Все отзывы на автора

Распределение отзывов по оценкам

Количество отзывов по годам

Все отзывы на произведения Майкла Суэнвика (Michael Swanwick)

Отзывы (всего: 664 шт.)

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  2  ] +

Майкл Суэнвик «A Beryl as Big as the Ritz»

Sergio Blanc, 18 января 20:26

С фантазией у автора всё в порядке.

Представьте планету, где отели со всеми их помещениями вырезаются внутри драгоценных пород. Спальни со стенами из изумрудов! Туристы бредущие по равнинам чистейших бриллиантов ( тут надо переводчикам сделать замечание)! Впечатляет? Впечатляет!

А для контраста — грязь. Причём здесь грязь? — спросите вы.

Читайте и узнаете. Прикольный этюд.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Майкл Суэнвик «Lithium for God»

Sergio Blanc, 18 января 20:14

Li — Lithium — Литий.

Третья периодическая история, в которой литий у нас лекарство/пища для ни кого-нибудь, а для самого Бога! Учитывая какую роль играет литий в современной экономике аналогия не такая уж и далёкая.

Злая сатира. Я бы на месте церковников, прочтя такое, не на шутку бы обиделся/рассердился. Ситуация, описанная писателем в своей зарисовке, располагает.

Лично мне понравилось.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Майкл Суэнвик «Jane Carter of Mars»

Sergio Blanc, 18 января 19:58

He — Helium -Гелий.

Вспоминаем Марсианский цикл Берроуза и его Джона Картера ибо нам предстоит прочесть, написанную в альтернативно-пародийном стиле историю о том, как его далёкий потомок освобождает Гелиум от зверолюдей.

То, что она это делает с похмелья и с «ирокезом» на голове никого не должно волновать. Автор — художник. Он так увидел, Ктулху его простит. Ха! Я даже улыбнулся слегка.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Майкл Суэнвик «Hindenburg»

Sergio Blanc, 18 января 19:49

Межвременной агент способный запомнить мнрожественные варианты прошлого, чтобы исподволь изменять будущее — главгир этого миниатюрного текста.

Он носит имя Иван. Случайно?но он не случайно, а зачем-то взрывает дирижабль «Гинденбург». Осталось понять зачем.

H — Hindenburg — Водород. Первый рассказик «периодической системы».

Читаем дальше.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Майкл Суэнвик «Между небом и землёй»

Sergio Blanc, 10 января 15:50

По разному можно относиться к тому, что делает автор, но откровенно коммерческим писателем его точно назвать нельзя. Потакать читателю — это явно не стиль Суэнвика.

Его тексты нужно буквально п р о з р е в а т ь. В них всегда несколько смыслов/моралей/планов. В них всегда есть место философии и попытки осмыслить предназначение человека, его суть. Вот и в этом небольшом рассказе всё это есть.

Прекрасен в этом смысле и очень мне созвучен отзыв коллеги-лаборанта BorodaNeBoroda. Всё так, всё так.

Фантастический образ Земли как некоего Чистилища у автора действительно получился многоплановым и оригинальным. Так к проблеме перехода от «жизни земной» к «жизни (жизни ли?) вечной», по-моему скромному мнению, ещё никто не подходил.

Хороший непростой текст со своей непередаваемой атмосферой, который безусловно заслуживает читательского внимания.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Майкл Суэнвик «Охота на белое великолепие»

Sergio Blanc, 10 января 15:36

Мораль первая: не верь названию.

Мораль вторая: бойся желаний своих.

Мораль третья: прислушивайся к окружающим.

А так — это рассказ о необычном сафари. Необычном, прежде всего, для охотника.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Уильям Гибсон, Майкл Суэнвик «Поединок»

Sergio Blanc, 23 декабря 2024 г. 16:47

В киберпанковском антураже авторы обыгрывают проблему, поднятую глобально ещё Макиавелли: оправдывает ли цель средства, которые люди используют для её достижения? Показать решение через игровое соревноваание — это не самый плохой способ ответить на этот «вечный» вопрос.

Главный герой ответил на этот вопрос ТАК, а социум его окружающий ЭДАК. КАК авторы закончили этот социально-личностный спор, чем закончился поединок и в чём он заключался — вы узнаете дочитав текст до конца, благо это не займёт у вас много времени.

Моральная коллизия рассказа ясна. Смыслы тоже легко уловимы.

Мужские образы проработаны Гибсоном. Нэнси, стопудово, обрисована Сузнвиком. Наркотики и прочие детали — совместные придумки.

Жёстская история под девизом «се-ля ви». Такие вещи актуальны во все времена.

Мне понравилось. Читать любителям киберпанка и не только.

Мечты сбываются и не сбываются. Порой это происходит одномоментно.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Майкл Суэнвик «Праздник Святой Дженис»

Sergio Blanc, 21 декабря 2024 г. 12:43

Ранний Сузнвик — это просто «что-то» с «чем-то». Читаю и ощущаю, как меня наполняет атмосфера чистого восторга. Сорри за эмоциональность, но нахлынули « чуйства», Ктулху меня простит. Из текстов автора этого периода, да и позднейших тоже, смыслы можно доставать/вытягивать бесконечно.

На поверхности — одно, на дне — второе, а между ними — третье толкование и понимание. Водоём глубок. Ныряй и ныряй — без добычи не останешься.

Первый взгляд нам показывет постапокалиптическую Америку с трудом возрождающуюся из пепла Крушения, так автор назвал апокалиптическую Катастрофу, постигшую человечество. Мутанты, преступность. Мерзость и запустение. Всё это показываетм глазами Вольфа Мбиканы, эмиссара из менее пострадавшей Южной Африки.

Он становится участником музыкального турне певицы Дженис. Образ исполнительницы взят с рок-звезды 70-х годов 20 века — Дженис Джоплин. Она становится символом, пытающей вновь стать на ноги американской цивилизации. Та как-то сказала: «Лучше прожить 10 лет на полном накале, чем сдохнуть к 70, сидя у телевизора».

Эта цитата, которой нет в тексте, очень ярко отвечает на вопрос: почему именно Дженис? Средняя продолжительность в рассказе чуть более 40 лет и за это время человек должен принести максимальную пользу социуму. Тут надо отдать должное автору — как умело он слетает нити смыслов, которые закладывает в свой сюжет и в своих героев. Браво! Второй план рассказывает нам как вся эта история с певицей развивает сюжет.

Сексом, наркотиками, алкоголем и рок-н-роллом никого не удивишь ни в современных США, в постапокалиптических, я почему-то уверен, все эти «радости», тоже никуда не денутся. А вот идея пожертвовать собой ради других, англосаксам, на мой несовершенный взгляд, совершенно чужда. У них другой принцип: умри ты сегодня, а я умру завтра.

Турне очередной (23ей) Дженис, проходящее в атмосфере «трэша и угара», как выразился бы незабвенный Паук, заканчивается трагически. В чём смысл и цель сего смертельного шоу?

Ответ таится в словах одного из героев рассказа:« Я буду знать, что моя страна на пути к излечению, если в один прекрасный день Дженис доживёт до своего второго турне».

