Все отзывы на автора

Распределение отзывов по оценкам

Количество отзывов по годам

Все отзывы на произведения Романа Папсуева

Отзывы (всего: 32 шт.)

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Роман Папсуев «Битва за Лукоморье»

Nalia, 24 сентября 2024 г. 17:59

«Новые сказки старой Руси», написано на обложке. Ключевое слово здесь СКАЗКИ. Если хотите интересных конфликтов, противоречивых персонажей или лихо закрученного сюжета — эта книга не для вас. Читая, ловила себя на мысли, что даже герои «Смешариков» будут более многогранными личностями, чем здешние. Положительные герои здесь очень положительны, а отрицательные, злодействуя, зажимают педаль в пол. Исключение составляет разве что глава «Зверь» — хотя там интрига прочитывается очень быстро. Неплохи также короткие рассказы «Пять десятков и ещё двое» и «Чужая сторона» — полны хтони на грани с чёрным юмором.

Сильная сторона книги — мир. Роман Папусев свою «Старую Русь» сначала нарисовал, скрестив русский фольклор и стилистику Warcraft. По мере роста популярности проекта родился сеттинг («Белосветье»), артбуки с его описанием, книги и даже компьютерная игра (сейчас в раннем доступе). Однако в «Битве за Лукоморье» мир подан не сказать что хорошо. Книга — это даже не повесть, а серия рассказов, причём постоянным героем можно назвать только Алёшу Поповича — он появляется аж в трёх. Ещё несколько раз появляется злодей Огнедар, типичный такой тёмный властелин, который хочет завоевать мифическое Лукоморье, а заодно и всю Русь. В остальном и герои, и место действия меняются, и эта чехарда мешает. Зачем, например, в книге рассказ про Садко («Дар Иномирья»), который вообще сюжетно никак не переплетается с остальными? Непонятно, как авторы собираются сводить эти линии воедино — если вообще собираются. Веди героев у нас целых восемь штук, и больше одного рассказа посвящено только Алёше (который гораздо более положительный, чем в былинах, а о его каноничной попытке увести жену Добрыни Никитича упоминается вскользь, но ни слова о причинах). Развития он, впрочем, не получает — как в первом рассказе, так и в последнем горяч, лезет в бой и спорит со своим богатырским разумным конём...

Так о чём бишь я? О мире. Так вот, если вы не читали артбуки или не играли в игру, рискуете запутаться в зморах, копитарах и прочих худах. Существ и реалий тут вываливается на головы читателя много, и не всех узнают даже знатоки славянского фольклора; читателю предлагается лазать в словарик позади книги, где рассказано, что такое березь и кто такие текри. Не помешали бы картинки — но увы, их негусто и они обычно предшествуют главе. Несмотря на оригинальность названий, в худах (к коим относятся шишко, копитары, текри и прочие) угадываются типичные орки с чертами демонов — злобные создания, созданные с помощью тёмной магии. Немного интереснее ведьмы — босорки, двоедушницы, зморы — но они тут проходят по категории «только злые», а потому не в центре повествования. Появившиеся в последней главе яги вообще выгрузили из фэнтезийной атмосферы: у них там биопанк цветёт и пахнет. Ещё в той же главе появляется чаробой — большой посох, в который загружаются заклинания, которые можно выбирать в светящейся рунной менюшке. Нет, я не шучу. То ли автор уже представляет компьютерную игру, которую сделают по его произведению, то ли решил пойти по дорожке «магия — это технология древних».

Что в сухом остатке? Развесистая клюква с сахаром, которую стоит читать только если понравился артбук. Обычно у нас к книге иллюстрации, а тут сама книга — иллюстрация.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Роман Папсуев «Битва за Лукоморье»

Marindima79, 14 июня 2023 г. 10:17

Настоящий шедевр в жанре «славянского фэнтези». Сказать, что я был приятно удивлен, не описать словами. Эта книга как свежий воздух. Ни разу не пожалел, что потратил время на прочтение. Это одна из немногих книг, которую хочется держать на полке в бумажном виде и не раз возвращаться к ней. Все истории взаимосвязаны друг с другом, сюжет динамичен, не оторвешься. Оригинально поданы многие известные персонажи из русского эпоса и сказок. Отдельное спасибо автору иллюстраций, художнику. Советую ознакомиться с его альбомом работ. Собственно сама книга была создана по мотивам его творчества. А главное, с какой любовью и бережностью коллектив творцов относится к символам «русского духа». Давно такого не было. Замечу, что хорошая книга, как и хорошее вино, обладает ярким и приятным послевкусием. Спасибо громадное за позитив. Обязательно буду следить за продолжением.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Антология «Битва за Лукоморье. Книга 2»

Lilian, 5 октября 2022 г. 20:02

Вторая антология по проекту «Новые сказки старой Руси» получилась полностью в духе первой части. И это комплимент — история потихоньку развивается, знакомые герои сталкиваются с новыми приключениями и испытаниями, а тёмные силы продолжают замышлять недоброе. Написано интересно и гладко — в том смысле, что здесь по-прежнему не видно стыков в работе и в стиле пяти задействованных авторов.

На этот раз роль условной центральной линии повествования разделена между историями Добрыни и Алёши. «Отголоски прошлого», «Что-то найдёшь, что-то потеряешь», «Не своё дело» — последовательная история с участием Алёши, разворачивающая в пределах окрестностей одной отдаленной заставы; столкновения с очередными видами нечисти, распутывание загадок и поиск злоумышленников. По сути два охотника просто сделали небольшую остановку на своём пути и ввязались в решение местных проблем. «Поединок без оружия», «Хозяин Чёрной пущи», «Старая осина», «Скрещённые сабли» — история посольской миссии с участием богатырей под командованием Добрыни, и, разумеется, помимо искусства дипломатии в ней найдётся место и богатырским подвигам. С Добрыней также теперь неразрывно связана и линия двух одаренных подростков, главных героев истории «Синий камень в рукояти» из предыдущего сборника, чему я рада. Традиционно много небольших связующих глав от лица темных сил: «Молодо-зелено», «Первая попытка», «Рачиха», «Будничный шабаш», «Те, кого питает Тьма», «Нетерпение». В этой линии есть даже небольшой сквозной сюжет про поиски новой невесты для тёмного колдуна, правда закончившийся пока что ничем. Ну и наконец есть отдельные истории. «Искушение» — новое приключение Садко и его команды, который в рамках этого мира отыгрывает роль Синбада-морехода. «Перемудрости» — очередная история из жизни Василисы, на этот раз без детективной составляющей, но зато с предысторией героини. «Канун праздника» — эта зарисовка обходится без знакомых главных героев и показывает силу неприязни между лесной и тёмной нечистью. И «На пороге» — по сути это короткий анонс новой героини (Варвары) и новой локации (северные земли, тайга).

Многое выдержано в духе предыдущей антологии. Стиль изложения, иллюстрации в начале каждой главы, обязательные дополнительные материалы, позволяющие вспомнить значение тех или иных названий, проследить путь героев по карте. Глобальный сюжет в противовес локальным историям нетороплив, «битва за Лукоморье» всё ещё маячит где-то за горизонтом, а линии отдельных персонажей за редким исключением пока что не пересекаются (не считая Добрыни и Терешки с Миланой). По-прежнему есть довольно милые на мой взгляд неожиданные частицы атмосферы совсем других историй — вроде параллелей между охотниками и ведьмаками, чудо-доспехи Добрыни (просто взгляните на обложку).

Если уж и говорить о недостатках, то это уже упомянутая ранее неторопливость глобального сюжета, некоторая предсказуемость итогов схваток между светом и тьмой (сказка всё-таки, у неё свои законы) и неожиданно много противопоставления Адырского царства (собравшего словно в кривом зеркале многие современные совсем не сказочные недостатки) и славной Руси. Но всё это скорее даже не полноценные недостатки, а особенности «новой сказочной» антологии.

Продолжение жду с неослабевающим интересом.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Роман Папсуев «Правитель мёртв»

alklor, 14 сентября 2022 г. 00:52

Непростое отношение у меня к этому циклу, господа. Помните, как Джадавин у Фармера — плакал по погибшим братьям, но не тем, какими они были, а тем, какими они могли бы быть...

Каким же мог бы быть в моём воображении «Правитель мёртв»? И почему я вообще смею в отзыве на реальные книги реального автора излагать свои собственные фантазии?

