Борис Алексеевич Верхоустинский — русский прозаик, поэт.
Родился в Петербурге. Сын чиновника. Предки по отцу — из православного духовенства, по матери — англичане, протестанты. В 1906 учеником 7 класса Верхоустинский ушёл из классической гимназии в Ярославле, привлечённый ещё осенью 1905 к дознанию по делу о хранении оружия. В январе 1907 г. участвовал в образовании анархистской группы «Чёрный террор», выданной провокатором. В марте 1907 г. арестован, до ноября 1908 г. — в петербургской одиночной тюрьме («Кресты»). Заключённые там же С.М. Городецкий и особенно А.Е. Зарин способствовали решению Бориса Верхоустинского стать профессиональным писателем; свою писательскую задачу он вскоре увидел в достижении «простоты», однако «не первобытности», а воплощающей результат внутренней переработки «опыта и всех сложностей прохождения».
Стремлением запечатлеть неврастенический склад анархиста-боевика с его преувеличенной остротой восприятия и расщеплённостью сознания были отмечены первый опубликованный рассказ Верхоустинского «Идиллия» (1909) и некоторые другие, в т.ч. «На железном мосту» (1910), оставивший у М. Горького «странное впечатление пародии». Первый сборник «Рассказов» Б. Верхоустинского (т. 1, 1912), неоднородный состав которого свидетельствовал о поиске собственной темы и языка, вызвал в основном выжидательно-поощрительные отклики при почти единодушном признании одарённости автора.
В 1910-14 гг. Верхоустинский часто печатал стихи и прозу в «Ниве», «Всеобщем ежемесячнике», «Солнце России», «Свободном журнале», «Заветах», альманахе «Жатва» и др., опубликовал сборники сказок и рассказов для детей «Зелёный луг» и «Храбрые воины» (оба — 1913), но держался в стороне от литературной среды, в частности от акмеистов, с которыми в 1913 г. старался сблизить его Городецкий. Приятельство с Городецким, А. Альвингом, Н.А. Бруни фактически исчерпывало круг его литературного общения. Сознавая писательство как иную форму изначального анархистского выбора, Борис Верхоустинский оберегал свое противостояние «подлому времени» начала 1910-х гг., нравам литературной богемы, современным школам в литературе, о которых до конца жизни отзывался уничижительно – «декадентство» и «футуристическая тарабарщина». Во многом автобиографические романы Верхоустинского «Перед бурей» (1914) и «Маленькая буря» (1916) ярко передают климат нравственной и психологической обособленности, в котором его герои, духовные дети 1905 года, устраивают свою жизнь «на трясине», прошлое вспоминая как мрачный фарс, а настоящее не принимая всерьёз.
Областью наиболее глубоких литературно-духовных пристрастий Б. Верхоустинского стало освоение «загадочных бездн» природы, народной души и русского человека. Поэмы «Спас» (1910) и «апокриф» «Анастасия» (1911) — плод углублённо-истолковательного чтения фольклора, главным образом духовных стихов, и староверческо-сектантских книг, были восторженно встречены Городецким: «Как взрыв древней словесной силы, они сравнимы из явлений последнего времени только с песнями Клюева». Не любя Петербурга, Б. Верхоустинский жил годами в провинции (дольше всего — в Малой Вишере). Убогий мещанский быт, омертвение житейских и обрядовых форм, засилие одичалых «лесных» людей и юродивых, чья изуверская святость — патологический инстинкт, обусловили жёсткую фактуру по словам К.И. Чуковского «крепких, как махорка» рассказов в сборнике «Во лесях» (1914); анонимный критик «Нового журнала для всех» увидел в них как определяющую черту писательской манеры Верхоустинского «одинаково-эпическое отношение ко всему». Видимо, эти рассказы имел в виду А.И. Куприн, в 1916 относя Верхоустинского к «школе бытовиков, кропотливых описателей окраин: Шмелёв, Замятин, Тренёв, Верхоустинский, Гребенщиков и др.».
В 1915 г. Борис Верхоустинский — участник группы поэтов «Краса». Тогда же в издательстве «Цеха поэтов» был подготовлен сборник стихов Верхоустинского «Яворчатые гусли», не вышедший в свет (как впоследствии и роман «Искупление»), и опубликован наиболее представительный цикл его лирики в сборник «Перун» (1915).
К сектантской эсхатологии, отвечавшей максимализму духовного типа Верхоустинского, восходила его мистико-поэтическая тема «спасения» Руси, приходящего через гибель –«когда умрёт душа родной земли». Первую мировую войну осмыслил как начало этого апокалиптического процесса. В рассказах и очерках, которые в 1915-17 гг. он печатал в журналах «Лукоморье» и «1914 год», шовинистический экстаз объединялся с глубоко личным ощущением обречённости и катастрофы. Подобные им рассказы составили сборники «Утренняя звезда» (1915) и «Рассказы» (1917).
Весной 1916 г. Борис Верхоустинский был мобилизован, служил в сапёрных частях; в результате отравления газами стал инвалидом. В 1917 г. — среди анархистов Петрограда; зимой 1917/18 член редколлегии газеты «Буревестник». Выпустил «сборник анархических стихов» «Чёрные песни» (1920). Был хранителем дворцов в Ораниенбауме. С весны 1919 г. — в Смоленске; в газете политотдела 16-й армии «Красноармеец» печатал гротескно-сатирическую прозу и антиклерикальные стихи, частично собранные посмертно (сборник «Матросская проповедь», 1921). Основал смоленскую Ассоциацию художественного слова. Умер от тифа.
© А.В. Чанцев. Статья из биографического словаря «Русские писатели 1800-1917», т. 1
Фантастическое в творчестве автора
В детском журнале «Галчонок» печатались сказки Бориса Верхоустинского, часть которых вошла в авторский сборник «Зелёный луг» (1913). В фантастическом рассказе «Чудеса Великого Альбрехта» (1915) рассказывается о визите германского императора в монастырь, в котором жил и трудился гениальный изобретатель Альбрехт, и о диковинных чудесах, которые гости там увидели. В газете «Красноармеец» в 1919 году Б. Верхоустинский регулярно публиковал небольшие фантастические рассказы на революционную тематику: «История», «Три друга, чёрт и его подруга», «Красноармейская звезда», «Большевик в раю», «В городе будущего». В нескольких номерах газеты печаталась фантастическая повесть «Бессмертный человек», но публикация была оборвана.
© Nina