Габдулла Тукай (Габдулла Тукай; Ğabdulla Tuqay; عبد الله توقای) – татарский народный поэт, литературный критик, публицист и общественный деятель.
Родился 26 апреля 1886 г. в деревне Кошлауч Больше-Менгерской волости Казанского уезда Казанской губернии (ныне – деревня Кошлауч (тат. Кушлавыч) в Утар-Атынском сельском поселении Арского района Республики Татарстан). Его отец – Мухамедгариф Мухамедгалимов – «указной» мулла в родной деревне – умер, когда маленькому Габдулле было около 5 месяцев. Мать оставила ребёнка на воспитание бедной старушке, вышла замуж за жителя соседней деревни, затем забрала Габдуллу, но вскоре умерла и в возрасте четырёх лет мальчик оказался круглым сиротой.
Отчим отдал его в семью деда по материнской линии Зиннатулы Амирова, служившего муэдзином деревни Учили по просьбе местных жителей. Детство будущего поэта было крайне тяжёлым.
Из воспоминаний Г. Тукая: «Меня все толкали и шпыняли. Были у меня слёзы – без утешения, детские шалости – без одобрения, еда и питьё – с укором и злобой. В этой семье я переболел ветрянкой и другими детскими болезнями, был до крайности измождён и истощён. Когда болел, слышал одно и то же: „Подох бы скорей, одним ртом стало бы меньше“».
Не сумевший прижиться в семье мальчик был отправлен вместе со знакомым ямщиком в Казань, где Г. Тукай оказывается в приёмной семье бездетного жителя Ново-Татарской слободы по имени Мухаметвали. Здесь он живёт в течение двух лет до тех пор пока его приёмные родители не заболевают и вынужденно возвращают мальчика в семью деда.
Дед и бабушка были крайне недовольны возвращением Габдуллы и каждого проезжавшего мимо спрашивали, нет ли у них желания взять в семью сироту. И такая семья нашлась. С 1892 по 1895 гг. жизнь Тукая проходит в семье крестьянина Сагди в деревне Кырлай, недалеко от Кошлауча.
В дальнейшем жизнь Тукая проходит в городе Уральск (ныне – Республика Казахстан). Будучи взятым в семью купца Галиаскара Усманова, где была хозяйкой его тётя по линии отца, он учился в медресе прогрессивно настроенной семьи меценатов Тухватуллиных, одновременно посещая русский класс и проявляя высокую одарённость в учёбе. Первые литературные опыты Тукая частично запечатлелись в рукописном журнале «Новый век» («Әлгасрелҗәдид») за 1904 год. В этот же период он адаптирует под реалии современной жизни татарского общества басни Ивана Крылова и предлагает их к изданию. Увлекается поэзией Пушкина и Лермонтова, адаптирует для татарского языка произведения русских поэтов, в частности А. Кольцова.
После революции 1905 г. в Уральске появляются первые татарские газеты и журналы «Фикер» («Мысль»), «Әлгасрелҗәдид» («Новый век»), «Уклар» («Стрелы»). Тукай сотрудничает с ними, публикует многочисленные стихи и статьи на темы, поднятые революцией. Кроме того, принимает участие в прошедших по городу демонстрациях.
В начале 1907 г. покидает медресе «Мутыгия». 3 июня 1907 г. происходит важное событие в общественно-политической жизни страны – досрочный роспуск II Государственной Думы, сопроводившийся изменением избирательной системы страны. В широком смысле для всех это означало решительное наступление реакции на демократию. Боевым откликом становится стихотворение «Китмибез» («Не уйдём!»), в строках которого явственно прозвучал голос борца, зовущего до конца стоять за честь Родины и демократии.
Осенью 1907 г. Габдулла Тукай переезжает в Казань, где он проведёт следующие пять лет и восемь месяцев своей жизни, посвятив их служению своему народу и Родине. Здесь он быстро входит в литературные круги и сближается с молодёжью, группировавшейся вокруг газеты «Аль-Ислах» («Реформа»), среди которых были Фатих Амирхан, Хусаин Ямашев, Кабир Бакер, В. Бахтияров, Галиасгар Камал, Солтан Рахманколы, Гафур Кулахметов и Сагит Сунчалей. В этот период Тукай посвящает себя сатирико-юмористическим журналам «Яшен» («Молния») и «Ялт-йолт» («Зарница»).