Издавна мудрецы задумывались над тем, в чём же фундаментальное различие Тьмы и Света, Чёрного и Белого. Много копий сломали. Кто-то излагал интересные, хоть и чрезмерно лаконичные концепции. Кто-то заявлял, мол, вот хорошая тема для докторской диссертации претендента на пост ректора магической академии. Кто-то находил простые, но оттого неверные решения. Допустим, широко распространена точка зрения, дескать, Тьма, Мрак, Зло — всегда нападают. Добро и Свет — всегда защищаются. Добро с кулаками, наносящее первый удар — это уже какое-то «неправильное» Добро. Однако ж... случайно ли в шахматной партии первый ход принадлежит всегда белым?

За примерами ошибочности этого простого суждения далеко ходить не нужно. Возьмём, скажем, «Дозоры». Напомните мне, пожалуйста, хотя бы одну масштабную интригу, которую бы затеял Завулон? Не в ответ на интригу Гесера, не внутри большой игры с Сумраком, не в рамках глобальной операции Инквизиции, а вот так, как, скажем, российский коммунизм? А? Нет? То-то и оно...

Вот и здесь, в мире бесконечной Игры на мириадах Досок, идеологический рубеж между Белыми и Чёрными пролегает весьма интересно. Белые — неутомимые агрессоры, постоянно пытающиеся ворваться в наш мир и захватить его, чтобы... безжалостно поработить население? Выкачать ценные ресурсы? Исполнить многовековую мечту Белого Игрока поплевать на головы некогда гордым землянам? Нет, нет и нет. Белые в своём порыве ведомы чистым альтруизмом — они всерьёз намерены облагодетельствовать покорённый мир. Прекратить войны, спасти природу, защитить невинных, накормить голодных и прочая, и прочая, и прочая. Утопия? Или антиутопия? Неизвестно. Белые Доски существуют, но мы их не увидим. И даже Чёрная пропаганда не может сказать ничего плохого о Белом идеале, кроме одного-единственного: а насколько ценен такой дар, который вручается, возможно, недостойным?

Нет, Чёрные не видят ничего плохого в мире и в природе. Их не прельщает льющаяся кровь и пепелища на месте лесов. Но с их точки зрения, будет гораздо лучше, если люди решат проблемы своей планеты сами. Навязанное благополучие не ценят. Навязанное благополучие развращает. Навязанное благополучие унижает. Посему там, где Белые предпочитают открытое прогрессорство во имя созидания очередного мира Полдня, Чёрные выбирают уход в тень. Никакой зловещей Цитадели Мрака, никакой грозной Империи Тёмного Властелина — неузнанными ходят по миру таинственные Странники... то есть, Чёрные Фигуры и деликатно подталкивают... даже не к конкретному добру, а просто к выходу из зоны комфорта, прекращению застоя и нарушению мертвящего равновесия. Таков их путь. Кто прав? Кто виноват? Является ли Чёрный Король спасителем человечества и планеты — или, напротив, главной помехой к её спасению, руки которого по локоть в крови тех, кто взывает о помощи к любым богам, готовым услышать?

Такой могла бы быть эта книга... но что-то пошло не так. Я не приврал, господа, ни в малейшей малости, я ничего не придумал. Моя фантазия в точности совпала с тем, что есть в книге. Я всего лишь предпочёл забыть неприятную часть правды. Атлантиду и грядущий великий поход Чёрных, желающий принести разумную власть и новый порядок жителям Земли. Зачем, автор, зачем? Вот так, лёгким движением руки гасится интересный философский конфликт и вместо этого созидается образ Сил Ночи и Дня, которые, как известно, «одинаково фигня». И даже версия о том, что Белые закоснели в своём сознании незыблемой истины, а Чёрные способны меняться, не спасёт ситуацию.

Ну а вторая причина, дающая мне право на мечты — то, что цикл не закончен и, похоже, закончен уже не будет. Кто знает, как мог бы раскрыться чёрно-белый конфликт в итоге?..

Оценка: нет
– [  -1  ] +

Антология «Битва за Лукоморье. Книга 1»

Lothr, 22 апреля 2022 г. 01:40

Книга очень понравилась! Интересные сюжеты рассказов, основа которых является русский фольклор, читаются на одном дыхании.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Антология «Битва за Лукоморье. Книга 2»

Deliann, 28 марта 2022 г. 15:21

Антология «Битва за Лукоморье. Книга 2» взяла все сюжеты из первой книги и немного продвинула их вперёд. Количество историй при этом увеличилось: семнадцать вместо тринадцати. И, конечно, для понимания большей части этих рассказов необходимо предварительно ознакомиться с артбуком, энциклопедиями и предыдущей антологией.

Отдельная сюжетная линия вновь посвящена будням Огнегора и его приспешников. В неё входят рассказы «Молодо-зелено», «Первая попытка», «Рачиха», «Будничный шабаш», «Те, кого питает Тьма» и «Нетерпение». В этих рассказах местный главный злодей трапезничает, устраивает военные советы, грустит о былых обидах, принимает гостей и инспектирует собственных сотрудников. Заодно здесь кроется коротенький подсюжет о поисках невесты для Огнегора и о последующих попытках от неё избавиться, а также мимоходом происходит пересечение Огнегора с Рябой и Мышью. В целом, коротенькие, страниц по десять, рассказы, показывающие «срез жизни». Ещё здесь замечен один странный момент:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Стр. 9. «И то верно, на Ярозора всегда можно положиться, один из немногих надёжных».

Стр. 12. «Только ненадёжен Ярозор, ох ненадёжен, пусть и допущен в ближайший круг, единомышленником его не назвать».

То ли Огнегор так быстро меняет своё мнение, то ли автор с редактором недоглядели.

Приключениям Алёши отведено три рассказа: «Отголоски прошлого», «Что-то найдёшь, что-то потеряешь» и «Не своё дело». Рассказа три, но сюжет в них един. Всё крутится вокруг заставы, на которую набрёл Алёша с напарником. На заставе той новая воевода – царевна Несмеяна, а по округе много странностей происходит. То разбойники западню устроят, то о заколдованных сокровищах слух пройдёт, то ещё что. Насыщенная жизнь у Алёши, в общем. Особенно мне понравились его методы сыска: творится что-то странное с соседями? Стоит провести опрос домовиков-свидетелей.

Не менее насыщенная жизнь и у Добрыни. За три своих рассказа («Поединок без оружия», «Хозяин Чёрной пущи» и «Скрещённые сабли») Добрыня успевает прибыть в Алыр с дипломатической миссией, согласиться помочь местному правителю с поисками его пропавшей жены и разобраться, что же стряслось с этой женой и почему неладно всё на Алырском земле. Ещё к этой линии примыкает сюжет Терёшки и Миленки, главных героев рассказа «Синий камень в рукояти» из предыдущего сборника. Они отправляются в Китеж-град, но по пути присоединяются к дружине Добрыни. Таким образом у повествования получается небольшое ответвление в виде рассказа «Старая осина». К линии Добрыни у меня лишь одно замечание: в «Поединке без оружия» есть сцена уж слишком похожая на приезд Гэндальфа, Гимли, Леголаса и Арагорна в Рохан, описанная в «Двух крепостях» Джона Толкина.

Пара рассказов с явным заделом на будущее: «Канун праздника» и «На пороге». В первом случае Леший Берестяй обнаруживает, что в его лесу лиходеи убили мальчика из соседней деревни и бросается в погоню, дабы отомстить. А во втором – трёхстраничное знакомство с новым сказочным персонажем, которое завершает книгу.

Ну и ещё два рассказа продолжают сюжеты, начатые в предыдущей книге, но на какой-то глобальный уровень не выходят. Это:

• «Искушение». Садко со своей разношёрстной командой приплывают на подозрительный магический остров и пытается разобраться, в чём там беда. Самая длинная история антологии, но не самая интересная. Увы, сюжет оказался слишком предсказуемым.

• «Перемудрости». Василиса продолжает свою премудрую деятельность. На сей раз, ради помощи супругу, она отправляется к старому знакомому чародею. А вот эта история понравилась, жаль, участия Василисы в событиях двух книг так мало. Надеюсь, что это только пока.

