Все отзывы на автора

Распределение отзывов по оценкам

Количество отзывов по годам

Все отзывы на произведения Роджера Желязны (Roger Zelazny)

Отзывы (всего: 4145 шт.)

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  0  ] +

Роджер Желязны, Фред Саберхаген «Витки»

Darth_Veter, вчера в 23:44

Отдыхая во Флориде, Дональд Биллпатри в своих мыслях часто переносился в город своего детства со странным именем Багдад. Странным потому, что находился он не вовсе не в Ираке, а в штате Мичиган. Загоревшись идеей немного освежить свои изрядно потускневшие воспоминания, герой романа отправился в указанный город ... и совсем не узнал его. Никто из горожан его не помнил и совсем ничего не слышал о семействе Биллпатри. Вся прошлая память Дональда оказалась грубо состряпанной фальшивкой. Решив выяснить истинные причины этой махинации, молодой человек по совету своей подруги отправился к опытному психологу, который разблокировал стертую память сеансом гипноза. И уже на следующий день герой романа начал вспоминать о своей последней работе в секретной лаборатории «Витки», принадлежавшей компании ANGRO energy...

Не буду даже предполагать, кто из соавторов является создателем столь необычного сюжета — оба писателя вполне способны были сделать это в равной степени. Но вполне вероятно, что именно Желязны придумал ту необычную способность героя ментально проникать в компьютерные сети, чтобы управлять работой электронных устройств. Подобные вещи были отличительной особенностью фантастов «второй волны», к которой принадлежали такие писатели, как Альфред Бестер, Сэмюэл Дилэни и сам Роджер Желязны. Они просто не мыслили человека будущего без каких-либо сверхспособностей. Подобно героям Уильяма Гибсона, эти персонажи не только умело владели продвинутыми технологиями, но и зачастую соединяли их в самих себе. Герой «Витков», подобно герою «Нейроманта», обладает способностью подчинять себе различные электронные устройства, проникая в их управляющие цепи через компьютерную сеть. Хотя это абсолютно невозможно (живое не может управлять неживым), сама идея выглядит очень даже увлекательной в своих проявлениях. Поэтому соавторы и сделали ее основой сюжетной линии своего произведения. Благодаря такой способности, Дон Биллпатри становится почти что суперменом, способным в одиночку противостоять целой армии (потому как армия широко использует те же электронные устройства). Что он и демонстрирует нам на страницах данного романа. Это, конечно же, типичный «сюжетный рояль», но очень уж интригующий! Так сказать, современная сказка о новой форме волшебства. Впрочем, и противники у героя тоже достойные: один владеет телекинезом, другой — телепатией, а третий и вовсе способен вмешиваться в работу всех физиологических процессов чужого организма. Удивительно, как такие «люди Икс» еще не успели поставить на колени ничего не подозревающий мир! Правда, я сильно сомневаюсь, что герой решился бы объявить войну своим бывшим коллегам исключительно из-за своей девушки — тут напрашивался повод посерьезней. Кроме того, вызывает подозрение слишком уж большое влияние компании ANGRO на федеральные институты североамериканского континента: против сотрудника-бунтовщика поднялись буквально все — от банкиров до сотрудников полиции. Явное преувеличение, конечно, но об этом особо не задумываешься во время чтения, потому как динамичность развития событий отвлекает от подобных рассуждений. Они появляются только после завершения чтения. И тогда невольно задумываешься над тем, какое могущество приобрел бы герой романа в современном мире, буквально опутанном компьютерными сетями. По крайней мере, в деньгах он бы точно не нуждался!

Концовка романа — полностью в духе Желязны и Саберхагена: жесткая, динамичная и оптимистичная. Все негодяи повержены, цели достигнуты, а в качестве бонуса — неожиданное дополнение, без которого киберпанк не был бы киберпанком. Остается только сожалеть, что никто из кинорежиссеров не снял по произведению достойного фильма типа «Матрицы». Тем более, что по «Нейроманту» Гибсона в прошлом году что-то подобное состряпали...

-----------

РЕЗЮМЕ: история одного уникума, способного силой своей мысли управлять всеми компьютерными устройствами. В отличие от Нео из «Матрицы» ему для этого не нужно было надевать на свою голову нелепый «рогатый» шлем.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Роджер Желязны «Ауто-да-фе»

AlisterOrm, 3 февраля 23:57

Автомашины, коррида, мехадор — три составляющие этого боевика, машины против человека, символическое сражение человека из плоти и крови, с одной лишь отвёрткой против неповоротливого, но сильного противника — эффектно и зрелищно, пусть даже и не особенно обременено смыслом. Да не так уж и важна — важна поэзия борьбы, её образ, бесстрашие мехадора, и бездушие его противника — простенькая, но поэтичная зарисовка. Я бы оценил эту повестушку значительно ниже, она немного невыразительна, если бы не одна крошечная деталь — цоканье копыт по мостовой в самом его конце, что создаёт очень выразительный аккорд всему повествованию.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Роджер Желязны «Страсти Господни»

AlisterOrm, 3 февраля 23:47

Самый первый рассказ будущего мастера, в котором воплотились две главные, изначальные страсти его творчества: образ разумных, ревущих моторами автомашин, и творение различных мифологических систем. Первая, получив в дальнейшем развитие в «Devil Car» и «Auto-Da-Fe», заглохла (к счастью, уж больно она узка, развивать нечего), вторая же расцвела пышным цветом, насквозь пронзив всё творчество Желязны от начала до конца. Машины сотворили свой миф, основанный на том, что они так и не смогли понять, и что действительно имеет смысл только в очень локальной человеческой культуре: на гонках, и трагической гибели одного из водителей. Для нас — трагический эпизод спортивного состязания, для тех, кто не понимает, что это — загадочный религиозный ритуал.

