сверхординарного не придумал. Зато стал автором некоторых весьма остроумных и довольно передовых для своего времени устройств. Так, например, он изобрел автоответчик и радиотелефон, который вполне можно считать предтечей современных сотовых телефонов. На момент же знакомства с ним читателей, Николай просто одержим гениальной идеей постройки микроволнового генератора, который будет способен посредством точно подобранных высокочастотных волн, способных вызывать резонанс особого рода в различных материалах, изменять атомную структуру вещества, вызывая его трансмутацию. Таким образом он сможет чисто научным способом решить старинную алхимическую задачу по превращению свинца в золото. Всё идет не так, как он планировал — эксперимент с превращением одного металла в другой с треском проваливается, но, как выясняется позднее, именно запуск генератора становится причиной странного помрачения рассудка у знаменитого профессора медицины Ридана, который в то же самое время читает неподалеку свою новую лекцию, освещающую его революционные исследования физиологии человека. А в то же самое время, за тысячи километров от Москвы, в Берлине, разыгрывается подлинная трагедия — доктор Гросс, его ассистент господин Мюленберг и их помощник Ганс собирают экспериментальную установку для беспроводной передачи электричества на большие расстояния. В самом факте создания подобного устройства нет никакой трагедии, но об этом изобретении узнают нацисты, пришедшие к власти в этой стране. Они, естественно, хотят использовать аппарат для иных целей. Он видится им провозвестником нового типа оружия — легендарными «лучами смерти». Гросс попадает в застенки гестапо. Чтобы высвободить коллегу оттуда господин Мюленберг соглашается на сотрудничество с фашистским режимом — он должен радикально увеличить дальность применения луча. Стремясь освободить Гросса и, в то же время, не отдать секретов создания машины в злые руки он решает пожертвовать собой и, во время очередных испытаний, после того как Гросса освободят, подорвать себя вместе с установкой. Чертежи и описание теории передачи электричества без проводов он отдает Гансу, который обещает передать их в надежные руки.
По мере прочтения романа я всё более убеждался в том, что автор создал его в первую очередь как некую трибуну для популяризации актуальных на тот момент естественно-научных теорий. Сам способ подачи научного материала в форме художественного произведения является лишь попыткой охватить максимально широкую аудиторию. Вся приключенческая составляющая связана, по большей части, с германскими «лучами смерти» и занимает от силы пару глав. В основной же своей массе текст книги представляет собой стопроцентный производственный роман, разбавленный периодическими лекциями по тому или иному вопросу, который может возникнуть по мере развития сюжета. Сами лекции довольно объемны, но информация, предлагаемая в них, большей частью безнадежно устарела. Да, нельзя не отметить тот факт, что некоторые прогнозы автора весьма точно сбылись — например, уже упомянутые мной выше «мобильные» телефоны и автоответчики. Так же на страницах появляется микроволновка. Но что касается биологии, а точнее физиологии высшей нервной деятельности и непосредственно работы мозга, то тут приводимые автором теории могут рассматриваться лишь в качестве примеров развития науки и научной мысли, так как имеют к реальности весьма отдаленное отношение. Автор, устами профессора Ридана, настойчиво пытается донести до читателя весьма известное мнение о том, что все болезни от нервов. Причем он настаивает, что АБСОЛЮТНО все болезни от нервов, доходя в своих теориях даже до таких вещей, как самозарождение вредоносной микрофлоры в очаге воспаления, что является уж полным бредом. Он бы ещё вспомнил «прогрессивные» воззрения прошлого, которые постулируют самозарождение мух из мяса и лягушек из грязи. В тексте рассматриваются теории о нервной регуляции абсолютно всех процессов организма, действие гормонов не учитывается. Причем проводимость сигнала по нервам имеет исключительно электрическую природу — как телефонный сигнал по проводам, а о таких веществах, как нейромедиаторы, ученые того времени даже и не подозревали. И таких совершенно фантастических теорий масса — взять хотя бы, к примеру, некробиотическое излучение или же полное устранение факторов распада мертвой ткани после облучения её микроволнами особой частоты. В целом же, микроволновому диапазону автор уделяет повышенное внимание, наделяя его разнообразнейшими чудесными свойствами — от сушки древесины, до чтения мыслей и оживления человека. Кстати, с оживлением человека связан ещё один факт, который сейчас может восприниматься лишь как некий курьез — профессор Ридан вполне авторитетно заявляет, что «мозг — самый крепкий, самый устойчивый орган из всех, что он хоть и прекращает свою работу в момент «смерти», но потенциально сохраняет способность функционировать дольше всех других органов. Он умирает последним». Если же абстрагироваться от полной нелепости приводимых доводов и воспринимать всё происходящее как цепь событий, развивающуюся в некой параллельной вселенной с совершенно иными физическими законами, то текст становится вполне приемлемым. Наряду с популяризацией некоторых специфических теорий автор пытается показать читателю, что нет в мире ничего невозможного, нет ничего такого, что не мог бы совершить человек, и даже смерть отступит — стоит всего лишь сильно этого захотеть и приложить определенные усилия для достижения результата. А уж если кроме желания спасти чужую жизнь, в деле присутствует любовь, то человек и впрямь становится подобным Богу. Кроме большого количества лекций и крупицы любви в романе нашлось так же место и для так характерной для прозы того времени шпиономании. Ну куда же денешься в оплоте мирового прогресса от многочисленных клевретов дьявола в лице агентов фашистской Германии. Но и на них, конечно же, управа найдется.
Итог: весьма интересная, как собрание всевозможных научных заблуждений, и абсолютно беспомощная в художественном плане вещь. Если вполне динамичное и даже в некоторой степени драматичное начало ещё позволяет по инерции какое-то время следить за перепитиями сюжета, то, примерно с середины книги, начинаешь плотно вязнуть в бесконечных рассуждениях. Книга сейчас, скорее всего, не вызовет того интереса, который она вызывала в момент её выхода в свет в конце тридцатых. Исключительно на любителя.
