Все отзывы на произведения Севера Гансовского
Отзывы (всего: 539 шт.)
Рейтинг отзыва
Север Гансовский «Пробуждение»
1001, 23 октября 17:35
Просмотрел отзывы. Увы, никто не опознал в этом рассказе прямой римейк «Цветов для Элджернона».
Хотя Гансовский достаточно ясно дал понять, что это вариант сюжета «Цветов», только вписанный в советские реалии конца 60х (в этом и была основная идея автора).
Поучилось, кстати — очень неплохо, практически на уровне оригинала (но надо было жить в то время, что бы это понять и оценить).
(я прочел этот рассказ в сборнике 1991 года издания, на излете эпохи, воспоминания были еще свежими)
Конец 60х был временем вполне благополучным (конфликт с Китаем нес реальную угрозу, но на бытовом уровне нивелировался), благосостояние реально росло, государство таки вкладывалось в гражданскую инфраструктуру (газификация всей страны, да) — но в этом благополучном мире многим было скучно жить.
В конце 50х в городе еще случались коллективные драки «стенка на стенку», в конце 60х была тишь и благодать — мы, пацаны, тогда свободно шарились по всему городу без какого-либо риска нарваться на неприятности в «чужом» районе (да и понятия такого для нас не существовало).
Так что автор дал свой вариант развития сюжета — скучающий обыватель превращается в художника и ученого, но все это временно, так как среда засасывает его обратно (фантастический элемент здесь чистая условность, он просто ускоряет процесс, для реалистического описания которого потребовалось бы написать большой роман — причем без шанса быть напечатанным :)
В те спокойные времена я развлекался чтением книг — в том числе и фантастики. Реальное будущее казалось таким же спокойным, как настоящее — «все будет идти по плану» :) Но многим хотелось приключений (и они их таки получили потом).
Где-то с 1975 все начало круто меняться, примерно с 1977 это стало заметно, а в 1979 уже почти ничего не напоминало 1969.
Спокойствию настал конец — вместо вероятного Китая мы получили вполне реальный Афган (мощный стимул хорошо учиться в ВУЗе — отчисленных за неуспеваемость тут же призывали в армию).
Ну а дальше пошло- поехало по нарастающей.
Так что рассказ Гансовского стал вызывать ностальгию по тем временам :)
Север Гансовский «Хозяин бухты»
zotovvg75, 15 октября 16:54
Очень здорово вышло у Гансовского передать ощущение непознанной тайны природы. Признаюсь, в качестве разгадки происходящих в рассказе невероятных происшествий с акулами, я предполагал наличие в глубинах чудом выжившего реликта из глуби веков. Вышла бы интересная, но порядком набившая оскомину история на тему гостей из «затерянного мира». Но тут автор не подкачал! Предложенный нам вариант неизведанного хищника оригинален, загадочен и вместе с этим он укладывается в каноны научно-фантастической возможности. Я имею в виду такую точку зрения, когда кажется, что в действительности такое вряд ли может произойти, но полностью отметать такую вероятность не следует.
Антураж далекого индонезийского острова, беспечные папуасы, кораллы дают в представлении ожидание чуда. Недаром в таких местах многие авторы заселяют свое неизведанное. Поэтому общая атмосфера рассказа замечательна, так сказать как в декорациях, так и в постановке. Ощущение опасности, находящейся под дном утлой лодчонки, сквозит в каждой строчке и будоражит нервы. И развязка, как короткое замыкание в электрической сети, дает мощный выплеск энергии. В концовке Гансовский в своем стиле дает собственное обоснование произошедшему, пытаясь вписать невероятное в научные рамки. Замечательный рассказ, аплодисменты автору
zotovvg75, 13 октября 16:58
«Только мы с конем, по полю идем, только мы с конем по полю идем». Печать предков наложила особенные отношения между этой парой, ведь конь был первым помощником человека в труде и сражении. Отсюда генетически запрограммирована человеческая любовь к своему четвероногому другу и помощнику. В будущем по Гансовскому людям не хватает связей с природой и поэтому встреченный героем рассказа конь, показался ему живой частичкой этого чарующего мира. Вот и получилось их двое, несущихся в беге вдаль, конь, чтобы реализовать свое природное естество, а человек, для того, чтобы заглянуть внутрь самого себя.
Видно, что герой рассказа понимает природу, для него даже количество иголок на ветке елки не случайность, а необходимость космического масштаба. Жалко только, что образ своего персонажа автор обозначил только фрагментарно и по моему ощущению двое из рассказа как бы растворились в своем движении к цели. Идея писателя понятна, но на мой взгляд он смог реализовать ее далеко не полностью. смотрится конечно же все красиво, стремление человека к природной гармонии и все такое, но как-то получилось мимолетно и особо рассказ меня не зацепил. Вышла какая-то двойственность между задуманн
zotovvg75, 7 октября 16:54
Есть такое выражение — «Бог дал ему талант», подразумевающее под этим дар, доставшийся человеку волей судьбы, как хитросплетение неведомых нам сил. Здесь же Джулио получил уникальную способность благодаря гению хирурга, правда смотрящегося явно в дьявольском антураже из-за стремления к чисто материальным благам, а человек для бельгийца всего лишь средство для достижения цели. Алляр по заслугам сравнивается с Мефистофелем, а его корысть несовместима с волшебной силой искусства, так или иначе исходящей только от человеческой индивидуальности. Гансовский избрал в рассказе восторженный стиль, пытаясь передать ту огромную мощь, которую несет в себе сила оперного голоса, вызывающая в восприимчивых сердцах бурю высоких чувств.
Талантам дано привносить в устоявшуюся обыденность что-то особое, которое нельзя описать словами, а можно почувствовать внутри себя как новое открытие мира, где нет места ничему деструктивному. Устами бесхитростного цирюльника автор пытается донести данную идею до читателя, вместе с этим ставя и ряд вопросов. Изготовление талантов поточным методом — хорошо это или плохо? Гениальность пропорциональная величине туго набитого кошелька — допустимо ли это, не противоречит ли самой природе искусства? Ответ здесь найти непросто и на помощь приходит сам автор, выдвигая версию о таланте в отдельном человеке как синтезированном опыте всего человечества в целом. А хирург только откупорил волшебную лампу с чудесным наполнением. Версия любопытна, хотя и не лишена некой идеализации, но ведь и искусство по сути есть поиск труднодостижимого идеала. А рассказ хорош, в том числе и авторской манерой изложения материала, помогающей даже не очень разбирающемуся в пении, прикоснуться к тайне, заключенной в октавах человеческого голоса.
zotovvg75, 3 октября 17:01
Гансовский в рассказе предлагает нам тему очень популярную для писателей-фантастов шестидесятых годов прошлого века. Слово «кибернетика» тогда волновало многие умы, наделяя пылким воображением мечтателей и ставя новые задачи перед специалистами. Прогнозированное появление искусственного интеллекта, все большее вхождение машин в нашу жизнь, рождали опасения, связанные с возможными проблемами в цепочке «человек-машина». Гансовский здесь на стал сильно заострять такой вопрос, ограничась только экскурсом в фантастическое будущее и представив появившуюся там новинку: модель ПМ-150.
В общем в авторской идее нет особой новизны, однако отмечу общий конструкторский принцип построения дубля Скайдрите. Представление человеческих движений в виде гармонического музыкального ряда, симфония биотоков, слегка касаются чего-то эзотерического, представляющего человека как отдельную мелодию общей музыки Вселенной. Что-то вроде музыки айнуров из «Сильмариллиона». Однако в рассказе эта вдохновенная идея поставлена на технический лад, как средство управления сложной машиной. А огромная электронно-счетная машина, представляющая полную модель мозга человека, создает впечатление технократического общества будущего.
Но сам автор развеивает такую не совсем позитивную перспективу. Представший перед Андреем обновленный Ленинград будущего, снова настраивает на оптимистический лад. Герой чувствуе, что спустя много лет он снова здесь свой, что его окружают живые люди с настоящими человеческими интересами. И ясен итог-человек должен оставаться человеком во все эпохи с любым уровнем развития цивилизации.
Север Гансовский «Стальная змея»
zotovvg75, 21 сентября 16:56
Здесь представлено что-то вроде страшилки из советской эпохи. Тогда жанра «хоррор» естественно не было и в помине, да Гансовский и не претендовал на роль автора ужастика, все находится в рамках старой доброй научной фантастики. Однако видится мне в рассказе что-то дьявольское, мистическое, я бы сказал даже булгаковское, словно Аннушка уже разлила масло и в жизнь обычных советских граждан врывается нечто потустороннее. И гражданин имеющий в кармане пачки денег и убитый змеей, чем-то мне напоминает персонажей незабвенного романа Михаила Афанасьевича. Мол не греши, наказание придет оттуда, откуда ты и не подозреваешь.