Иногда и так создаётся мифология.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Роджер Желязны, Харлан Эллисон «Приди ко мне не в зимней белизне»

AlisterOrm, 3 февраля 23:31

Автор вложил в рассказ немало, причём я веду речь не о смысле. Я говорю о чувствах, поскольку это повествования — чистая, оголённая эмоция. Гениальный физик, «замораживающая» время комната, стихи Пастернака и Евтушенко — не более, чем художественная условность. Здесь всё подчинено описанию трагичной и безнадёжной любви и жертвенности — едва ли не более сладостной, чем самая счастливая любовь. Так писал рассказы молодой Джордж Мартин, на голом нерве — очень богатый человек, гениальный физик, и его умирающая возлюбленная, которую он годами пытается спасти: это просто трагический образ и не более того. В этом рассказе бесполезно искать логику, её там нет — есть только эмоции. Эмоции жертвенной любви, одиночества, жертвенности, чувства предательства: здесь как будто кто-то из соавторов переживает эпизод из своей жизни, рефлексируя преданную некогда любовь.

Короче говоря, не ищите здесь логику. Выключите мозг, слушайте сердце.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Роджер Желязны «Долина проклятий»

K_Serg, 29 января 14:51

Написано скажу мягко для очень непритязательных читателей.

Логика хоть какая то должна быть. А то и глобальные природные и погодные катастрофы и биологические изменения в сторону гигантизма и наряду с этим мирные фермеры, байкеры, машины, вакцины. И все в одном флаконе. Если катастрофа настолько глобальна то как сохранились два мегаполиса? Как сохранилось производство бензина, ракет, патронов, автомобилей, вакцин? И это только глобальные вопросы. По тексту ещё куча косяков связанных со временем и местами. Но честно ковыряться в это белиберде особого желания нет.

Оценка: 3
– [  1  ] +

Роджер Желязны «Та сила, что через цепи гонит ток»

AlisterOrm, 28 января 22:28

Желязны обращается к проблеме самосознания, вновь постулируя идею, что разум должен выйти за пределы ограниченного круга вопросов, идей и задач, и тогда, столкнувшись с чем-то новым, он обретёт свою «самость», и обретёт сознание. Любопытная идея, хотя, в данном случае, вновь на примере машинного разума, что накладывает определённые жанровые ограничения на тематику.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Роджер Желязны «Моя леди на диодах»

AlisterOrm, 28 января 22:17

Вновь Желязны вытаскивает из загашника тему компьютера-женщины, однако не совсем понятно, на чём основана идея, что ИИ может соответствовать женскому характеру. Женщина живёт на эмоциях, моя супруга даже обозначает своё склад ума «эмоциональный интеллект», так каким же образом компьютерные цепи могут воспроизвести подобие человеческой биохимии настолько хорошо? Либо разработчик изначально закладывал каким-то образом возможность подобных фортелей, либо она обладает таким же количеством «нейронных» связей, что и человек, но как быть тогда с физиологией?

В общем, разновидность «научного фэнтези», точнее, любимая Желязны тема человечности ИИ. У Азимова эта тема смотрелась более органично.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Роджер Желязны «Награды не будет»

AlisterOrm, 28 января 22:11

Сюжет закрученный, как элемент политического триллера смотрелся бы идеально, тем более, что всё описано очень кинематографично и ярко. Борьба двух личностей в одном теле, и одна половинка ещё и борется сама с собой — интереснейший сюжет, психологическая драма высокой пробы... или скорее психиатрическая. Однако это отдельный рассказ, в качестве фрагмента чего-то большего он смотрелся бы органичнее.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Роджер Желязны «Беззвёздной ночью в пути»

AlisterOrm, 28 января 20:27

Рассказ любопытен новым экспериментом автора, который заключается в том, что здесь присутствует личность, полностью отрезанная от внешнего мира, у которого есть только сознание, и голос извне, который общается с ним. То есть, этот голос является единственным источником информации об окружающем мире. И у него есть моральный выбор: либо он поверит этому голосу, раскроет самый опасный секрет в своей жизни, и получит шанс обрести новую жизнь, или оставит тайну при себе, но получит возможность спасти весь мир — ведь кто знает, что скрывается за этим вкрадчивым голосом?

Так что решение — чисто этическое. А что там на самом деле, в общем-то, и не важно. Важен выбор.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Роджер Желязны «Вальпургиева ночь»

AlisterOrm, 28 января 20:18

Интересное было представление у Желязны об искусственном интеллекте — в данном случае это компьютерный слепок сознания давно ушедшего из жизни миллионера. По мнению нашего автора, можно скопировать не только информацию и аналитический склад ума, но и черты характера. Но, конечно, на самом деле это шутка: сборище компьютерных мертвецов, оказывается, может жить куда более полной жизнью, чем унылые живые, тратящие бешеные деньги ради того, чтобы поддержать свою скучную жизнь. Какой смысл тратить на них деньги, если можно дышать полной грудью, лёжа в могиле, и покупать себе всё новые «очивки»?