Как итог, получилась антология на уровне предыдущей. Помимо хороших историй, книга вновь может похвастаться шикарным оформлением, картой и словарем. В общем, рекомендую всем поклонникам славянского фэнтези. Ждём третью часть и всё же надеемся на ККИ, комиксы и новые артбуки.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Антология «Битва за Лукоморье. Книга 1»

kagury, 16 января 2022 г. 22:38

Вообще мне очень симпатична идея переложения сюжетов и мира русских народных сказок в иные жанры. Поэтому, если мне попадается что-то по мотивам, я редко могу пройти мимо. Правда, надо признать, что со времен «Понедельника» не так уж много было удачных попыток. По пальцам одной руки перечесть. Пожалуй что, это «За Калинов мост» Ольги Денисовой, в каком-то смысле, Белорский цикл Ольги Громыко (да и Ведьму можно отнести сюда же), «Финист ясный сокол» Андрея Рубанова (куда хуже уже упомянутых, но на безрыбье…). А больше ничего и не вспоминается.

В общем, идея «Сказок» интриговала. Ведь люди аж целый проект запустили. Правда, иллюстративная его часть мне не особо приглянулась. Но почему бы не получиться удачной текстовой.

К сожалению, надо констатировать, что скорее нет, чем да. Что хорошо в этом сборнике, это атмосфера. Она правильная, сказочная, добрая, и весьма однородная, хотя вроде сказки писали разные люди. Но дальше атмосферы как-то не пощло. Основная беда в отсутствии сюжетов. Каждая история вроде неплохо начинается, но уходит в никуда. Ну и чисто субъективно, мне, как девочке, про бесконечные битвы с непонятными в массе своей существами читать было не особенно интересно, если не сказать, что совсем нет. А кроме битв нам практически ничего и не предлагают. Ну, разве что немного иронии. Мышь и Ряба – это жесткий стеб, конечно (но скучный). Пожалуй, к удачным можно отнести истории про Алешу, они определенно написаны лучше прочих, и легко читаются, но результат все тот же – финала нет, точки над и не расставлены, поэтому вспомнить, а про что там было, спустя пару недель уже почти не удается.

Да, везде куча подробностей (не раздражающих, что уже плюс) и всяких мелочей, попытка сделать сказочный мир объемным в каждой детали. Но без связующей нитки – это все теряет смысл.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Роман Папсуев «Диво Чудное. Том 1»

Angvat, 14 ноября 2021 г. 19:48

Так себе. Неоднозначное так себе. Картинки красивые, текст не очень. От отдельных вещей за версту несёт попытками натянуть сову на глобус, например тут есть почти классический охотник на ведьм с деревянными, прости Сигмар, пистолетами, и попытки вписать это диво дивное в псевдославянский сеттинг выглядят ну очень уж натянуто. На мой взгляд, не вышло у Папсуева к своим рисункам прикрутить хоть сколько-то интересный или правдоподобный мир. И не увлекает он меня, и не верю я в него. Однако рисунки все равно интересные и красивые.

Так что если задумываетесь о приобретении данной книги, то разве что ради иллюстраций, а не ее смыслового наполнения.

Оценка: нет
– [  6  ] +

Антология «Битва за Лукоморье. Книга 1»

Lilian, 7 ноября 2021 г. 19:06

Это моё первое знакомство с миром Сказок старой Руси. Никаких артбуков или хотя бы изучения авторских иллюстраций, пускай они и были на слуху. А вот литературный проект заинтересовал. Забегая вперед, скажу, что этот сборник в полной мере подходит для знакомства с миром, в нем есть словарь, карты, да и в глобальном смысле здесь много внимания уделено раскрытию мира и героев.

Первое что удивляет — это не сборник рассказов. Главы могут различаться размерами и героями, но они при этом расположены последовательно в рамках одной хронологии. Как правило каждая глава имеет законченный локальный сюжет. Но не всегда — есть просто небольшие зарисовки о том, чем занимаются местные темные силы. При этом постепенно из разных эпизодов начинает складываться общая картина о нависшей над миром темной угрозе.

«Охота на Охотника», «Сила есть, ума не надо?», «Дивный новый день» — рассказы о богатыре-охотнике Алеше, его новом задании и интересных попутчиках. С натяжкой можно назвать их основной линией повествования. Немного особняком, но тоже о деяниях светлых сил и героев — «Премудрые дела» (расследование чародейки Василисы) и «Зверь» (о службе Добрыни Никитича). В качестве связующих нитей — будни местных темных сил, а именно «Долг», «Милость владыки», «Хлопот полон рот», «Пять десятков и ещё двое», «Чужая сторона», «Худовы вести». Особняком «Синий камень в рукояти» (прекрасная история и сама по себе, и в рамках мира — о сыне охотника, берегине, злой колдунье и её пленнице) и «Дар Иномирья» (о плавании Садко и его команды).

Теперь перейдём к классификации. Это фэнтези, основаное на славянской мифологии. Но ей не ограничивающееся. В рамках разных историй могут быть элементы детектива, боевика или темного фэнтези. Ещё это, конечно, сказки. Но у меня язык не поворачивается назвать их сказками на новый лад. Так как они как правило сосредоточены на том, чтобы показать новый взгляд на знакомые сюжеты. Не более. А здесь авторы берут знакомых героев и знакомые понятия, меняют их суть или предысторию и используют в качестве кирпичиков в построении собственного мира. То есть речь не о переиначивании старого, а о построении нового. Хотя в этом новом точно так же могут проглядывать знакомые элементы и мотивы. Не только сказочные.

Именно поэтому я не против, когда в образе охотников из Китежа проскальзывают параллели с теми же ведьмаками, а яги внезапно вообще приносят в историю элементы киберпанка. История удивляет, и я это очень ценю.

К числу наиболее понравившихся глав отнесу похождения Алёши и мрачноватую (но в полной мере образную и чуть ли не эталонную для славянского фэнтези) историю сына охотника и пленницы злой колдуньи. А к числу менее понравившихся — истории про Мышь и Рябу. В первый раз я прочла первую из них в качестве ознакомительного фрагмента в отрыве от общей истории. Прочла и не увидела ничего более, чем бессмысленную жестокость в попытке переделать детскую сказку. В рамках общего повествования Мышь и Ряба уже не кажутся настолько бессмысленными, но осадочек остался.

Продолжение литературного проекта по этому миру мне безусловно интересно. Буду ждать, чем ещё авторы удивят и завлекут. А вот артбуки мне по-прежнему не особо интересны (но это уже мои заморочки, иллюстрации в антологии пускай и не многочисленные, но хорошие).

Оценка: 8
– [  10  ] +

Антология «Битва за Лукоморье. Книга 1»

Deliann, 15 сентября 2021 г. 15:42

Когда-то «Сказки Старой Руси» начались для меня с любопытного артбука, вышедшего в двух версиях: обычной («Начало») и расширенной («Истоки»). Последняя поражала воображение сильнее, так как предлагала не только авторский взгляд на внешний вид богатырей, Кащея и прочих персонажей былин, но и содержала достаточно много интересной информации. Время шло, помимо «Начала» и «Истоков» свет увидели два тома энциклопедии-бестиария «Диво Чудное» и всякий разный сопутствующий мерч, типа блокнотов, но полноценных сюжетов всё не было. До сего момента.

«Битва за Лукоморье» представляет собой сборник из 13 историй, написанные Романом Папсуевым, Верой Камшой, Татьяной Андрущенко, Александрой Злотницкой и Еленой Толоконниковой. Что же интересного в этих историях? Давайте разбираться.

Сборник открывается рассказом «Долг». Знахарь Вежин и трое ратников схлестнулись с колдуном-злонравом. Битву эту они выиграли, вот только дальше их ждало столкновение с куда большим злом. История короткая и довольно прямолинейная, написанная с умелой стилизацией под старину. Здесь даже есть переход с прошедшего времени на настоящее во время битвы, эдакое литературное «слоу-мо».

Далее вперешку следуют как вполне самостоятельные истории, так и рассказы, больше похожие на главы романа. К последним вернёмся позднее, а вот о первых поговорим подробнее прямо сейчас.

• «Охота на Охотника». Охотник из Китеж-града Алёша получает задание разобраться с неким трехглавым змеем. Вот только очень быстро дело принимает неожиданный оборот. Рассказ сильно напоминает истории о Ведьмаке, что, в общем-то, не удивительно.

• «Премудрые дела». Детектив, в котором Василиса Премудрая пытается вычислить злыдня при царском дворе. Неведомый супостат обратил царевича в чудище, но коль Василиса взялась за дело, то правосудие скоро свершится.

• «Синий камень в рукояти». Одержимая ведьма кошмарит маленькую деревеньку. Но, как и в сказках про Бабу Ягу, находятся достаточно смышленые детки, чтобы ее одолеть.

