Все отзывы на произведения Александра Житинского |
Отзывы | Рейтинг отзыва |
Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
Всего отзывов: 229
Страницы: [1] 2 3 4 5
«Эффект Брумма» |
| |||
Ny, 08 февраля 2012 г. в 08:22 | ||||
Неудачным вышло у меня знакомство с автором. Рассказ давно мелькал в рекомендациях, но как-то руки не доходили. А потом... потом сообщение о смерти автора, некрологи, масса хороших слов. Решил прочитать. Рассказ лёгкий, юморной, пожалуй, достаточно актуальный в деталях и сейчас. Но есть в нём по-моему одно «но», которое всё портит — он неправильный. Напутал что-то автор. Дело в том, что наука сродни религии. Это вера человека в способность постичь мир самостоятельно. Это карта знаний об окружающей действительности, на которую из поколения в поколение тысячи адептов наносят границы, высоты, глубины, перевалы, размечая ещё не разведанные области. Можно быть рядовым этой «церкви» и спокойно делать своё дело по мере сил. Можно потерять «веру» или никогда её не иметь – и тащить науку равнодушно, как лошадь тянет воз. Можно быть администратором или карьеристом – и отмерять прогресс в премиях, званиях и количеством международных конференций. Можно быть безумцем или «кипучим бездельником» — и заниматься всем сразу, и ничем конкретно. Кого здесь только нет… Но самыми «главными» в науке становятся очень немногие «зрячие» — люди, не только владеющие массой информации в своей области, но и «видящие» во что эта информация складывается. Вот они-то и «двигают» науку: предлагают гипотезы, проверяют их экспериментами, интерпретируют результаты и, наконец, укладывают на карту науки ещё одну «страну»-теорию, на которую сможет твёрдо опереться практика. Если копнуть глубже, то все остальные работают только для них. Именно «мастера» науки медленно и планомерно освещают человечеству «вакуум» неизвестного, превращая его в знакомый мир. Они не обязательно именитые академики – кто-то так на всю жизнь и остаётся в «рядовом» звании. Но уважение, проявляемое к таким людям в кругах специалистов, гораздо ярче любых регалий говорит об их роли. Именно теория даёт возможность человечеству двигаться вперёд планомерно и устойчиво. Совершенно неважно, что твою работу в скромной, далёкой от практики области «смогут понять только семнадцать человек во всём мире». Это шаг в Вечность, и шаг не твой, а человечества. Совершенно неважно, что сам исследователь извлёк из своей работы для себя. Важно, в конечном счёте, только то, что получило человечество. Медленная, неблагодарная, требующая самоотречения, работа над теорией – основа науки. Она безмерно важнее, чем самые интересные практические результаты. Безусловно, есть другие люди. Самородки-практики с живым умом и золотыми руками. Они могут создавать сразу вещи, а не теории. Для них преодолимы трудности – если приложат старание, даже чёрта могут заставить давать электрический ток. Это тоже очень хорошо и ценно. Но это дар от Гефеста, а не Афины. И к науке он не имеет никакого отношения. Сколь бы ни было ценно одиночное изобретение, сделанное на волне неугомонного интереса, нередко оно оказывается неповторимым и очень часто – оторванным от фронта человеческого знания. Я совершенно не принимаю морали рассказа и всячески осуждаю главного героя. Стоит ли ненаписанной диссертации о свойствах солей висмута плазма над трубой деревенской бани? Стоит ли скромного вклада в теорию потрясающий, но неповторимый эксперимент? По-моему – нет. Это погоня за быстрым результатом, бег по торной тропе, игра в «угадай-ка», любовь к фокусам. Если же говорить о других достоинствах рассказа, то я особо не впечатлился. Атмосфера 60-70-ых, типажи научных работников, командировки из НИИ в колхозы, контраст между селом и городом, деревенский кулибин, герой – «м.н.с.», народный юмор – было уже не раз. С гораздо большим удовольствием по этому поводу можно прочитать «Понедельник начинается в субботу». Данный рассказ напоминает мальчишескую выходку: засунуть на секунду голову в окно лаборатории с серьёзными дядями и скорчить смешную рожицу. Забавно, и ничего кроме. | ||||
| ||||
«Потерянный дом, или Разговоры с милордом» |
| |||
Линдабрида, 18 сентября 2018 г. в 13:56 | ||||
У меня было полное впечатление попадания на другую планету. Уж слишком изменилась наша жизнь за прошедшие десятилетия. Ленинград, в котором уживались и первомайские демонстрации, и ночные поэтические посиделки в котельных, просто канул в небытие. И тем не менее, было интересно. Житинский рассказал мне о позднесоветском обществе нечто такое, о чем другие авторы предпочитали помалкивать. Скажем, об аспирантах-сторожах-диссидентах, или о нравах вечерней дискотеки, или еще какой-нибудь из тысячи деталей, просто отсутствовавших в официальной картине мира. Или о том, что чувствовал рядовой обыватель, когда нес на демонстрации портрет Устинова. Или об отношении к государству, которое могло внушать и смутное недовольство, и веру в светлое будущее, и просто желание видеть свою страну великой — и все это одновременно. Или о том, как герои слушали «голоса» из-за рубежа — не доверяя безоговорочно, но и не пылая патриотическим негодованием. Сложное оно, общество брежневской эпохи, не проще любого другого. А потерянный дом что? Да ничего, это же просто повод для психологического эксперимента, который автор и провел с неизменным блеском. И не важно, как и почему дом вдруг улетел. Куда занимательнее, как восприняли жильцы свое изменившееся существование. Здесь было где развернуть выразительные портреты карьеристов, и идеалистов, и самых обычных людей. Да, еще был «милорд», с которым разговоры. В смысле, монумент английской классики Лоренс Стерн. Он, по воле автора, оказался в том же потерянном доме и жил, кстати, припеваючи, успевая и повеселиться с друзьями, и заняться весьма серьезным литературным судилищем. Милорда хотелось бы больше; но автора он временами явно стеснял, и от разговоров с ним слишком быстро отделались. Первые три части прочитались на одном дыхании — юмор! меткие небанальные наблюдения! Лоренс Стерн! — но в четвертой почти все перечисленное исчезло, а Стерн как-то забронзовел, что ли. Плюс очень скучны были монологи главного героя — он был вовсе неплох в роли советского Акакия Акакиевича, но очень утомителен, когда дорвался до возможности высказаться. И дочитывала я совсем не с тем же восторгом. | ||||
| ||||
«Глагол «инженер» |
| |||
Podebrad, 29 декабря 2020 г. в 19:15 | ||||
Книга заставляет вспомнить «Понедельник начинается в субботу». Конечно, талант Стругацких выше, но повесть Житинского мне нравится ещё больше. Книга Стругацких иронично-фантастическая, книга Житинского иронично-реалистическая. Масса узнаваемых деталей, по крайней мере, для людей, учившихся в семидесятых. Сам автор заканчивал институт, Ленинградский Политех, десятилетием раньше, но сумел нарисовать картину, характерную для времени выхода книги (1976). Повесть очень лёгкая, весёлая без глупостей, светлая без лишнего оптимизма, добрая без идеализации героев. И не такая простая, как кажется с первого взгляда. Итак, студенты добрались-таки до диплома. Теперь защитятся, никуда не денутся. И преподаватели никуда не денутся, выпустят. На самом деле жизненные проблемы с этого момента только начинаются. И дальше будут только нарастать. Это видно по прежним выпускникам, если посмотреть внимательнее. Надо бы решать свои проблемы, сохраняя порядочность и не создавая проблем другим. И лучше бы решать с пользой для дела, для людей или хотя бы для науки. Ну, у кого как получается. Впереди целая жизнь. А лет через 15 всё изменится. Младшие и уже не младшие сотрудники лишатся возможности делать то, что умеют. Начнут превращаться в удачливых, а чаще неудачливых бизнесменов, в продавцов, экономистов, администраторов, водителей, строителей, охранников, профессиональных безработных. Но некоторые будут упорно делать своё дело. Несмотря на тьму эффективных менеджеров, на проблемы с зарплатой, на рыночную экономику и безумнейшую бюрократию, на все оптимизации, стабилизации и цифровизации. Некоторые продержатся до того момента, когда им позволят всё-таки жить и работать по специальности. Лично знаком с такими, хотя их и не очень много осталось. | ||||
| ||||
«Снюсь» |
| |||
amak2508, 24 июля 2022 г. в 12:56 | ||||
Идея о человеке, умеющем сниться другим людям на первый взгляд и очень интересна, и чрезвычайно перспективна. Но... это на первый взгляд — прочитав повесть понимаешь, что Житинский выжал из темы не только всё, что только можно, но даже и чуть больше. Получилось и занятно, и образы любопытные и хорошо узнаваемые, и зарисовки организации концертов остроумные.... Что же касается душевных терзаний/исканий главного героя, связанных с его даром, а через них и мыслей о том, зачем же нужно человечеству искусство... всё это действительно интересно и неплохо выписано, да и открытый финал в общем-то не самый плохой вариант завершения повести. Но тут трудно удержаться от замечания: автор, как и всякий интеллигент умеет и любит находить проблемы и выставлять их напоказ, но вот находить и давать решения — это не его. Открытый финал проще — пусть читатель сам додумывает что и как, причём каждый в меру своей испорченности :) | ||||