Оценка: 7
– [  1  ] +

Роджер Желязны «Божественное безумие»

AlisterOrm, 28 января 20:11

Предсказуемый финал? Не скажите. Изначально рассказ вообще не про сюжет: перед нами прекрасно визуализированное полотно отмотки времени в прошлое, причём описано настолько здорово, что картинка во всех деталях может встать перед глазами. Особенно запоминается буквальное отрезвление героя, бесконечные описания вытравливания алкоголя из его жизни, который буквально исторгается из его организма обратно в стопки и бутылки. И всё ради одного момента — чтобы изменить навсегда уходящее будущее всего лишь словом «прости», которое в данном случае спасает сразу две жизни, и меняет непоправимое. Сюжет банален, не спорю, но исполнение — прекрасное.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Роджер Желязны «Ужасающая красота»

AlisterOrm, 28 января 20:05

Один из ранних, визионерских рассказов Желязны, где он пробует свой отстранённо-созерцательный стиль художника, обкатывает свой навык описывать чисто визионерские ощущения своей глубоко эстетичной фантазии. Что получилось? Получился трип, однако автор ещё не нашёл свой стиль, и лично я не проникся красотой заката мира, в отличие от других, более ярких вещей, невыразительно.

Оценка: 4
– [  1  ] +

Роджер Желязны «И вот приходит сила»

AlisterOrm, 28 января 19:23

Эмпат может чувствовать не только чужую боль, но и впитывать чужую радость. А ещё, оказывается, он может её отдавать другому, чтобы напитать ею иную душу. Желязны любил такие эксперименты, связанные с иными состояниями сознания и восприятия мира. Его герои как будто находятся в пограничном состоянии между сном и явью, действительностью и бредом, и здесь слышны нотки печали и меланхолии.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Роджер Желязны «Музейный экспонат»

AlisterOrm, 28 января 16:59

Самоирония большого художника, который иногда желает стать памятником самому себе... А в чём соль? В том, что замкнувшись на самого себя, искусство теряет свой смысл, оно имеет значение только тогда, когда есть с кем его обсудить. Разве не так? А запирать настоящее искусство в пыльных залах — плохая идея, лучше, чтобы оно дышало жизнью.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Роджер Желязны «Очень хороший год»

AlisterOrm, 28 января 16:29

Очень романтическая история, когда человек из раза в раз хочет повторить эмоции, которые переживал когда-то, вновь испытать негу любви, постичь красоту ТОГО САМОГО заката, который видел в некий июльский вечер, почувствовать ТОТ САМЫЙ миг покоя в окружении близких друзей... Что, если бы можно было бы снова вернуться во времени в этот момент?

И всё же Желязны не прав. Нельзя вернуться в счастливый год, сев в машину времени — ведь это счастье тебя тогдашнего, ты нынешний уже будешь переживать его по другому, и тот самый закат, быть может, в другом состоянии будет казаться самым обычным, невыразительным. Счастливый день нельзя повторить, в этом его и прелесть, и проклятье. Его можно только помнить, пережить заново нельзя.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Роджер Желязны «Локи 7281»

AlisterOrm, 28 января 16:09

Забавный рассказ-шутка «для своих», где главную скрипку в писательском творчестве начинает играть искусственный интеллект... в принципе, нечто подобное было у Азимова, одного из заочных персонажей рассказа, вот и здесь — высокомерный, мнящий себя гением компьютер сам решает, что хорошо для его хозяина, а что нет... И ведь правда — вечная борьба художника и прагматика, написать, что хочешь, или написать, чего от тебя хотят? К тому времени Желязны уже влез в лямку «Amber» (кушать надо!),и знал цену коммерческой писанине... Что характерно, прагматиком как раз выступает сугубо рациональный компьютер, выдающий ширпотреб для читательского успеха.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Роджер Желязны «Джек-из-Тени»

Khoel, 26 января 13:57

«Джек-из-Тени» написан в 1969-м году, вышел в 1971-м. Роман примечателен своим миром (где есть Свет, Тьма и их граница — Тень) и своим героем (Джек-из-Тени принадлежит обоим противостоящим мирам — и в то же время ни одному из них).

Одна половина этого мира живёт в вечном свете, пользуется достижениями технического прогресса в виде автомобилей, компьютеров, самолётов и всего такого прочего, а вторая — это мир вечной ночи, где царят хаос и магия.

Джек-из-Тени — тот, кто скользит меж этих двух миров, обладая редкой способностью перемещаться между тенями. Он охотится за камнем под названием Пламень Ада и борется с могучим противником — Повелителем Нетопырей…

Желязны — писатель из поколения новой волны, как и Майкл Муркок. Но его «Джек-из-Тени» — это очень панковская вещь. Говоря языком Стерлинга из его «Cheap Truth» 1983-го, в этой книге слышен рёв электрогитар.