• «Зверь». Пожалуй, лучшая история сборника, повествующая о столкновении Добрыни Никитича и оборотня-волколака в захолустной деревне. Сильно напоминает сюжет рассказа «Кровь наших отцов» Роберта Вегнера, но впечатление всё равно оставляет позитивное. Успешно совмещает в себе хоррор, детектив, драму и фэнтези.

• «Пять десятков и еще двое» и «Чужая сторона» являются жутким переложением сказки о Курочке Рябе. Полноценная хоррор-дилогия о похождениях демонической Рябы и Мыши.

• «Дивный новый день». Алёша встречает своего собрата по оружию, вместе с которым ему придется биться за Лукоморье. Самый драйвовый рассказ, закрывающий сборник и оставляющий приятное послевкусие.

А вот теперь давайте коротенько пройдемся по историям, которые я посчитал менее самостоятельным. «Милость владыки», «Хлопот полон рот» и «Худовы вести» призваны показать, чем же занят главный злодей этой книги пока силы добра ломают его планы. «Сила есть, ума не надо?», в свою очередь, демонстрирует, что делают Алёша, сестрица Алёнушка и братец Иванушка между своими приключениями. «Дар Иномирья» выглядит как пролог большой истории, а учитывая, что и весь первый том является вступлением к более глобальным событиям, то рассказ получается своеобразным прологом в прологе. В этой истории нас знакомят с Садко, который со своей разношерстной командой бороздит морские просторы. Однажды он натыкается на корабль, экипаж которого пытается завладеть гнездом алконоста... В итоге получилась чуть ли не самая добродушная и светлая история сборника.

Помимо хороших историй, книга может похвастаться шикарным оформлением, картой и словарем. Держать в руках приятно, читать тоже. В общем, рекомендую всем поклонникам славянского фэнтези. Ждём вторую часть и надеемся на ККИ, комиксы и новые артбуки.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Роман Папсуев «Диво Чудное. Том 1»

bellka8, 1 января 2021 г. 09:34

Добротная, красиво проиллюстрированная и оформленная книга, в духе европейского бестиария, но на тематику славянского фэнтези. Истории, приведенные в книге вполне читабельны, хотя в большинстве своем банальны. Идея хорошая, но могла бы быть подана намного интереснее, если бы автор взял за основу не свои выдумки, а серьезные исследования, например, книгу Власовой «Русские суеверия», тогда не пришлось бы высасывать из пальца охотников-ведьмаков, а можно было бы взять настоящих защитников от злых чар — вежливых, а сколько видов одних лишь баниц придумали крестьяне русского севера, вот бы их всех проиллюстрировать! Тогда книга была бы намного богаче.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Вадим Панов, Роман Папсуев «Ириска и Звезда Забвения»

Barrell, 1 ноября 2019 г. 14:45

Мальчикам НЕ ЧИТАТЬ.

(А они и не стали читать)

Для того, чтобы написать хорошую детскую сказку, надо самому стать ребенком. Или найти в себе детство. Старшему Панову удалось только подсмотреть за младшими Пановыми, но не стать ими. Детские диалоги звучат как взрослая пикировка: вопросом на вопрос, ехидством на ехидство. Может быть в жизни Ирина так и разговаривает с Полиной, но точно также во «взрослых» книгах Панова разговаривают почти все персонажи, а уж Красные Шапки вообще всегда.

Порадовали иллюстрации: дочки очень похожи на своего папу.

Не порадовала привычка автора грубо и неаккуратно впихивать в свои тексты личное восприятие современной политической ситуации. Тем более в детскую сказку. Как, например, объяснить ребенку, зачем упоминается злобный колдун Бжез? Даже не каждый олдскульный читатель вспомнит кто такой Збигнев Бжезинский. Это ж не сатирический памфлет, а сказка.

Папа Панов написал хорошую сказку для своих дочерей. Молодец.

Но только, к сожалению, для них одних...

Оценка: 5
– [  1  ] +

Роман Папсуев «Правитель мёртв»

mak-grou, 9 июля 2019 г. 07:21

Оказывается, Земля — всего лишь одна из досок в бесконечной вселенной, на которых с незапамятных времён Белыми и Чёрными Игроками разыгрываются шахматные партии. Доску Аттл (Землю, по-нашему) давно хотят захватить Белые — сторонники стагнации и порядка, которым противостоят Чёрные, считающие, что без хаоса нет развития.

Главный герой — Чёрный Ферзь, неотличимый с виду от человека, издревле, под видом различных мифологических героев (Кетцалькоатля, Одиссея, Беовульфа, Короля Артура и пр.) противостоит Прорывам — это когда в каком-либо месте возникает портал (подготовка к Прорыву обычно длится несколько суток) и Белые фигуры начинают ломиться на Землю. Задача Ферзя — вычислить такое место и ликвидировать все вражеские фигуры, включая сам Прорыв. Задача осложняется тем, что место готовящегося Прорыва обычно охраняют тяжёлые фигуры вроде Слона или Туры, а командует вторжением фигура не ниже Ферзя или даже сам Король. Ну а бороться с захватчиками помогают различные древние артефакты (меч Экскалибур, к примеру). Проигравшие фигуры отправляются в долгий Ящик (это не смерть, а неплохой такой домик для отдыха в другом измерении) до следующей игры, как правило, уже на другой доске. Ну а в случае выигрыша мир ждут глобальные изменения — либо полный порядок и потеря самостоятельности (под полным контролем Белых), либо люди, или кто там живёт на доске, сами определяют своё развитие (а Чёрные его лишь направляют под видом различных выдающихся личностей). Поэтому Чёрные — не значит плохие.

Интересно, что несмотря на масштабность подразумеваемых событий, в книге очень мало действующих лиц, да и окружающий мир прописан довольно скудно. С одной стороны, это позволяет сконцентрировать всё внимание на героях, а с другой, учитывая то, что действие разворачивается в наше время — миру бы не помешало добавить красок и чуток юмора (впрочем, стоит ли юморить, когда речь идёт о судьбах человечества?).

Из мелких минусов отмечу довольно часто используемое корявое словцо «протелепатил», а также загадочное междометие «хых» в предложении: «Коля достал фотоаппарат и принялся фотографировать всё вокруг, изредка комментируя красоту леса междометиями «ах», «ух» и хых»».

В целом же, книга получилась выдающаяся, с сильной концовкой. Автор довольно тщательно проработал сюжет и мифологию мира, а задумке о том, как Высшие фигуры готовят себе помощников — Пешек, выбирая их из обычных людей со «спящими» способностями, и как они потом могут повысить свой статус до более сильной фигуры или погибнуть на поле боя за высокие идеалы — хочется аплодировать стоя. Ну а от того, что главный герой выбрал себе имя Анатолий, и ведёт себя как русский человек (этому есть вполне логическое объяснение) — повествование только выигрывает, помогая теснее почувствовать внутренний мир героя и добавляя этакого нашенского разудалого шарма. Кстати, взятая автором планка не позволила уместиться всему задуманному в один томик, так что читайте не менее интересное продолжение — «Цейтнот».

P.S.: Судя по информации из интернета, автор оказывается, ещё и прекрасный художник-иллюстратор, оформлявший помимо своих и книги других отечественных фантастов. Автор даже знаком с самим Джорджем Мартиным, произведения которого он также иллюстрировал. Помимо дилогии «Правитель мёртв», романа-фэнтези «Верлойн» и нескольких рассказов, перу автора принадлежит фантастико-юморной роман «Чародейский источник» (под псевдонимом Иван Нефёдов) — вот где автор повеселился вволю! Удивлён, что автор забросил написание книг и пропал из фантастики. Остаётся перечитывать его немногочисленное книжное наследие, так что не пропустите!