| ||||
«Лестница» |
| |||
dem4eg, 21 октября 2018 г. в 12:00 | ||||
Говоря о повести «Лестница», мне чрезвычайно сложно абстрагироваться от той оценки и тех пламенных любовных эпитетов, которыми наградил сие полузабытое произведение Дмитрий Быков, и очень сложно не вступить с ним в заочную полемику. Однако я постараюсь. Суть истории проста, как пять копеек. В самом начале нам предъявляют главного героя: знакомьтесь, Владимир Пирошников – молодой человек приятной наружности и высоких амбиций, но без определенной профессии и места в жизни. Все, что необходимо нам знать про Владимира – что он с самого детства жил с навязчивой мыслью о собственном великом предназначении, однако шли годы, а юноша так и не смог разобраться, в чем же его великая миссия заключается. И вот после очередной залихватски веселой пьянки Владимир обнаруживает себя в незнакомом доме, в незнакомой квартире и спешит конской рысью убраться восвояси. Однако, покинув квартиру, выйти из подъезда не может – лестница водит его кругами. Этажи повторяются, словно склеенная кинопленка, в каком бы направлении он ни шел. В общем-то, вопросу побега из замкнутого экзистенциального круга и посвящена наша повесть. Наконец, вдоволь набегавшись по ступенькам, Пирошников решает вломиться кому-нибудь в гости (ну не на лестнице же торчать, в самом деле!) и попадает в типовую питерскую коммуналку, обитателям которой суждено стать нашими верными спутниками на протяжении всей истории. Коммуналка представляет собой три жилых комнаты, снабженных местами общего пользования: кухней, кладовой и ванной. В одной из комнат проживает героиня – юная и кроткая медсестричка Наденька, которая без лишних вопросов соглашается приютить у себя невесть откуда свалившегося доходягу. Быстро выясняется, что в ее жизни он уже не первый такой. Об этом охотно рассказывает ее бывший муж, вшивый интеллигент Георгий Романович, тоже побывавший в ловушке пресловутой лестницы, а нынче заглянувший в комнату забрать пожитки. Далее к Наденьке приезжает откуда-то из провинции дядя, понимающий, свой в доску мужик, заходит под вечер подруга Наташа, объявляется роковая скандалистка-соседка и, конечно, где-то на фоне постоянно шуршит вечная приживалка баба Нюра – словом, весь этот позднесоветский ансамбль начинает играть и бешено крутиться вокруг героя, который с четкой периодичностью предпринимает тщетные попытки тем или иным образом выбраться из квартиры. В общем-то, нам достаточно рано дают понять, что выбраться Владимир сможет, только сбросив старую кожу, эволюционировав и изменившись. Весь вопрос, как? В повести «Лестница» удивительным образом собрано почти все, что мне решительно не нравится в современной фантастике: тусклый безынтересный герой, притянутое за уши и слабо увязанное с фабулой фантастическое допущение, щедро рассыпанные по тексту оригинальные авторские придумки, нужные, однако, лишь для того, чтобы создать внешний эффект, выдавить из читателя пресловутое «вау!»; постоянное затягивание и наворачивание интриги на пустом месте. Не смотря на вполне прозрачную и сильную метафору лестницы как бесцельного бега по кругу, меня не покидает ощущение, что фантастическое допущение пришито к сюжету белыми нитками. Разве не могла эта история случиться в иных, реальных и понятных всем обстоятельствах (домашнего ареста, ссылки или острой необходимости залечь на дно)? Могла, почему нет, только вряд ли имела бы хоть какой-то читательский интерес. Деинсталляция допущения, которое, по сути, является не более чем подпоркой или косметическим украшением, обнажает абсолютно беспомощный и банальный сюжет. Получается, что фантазия здесь работает не столько на раскрытие идеи (о ней ниже), сколько на маскировку дефектов топорной и прямолинейной фабулы. И все эти съезжающие в бездну авангардистские комнаты и каюты-кладовки выглядят столь же необязательно, как и центральная придумка с лестницей – сюжет существует автономно, сам по себе, и главное обстоятельство здесь отнюдь не в том, что Пирошников загнанно плутает по лестничным пролетам, а в том, что герой заперт в ограниченном пространстве квартиры, и лестница здесь лишь функция непреодолимого барьера. Вообще, на протяжении всей истории автор, не стесняясь, использует подленькие приемчики из арсенала заштатной belles lettres. Например, всеми силами откладывает разговор о лестнице с обитателями коммуналки, старательно подсовывая нам пресные бытописания и скучные рассуждения; нагоняет туману – персонажи, окружающие героя, вполне посвящены в странные лестничные обстоятельства, однако всячески избегают о них говорить, а загнанный в ловушку герой не слишком-то и настаивает, ему и так хорошо; к тому же ни Георгий Романович, предыдущий пленник квартиры, ни его бывшая супруга Наденька, ни нынешняя любовница Лариса Павловна не могут раскрыть способ, которым мужчина выбрался из западни, а всё виляют вокруг да около (шутка ли, но вопрос так и останется подвешенным, ответа на него мы не получим). Словом, Житинский берет курс на продление интриги всеми доступными способами, и чем дольше мы бесцельно ждем, шатаясь по пролетам сюжета, тем сильнее укрепляемся во впечатлении, будто в финале приобщимся к чему-то значительному и грандиозному и обнаружим-таки вместе с героем тот пресловутый смысл жизни, ради которого человек великого потенциала свалился в яму экзистенциального кризиса. И каково же будет наше разочарование, когда в финале повести какой-то потусторонний, практически божественный Голос выложит нашему герою на блюде откровения такой степени плоскости и банальности, что захочется просто выть от разочарования. «И вот ради этого был весь сыр-бор?! Серьезно? Вся эта беготня, трескотня и метания лишь ради того, чтобы парень, уставший искать себя в жизни, взял бабу с ребенком?» Вся великая тайна жизни по Житинскому есть ни что иное, как перепетый толстовский мотив о ценности ближнего и высшего счастья тихой семейной жизни. Вот уж поистине: замах был на рубль! Но ладно бы так, в иных обстоятельствах предложенный выход имеет за собою полное право, мы всё поймем, правда-правда, но автор идет еще дальше и зачем-то противопоставляет свой обывательский жизненный смысл таланту, пусть и нереализованному, находящемуся на уровне амбиций, но на секундочку – что, по-вашему, движет наши жизни вперед, если не пресловутые амбиции и жажда самореализации? Чем создано все то сложное, полезное и величественное, что окружает нас и отличает, в конечном итоге, от лохматых пещерных людей: талантом и пытливым фаустианским умом или сытой мещанской успокоенностью? Кажется, в «Лестнице» Житинский расписывается в своем полном неверии в человека, любопытно лишь, в каком духе внезапно обретший мудрость Пирошников будет воспитывать маленького Толика? В духе первичного звериного принципа «всё для потомства»? Ах, вот куда нас завела эволюция… Но лично я не верю в подобные стремительные превращения: метаморфоза героя, за два дня преобразившегося не в тюрьме и не в плену даже, а в ленинградском общежитии, выглядит для меня необъяснимо. Накормленный, обогретый, устроенный почти с комфортом, Пирошников был стеснен одной лишь невозможностью выйти на улицу – и вдруг такой переворот сознания! Невероятно. Но даже не образ Пирошникова смущает меня больше всего. Забавно, но в то время как своего героя автор именует с подчеркнутой официозностью – Владимиром (не Володей, не Вовкой) или по фамилии, для героини у него всегда приготовлено нежное и инфантильно-любовное – Наденька. Ну, это уж героиня, я вам скажу! Немного лишь не дотягивает до аксеновской Тани Луниной, но, без сомнения, та еще штучка. И проблема даже не в том, что образ ее лежит где-то за пределами привычной морали, любопытно следить, с какой необъяснимой нежностью автор живописует эту возвышенную, кроткую, чистую девушку, мечту поэта, беззаветно кладущую собственную жизнь на алтарь спасения сирых и убогих, но оставившую своего ребенка на шее у бабки, беспардонно лгущую ему про уехавших на Северный полюс родителей, выскочившую замуж за нелюбимого, но удобно подвернувшегося под руку Георгия. И все это преподносится нам как образ девушки тяжелой трагической судьбы. Ах и ох! Только вот архетип этот, портрет кроткого спасителя-идеалиста уже обыгрывался в литературе не раз (отсылаю к Шукшину и «Метели» Сорокина), но вывод всегда оставался един: о каком спасении масс может идти речь, если спаситель не в состоянии позаботиться даже о ближнем? А в случае пустышки Наденьки – о собственном ребенке. Очевидно, что оба героя «Лестницы» — Владимир и Наденька – скованы слабостью и безволием. Жизнь причиняет им страдания (хотя что эти два тепличных растения знают вообще о страданиях?), и оба упорно пытаются спрятаться: она – в заботе о людях, он – в загулах и самоутешении. Но ни лестница, ни божественный Голос не дадут им избавления, в это не верится – идея слепить семью из двух неудачников выглядит бесплодной попыткой спрятаться за спинами друг у друга. Подводя итог, признаю, что я, без сомнения, сильно сгустил краски. Все не так безнадежно и не столь печально. Повесть «Лестница» — рядовое, заурядное, проходное произведение, каких сотни, обремененное хорошо понятными слабостями, но и не лишенное достоинств (к коим можно причислить и метафору лестницы, и прочие взлеты авторской фантазии). Проблема, да и сам повод для отзыва – лишь в глобальном диссонансе моих ощущений от прочтения книги с тем градом комплиментов и похвальбы, что так щедро рассыпал Дмитрий Быков. Однако это – тема уже совсем другого разговора. | ||||