Этот роман я прочёл дважды — в школьную эпоху зависания в библиотеках и всего несколько лет назад, уже во взрослой жизни. И оба раза он держал меня в читательском напряжении, не теряя этого магического свойства всех хороших книг — погружения в созданный автором мир. Это уже классика, которую стоит читать и перечитывать, каждый раз находя всё новые нюансы.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Роджер Желязны «Голый матадор»

AlisterOrm, 25 января 00:13

Недурной рассказ, где главная интрига находится вовсе не там, куда изначально призывает смотреть наш дорогой автор. Начинается всё с погони (автор иронизирует, упоминая «Killers» Роберта Сиодмака), и кажется, что фокус внимания стоит сосредоточить на ней, но нет: основная интрига это так, эпизод из жизни недобитых древнегреческих богов, которые чисто случайно встретились на пути главного героя, и одна из них нечаянно спасла его от убийц. Забавная зарисовка, Желязны вновь играет с мифологическим началом, упрямо таща его в реальный мир...

Оценка: 7
– [  1  ] +

Роджер Желязны «Сольный концерт»

AlisterOrm, 24 января 23:01

Лиричная история о вечной любви, и силе искусства. Что первично: личность человека, или его дар? Великая певица, так и не увидела в своём давнем поклоннике мужчину, и не одарила его своим женским взором, но подарила ему самое ценное, что было в её жизни — свой голос, она пела для него одного. Но что получил он, мужчина? Он подарил своей любимой достойную смерть, лучшую смерть для артиста: гибелью на сцене, со зрителем наедине, в полном ощущении своей поэтической мощи.

Стоило ли оно того? Как знать: хотел ли он мига любви для себя, или жил только ради неё?

Оценка: 8
– [  1  ] +

Роджер Желязны «Коррида»

AlisterOrm, 21 января 15:03

Попытка понять, что чувствует бык, которого выпустили на арену, чтобы красиво убить, на радость публике. А если не бык, а человек?

Коррида, с моей точки зрения, довольно мерзкая штука, несмотря даже на то, что тореро так же может пасть на арене, как и его противник. Но чаще всего, конечно, гибнет именно несчастный бык, напуганный и одурманенный. Почувствуйте себя в шкуре такого быка!

И вы считаете гладиаторские бои дикостью?

Оценка: 7
– [  1  ] +

Роджер Желязны «Монолог для двоих»

AlisterOrm, 21 января 14:44

Рассказ в форме монолога, интересный эксперимент. С помощью такого приёма, тем не менее, автор полностью смог донести до читателя сюжет, конфликт и развязку, несмотря на то, что слышим лишь один единственный голос, голос отложенного возмездия. Талант иной раз бывает без души, но если к нему приложить душу человека, много пережившего, и способного на эмпатию?

Красиво сделано.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Роджер Желязны «Рука Борджиа»

AlisterOrm, 21 января 14:04

Любопытная идея, попытка объяснить, как художник, причём небесталанный, стал одним из самых жутких диктаторов в мировой истории. Рука Чезаре Борджиа, вот ответ, которая досталась парнишке с Корсике, а теперь вот — австрийскому мальчишке, который мечтает рисовать пейзажи... Странно, что Вечный Жид оказался настолько наивен, что дал маленькому Альфи ручку человека, которому Макиавелли посвящал свой прелюбопытный трактат о власти...

Но, конечно, уж как-то слишком прямолинейно у вас всё.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Роджер Желязны «Игра крови и пыли»

AlisterOrm, 21 января 13:55

Ах, прекрасная задумка, насколько перспективная идея, какое можно было бы написать произведение! Историософская фантастика — фактически новый жанр!

Впрочем, здесь нужно быть более аккуратным. Кровь и Пыль играют в цивилизацию, давя на точки бифуркации в разные периоды истории, меняя тем самым направление движения человечества. Любопытны выделенные точки: слова о падении Карфагена, выстрел в театре Форда, убийство Никиты Хрущева, смерть Чарльза Бэббиджа — простовато, господин Желязны. Если бы Попов и Маркони не собрали радио, оно всё равно бы возникло, если бы не было двух Пунических воин, экспансия Рима всё равно бы захлестнула Карфаген, не было бы Хрущёва — был бы Маленков или Каганович, но проблемы генезиса советского социума никуда бы не исчезли, и XX съезд всё равно бы состоялся. История состоит из тенденций и возможностей их реализации, и конкретных форм воплощения отдельных флюктуаций в ходе исторического движения, и далеко не всегда они совпадают с очевидными, выделенными историками реперными точками. А вот поиграть историческими смыслами, поработать с тонкими процессами экономики, социального, культуры, политики — могла бы получится вещь исключительной глубины, при должной проработке.

Но идея — очень хороша!

Оценка: 9
– [  2  ] +

Роджер Желязны «Учителя приехали на огненном колесе»

AlisterOrm, 21 января 13:16

Самое короткое описание палеоконтакта, никаких Чёрных монолитов, поселенцев с Фаэтона, строителей пирамид с Сириуса. Просто экспедиция высадилась, посмотрела на туповатую обезьяну с камнем, покормила её, и улетела себе дальше. А обезьяна взяла, и смястрячила первый в истории каменный топор... Мог бы он сделать это без «луны с неба»? Да мог бы, конечно, но нужен был толчок, что и произошло. В конечном счёте, австралийские аборигены же почти не пользовались луками целыми тысячелетиями, хотя они ничуть не глупее других.