Anguilla loricatus-вид являющийся плодом творческой фантазии Гансовского. Одетый в кольчугу угорь или если угодно стальная змея, явился по замыслу автора способом напомнить нам о неразгаданных тайнах природы, хранящихся в пучинах мирового океана. Собственно автор об этом прямо и говорит в виде морали в концовке. Это и приобщает рассказ к жанру научной фантастики, что есть очень хорошо. Ведь без этого, если бы целью Гансовского было просто создать приключенческий сюжетец, получилось бы довольно примитивно. А так мы можем вместе с автором задуматься о доле вероятности такого случая.
Север Гансовский «Младший брат человека»
zotovvg75, 18 сентября 16:50
Несмотря на то, что данная история довольно простенькая, тем не менее она интересна. Гансовский постарался в этом, как-то очень удачно соединив спокойную стилистику изложения с ощущением веры в действительность происходящего. Картины природы, окружающей потерпевших катастрофу летчиков, не то чтобы ярки, они обладают эффектом созерцательности, когда читатель внимательно читая текст, сам погружается в обстановку таежной природы. Вот отсюда и становится понятным, почему особо не выделяющееся произведение чем-то тебя цепляет.
Да и сам ход повествования, необычность событий произошедших с героями помогают в этом. Дикая пустошь, где за много километров не встретишь ни одной людской души, и неожиданный визитер в виде исполинского гостя из доисторического прошлого. Конечно, тут не обошлось без явной идиллии, мамонт без боязни пришел к человеку и огню, тем более он играл с пламенем, всегда с опаской воспринимаемым дикими животными. Но эта идиллия и составляет для меня привлекательность рассказа, пусть она несколько слащава, зато так приходится по сердцу. Что-то есть в этом особое, какой-то незримый мостик между доисторическим прошлым и настоящим временем. Может быть здесь содержится радость от возвращения давным-давно ушедшего, поэтому и летчики прониклись к мамонту особой теплотой, не отогнав его и не стреляя из пистолета. В общем рассказ понравился, чем-то он напоминает мною любимый ефремовский цикл о неизведанном.
Север Гансовский «Миша Пёрышкин и Антимир»
zotovvg75, 15 сентября 16:52
Бесхитростная наивность и глубокая космогония как бы соединились вместе в этом рассказе, образуя такие разнородные его половинки. Миша Перышкин представляет собой типичный образчик так называемого советского человека, для которого вопрос личного предстал целой проблемой. Забавно было наблюдать метания простого советского труженика в свете представившейся ему возможности порешать свои материальные вопросы с помощью высшего разума. Поэтому желания дать воду Сахаре или убрать Австралийские Кордильеры смотрятся с одной стороны комично, а с другой обусловлены реалиями того времени.
Но основной замес сюжета основан на рассмотрении вопроса контакта с иным разумом, в данном случае не с инопланетным, а заглянувшим в гости из другой реальности. Эта реальность отличается от нашей не только в физическом смысле, но и в социальном. Отмечу как в рассказе Голос долго не мог понять, как можно причинить вред мыслящему существу. Для него это было неприемлемо в принципе, заложенном в основе мироустройства антимира. Да что там, противоборство разумных Homo sapiens противоречит и обычной человеческой логике, да вот только живем мы не по этой логике, допуская к примеру такое безумство как война. Отсюда въевшемуся в саму суть обитателей Антимира чувству гуманизма можно только позавидовать. Поэтому обоснованы и авторские выводы в концовке о том, что контакт с пришельцами на данной ступени нашего земного социального мироустройства отнюдь не целесообразен. Можно согласиться и с версией, что это дело даже не науки, а прогресса социального и морального. А пока за нами можно только наблюдать, как это и делают гости из Антимира в рассказе. Так что поживем до лучших времен.
Север Гансовский «Шаги в неизвестное»
zotovvg75, 22 августа 16:57
На мой взгляд такой и должна быть научная фантастика. Гансовский взял в качестве основы для повести очень интересный феномен, правда стоит сказать, лежащий скорее в области маловероятного, слишком уж фантастично произошедшее с инженером Коростылевым. Идя по стопам Уэллса, что в общем и не отрицается по тексту, тем не менее автор внес и свою лепту в затрагиваемую своим знаменитым предшественником тему. Писателю-фантасту ни за что не хочется принимать время за абсолютную величину, гораздо интереснее рассматривать его в качестве относительного понятия. Причем за точку отсчета принимается человек.
Личные часы пассажира звездолета несущегося с околосветовой скоростью и убегающие вперед часы оставшихся на Земле людей для фантастики уже тривиальны. В данной повести собственное время Коростылева и Жоры оказалось как бы погружено в обычный ход земных событий и поэтому времени приписывается такая физическая характеристика как скорость. Не правда ли, это занимательно наблюдать какие по мнению Гансовского могут возникать при этом парадоксы. То, что происходило на бытовом уровне обычных людей, им казалось чудесами-сами собой движущиеся и исчезающие предметы, мелькающие тени, все это давало предпосылки к наличию сверхъестественного. Воображаю каков был шок у продавца ларька наблюдающего мгновенное исчезновение своего товара. Как тут не поверить и в черта и в дьявола.
Гансовский ввел в сюжет двух разнородных персонажей. Инженер Коростылев пытался разобраться в произошедшем, отдавая себе отчет, что он является почти единственным человеком на Земле, которому выпала возможность ощутить иную скорость времени. Под «почти» подразумевается естественно Жора, воспринявший нечаянное происшествие сугубо на бытовом, да еще и криминальном уровне. Это и есть наша жизнь, от которой каждый старается брать свое. Жора в меру своего развития оценивал происходящее в материальных критериях, Коростылев же видел в предоставившейся возможности основание для прогресса. Недаром ему приснился сон, где он ощущал себя творцом, властелином мироздания. А здесь надо быть очень осторожным, видя чем стал оборачиваться в концовке еще более убыстрившийся темп времени. Кстати известны случаи действительного самовозгорания людей и поэтому так ли я был прав, приписывая случившиеся к сфере маловероятного? Так что не нужно спешить с крайними выводами, а произведения подобные данному дают возможность помыслить нам в том или ином направлении.
MarijaIvanovna, 21 мая 18:05
На днях перечитала произведение «...И медные трубы» Севера Гансовского. Я его впервые прочитала очень много лет назад в юности в 1987 году, когда его напечатали в журнале «Уральский следопыт». Кроме этого, на днях, перечитав «...И медные трубы», подумала и впервые прочитала первые главы романа Севера Гансовского «Побег». Текст произведения «...И медные трубы» является 3-6 главами романа «Побег». Таким образом, не по порядку, но я прочитала весь роман «Побег».
Самая моя любимая часть романа «Побег» — это первые штук 15 абзацев главы «...И медные трубы», те абзацы, в которых рассказывается история «знакомства» главного героя романа с разбойничками. Эти абзацы написаны необычным, немного архаичным языком, звучащим очень ладно, очень интересно. В них много юмора, хотя и не совершенно явного.
Необычным, немного архаичным языком написаны и последующие абзацы примерно до середины главы «...И медные трубы», потом автор возвращается к современному языку.
Советская идеология 1980-х годов, присутствующая в этом произведении, конечно, немного портит впечатление от книги (главный герой романа всегда добр ко всем беднякам, даже к разбойникам, и часто жесток к богатеям). Но всё же основные мысли романа актуальны до сих пор и, наверное, будут актуальны всегда.
Итог: роман понравился.
Виталя, 8 апреля 10:07
Вернись к своим корням... Старая мудрость. Может слишком дословно, но именно так и оказалось с героем повествования Ствамом. Автор рассуждает и показывает, как происходит становление человека. Показывает как меняется Ствам, преодолевая трудности т стремясь к своим целям.
Наш герой, совершив преступление в своей современности, попадает в доисторическую эпоху и, оказавшись один, решает выживать. Поначалу ему легко удаётся справится с трудностями, если для него они вообще таковыми были. Тут же начинает меняться его мышление. Он оказывается в совершенно дикой среде и ему приходится либо адаптировался либо умереть, очевидно, это и есть тот ключевой фактор, который и повлиял на его сознание.
Пропуская эпизод где он идёт к горе (цели?), он резко оказывается в агрессивной среде, в среде динозавров. Вот здесь то он и видит, насколько он оказывается не приспособленным к условиям для существования, он понимает, что он слаб. Его атакуют мелкие хищники, он бегает от более крупных. Стван понимает, что потерял ориентир (там на Бойне была высокая и очень густая растительность), и, забравшись на одно из деревьев (может это и трава такая, я уж не знаю) снова увидел вулкан, к которому он шёл. Тут он начинает бегство из Бойни. Сбежав оттуда, однако, его ждёт ещё одно препятствие — тиранозавр. Я бы назвал эпизод разговора Человека со Зверем основным, для чего писалась книга. Вот именно здесь автор нам показывает, что Человека отличает от Зверя, и почему Человек совершает поступки, возможно безрассудные, по мнению Зверя.