| ||||
«Эффект Брумма» |
| |||
god54, 27 июля 2011 г. в 16:09 | ||||
Хорошая, по-настоящему добрая повесть. Конечно, в жизни так не бывает, да, и в советское время так не было. На всю жизнь запомнил изречение «великого ученого» тех времен: нам открытия не нужны, нам нужны диссертации и остепененные специалисты». Отдельные детали повести даже вызвали слезу, особенно поездка в поезде: третья полка, командировка, билет и т.п. Сегодня этого не поймут, а тогда это была ежедневная жизнь. Написано хорошо, читается в удовольствие даже сегодня. | ||||
| ||||
«Арсик» |
| |||
мотылек, 12 сентября 2012 г. в 13:12 | ||||
Прочитал рассказ «Арсик». Очень понравился. Во первых атмосфера рассказа. Очень близко сердцу описано научно исследовательское учреждение. Возможно тут сыграли роль прочитанные мной еще в детстве советские научно-фантастические романы, а возможно и то что я учился в технологическом институте напичканом ныне уже раритетными советскими лабораторными стендами и образцами исследовательский техники еще 80-х годов (были даже вычислительные центры с использованием перфоленты), но я почему то как раз и представляю неотъемлемыми атрибутами науки огромные панельные институты с длинными коридорами и множеством одинаковых дверей, громадные и мощные лабораторные установки вокруг которых суетятся лаборанты в белых халатах, записывая в журналы показания приборов, огромные библиотеки с пыльными фолиантами и пожелтевшими монографиями именитых ученых, небольшие кабинеты освещенные лампами накаливания с письменными столами заваленными кипами чертежей и черновиками с расчетами. Все это так не похоже на передовые центры современной науки. Взять хотя бы знаменитую силиконовую долину. Сверкающие здания из стали и пластика, лаборатории блестящие хромом, лабиринты панелей с платами и жгутами проводов, офисы напичканные пластиком и оргтехникой где из каждого угла торчит монитор. Все это конечно является куда более современным и передовым, однако я в этом не чувствую той теплоты и монументальности которые есть в институтах до компьютерной эпохи. Во вторых весьма глубоким является сам сюжет рассказа. Действительно очень многие люди со временем замечают, что краски мира постепенно для них тускнеют. Тот разноцветный калейдоскоп ощущений детства, постепенно заменяется серой рутиной и будничной обыденностью. И хоть я весьма еще молод я уже ощущаю этот «перепад» мировосприятия в сравнении со своим школьным возрастом, когда мир казался напичканным чудесами. Так что я думаю, что весьма понимаю Арсика, которого такое положение дел не устроило и он начал искать пути преодоления этой проблемы. Его детище, имхо, оказалось даже куда более фундаментальным чем он сам предполагал. Думаю о такой машине, какую он построил многие люди мечтали давно. Ведь с ее помощью можно будет преодолеть те подводные камни человеческой натуры, которые всегда делали невозможной любую утопию. Одним словом рассказ весьма хорош как своей атмосферой, так и оригинальным сюжетом. | ||||
| ||||
«Параллельный мальчик» |
| |||
Андрона, 05 мая 2008 г. в 17:04 | ||||
Точная зарисовка рубежа 90-х. О нашей юности, о мальчишках и девченках, у которых были талант и идеи, но могло не быть будущего. И самым трудным было просто остаться в живых. | ||||
| ||||
«Сено-солома» |
| |||
Brachicephallus, 21 ноября 2014 г. в 18:49 | ||||
Эта книга не могла быть написана в 80-е годы — в ней нет порнухи, не могла быть написана в 90-е — в ней нет чернухи, не могла быть написана и в 21 веке,потому что породившая ее социальная ситуация и сам социум с треском и клубами пыли и плесени исчезли в пучине истории. Казалось бы замшелое и нединамичное описание замшелых и потерявших всякую актуальность социальных ситуаций из жизни общества,которго больше нет и никогда не будет. Однако — цепляет и заставляет любить себя. Потому что «любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего...» Масса,без вас скучно.Вы знали, Масса,что такое любовь. И умели об этом рассказать... | ||||
| ||||
«Сено-солома» |
| |||
Podebrad, 28 мая 2014 г. в 20:05 | ||||
На редкость светлая книга, даже для ранней прозы Житинского. У него есть книги сильнее, умнее, глубже, выше в литературном отношении, но такой доброй и жизнерадостной, пожалуй, не найти. Обычная история, рассказанная простым языком, об обычной поездке студентов в совхоз в семидесятые годы. Перечитываю её каждые несколько лет, просто, чтобы вспомнить собственную юность. И каждый раз, вспоминая свои студенческие и постстуденческие совхозы, поражаюсь, как много эпизодов совпадают с картинками из «Сена-соломы». Совпадают даже в деталях. При этом в книге нет особой идеализации прежнего времени. Хотя на момент написания повести это была, самая что ни на есть, современность. Вот такими мы примерно и были, вот так вот и жили. И вспоминается с улыбкой. | ||||
| ||||
«Часы с вариантами» |
| |||
elninjo_3, 05 ноября 2013 г. в 09:56 | ||||
Сколько себя помню, мне всегда хотелось вернуться в прошлое и что-то исправить. Вот бы классно было вернуться в свое тело и съездить по голове пацану, который меня задирал в школе, или классно вернуться в студенческие годы и все таки пригласить на танец ту девчонку, или наоборот убежать куда-нибудь подальше при встрече с другой...но вот эта книга совершенно неожиданно заставила меня задуматься, а действительно ли мне это будет нужно, когда я там окажусь? Ведь все те детские радости — первые танцы, первый поцелуй, удивление от знакомства с миром, их уже не ощутишь...Так в чем смысл тогда проживать фальшивую жизнь? Я бы не назвал эту повесть слишком захватывающей, я бы сказал, что многие поступки главного героя не логичны. Но вот за одну эту мысль эту книгу стоит признать удавшейся. | ||||
| ||||
«Эффект Брумма» |
| |||
amak2508, 31 августа 2013 г. в 20:35 | ||||
Прекрасная иллюстрация силы веры и душевного настроя :). А если серьезно, то очень простой, очень веселый и очень едкий (но как-то по доброму едкий) рассказ о нашем славном советском прошлом. К сожалению, всю его прелесть смогут оценить только те читатели, кто успел пожить и поработать в то удивительное время. Этим счастливчикам постоянные улыбки в течении всего процесса чтения просто гарантированы. К сожалению, у автора совершенно не получился финал рассказа. Понятно, что придумать хорошую концовку произведению сложно, но все эти рассуждения о том, какой должна быть диссертация, совершенно не попадают в тон остальному тексту и выглядят в нем просто чужеродным элементом. | ||||
| ||||
«Глагол «инженер» |
| |||
марко, 16 июля 2011 г. в 22:13 | ||||
очень теплый текст, прекрасный юмор, плюс интересные образы — все это делает книгу интересной. Это, конечно, не фантастика, но почитать стоит. Скажем, тем, хто знаком с прозой Штерна, Искандера, Конецкого, Колупаева будет точно приятно познакомится с произведением Александра. Повесть — эпизод из жизни студентов, действие проходит вокруг подготовки научного проекта будущего инженера. Особенно рекомендуется к прочтению младшим научным сотрудникам | ||||
| ||||
«Цой forever» |
| |||
Aragorn, 22 июня 2010 г. в 13:44 | ||||
Книга неплохая, но как видно из аннотации — «самый полный документальный материал». То есть читатель-поклонник творчества Цоя и «Кино» вряд ли обнаружит целый кладезь новых, неизвестных данных о Викторе и его друзьях по группе. Однако если Вы хотите получить сразу полный, структурированный материал, и не хранить дома несколько разных книг о «Кино», то это — Ваш выбор. | ||||
| ||||
«Лестница» |
| |||
Sawwin, 05 сентября 2008 г. в 22:11 | ||||
Повесть, конечно, писалась в советское время, но ничего специфически идейного в ней нет, равно как нет ничего антисоветского. В таких случаях, если автор не был крутой шишкой, последствий для него не было никаких, то есть, его не били, но и не печатали. Повесть «Лестница» много лет бродила по редакциям, без особой надежды на опубликование. Я помню, что сам читал её в рукописи в 1976 году. Так что было бы неверно обвинять хорошую книгу и её автора в каком либо преклонении перед властями и идеологией. Отпечаток эпохи на повести есть, но не более того. Именно поэтому повесть не устарела и с интересом читается поднесь. | ||||
| ||||
«Лестница» |
| |||
flying_kitten, 05 июля 2024 г. в 17:51 | ||||
