Стивен Кинг «Бессонница»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Психологическое | С использованием мифологии (Античной )
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Спасение мира | Бессмертие
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Бессонница мучает Ральфа с момента смерти его жены. Он ищет от нее напрасного спасения в обычных стариковских радостях — разговоры с давнишними друзьями, шахматы под открытым небом, неспешные прогулки.
Никто не знает, что каждая ночь для него — бесконечное бдение с ни под каким предлогом не смыкающимися глазами. Мир вокруг рушится. Аборты легализуют, тихий сосед превращается в психопата, видятся ауры над головами людей, являются лысоголовые доктора-коротышки. Но Ральф сможет выстоять. Думает, что сможет — каким бы безумным не становился мир.
Входит в:
— условный цикл «Дерри»
Награды и премии:
лауреат |
Премия Барри Левина / Barry R. Levin Collectors Award, 1994 // Книга года |
Номинации на премии:
номинант |
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 1994 // Роман | |
номинант |
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1997 // Хоррор (США) |
- /языки:
- русский (13), английский (2), немецкий (1), украинский (1)
- /тип:
- книги (17)
- /перевод:
- К. Борисенко (1), Н. Гордеева (10), Й. Кёрбер (1), Т. Покидаева (10), О. Ращупкина (10), Ф. Сарнов (1), Е. Харитонова (2)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
WoroH, 23 июля 2022 г.
Когда начинал читать, не знал о сюжете. И в процессе был приятно удивлен, когда нашел очень много отсылок к моему любимому циклу «Темная башня».
Во время чтения очень часто появлялись мысли, что все-таки существует может Бог, может дьявол, вселенская сила, имеющая перед собой шахматную доску, где мы, людишки, играем на ней свои жизни. И он играет нами, причиняя нам постоянную боль и страдания, и мы проходим эти испытания раз за разом. Или не проходим, а он и рад этому. Это мир, в котором, Бог не представляется добрым дедушкой с белой укладистой бородой. Это Кровавый Король, ищущий свою жатву.
Это темное фэнтези в которое хочется верить, в котором хочется жить, не смотря на то, что оно темное и жестокое. В этом и парадокс. Не отрицаю, что если вдруг в своей жизни я встречусь с чем-то потусторонним, я сразу захочу вернуть все обратно, не буду хотеть знать об этом. Но как хорошо, что есть такие книги.
Вообще, очень люблю, когда по среди скучной, грустной жизни, среди серых будней, у обычных людей, вдруг происходит что-то по началу незаметное, но со временем всё более явное, нестандартно уникальное, загадочное событие. По началу герои не воспринимают его всерьез, но затем раскручивается всё до системы мира. И именно постепенное, незаметное погружение в эту гиперреальнось дает полное ощущение присутствия. И появляется вера в то, что жизнь так и устроена. Что есть центр мироздания, уровни восприятия, Crimson King, его центурионы, как низкие люди в желтых плащах, предопределённость и случайность. Что
не нужно бояться — есть и другие миры.
vostok_uri, 26 февраля 2023 г.
До появления лысых докторов повествование было подобно спокойной реке. Даже слегка затянутым. Но интересным. Но затем автора понесло по аурам, перемещениям по (энергетическим?) уровням и всё такое. Просто читал. Приятным было упоминание о Роланде (!!!!). Финал тоже неплох.
P.S. Как я понимаю, Пеннивайз тоже из разряда сущностей, подобных лысым маленьким докторам, долгосрочникам.
sunbeam28, 23 января 2023 г.
Место действия – город Дерри (облюбованному вымышленному городу Стивеном Кингом явно не везет на всякие неприятные катаклизмы). Главный герой, старик Ральф Робертс, недавно потерял жену и когда его сон постепенно становится все меньше и меньше, этому находится вполне рациональное объяснение – нервы шалят из-за пережитой трагедии. Однако, чем меньше у героя становится сна, тем больше «странностей» начинает происходить вокруг, а тут уж либо спятил ты, либо с миром действительно начинается твориться что-то странное.
Честно говоря, я долго продиралась через «Бессоницу». Было не то, чтобы скучно, а просто медлительно и затянуто, да и сам роман имеет еще те объемы. Но обратная сторона этому такова, что постепенно свыкаешься с историей Ральфа, даже с самим городом Дерри и под конец уже не безразлична судьба каждого из героя. Трогательная концовка никак не смогла оставить равнодушной, поэтому поставить отрицательную оценку я просто не могу.