Я ещё не читал рассказ Медные Трубы, но впечатление о книге осталось очень положительным, хоть я и не согласен с некоторыми мыслями автора. Всё же тема Человека (именно «Человека», а не «человека»), всегда была актуальна, а сегодня тем более, и следует напоминать себе старую мудрость: « Вернись к корням...», подумать как они стали тем, кто они есть, кем были их предки, и какой они выбрали путь. Ведь они не сдавались и развивались, стыдно было бы погубить их труды своей слабостью.
krakhno1, 6 марта 02:12
У советского Стивена Кинга — Севера Гансовского — есть рассказ «День гнева».
Об отарках. Человеко-медведях, людоедах, разумных и говорящих. Гансовский в нём ненавязчиво так. под видом проблемы, что есть человек, намекнул на многое. В том числе не всё то человек, что отлично владеет математикой, считает, может быть бухгалтером, экономистом или даже старшим экономистом. Искусственная речь, внешняя близость мутировавшего молодняка к людям — но они не люди. Людьми нас делает человечность.
vgi, 25 февраля 12:56
Даже и не знаю что сказать про эту повесть... С одной стороны, полным провалом её не назовёшь. С другой — читается она тяжело. Похоже на затянувшийся сон главного героя — «попаданца» на чужую планету — с всеми присущими снами нелогичностями, рассогласованиями и общим ощущением неадекватности происходящего. Из положительного можно отметить, что автор не во всём идёт стандартными путями: к моему большому облегчению, действие не свелось с шаблонной истории «угнетённые восстают против угнетателей». Так что это определённо лучше, чем другая повесть о попаданце того же автора: «Чужая планета». Последнюю я читать просто никому не рекомендую. А здесь Гансовский явно хочет что-то важное, с его точки зрения, сказать читателю. Мне его мысли кажутся, в основном, неоригинальными (ну да, разумному существу желательно пользоваться разумом, а не жить инстинктами — кто бы спорил?), а их художественное оформление — довольно слабым, но, быть может, я что-то упускаю из виду. Пока ставлю повести пять баллов («можно прочесть один раз»).
Север Гансовский «Чтобы выжить»
vgi, 22 февраля 12:15
Если бы дело происходило не в США, а, скажем, на планете из системы Тау Кита, то из этого могла бы, наверное, получиться неплохая фантастическая повесть. Но реализм, и при этом привязка к американским реалиям, убивает повесть, делает её ходульной агиткой. К сожалению, до начала 60-х годов Гансовский зачем-то писал в основном про это.
vgi, 22 февраля 12:11
Неплохой рассказ. Мастерство автора растёт просто на глазах. «Младший брат человека» (1960) — работа совершенно ученическая, в «Хозяине бухты» и «Не единственных сущих» (1962) шла отработка приёмов письма на довольно неоригинальных сюжетах, а здесь уже начинает постепенно просматриваться лицо самого Гансовского.
Хотя сама фабула, конечно, слегка отдаёт Беляевым, который, как известно, любил описывать разные медицинские чудеса — будь то вшитые человеку акульи жабры, мозг человека в теле слона, или вообще отдельно живущая человеческая голова. Но Беляева технические аспекты экспериментов интересовали обычно гораздо больше, чем психологические. В этом, кстати, причина недоумения некоторых современных читателей по поводу беляевского профессора Вагнера — который, вроде бы, персонаж положительный, но, если ему хочется провести какой-нибудь любопытный эксперимент над живым человеком, никаких моральных мук не испытывает.
У Гансовского в «Голосе» тоже описан медицинский эксперимент, но это получилось у него, на мой взгляд, интереснее и человечнее.
Кстати, про неожиданно обретённый, а затем потерянный героем талант автор написал, как минимум, ещё один раз — в «Пробуждении».
Север Гансовский «Человек, который сделал Балтийское море»
vgi, 20 февраля 14:44
Несмотря на то, что рассказ этот кое-кто критикует за «пафосность» и «научную недостоверность», мне он всегда нравился. Просто не надо воспринимать его как твёрдую НФ, как «гипотезу о возникновении Балтийского моря». Он будит воображение — а ведь это главное, что требуется от художественного произведения. Ну, а если вам хочется больше научности, то вспомните вполне научный факт: наш вид неоднократно проходил через «бутылочное горлышко», то есть ситуацию, когда представителей вида оставалось мало, и будущее человечества зависило буквально от каждого решения каждого из оставшихся. Пойдёшь на восток — станешь древним китайцем или австралийцем, на запад — древним европейцем, а на юг — древным мбембунгийцем... «Каким мбембунгийцем?» — спросите вы. Да откуда же я знаю, если туда никто не пошёл?! Меня эта мысль волнует больше, чем геофизическая и антропологическая достоверность описанных картин.
Север Гансовский «Чужая планета»
vgi, 19 февраля 08:39
Я глубоко уважаю Гансовского за многие его вещи, но эту удачной не назовёшь, даже если забыть о её финале. А что касается финала... Всего я ожидал: например, того, что главный герой лежит в бреду, и ему всё это мерещится, но правда оказалась ещё более странной, если не сказать — нелепой (см. под спойлер ниже). У меня есть, впрочем, одна внелитературная гипотеза, объясняющая происхождение окончания. Допустим, сначала Гансовский написал свою фантастическую повесть почти до конца, а потом ему заявили в редакции: вы знаете, фантастику вашу мы не возьмём, но с удовольствием опубликуем социальную повесть об
И автор добавил в текст этот странный финал и «планету Юэсу».
Север Гансовский «Чёрный камень»
vgi, 18 февраля 09:24
Любопытно, не подарили ли Стругацкие автору свою идею протоплазмы-мимикроида? Уж очень похоже. Цитирую «Комментарии к пройденному», где БНС пишет об одном из сюжетов, который АБС отбросили в процессе поиска темы для книги (в конце концов, у них получилась «Улитка на склоне»):
Впрочем, Гансовский мог и сам всё это придумать. Тема противопоставления Человека Творческого и мещанина многих советских фантастов 60-х волновала. Можете называть это «соцзаказом», не вижу в этом ничего плохого.
И я согласен c предыдущими отзывами лаборантов — это скорее не фантастический, а сатирический рассказ. Впрочем, читается с интересом.
Север Гансовский «Стальная змея»
vgi, 17 февраля 10:12
... И ещё один рассказ Гансовского «про тайны океанских глубин», но построенный совсем не так, как «Хозяин бухты». Самый смак здесь, по моему, в том, что упомянутые тайны выплывают на поверхность в самом центре обычного и хорошо знакомого (по крайней мере части читателей) Ленинграда. Да я сам живу в паре километров от места событий! И, смешивая бытовые и фантастические детали, автор достигает замечательного эффекта присутствия.
В рассказе ощущается некоторая несерьёзность, ирония, даже пародийность. Так умел писать свои рассказы Вадим Шефнер, который тоже любил «смешивать бред и быт». И, между прочим, сцене с массовой ловлей змеи в Неве я верю. Говорят, русские туристы на Красном море и ныне примерно так же реагируют на объявление о появлении у берега крупной опасной акулы — рыбину ведь нужно поймать, погладить, покормить и сделать с ней селфи!
Итак, не то чтобы шедевр, но вполне достойный рассказ.
Север Гансовский «Хозяин бухты»
vgi, 17 февраля 01:31
Этакий канонически построенный научно-фантастический рассказ «про тайны океанских глубин», но при этом неплохой. В нём есть загадочное чудовище, которого и читатель, и герои ждут с самого начала, но, выдержав их нужное время в состоянии саспенса, автор предъявляет им монстра во всей красе лишь к концу повествования. Есть фантастическое допущение — всего одно, но очень оригинальное и впечатляющее. Для антуража есть добродушные папуасы и злой колонизатор (хотя без последнего рассказ хуже бы, наверное, не стал).
Как именно хозяин бухты расплющивал свои жертвы до состояния листа бумаги, при отсутствии у него системы жёстких прокатных валков, я так и не понял. И ужасно хочется узнать, что случилось с пальцем Мишеля в стакане воды!
Север Гансовский «Доступное искусство»
vgi, 7 февраля 03:39
Процесс чтение нескольких рассказов Гансовского подряд напоминает контрастный душ: не угадаешь, будет ли данный рассказ отличным или никуда не годным. Этот, по-моему, отличный. Он стилистически и, отчасти, тематически примыкает к любимой мною «Части этого мира» (и совершенно не похож на «Демона истории», который, по чисто формальному обстиоятельству — имени главного героя — отнесён классификатором к тому же циклу).