P.S.: новые отзывы в моей авторской колонке здесь: https://fantlab.ru/user157189/blog

Оценка: 9
– [  1  ] +

Роман Папсуев «Сказки старой Руси. Истоки»

Дикий Брюс, 3 ноября 2018 г. 04:18

С работами Amokа я познакомился почти сразу как они попали в сеть. Долго следил за пополнением портфолио рисунков в последствии получившего название «Сказки старой Руси». Гадал в какую сторону в итоге повернётся сей нетривиальный и многообещающий проект. Появлению artbookов был несказанно рад. Первую версию сознательно пропустил в расчёте на то,что вторая выйдет более полной и информативной. Само издание замечательное сразу видно что поработало известное издательство.Суперобложка,большой формат,плотные страницы,хорошие краски.К исполнению и содержанию претензий никаких.Тираж не велик,но это добавляет эксклюзивности данному artbookу,что при желании тоже можно занести в актив. Сам не большой любитель artbookов,но данное издание посчитал своим долгом приобрести и таким образом сделал себе подарок на День Рождения. С нетерпением ждал появления фигурки и на днях заказал себе Delux версию, да хотелось конечно несколько большего формата, 10-дюймовку ну и в идеале 1/6, но как говориться лиха бела начало. Всем поклонникам исконной РУССКОЙ культуры(хотя Роман и пишет что перерабатывает образы для международного использование в будущем)а так же фэнтези и компьютерных игр настоятельно рекомендую ознакомится с его творчеством.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Роман Папсуев «Сказки старой Руси. Истоки»

Angvat, 15 февраля 2018 г. 15:14

«Скрипач не нужен» (сами-знаете-откуда).

«Истоки» есть не что иное, как попытка продать одну и ту же книгу дважды. На западе иногда с настольными РПГ делают – сперва выпускают продукт без иллюстраций, этакую бета-версию, а затем уже полный релиз с оформлением и иллюстрациями. Тут все наоборот (утром картинки, вечером буквы), только вот «бета» не бесплатная…

Истоки – это то же «Начало», куда добавили текста. И проблем в том, что пишет художник на мой взгляд не просто плохо, а прям-таки отвратительно. Чувствуется, чтобы было проделана огромная фактическая и творческая работа, но описывается это все столь корявым языком, что рыдать кровью хочется. Будто размышления подростка с игрового форума читаешь о том, какие «абилки у Соловья-разбойника, сколько хит-поинтов у зверочеловека Иванушки и какая жесть творилась в былинах про Добрыню». У меня и в первой части при взгляде на статью про Варвару Крофт возникало лишь желание побыстрее пролистать, а тут большинство текстов столь же неказисты.

У проклятущих буржуев во многих продуктах подобного толка давно отошли от такого подхода, и пытаются сперва продать вам мир, заинтересовать им, а не сыпать с порога про «статы и трейты». Короче, как по мне, Папсуеву срочно нужен какой-нибудь соавтор, который облекал бы его поток мыслей хоть во что-то удобоваримое. Потому что продать мне иллюстрации у него вышло, а мир своих фантазий (которого-то все еще и нет толком, по большому счету) – нет.

Тратить деньги на «Истоки» при наличии у вас на полке «Начала» я не вижу смысла. При альтернативах лучше тоже брать вторую книгу (но не факт, что они будут, у меня в городе ее уже почти не найти).

Без оценки, ибо на «Начало» я уже писал отдельный отзыв, а «Истоки» сложно воспринимать как новый отдельный продукт.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Роман Папсуев «Чародейский Источник»

Wulfdog, 30 января 2018 г. 02:25

Слабо и скучно. Как обычно автору не терпится разбавить простенькое действо кухонной философией. Для книги не серьезно, для пародии не хватает юмора, хорошего и смешного. В книге все действующие лица тупые, напоминает идиократию без развития.

Оценка: 3
– [  9  ] +

Роман Папсуев «Сказки старой Руси. Истоки»

Deliann, 14 января 2018 г. 12:17

Тема былин и исконно славянской героики не самая популярная в нашей стране, но и не всеми забытая. Регулярно выходят приключения мультипликационных богатырей от студии «Мельница», которые с каждым разом выходят чуть хуже и банальнее предыдущих. Время от времени появляются полнометражные ленты, качество которых варьируется от «ничего особенного» («Реальная сказка») до «вполне неплохо» («Последний богатырь»). Изредка богатыри захаживают на территорию ККИ (им посвящен один из стартовых наборов «Берсерка») и на территорию книжной фантастики («Храбр» Олега Дивова). При этом тема эта очень благодатная, как в плане сеттинга, так и в плане персонажей и фантастических существ. К этой же мысли, по всей видимости, пришел и Роман Папсуев, благодаря чему появился сетевой проект «Сказки старой Руси».

В нашей стране артбуки сами по себе не особо в ходу. Большинство из них выходят по компьютерным играм, стоят дорого (коллекционное издание же), а востребованы исключительно в среде фанатов. Выпускать артбук к сетевому проекту – дело рискованное, но, как показывает практика, оно может оказаться очень успешным, учитывая, что «Сказки старой Руси» на данный момент доступны в двух версиях: обычной и расширенной.

Роман Папсуев не предлагает своим читателям энциклопедию по миру русских былин. Это скорее авторская интерпретация, обусловленная современными культурными тенденциями и выбранной тематикой. Так что неудивительно, что телосложением Илья Муромец напоминает Халка, в боевых доспехах богатыри похожи на паладинов и космодесантников, девушки все поголовно визуально привлекательные с почти идеальными формами, а Кощей Бессмертный сильно смахивает на Короля Ночи из «Игры престолов». Это все просто узнаваемые образы, которые уже достаточно прочно закрепились в современной культуре и вызывают нужные ассоциации.

Вместе с тем, простым осовремениванием дело не ограничилось, и по прилагающимся текстам видно, что автор провел исследование целого культурного пласта. Читать информацию о персонажах чуть ли не интереснее, чем разглядывать иллюстрации. В этом плане особенно удались враги и чудовища. Интересные трактовки Кощея, Змея Горыныча, Соловья Разбойника вызывают острое желание поскорее увидеть их в деле и познакомиться поближе, но…

В этом и заключается главный минус артбука – он не является дополнением к чему-то. Артбук и есть ядро проекта. Больше пока нет почти ничего, а ведь так хочется, чтобы было. Хочется всего того, что перечислено в конце книги: и комиксов, и ККИ, и воплощения на экране либо на страницах книг. Понятно, что перед читателями пока первая ласточка, проект еще только встает на ноги, но хотелось бы большего. Так что с нетерпением жду продолжения.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Роман Папсуев «Сказки старой Руси. Начало»

Angvat, 13 октября 2017 г. 12:39

Как я уже говаривал где-то, тяжко у нас на Руси с фантастикой. Особенно с тем, что касается создания целых франшиз. На Западе уже успели родиться, зачахнуть и умереть целые миры, ну а мы все никак. И вот очередная попытка сделать как у них, но по-нашему. Или скорее не попытка, а размышления на тему.

Книга – набор красивых изображений персонажей, фантазий на тему русского фольклора. Ни больше, ни меньше. Пока никакой подноготной, никакого «бэкграунда» за ними нет. Есть лишь немного тех самых размышлений автора. Такой подход не нов, у буржуев тоже бывает, что налепят красивых фигурок, а уж потом, если пойдет, присобачивают к ним предысторию и правила. Но, на мой взгляд, такой подход – как ставить красивую телегу впереди лошади. Обычно сперва выдумывается история, а уж апосля под нее рисуют образы. Почти все местные герои – суть гомункулы, тело (сиречь изображение) есть, души (сиречь хоть какой-то предыстории) нет. А ведь минимальная информация о персонаже выдумывается за пять минут, а потом уже по мере необходимости допиливается/перепиливается/выпиливается. Магазин Игрушек из Англии не даст соврать. Здесь же почти у всех персонажей нет даже абзаца пояснения кто они и откуда в данной вселенной (потому что вселенной толком и нет). Автор обещает, что вот попозжей все будет, что это смол пока платная бета-версия. Но пока имеем что имеем.

Что же касается самих изображений, то при взгляде на некоторые при достаточно широком кругозоре вас будет посещать определенное дежа-вю (автор и сам высказывается на этот счет в конце книги). Вот тут зверочеловек, вот какой-то лавкрафтавский монстр, вот троица Белых Ходоков, вот скавен с искажающем камнем, а вот… киберволк из «Пушистиков: Всем Кирдык». Реально киберволк. Что ж ты тут забыл, бедный? Ааа, тут Вадимка «Мир Тьмы для бедных» мимо пробегал, тогда все ясно… Но это не беда. По части фентези тут уже что ни рисуй, все равно это уже было в Вахе или ДнД. А то, что было там, почерпнуто во многом из реальной истории или мифологии.

Беда как я уже говорил, в другом. На одних красивых картинках далеко не уедешь. Нет пока у этого мира ни души, ни истории. Одни изображения. Поэтому в итоге мы имеем артбук по какому-то очень шикарному с визуальной точки зрения варгейму навроде Warmachine без собственно самого варгейма. А из заметок автора пока ничего особо интересного не вырисовывается. Например, он пишет, что сознательно собирается отказаться от всяких религиозных терок в своем мире. А ведь для меня это одна из самых излюбленных тем.