Что мог бы написать Франц Кафка, если бы жил при развитом социализме? Я вот, честно говоря, никогда не задавался подобным вопросом, но, тем не менее, внезапно получил на него ответ, когда прочитал повесть «Лестница» Александра Житинского. :) Некий молодой человек, живущий жизнью довольно весёлой, но бессмысленной, однажды, после изрядных возлияний, обнаруживает себя в какой-то совершенно незнакомой квартире незнакомого дома. Дело то в общем было бы вполне житейское, если бы не одно но. Покинув квартиру и пытаясь спуститься по лестнице, чтобы выйти из подъезда (ой, извините, из парадной, дело то происходит в Питере), он вдруг обнаруживает, что что-то пошло не так и странный дом его отпускать не хочет. Очень питерская, на самом деле, книжка, по крайней мере на мой взгляд москвича. :) Читая, я прямо таки ощущал ауру (тогда ещё) Ленинграда, его парадных улиц и красивых, но потрёпанных жизнью домов. Ну и наверное только в этих старинных домах с их огромными коммуналками и чёрными лестницами могло произойти такое странное искривление пространства, а герой мог попасть в такую передрягу. :) Но не сюром единым, как говорится, наполнена повесть. По большому счёту за интригующими и таинственными событиями, происходящими в начале (да и не только) книжки, притаились вполне будничные сюжеты, которые могли бы происходить и в каких-нибудь совершенно обычных коммунальных квартирах в любой точке нашей необъятной страны. Ну а само по себе странное поведение дома, не отпускающего героя, заставляющего его «бегать по кругу» — метафора, усиливающаяся реалистическую составляющую. Социальная-бытовая повесть, исследующая вечные темы смыслов жизни, бодро-загадочная вначале, постепенно становящаяся серо-тоскливой, а ближе к концу уже откровенно затянутая. Для СССР весьма оригинальное произведение, сейчас представляющее интерес больше как памятник эпохи. | ||||
| ||||
«Часы с вариантами» |
| |||
Tullma, 01 апреля 2024 г. в 00:21 | ||||
Потрясающая повесть. И вроде, с одной стороны, какая же избитая тема — скачки во времени, попытки что-то исправить и проч., однако, с другой стороны, подано это совершенно по-особенному. Главный герой — никакой не не «супер», он так же подличает, обманывает, хитрит, как самый обычный человек. Нет в нем никакого морального стержня, как обычно стараются показать своих героев писатели, это самый обычный мальчик, способный как на высокоморальные поступки из желания поступать правильно, так и на трусливые и продиктованные эгоизмом. Это очень выгодно отличает повесть от многих других. Причем сами по себе прыжки во времени — не являются самоцелью повести, они лишь способ для достижения главной цели — вывести мысль о ценности сохранения любви и взаимоуважения. Всё можно принести в жертву, а любовь нельзя. Причем любовь в самом широком смысле. Повесть впечатлила, и грустно было, и смешно тоже, и главное несмотря на то, что она уже давно написана, читается легко и свежо. Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) В повести есть размышления на тему — куда деваются воспоминания о прожитых годах после скачка. ГГ не помнит, где был и что делал. И что происходит с ним же, после того, как ГГ «ускачет» в другую временную линию. Так же есть момент, когда он оказывается в будущем и находит часы запаянными, ГГ делает вывод, что когда он прыгнул в будущее, у него же в прошлом часы перестали работать, т.к. они, часы то есть, в единственном варианте «прыгают» вместе с хозяином, а во всех остальных реальностях остаются самые обычные часы без особых свойств. И сдается мне, что после прыжка, в той прежней реальности остается сам же ГГ, но уже без рабочих часов. То есть для оставшегося в той покинутой реальности Сергея Мартынцева после того как крышка часов захлопнулась, просто ничего не произошло, как будто часы не сработали. То есть, например, где Сергей был ефрейтором и были учения, он спрятался и быстро «прыгнул», и вот в той реальности остался сам же Сергей без памяти о прожитых годах. Представьте себе — Сергей прыгает в будущее, там творится какой-то ужас, он хочет «прыгнуть» снова, захлопывает крышку часов, и... ничего не происходит, он остается в этой реальности, где его назовут трусом, будет трибунал и возможно в итоге поставят какой-нибудь диагноз, его жизнь будет попросту сломана. По сути Сергей ничего не исправлял, он просто прыгал из реальности в реальность, оставляя себя же самого с точно такой же памятью, доживать эту действительность до конца. Возможно поэтому дед, прыгнул только один раз и больше этого не делал, судя по тому, что об этом свойстве часов дед сам рассказал Сергею. Я как-то даже ужаснулась. | ||||
| ||||
«Плывун» |
| |||
Darth_Veter, 17 мая 2023 г. в 23:07 | ||||
Герой повести «Лестница» Владимир Пирошников не только выживает внутри странного дома с бесконечной лестницей, но и заводит в нем свой собственный бизнес — книжный магазин. Правда, с момента заселения героя повести в доме начинают твориться весьма странные дела: он буквально проваливается под землю, каждый день теряя в высоте по одному сантиметру. Бывший «цокольный» этаж превратился ныне в третий подземный уровень. И дело на этом, похоже, заканчиваться не собирается... Если первая часть еще как-то казалась интересной и захватывающей, то с ее продолжением всё обстоит с точностью «до наоборот»: интрига как таковая существует только на первых двадцати-тридцати страницах, а потом превращается в занудную историю об отбросах общества, пытающихся выжить в условиях неминуемой катастрофы. Совершенно ясно, что «аномальный дом» — это явная аллегория на современную Россию, растерявшую все былые лавры и величие. А под отбросами, соответственно, понимается ее многонациональное население. На этой условной модели автор пытается показать нам все проблемы, сотрясающие страну и грозящие ей полным развалом. Правда, некоторые аллегории я так и не сумел понять. Если сам Плывун еще как-то можно ассоциировать с остальным миром (или течением времени), то вот «зону нулевой гравитации» сложно отождествить с чем-то реальным и хорошо знакомым. Этажи дома — это своеобразная иерархия социальной системы: элита живет на верхних ярусах, а остальная голытьба — в подвале, который некогда был первым этажом. Все персонажи повести — те же модели, только не единичные, а массовые. Например, пресловутая Подземная Рада — это пародийный образ Украины, которая с 1991 года не упускала возможности воткнуть свою «палку» в российские «колеса». Занятия жителей дома также отражают наиболее яркие увлечения россиян эпохи «лихих 90-х»: тут вам и мистики типа Джуны Давиташвили, и вечно бледный юноша Август, похожий на молодого Бутусова, и старый еврей Залман, в котором можно найти черты как Ельцина, так и Абрамовича. А также целая россыпь более мелких персонажей — от весьма агрессивных кавказских «хачиков» до плохо говорящих по-русски среднеазиатских гастарбайтеров. Весьма пёстрый этнический состав, который никак не может жить в мире и согласии. Поэтому дом изначально обречен на исчезновение — его не спасут ни паранормальные способности главгероя, ни искусственная антигравитация Браткевича, ни финансовые вливания таинственного Джабраила (интересно, а кто прячется под этим псевдонимом в реальности?). Концовка нам практически известна заранее — в основных деталях, конечно. Неясно, что автор замыслил сотворить с жильцами и главгероем — даст ли им возможность выскочить из уходящего под землю строения или же, наоборот, позволит ему утянуть их всех за собой в глубины Ада. Смысл аллегории понятен: все многонациональные государства в истории были недолговечными и быстро распадались на мелкие фрагменты. Так было с Великим Римом и державой Александра Македонского, с Золотой Ордой и мифической Атлантидой. Советский Союз стал просто крайней точкой в этой исторической цепочке. Крайней, но далеко не последней. Похоже, мы так и не сможем стать единой нацией, у которой будет общий интерес и единые цели. А, значит, нас ждут вовсе не звездные россыпи Вселенной, а мрачные подземелья своей собственной планеты. Недаром в самом финале все выжившие жильцы «аномального дома» направляют свои стопы не в арену стадиона, а в православный храм — замаливать свои собственные грехи. ------------ РЕЗЮМЕ: аллегорическая история жизни «аномального дома» по имени Россия. К сожалению, не совсем серьезная и ужасно скучная. Тому, кто дочитает ее до конца, полагается премия имени кота Леопольда — за проявленное терпение и настойчивость. | ||||
| ||||
«Старичок с Большой Пушкарской» |
| |||
Walles, 05 августа 2019 г. в 21:23 | ||||