Тема искусственной гениальности, вероятно, сильно интересовала Гансовского — вспоминается его «Пробуждение», в котором посредственность временно превратилась в гения. Здесь же обыватели «воссоздают Бетховена», но единственное, что они могут спросить у великого немца — это «sprechen Sie Deutsch?» (отличная сцена!). Кстати, на похожую тему писала через десять лет Ольга Ларионова в своей «Картели» — только там любопытные потомки создали «цифрового Пушкина». И возможно, Ларионова этой своей повестью ответила на пафосный рассказ Юрия Соколова «Строка из стихотворения» — там тоже про воскрешение Пушкина.
Север Гансовский «Дом с золотыми окошками»
vgi, 5 февраля 23:28
Очень скучно, по-моему. Похоже на заказной рассказ на тему «как плохо им там живётся на их Западе», притом не самый удачный даже в этом жанре. Пришельцы, как здесь уже писали, притянуты к происходящему за уши. Впрочем, если их выкинуть, то лучше не станет. Короче, не за такие рассказы мы любим Гансовского.
vgi, 26 января 21:56
Как известно, писать надо либо о том, что хорошо знаешь, либо о том, что не знает никто. Увы, в свете этого правила выбранная Гансовским тема — забастовка в маленьком американском городке — крайне неудачна. Сведения про классовую борьбу в США и он, и большинство его тогдашних читателей, могли подчерпнуть только из советских газет 50-х годов. Нащупывая свои темы и свой стиль, Гансовский в эти годы зачем-то насочинял полдюжины подобных рассказов со всеми полагающимися клише: честные, но бедные американские рабочие, их злые хозяева, а в данном случае ещё и продажные штрехбрейкеры...
А первый свой фантастический рассказ он напишет только через шесть лет...
vgi, 24 января 13:11
Если бы я составлял условную «Антологию советской фантастики», рассказ Гансовского «Полигон» туда бы непременно вошёл. Он всем хорош — и идеей, и лаконичным, выверенным её воплощением: ничего не прибавить и не убавить. И мультфильм по нему сделан, кстати, очень неплохой и интересный изобразительно. Быть может, роль Гансовского в нём не исчерпывалась написанием сценария? Как-никак он был, помимо всего, и художником.
Север Гансовский «Младший брат человека»
vgi, 22 января 16:09
Сюжет этого коротенького рассказа крайне незамысловат — летчики терпят крушение в сибирской тайге и встречают там мамонтов. Собственно, всё. Впрочем, для дебюта в фантастике — а он у Гансовского, между прочим, состоялся, когда тому было за сорок — не так уж и плохо.
Север Гансовский «Чужая планета»
amak2508, 7 января 10:36
Читая повесть, всё время думал о том, как же автор выпутается из столь необычной завязки, когда главный герой, космонавт, очнувшись, обнаруживает себя в одиночестве — на чужой планете, без своего космического корабля и без своих товарищей. Объяснение получилось довольно необычным — не то, чтобы неправдоподобным, но немного притянутым: так, на троечку с небольшим минусом.
А вообще-то произведение для Гансовского неожиданное — уж очень подростковое и уж очень идеологически правильное. Впрочем, это вполне объяснимо — писалось-то оно для альманаха «Мир приключений», а тема борьбы с апартеидом была в то время одной из центральных. Хотя главное в повести — это, всё-таки, приключения. При этом она очень легко и быстро читается и довольно увлекательна. Только уж очень поверхностна и наивна. В общем, это ещё далеко не тот Гансовский, которого мы так любим за его лучшие произведения.
Север Гансовский «Демон истории»
vorpol, 12 декабря 2023 г. 22:51
Очень спорный рассказ, к тому же, безбожно затянутый (ту же фабулу можно было уместить в несколько лаконичных страниц) и залитый пропагандой.
Идея что историю двигают народные массы, а не личности — растет из максизма. То, что марксизм не работает, в 1968-м еще не было очевидно (хотя до многих левых это не доходит и сейчас).
В контексте рассказа, можно подумать про причинно-следственные связи, т.е. если Гитлер без вариантов заменяется точной копией (в виде другого австрийца) и так до истребления всего населения Австро-Венгрии, то следует вывод что ВСЕ население АВИ росло в идентичных условиях... Но вот реальная история говорит нам, что на Гитлера было совершено от 20 до 50 (!) покушений. То есть, были в Рейхе активные несогласные, но им (и человечеству) не повезло с реализацией задумок.
Поэтому мне лично ближе позиция С.Маршака выраженная «Гвоздь и подкова» или «Бабочке» Брэдбери — мелочи имеют значения, они накапливаются и в какой-то момент все лишь еще один камешек может создать в горах лавину. Или не создать, если его там не будет.
Навешивать всех собак за Вторую Мировую только на Гитлера, и чуток — на ЮК и Францию это мягко говоря, плутовство. В книге немецкие полчища ломанулись в Польшу 1-го сентября. А автор не хотел бы дописать, что произошло через две недели? Чьи полчища зашли 17-го сентября в Польшу, а чуть позднее — в страны Балтии и Финляднию? Или «вы не понимаете, это другое»?
Север Гансовский «Демон истории»
Sergio Blanc, 29 октября 2023 г. 11:18
Рассказ «Демон истории» является абсолютным дитём своего времени. В это время определяющим подходом, объясняющим историю был марксизм, вернее марксизм — ленинизм.
С точки зрения этой концепции определяющая роль принадлежит человеческим массам, которые, в свою очередь, подчиняются обьективным законам исторического развития.
Поэтому главная мысль текста о том, что убрав-убив диктатора, смотавшись в прошлое, ты всё равно не сможешь изменить будущее понятна и имеет своё право на существование. Но сейчас широко распространены популярны и другие точки зрения, которые возникли не сегодня. Достаточно вспомнить Брэдбери и «грянет гром».
Любители альтернативной истории очень любят порассуждать на темы, типа, а что было бы, если бы Наполеон принял предложение о службе в русской армии? Или Троцкий, а не Сталин, победил бы во внутрипартийной борьбе 20-х годов 20 века?
Лично у меня немного другое мнение о роли личности в истории, но история Гансовского достаточно интересна и, вполне себе, читабельна. Написана она хорошо, правильно. За исключением последнего абзаца. Гитлер никогда не был Шикльгрубером (привет коллеге-лаборанту под ником Tullma, который первым обратил на это внимание в своём отзыве). Это штамп советской пропаганды. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочитать книгу Вернера Мазера «Адольф Гитлер», признанную самой объективной биографией фюрера.
Север Гансовский «Шаги в неизвестное»
Sergio Blanc, 23 октября 2023 г. 19:45
Я не буду вдаваться в анализ подробностей сюжетной линии. Понятно, что большинство из них наивны и околонаучны. Описания нюансов изменившегося метаболизма инженера Коростелёва и мелкого жулика Жоры могут быть подвергнуты и сомнению, и жёсткой, даже разгромной, критике, но лично мне за злоключениями-приключениями героев в резко замедлившемся (ускорившемся) мире следить было интересно. Вроде ничего «такого» автор читательскому вниманию не предлагает, однако интерес есть и он сохраняется в процессе изучения материала. И сопереживание есть. Для меня очень важны характеры, действия и диалоги, а с этим у Гансовского, если и не полный порядок, то весьма неплохо. Может поэтому во время чтения я соблюл два важнейших по Елизарову («Библиотекарь») условия: условие Тщания и условие Непрерывности. Это значит, что я прочёл повесть очень внимательно и не отрываясь. Лично мне текст «зашёл». Аллюзии с Уэллсом ясны и писатель их не скрывает. Тема подана — развёрнута — завершена.
Общее резюме по — Станиславскому — верю!
Ценителям советской классической фантастики рекомендую, но разумеется это не самый лучший её образец.
Север Гансовский «Не единственные сущие»
Sergio Blanc, 19 октября 2023 г. 20:09
Классическая советская фантастика. Автор описывает планету, на которой царят социальная несправедливость, религиозный догматизм, жестокость и рабство.
Два местных аборигена сбегают из тюрьмы и безуспешно пытаются скрыться от погони. В самый критический момент в венерианских небесах раздаётся гром и... .
Я почему-то абсолютно уверен, что после прибытия ракеты жизнь на планете будет переустраиваться совершенно на других началах.
Написано хорошо. Читается интересно.
Вперёд, господа современные читатели, к знакомству с правильной советской фантастикой. Оно того стоит, поверьте.
Север Гансовский «Пробуждение»
neli mustafina, 25 сентября 2023 г. 10:29
Сразу же, прочтя Понимай Тэда Чана, взялась за Пробуждение. Да, согласна со всеми — весьма похоже на Области тьмы Алана Глина. Возможно что Глин даже сплагиатил (это сейчас часто делают, ибо тема улучшения человека всегда привлекала и трудно быть первым).
Буквально с первых же страниц узнала себя: скучная работа, зашоренность взглядов и мозга. Что нам мешает сбросить весь этот баласт, весь этот мусор, преследующий нас всю жизнь? Увидеть мир и жизнь в новом свете, мир удивительный и внести лепту свою в его улучшение...