«Бессоницу» также можно воспринимать приятным бонусом для поклонников цикла «Темная башня». Третья часть «Бессонницы» как будто стала фэнтезийным спин-оффом историй о Роланде, полностью утратив связь с реальным миром. Для любителей ТБ – плюс; для тех, кто любит какие-нибудь приземленные, но пугающие вещи – может не зайти.
basket-ball92, 7 августа 2021 г.
Действительно прекрасный роман, пропитанный всеми цветами радуги литературного созвездия! Каждый читатель найдет здесь что-то для себя: и неторопливое повествование(как-бы погружение в сюжет, своеобразная проверка на подлинность читателя), и фантастичный мир маэстро, непостижимый в понимании и незнающий границ, но от этого ещё более привлекательный, и просто милая любовь-первозданная, когда никто никому ничего не должен, и просто меланхолия от сочувствия к главным героям такое, что «вино из одуванчиков» становится неожиданно сладким. Читал два месяца, наслаждался каждой главой и впитывал как губка все переживания и мысли джентльмена Ральфа, который до конца держал свое слово! И даже там наверху улыбается нам-краткосрочникам! Все там будем, дай Бог, чтобы в раю!
Зинаида, 15 апреля 2013 г.
Один из романов, в конце которого я чуть не заплакала, очень проникновенно. Роман берёт за живое, за душу.
Конечно, в романе полно сверхъестественного, мистического, но этот роман скорее о жизни, о судьбах, о предназначении.
Книга оставила прекрасные светлое чувство.
Сюжет повествует о жизни Ральфа Робертса, который потерял жену (умершую от рака) после этого, его начинает мучить бессонница, не простая, нет, он может уснуть....но вот только просыпаться он стал всё раньше и раньше...И вот в одну из таких ночей, он сидел и наблюдал в окно, как заметил двух странных существ, которые были похожи на ....маленьких лысеньких докторишек. С этого и начинается приключение Ральфа.
Поставлю 10. Очень колоритный роман. Я будто бы сама видела все эти ауры.
FionaFly, 24 августа 2020 г.
Гиперреальность, или Знакомьтесь, — Алый Король
******************************************
«Это не бессонница и не болезнь Альцгеймера. Это гиперреальность».
(Стивен Кинг. «Бессонница»)
***
«Из всего, что составляет наши краткосрочные жизни, сон – это самое лучшее».
(Стивен Кинг. «Бессонница»)
***
Бестселлер Стивена Кинга «Бессонница» (Insomnia), изданный в 1994-м году, не случайно выбран мною для прочтения. Те, кто знаком с творчеством писателя, знают, как скачкообразно писалась его знаменитая эпопея из восьми романов «Тёмная Башня». Не только отсутствие линейности в создании грандиозного романа-эпопеи, но также включение в повествование персонажей из других произведений Кинга, написанных в более ранние, или даже в более поздние годы, способствуют тому, что читатель, возможно, захочет сделать «привал» на пути следования Луча к Тёмной Башне и познакомиться с другими персонажами, которые встретятся в magnum opus. Это целесообразно делать тому, кто хочет получше узнать и понять творчество Кинга.
Вот и я незаметно для себя вдруг стала таким исследователем. Это не первая моя такая остановка. Я уже прочитала «Волки Кальи», а впереди ещё два романа из цикла: «Песнь Сюзанны» и «Тёмная Башня», но будут и другие остановки в длинном путешествии по Вселенной Кинга.
А сейчас возникла необходимость узнать побольше о главном антагонисте Роланда Дискейна из Гилеада и его ка-тета – Алом Короле (в переводе Т. Покидаевой, О. Ращупкиной, Н. Гордеевой – Кровавый Царь), который стремится во что бы то ни стало обрушить Тёмную Башню. Именно в «Бессоннице» читатели впервые знакомятся с Алым Королём, древним монстром, демоном, по сути своей являющимся Дьяволом во Вселенной Кинга.
Кроме того, роман «Бессонница» пересекается не только с «Тёмной Башней», но и с другими произведениями С. Кинга. В последней книге эпопеи мальчик-художник Патрик Дэнвилл из «Бессонницы» спасает стрелка Роланда. Меня, помимо всего прочего, заинтересовала ещё такая деталь: Эд Дипно имеет такую же фамилию, как и персонаж «Тёмной Башни» Эрон Дипно, являющийся другом Кэлвина Тауэра, на пустыре которого растёт Роза – эквивалент Тёмной Башни в параллельном мире Нью-Йорк -77.