Возможно, когда-то, как вещает нам автор, «Сказки старой Руси» и станут чем-то большим. Пока это просто книжка с красивыми картинками и все. Но картинки и правда красивые. Лично мне было приятно поставить книгу на полочку рядом с тонюсенькими и когда-то жутко дорогими книгами про эльфов из Боевого Молотка. Надеюсь, они там не передерутся, выясняя, кто у кого что брал. А то поди еще старого брюзгу Муркока с нижних полок разбудят. А уж он как оказалось любил поныть о том, как у него бедного-несчастного все идеи крали.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Роман Папсуев «Сказки старой Руси. Начало»

Ashenwail, 29 сентября 2017 г. 12:41

1. Задумка. Оценивая артбук по фолк-хистори, по-хорошему его надо оценивать с подобными ему. Но вот проблема: ничего подобного в природе нет. Пока нет. Потому браво Р. Папсуеву за саму идею — обновить дизайн старых сказок на новый лад. Поднято из небытия и продумано огромное количество самых разных персонажей, некоторым из них дана новая жизнь. Все такие модные, современные, особенно — девочки. 10/10

2. Исполнение. Красочных арбуков, нарисованных на планшетах с неестественными, компьютерными цветами — пруд пруди, а вот чтоб по-старинке, карандашом, пером, в общем — руками — это теперь редкость. То, что арбук сделан сепией — ещё одна удачная находка: автор не настаивает на определённых цветах, предоставляя читателям самим решать, как раскрасить персонажей. (даже конкурс объявил по раскраске одной из персонажек). Даны сравнения, показаны альфа и бета версии. Хоть сейчас игру делай! 10/10

3. Развитие идеи. О чём это? В общем, не очень о чём. Просто «сочинение на тему» — старое на новый лад. В какой-то связный текст/экшен всё это не связано. С другой стороны, артбук (по крайней мере, этот) и не ставил себе таких целей. К тому же, автор обещает в ноябре издать более полную версию с текстом. 8/10

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

4. Отдельно хочу отметить поведение автора в созданных им же фан-группах в соц.сетях. Конечно, кто с издателем пообщался, тот в цирке не смеётся, однако странно было видеть, как мужик за 40 в своей собственной фан-группе выдаёт такие перлы, повтори я которые здесь, меня просто забанят. Но это уже — оффтоп, к артбуку не имеет отношения.

5. P.S. ЗА ИМПЕРАТОРА!

Оценка: нет
– [  8  ] +

Роман Папсуев «Верлойн»

Конни, 29 апреля 2013 г. 05:32

Обложка этой книги обещала многое. Но квест в Королевство Тьмы, где правит весьма посредственный Черный властелин, оказался скучным и унылым. По моему скромному мнению, эта книга с полным правом может являться классическим учебным пособием для начинающих авторов — «как писать не надо». Не надо таскать пачками в свое произведение штампы, бездумно копировать приемы известных мастеров фэнтези с беззастенчивостью графомана. Мир «Верлойна» просто примитивные дешевые декорации (когда пара картонных деревьев изображает лес, а раскрашенная под кирпич фанерная башенка прикидывается замком), а герои — грубо сделанные марионетки в руках неумелого кукольника.

Книга — первый опыт автора, можно сделать на это скидку, но честно, после «Верлойна» другие книги Р.Папсуева в руки брать не хочется. При этом я искренне восхищаюсь творчеством художника Амока, его оригинальными, изысканными, великолепными иллюстрациями к книгам Д.Р.Р. Мартина, В. Камши и других авторов.

Читать «Верлойн» можно, но вы можете пожалеть о потраченном на чтение времени.

Оценка: 3
– [  6  ] +

Роман Папсуев «Верлойн»

Greensign, 27 января 2013 г. 18:05

Роман Папсуев — замечательнейший художник. Его галерея портретов персонажей Мартина и иллюстрации к «Отблескам Этерны» заслуживают очень высокой оценки.

А его роман — ничего не заслуживает. Midgard всё сказал верно, единственная неожиданная вещь в книге — это её конец. Ну подумаешь, нашёл герой другую подругу. Всё равно это ничего не изменило, «жили они долго и счастливо».

Итого: недоразумение, а не роман, любая книжка издательства «Армада» даст фору этому произведению.

Оценка: 1
– [  5  ] +

Роман Папсуев «Серебро луны»

Ny, 11 декабря 2009 г. 06:51

Банальщина, на мой взгляд.

Набор почти стандартных зарисовок, скрепленный довольно-таки слабым и предсказуемым действием. Персонажи не проявляют никаких оригинальных черт, обстановка подана схематично, охота и сражение, с учетом некоторых обстоятельств, выглядят нелепо. Интрига в развязке имеет бороду еще с 19 века. Читается гладко.

Оценка: 3
– [  2  ] +

Роман Папсуев «Чародейский Источник»

Nog, 16 февраля 2009 г. 18:30

Вполне обычная приключенческая история, легко читающаяся и без особой интриги. У героя заранее имеется огромная фора перед жителями мира, в котором он очутился, в виде непробиваемого скафандра, современного оружия и постоянной связи с корабельным компьютером, так что никаких волнений у читателя его похождения, увы, не вызовут. Более-менее связная история, слегка намеченные персонажи, очень схематично набросанный мир и в конце намек на продолжение. В целом — тривиальная фэнтезя, каких много. Вполне сгодится на то, чтоб расслабиться вечером, и больше ни на что.

Вроде бы я слышал, что написана эта книга была довольно давно, а издана только сейчас. За точность информации не ручаюсь, но основания полагать ее верной есть — все-таки роман очень уж простенький, на уровне дебютного для Папсуева «Верлойна», и думать, что автор отличной книги «Правитель мертв» вернулся к тому, с чего начинал, просто не хочется.

Оценка: 5
– [  0  ] +

Роман Папсуев «Пустяковый случай»

Nog, 25 января 2009 г. 19:57

Неплохой рассказ, который мог бы оказаться намного лучше. Хочется надеяться, что это лишь первый набросок, первая попытка рассказать что-то о придуманном автором мире, поскольку мир этот заслуживает гораздо большего внимания. Впрочем, намек на продолжение в конце есть, если это, конечно, не плод моего воображения, выдающего желаемое за действительное. Персонажи получились очень симпатичными, несмотря на то, что пока их образы едва намечены, и хочется почитать о них еще.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Роман Папсуев «Серебро луны»

Nog, 24 января 2009 г. 14:19

Вроде бы самый рядовой фэнтезийный эпизод — полузабытая деревушка, оборотни, охотники на них. Но написано очень приятно, а то, что показаны эти события глазами популярного писателя, обдумывающего очередную книгу, как раз об охоте на вервольфов, придает теме солидный заряд свежести.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Роман Папсуев «Пустяковый случай»

kkk72, 20 декабря 2008 г. 18:50

Впечатление от рассказа двойственное. С одной стороны, мир, созданный автором интересен и необычен: этакое забавное сочетание паропанка и фэнтези. Заинтересовала необычная концепция магии камней. Да и действующие лица рассказа получились весьма симпатичными. С другой стороны, сосредоточившись на необычном мире, автор несколько упустил из виду все остальное. Детективная интрига очень уж проста, да и вообще рассказ беден событиями и душевными переживаниями героев. Действительно, в итоге получился милый пустячок.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Роман Папсуев «Серебро луны»

kkk72, 13 декабря 2008 г. 23:50

Весьма удачный приключенческий рассказ. Охота на оборотня описана увлекательно и правдоподобно. Понравились и запомнились образы главных героев, сосбено юного писателя Эркона. Им симпатизируешь и за них действительно переживаешь. автор умело нагнетает напряжение, показывая, как готовится ловушка на героев. Ну а удастся ли им выбраться з западни, вы узнаете, если прочтете этот рассказ. :wink: Рекомендую!

Оценка: 8
– [  23  ] +

Роман Папсуев «Верлойн»

midgard, 30 октября 2008 г. 23:01

Часто случается, что переводчики и иллюстраторы фэнтэзийной литературы сами начинают писать романы. Вообще, порой очень занимательно проследить путь, по которому пришли в писательство те или иные люди.

.........

Однако ж, данная заметка не о них. А о художнике-иллюстратора Романе Папсуеве (который под псевдонимом Amok оформлял книги Веры Камши, Ника Перумова, Александра Зорича, и из англоязычных — Терри Гудкайнда, Джорджа Мартина, создавал настольные игры по произведениям перечисленных авторов; рисунки Папсуева отличаются объёмностью и почти фотографическим качеством) и его книге «Верлойн».