Зарисовка, но любопытная.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Роджер Желязны «Глаз ночи»

AlisterOrm, 21 января 13:10

В «Галицко-Волынской летописи» есть фрагмент, посвящённый отцу широко известного хана Кончака, Отроку, который скрывался на Карпатах от гнева Владимира Мономаха, и ничто не могло заставит его вернуться на родину... кроме запаха зелья Евшан, сделанного из степной полыни.

Человек всегда должен помнить, кто он такой, и откуда вышел, должен чувствовать свои корни. Можно по разному относится к своему прошлому, можно отказаться от своего народа, стать другим — всё это личный выбор каждого. Но помнить, помнить нужно. А как быть людям, которые живут вдалеке от родного мира, и поколение за поколением теряют чувство родины? И ведь неизбежно, что старого робота, призывающего помнить о былом, всё равно перестанут слушать, и его проповеди станут всего лишь сказкой. Забвение неизбежно.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Роджер Желязны «Великие медленные короли»

AlisterOrm, 21 января 11:34

То, что короли такие медленные, проблема не их, а мира, который меняется слишком быстро. Они-то тут причём, они такие родились...

Снова рассказ-шутка, но на него можно поглядеть с разных ракурсов. С одной стороны, пока Вселенная идёт своим путём, и ворочает своими огромными шарнирами, теплокровные бабочки-однодневки умудряются появиться, развиться и уничтожить сами себя, звёзды даже не успевают понять, что они существовали.

Но для разных живых существ время течёт неодинаково, для воробьёв мы — огромные, неповоротливые тихоходы, для деревьев — мелькающие у их ствола мошки. Такими мы уж рождаемся, и Вселенная не обязана спрашивать у нас, успеваем мы ответить на её вызовы, или нет. Всё идёт как идёт в этом равнодушном мире, мы же — флюктуация в её бесконечном пространстве.

Кстати, не о нас ли эта история? Быть может, замедленные короли -это реликты цивилизации динозавров, и их дворец располагается где-то под наслоениями Тихого Океана? Оригинальная версия происхождения человечества!

Оценка: 8
– [  1  ] +

Роджер Желязны «Пиявка из нержавеющей стали»

AlisterOrm, 21 января 10:53

Понятное дело, что это эдакий капустник «для своих», рассказ-шутка с кучей отсылок к произведениям друзей-коллег, Гаррисон и Матесон точно, остальных не дешифрую. Но даже без прямых ссылок рассказ довольно забавный: робот-оборотень, точнее, вампир, гроза «нормальных» ИИ, настоящий вампир-кровосос, последний и очень голодный представитель рода, последнее кладбище... Остроумная и тонкая пародия на жанровые штампы фантастики, которые сложились как раз к той славной эпохе 1960-х гг., и которых наш славный молодой автор решил всячески избегать. И, как и во всякой пародии, насмешка перешла в светлую грусть, и утвердила идеалы, которые обсмеивала, воспев дружбу и бросив вызов одиночеству вечных «белых ворон».

Симпатично.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Роджер Желязны «Человек, который любил фейоли»

AlisterOrm, 21 января 00:55

Рассказ, конечно, не об обмане, он о другом. Конечно, о любви, о той, что питалась любовью, и том, кто хотел эту любовь дарить. Но... Не совсем.

Человек, которого мы видим, может возродится к жизни, но, «технически», он находится в состоянии смерти. В этом состоянии, условной жизни, он видит мир таким, какой он есть, когда же он жив, то мир неизбежно искажается его собственным восприятием. Можно понять, что любовь к фейоли только иллюзия, иллюзия экстаза, что она неизбежно завершается смертью. Что это за любовь, и любовь ли это, и стоит ли она жизни?

Рассказ завершается довольно своеобразным коаном, его содержание загадочно. Жизнь сильнее того, что она включает в себя, сильнее она и любви, жизнь может победить любовь. Но вселенная сильнее жизни, а многообразие форм существования всегда шире нашего воображения, нашего представления о мире и, уж тем более, наших чувств. Жизнь, в широком смысле, больше любви? Вполне возможно.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Роджер Желязны «Люцифер»

AlisterOrm, 21 января 00:04

Lucifer — в самом невинном смысле, изначальном — «светоносец».

Зарисовка... Нас даже не волнует что произошло в мире — наш герой отказывается даже пробуждать мысли об этом. Он приходит в абсолютно пустой город, идёт в контрольное здание, запитывает его... Чтобы оживить город хотя бы на некоторый миг, чтобы снова увидеть сияющие огни, широкие авеню, представить себе, что по улицам едут машины, сигналят светофоры... Чтобы на миг вернуть прежнюю жизнь, которая навеки исчезла, хоть на миг создать себе иллюзий, что ты не одинок.

Но этот краткий миг самообмана должен доставлять страшную боль. Но он сладок, и к этим огням хочется вернуться снова, чтобы исчезнувший мир вновь был залит светом.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Роджер Желязны «Сам себя удивил»

AlisterOrm, 20 января 23:40

Цикл Фреда Саберхагена, соавтора и друга нашего дорогого Роджера Желязны, «Berserker», я всегда оценивал довольно скептически. Первый сборник рассказов был хорош, однако в дальнейшем серия изрядно деградировала, романы были попросту скучны, а новые сборники — вторичны, хоть автор и пытался внести иногда элемент новизны. Впрочем, это уже старая история, последний раз я был в мире «Берсеркеров» 15 лет назад....