Может лень?
Может старение? Ведь дети мир этот видят ярким, чудесным, они творят, они гениальны.
В связи с этим автор вспомнил об опытах Крайковского ( Райкова), которые и правда «вскрывали» скрытые способности человека. Они есть у каждого.
Надо только проснуться.
И жить полной жизнью, заниматься творчеством, любить
Север Гансовский «Американская фантастика»
StasKr, 20 августа 2023 г. 06:19
Моё мнение о статье находится где-то посередине между отзывами предыдущих лаборантов. Конечно, статья Гансовского поверхностная, полна идеологических штампов и страдает от пересказа сюжетов («Дюне» тут досталось особенно). С другой стороны, она мне живо напомнила многие из статей «Мир Фантастики» в которых тоже правят бал строго определённое количество знаков (отсюда проистекает всевозможные упрощения, на которые вынуждены идти авторы) и редакционная политика, сводящаяся к желанию угодить силам, от которых зависит судьба журнала. В общем, за шестьдесят прошедших лет, статьи в литературных журналах изменились не очень сильно.
Многое о чём пишется в заметке Севера Гансовского справедливо. Особенно это касается его рассуждений о творчестве Пола Андерсона в целом и о его повести «Каперство и репрессалии» в частности:
Это холодная, расчетливая компиляция, высасывание из пальца. Мир, изображаемый в его бесчисленных романах, — мир не будущего, а прошлого, мещанское, банальное представление о том, что ожидает человечество впереди. Во вселенной, нарисованной Андерсоном, скучно, пусто и бесперспективно, как в курительной кинотеатра. Чем дальше мы улетаем с этим литератором от Земли, чем больше тысячелетий отсчитывают часы в штурманской, тем меньше и мельче становятся Мирозданье и Будущее, где все трудности разрешаются ударом в челюсть. Планеты мелькают одна за другой, встречаются различные насекомо-, насорого- и осьминогоподобные существа, но никто им не удивляется, ничто не вызывает интереса или даже простого любопытства. Все открытия уже свершены, все непознанное познано, остается лишь дать кой-кому в зубы и начинать наживаться.
Возникает вопрос: если этот самый Хейм ведет себя на любой планете так же, как в баре Далласа, то зачем было вообще путешествие в будущее и в космос? Ответ прост. Потому что космос — это продажно. Потому что, если с такой поспешностью и безответственностью писать о Земле, каждый поймает тебя на фальши, трюизмах и неправде…
Подобная критика справедлива для большей части бульварной фантастики и её авторов. Пол Андерсон как раз и является таким автором, так что по мощам и елей.
«Ассенизаторы» Альфреда Гроссмана, который упоминается Севером Гансовским, представляет собой примитивный рассказ, у которого отсутствуют какие-либо литературные достоинства. Да, Гансовский в своём обзоре на две строки допускает «страшную» ошибку, когда называет людей, которых отправляют на Венеру «лишними». В русской культуре термин «лишние люди» имеет совершенно определённую коннотацию. В этом же опусе на Венеру отправляют случайно выбранных жителей США. Ну и главного героя этого рассказа тоже хотят отправить колонизировать Венеру, потому что он узнал Страшную Правительственную Тайну. Ужасный косяк Гансовского: вместо слов «лишних людей» надо было использовать слова «случайных людей». Ату автора, продажный советский писака испортил мнение русских читателей о великом американском фантасте Альфреде Гроссмане!!!
Перевод «Грех Эдны Шустер» Уилларда Н. Марша в сети мне найти не удалось, так что допускаю, что рассказ великолепен, а советский писатель несправедливо выставил американского автора графоманом. Правда сюжет о любовнике, который сделан из опилок вызывает у меня крайне серьёзные сомнения в качестве самой истории, так что не имея возможности ознакомится с самим рассказом я пока, чисто интуитивно, на стороне Гансовского.
С «Дюной», конечно, у Гансовского случилось фиаско. Мало того, что Север походя пнул произведение, которое стало культовым у читателей и этапным для всего жанра в целом, так ещё он и сделал крайне небрежно. Тут надо было или вообще о нём не говорить, либо уделить в обзоре места никак не меньше, чем на проходную повесть Пола Андерсона. А так получился испанский стыд от криво пересказанного сюжета романа: «Гильдия и Бене Гессерит мечтают завладеть особым, лишь на Арракисе имеющимся пространством, откуда некоторые человеческие умы могут командовать Временем» (с). Воплощённый в жизнь анекдот про Карузо, которого напел по телефону Рабинович. Двумя короткими абзацами автор сумел непоправимо испортить впечатление хоть и от идеологически ангажированной, но в целом справедливой статьи.
Итог: «Американская фантастика» является прекрасным примером того, как одной или двумя неловкими фразами можно испортить впечатление от всего текста. Финальный вывод Гансовкого о том, что 90 % американской фантастики является макулатурой на мой взгляд вполне оправдан. Правда тоже самое можно сказать и о советской фантастике, но кто бы дал Гансовскому такое написать в 1966 году…
Север Гансовский «Американская фантастика»
солоденко, 16 августа 2023 г. 15:01
Из оплеваных автором произведений я читал только дюну, но и этого достаточно чтобы понять : гансовский очень плохо понимал английский. Все эти харконяны и беня гесирит и пространство откуда можно управлять временем и общий тон статьи сейчас выглядят смешно, но раньше такие писуны своими опусами про нечитаное или читаное по диагонали ломали жизни получая гроши за свой бред.
Север Гансовский «Американская фантастика»
Козлов, 16 августа 2023 г. 12:22
Вместо эпиграфа
«90% фантастической литературы — это мусор». Неизвестный журналист.
«90% всего, чего угодно — это мусор». Тэодор Старджон.
«Вот те раз?» Из анекдота про Штирлица.
В редакцию журнала «Техника — Молодежи» пришло письмо, в котором читатель спрашивал, что же такое печатают в иностранных журналах фантастики в таких количествах. И в седьмом выпуске журнала за 1966 год появилась статья-ответ Севера Гансовского «Американская фантастика». Статья совершенно небольшая, скорее даже заметка, не претендующая на лавры рецензии. Но и её нашли и навесили ярлык «не читал, но осуждаю». В очередной раз никто не будет задаваться вопросом о времени написания, позиции автора и т.п. А на самом деле советская критика не могла сказать о американской фантастике ничего такого, чего бы та про себя уже не сказала. И давайте же рассмотрим все произведения, названные в статье. Пойдем от малого к большому.
1) «Грех Эдны Шустер». Что можно сказать о этом рассказе? Ну... Стандартная недовольная браком американская домохозяйка стандартно нашла себе стандартного латино-американского любовника в реалиях 60-х. В голове его опилки, не беда — сочиняет он неплохо иногда. Хочешь найти смысл в этом рассказе — сломай себе мозг, он тебе, всё равно, не нужен. Хотя, если Эдне Шустер наплевать, то, почему мне — нет?
2) «Ассенизаторы». В общем, к выводам Гансовского добавить нечего. Проще всего описать происходящее в рассказе так. Суть не сильно поменяется. Но, если уж нужна более развернутая рецензия, то что-то хорошее сказать не получится: ни о авторе, ни о том, как он видит американцев, ни о самих американцах, которые это читают. В рассказе всё: жестче, примитивнее, мелочнее и патриотичнее. Абсурдности моего заключения удивляться не стоит. Дело в том, что большинство таких рассказов имеют развлекательно-параноидально-морализаторский характер. Проблемы «лишних» людей, как политического высказывания в «Ассенизаторах» нет. И никакого другого важного высказывания там, тоже, нет. Связь с реальностью в рассказе «Ассенизаторы» держится на непереводимой игре слов. Главный герой — пьяница. И шум от грузовика ассенизаторов раздражает его так же, как рядового американца с похмелья раздражает мусоровоз, забирающий мусорные баки по утрам. Гроссман заменяет англ.«garbage men», мусорщики, на «gobbitch men» по созвучию. Дословно это словосочетание можно перевести, как «собиратели ублюдков». Это очень тонкой выделки метафора. Ведь, как многие уверены, отбросы общества сами тянуться к мусорным бакам. Поговаривают, что автор был мастером черного юмора. Удивительно, но советский писатель этого не заметил. Зато сейчас любой может найти это утверждение и считать себя знатоком. Удивительно вдвойне.
3) «Дюна». Написано что-то странное. А нужно сильно разбираться в книжках, где Космосом правят императоры, бароны и пророки? Отношение к космической опере было довольно суровым — и не только у нас. Я, если честно, в детстве не знал даже, кто такой Беня Гессерит. А если покопаться в истории написания романа, то выяснится, что фримены — это черкесы, объединившиеся в казацкую Сечь. Ну, бред же!