И это не все пересечения. Оказывается, имеются связи с романами «Оно», «Роза Марена», «Кладбище домашних животных», «Долорес Клэйборн», «Мешок с костями». Такое впечатление, что для Кинга персонажи его книг – не просто персонажи, а что-то гораздо большее: выстраданные в муках творчества, поэтому любимые и незабываемые детища.
Весьма примечательно и то, что первый роман эпопеи — «Стрелок» был написан в 1982-м году, тогда как, не входящий в серию, но примыкающий к ней, роман «Бессонница» — в 1994-м, то есть после «Извлечение троих» (1987) и «Бесплодные земли» (1991). Таким образом, «Бессонница» плотно прилегает к серии.
Роман «Бессонница», на мой взгляд, по жанру следовало бы отнести к мистической социально-психологической прозе. Здесь читателя ждут и невероятные сущности, рождённые воображением автора, и мистические явления. Кинг весьма рельефно и весомо обозначил социальную линию произведения: реально существующие движения «За жизнь» и «Свободный выбор», связанные вопросами легализации абортов. Психологическая линия – ведущая и определяющая линия всей книги. К тому же «Бессонница» — глубокий философский роман. Автор размышляет над многими жизненными вопросами и даёт ответы на них со своей точки зрения, с которой читателю, имеющему определённый жизненный опыт, трудно не согласиться. И это же так приятно для читателя, когда в лице автора произведения он находит своего единомышленника.
«Бессонница» — роман о превратностях судьбы, о жизни и смерти, а также о дружбе, верности, человеколюбии, сострадании и любви. В этой книге читатель не найдёт ни ужасов, ни экшена, ни каких-то нереальных фантастических эффектов. Мистическая составляющая настолько выглядит органично и правдоподобно, что в неё запросто можно поверить.
Название романа «Бессонница» говорит о многом. Те, кто сам столкнулся с нарушением сна, знает, на сколько тяжелы его последствия. Не спать для большинства людей – это мучительное состояние в период бодрствования. Все знают, что бессонница обычно не может продолжаться долго. Иначе такое состояние, наверно, приведёт либо к сумасшествию, либо к гибели организма. Принудительное лишение сна – страшнейшая пытка. Ужас! Здесь Кинг однозначно оправдывает своё второе имя – Король ужасов.
Попробуй не спать и тогда уж, если не сойдёшь с ума, то приобретёшь какие-то новые качества – это уж точно. Так хочется в это поверить. Мы ведь (многие из нас) верим в сверхспособности, которые люди приобретают в результате перенесения каких-то катаклизмов и при этом выживших (удара молнии, электрического разряда, клинической смерти и тому подобного). Нарушение сна, бессонница главных персонажей – пожилых людей Ральфа Робертса и его подруги Луизы Чесс является фабулой, вокруг которой закручивается сюжет романа, где мистика и реальность переплетаются теснейшим образом и выглядят весьма правдоподобно. И в этом заслуга Мастера – Стивена Кинга.
Кингу было около 47 лет, когда он написал «Бессонницу», поэтому он, наверняка, знал не по наслышке, что собой представляет этот недуг. Тем более, человек, ведущий отнюдь не здоровый образ жизни, подверженный вредным привычкам (мягко говоря), не мог не приобрести опыт фантастических видений, галлюцинаций, который впоследствии сыграл роль генератора идей при написании книг.
Когда твой возраст стремительно приближается к пятидесяти, самое время начать задумываться о старости. Не потому ли главный герой романа Ральф Робертс – пожилой человек (в почтенном возрасте), которому под семьдесят? «Старпёр» — по выражению автора (переводчика?). Старпёров в книге много. Это приятные бодрые старички и старушки, в реальность образов которых я, видимо в силу своего возраста и опыта, хотя и верила, но с натяжкой. Тему старости автор муссирует по понятным причинам: никто не хочет стареть и боится старости. Вот, пожалуйста, ещё один страх (фобия) – страх старения. Ужас!