А вот Желязны взял — и играючи внёс новый элемент в повествование, и не просто мелкую деталь, а новую сущность, развив которую, можно получить серьёзную сюжетную арку. Анти-берсеркеры — вроде бы банальный поворот, но, если подойти к нему с фантазией, то это будет поворотный момент во всей истории о кораблях-убийцах. Был ли он реализован в дальнейшем, понятия не имею, но задумка-отменная... Тем паче, что она приправлена фирменной безумной фантазией Желязны, и обилием мелких экзотических деталей.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Роджер Желязны «Жди нас, Руби Стоун»

AlisterOrm, 20 января 20:57

Первые пару-тройку страниц я прочитал в полной уверенности, что у меня в руках рассказ Урсулы Ле Гуин, однако потом вспомнил, что на обложке значится имя Роджера Желязны. Старушка Крёбер любила такие этнографические рассказы, про причудливые для нашей моногамной христианской культуры брачные обычаи на целые сети мужей и жён... Однако, к концу всё встало на свои места — это вполне типичное для творца Амбера сочетание высокой романтики, глубокого описания чувств, и шокирующего конца, который, тем не менее, нисколько не нарушает гармонии любви. Ну а что, у каждого народа — свои обычаи.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Роджер Желязны «Ключи к декабрю»

AlisterOrm, 20 января 18:56

Одно из лучших творений Роджера Желязны, невероятный по красоте эпос об истории мира, и человека над/в нём. Человеческие существа высаживаются на чужую планету, вбивают в неё терраформирующие установки, и погружают себя в стазис, ожидая, когда этот затерянный в космосе шарик станет их домом. Проходят столетия, тысячелетия, дуют ветра...

...Увядают леса, пропитанные йодом. Пески подёргиваются инеем, покрываются льдом. Исчезают зелёные птички — маленькие, нежные зелёные птички, равным нет во вселенной. Чтобы возник дом для нескольких десятков людей, должен погибнуть целый мир, схожего с ним больше не будет никогда, обречено на смерть и нарождающееся человечество, принимающее вызов жестокому климату уже не их родного мира. Меланхолия заката — вот главная эмоция этой повести, здесь не чувствуется зари нового мира, лишь увядание старого, поскольку новый мир бесконечных ледяных равнин так же чужд нам, как и четырёхпалым аборигенам этого несчастного шарика.

Почему Джарри Дарк сделал именно такой выбор? Планета, какой она была, всё равно умрёт, её аборигены, сжираемые холодом, обречены на исчезновение и забвение... также, как и их мохнатый бог. Так почему, во имя чего?

Во имя своего собственного выбора, и места во вселенной, вызов её холодности и жестокости. Впервые человек, у которого, в общем-то, было всё, отказался от собственной жизни, и решил всеми силами поддержать искру огня в разумных и любящих существах, просто потому, что зрелище увядающего мира стало для него невыносимым, и он понял, что не может такой ценой строить своё будущее. И его будущим стало прошлое этого мира, которое уже было не спасти, но которое так хотелось сохранить в своём сердце, и в своей памяти.

Прекрасная, дивная история.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Роджер Желязны «Проблемы Цирцеи»

AlisterOrm, 20 января 18:20

Желязны продолжает играться с мифологией, и на этот раз под раздачу попадает классическая «Одиссея» и богиня Цирцея, которая превращала моряков в животных. Эта линия соблюдена точно и чётко, так же, как и линия визита богоравного Одиссея на остров... то есть астероид нашей дорогой богини. Но с небольшим отличием: возжечь страсть, которая, вопреки всему пылала в муже Пенелопы, всё же не вышло, уж больно отважный звездонавт оказался «холоден»... Помнится, у офицера Дейты такой проблемы не было, а тут...

Зарисовка-шутка.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Роджер Желязны «Получеловек»

AlisterOrm, 20 января 17:09

Отчасти продолжает тему «The Engine at Heartspring's Center», но с другого ракурса. Вновь человек-машина, снова яркое любовное чувство, которое он испытывает со случайной женщиной... Но конец другой. Человеческое на этот раз не берёт верх, его сердце зовёт машина, с которой он должен соединить свой «пламенный мотор», и отправится к звёздам. Значит ли это, что машина победила человечность? Не думаю: скорее, победила чисто человеческая любовь к полёту.

Но так то — просто зарисовка.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Роджер Желязны «Смертник Доннер и кубок Фильстоуна»

AlisterOrm, 20 января 16:50

Плутовское произведение о спорте, правда, оно создано для людей, которые хоть что-то в этом самом спорте понимают, я же от всей души его терпеть не могу. Но, с другой стороны, это история о развесёлом ИИ, который с помощью дураков от спорта пытается воплотить свою мечту... Возможно, восприятие сбивается тем, что этот рассказ всего лишь является частью цикла «Alien Speedway», посвящённому межзвёздным гонкам, и смотрится только в его контексте. Ну что же, теперь чётко ясно и понятно, что это творение Желязны можно пропустить мимо себя — явно не моё.