На первых страницах автор высказывает свою благодарность писательнице Вере Камше, из чего не сложно сделать вывод, что благодаря её поддержке книга и увидела свет (можно даже представить себе монолог Романа Папсуева «А ну давай неси редактору мой р-р-роман, а то я тебе таких обложек на книги понарисую!»). Ну что ж, как говорится — Перумов породил Камшу, Камша породила Папсуева… Литературная семья разрастается, захватывая одновременно несколько сторон жизни и творчества — в ней уже есть свои учёные-генетики, журналисты, художники. Разве это плохо? Да нет. Лукьяненко породил Каганова, Никитин породил Головачёва. Бушков пока никого не породил. Скотина. Засел в своей красноярской тайге. Ну ничего, и он кого-нибудь выродит.

Ещё одна замеченная мною особенность: произведения членов одной «семьи» зачастую печатаются в одной серии. Вот и Папсуев вышел под обложкой «зелёный мрамор», как до него и Камша (хотя она, зарекомендовавшая себя сильной и интересной писательницей, получила знак отличия — её новый цикл выходит в «мраморе», окрашенном в пурпурный цвет). Лукьяненко и Лео Каганов давно уже издаются в серии под чёрной обложкой с глянцевой цветной вставкой-полоской посерёдке.

В целом книга создаёт не лучшее впечатление: и наивность рассказчика, и старые фэнтэзийные штампы не могут являться хорошими сторонами романа. Произведение более всего соотносится с теми не лучшими фэнтэзи, что создавались в 70-е годы — для автора будто не существует литературных приёмов, наработанных несколькими поколениями писателей. Да что там! Папсуеву незнакомы даже традиции прозаиков-реалистов, а будь иначе — текст «Верлойна» был бы получше. Сливающиеся в своей одинаковости персонажи, картонные, неинтересные приключения, извечные глупости про «зло с севера» — вот отличительные особенности романа. В этом он напоминает мне произведение, если не ошибаюсь, Калугина, «Подземелья Эйтана». Команда героев, составленная из принципа «каждой твари по…», — то есть, человек, гном, эльф, представители других фэнтэзийных рас, — путешествует по выдуманному автором миру (Папсуев сподобился даже нарисовать карту — впрочем, рисовать он умеет), собирая различные артефакты, чтобы в конце прикончить главного злодея. Несомненное сходство с компьютерными играми — квестами. «Подземелья Эйтана» я так и не смог дочитать. «Верлойна», пожалуй, осилю. Только потому, что мне некуда его деть, книгу Калугина мне давали почитать, и вот её можно было вернуть, с облегчением и притворной (из вежливости) благодарностью.

О чём сюжет «Верлойна»? Я не сделаю плохого дела, рассказав вам — нет там никакой загадки, нет особого сюжетного поворота, могущего удивить читателя. После многих лет странствий барон Верлойн возвращается домой, узнаёт, что его возлюбленную похитили. Добрый гуру-колдун направляет высокородного замковладельца в Королевство Тьмы (я не утрирую, Папсуев и правда дал этой стране такое название). Начинается череда бессмысленных приключений, переходов от одной игровой «метки» к другой, сбор попадающихся с подозрительной частотой «артефактов» и набор в отряд «убивателей» Чёрного Властелина Нуброгера выскакивающих на дорогу местных, «папсуевских» аналогов гномов, хоббитов и орков, разгуливающих в одиночку принцесс и прочего обычного для фэнтэзи люда. Нельзя не упомянуть о сцене, когда трое великанов хватают мелких спутников Верлойна и спорят из-за того, как их лучше употребить: съесть, или всё-таки отдать Чёрному Властелину? Три великана у костра перед скалой, прорезанной пещерой, — ничего не напоминает? «Хоббит или туда и обратно».

Наконец, уже влюблённый в спутницу-принцессу Верлойн достигает страшного чёрного замка и поражает Чёрного Властелина. И оказывается, что тот вовсе даже не похищал первую пассию барона. А колдун, тот самый, который гуру, просто придумал это. Очень уж не любил обитателя страшного чёрного замка. Вот и подгадил. Натравил Верлойна. А где же первая любовь? А кто её знает… В лес ушла и не вернулась. Ну и тролль с ней. У Верлойна теперь принцесса есть. Моралистично, ничего не скажешь!..

И как Камша могла посодействовать изданию такой книги? Её собственные — настоящие шедевры. Она знает толк в литературе. Стало быть, верно предположение про «А ну давай неси редактору мой р-р-роман!..»

Оценка: 2
– [  -2  ] +

Роман Папсуев «Чародейский Источник»

Хыча, 30 октября 2008 г. 21:42

А я-то искал по интернету Ивана Нефедова... Первую книгу прочитал с удовольствием. Жду продолжения с нетерпением.

Так держать!

Оценка: 8
– [  8  ] +

Роман Папсуев «Цейтнот»

GerD, 29 октября 2008 г. 17:03

«В цейтнот попадает не тот, кто много думает, а тот, кто думает не о том».

(c) Геннадий Малкин

Фигурки на шахматной доске, пешки, кони, туры и короли — как похожи они на обычных людей. Защита и нападение, смерть, жертвы — ловкая рука игрока направляет отряды туда, куда посчитает нужным. Гибель тех, кто рядом, маленькие для нас — но сколь, должно быть, огромные для них! — драмы на поле боя. И всё это с одной лишь целью: принести своему игроку радостную весть. «Шах и мат» — «Правитель мёртв»...

С творчеством Романа Папсуева я знаком довольно давно: ещё когда учился в школе, наткнулся на его сайт. С удовольствием разглядывал иллюстрации к книгам любимых авторов, читал отзывы на фильмы, а «Западлогеддон» вспоминаю до сих — на мой взгляд, замечательная вещь! Книжный же цикл автора остался, так сказать, «на сладкое», и с первой частью серии об Игре, Фигурах и Чёрном Короле Анатолии я познакомился только год назад, книга как раз переиздавалась в серии «Русская фантастика» Эксмо. Чувства тогда были смешанные. Концепция вызвала восторг! Вы только представьте: шахматы — это же не просто самая классная в мире настольная игра. Короли, Ферзи, Туры и Пешки — что, если это не деревянные фигурки, а существа с разными возможностями? А наша планета — всего лишь Доска для Чёрного и Белого Игроков, поле битвы, «где каждый ход — это бой, а любая жертва — чья-то смерть». Ну а Фигуры — живые существа, которые чувствуют боль утраты и горечь поражения... Не знаю как вам, а мне кажется, что это одно из лучших фантастических допущений начала века. Сколько возможностей для параллелей, скрытых и явных, какой простор для литературной игры и стилизации... Конечно, может быть, «это уже где-то было», но я не встречал. Так что для меня идея Игры была настоящим открытием и глотком свежего воздуха в душном жанре «магия рядом с нами», где только и есть что однотипные вампиры да маги-иные. А тут — не просто что-то новое, а ещё и интересное.

Впрочем, ликование быстро сменилось разочарованием. На мой взгляд, сюжет не дотягивал до уровня своих декораций. «Замах на рубль, удар на копейку», — такие мысли приходили по мере прочтения. Не понравилась однотипная (особенно после «Хранителя Мечей» Ника Перумова) магия, слишком часто скатывающаяся к «я накопил Силы и...» с непременной «Силой» с большой буквы. Огорчил тот факт, что снова «наши» — Чёрные. После сотого пересказа «Тьма не есть зло» (на разные лады этим пестрят книги многих начинающих авторов) становится грустно, а тут снова Чёрные, а Белые глазами главного героя показаны очень неприятными личностями. И это в книге со стилизацией под шахматы, которые суть символ релятивизма! Не по нраву мне пришлись и Правила Игры — волшебство параллелей с настольной игрой терялось, ведь то, как воюют здешние Фигуры на 32 фигуры на доске было совсем не похоже!.. Игроки вообще о Правилах договариваются, нонсенс!.. Я даже кинулся писать свою историю об Игроках и Фигурах, так был возмущён :-) Из этого даже вышла неплохая словесная ролевая игра, но это совсем другая история.