4) «Каперство и репрессалии». Творению Пола Андерсона в статье места уделено больше всего. Гансовский, просто, обрушивается на американского писателя с обвинениями. Но по тону статьи видно, что это разочарование. И разочарование, вызванное закономерностью. Ведь положительную оценку Андерсону давал сам Иван Антонович Ефремов. И что же такое написал американский фантаст, если теперь его обвиняют во вех грехах? Например, то, что в Будущем в крупных городах есть районы Благоденствия. Они появились по причине замены разнорабочих роботами. В результате чего работу потеряли не только эти люди, но и все, кто был и будет рожден для низкоквалифицированного труда. А чтобы «полезные» члены общества никогда не встретились с озлобленным от нищеты безграмотным быдлом, эти районы превратили в закрытые гетто, куда даже полиция не заходит — чтобы не зашквариться. И это не мои витиеватые умозаключения. Это вторая страница книги!!! А, ведь, такие рассуждения — только начало бескомпромиссной либертарианской социальной сатиры. Порой так хочется встретить либертарианца, умеющего иронизировать над собой. Но нет: только взаимоисключающие параграфы — только хардкор! Во второй главе нам рассказывают о «Ядерном Обмене», позволившем человечеству избавиться от неких «идеологизированных» правительств. И как советский гражданин должен был реагировать на подобные заявления?! Вообще, если Вы почитаете повесть, то поймете смысл забытого термина «разжигатель войны».«Каперство и репрессалии» — это история мудрого атланта, живущего среди тупых маргиналов. Которые ради мира во всем мире готовы не только отказаться от своей культуры, но и убивать друг друга — вместо того, чтобы стать свободными от предрассудков независимыми личностями и убивать несогласных с ними инопланетян. Тринадцать пунктов объявления войны алеронам — это, вообще, гениально! Андерсон абсолютно уверен, что за такие выкрутасы человеков не начнут вырезать уже завтра. Возможно, на тот момент такой исход он даже считал выгодным. Ведь, земляне в его представлении — это молодая пассионарная раса, лучшие представители которой нагнут кого угодно: только выдайте ядерное оружие в частные руки и дайте грабить караваны. Но даже в фантастическом романе Андерсон не смог оправдать возможность частной войны ничем, кроме усиления коррупции. Чтобы повязанные с военными преступниками политики тех иностранному суду не выдавали. В очередной раз гениально!!!
И, вот, в чем Север Феликсович не прав?! А учитывая, что в начале статьи стоит цитата Хайнлайна, то и по Роберту, нашему, Энсону прошлись неплохо. То есть, статья Гансовского имеет не только информативные, но и художественные достоинства.
Гансовский, так же, утверждает, что 90% американской фантастики — это чушь. Но и 10% хорошего он называет. И знаете, Рея Бредбери я читал. Без сомнения великий писатель. И в этом же номере журнала «Техника-Молодежи» после столь уничижительно разгромной статьи, на следующей странице, печатают — о, ужас — Айзека Азимова.
Вот о таких вещах писалось в небольшой статье из советского журнала. Самое обидное в этой ситуации то, что, для защиты вполне обоснованной статьи Гансовского, нужно написать не меньше, да еще и с аргументированными доказательствами в оправдание. Но только так можно бороться с принципом «не читал, но осуждаю».
Север Гансовский «Американская фантастика»
dimixin, 26 июля 2023 г. 19:11
Очередной опус об ненавистной американской фантастики. Снова не читал, но осуждаю. Специально перевёл на русский язык часть рассказов из этой статьи, например «Ассенизаторы». И о чудо — они совсем о другом. Но зато в памяти советских читателей они остались, как низкопробные позорные образцы бредовой фантастики. Сколько же платили за такие статейки? Год или два можно было прожить припеваючи? Кто знает — сообщите.
Север Гансовский «Хозяин бухты»
Sergio Blanc, 15 июля 2023 г. 21:55
Хотелось бы начать с общеизвестного. Цитата: « Мировой океан покрывает около 71 % поверхности Земли. При этом исследовано лишь 5-7 % морского дна и полпроцента общего объема вод, коих, кстати, огромное количество – 1 370 млн км3! Океанические глубины – это наземный космос.» И ещё одна выдержка из доступных источников: « Вместе с тем сейчас Мировой океан детально изучен не более чем на 2%, считает Анатолий Сагалевич, заведующий лабораторией глубоководных обитаемых аппаратов Института океанологии РАН».
Так что ДОПУЩЕНИЯ Гансовского в этом рассказе вполне себе ДОПУСТИМЫ. Сплющенные акулы и образ вонючего голландского колонизатора, конечно, позабавили, но это не испортило впечатления от рассказа. Тем более финал открыт, так что... сами понимаете, можете себе додумать и дорисовать и про палец, и про всё остальное.
Sergio Blanc, 10 июля 2023 г. 13:25
Мой отзыв — 60ый! Это сильно. Понятно о чём это говорит. Что я могу добавить к такому огромному сонму омнений? Однако, попытаюсь.
Идея о наделении медведей разумом, конечно, не нова. Навскидку вспоминается Спрэг де Камп, Терри Биссон и т.д. и т.п. Но у Гансовского всё немного иначе и оригинальней.
Позвольте цитату: « ...раньше было так: были люди и были звери. И все. А теперь есть что-то третье — отарки. Это в первый раз такое появилось, за все время, пока мир стоит. Отарки не звери — хорошо, если б они были только зверями. Но и не люди, конечно.»
Итак, рассказ об этом «третьем» — об отарках. Что они такое мы до конца рассказа так толком и не понимаем. То ли модифицированные медведи, то ли люди-мутанты, то ли генноскрещенный новый биологический вид. Не суть. Суть в том, что они явно представляют собой, что-то очень или даже совсем не похожее на обычных людей.
Не буду спойлерить и портить удовольствие тем, кто ещё не читал это произведение.
Скажу лишь одно — это классика советской фантастики, а с ней должен познакомиться любой уважающий себя читатель.
Остросюжетная, немного мрачная, но очень-очень атмосферная вещь. Диалоги с отарками, их описания, их оскаленные пасти, тяжёлые головы, блещущие в полумраке большие глаза... . Мне эти глаза запомнились сильнее всего. От некоторых эпизодов просто мороз по коже. Учитесь, господа-современные литераторы!
В тексте встречается один вопрос: «Неужели разум без доброты сильнее человеческого разума?» Прочтите и ответьте.
Север Гансовский «Три шага к опасности»
Виталя, 20 июня 2023 г. 08:41
Каков будет человек, если будет полностью полагаться то на машинерию, то на всесильных мира сего, то на искусственные усилители (по правде говоря — заменители)? Кто-то скажет: «ну нет же, такого просто не может быть. И эта фантастика только лишь фантастикой и останется».
Фантастический жанр на то и фантастический, что автор позволяет себе разного рода допущения. Утрирование некоторых моментов, на мой взгляд, позволяет лишь заострить внимание читателя на чем-то. Это не значит, что автор хочет доказать, что его мнение, выраженное в книге, будет обязательно таким и никак иначе.
Прочитав этот рассказ, кто-то подумает, а разве может человек сидеть полностью на усилителях, машин, которые даже не усиляют, а заменяют его естественные возможности. Ведь он тогда и существовать воовсе не сможет, он будет не приспособлен к жизни. Все это верно, только если бы человек жил в Природе. Но человек по сути своей создатель, он создает свой мир для себя и вместе с другими людьми для своего общества. И в этом обществе свой порядок существования, возможно существенно отличный от Природного. В своем мире вполне возможно существовать и на заменителях. Да, могу согласится, уж очень преувеличина зависимость человека от «стимуляторах». Однако если подумать, а сколько мы сами потеряли, когда стали полагаться на разные приспособления. Мы их привнесли в свой мир, нами же созданный, и теперь не мыслим себя без них. Импланты будут тому примером или же операции пластические (но не в тех случаях, когда это жизненно необходимо).
Возможно, автор, описывая жизнь человека, живущего только за счет усилителей да и умных машин, хотел дать задуматься, нужны ли они нам как заменители и к чему это приведет. Показать, что это верный путь к вырождению. Хотя тут можно тоже пофантазировать:) и возразить. Но все же, а нельзя ли создать мир, где подручные средства будут не Заменять, а Усиливать твои собственные возможности? Мир, где основной упор будет сделан на человека, которому лишь помогают окружающие его устройства, повышают его потенциал, а не наоборот.
Это очень хорошая тема для размышлений. Произведение позволяет подумать о своих способностях, своей силе. И, хотелось бы верить, толкнуть человека на путь к свободе от зависимости от разных факторов.
StasKr, 17 июня 2023 г. 08:37
Не понравилось.