Еще одна фантастическая повесть А.Н. Житинского, когда-то давно опубликованная в «Искорке»... Пролистав ее сейчас думаю, это ж надо, что печаталось тогда в детских журналах... 13-летняя девочка-металлистка, поклонница солиста «Айрон Мейден», приводит домой и заселяет на антресолях непонятного старичка-бродягу, ранее ночевавшего в телефонной будке. Старичок-вегетарианец оказывается очень добрым, но у него быстро находятся противники-оппоненты, в том числе из семьи девочки... Много скрытых (и не очень скрытых) авторских подколов. К примеру, язык жителей оборотного мира , где принято бранить друг друга, на самом деле получился более похожим на наш, реальный язык...А еще пару раз очень жестко юные персонажи прошлись по передаче «Утренняя Почта» и по некоторым популярным исполнителям. А вот Гребенщиков там в почете...Также упомянуто необычное, канувшее в лету ленинградское явление под названием «телефонный эфир». Но запомнилось мне тогда вот что. Есть там так называемый оборотный язык скрытников. Каждое слово у них разбивается на слоги, потом слоги произносятся в обратном порядке. Например, название книги на этом языке будет звучать как «Чокриста с Шойболь Скойкарпуш». Помнится, мне это так понравилось, что я постоянно тренировался мысленно переворачивать любое встреченное слово через слоги в обратную сторону. Да и просто без слогов переворачивать. Потом, правда, это упражнение столь прицепилось, что начал делать это уже непроизвольно... Итого: да, повесть вроде как о доброте и гуманизме. Но немного странноватая. | ||||
| ||||
«Страсти по Прометею» |
| |||
Podebrad, 18 ноября 2015 г. в 18:35 | ||||
Источником вдохновения при создании «Страстей по Прометею» явно стали великолепные очерки Чапека — «Как делается газета», «Как ставится пьеса», «Как снимается фильм». Теперь вот — «Как делается телепередача». Повесть получилась, как обычно у автора, очень реалистичной и немного фантастичной. И, как обычно, Александр Николаевич пытается сочетать лёгкий треп с разговором на более серьезную тему. В данном случае — кто может заниматься наукой, и кто может делать из этого шоу. Серьёзный разговор, в общем, получился, но целей своих не достиг. Зато картины околотворческой деятельности выглядят очень убедительными. Повесть вышла в печать в 1982, создавалась в первой половине семидесятых. Со времён Чапека прошло около 40 лет. За это время обстановка на шоу-информационном пространстве явно изменилась к худшему. Тогда, вероятно, казалось, что это и есть дно. Но вот прошло ещё 40 лет. Чтобы оценить эволюцию телебизнеса за этот период, достаточно включить телевизор. | ||||
| ||||
«Плывун» |
| |||
Podebrad, 07 июня 2013 г. в 15:00 | ||||
Последняя повесть Александра Житинского формально является продолжением «Лестницы». Но в персонажах «Плывуна» трудно узнать сильно постаревших героев первой книги. Скорее напрашивается сравнение с «Потерянным домом». Даже место действия одно и то же — юго-западный угол Петроградской стороны в промежутке между Тучковым и Биржевым мостами. И население дома Пирошникова отличается от жильцов дома Демилле ровно настолько, насколько сегодняшнее общество отличается от общества восьмидесятых. Перестроечный дом умел летать. Постперестроечный врастает в землю, выползает из нее, снова врастает, наклоняется под разными углами. Летать уже не получается. В целом «Плывун» сделан на среднем для Житинского уровне. Книга честная, умная, неполиткорректная, легкая, ироничная, не во всем удачная. Нет только той радости жизни, которая била через край в ранних книгах Житинского. По сюжету герой повести Пирошников получает способность влиять каким-то образом на движения своего дома. Пирошников — обычный немолодой петербургский интеллигент. Не слишком успешный, в меру порядочный, жизнелюбивый, добрый, непрактичный, слабовольный и при этом достаточно упрямый. И каждое его действие, и каждое бездействие приближает момент катастрофы. Он пытается проводить с домом беспорядочные эксперименты. Почти каждый такой эксперимент ухудшает ситуацию. Он пытается устраниться, рассчитывает на естественный ход событий, и дело быстро идет к катастрофе. Финал «Потерянного дома» безрадостный, но подчеркнуто открытый. Финал «Плывуна» лишен почти всякой надежды. Может, хоть следующее поколение сумеет исправить то, что натворило наше. | ||||
| ||||
«Эффект Брумма» |
| |||
kerigma, 17 сентября 2011 г. в 18:28 | ||||
Истории Житинского про инженера Петра Верлухина — это даже не производственный роман, а производственный романтизм. Я не знаю, как иначе это определить. Больше всего они напоминают «Понедельник начинается в субботу» и «Сказку о Тройке» — не в плане блестящего юмора, а в плане ужасно милого и очаровывающего изображения жизни и работы в советском НИИ. Сейчас, когда у людей и в науке, и не в науке совсем другие жизненные ценности, отношение к жизни и работе, на это очень интересно посмотреть — будто какой-то совершенно другой мир, вызывающий легкую ностальгию и зависть. Потому что с одной стороны, повальная нищета, дефицит, железный занавес, бюрократия, партийная ложь и тд. А с другой стороны — какая-то очень спокойная жизнь увлеченного своим делом человека, который выбрал то, что ему интересно, не ориентируясь на показатель доходности этого дела, и спокойно глядит на свое будущее, жизнь, работу и тд. И нет вокруг этой современной круговерти, когда надо бежать, надо успеть, надо урвать, познакомиться, уехать и тд. То есть она тоже была, конечно, но касалась далеко не всех, а только тех, кто очень старался в это влезть. У героев Житинского жизнь вертится вокруг совершенно других ценностей, и они за счет этого кажутся очень милыми и симпатичными людьми, даже слишком милыми. «Глагол «инженер» — определенно лучшее из сборника, такой длинный эпизод из студенческой жизни. Как человек, коснувшийся этого только слегка, немного завидую. На истфаке у нас была какая-то обширная студенческая жизнь, общение друг с другом и с преподавателями и помимо учебы, и сама учеба не была сугубо формальным процессом передачи конкретного количества знаний из одной головы в другую. По основному образованию у меня все прошло гораздо спокойнее и скучнее: ну пришла, ну послушала, ну сдала — вот и все, никаких подковерных интриг, никаких интересных мероприятий, ничего личного. Это вопрос не качества образования, а качества общения. На физфаке у героя Верлухина было изрядно весело. И антураж с одной стороны очень жизненный, и история вроде тоже, но нечто фантастическое в ней есть. «Сено-солома» — очаровательная очень характерная история о том, как молодых ученых отправили «в поля» помогать колхозникам. Была, знаете, такая милая традиция. И, видимо, от традиции была польза, смутно подозреваю, что хорошие ученые, привыкшие качественно делать свою работу, так же качественно пололи моркву — в отличие от вечно пьяных пролетариев. А рассказ сам более стебный, чем романтичный получился — это тот случай, когда сама жизнь является отличной пародией на идеалы. «Страсти по Прометею» — местами дико смешная история про серию общественно-популярных передач про выдающихся ученых, которые решили сделать с помощью все того же инженера Верлухина. Судя по тексту, механизм изготовления общественно-популярных передач с тех времен не изменился: выбираем жертву, добавляем тонну пафоса, убираем все ненужные факты, добавляем кордебалет, классическую музыку и задушевно-умирающий голос ведущего. Зрители видят, разумеется, УГ, но в процессе это может быть ужасно смешным. «Эффект Брумма» — вторая лучшая история из серии, о некоем физике-любителе из деревни, который «дорогие ученые, в последнее время у меня в подполе раздается какой-то странный стук». В лучших традициях Житинского история смешная и очаровательная. Любитель не так уж плох, как кажется, и вообще все не так уж плохи. Это, кстати, еще один очень позитивный момент в рассказах Житинского — у него полно странных и эксцентричных, а вот плохих вовсе нету. «Подданный Бризании» мне скорее не нравится. Нет, там все на месте, и ненавязчивый юмор, который вызывает не смех, а улыбку, и все очень милые, и вокруг происходит какая-то странная чехарда. Но в сочетании с тематикой это становится нетерпимым. Потому что романтичная советская сказка-реальность просто «лопается» при столкновении с любой темой заграницы. И тут же становится видно, насколько косо стоят декорации и плохо играют актеры. У Житинского, увы, то же взгляд, что и у большинства других советских авторов, которые пытаются писать про заграницу с юмором: они настолько плохо представляют себе предмет, что их, что называется, «несет». То африканское племя какое молится на стихи Пушкина, то герои, попав в пустыню Сахара, обязательно встречают юную американскую миллионершу, то сталкиваются с итальянской мафией. Что за границей может жить кто-то кроме миллионеров, мафии и племени Мумба-юмба, в расчет не принимается. Нет, я не говорю, что такой подход плох сам по себе, просто уже очень сильно надоел. К тому же такое очень общепринятое изображение заграничного мира неприятно напоминает совершенно гениальный и жуткий рассказ Веллера «Хочу в Париж». «Типичный представитель» попросту скучно и ни о чем, больше я ничего о нем сказать не могу. «Записки младшего научного сотрудника» — серия микрорассказов, некоторые откровенно дурацкие, немного смешных. Читабельно, но не гениально, в общем. | ||||
| ||||
«Лестница» |
| |||
prouste, 13 апреля 2011 г. в 04:05 | ||||