Оценка: 4
– [  2  ] +

Роджер Желязны «Вечная мерзлота»

AlisterOrm, 20 января 16:41

Рассказ, пропитанный холодом и... чувством справедливого возмездия. Перед нами, как живые, расстилаются ледяные пейзажи чужой планеты, и, как оказывается, пласт жизни под ледяным панцирем также несёт в себе жизнь, и даже отблески сознания. Предательство, совершённое годы назад, напитало ноо-био-сферу этого мира чувством ненависти и мести, и, в конечном счёте, изменило облик всего на ней. Оригинальный образ: представьте себе полярника, застрявшего в пещере, и который вступил в симбиоз с окружающей средой, и стал настоящим Духом Гор... Захватывает!

Сразу видно, что Желязны — поэт.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Роджер Желязны «Мёртвое и живое»

AlisterOrm, 20 января 16:09

Очень лирично, одновременно печально, и необычно. Желязны умеет создавать такие вещи. Человек стал существом, которое существует за счёт искусственных частей, он мог бы жить вечно, но если бы только существовал как машина. Но он был и остаётся человеком, потому что может любить, и принимать любовь. И его сердце может разорваться от горя. Существо по имени Борк могло умереть по настоящему, а могло и фигурально — могло умереть только его сердце.

Если нет сердца, человек мёртв и так, даже если что-то бьётся в груди.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Роджер Желязны «Три попытки Джереми Бейкера»

AlisterOrm, 20 января 15:26

По идее, твёрдая научная фантастика, размышление о природе чёрных дыр, описание их физических характеристик «для чайников». Правда, есть нюанс: описать неописуемое физическое состояние, которое можно разложить лишь в теоретических формулах искривления пространства-времени, затруднительно, поэтому Желязны от души оторвался в конце, переведя повествование в свою любимую, фэнтези-визионерскую манеру, сознание-информация, затянутая в «чёрную дыру», находит своему состоянию всего лишь адекватную метафору, только и всего.

Главное, сразу понять, что написан рассказ в ироничном тоне, и слишком серьёзно к нему подходить не стоит.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Роджер Желязны «Рука через галактику»

AlisterOrm, 20 января 14:41

Рассказ довольно печальный. Быть хорошим за счёт других, конечно, замечательная идея. Усынови ребёнка-аборигена — и упивайся своим благородством, пиши ему письма, трать своё время на него... Эдакая пародия на «бремя белого человека», антиколониальная притча. В плане рефлексии — очень полезно, лупануть себя по затылку вредно не будет, но всей палитры проблемы, конечно, не охватывает.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Роджер Желязны «Песнопевец»

Manowar76, 20 января 07:47

Дельфины, подводные города и лаборатории, наркотики, экология, религия.

Предположения о образе существования дельфинов в вечном полусне остроумны.

Как и общие рассуждения о феномене религии. Одна из любимых тем Желязны.

В остальном же среднее между экологическим детективом и производственной повестью о водолозах.

Такая же приземленная и не очень захватывающая вещь, как «Проект Румоко».

Надо теперь «Возвращение палача» прочесть, чтобы покончить с циклом «Имя мне Легион».

5(СРЕДНЕ)

Оценка: 5
– [  2  ] +

Роджер Желязны «Князь Света»

K_Serg, 19 января 14:56

История которая лежит в основе довольно простенькая. На нее навешена куча «красивостей». Один и тот же персонаж имеет множество имен, которые постоянно перечисляются. Сильно раздражает. Смысл? В целом произведение выглядит как некое «цыганское барокко». Никакого погружения, сопереживания и удовольствия.

Оценка: 2
– [  1  ] +

Роджер Желязны, Дэнни Плектей «Год Плодородного Зерна»

AlisterOrm, 16 января 14:00

Год плодородного зерна... Насквозь символистский рассказ, который написан ради одной единственной фразы — той самой, про то, что китайцы использовали порох для шутих и хлопушек, и понадобился европеец, чтобы он превратился в смертоубийственное оружие. Нет, саморефлексия и признание ошибок прошлого, конечно, важно для оздоровления общества и цивилизации, но без перебора, тем более, минимальное знакомство с историей Китая и его многочисленными воинами несколько оттеняет эту благостную картину.

Ну в целом, мысль понятна: вирусная мысль, занесённая незадачливыми пилигримами, может породить в будущем массу бед планете, на которую они прибыли, если, конечно, те, кто её воспринял, не окажутся мудрее нашего человечества. А если нет?

Оценка: 7
– [  1  ] +

Роджер Желязны «Одержимость коллекционера»

AlisterOrm, 16 января 13:48

Это стёб, в общем-то, не над коллекционерами, а над теми дельцами, которые пытается провернуть дело, даже не понимая его смысла. Вот камень — да, он большой молодец, он совершенствовал и развивал свою структуру до совершенства, и с восторгом это рассказывал незадачливому балбесу, который пытался увезти его с этой планеты... за что и поплатился. Понимать надо, с чем имеешь дело.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Роджер Желязны «Ленты Титана»

AlisterOrm, 16 января 13:41

Рассказ-шутка, в данном случае, неудачный. Чтобы анекдот удался, нужно, чтобы смеялись все, здесь же вся соль понятна только автору. Замысел ясен, правда, только после его расшифровки почтенной публикой, аналогия понятна, но не очевидна — мне бы, честно, и в голову не пришли бы такие ассоциации, то ли в силу перевода, то ли потому, что шутка просто уже устарела. Так что, в целом, неудачно.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Роджер Желязны «Песня чужого мира»

AlisterOrm, 16 января 13:10

Два учёных пытаются выяснить, кто поёт дивные песни из глубины Сатурна, и ищут в них проблеск разума — главная проблема, что они ищут в них свой собственный разум, а не чужой.