От повести ожидал робинзонады, так как в «Полной энциклопедии попаданцев в прошлое» Алексея Вазовского вместо более-менее развёрнутой аннотации (как на Фантлабе, но узнал я об этом слишком поздно) написано «Преступник из будущего сослан в прошлое в кембрийский период к трилобитам». Вот на этих трилобитов я и расчитывал.
Первая часть повести полностью оправдала мои ожидания. Пустынный мир, преступник из коммунистического будущего, психология неудачника, небольшие флешбэки позволяющие понять предыдущую жизнь героя. В общем всё было неплохо.
А потом случился перенос героя в эпоху динозавров. Причём всё случилось столь резко, что я даже растерялся от неожиданности. Как человек, который в детстве зачитывался «Плутонией» тема динозавров у меня всегда вызывала интерес, однако здесь я настраивался на робинзонаду в стерильном мире, а не на описание адской мясорубки джунглей мелового периода! А последовавшие потом глюки героя в стиле «Страх и ненависть в мезозойском периоде» окончательно испортили впечатление от повести.
Третью часть листал через силу. И хотя сначала всё было хорошо (отличный язык, прекрасное описание ужаса крепостничества в эпоху Екатерины Великой) меня не оставляло предчувствие, что автор здесь налажает. И оно не подвело! Когда стало понятно, на что герой повести потратил десять лет своей жизни мне захотелось биться головой об стол от идиотизма задумки. И мне даже обидно за комментарий к третьей части о том, что: «История Ствана-Колымского с лёгкостью кладёт на лопатки целые книжные полки всей той попаданческой мути, что сейчас заполняет прилавки» (с). Как раз таки современная попаданческая литература исходит из того, что в одиночку и кавалерийским наскоком изменения вроде
отмены крепостного права и свержения самодержавия
(а именно это и собирался сделать герой повести опираясь на два десятка преданных ему крестьянских детей) провести невозможно, а любой, кто попытается так поступать угробит и себя самого, и своих близких и страну в целом. Исключение составляет разве что юмористическая литература, либо совсем уж придонный шлак даже по меркам этого низкого литературного жанра. В общем автору за третью часть жирный неуд.
Единственное, что хоть как-нибудь примиряет меня с этим произведением, это авторская философия, которая достаточно неплохо вплетена в текст романа. Гуманизм, вера в человека и второй шанс для оступившегося – ради этого можно было прочесть эту повесть.
Итог: не первый раз пытаюсь познакомиться с творчеством Севера Гансовского и каждый раз получается либо разочарование, либо равнодушие к прочитанному. Похоже это просто не мой автор.
Виталя, 16 июня 2023 г. 15:42
Это очень сильное произведение. Наверное только тот, кто не побоится признаться самому себе, искренне пересмотреть свою жизнь, жил ли он как Человек или как отарк, впитает больше сказанного из рассказа, нежкли тот, кто зароется подобно страусу в песок и будет оправдывать — а по сути врать — себя, мол, это к нему не относится, да и жизнь у него такая, что другого выбора нет.
В целом, «День гнева» посвящен теме о Человеке и Звере. Отраки же — те, кого нельзя назвать ни тем, ни другим.
Рассказ изобилует цитатами, несмотря на свое скромное содержания, поэтому, если предметно говорить и закреплять мысли вырезками из произведения, то можно и вовсе раскрыть весь сюжет. Несколько особенно емких и позволяющих задуматься я приведу.
Вообще книг и рассакзов уделяющих львинную долю внимания размышлениям, кто же такой Человек, а кто им не является, достаточно много, и, на первый взгляд, ничего особо нового тут не почерпнешь, но, по мере прочтения, с приятным удивлением, понимаешь, что ты ошибся. Пожалу, не так много авторов, кто называет вещи своими именами. Есть Люди, есть Звери (от себя бы я только добавил еще, что есть Человек, что не одно и то же с Людьми). А что же такое, что разумом на Людей похоже, но суть в нем как у Зверя. В своем труде автор назвал таковых отарками. Только само это безкомпромиссное определение отважит от дальнейшего прочтения некоторую категорию людей (или, по крайней мере, такие не станут вникать глубже в книгу и закроют глаза на подобные заключения).
Но я не буду пересказывать книгу и пытаться заострять внимания на тех вещах, что в ней обозначены. У каждого есть своя голова на плечах. И прочитавшие сами увидят и поймут о чем идет речь. Я бы остановился только на нескольких моментах.
«Меллер сказал ему, что фермеры не станут с ним разговаривать.
— Почему? — спросил Бетли.
— Потому, что вы живете в тепле, в уюте, — ответил Меллер. — Потому, что вы из верхних. Из тех, которые предали их.
— Но почему я из верхних? — не согласился Бетли. — Денег я зарабатываю ненамного больше, чем они.
— Ну и что? — возразил лесничий. — У вас легкая, всегда праздничная работа. Все эти годы они тут гибли, а вы писали свои статейки, ходили по ресторанам, вели остроумные разговоры…";
«Отарки — отарки-люди — расстреливали протестующие толпы, спекулировали хлебом, втайне готовили войны, а он отворачивался, притворялся, будто ничего такого нет.
С этой точки зрения вся его прошлая жизнь вдруг оказалась, наоборот, накрепко связанной с тем, что случилось теперь. Никогда не выступал он против зла, и вот настало возмездие…».
Даже если какой-нибудь журналист прожил свою жизнь не причиняя никому вреда, дружелюбно и без помехи для других Людей, хорошо ли он прожил, не предатель ли, раз не захотел отдавать свой комфорт и уют (а Человек еще и жизнь) во благо себе подобных?
Дальнейшие комментарии будут излишни.
Имеющий уши — да услышит
Имеющий глаза — да увидит
Имеющий разум — да осознает.
Север Гансовский «Восемнадцатое царство»
Виталя, 14 июня 2023 г. 20:58
Простой короткий рассказ. Но безинтереснее от этого он не будет. Довольно любопытно, что устройство управления, описанное в книге, не такое уж и фантастическое. Во всяком случае, для современных людей это не является высасаной из пальца выдумкой, учитывая, что нечто похожее уже существует у нас.
Для тех, кто увлекается научной фантастикой старого времени, и анализирует, скорее всего, будет интересно читать похожие рассказы, пусть и короткие. Чем больше читаешь схожих рассказов и сопоставляешь их друг с другом и с нашим временем, тем более проникаешься уважением к гению людей прошлого, заложивших фантастические для их времени и не такие уж фантастические для нашего идеи. И еще больше распаляет интерес, а откуда же они у них взялись эти самые идеи. Ведь наверняка была почва для подобных размышлений, может и работа в разработке новых технологий велась еще так давно. А работы эти почему-то облечены для нас в виде фантастики...
В общем, увлекательно читать такие труды, короткие и длинные. Если не относиться критично к стилю написания, а смотреть в суть. И особенно находить аналогичное у нас сейчас только уже реальное, а не фантастическте.
olpo70, 8 мая 2023 г. 08:10
Этот рассказ является самым главным аргументом в споре умели ли советские фантасты писать на мировом уровне. Да умели и еще как.
Сколько не перечитывал это произведение каждый раз оно открывалось для меня заново. Каждый раз я находил что-то чего не замечал ранее. Вот например на этот раз я просто был поражен концовкой. Почему-то раньше я не обращал на нее внимания, но в данном случае я ярко представил себе весь ужас и страдания медленно умирающего журналиста и меня проняло до мурашек.
А вот фильм получился неровным. Хотя великолепная игра актеров, особенно Алексея Петренко, делает его вполне на уровне.
Считаю что этот рассказ должен быть рекомендован к обязательному прочтению всем любителям фантастики.
amak2508, 8 марта 2023 г. 15:07
Рассказ хорошо написан, но при этом, к сожалению малоинтересен. И причин этому сразу несколько. Во-первых, он относится к той большой группе научно-фантастических произведений конца 50-х — начала 60-х, где идеология главенствует над всем остальным. Поэтому и то, чем завершится произведение, 100%-но предсказуемо чуть ли не с самой первой страницы: трагический финал судьбы человека, попавшего в жернова капиталистического мира.
Во-вторых, это тема рассказа, связанная с оперными голосами и оперным пением. Если в повести «Винсент Ван Гог» автору удалось так завести читателя, что после её прочтения хотелось сразу же лезть в Интернет и рассматривать картины знаменитого художника, то тут такое не получилось — слишком уж мало большинство читателей сталкивается в своей жизни с оперном пением (не все живут в Москве или Питере :)). Поэтому и читать об этом как-то не очень интересно.
Ну, а в третьих, рассказ безбожно затянут. Понятно, что с точки зрения автора это позволяет читателю лучше вникнуть в тему, но на самом деле такое хорошо только если эта самая тема читателю интересна.