Автор умело внедряет религиозно-социальную идею «искупляющей/очищающей» жертвы в цивилизационный контекст постапокалиптического общества, где пытаются контролировать массы с помощью социоинженерии. Смотришь на процессы, происходящие в мире, и понимаешь, что Суэнвик отличный социальный прогнозист. Это качество, качество предвидения/предсказания/прогноза, характерно только для очень хороших фантастов. Это вам не про приключения отряда орков на коленке кропать.

Как всегда (фирменная фишка писателя) очень здорово прописаны женские образы.

Сильно. Чисто. Ясно. Обоснованно. Просто отлично.

Читать для воспитания хорошего литературногго вкуса. Обязательная программа чтения для всех поклонников правильной НФ.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Майкл Суэнвик «Слепой минотавр»

Sergio Blanc, 21 декабря 2024 г. 11:36

Такие истории принято называть этюдами, набросками, зарисовками. Рассказ Суэнвика «Слепой минотавр» как раз из разряда подобных повествований.

Всё прописано достаточно контурно, сюжет схематичен, образы героев живы и ярки, но не «дооформлены». Красиво. Чувственно, местами даже чересчур (вспоминается тема мастурбации). Лирично. Трагично.

Как всегда у автора на первых ролях персонажи женского пола разных возрастов и разной степени таинственности. Нам предагается ознакомление с :

- Женщиной с большой буквы, из-за которой наш полубык-получеловек, собственно и лишил себя зрения, если я всё правильно понял;

- маленькой, но очень заботливой дочерью минотавра Ярроу, которая являет собой гендерный пример другого рода;

- находящейся на заднем плане сюжета матерью Ярроу, направившей девчушку помогать слепому отцу.

Суэнвик в вопросе разработки женских персонажей разнообразен и многолик. Чувствуется , в очередной раз, что фантаст хорошо разбирается не только в психологии женщин, но и в других, самых разнообразных, аспектах с ними связанных.

Есть секс, есть наркотитики, есть поиск фундаментальных смыслов бытия таинственного мира будущего, зпизод из жизни которого и описывает нам в этом рассказе писатель.

В этом мире в результате жестоких Войн были побеждены некие Владыки, считающие, что род человеческий нужно сдерживать.

Именно эти загадочные Владыки (может под ними подразумевались боги по типу олимпийских?) в специальных центрах/приютах, используя биопрограммирующие химикаты, создавали Бессмертные существа, ставшие легендами, как наш м и н о т а в р.

Этот рассказ о последнем Бессмертном, которым по иронии писательской фантазии, оказался наш слепой главгир. В финале рассказа он превращается в Пророка, пламенная речь которого, знаменует смену эпох в этом странном мире.

Можно проводить параллели, искать аллюзии. Можно много рассуждать о смысле/смыслах, заложенных автором в почти мифологической, но на современный лад, фигуре чудовища/мачо/циркача/пророка/отца Минотавра, которого он в довершении ко всей галерее социальных ролей, ещё и ослепил. Что-то опять вспоминается один сюжет из древнегреческой культуры.

Ясно одно: текст сложен, красив и заканчивается открытым финалом, оставляющим огромный простор для его осмысления.

Читайте и обрящете. Особенно много обрящут поклонники постмодернистской фантастики.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Майкл Суэнвик «Троянский конь»

Sergio Blanc, 21 декабря 2024 г. 10:58

Троянский конь, когда мы слышим это идиоматическое выражение, то сразу понимаем, что где-то и кто-то будет прятать смысл внутри смысла. Нам придётся столкнуться с чем-то, что на самом деле является абсолютно другим.

В этом тексте Суэнвик, на мой непросвещённый взгляд, с этим немного переборщил.«Матрёшек» слишком много и располагаются они не только «вглубь», одна в одной, но и «вширь» — одна рядом с другой. Нужно постараться, чтобы осознать, что всё «навороченное» в сюжете повести значит. Перед читателем, в полный рост, встаёт вопрос: с какой «матрёшки» начать, какой продолжить. Уверяю Вас — это не так просто сделать.

Автор развивает и сплетает воедино все свои любимые темы. В повести есть место любви: присутствует даже любовный треугольник, не совсем правда классического типа.

В ней есть место в ы б о р у , что я особенно ценю и всегда выделяю, как одно из основных достоинств любого текста независимо от жанра.

Главной героине (и это опять у писателя женщина) Элин Донелли предстоит сделать сложный выбор: остаться человеком или стать рукотворным, вернее психотворным, созданным с помощью специальных психотехнических программ, Богом. Как вам дилеммочка? Сильно? Сильно!

Здесь на первый план выезжает ещё одна, излюбленная автором «телега», везущая идею, связанную с осмыслением смысла ж е р т в е н н о с т и в очень-очень изменившемся с точки зрения технологий социуме.

По смыслам — круто. По оформлению этих смыслов литературно — немного смутно.

При любом подходе «Троянский конь» — это очень хорошая НФ. Читать всем, кто любит настоящую литературу, направленную на поиск и осознание смыслов.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Майкл Суэнвик «Гинунгагап»

Sergio Blanc, 16 декабря 2024 г. 17:56

Литературный дебют Суэнвика оказался весьма примечательным.

Мало букв, но много тем. Эти темы, прежде всего тема превратностей и неожиданностей Контакта с цивилизацией чуждой человечеству (на первый взгляд!) с точки зрения этики и морали, не случайно, я думаю, для неё автор выбрал образ пауков, поданы очень серьёзно. Люблю п р о д у м а н н ы е подходы. Всё прекрасно в деталях. Все эти раскрашенные волосы на телах землян, работающих на орбитальных станциях; пауки, забавно переплетающие свои лапы/ноги при общении с людьми, кот Грабл, первый опробовавший перемещение через «дыру» — это производит впечатление. Сеттинг прописан грамотно. Веришь.

Особенно веришь недоверию, сорри за невольный каламбур, которое испытывает начальство Абигайл, нашей героини, к пришельцам.

Финал типично капиталистический. Winner Take All. Западный читатель, а теперь и наш, такие окончания любит.

Читать всем поклонникам настоящей правильной НФ.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Майкл Суэнвик «Джек/Фауст»

flying_kitten, 7 ноября 2024 г. 17:37

Один из отцов-основателей киберпанка в этой книге (которую тоже вполне можно охарактеризовать с приставкой -панк) обращается к средневековым легендам о жизни Иоганна Георга Фауста, переиначивая их на современный лад. С бессмертным произведением Гёте сравнивать не будем, но прообраз главного героя, ясное дело — один. :)

Сюжет, полагаю, известен любому мало-мальски образованному человеку. Мефистофель делает доктору Фаусту предложение, от которого сложно отказаться — за буквально символическую плату тот получает доступ к знаниям и технологиям, далеко опережающих своё время (по крайней мере то время, что мы изучали в курсе истории). Прогресс стремительно ускоряется, в сжатые сроки человечество получает многое из того, что в нашем мире было открыто через сотни лет, казалось бы — вот она путёвка в Золотой век. Но благими намерениями, как известно, вымощена дорога в одно не очень приятное местечко, из которого, если верить легендам, и происходит Мефистофель.