Приятная изящная повесть, свободно исполненная и в какой-то степени асоветская: в ней хотя и присутствуют персонажи типажные, но все они в значительной степени алллегоричны. Нехитрый художественный прием: вторжение фаантастического элемента в обыденнность, снова работает. Житинскому хорошо удалось увязать метафору невозможности покинуть дом с поисками персонажа смысла жизни. Атмосфера, авторские отступления — все в русле литературы «петербургского мифа», фундамент которого заложил Пушкин. Ясно, что уровень «Лестницы» — это не Андрей Белый и не Гоголь и не Окуджава, но общее соседство приятно : лепта в общую копилку. На меня произвела впечатление комната Ларисы с ее изменяющимися углами наклона, создающая сложности для персонажа, введение в качестве отвлекающей фигуры — «ложной героини» — Наташи. Талантливо, с душой написано. В принципе, из «Лестницы» прямо вырос «Заброшенный дом»- ну а последний оказал влияние(сам Д.Л. его несколько переоценивает), понятно, на «Орфографию». | ||||
| ||||
«Эффект Брумма» |
| |||
svarga, 23 августа 2010 г. в 23:03 | ||||
Читал и перечитывал, причем неоднократно. Очень смешно, лирично, поэтично и немного грустно. Какая-то такая добрая светлая грусть. Прочитать должен каждый, сначала сам себе, потом своим детям. А те внукам. Прекраснейший расска/повесть. | ||||
| ||||
«Снюсь» |
| |||
amak2508, 04 сентября 2008 г. в 19:17 | ||||
Удачная, хотя и не новая, идея — человек, умеющий управлять снами других людей. Но Житинский так здорово ее реализовал, что от повести трудно оторваться... | ||||
| ||||
«Арсик» |
| |||
be_nt_all, 20 января 2007 г. в 16:16 | ||||
Языком советской НФ написаны вроде бы банальные вещи — о душе, о совести. Те вещи, которые мы предпочитаем не замечать объявив банальностью... Очень тонко описано пробуждение чувств — сначала больно, а потом живёшь... если дадут. Вот только заразится оптимизмом (пусть даже очень умеренным) этой повести не получается | ||||
| ||||
«Часы с вариантами» |
| |||
Толкователь, 25 декабря 2022 г. в 21:16 | ||||
У Житинского конечно много качественной фантастики — «Часы с вариантами», помнится, прочтенные еще в журнальном варианте, произвели на меня неизгладимое впечатление. Потом журнал куда-то делся, название повести, да и имя автора я забыл, но несколько лет назад наткнулся на «Часы с вариантами» в одноименном сборнике Ленинградской фантастики (1992). Житинского я к этому времени уже хорошо знал, поэтому с удовольствием взялся за «незнакомую» как мне думалось повесть. Потрясающе. Иногда боишься перечитывать книги детства-юности из опасения, что разочаруешься, уверен этот страх знаком многим. Но здесь ничего подобного, наоборот — получилась смесь каких-то приятных узнаваний-воспоминаний и совершенно новых ярких впечатлений. Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Из нового, что впечатлило, это взросление героя и синхронно следующая этому — перемена в стилистике повести. В начале книги, это действительно мысли ребенка, но по мере развития сюжета и, особенно, в конце повести это уже размышления зрелого человека, потертого жизнью. С удовольствием перечитаю повесть и в третий раз. | ||||
| ||||
«Часы с вариантами» |
| |||
Стронций 88, 05 ноября 2021 г. в 16:37 | ||||
Я читал эту повесть долго, с перерывами. И не сказать, что б она была плохой и неинтересной. Но меня она утомляла. Почему? Постоянное обсасывание ситуации, к концу вдруг «помудревшее» до философских замечаний? Да, было, но не сказать, чтоб оно захламляло текст. «Научная» сторона вопроса – ну, по нынешним временам, вся эти история с множеством временных линий не очень впечатляет. И повесть наверняка и не задумывалась как научная фантастика. Скорее всего, утомительность вырастала из какой-то очевидности всего. Из-за очевидности моральных и этических вопросов, которые встают перед героем. И очевидности их решений, особенно для такого вот порядочного советского юноши. Трудно было представить какие-то иные действия или иные жизненные выводы для подобного героя. И в этом беда. Беда, потому что были в повести и интересные моменты – Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) ведь это интересно, это уже коллизия, которая могла развиваться во что-то сама по себе. И очень часто, по ходу чтения, я ловил себя на мысли, что подобный артефакт даёт множество вариантов развития сюжета со всевозможной смысловой начинкой, много коллизий может создать. Но получилось именно это – неплохое, доброе, но наивное, очевидное как сказка, чуточку устаревшее и утомительное.например, как герой, оказавшись в своём отдалённом будущем и ничего не помня, вынужден собирать информацию о прожитой жизни по крупицам ¬ | ||||
| ||||
«Часы с вариантами» |
| |||
nworm, 11 ноября 2020 г. в 20:50 | ||||
Читается легко и это многое позволяет простить повести. Прыжки по времени главного героя в меру интересны и замечательно подводят к идее о мире в семье как основы стабильности и благополучия. Попутно высмеивается недостижимая мечта многих фантазеров (моя в частности, не скрою): «эх, вот бы сейчас с моим интеллектом попасть в своё же тело 20/30/40 лет назад». Конечно ничего хорошего из этого не получится, но как бы хотелось... Герой вот смог с поправкой на художественную вольность. Фактически его в таком виде отвели бы к врачу рано или поздно, ибо сдерживать себя и маскироваться он не собирается. И вот тут всплывает одна интересная деталь. Несмотря на тот факт, что ГГ в пятилетнем теле упоминает о своём невероятном жизненном опыте, простые подсчёты показывают, что к моменту возвращения ему было не более 18-20 лет (учитывая, что в 33-летнем теле он провёл год и ещё незначительное время в 50-летнем теле). О каких же 120 прожитых годах идёт речь во вступлении? Возможно, жизнь так и не научила Сергея ничему и после восстановления семьи он снова принялся за старое и напрыгал ещё 100 лет? Ну и главный движущий фактор даже «взявшегося за ум» Сергея по прежнему донельзя подростковый. В каждом времени ему просто «надоедает» и хочется посмотреть, что же там ещё. С таким подходом он, наверное, до сих пор прыгает и ищет счастье, которого нет нигде, потому что счастье — это не обладание, а достижение. | ||||
| ||||
«Часы с вариантами» |
| |||
Tinkivinki, 18 января 2018 г. в 16:09 | ||||
Потрясающая, гениальная повесть! Написано очень живо, натурально, как будто сам побывал в «шкуре» героя, автору удалось создать атмосферу произведения, ауру, вселить душу в книгу! Что я, лично, ценю больше всего, берешь прочтенную когда-то, очень давно, книгу в руки, сюжет и помнишь уже, герои затерлись в памяти, но зато четко помнишь что ты испытал читая эту книгу, эта повесть та самая которая навсегда оставляет в сердце след! Главный герой мальчик которому открылась тайна путешествия во времени, конечно же воспользовавшись таким даром, юноша начинает с каких то меркантильных благ, мелочных целей, но испытав невероятную тяжесть этого самого «дара» познав не по возрасту все прелести взрослой жизни, главный герой приходит к выводу что главная ценность это семья! Как банально это ни звучит но «главное погода в доме» вот основная мораль данного произведения. Конечно же сюжет продуман до мелочей все четко и логично выстроено читается на одном дыхании и после прочтения еще долго ни чего не хочется читать.. P.S. Кстати, тут намекали что книга плагиат «Назад в будущее», так вот, во время чтения мене все время вспоминался фильм «Эффект бабочки»(выпущенный 2004г.) не находите сходство? | ||||
| ||||
«Глагол «инженер» |
| |||
vvmonahov, 19 января 2016 г. в 23:06 | ||||
Очень жизненно и с великолепным юмором. Передаёт дух научного и технического творчества — и вообще эпохи СССР, к которой относятся и фильм «Девять дней одного года», и «Понедельник начинается в субботу» Стругацких. В данной повести действует студент, готовящийся к защите дипломной работы «Исследование тепловых процессов при обработке металлов лазерным лучом», и при этом выполняющий исследование по хоздоговору с заказчиками из Грузии. Один из тех самых «научных сотрудников младшего возраста», для которых был написан «Понедельник» и который начал заниматься настоящими исследованиями несмотря ни на что. Даже когда выясняется, что техническое задание на выполнение хоздоговора — рисунок электронной лампы, на котором от руки нарисована стрелочка с надписью «рэзать здэсь!» Это не фантастика — но любители фантастики не пожалеют. Особенно полезно прочитать студентам — будущим инженерам и научным работникам. | ||||
| ||||
«Flashmob! Государь всея Сети» |
| |||
prouste, 02 ноября 2013 г. в 12:12 | ||||