Впрочем, это я всё брюзжу. Дела давно минувших дней, тем более как можно обвинять автора в чём-то, если мы просто ПО-РАЗНОМУ видим воплощение первоначального замысла? Ну и самое главное: как можно судить об истории, если она ещё не рассказана до конца? Приняв авторские правила игры (ха-ха, простите за невольный каламбур) я купил вторую часть цикла — книгу «Цейтнот». И — провалился. Прямо в текст, книга была прочитана с огромным удовольствием за день.

Анатолию, Чёрному Королю, защитнику Доски Атл, час от часу не легче. Белые готовят новую атаку, на этот раз прорыв намечается в четырёх местах. Когда-то богу и апологету “чёрной” философии, а ныне просто почти-человеку, старающемуся делать свою работу хорошо, приходится встречать прибывшие на Доску новые Фигуры (а ведь Толя уже как два века по-настоящему не работал в команде), готовить Пешек. И – вести тех, кто ему доверился, в неравный бой. Первое, что бросается в глаза – отныне перед нами не один герой-рассказчик, а целая галерея личностей. Король (и автор) словно специально подбирал людей, непохожих друг на друга, но похожих на ваших друзей, родственников, знакомых. Папсуеву удалось не просто предоставить нам разные взгляды на происходящее, но и создать по-настоящему живых персонажей, за которых боишься, переживаешь. По впечатлениям очень близко к первому просмотру Firefly или Lost – точно такое же ощущение знакомства с героями, а значит – сопереживания им, как реальным личностям. Характеры выстраиваются не только из действий и слов героев, но и из оценок других персонажей. Подчас они дают друг другу характеристики – правда, на мой взгляд, чересчур прямолинейно, будто из учебника по психологии читают. Но это только вначале, потом быстро привыкаешь.

А разные герои – разные умения. Кто-то отличный стрелок, кто-то – атакующий маг, кто-то близок к природному волшебству. Нет больше Анатолия-который-всех-победил из “Правитель мёртв”. Перед нами – настоящая партия, если не чисто шахматная, то очень близкая: разные Фигуры, поддерживающие друг друга, составляют единый тандем. Впрочем, Белых тоже не мало – и перед нами не единичные магические поединки, а настоящие тактические операции. На мой взгляд, это не просто сделало действие более интересным, но и внесло дополнительный накал в повествование – в победе Чёрных я, естественно, не сомневался, но каждый герой стал по-своему дорог, а ведь Игра предполагает ещё такое понятие как гамбит... да и ошибки стратега исключать нельзя.

И, наконец, последнее, что стоит сказать о персонажах. Мне очень не нравится, когда магию авторы дают своим героям бездумно, для антуража и интересности, лишь бы было. На мой взгляд, магия – это то допущение, которое позволяет максимально раскрыться личности, сбросить социальную маску и показать истинное лицо. Также и война – при всей её отвратительности, она ещё и позволяет человеку показать, что он такое на самом деле. Трус становится трусом, герой – героем. И в “Цейтноте” это показано очень хорошо. Эта книга – настоящая фантастика, изучение характера человека в необычной ситуации, на войне магов. Кто как себя проявит, и кто какой выбор сделает – вот, что интересно в первую очередь. Встретятся разные типажи: и трусы, и герои, а кто-то вырастит из первого во второго. Жаль, предательство автор использовал в первой книге, в “Цейтноте” оно было бы к месту! Конечно, перед нами текст о величии людей, которые справляются не только с врагами, но и сами с собой. Но в отличие от других произведений с похожей мыслью, автор “Цейтнота” чётко понимает, что всё не так просто и не так однозначно. И люди разные, и не-люди тоже, а потом текст кажется куда более мудрым, чем периодически возникающие гимны человеческому духу.

Основной отличительной особенностью стиля, в котором написана книга, я считаю его кинематографичность. На самом деле: читаешь – и видишь перед собой картинку. Даже переходы с персонажа на персонаж (в книге использована концепция POV, схожая с построением текста у Джорджа Мартина) мне лично напоминают грамотный монтаж! (интересно, что подобное сравнение уже после написания этого текста я встречал и в других отзывах на книгу – прим. автора). Ей-богу, название “Правитель мёртв-2: Цейтнот” не было бы здесь чем-то инородным! Правда, как раз в стиле я заметил один недостаток, к которому мне почему-то было нелегко привыкнуть. А именно мельтешение времён. Об этом писал в своём труде о писательском ремесле в своё время ещё Юрий Никитин (и, кажется, упоминал Стивен Кинг, хотя тут я не уверен), доказывая вред этого занятия.

Приведу пример, чтобы стало понятнее. Например, стр. 10, первый и второй абзацы сверху.

“Положив ноги на табуретку из чёрного дерева, я переводил взгляд с пылающих дров в камине на огромный напольный глобус.

<...>

Мой подмосковная резиденция погружена в тишину, только трещат дрова, да гудит каминная труба”.

Это цитата из текста, самое начало книги, пролог. Посмотрите, сначала “я переводил”. А потом – бац! – и “резиденция погружена”. Простите, мы где? Здесь и сейчас, в камеру повествования глядим? Тогда, “я перевожу” и “резиденция погружена”. Или мы слушаем рассказ о прошлых временах? Тогда да, “я переводил” (в прошлом действие-то происходило, значит, и время прошлое), но тогда уж – “резиденция БЫЛА погружена”. Надеюсь, сумел объяснить претензию. Правда, это уже придирки – если я буду только о достоинствах говорить, обвинят в том, что меня подкупили :-)

Отдельно стоит сказать об иллюстрациях. Всё-таки Роман и писатель, и художник. Так что разглядывая картинки можно быть на сто процентов уверенным – это те самые герои, и всё именно так и было. Тем более, от разу к разу иллюстрации всё лучше и лучше, особенно лица. А уж для серии, в которой никогда в жизни ничего такого не было, это вообще событие уникальное. Конечно, бумага не очень, но после казусов с Олди и Перумовым я от наших издателей щедрот не жду.

Впереди нас жду новые битвы, новые Партии, которых “Игра ещё не знала”. Финал у книги в лучших традициях “Перезагрузки” – одна победа одержана, но впереди новый бой. И новый, совершенно непохожий на тех, что были раньше, противник. Эпилог дарит нам возможность познакомиться первым в цикле интересным Белым и намекает на то, что в будущем всё будет не так просто. А пока перед нами интересная книга, и ожидание новых приключений. Как говорил Георгий Александров: «Даже на шахматах можно сыграть симфонию».

Твой ход, Чёрный Король. Да, твой ход...

Оценка: 8
– [  7  ] +

Роман Папсуев «Правитель мёртв»

Nog, 29 октября 2008 г. 11:59

У Романа Папсуева я до этого читал только одно произведение — симпатичный, хотя и довольно бесхитростный квест «Верлойн». Но новая (для меня) книга оказалась где-то так на пару порядков сильнее той. Если попробовать вкратце рассказать, о чем она, то получится примерно следующее.

Наша Земля — один из множества миров, существующих... где-то. И во всех этих мирах идет постоянная Игра, послужившая основой для создания шахмат. Есть Белый и Черный Игроки, оперирующие наборами соответствующих фигур. Каждый существующий мир — это игральная доска. Все доски находятся во владении черных (по крайней мере, так утверждается), белые же время от времени совершают Прорывы в попытке захватить тот или иной мир. Во время прорыва в действие вступают Фигуры и Пешки с обеих сторон, и, как говорится, «бой идет не ради славы — ради жизни на Земле». Во всяком случае, так утверждает главный герой, носящий человеческое имя Анатолий, но в действительности являющийся одной из основных черных фигур — сначала Ферзем, а впоследствии и Королем. Он и другая черная фигура — ферзь Дженни — должны остановить очень мощный прорыв, который готовят белые. Этот бой и становится основной сюжетной темой книги.

В итоге получилась неожиданная, яркая и умная книга, не без штампов, правда, но число их очень и очень невелико. События основного сюжета перемежаются кое-какими сведениями о сути Игры и о различных элементах игрового процесса, а также эпизодами из известных земных мифов, важные роли в которых, как выясняется, играл главгерой. К примеру, он успел побывать Мерлином, Одиссеем, Соломоном и многими, многими другими. Получилось действительно хорошо. И, конечно, нельзя не отметить отличные иллюстрации — хотя это, конечно, понятно, уж кому-кому, а Роману Папсуеву грех жаловаться на художника.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Роман Папсуев «Верлойн»

corex, 28 октября 2008 г. 06:37

Набор штампов графомана, все типовые фантазийные приемы и эпизоды присутствуют, но все получается серо и неинтересно

Оценка: 3
⇑ Наверх