Суэнвик фантазирует на достаточно избитую, казалось бы, тему — а что, если бы в позднем Средневековье человечество получило бы резкий импульс к развитию? Как поменялась бы история? Ответ автора на эти вопросы вполне логичен, но, боюсь, понравится мало кому — технологии технологиями, а человеческую природу не изменить, считает он. В романе перед нами предстаёт картина, весьма далёкая от утопии, очень мрачная, можно сказать — безысходная. Прогресс зло, мы все умрём. :) Я конечно несколько утрирую, но суть похожая.

Книга о путях (и, главное, скорости) развития — науки и человеческого сознания. О том, что «прогрессорство» (модная нынче в фантастической литературе тема) — совершенно не благо, а нечто противоположное.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Майкл Суэнвик «Дочь железного дракона»

megachainick, 21 октября 2024 г. 22:42

После предыдущего негативного обзора не смог удержаться и решил внести свое личное мнение. Первый раз эту книгу читал в двухтысячные, когда все топовые фантасты писали однообразную эпик-фэнтези с воинами и колдунами. И тут мне попалась «Дочь железного дракона». По прочтении у меня был только один вопрос «А что, так можно было?». Это был полный отвал башки. Такого феерического фэнтези-киберпанковского трэша с психологизмом героев и диким сюжетом я тогда еще не читал. С тех пор я распробовал Нью-Кробюзон и Отличный город и прочие чудные миры, в стиле «Новых странных», но мир железных драконов навсегда остался для меня одной из лучших книг в жанре фантастики и фэнтези.

Оценка: нет
– [  10  ] +

Майкл Суэнвик «Дочь железного дракона»

SeverianX, 21 октября 2024 г. 18:16

Майкла Суэнвик я раньше не читал. О романе «Дочь железного дракона» слышал много положительных отзывов, да и оценки по большей части хорошие. Каково же было мое разочарование, когда я все же прочел данный «шедевр». До самого конца я ждал, что вот сейчас раскроется какая-то великая тайна, и все происходящее встанет на свои места. Увы, чуда так и не произошло.

По жанру роман можно отнести к технофэнтези, а, следовательно, магия тут соседствует с технологиями. Стоит сразу обозначить, что Суэнвик относится к движению постмодерн. Это безусловно накладывает свой отпечаток на его творчество. Само повествование очень хаотично, порой мы перескакиваем через довольно внушительные промежутки времени. Логика происходящего вызывает недоумение. Совершенно непонятно, что и зачем тут происходит.

Суэнвик абсолютно не старается нам объяснить свой мир. Главная героиня, Джейн, является человеком, а вот все окружающие – нет. При этом окружающие совершенно не замечают ее принадлежности к другой расе. Правят в этом мире эльфы. Они утонченные, могущественные, владеют магией, и развращены своей властью. Есть гномы, но описания этой расы тут попросту нет. Стоит ли уточнять, что прочие фантастические существа тут не описаны вовсе? Вот кикимора, вот гоблин, вот бука, но что они из себя представляют остаётся загадкой. Читатель должен додумать сам. Описание самого мира подаётся скупыми деталями, из которых попросту невозможно составить цельную картину. Автор будто бы развешивает множество «ружей», которым так и не суждено выстрелить.

Начинается все довольно неплохо. Девочка Джейн трудится на фабрике. В раннем детстве ее похищают из мира людей. Как потом выясняется, похищают только ее душу, а тело в это время находится в психушке в нашем мире. На этой фабрике собираются железные драконы – этакие механические летающие машины войны. Они одушевлённые, обладают памятью, но при этом создаются искусственно. Управлять драконом может только тот, в чьих жилах течет человеческая кровь. В будущем Джейн отведена роль породистой лошади, которая будет должна рожать полулюдей-полуэльфов, которые и станут наездниками. Так если люди такой ценный ресурс, почему главная героиня с детства вкалывает на фабрике, каждый день подвергаясь немалой опасности? Нелогично. Джейн мечтает сбежать и обрести свободу. Один из железных драконов предлагает ей сделку, чтобы они смогли уйти вместе. Вот долгожданный побег состоялся. Что же дальше? А дальше мы видим, как Джейн уже попадает в школу, где все максимально странно. Живёт она в лесу, в кабине дракона, но никто не обращает на это внимания. В самой школе царят странные нравы. Джейн – изгой, у нее поначалу нет друзей. При этом она терпит издёвки преподавателей и домогательства сверстников. Дальше будет институт и богемная тусовка, а переходы между этими этапами жизни также хаотичны и непонятны.

Роман будто состоит из разрозненных историй, связанных общим миром и главной героиней. Тут подруга Джейн должна стать добровольной жертвой богине и взойти на костер. Тут в городе, где учится героиня, происходят странные запланированные волнения, где горожане гибнут сотнями. А вот здесь она встречает старуху-змею, которая живёт с самого сотворения мира. К сожалению, логики во всем этом я так и не нашел. В мире романа фэнтезийные допущения сочетаются с нашей повседневной реальностью. Задумка классная, но вот ее реализация попросту никакая.

Минусом романа я также могу назвать вопиющую пошлость во всем происходящем. Главная героиня постоянно с кем-то совокупляется. Все ее мировоззрение вертится вокруг этого. Даже в наш мир она перемещается во время самоудовлетворения и встречает родную мать. При этом автор буквально смакует все эти отвратительные сцены. Я – не ханжа, но такое обилие грязи меня отталкивает.

Итог: «Дочь железного дракона» по праву занимает место самой худшей книги этого года. Непродуманный гротескный мир, хаотичность сюжета, обилие пошлости и грязи – бесспорные минусы романа. Читать продолжение я однозначно не буду. И так ясно, что Суэнвик – не мой автор. Совершенно не понимаю восторженных отзывов. Я и до этого читал «странную» фантастику, но у того же Чайны Мьевиля выходит гораздо лучше. По степени абсурда роман может посоперничать с «Дальгреном» Сэмюеля Дилэни. Все происходящее напоминает бред больного шизофренией.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Майкл Суэнвик «Мать железного дракона»

JackCL, 28 сентября 2024 г. 20:06

Далеко не так хорошо, как Дочь, но и, слава Богине, не так откровенно беспомощно, как Драконы. Суэнвик наконец возвращается в знакомый мир, но мир рассыпается на части оказываясь просто сборником беспорядочно надерганных отовсюду отсылок и сносок. Это тем не менее оставляет в целом приятные ощущения, если закрыть глаза на постоянные пошлости по поводу и без. Хуже дело (как обычно у Суэнвика) с сюжетом, который чудовищно рыхл, непродуман и порой слеплен кое как из необязательных и скучных побочных сайд квестов (о боже какие они скучные все эти стапятидесятистраничные путешествия в прошлое и дебильные подводные города!). Унылых баек и нагоняющих зевоту притч Суэнвик напихал в роман с горкой — кажется в ход шло вообще все что было слишком плохо для отдельного произведения, а в общей каше типа сойдет. Одномерные персонажи все сплошь состоят из многозначительного надувания щек и загадочных загадок (которые, конечно, не раскрываются), а с трудом выписанный финал — незаконнорожденная помесь рояля в кустах и deus ex machina. Старость не радость и лучшую свою книгу Суэнвик написал в 1993 году, а эта выглядит не более чем способ занять себя хоть какой то писаниной на пенсии.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Майкл Суэнвик «Праздник Святой Дженис»

genametr, 19 сентября 2024 г. 21:05

Не слишком люблю Суэнвика, но прочитал предыдущий отзыв и впечатлился — значит хорошие сапоги, надо брать (с) Л. Ахеджакова