P. S. Кстати, в одной из сцен романа, когда профессор Ридан знакомит Николая со своей коллекцией живых человеческих органов, которые продолжают функционировать после извлечения их из организма, они подходят к столу, где под покрывалом находится голова, которая живет без тела. Выглядит как отсылка к знаменитой беляевской «Голове профессора Доуэля».
Юрий Долгушин «Генератор чудес»
Ле, 17 августа 2010 г. 18:57
«Генератор чудес», как увлекательное путешествие, в начало эпохи НТР. Такое пестрое разнообразие интересов, и сфер деятельности Героев... от производства музыкальных инструментов и консервирования продуктов, до создания «Лучей жизни», делающих человечество почти бессмертным... И все так азартно и вдохновенно... Роман просто насыщен грандиозными замыслами... Открытия следуют одно за другим, и одно, ошеломительней другого. Настоящая научная фантастика, предугадывающая будущее. :smile:
Юрий Долгушин «Генератор чудес»
Иприт, 14 июня 2010 г. 20:49
ГЧ как то вырывается из общего ряда грохочущей шестернями и колесными парами техноутопии конца 30х. Здесь присутствует приключенческая линия в лучших традициях Беляева, вещь вполне читаема, а сплав научно-технических идей грамотно и нескучно преподнесен (интересен к примеру «автосекретарь» — прообраз современного автоответчика, или СВЧ нагрев пищи — те же микроволновки).
И еще понравилось то, что Долгушин не стал, в послевоенном переиздании романа вносить правки — книга сохранила дух времени, в отличии от романов Казанцева — бесконечно пережевываемых «на злобу дня». В общем, респект.
Юрий Долгушин «Тайна невидимки»
Sawwin, 29 апреля 2010 г. 08:47
Ох, как давно не перечитывал я фантастики ближнего прицела! А поскольку среди посетителей Фантлаба вряд ли найдётся много желающих впервые прочитать повесть Долгушина, не переиздававшуюся с 1949 года, то отзыв будет практически нацело спойлером, просто, чтобы познакомить любителей фантастики с этим типом произведений.
Фантастическая идея: Незадолго до войны некий советский инженер занимался усовершенствованием систем стереозвучания. Если в одной комнате установить 80 чувствительных микрофонов, а в другой 80 динамиков, к этим микрофонам подключённых, то динамики создадут эффект присутствия. В пустой комнате будут звучать шаги, слышаться голоса и, вообще, всё, что происходит в комнате с микрофонами. Этот эффект действительно был известен ещё до войны, а в 50-е годы в Ленинграде, рядом с планетарием был даже открыт кинотеатр «Стереокино», создание которого провидчески предсказал Юрий Долгушин.
Сюжет: Хотя в изобретении не было ничего секретного, тем не менее, его украли, но не шпион, как можно было ожидать, а просто мелкий негодяй, поляк по национальности. С секретом в кармане негодяй бежал в панскую Польшу. Там он устроился управляющим в имение ясновельможного пана, установил динамики и микрофоны в двух комнатах (общим счётом 320 единиц техники!) и запугал бедного пана до того, что он в обход родного сына, завещал всё добро управляющему и помер со страху. Однако, плодами своего злодейства похититель воспользоваться не успел. Началась война. Четыре года в замке хозяйничали немцы, но ничего не обнаружили. А в 1944 году в замок въехал советский госпиталь. В кабинете владельца поселилась медсестра Марина, а в комнате управляющего -- начальник госпиталя, в Марину отчаянно влюблённый. Тут-то система и заработала! Марина принялась слышать, как в ночи открывается дверь, входит мужчина, как он раздевается и направляется к её постели... Постель скрипит, а рядом никого!
В соответствии с уставом, Марина делится сомнениями с товарищем майором медицинской службы, а тот пишет письмишко своему приятелю, который по странному стечению обстоятельств оказывается изобретателем системы стереозвучания. Кроме того, по ещё одному странному стечению обстоятельств, он оказывается начальником штаба армии, той самой, в чьём ведении находится госпиталь. Начальник штаба приезжает в госпиталь, и в этот самый момент, по странному стечению обстоятельств, там же появляется подлый похититель, скромно зашедший узнать, когда ему будет позволено вступить во владение собственным имуществом. Негодяя немедленно разоблачили и передали в твёрдые руки компетентных органов. Увы, Марина за это время в обход непосредственного начальства, перевелась в другой госпиталь. Лишь после войны, когда бывший начальник штаба армии вернулся к работе простого инженера, на демонстрации первого кинофильма со стереозвучанием Марина и рассказчик, по очередному странному стечению обстоятельств, встречаются. Они смотрят друг на друга, и глаза говорят яснее слов.
«Я думаю, что мне не следует ничего добавлять к тому, что я рассказал», -- завершает повесть Юрий Долгушин. Александр Сергеевич Пушкин в подобной ситуации написал: «Читатель избавит меня от излишней обязанности описывать развязку».
Я не ругаю и не хвалю повесть. Я просто пересказал её, как типичный образчик фантастики ближнего прицела.
Юрий Долгушин «Генератор чудес»
Эдди, 11 ноября 2008 г. 10:01
Очень добротный, насыщенный и какой-то «живой» роман. Причем, думается, будет читаться и сегодня, хотя писался еще до войны. Что, понятно, наложило на него свой отпечаток. Вредители, шпионы, борьба с нацизмом — отчетливые приметы того времени. Но книги не портят. Оптимизм повествования явно перевешивает всю эту мишуру, делая произведение одним из лучших представителей фантастики того периода.