Его стихотворения «Осенние ветры», «Дача», «Чего не хватает сельскому люду», близкая дружба с Хусаином Ямашевым и стихотворение, посвящённое его памяти («Светлой памяти Хусаина») свидетельствуют о том, что Тукай в данный период времени питал искреннее сочувствие к своим современникам – борцам за народное дело. Стихотворение «Татарская молодёжь» также пронизано чувством исторического оптимизма. Опубликованные в 1911 – 1912 гг. стихотворения и статьи написаны под впечатлением посещения им деревень Заказанья – своей малой Родины. В них запечатлена реальная действительность, оценённая с позиции заступника народа. Он трезво смотрел на сельскую реальность, стремясь охватить социальные контрасты её будней («Чего не хватает сельскому люду?», «Возвращение в Казань» и др.).
Несмотря на резкое ухудшение состояния здоровья, в 1911 – 1912 гг. Тукай совершает путешествия, имевшие для него большое значение. В начале мая 1911 г. пароходом приезжает в Астрахань, по пути знакомясь с жизнью Поволжья. Здесь он гостит у своего друга, поэта Сагита Рамиева и встречается с азербайджанским общественным деятелем и писателем Нариманом Наджаф оглы Наримановым (1870 – 1925), сосланным сюда за свою революционную деятельность.
Весной 1912 г. решается на более значительное путешествие по маршруту Казань – Уфа – Петербург. В Уфе встречается с Мажитом Гафури, а в Петербурге с Муллануром Вахитовым, впоследствии видным революционером.
6 (19) мая 1912 г. отправляется в Троицк, где останавливается у купцов Яушевых. Затем направляется в казахскую степь – пить кумыс, надеясь поправить своё здоровье. Возвращается в Казань в начале августа и работает в удушливой атмосфере типографии. Несмотря на плохое самочувствие продолжает писать.
2 (15) апреля 1913 г. в 20 часов 15 минут Габдуллы Тукая не стало. По словам Максима Горького от «голода и чахотки». Казанские газеты писали, что »...Татары в лице Тукаева потеряли величайшего национального поэта...». Тукаевские традиции стали решающим идейно-эстетическим фактором и животворным источником для дальнейшего развития татарской литературы под знаменем реализма и народности.
Похоронен Габдулла Тукай на Татарском кладбище Ново-Татарской слободы г. Казани. В день похорон поэта были приостановлены занятия в городских медресе, закрыты магазины, а в татарских газетах беспрерывно печатали соболезнования и некрологи. Петербургская газета «День» назвала Тукая «татарским Пушкиным», статью о поэте и его стихотворение «Пара лошадей» были опубликованы в эмигрантском журнале «The Russian Review» в Лондоне.
Память о поэте
В честь Габдуллы Тукая названы площади и улицы, как в России (площадь, станция метро, сквер и улица в Казани; сквер в Набережных Челнах, улицы в селе Новый Кырлай (Республика Татарстан); в Уфе, селе Шаранбаш-Князево Шаранского района Республики Башкортостан; г. Йошкар-Оле (Республика Марий Эл); Челябинске и селе Даутово городского округа Верхний Уфалей Челябинской области; г. Ижевске (Удмуртская Республика); г. Берёзовский Свердловской области), так и зарубежом (Алматы и Уральск (Казахстан); Ташкент и Нукус (Узбекистан); улица в Анкаре, парк в Стамбуле, бульвар в Тарсусе (Турция)).
Памятники поэту установлены в Казани, ряде других городов и сёл Татарстана, в Санкт-Петербурге, Москве, Астрахани, Троицке (Челябинская область); Уральске и Семее (Казахстан), Анкаре (Турция). Школа №22 в городе Димитровграде Ульяновской области названа именем Г. Тукая.
Кроме того, имя поэта присвоено международному аэропорту г. Казани, Татарской государственной филармонии, колхозу в Черемшанском районе Татарстана, району в Татарстане, типографии в Уральске (Казахстан). 2011 год в странах-участницах Международной организации тюркской культуры (ТЮРКСОЙ) был объявлен «Годом Тукая».
Также его имя носит Государственная премия Республики Татарстан, вручаемая за достижения в области литературы и искусства.
Фантастика в творчестве автора. К фантастике в творчестве Габдуллы Тукая относятся его стихотворные сказки, а также вышеобозначенные басни Ивана Крылова, переложенные на реалии тогдашней общественной жизни татарского народа.