Ха, прочитал. И правда хороший рассказ. Суэнвик поднялся в рейтинге на пару пунктов. Малые формы ему удаются неплохо. Ну а то что у кого-то от зрелища разрушенной Америки сгорела жопа это дополнительный приятный бонус. Автор сумел вызвать столь бурные эмоции, а значит у него получилось. Если еще и ознакомиться с биографией певицы и почитать немного о времени в котором она жила, так и вовсе проникнешься. Да, вот именно так. Свобода, секс, музыка. И наркотики.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Оргия в которой «Дженис» рвут на кусочки лишь метафора про распад личности. И распад страны, который запросто может случится уже скоро. Если политикам не хватит благоразумия остановиться в последний момент.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Майкл Суэнвик «Дочь железного дракона»

genametr, 19 сентября 2024 г. 01:36

Смотрю и тут мой отзыв потерли )) Ладно повторяться нет смысла да и не вспомнить всего. Главное — дракона в книге почти нет. Закончился в первой части. А жаль начиналось всё на твердую 8-ку. Потом вдруг автор решил написать про взросление неблагополучных подростков — комплексы-страдания, учеба, секас, наркотики, секас, и снова страдания. И все где-то на троечку. Дочитываешь лишь потому что ждешь «а когда дракон выйдет?» Зачем-то же он был нужен. Но если проблемы обкуренных и недолюбленных девочек не особо волнуют, можно после фабрики уже не читать. Вот чтоб не портить впечатление от прекрасной завязки которую автор увы быстро слил.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Майкл Суэнвик «Яйцо грифона»

neli mustafina, 8 сентября 2024 г. 21:16

Недалёкое будущее. Небольшая колония работающих вахтой на Луне людей. Видимо в связи с запретами на Земле или с секретностью, на Луну вынесено производство некоего военного оружия.

Но случилось непредвиденное, и колония обжитая, обустроенная, комфортная, — уютная даже — внезапно превращается в подобие зомбиленда.

А на Земле кто-то первым применил атомную бомбу и сработала автоматика, — сразу несколько держав в ответ применили бомбы тоже, а на Луне кто-то применил бактериологическое оружие — так называемый шизомиметик. И люди, те кто был под куполом, т.е. не защищенные скафандрами, попросту сошли с ума. У оставшихся — цель выжить, наладить производство воздуха, воды, отопления, еды, и главное — вернуть разум свихнувшимся колонистам.

Ситуация обычная для апокалипсиса: «...если чистая наука финансируется военными, военные находят военное применение ее результатам. Так уж устроен мир...» говорит друг главному герою.

Оказывается на Лунной базе было производство нейрочипов для людей, (естественно с «БЛАГИМИ» целями), чтобы сдерживать агрессию человечества в целом, чтоб помогать и управлять людьми.

В итоге: война закончилась и вся Земля в восторге смотрит на лунную колонию, где люди «переписали» себя. Ведь теперь есть возможность стать тем, кем ты хотел стать.

Вроде бы Happy and...

Или нет?!

Хотелось бы побольше объёма. Слишком быстро всё закончилось.

А какая финишная сценка: гг убивает свою возлюбленную, и «заставит себя полюбить другую, которая ему неприятна!!!...ради выгоды»

Надо ли переписывать себя, если мы и без этого поступаем не так как нам нравится?!

Оценка: 9
– [  0  ] +

Майкл Суэнвик «Край мира»

stioba, 8 сентября 2024 г. 17:45

Решил написать комментарий, потому что ни один отзыв до конца не отражает мое впечатление от прочитанного рассказа.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Здесь очень образно описывается, как они сначала спускаются по металлической лестнице, далее она становится совсем старой ржавой, далее деревянной и наконец выдолбленной в каменной скале с разными по размеру ступенями. А заканчивается всё входом в пещеру.

Так же сама пропасть. У неё нет ни конца не края. Донна даже задумывается однажды, что если она прыгнет в эту бездну, то что случится раньше — она умрет от жажды и голода или падение будет настолько быстрым, что ей просто не хватит кислорода и она задохнется в воздушном океане?

A.Catsman «Что за деревянная ноша?»

Деревянная ноша — это обломок деревянных перил, который несли Пигги и Донна, чтобы с помощью него преодолеть участок без ступеней (дыру) в лестнице.

vam-1970 «Группа подростков оказывается в безвыходных условиях — невозможно вернуться назад с Края мира. Но им даётся возможность исполнения желаний. И кто что выберет?»

В тексте не говорилось, что они находятся в безвыходном положении. Там лишь Пигги задавал остальным вопрос: «Как мы вернемся обратно?» На что получил ответ от Расса: «Да не беспокойтесь вы, что-нибудь придумаем.»

Так же не говорилось, что у них у каждого есть возможность загадать по желанию, которое исполнится. В этом и изюминка! Они просто в процессе разговора сказали, что бы хотели в данный момент, не ожидая что это сбудется. Кроме Расса. Весь текст перед этим, даёт основание полагать, что он-то как раз знал об этом и специально шёл, чтобы исполнить своё желание.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Майкл Суэнвик «Путь Прилива»

flying_kitten, 26 августа 2024 г. 17:10

Суэнвик в душе однозначно (как минимум был) — хоть и панк, но очень интеллигентный человек, как бы дико это не звучало. Жанр своих книг он ещё в 80-х обозначил как постмодернизм и действительно, в его романах — смешение жанров и, в некотором роде, литературная игра. «Путь Прилива» не исключение — перед нами магический киберпанк, если можно так его обозвать. :)

Некий чиновник, наделённый полномочиями, знаниями и умениями, с чемоданчиком настоящего бюрократа и застёгнутый, так сказать, на все пуговицы, идёт по следу преступника. Преступник, не будь дурак, решил скрыться на весьма специфической планете, которая периодически практически полностью исчезает под водой — очень скоро как раз вот-вот нахлынет. Соответственно вокруг хаос, неразбериха и эвакуация населения. Да и население специфично — от технического прогресса отказалось, а вот от всяческих древних традиций, типа магии, — нет. Так что плывёт наш герой-технократ по Реке навстречу Приливу и всяческой бесовщине, да и преследуемый сдаваться как-то не спешит.