Хорошая попытка понять, как может мыслить и чувствовать существо, которое существует в абсолютно других условиях бытия, с совершенно иными органами восприятия, и, следовательно, другим строем разума, который может объединятся с человеческим разве что математикой. И главная задача двух учёных — выйти за рамки своего мировосприятия, и тогда они смогут понять Чужое, находящееся далеко за пределами их картины мира.

Классическая проблема Чужого.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Роджер Желязны «Ангел, тёмный ангел»

AlisterOrm, 16 января 12:46

Очень красивый рассказ, в котором печально идёт дождь, и с безысходностью пропитаны человеческие чувства.

Наверное, в ту эпоху тема противостояние бездушной машинной антиутопии и её восставшего служителя (темный ангел / падший ангел... не слишком тонко, надо признать) была в новинку, но сейчас повесть совсем не смотрится, прежде всего потому, что она, в общем-то, не слишком содержательна. Любовь разрушит тиранию... Может быть, и так, вариация на тему, что жизнь всегда найдёт себе дорогу, сметая на своём пути все препятствия, в том числе — и плотину из жестокого тиранического Порядка. Сделано красиво, но не хватает глубины мысли, мне кажется.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Роджер Желязны «Всадник»

AlisterOrm, 16 января 12:22

Желязны обкатывает свой стиль, и пробует переносить мифологические сюжеты в совершенно иные жанровые пространства, что у него всегда получалось очень неплохо. В данном случае он поиграл с «Откровением» Иоанна Богослова, постаравшись на холодные просторы НФ перенести сюжет о Четырёх Всадниках. Зарисовка, просто зарисовка, которую очень сложно продолжить и развить, поскольку здесь отсылка существует только ради отсылки, и более ни для чего. Но, нужно признать, образность пера сложилась у автора почти сразу, с первых же рассказов.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Роджер Желязны «Вариант Единорога»

AlisterOrm, 16 января 12:13

Шахматы — уникальная игра. Несмотря на достаточно ограниченную структуру игры, вариативность тактических приёмов и вариантов развития игры огромна. Игра в шахматы требует не только особого склада ума, но, зачастую, и особо видения мира. Поэтому шахматной тактике именно учат, очень сложно играть, импровизируя, поскольку далеко не каждый обладает необходимым строем мышления, однако, при наличии толкового тренера, можно достичь немалых успехов.

В этом рассказе шахматная мысль решает судьбу всего человечества — в случае проигрыша, планета начнёт очищаться от двуногой плесени в пользу других, более достойных, как считаю оппоненты, поселенцев. И вердикт поставит шахматная партия между человеком и единорогом, который шибко полюбил британское пиво...

Главный герой, по собственному мнению, жульничает, используя против единорога занятия с опытным тренером. Но, простите, волшебные существа, по их словам, только и делают, что режутся в шахматы, поэтому их предложение сразится именно в эту игру изначально не является честным. Почему тогда не в го, или «Монополию»? Но дело даже не в этом. Дело в доброте и совестливости, каждый из участников партии проникся добрыми чувствами друг к другу, а друзьям, не только не лгут, друзей ещё и не подставляют, и поэтому воспользоваться плодами победы — практически кощунство.

Так что человечество сохранила не шахматная партия, а дружба. Да будет так всегда!

Оценка: 9
– [  2  ] +

Роджер Желязны «Эпиталама»

AlisterOrm, 15 января 23:30

Желязны вновь попытался объяснится в любви к творчеству Льюиса Кэрролла, но делает это путём раскручивания волчка абсурда, что не идёт на пользу рассказу. Кэрролл делал свою Страну Чудес абсурдной, но изящной, весёлой и полной бездной отсылок. Создать продолжение истории Алисы, показать, как закончилась её жизнь — смело, ничего не сказать, но автор вновь переборщил, переходя от реальности к вымыслу, он окунул нас не в атмосферу английской сказки, а написав, скорее что то, являющее частью его собственных миров, которые так и не смогли стать чем-то большим, чем просто подражанием. Девочка Алиса ничему толком не удивлялась, её сознание было открыто, старушка Алиса просто считает, что сошла с ума, и действительно, всё это, вероятно, её предсмертные фантазии, и не более того.

Жаль. Потенциал у рассказа был.

Оценка: 2
– [  2  ] +

Роджер Желязны «Короли ночи»

AlisterOrm, 15 января 20:08

Короткий, аллегорический, и слишком краткий рассказ со слабо прописанной фабулой, и неярким сюжетом. В нём нет ни капли изюминки, и, имея в руках подобную идею, можно было бы подать её куда более ярко и интересно, чего автор не сделал. Если бы Желязны расширил вселенную, использовав этот текст в качестве пролога-ввода, было бы лучше, но, увы...

Оценка: 2
⇑ Наверх