Роман про старичков и поэтому повествование им под стать. Всё происходит плавно, тягуче, не торопливо, с поворотами сюжета назад, чтобы напомнить, что же там было в начале. Но! В этом и особенность – «изюминка» «Бессонницы». Книга от этого менее интересной не становится!!! Только читать её следует не спеша и вдумчиво для того, чтобы оценить роман по достоинству, в полной мере получить удовольствие от чтения.
Молодёжи может не понравиться: драйва нет, динамики. Но всё же, как знать? Может, под настроение и «покатит». Иногда ведь хочется и не спешить …подумать, порассуждать вместе с автором. Кинг рассказывает о старости. Это неизбежный период в жизни любого человека и к нему нужно готовиться заранее, чтобы не растеряться тогда, когда он наступит. В этом плане, на мой взгляд, «Бессонница», к тому же, — вещь полезная и интересная. Хотя книга не из лёгких, я бы не сказала, что читается она тяжело. В этом заслуга автора: неподражаемый кинговский стиль.
…
А вот и первая связующая ниточка между «Бессонницей» и сериалом «Тёмная Башня» — описание Тёмной башни, БАШНИ БЫТИЯ:
«На мгновение Ральф поймал мысленную картинку из чужого мозга. Картинка была завораживающей и немного пугающей: огромная башня из темного закопченного камня посреди поля красных роз. Узкие длинные окна скручивались спиралью ближе к ее вершине».
Между прочим, дочитав эпопею до «Плача Сюзанны», я внятного описания образа Тёмной Башни (Башни существования) так и не встретила: обрывки образа, неясные фантастические описания. Здесь же её образ возникает вполне зрительно и ощутимо.
Вот и разъяснение, что такое ка:
«То, что вы называете свободой выбора, только часть ка, великого колеса бытия».
И ка-тета:
«Это ка-тет, что значит: одно, образованное из многих. Как разные рифмы образуют одно стихотворение, понимаете?»
Картина же одарённого четырёхлетнего мальчика-художника Патрика Дэнвилла – это реальный указатель на «Тёмную Башню» и стрелка Роланда:
«В середине листа располагалась темная башня, каменная роза цвета сажи, пронзавшая синее небо, украшенное пухлыми облаками. Вокруг башни росли красные розы – такие яркие, что казалось, они протестуют против чего-то своим насыщенным алым цветом. С одной стороны башни стоял человек, одетый в потертые джинсы. У него на поясе висели две кобуры, по одной на каждом бедре. На самом верху черной башни стоял другой человек, одетый во все красное, он смотрел на стрелка со смешанным выражением страха и ненависти. Его руки, вцепившиеся в перила, тоже казались красными».
Мальчик Пат называет человека, стоящего на самом верху Башни, Красный Король. Впоследствии, благодаря различным переводам, его будут называть Алый Король. И имя стрелка также слетает с уст «младенца», который глаголет истину: его зовут Роланд и он тоже Король.
…
В романе «Бессонница» читателю предстоит встретиться со множеством персонажей. Их образы оживают благодаря подробным и эмоциональным описаниям. Они удивительны и оригинальны, что вызывает читательский интерес к произведению, делает чтение увлекательным. Кого тут только нет: мистические потусторонние сущности, маньяки и безумцы, но наиболее важные – симпатичные главные персонажи, с которыми читатель успевает подружиться, так как объём произведения немаленький. Чувства – это главное. Читатель будет переживать, удивляться, задумываться и расширять горизонты своего кругозора. Автор об этом позаботился. Я думаю, что время, потраченное на чтение романа, не пройдёт впустую.
Знаете ли вы, кто такие мойры и парки? Я не знала до «Бессонницы». Клото? Лахесис? Атропос? Читатель неискушенный будет удивлён и, наверняка, захочет узнать побольше о древнегреческой мифологии. Клото, в образе прядущей женщины, олицетворяет собой неуклонное и спокойное действие судьбы, Лахесис — её случайности, Атропос — неотвратимость её решений. В романе – это потусторонние сущности, которые называют себя «целителями последнего приюта» и агентами Смерти, а также агентами Предназначения. «Атропос служит Случайности» смерти.
«Бессонница», возможно, не очень похожа на другие произведения Кинга, но от этого она не менее интересна. Чтобы оценить роман по достоинству, необходимо погрузиться в чтение. Ещё раз подчеркну: не надо спешить. Если вы, уважаемый читатель, дочитаете до конца, мне трудно поверить, что книга вас разочарует. Для тех, кому нравится творчество Кинга, увидеть его с необычной стороны должно быть интересно.