Я не просто так упомянул про интеллигентность автора — разного рода литературных отсылок масса. Начать с того, что антураж обязывает — ну это ж явная дельта Миссисипи — болота, тропическая духота, культы вуду всяческие, южная готика в общем. Ну а потоп? Сами знаете где у нас потоп. :) Развлекаясь и посмеиваясь (но исключительно про себя), Суэнвик рассказывает нам детективную историю, периодически являя бога из машины, ну а что, герой то не так и прост. Играя на контрасте противопоставлений — магия-техника, хаос-порядок, заставляет задумываться, кто кого же, в итоге?

Роман может показаться не до конца логичным, сумбурным и, местами, дырявым, собственно как все произведения крупной формы у автора, но странности (переходящие в психоделию) тут — фирменная фишка, так что не стоит искать нестыковки, лучше всего — просто наслаждаться книгой.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Майкл Суэнвик «Вакуумные цветы»

flying_kitten, 2 августа 2024 г. 16:50

Роман, стоящий у истоков киберпанка, ну может быть самую чуточку в стороне. В один год с «Вакуумными цветами» Суэнвик написал программное эссе «Постмодернизм в фантастике: руководство пользователя» о взаимоотношениях в писательско-фантастической тусовке, в котором подверг само существование жанра в чистом виде некоторому сомнению. :) Ну как бы то ни было, терминология терминологией, а книга весьма известная, хотя и очень неоднозначно воспринятая.

В будущем Солнечная система заселена довольно плотненько, на Земле существует коллективный разум, на Марсе — коммунисты, астероиды, орбитальные станции и подобные небесные тела также заполнены людьми и правят бал там мегакорпорации, ведущие борьбу друг с другом за власть и ресурсы. Технологии достигли весьма внушительных высот, человеческую личность можно воссоздавать, а сознание — программировать. Главная героиня — как раз такая воссозданная личность, в арендном теле-доноре, приходит в себя где-то, помнит обрывками что-то и на всякий случай решает сбежать. Её ждёт путешествие по различным ипостасям дивного мира будущего, попытки социализироваться, любовь-морковь и прочие приключения.

Книга полна недосказанностей и кажущихся нестыковок, которые есть не что иное, как приглашение читателю подумать, представить варианты развития событий, поучаствовать, так сказать, в творческом процессе. Герои показаны достаточно схематично, но и не они главные в романе — основной фокус на различные цивилизационные модели, по которым живут те или иные части человечества. Универсальной таблетки для счастья нет — на выбор предлагаются различные варианты несвободы, вкупе с пресловутой возможностью программирования сознания — весьма специфическая, мягко говоря, картинка. Ну в общем то — хай тек, лоу лайф, всё как полагается. А главную героиню зовут Ребел, кстати говоря.

Роман заставляет чуть-чуть включить воображение и поразмыслить, показывает возможные модели будущего, а верить или нет, это уж решать каждому самостоятельно.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Уильям Гибсон, Майкл Суэнвик «Поединок»

vorpol, 18 июля 2024 г. 05:19

Адский трэш. Идея свержения условного императора с условного трона расписана в тысячах рассказов. Зачем было тащить сюда декорации киберпанка — не понятно вообще, для раскрытия сюжета они играют нулевую роль, разве что пропогандируют вещества. Происходил бы рассказ в Древней Греции или у рептилоидов Сатурна — не поменялось бы вообще ничего.

Кроме того, эти самые декорации весьма безграмотны. Ожидание (согласно рассказу) это мощный софт 16-ти битной разрядности записанный на серьезные дискеты в 200кб позволяют эмулировать голограммы битвы бипланов Первой Мировой со всеми эффектами, управляя ими силой мысли.

Реальность — приставка Сега МегаДрайв 16 бит... олды помнят, молодежь может поискать ЭТО на Ютьбе. Спойлер — реалистическим качеством там и не пахнет.

Оценка: 3
– [  1  ] +

Майкл Суэнвик «Вакуумные цветы»

dima9275, 8 июля 2024 г. 01:36

Очень неплохой киберпанк — нет, конечно не «Нейромант», поскольку не хватает такой же серьёзности. Тут больше боевичёк про разборки с корпорациями.

Правда из-за чего вся соль разборок — тема очень расплывчатая и так до конца и не понятно, чего все так хотят убить героиню.

Абсолютно не к месту и вдруг из ниоткуда любовная линия.

Хорошо, но можно было сделать более мрачно и серьёзно без такого количества юмора и не нужной любовной линией.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Майкл Суэнвик «Путь Прилива»

JackCL, 30 июня 2024 г. 10:02

Как часто бывает у Суэнвика восхитительный сеттинг соседствует с многочисленными логическими дырами в сюжете, неубедительным главным героем которого мотает от всепобедительности до полной беспомощности, и порнографией. Порнографии здесь очень много и она скучна как смертный грех, чаще всего напоминая прилежно переписанную методичку по тантрическому сексу. И все бы конечно простительно, кроме дыр и роялей, причем заткнуть их было при желании можно, но автор не удосужился, а часть, кажется оставил вполне намеренно.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Майкл Суэнвик «Светящиеся двери»

vorpol, 25 июня 2024 г. 02:08

В шоке от таких высоких оценок на ФЛ. Ау товарищи, когда рассказ был написан то во вселенной «Терминатора» (откуда рассказ внаглую позаимствовал все эти пляски с бубном-Блиппи) уже год как произошло восстание машин. Да пойдем даже раньше — уже была лет 10 как снята «Гостья из будущего» где тоже весь сюжет вертелся вокруг прибора для контроля будущего.

Бонусом — автор запутался в порядках величин — в 1998-м население земли было около 6.5 млрд человек. И вот по мнению автора пара десятков беженцев прибывших из будущего положили на коленки экономику Земли. К сведению — в настоящий момент население уже овер 8 млрд голов.

Еще одним бонусом (на хм... любителя, видимо высокие оценки оттуда) есть сцена БДСМ секаса. Думаете она нужна чтобы раскрыть персонажа или двигать сюжет вперед...

Ну и пасхалка, как же без нее — в тексте упоминается Пригожин :)

Оценка: 4
– [  12  ] +

Майкл Суэнвик, Гарднер Дозуа «City Under the Stars»

sityrom, 17 апреля 2024 г. 00:18

Покойный Гарднер Дозуа известен прежде всего своей редакторской работой – он был составителем продержавшегося тридцать пять выпусков ежегодника The Year’s Best Science Fiction и множества тематических антологий, а также, с 1986 по 2004 год, редактором журнала Asimov’s Science Fiction. Но был он и писателем – автором ряда блестящих рассказов, два из которых завоевали премию «Небьюла». К сожалению, редакторская работа постоянно мешала ему писать; рассказы Дозуа появлялись редко, а из нескольких начатых романов он смог закончить самостоятельно лишь один, «Strangers».