Один из любимых авторов Дмитрия Быкова — поди разберись из-за личных отношений или взаправду нравится — объективно не был никогда писателем большим при всем обаянии его преимущественно ранней прозы. «Государь» написан как бы заведомо без больших целей, с намерением создать обаятельную фантазию «для своих». Легкость и необязательность прозы Житинского можно воспринимать и как достоинства, оборотную сторону непритязательности и непретенциозности, но, право, роман уж очень простоват, а используемые конструкции ближе к Кивинову, раннему Задоронову и иным нехитрым юмористам. Несколько озадачивает утрирование автором обаяния шестидесятилетнего телегента для женского пола, в том числе и юниц — полагаю, это фатовство личного характера, старческие идиллии. Как ни курти, а у темы иронического восстановления монархзии есть куда как более знаковая книга — «Павел Второй» Витковского; темы русофильских игрищ на провинциальных просторах с блеском воплотил Крусанов. Какой-то удивительной интонации и новаторства в раскрытии Сети книга тоже не содержит. | ||||
| ||||
«Хранитель планеты» |
| |||
ermolaev, 17 октября 2012 г. в 12:58 | ||||
Замечательная детская литература! Лучше всего пойдет, я думаю, для школьников 3-7 класса, только надо будет объяснить им, кто такие пионеры, классная линейка, фарцовщики. Да и слово «милиционер» уже, кстати, устарело. После этого любым школьником, который готов погрузиться с атмосферу полусказки, повесть будет читаться на ура. | ||||
| ||||
«Арсик» |
| |||
prouste, 14 апреля 2011 г. в 20:59 | ||||
Грустная вещь, про обреченность на одиночество неординарного человека. Это парафраз со времен Книги Иова — чувствительному и совестливому человеку тяжело в социуме, но остается стоически выполнять миссию. Очень добрая повесть, с условной надеждой на возможность исправления немногих. Характерно, что как в этой, так и в других повестях у Житинского нет откровенно плохих людей, а общая атмосфера в описываемом обществе удручающая. Умение создать такую тотальную тоскливость без гротеска, сатиры или введение антагонистов положительного героя не у многих получалось — мне вот на ум Трифонов приходит( не сопоставимый, понятно, с уровнем и качеством таланта автора «Арсика»). Пожалуй у Стругацких — «Хромая судьба»( но не «Гадкие лебеди»-там больше гротеска, эскпрессии) | ||||
| ||||
«Лестница» |
| |||
amak2508, 04 сентября 2008 г. в 19:16 | ||||
Я понимаю, что повесть писалась в советское время и должна была быть идейной. Но превращать всю книгу в руководство, как жить надо и как не надо, потому что это неправильно , наверное нехорошо.... | ||||
| ||||
«Часы с вариантами» |
| |||
Андрона, 13 мая 2008 г. в 16:06 | ||||
Жаль, что в результате герою не удается прожить свою жизнь от начала и до конца. Вместо героя ее проживает кто-то другой: иногда мудрее, иногда опытнее, иногда этот человек оказывается более приспособленным к жизни, но... | ||||
| ||||
«Путешествие рок-дилетанта» |
| |||
v_ov, 07 мая 2008 г. в 12:41 | ||||
Одна из первых книг, систематизирующих информацию о русском роке того времени. До этого все строилось, в основном, на уровне слухов и сплетен, а человек, не принадлежащий к тусовке, находился в некотором информационном вакууме. Повествование получилось интересным и добрым. К сожалению прошли времена некоммерческой музыки и бескорыстных музыкантов. Увы... | ||||
| ||||
«Гейша» |
| |||
Андрона, 05 мая 2008 г. в 08:27 | ||||
По-своему очень точная зарисовка стремительно изменившегося мира. Если до 90-го года не было необходимости в «гейшах», а также в ряде других специальностей. И даже штатным расписанием они не были предусмотрены. То после 92-го могло закрыться или попасть под конверсию уже само предприятие, а «гейши» остались. Читая рассказы Житинского, а особенно микрорассказы, понимаешь, кто произвел впечатление на ранние рассказы Дмитрия Громова (Олди). | ||||
| ||||
«Фигня» |
| |||
Эрик Дрейвен, 14 января 2024 г. в 12:42 | ||||
«Это роман-шутка. Он появился, когда каждый писатель почувствовал на своем горле железную хватку коммерческой литературы. И я сказал себе: «Вы хотите фигню вместо книг? Получите». Но себя не обманешь. В процессе увлекся, и юмор пошел по своим абсурдным законам. Считаю эту вещь самой смешной своей работой — и самой абсурдной. Ни о каком коммерческом успехе речи не было — такой юмор миллионами «не хавается». Издал сам тиражом в тысячу, потом «Амфора» издала то ли три, то ли пять тысяч. Это не провал, но и не Акунин. Так что «Фигню» будем считать удачной шуткой гения, оставшейся незамеченной». Агент КГБ Вадим Богоявленский и обычный мент Иван Середа командированы в Париж, учиться на агентов Интерпола. С ними за компанию увязались русские мафиози, пронырливая журналистка Ольга Пенкина, работник культуры и по совместительству алкоголик и половой гигант Андрей Заблудский. В процессе эта «шайка-лейка» пополнилась террористом-сталинистом Бранко Синицыным, любвеобильной доньей Изольдой и диктатором-наркобароном доном Пересом, он же Яшка из Одессы ...... Книга напомнила мне комедии «Ширли-мырли» и «Окно в Париж» — похожие нарочито абсурдные приключения русских недотёп, обаятельных и жутковатых в своей непохожести на «цивилизованный мир». Чувствуется, что Александр Николаевич решил в этой книге, что называется, похулиганить и «оторваться» по полной программе и намешал окрошку буквально из всего, с чем в России ассоциируются «лихие 90-е». Сделал это с отменным чувством юмора, эпатирующим сексом на грани порно и забористым русским матом. Даже не подозревал, что интеллигентнейший и мягкий рок-дилетант Житинский так может. Если бы я прочитал эту книгу сразу же после выхода — в 1998 году, когда 90-е ещё не «отзвенели», без сомнения впечатление было бы более сильным. А сейчас вместо искреннего и заразительного хохота, я лишь периодически снисходительно усмехался. Всё таки, эта «Фигня» крепко привязана к своему времени и по прошествии пары десятилетий выглядит умилительно и по детски наивной ...... что впрочем почти не умаляет ни чувства юмора, ни нарочито абсурдных приключений, ни заложенного автором незамысловатого посыла. И что лично мне чрезвычайно импонирует, Александр Николаевич действительно шутит. С теплотой душевной и по доброму, без издёвки. Прочитал с удовольствием, хотя повторюсь — жалко, что не 20 лет назад. | ||||
| ||||
«Спросите ваши души» |
| |||
Darth_Veter, 31 августа 2022 г. в 23:36 | ||||
Совсем обычный охранник музыкального магазина становится участником невероятных событий, всколыхнувших всю страну. Одна из сотрудниц магазина обладала способностью видеть в человеке реинкарнацию душ ранее умерших людей. Сам герой рассказа оказался обладателем души короля рокабилли Джина Винсента. А местный полицейский инспектор, исправно клавший в свой карман деньги оштрафованных им водителей, являлся реинкарнацией самого Маяковского! Всё это казалось забавным до тех пор, пока за дело не взялся известный петербуржский криминальный авторитет по имени Мачик... Недаром, скажу вам, получила эта повесть «Бронзовую улитку«! Сюжет хоть и не уникальный, но вполне добротный: в нем есть место и науке, и вере, и массовой культуре, и даже политике. Как и полагается в подобном случае, интрига будет развиваться «по нарастающей», достигая своей кульминации почти что на последних строках. И до последнего момента не будет ясно, чем вся эта история закончится. Дело в том, что упаднические произведения фантастов конца ХХ века приучили нас к абсолютному негативу: все финалы были до одинаковости унылыми и пессимистическими. Чего-то похожего я ожидал и от этой повести, ибо сюжет был жестко завязан на криминале в обществе и махинациях в области культуры. Кроме того, сам автор является убежденным пессимистом и не верит в «светлое будущее» человечества (это видно из его интервью в том же самом номере журнала). Но, к счастью, моя «чуйка» не сработала: финал у повести если не оптимистический, то, по крайней мере, позитивный. И это должно вселить уверенность даже в самых закоренелых пессимистов. Идея, лежащая в основе сюжета, широко эксплуатируется в фантастике — ей никого не удивишь. Подумаешь, душа! О спиритуализме в свое время широко писали и Конан Дойль, и Говард Лавкрафт — первый в серьезном ключе, второй — как о страшной сказке «на ночь». Но Александр Житинский впервые осветил проблему «переселения душ» с точки зрения криминального бизнеса. Уже упомянутый выше Мачик покажет нам, как из самого только факта реинкарнации можно сделать недурные деньги. Оказывается, богатые граждане совсем не против обзавестись сертификатом о покупке души какой-либо знаменитости. Тут автор явно иронизирует над подобным недостатком обремененных деньгами нуворишей, которые прекрасно понимают всю истинную суть «душевого бизнеса». Если обладание подложным сертификатом способно повысить их рейтинг, они готовы заплатить за него большие деньги. От степени культурности претендента это мало зависит: фиктивную душу для себя покупает и не слишком образованный олигарх Кошиц (в котором угадываются черты российского миллионера Абрамовича), и более «культурный» музыкант ББ (очень похожий на БГ — Бориса Гребенщикова). Такое состязание между «сильными мира сего» напоминает мне некогда популярную в народе покупку замысловатых титулов и званий (Князь Серебряный или доктор от беллетристики). Очень любят наши «олимпийцы» присваивать себе чужие заслуги... Но, как справедливо замечает один из героев повести, торговля