Особенно для тех, кто имеет намерение прочитать весь magnum opus «Тёмная Башня», роман «Бессонница» следует прочитать. Он наиболее плотно примыкает к «Тёмной Башне», а также позволяет понять мотивы поведения персонажей эпопеи и прояснить некоторые моменты в этой длинной и не простой истории.
Мне осталось только пожелать приятного чтения. Я была растрогана финалом романа. Всё ещё нахожусь под впечатлением.
AshenLight, 1 января 2023 г.
Опять наворотил дядя Стив с три короба. Старик, страдающий бессонцей, начинает видеть ауры и какие-то сущности, прекращающие жизни людей по им ведомым правилам, толпа бесноватых, устраивающая террор против организации, защищающей жертв насилия и проводящее аборты, не сплетаются в клубок, а сваливаются в кучу. Психопаты устраивают митинги и беспорядки, готовят террористический акт, «женский клуб» обречён, безумная сущность мстит главному герою, убивая его старых друзей, но он оказывается крепким орешком. Абсурд и фантасмагория немалого объёма. Даже не понятно, почему название такое выбрано. Категорически не рекомендую прикасаться!
favoritetoy даёт негативный отзыв и ставит 10 баллов. И так многие ставят 7-8-9-10. О какой объективности может идти речь? Даже характеристика «убогость» сопровождается пятёркой. Может, не надо авансов и зачётов прошлых заслуг?
Роман оцениваю на 3 балла, максимум 4. Лучше бы дядя Стив передохнул и написал что-нибудь более вразумительное, чем выдавать то и дело порции шлака. Есть у нас даже поговорка на эту тему..
Max1959, 16 апреля 2022 г.
До половины читал с редким удовольствием. Даже удивлялся — как хорошо Кинг написал (он часто халтурит, и только в некоторых романах — например It — выкладывается полностью, давая понять что он может быть очень хорошим писателем).
Но где-то к середине стало расти недоумение — у автора вообще есть глобальный замысел? Оказалось что нет, все пошло по канону американской литературы для полуобразованных «ботанов» — борьба за аборты и прочее.
Мой совет — не тратьте время. Убогость книги в целом не компенсирует первых 150 страниц прекрасной прозы.
Deliann, 23 января 2014 г.
Ральф Робертс страдает от редкого расстройства сна. Засыпает он нормально, а вот просыпается все раньше и раньше. Это началось после смерти жены. Кроме того, Ральф видит ауры других людей и кое-что еще... Он видит трех маленьких лысых врачей, которые приходят к людям, чтобы забрать их жизни. В это время Алый Король строит планы по убийству маленького мальчика, обладающего необычными способностями...
На этот раз мы видим все события глазами старика, прожившего довольно долгую жизнь и, пожалуй, испытавшего больше горестей, чем радостей. Перед нами скорее психологическая драма с мистическими элементами и привязкой к «Темной башне», нежели ужастик или триллер. Это история о старости и одиночестве, отчасти о судьбе и предрешенности, полностью — о судьбах людей и их переплетении. В этом плане роман можно поставить на полку рядом с «Сердцами в Атлантиде», т.к. оба романа служат Башне, являются не вполне самостоятельными, а упор и там и там делается на людей и их взаимоотношения. Однако даже если вы не читали ни одной книги из кинговского опус магнума, свое удовольствие от романа вы получите. Если же успели прочитать «Оно», то удовольствия будет больше.
«Бессонница» видится мне неким связующим звеном между «Оно» и «Темной башней». При этом однозначно в картину кинговской вселенной она не очень вписывается, и я объясню почему, но для начала опишу самые очевидные связи. Действие «Оно» и «Бессонницы» происходит в Дерри, причем события последней происходят после большой бури 1985-го года. Кроме того, мы имеем ряд упоминаний персонажей, мест и происшествий из «Оно», что неудивительно, один город все-таки. Я поначалу даже подумал, что «Бессонница» не столько самостоятельный роман, сколько продолжение более раннего произведения Кинга, однако этой теории мешал один момент: как возможно существование продолжения «Оно» без Оно? И тут один сайт, посвященный творчеству Стивена Кинга подкидывает идею, что Пеннивайз и Алый Король – одно создание.