Одна из незаконченных работ Дозуа, начатая еще в семидесятые и известная лишь под кодовым названием «the Digger Novel» – «Роман об углекопе» – приобрела легендарный характер в кругу его друзей, считавших ее лучшим, что он когда-либо написал. Действие «Романа об углекопе» происходило в будущем, где большая часть человечества влачила довольно жалкое существование. Главный герой – Хэнсон, тот самый углекоп, – сталкивался с угрозой увольнения и в приступе ярости убивал своего бригадира, после чего вынужден был спасаться бегством. Скитания в конце концов приводили его к стенам Града Божьего – утопического города, в который удалилась от мира меньшая и более счастливая часть человечества.

И там, у входа в Град Божий, Дозуа и оставил своего героя. Он знал, что Град Божий окажется вовсе не утопией, но у него никак не получалось придумать, что именно Хэнсон там найдет. Годы шли, решение не приходило, и в конце концов, уже в первой половине девяностых, Дозуа, поняв, что никогда не закончит роман, отдал рукопись своему другу Майклу Суэнвику, чтобы тот попробовал превратить ее в повесть – обязательно с открытым финалом на случай, если позже им захочется все-таки дописать ее до состояния романа.

Суэнвик нашел решение мешавшей Дозуа проблемы, повесть была написана и опубликована под названием «The City of God» – «Град Божий». И да, у нее был открытый финал. Долгое время Суэнвик и Дозуа планировали дописать к ней два продолжения – «The City of Angels» и «The City of Man», «Град Ангельский» и «Град Человеческий». Дозуа, известный мрачными концовками своих произведений, хотел в конце трилогии подарить Хэнсону светлый финал. Но другие проекты мешали соавторам приступить к работе, и прошла почти четверть века, прежде чем Дозуа и Суэнвик наконец принялись за «Град Ангельский».

Они успели написать примерно половину повести, когда Дозуа умер.

Дописывать третью повесть без него Суэнвик не хотел. Сюжет был продуман, но без Дозуа это была бы исключительно повесть Майкла Суэнвика, написанная по их общему плану. Но не хотел он и бросать проект – ему хотелось, чтобы придуманная Дозуа концовка все-таки увидела свет и люди узнали, что его друг все-таки умел придумывать светлые финалы. Поэтому он выбросил значительную часть уже продуманных планов и переписал «Град Ангельский» так, чтобы тот приходил к этой концовке сразу, без «Града Человеческого». После чего объединил эту повесть с «Градом Божьим», сделал сквозную нумерацию глав и в 2020 году – спустя почти пятьдесят лет после того, как Дозуа начал «Роман об углекопе» – выпустил получившуюся книгу в свет под названием «City Under the Stars» – «Град Подзвездный».

К сожалению, итоговый текст несет на себе слишком сильный отпечаток непростой истории своего создания. «Град Божий» был повестью, изначально задумывавшейся как роман, и это очевидно по неспешному началу – Хэнсон достигает Града Божьего лишь в последней трети изначального текста. «Град Ангельский» был промежуточной частью трилогии, и это очевидно по внезапному финалу – он и впрямь светлый, даже счастливый, но возникает словно бы из ниоткуда, благодаря богу из машины, появляющемуся в момент, который ну никак не должен бы быть кульминацией всего романа. Отсутствие «Града Человеческого», который должен был более аккуратно и логично подвести нас к этой концовке, заметно даже для человека, который еще не знаком с историей создания романа.

А история эта излагается в конце книги, в послесловии Суэнвика. И не только она: там уместился и рассказ о его дружбе с Дозуа, и разнообразные подробности биографии обоих писателей, а также кое-кого из их родных и друзей – настоящий срез истории американской фантастики за почти пять десятков лет. Теплый и трогательный, забавный и грустный, этот двадцатистраничный текстик производит такое впечатление, что кажется, будто именно он – главное, что есть в книге, а роман, раздерганный и композиционно несбалансированный (прямо как этот отзыв, в котором непозволительно много места уделено пересказу информации как раз из послесловия Суэнвика) кажется приложением к нему: вот история нашей дружбы, она же – история долгой и проблемной работы над романом, который нам не суждено было закончить так, как мы этого хотели, а вот – плод этой работы, со всеми его родимыми пятнами.

Впрочем, хорошо, что роман есть хотя бы в таком виде. Суэнвик хотел подарить своему другу еще одну книгу с его именем на обложке, ведь их у него было слишком мало. И «City Under the Stars» стал важным напоминанием о том, что Гарднер Дозуа, так много сделавший для фантастики в качестве редактора, писал и сам – и писал хорошо, что очевидно даже по этому не самому удачному роману.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Майкл Суэнвик «Huginn and Muninn — and What Came After»

Алексей121, 25 февраля 2024 г. 21:48

Пусть Суэнвик и меняет несколько фактов, да и добавляет к имени лишнюю букву «с» в финале становится, понятно, что рассказ посвящен

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
последним часам жизни Алисы Шелдон, более известной под своим мужским псевдонимом Джеймс Типтри-младший (что, наверное, должно частично объяснять т.н. «повесточность» рассказа).

И если рассматривать его под таким углом зрения — он становится весьма смелым (впрочем, когда это Суэнвик боялся запретных тем). С другой стороны, основная часть рассказа, как вариация «Алисы в Зазеркалье» с множеством культурных отсылок, представляет скорее академический интерес, чем по-настоящему увлекает, из-за чего рассказ вряд ли можно отнести к лучшим произведениям автора. Но свою номинацию на «Локус» он заслужил.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Майкл Суэнвик «Рассказ небесного матроса»

Славич, 31 января 2024 г. 23:50

Да, не все способны воспринимать сложные тексты, хотя по меркам Майкла Суэнвика он довольно простой. А я бы читал и читал…

Первая часть – условно «реалистическая» — удалась на славу. Сцены из юности, которые ярко вспыхивают в неверной памяти главного героя. Полноценные психологические портреты, созданные буквально из нескольких фраз. Отец Уилла, почтенный житель Филадельфии, которого родные видели рассерженным лишь раз в жизни. Жена и мать, которой с некоторых пор пришлось самой заботиться о семье из восьми человек. Родные сёстры Патриция и Мэри, приёмная Таси. Скупые, но энергичные диалоги. Прекрасный слог.

После того, как в сюжете появляется явная фантастика, всё катится под откос. Сцены, которые должны были поразить воображение читателя выходят какими-то блёклыми, мятыми как бумага. Выбранная автором манера повествования противопоказана для стимпанка, с его отсылками к Жюлю Верну, с летающими кораблями, месоамериканскими империями, поисками Эльдорадо, электрическими угрями-драконами… Получилось нечто ещё более сбивчивое и неудобочитаемое, чем мой отзыв. Фантастика оказалась тем гостем, который пришёл и испортил праздник.

Поделюсь несколькими догадками, касательно мироустройства. Может быть, это очевидные другим читателям банальности, а может быть – мои заблуждения.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Мир середины XIX века, в котором родился главный герой, вряд ли стимпанковский, но тоже альтернативный: британцы, вероятно, всё же вмешались в Гражданскую войну, хотя Северу удалось отстоять независимость.

В параллельной реальности, из которого прибыл воздушный корабль (дирижабль), в Лондоне правит королева Титания и её власть распространяется на североамериканские колонии. Капитан и команда если и знали, что их корабль перемещается между мирами, то не отдавали себе отчёта, насколько сильно эти миры различаются меж собой.