Север Гансовский «Лех и Чисон»
Стронций 88, 30 января 2023 г. 13:27
Короткий и единственный цикл у Гансовского – два рассказа, две повести – на мой взгляд, едва ли не одна из вершин творчества автора. Я, правда, начал читать его с конца с «Части этого мира», вещи, которая ни много ни мало потрясла и своей пластиковой красотой засела в памяти. Но позже, когда я прочитал цикл по порядку, я ощутил, как органично развивается этот самый необычный мир и какие смыслы он несёт вместе с собой. У вещей и эмоциональный фон общий. Довольно пессимистический, но не депрессивный, с нотками горькой иронии и довольно занятным юмором (в первом рассказе и последней повести). Смыслы, казалось бы, вынесены на поверхность, чётко озвучены автором, но сама диковинность мир вдруг заставляет присматриваться, искать смыслы отброшенные тенью основных смыслов.
Наверное, «Демон истории» чуть-чуть выпадает. Он не развивает мир в контексте цикла. Мир здесь скорее повод обратиться к истокам его «инаковости», тот альтернативный (до поры до времени) путь, из которого он вырос. К тому же тут единственный раз мистические силы действуют на равных с силами научно-фантастическими. В остальном же – в героях и даже в общем пессимистическом взгляде на человечество – «Демон истории», конечно же, несомненная часть цикла.
Кстати, о мире цикла. Кто-то уже говорил, что Гансовский похож на Филипа Дика своей безграничной яркой фантазией, своими мирами. Хотя у Дика мир чаще всего фон, а у Гансовского мир – объект, герои непосредственно с ним взаимодействуют, изучают, воюют и прочее, но это тоже, в конечном счете, приводит нас к самим героям и обществу, человечеству в целом. Получается такой вот более длинный путь через отражения мира в людях и людей в мире. И данный цикл, возможно, апогей этого. Мир тут – полноправный герой истории.
В первом рассказе («Доступное искусство») он будто бы только зарождается – мир доступного искусства, доступной наук и доступных спортивных достижений (всё это «псевдо-», так как бессмысленно без приложенных усилий и бессонных ночей), мир пустотелых богачей, воспринимающих искусство как модный аксессуар, ещё имеет альтернативу в расстроенном рояле и неумелой игре детей, создающих искренне, настоящее…
Про второй рассказ я уже говорил. Но вот первая повесть («Три шага к опасности») показывает нам развитие мира. Научно-технический прогресс победил, «вкалывают роботы», а для человека осталась лишь депрессия, заглушаемая наркотиками, да Вокзал – мир виртуальной реальности, позволяющий самоутвердиться в нём. Новая наркотическая панацея. И герой бежит из этого мира (кстати, с ним бежит и создатель «Доступного искусства») через Вокзал, хотя никто не мешает его побегу в реальности. Последняя ступень перед превращением человека в раба новой механической природы.
И финал («Часть этого мира»). Машины действительно стали природой, существуют отдельно от человека, по своим непонятным законам, строят дороги в несуществующие места, создают пустующие дома, гоняют вагоны в метро, не имеющих выхода… Но в этом же появляется новая надежда для человечества. Герой уже не бежит, он странствует по новому гротескному пейзажу. Депрессия ещё витает над человечеством, но конец пути героя – выход из неё. Да, техника стала природой. Но теперь уже она – предмет для изучения, для прикладывания сил, для нового уже реального самоутверждения. Круг, наконец, замкнулся. Надежда всё-таки есть, и заложена она в самом человеке.
Север Гансовский «Три шага к опасности»
Стронций 88, 30 января 2023 г. 13:09
Когда я читал, постоянно что-то вспоминалось, мол, и на то похож и на это. Хотя скорее именно созвучно, чем похоже. От «Хищных вещей века» (будущее победившего научно-технического прогресса, но люди теряют смысл жизни, заменяют её наркотиками, стимуляторами), до Филипа Дика (где-то уже упоминали, что Гансовский похож на Дика своей безграничной, яркой фантазией, своими мирами, хотя у Дика мир чаще всего фон, а у Гансовского мир – объект, герои непосредственно с ним взаимодействуют, изучают, воюют и прочее; а здесь и концовка заставила вспомнить Дика). Напоминает и самого Гансовского, повесть «Побег» – самим действием, сначала трудным, затем закаляющим тело и дух. Но при этом повесть не разваливается на части, а остаётся цельной самостоятельной, индивидуально сильной.
Возможно, секрет в динамике. Повесть напряжённая и быстрая. Всё в движении, с перманентными трудностями, опасностями для жизни. С ощущениями постоянного цейтнота, преодоления и борьбы.
Смыслы, кажется, лежат на поверхности, озвучиваются автором однозначно и чётко. Но сама диковинность мир заставляет присматриваться, искать смыслы отброшенные тенью основных смыслов.
На мой взгляд, в повести есть скрытая горькая ирония. При том, что она пропитана страхом перед третьим шагом превращения человека в раба новой механической природы, перед отсутствием стимулов, она и показывает то, что важнее этих стимулов, важнее свободы, главенства над миром и прочими эфемерными понятиями. Герой совершает побег в мире, где он и так может совершить этот побег… Просто никто не будет его удерживать. Ему нужно самоутвердиться. Нужно, чтобы сдерживали, и преодолеть это сдерживание. Нужно преодолеть физическую боль и страх. Нужно стать лидером. В конце концов, преодолеть саму стихию. Самоутвердиться по полной. И в этом тоже есть что-то двойственное и чуть горькое. Для самоутверждения достаточно Вокзала, иллюзии. Для человека лучше иллюзия побега, чем сам побег, который вполне возможен. Видимость возможности изменить саму судьбу, чем реальная возможность изменить свою судьбу… А это ставит вопрос: а не заложен ли этот третий шаг к опасности в самой человеческой природе, если между реальностью и иллюзией он автоматически выбирает иллюзию?
Север Гансовский «Демон истории»
Стронций 88, 27 января 2023 г. 12:43
Есть такая история про фотографию времён нацистов. Целые площади запруженные «зигующими» людьми. Не какие-то отморозки, а обычные на вид люди. Потом, когда наша армия вошла в Германию, все эти люди, естественно, говорили, что их там не было, и они этого не делали…
Почему-то когда я читал рассказ, мне всё это вспомнилось.
Рассказ тяжёлый и густой. И безрадостный. Литература и искусство в целом чаще подводит нас к мысли о том, что личность в истории значит многое. Но тут автор говорит: «не всегда», похожее на обескураживающее «никогда». И восприятие вдруг ломается – ему веришь. Чтобы остановить то, что пытается остановить герой, нужно задушить не только «Отца», но и его приближённых, а за ним и людей, разделяющих его идеалы, и дальше – до всех тех «приличных» людей, заполнивших площади на знаменитой фотографии. В конечном итоге, нужно изменить мир, а не убрать одного человека – а это не в силах сделать одиночке, даже если под рукой у него сам демон истории… Что-то есть в этом горькое, как оплеуха, которую поучаешь чтобы отрезветь.
По эмоциональной тяжести рассказ напомнил повесть «Шесть гениев» (до того, как автор убрал из неё антинационалистический пафос, превратив в «Башню»), там и место похожее, и какая-то пугающая, болезненная атмосфера, будто подчёркивающая ненормальность самого явления – нацизма и неонацизма. А тут ещё и о личности тиранов – низкой, ничтожной, завистливой…
Сюжет у истории может быть не самый неожиданный – его канва просматривается довольно чётко уже сразу, как и то, к чему она приведёт. Но сам текст держит в напряжении, возможно благодаря тому, как густо эмоционально он написан. Ну и мир, конечно, вызывает интерес – хотя, это именно то, чего ждешь у Гансовского, особенно в этом микроцикле про Леха и Чисона. А тут вызывает удивление ещё и то, что, в отличие от остальных рассказов, в которых чудеса мира имеют исключительно научно-технический характер, здесь действуют и мистические, поистине фантастические силы…
Север Гансовский «Доступное искусство»
Стронций 88, 25 января 2023 г. 17:54
Хороший рассказ. Хотя посыл его не нов.
Baskk, 15 января 2023 г. 05:21
Не разделяю восторгов коллег по поводу мультфильма, хотя бы потому, что не читавшим рассказ он полностью не понятен. А внутренние монологи остаются прерогативой литературы. Но сам рассказ прекрасен и пытается предостеречь как человечество в целом, так и отдельных его представителей
Север Гансовский «Соприкосновенье»
Privalova, 10 января 2023 г. 10:11
Неплохой рассказ. Детский ли? Нет, наверное. Для детей? — Ну может для тех, кому уже больше 30-40. Фантастики чуть, но она тут не главное. Читайте.
Privalova, 9 января 2023 г. 15:43
Очень вкусный, сочный и добрый рассказ. Замечательно написан. Читая переносишься в этот маленький итальянский городок, На жаркую послеполуденную улицу, в маленькую парикмахерскую со стариком брадобреем. Может это и не настоящая Италия, а такая которую мы представляем себе в своем воображении... Но всё равно очень здорово.