Дескать, не могла компания детей ранить, а через несколько десятков лет и уничтожить настолько могущественного монстра. Признаться, в победу клуба Неудачников я тоже не верил, однако в этой теории не все гладко. Ее портят связи с «Темной башни», причем не очевидные, типа рассказа о мироустройстве или участии персонажа «Бессонницы» в событиях седьмой части главной эпопеи Кинга. Теорию ломает сама личность Алого короля, который появляется в последней книге цикла. Он и Оно явно не одно существо. Но как же тогда быть со словами существа из «Бессонницы?
«Нет, ничего ты не видишь. Ты, может быть, думаешь, что видишь, но ты не видишь. И это правильно. Тебе лучше не видеть. Тебе лучше не видеть меня никогда в моем настоящем обличье. Поверь мне, Ральф, тебе лучше меня не видеть, ты этого просто не выдержишь.»
«А если честно, я могу быть всем, чем угодно. Ты можешь об этом не знать, но изменение облика – давняя традиция в Дерри.»
«Мне пришлось потрудиться здесь, в Дерри.»
Очень явный намек на «Оно», не находите? Вот тут трактовки могут быть различными. То, что Оно не уничтожено до конца, вполне вероятно. По крайней мере, я в это верю, т.к. намеки есть в обоих романах. Но кто же орудовал в Дерри в «Бессоннице»? Оклемавшийся Пеннивайз, после беседы с Алым Королем? Сам Алый Король? Какой-нибудь фантом Короля или Оно? И, вообще, знают ли Алый Король и Пеннивайз друг о друге? Учитывая, что последний – инопланетное нечто, он мог прилететь с окраин вселенной, либо вообще из другой вселенной. А может, они суть одно, только на разных, но самых высших уровнях Башни? Сложно ответить. Однако природа супостатов из этих двух романов все же сходная, не зря же главным героям помогали сущности, светящиеся зеленым светом. У Черепахи есть свои друзья (или фантомы, или она не так мертва, как считалось, или еще что-нибудь). Написав все это, я внезапно подумал, что вполне вероятно, что я слишком глубоко копаю и Кинг вовсе и не задумывал ничего такого. Возможно, автор просто решил рассказать отличную историю, а все отсылки – просто пасхалки для Постоянного Читателя.
В любом случае, я рекомендую этот роман всем любителям Стивена Кинга, только прочитайте его после «Оно» и перед последним томом «Темной башни», будет приятнее.
Orion-Seregil, 10 сентября 2020 г.
Весьма и весьма специфическое произведение. Как пояснили знатоки, сюжет перекликается с Темной башней и ее персонажами, в особенности с Алым королем. Читателя, как зачастую это бывает у Кинга, знакомят с главным персонажем — умудренным опытом и эдаким бывалым мужиком, на склоне своих лет решившим дать жару. Не будучи знаком с «Башней», скажу, что пока не готов по достоинству оценить «Бессонницу», так как ее сюжет явно, лично для меня, нуждается в пояснениях и оставшейся «картинке».
В целом весьма оригинальной показалась история мойр, система неких уровней живущих во всех мирах существ, а также заинтересовали ауры вещей, людей и всего сущего.
Надеюсь, по прочтении Темной башни, буду в теме.
prouste, 20 апреля 2013 г.
Искренне считаю «Бессонницу» одной из лучших книг в богатом наследии Кинга. Не вполне типичный для него сюжет про обретение входа в иное измерение стариком, который вступил в открытое противостояние с почти американскими богами как у Геймана, обрамлен введением темы абортов, убийцы-маниака и террориста, так или иначе выступающих на стороне темных сил. Сочность красок, буйство индивидуальных фантазий автора ( на ум приходит сцена изучения склада лысого карлика с похищенными вещами), созданные образы древнегреческих мойр в оригинальном воплощении и с индивидуализацией характеров, изобретательность в мелочах выгодно отличают именно этот роман от менее удавшихся. «Бесссонница» никак не роман ужасов, да впрочем, Кинг уже вышел из узкой ниши, предпочитая создавать полижанровые вещицы. «Бессонница» ближе к городскому фэнтези, роману об обретении жизненных ориентиров, которые автор, правда, видит достаточно традиционно. Немалую сюжетную часть «Бессонницы» занимают события, имеющие непосредственное отношение к опера магнус — «Темной башне», что делает роман обязательным для прочтения поклонникам этой эпопеи.
Игорь Швец, 27 марта 2016 г.