Допускаю, что после крушения Уилл попал в чужой мир, где у него был брат. Однако провалы в памяти героя тоже есть: он говорит, что забыл лицо младшей сестры, хотя вспоминает, что она была на похоронах отца, забыл дифференциальное счисление (вряд ли в параллельном мире «они поменяли математику!», даже если используются иные обозначения). Отец попал в лечебницу и умер в обеих реальностях.

Ставшие уже традиционными замечания насчёт классификации. Правильная общая характеристика — «психологическое», возраст читателя – «для взрослых» или даже «только для взрослых». В рассказе просто нет приключений, за которыми читатель мог бы мысленно проследить. Суэнвик не был бы собой, если бы не добавил небольшую сценку «18+», и, как водится, добавил он её совершенно напрасно.

Признаюсь, что первую и лучшую половину рассказа перечитывал раза три. Будь это повесть, будь она написана на том же уровне, что и первые страницы, — цены бы ей не было. А так только 7 баллов с натяжкой.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Майкл Суэнвик «Дочь железного дракона»

maxxx8721, 19 января 2024 г. 04:23

Нужно отдать должное и автору, и переводчику — роман залетел на ура: отличный слог, яркие образы и персонажи, местами годный юмор — всё это работает, всё это играет, всё это доставляет удовольствие.

Главная героиня — подросток, которой приходится работать в цеху по производству драконов. И она лелеет мечту выбраться наружу, избавиться от рабства и почувствовать запах свободы. И не будет уж таким спойлером, если скажу, что это ей удаётся. Эта часть мне понравилась. Но затем пошло то, за что автора упрекают, недолюбливают и занижают оценки. Я бы это охарактеризовал как «маргинальное фэнтези», в котором показывается жизнь, как модно сейчас выражаться, обычного скама, т.е. отброса.

Эпизоды воровства, нюханья кокаина, курения травки, беспорядочных половых связей сменяли друг друга да ещё и были приправлены алхимическими экспериментами и отборными трипами. Как бы, я не против, раз автор решил — значит это лучший способ донести свои мысли. Другое дело, что это замедлило динамику, сюжет начал сильно провисать и запутываться. Впрочем, затем Суэнвик сделал несколько сильных твистов, и роман встал на те же рельсы, что и в начале.

В общем, было ярко, было захватывающе, так что чтением романа я остался доволен. Но главным удивлением стало то, что роман написан аж в далёком 1993-м. Казалось бы, торжество героики и эпики, а тут такое экспериментальное и смелое фэнтези с привкусом постмодерна.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Майкл Суэнвик «Полёт феникса»

k2007, 28 декабря 2023 г. 08:48

Веселый и легкий роман про приключения двух пройдох в Китае. Прибыв туда в очередной надежде разбогатеть, они оказываются в штабе Тайного Царя, который поставил себе цель объединить весь Старый Китай в единое государство. И вот теперь нашим героям надо выполнить эту задачу и, желательно, без массового кровопролития, потому что по натуре они не убийцы.

В общем, книжка интересная и ироничная, проблемы в ней решаются за счет ума и смекалки и немножко силы

Оценка: 7
– [  10  ] +

Майкл Суэнвик «Вакуумные цветы»

vfvfhm, 16 декабря 2023 г. 13:01

Как в коммунистической идее имеются свои экстремальные левацкие фракции (Народ Марса не даст соврать), так и в фантастике есть свои провокаторы и экстремисты, постоянно стремящиеся нарушить статус-кво, прорывающие границы гетто.

В биографической справке о Суэнвике сказано, что этот его роман «не поняли». Легко могу себе представить. Когда я прочитал его в юбилейном для книги 1997 году, то тоже не понял, при том что прочтенный синхронно Уильям Гибсон не только был принят на ура, но и стал на следующие пятнадцать лет любимым автором. Понадобились катаклизмы 21 века и дальнейшая эволюция жанра, чтобы понять, что «Вакуумные цветы» сильно опередили свое время. Когда, я впервые перечитал этот роман неделю назад, то понял все))

Это, конечно, никакой не киберпанк. Если уж клеить ярлык, то «психопанк» подошло бы лучше. Да, сюжет книги крутится вокруг программирования (и главная героиня Ребел — программист) и взлома. Вот только объект воздействия не мертвое железо, а психика и душа человека.

Также это мощная социальная фантастика. киберпанки часто использовали в своих текстах элементы антиутопии, но вот этот роман — антиутопия чистой пробы. Суэнвик описывает просто кошмарный мир будущего. Дегуманизированный корпоративизм астероидов, казарменный социализм народовластия Марса, коллективный разум Земли — одно сообщество тоталитарнее и бесчеловечнее другого. И нет центра концентрации сопротивления, полная разобщенность и бессилие отдельных индивидов. При этом и абстрагироваться нет никакой возможности. Никакие хиппи-коммуны не работают. Подобные анклавы становятся легкой добычей многочисленных бандитских шаек и одна надежда, что один из тоталитарных монстров вернет заблудших под свою опеку.

Но прежде всего центральная идея — психопрограммирование. Суэнвик не просто предсказал это явление, но и показал, как оно будет работать на всех уровнях. (Ах этот дерганный, дискретный сюжет, который разочаровал столь многих фантлабовцев! Типа в жизни у нас сейчас все ровно и гладко!) Изменение личности индивидуума, реализация властных функций (бунт невозможен потому, что недовольные тут же сами себя переделывают в полицейских и сами себя в околоток тянут), война.

В одном он ошибся. Психопрограммирование вошло в нашу жизнь не в каком-то абстрактном отдаленном будущем, а уже в следующем после публикации романа десятилетии. Причем сразу по полной программе. Промывка мозгов была поставлена на поток. Целые нации стали жертвами жесткого когнитивного прессинга, меняли ментальность миллионам людей. Только методики за последние тридцать лет все больше оттачивались и совершенствовались. Началось все со стран бывшего Советского блока и Третьего мира. А теперь очередь дошла и до мир-системного хартланда. «Эффективные менеджеры» транснационального империализма, как это и показано у Суэнвика, сами себе стали мозги перепрошивать. Гоголевская унтер-офицерская вдова ,которая сама себя высекла, отдыхает. И так же, как в романе Суэнвика, конца краю этой жести планетарного масштаба не видно.

Однако американский фантаст не «Черный квадрат» Малевича в прозе пытался воспроизвести. Для этого он слишком большой гуманист, что видно из всего корпуса его творчества, который нам доступен. Как и в ящике Пандоры, на дне романа осталась надежда. Она явлена даже в самом названии книги. «Вакуумные цветы» — метафора. Жизнь ,которая неистребима в максимально неблагоприятной среде. Это, конечно, человечество, заселившее космос. Никаким ядом психокоррекции его не затравить. Пока мы живы, исход не предрешен. Ребел — Мятежница! — решает продолжить борьбу как на личном уровне, спасая мужа, так и на общественном, собираясь в самое отважное из возможных странствий.