душами обесценивает эти самые души. Вряд ли вы будете уважать Маяковского, если нарветесь на продажного патрульного, в ком эта душа обитает. Парадокс: покупка поднимает рейтинг негодяев, одновременно понижая рейтинг былых знаменитостей. Но это только в нездоровом обществе — в здоровой среде о людях судят не по их титулам, а по делам. С этой точки зрения интересной представляется мысль автора о двух составляющих человеческой натуры — душе, являющейся выражением определенного характера, и таланта, выражающего способности к определенному роду деятельности. Имея последний, можно в перспективе получить необходимое тебе общественное положение (то есть, имя и славу). Главные действующие лица повести кажутся невероятно живыми в своем правдоподобии. Но если Сигма привлекает читателя своим настоящим (как экстрасенс без души), то Джин, напротив, — своим прошлым (как сын советских диссидентов). В какой-то степени их взгляды на мир абсолютно противоположны: Джин непрочь построить свой «бизнес» на обмане, а Сигма радеет за духовную чистоту. Но противоположностям свойственно притягиваться, что и случается в финале. Верить или не верить в духовную эзотерику — личное дело каждого. Конан Дойль верил всем сердцем, а Лев Толстой — нет (из-за чего был предан церковью анафеме). Но оба они были великими литераторами и общественными деятелями. Различные философии не мешали им в этом, потому что они были искренними в своих убеждениях. Современный мир сверх меры технологичен, а, значит, фальшив идейно и нестабилен морально. Честные люди редко делают в нем успешную карьеру. Это парадокс: бывшие троечники добиваются от жизни большего, чем круглые отличники. Может потому, что умеют подстраиваться под обстоятельства, может потому, что в нашем обществе нет потребности в грамотных специалистах (зато имеется потребность в конформистах). В этом смысле повесть Житинского — упрощенная модель российской действительности. Ее стоит почитать хотя бы для того, чтобы задуматься о том, верным ли путем движется наше общество. ------------ РЕЗЮМЕ: притча о том, что проблема реинкарнации душ способна испортить любое общество. Мораль: сила человека не в его душе, а в духовности (искусственном ограничении своих низменных желаний). | ||||
| ||||
«Параллельный мальчик» |
| |||
Walles, 04 августа 2019 г. в 17:38 | ||||
Н-да...Читал я когда-то давно эту фантастическую повесть в журнале «Искорка» и с большим интересом следил за приключениями подростка Файла, переместившегося в мир компьютерных игр. Сейчас вот перечитал в книжном формате (переиздано небольшим тиражом в изд.«Геликон Плюс»), и выяснилось, что повесть-то оказывается была не совсем простой, а в чем-то и злободневной. Мама главного героя целыми днями сортирует тюки грязного белья в прачечной перед отправкой на фабрику, а ее сын с другом из параллельного игрушечного мира пытаются изменить реальность... Но помнится, зацепило тогда совсем не это, а какая то беспечность и веселье, царившие в журнальной истории Александра Николаевича. Почему-то врезался в память эпизод где Дима Баранов рассказывает однокласснице стихи про ланиты в кафе на Большом проспекте П.С.... А так да — здесь немало славных атрибутов начала девяностых годов. Полтергейсты, НЛО, винчестер на 80 Мб, дискеты, вывеска «СП Бранда» на Адмиралтейском проспекте, малое предприятие «Конкурент» и многое-многое другое. Ну и дважды (!) упоминается культовая передача «600 секунд» и даже...председатель Верховного Совета Анатолий Лукьянов. Нашлось место и юмору (тоже соответствующему времени): «Тут я разглядел, что один там все-таки был непохожий на остальных. Такой кривоватый старик с большим ртом, лет сорока, наверное. Его кличка, как потом выяснилось, была почему-то Чиполлино. И он был у них самый главный..(...) Чиполлино поглядел на нас, странно почесал ухо, как обезьяна, рот скривил и вдруг проскрипел: — На кого работаете, пионэры?...»; Итого: строго и только для тех, кто рос в 90-х. | ||||
| ||||
«Спросите ваши души» |
| |||
duke, 25 марта 2019 г. в 09:47 | ||||
Писателя Житинского я очень люблю. Но эта повесть показалась мне какой-то лубочной. Она должна была быть написана в начале 90-х, в перестроечное время, а не в 2005 г., как у нас указано. Тогда это бы многое объясняло. Если описать в двух словах мои «претензии» — не верю! Всё какое-то прямолинейное и картонное. Почти никаких тонов и полутонов. И как-то всё по-сермяжному просто и безыскусно. Реинкарнация подана по-детски, словно кроме как из песни Высоцкого автору неоткуда было почерпнуть информацию. Понятно, что это авторская фантазия, — и тем не менее... Глубины никакой в истории не обнаружил. Окромя пары банальных истин, которые писатель не очень-то потрудился хотя бы завернуть во что-то «красивое». Поэтому наклеиваю на эту повесть ярлык «развлекательная литература» и успокаиваюсь. | ||||
| ||||
«Глагол «инженер» |
| |||
Zlata.24, 11 октября 2018 г. в 15:32 | ||||
Уютная такая история, вызывающая ностальгию по студенческим временам в период существования СССР. Герой рассказа – среднестатистический студент, по непонятным (до самого финала) причинам избранный профессором для написания дипломной работы под его руководством. С изрядной долей юмора автор повествует нам о буднях студента, постепенной замене интереса увлеченностью и, как следствие, победной эйфории от достигнутых результатов. С сожалением отметила, что молодому поколению непривычно будет читать о процессе распределения студентов после окончания ВУЗа. Да я и сама не успела застать его, к моменту выпуска для всех была одна графа – «свободное распределение». А вот тот момент, когда остаются лишки плана и необходимо срочно их освоить, пожалуй, присущ не только для эпохи СССР… В целом повесть получилась эдаким гимном советскому инженеру. Думаю, у многих найдет свой отклик в душе. «Я инженер, ты инженер, он инженер…» | ||||
| ||||
«Сено-солома» |
| |||
Yazewa, 04 ноября 2016 г. в 07:01 | ||||
Легкая, добрая, светлая повесть. Очень советское время... Казалось бы, совершенно иные реалии, даже психология героев совсем «ненынешняя». А убедительно до чрезвычайности, даже для тех, мне кажется, кто нисколько не застал ту эпоху. Да, в такой СССР хотелось бы вернуться ))) | ||||
| ||||
«Лестница» |
| |||
Fsoo, 26 сентября 2011 г. в 23:49 | ||||
Вау. Начало 80-х и мистика , И пишет человек , который закончил РФФ и Заходил на факультетский КВН году эдак 1982-83. Перечитывать никогда не буду — боюсь испортить послевкусие того времени | ||||
| ||||
«Арсик» |
| |||
god54, 27 июля 2011 г. в 13:43 | ||||
Очень сложный социально-психологический рассказ о добре и зле, о любви и ненависти, о непростых человеческих взаимоотношениях, ну и конечно о реалиях науки, именно реалиях, а не победных отчетах о несуществующих достижениях в виде количества опубликованных тезисов докладов, которые никто и никогда не докладывал, они просто издаются к конференциям, съездам, форумам и нужны только для отчета и счета. Фантастическая идея оригинальна и в литературе не встречается, но служит лишь способом для проявления человеческих чувств. Для любителей психологических исследований человеческой души. | ||||
| ||||
«Часы с вариантами» |
| |||
prouste, 14 апреля 2011 г. в 17:12 | ||||
Вряд ли оригинальная вариация на тему машины времени, но уж приятная в чтении точно. Житинского в первую голову интересовала этическая составляющая жизни со знанием будущего, возможность выбора, смены вех, которой все мы объективно лишены лишь отчасти( в остальном сами себя ограничиваем). Сама возможность бросков в будущее дает неограниченные возможности для миротворчества, но автор здесь намеренно себя ограничил: в 21 веке советская власть, карьеризм и чиновничество. Перфекционизм Житинского характеризует такое как бы высказывание «из будущего»:«Какая была международная обстановка? — Международная обстановка была сложная» и все тут. Забавно, хорошо написано | ||||
| ||||
«Глагол «инженер» |
| |||
Nadean, 10 марта 2010 г. в 20:41 | ||||
Очень близкая тема. Что-то подобное пережилось в студенческие годы. А описание ситуации, когда репетиторство натолкнуло на талантливые выводы в собственной жизни и профессии, мне лично очень помогло. Спасибо, Александр! | ||||
| ||||
«Фехтовальщики» |
| |||
Alexandre, 19 февраля 2009 г. в 17:30 | ||||
Как быть, если картина, представшая твоему зрению, тебя нисколько не волнует? Я мельком гляну на колбасу — «Докторская, что-ль?», я вообще не замечу фехтовальщиков и только автор, ухватив меня за рукав, тянет и произносит свое — «Я покажу...» Да, бог с ними, со стрелками, и с колбасой, у меня дома чудесная рыба... | ||||
| ||||
«Пешеход» |
| |||
Sawwin, 25 января 2009 г. в 14:30 | ||||
Когда в самом начале семидесятых впервые прочёл этот рассказ, меня поразило не то, что человек идёт по проводам, а то, что ему позволили это делать. Главная фантастика была именно в этом. Эпоха сменилась, сменилось, видимо, и восприятие миниатюры. А вот на что сменилось, это вопрос. | ||||
|
Страницы: [1] 2 3 4 5