Муть редкая.Как Кинг додумался до этого ума не приложу.Неплохое,вроде бы,начало обещало неплохую историю,но дальше...Ауры,которые видит главный герой-ладно,маленькие лысые доктора,которые косплеят трёх мифических сестёр-окей,пуляние лучами из пальцев и скачки между уровнями реальности-Кинг прекрати.Плюс ещё общая затянутость книги...
Мне кажется,что у главного героя просто поехала крыша на почве бессонницы,а все дальнейшие события книги лишь плод воображения его повредившегося рассудка.
bananawolf, 4 августа 2020 г.
После смерти жены Ральф чувствует себя все хуже и хуже, просыпается с каждым днем все раньше, и однажды начинает видеть то, что другие люди не замечают. Естественно, сначала он подозревает, что все это просто галлюцинации на почве тяжелого самочувствия. Но позже замечает доказательства реальности происходящего.
Очень понравилось, что роман, по сути, про стариков. Не часто у авторов они выступают в роли главных героев, было интересно взглянуть на мир с их стороны.
События в книге развиваются очень медленно, но в начале это идет только в плюс. Постепенно погружаешься вместе с героем в его тяжелое состояние, проникаешься атмосферой. А вот к середине повествование сильно провисло. Много ходьбы туда сюда без явного движения сюжета. За счет этого книга и получилась большой по объему, было ощущение затянутости и повторяющихся событий.
Задумка показалась очень интересной, но некоторые сюжетные повороты удивляли не в самом приятном смысле. Это, конечно, выбор и решение автора, читателю оно не обязано нравится, все воспринимают истории по-разному. В целом, остались смешанные впечатления. Вроде бы и понравилось, но местами была недовольна.
Тимолеонт, 20 августа 2015 г.
Очень спорное и неоднозначное творение автора. Во-первых, «Бессонницу» практически безболезненно можно было б разделить на две части и продавать как разные, не связанные друг с другом книги. Одна практически без мистики, но с описанием жизни американского пенсионера и его друзей-соседей. В принципе, странице на 400-ой за две-три главы можно было завершить все сюжетные линии, женить ГГ на Луизе и это была бы хорошая, крепкая книга, ничем не хуже недавней «Страны Радости», например. Но тут Оста... Стивена понесло... Нет, серьёзно, ауры, Кровавые Цари, маленькие лысые человечки? Получилось, может, и неплохо, но моментами Кинг явно перебарщивал с веществами и перегибал палку. В конце концов, он и сам не скрывал, что баловался раньше алкоголем и лёгкими наркотиками. Тем более странно, что бредоватые элементы сюжета сочетаются с вполне серьёзными темами самопожертвования, ценности человеческой жизни, предопределении и случая, отношения высших существ к людям, безумия и т.д. Да и тему абортов, их запрета\доступности, здесь обсуждают подробнейшим образом. И получилось много серьёзней и вдумчивей, чем в предыдущей прочитанной мной книге:«Подвиньтесь! Подвиньтесь!».
Интересное повествование, прекрасная многосоставная история, сразу несколько смысловых слоёв... Это, пока что, худшая книга автора, что мне довелось прочитать, но она всё равно хороша, крайне доволен прочтением.
P.S. Позабавили отсылки к «Оно». Заинтриговал кроссовер и жирное пересечение с недочитанной ещё «Тёмной башней».
pokurim, 17 января 2017 г.
Я люблю и уважаю творчество Стивена Кинга, но мне страшно представить, каким бы оно было, если бы это было его первое произведение. Вряд ли с таким «шедевром» он нажил бы себе много поклонников.
Лютый мрак, просто жуть. Такого тоскливого чтива от Стивена Кинга я не ожидал, при том что с затаенным восторгом предвкушал много, очень много страниц интересного повествования. Кинг любит уходить в детали, которые, казалось бы, не имеют прямого отношения к сюжету, отвлекаться на историю жизни второстепенных персонажей. И у него это выходит. Но не здесь.
Первая половина шла еще неплохо, но потом стало очень грустно — тягуче, вязко, неинтересно. Проблема романа еще и в большом объеме. Когда понимаешь, что не пошла книга, замечаешь, что еще страниц 400 впереди, и становится совсем печально. Очень затянуто. Я уже молчу о том, что это приключения двух влюбленных старперов под семьдесят лет каждому. Зачем, Стивен, зачем?..
Читать рекомендуется только тем, чья вера в автора непоколебима, иначе отвернет раз и навсегда.