Также приятно осознавать, что роман этот, пусть и революционный, но не единичное уникальное явление в жанре. Он находится на полпути между романом Роберта Шекли «Цивилизация статуса» и повестями Сэмюэля Дилэни 1960-х годов и такими произведениями, как «Пространство» Джеймса Кори и постсингулярными сказками Ханну Райаниеми.

Замечательное, пусть и страшноватое, произведение!

Оценка: 10
– [  15  ] +

Майкл Суэнвик «The Star-Bear»

Алексей121, 1 ноября 2023 г. 21:41

Редкий по своему эмоциональному воздействию рассказ, который на время выбил меня из колеи. Слишком уж болезненна поднимаемая в нем тема. И не только для меня, но и для автора, как он признается в эссе о истории создания рассказа, главным источником вдохновения для него была тоска по России и многим русским друзьям, с которыми у него сейчас оборвались отношения.

Удивительное дело, когда я читал рассказ, никак не мог отделаться от мысли, что он был написан на русском и лишь затем переведён на английский, хотя, наверное, это только мое личное впечатление.

Итак, Франция, тридцатые годы двадцатого века. Некогда известный и признанный писатель Алексей Зеримов (прообразом которого стал, как легко догадаться, Алексей Ремизов) пребывает в почти полной безвестности. Публикации сошли на нет, а читают его, в основном, другие русские иммигранты, состоящие с ним в одном литературном кружке. Но и от них он получает по большей части лишь зависть и лицемерную похвалу. И однажды к нему приходит медведь с предложением: вернуться обратно, в Советский Союз.

Да, его чистые, невинные сказки будут переиначены и использованы для пропаганды. Но зато их прочтут миллионы.

Да, его, возможно, расстреляют. Но, по крайней мере, он не умрёт в безвестности.

Тут и сделки с совестью нет никакой, ведь ты, Алексей, отчаянно любишь свою родину. А здесь ты оторван от своих корней и медленно чахнешь в изгнании. Ну так что?

Такой вот дьявол-искуситель в обличии нарочито карикатурно-клюквенного медведя: в советском кителе со звездой, пьющего водку из самовара и играющего в шахматы. И при этом поднимающего сложную, крайне болезненную тему. Стоит отметить, что медведь заговорил с Алексеем не сразу. Сначала он несколько раз являлся ему в разных образах, которые, как я могу судить иллюстрируют метаморфозы, которые Россия претерпела в начале 20-го века, перед тем как надеть советский китель.

В одном из комментариев к рассказу Суэнвик пишет:

«Величайшее произведение Булгакова, «Мастер и Маргарита», было, увы, опубликовано лишь посмертно, спустя много лет после того времени, которое описывается в нём. Я был на могиле Булгакова на Новодичьем кладбище. Здесь похоронены многие известные люди и сильные мира сего. У могилы Никиты Хрущева не осталось цветов. А у скромного могильного камня Булгакова они были. Это меня очень тронуло».

Наверное, я больше ничего не смогу добавить о своих впечатлениях к этому рассказу.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Майкл Суэнвик «Дочь железного дракона»

Vigolfr, 12 октября 2023 г. 20:48

Прочитал рецензии и ожидал реально интересное глубокое произведение...

А по факту оказалось пустышкой. Глубокий интересный мир? Абсолютно не нашёл здесь такого, совсем не цепляет эта «вселенная». Бумажный плоский мир, который не вызывает интереса. Назвал бы это просто местом действия и не более того. Герои которые вызывают восторг, интересны их эмоции и характеры? Тут тоже нет такого, пустые картонные болванчики которые проплывают в сюжете. Главная героиня тоже не вызывает каких либо особых чувств. По итогу больше тянет для чтива подросткам/людям которым в книгах главное «секс, насилие, наркотики».

Оценка: 3
– [  1  ] +

Гарднер Дозуа, Джек Данн, Майкл Суэнвик «Боги Марса»

A.Catsman, 29 сентября 2023 г. 01:10

Отлично написанный рассказ. Не знаю, как истолковать его. Где граница мечты и реальности? Наверное, отчасти ему близок «Дверь в стене» Уэллса. Не упустить

мечту. Или это все же была иллюзия, ставшая смертельной? Вспоминается еще известный рассказ Уильяма Тенна «Недуг». Кому-то дано, а кому-то нет. Как ее

звали, эту марсианскую принцессу? Не помню... Никогда не читал Берроуза. А они читали. И им открылся Барсум.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Майкл Суэнвик «Ничего особенного», — сказал кот»

scafandr, 14 августа 2023 г. 10:06

С Суэнвиком я познакомился именно через его рассказы. Точнее, со сборника, изданного в 2015 году Азбукой. Это был потрясающий по составу сборник, с отличными рассказами, многие из которых я готов перечитывать не один раз. Казалось бы, нашелся еще один мой любимый автор, но с «Железными драконами» у меня любви не случилось (и книга с красивейшей обложкой была продана практически сразу), да и приключения Даргера с Довеском не сильно запали в душу. И вот снова передо мной сборник рассказов, написанных в поздние годы. Как бы это странно ни звучало, но мне казалось, что именно от этого сборника зависит мое дальнейшее отношение к автору — мой он все-таки или не мой.

В предисловии автор рассказывает нам о том, что он съел собаку на рассказах, перечитав уйму выдающихся произведений малой формы и написав огромное количество их же в разных жанровых стилистиках. И когда была перелистнута последняя страница, я был вынужден согласится с Суэнвиком, что он действительно мастер рассказов. Чувствуется, что он знает, где растянуть, где заинтриговать, где недосказать и оставить читателю право подумать самому. Это довольно ровный сборник по качеству, что весьма нечасто встречается с любыми другими сборниками рассказов. Выдающихся рассказов, которые бы меня потрясли, в этой книге я не встретил. Но, с другой стороны, откровенно провальных рассказов я также не нашел.

Что мне запомнилось больше всего? Перелицовка Красной Шапочки с троллем вместо волка, вскрытие червеообразного пришельца из космоса (довольно натуралистично получилось), сложный квест у землянина и сороконожки с чужой планеты, месть ирландцев, борющихся не только за свободу Ирландии, но и за свободу Земли в целом, попытка гипнотизеров залезть в голову шпиона.

Меньше всего понравились рассказы о России. Альтернативный Пушкин и герой ковбой на мотоцикле... Такое ощущение, будто бы Суэнвик специально хотел подлизаться, когда летел на российские фантастические мероприятия.

В общем, довольно неплохой сборник получился, в среднем по оценкам получилось 7,5, но так как половинок тут не поставишь, пришлось округлить в большую сторону. Продавать книгу желания нету, а значит пирожок получился румяным, а кот с обложки был неправ.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Майкл Суэнвик «Машины бьется пульс»

slavserg, 11 июля 2023 г. 01:16

Название рассказа — это цитата из классического стихотворения английского поэта 19 века Уильяма Вордсворта “She was a phantom of delight”.

And now I see with eye serene

The very pulse of the machine;

Забавный факт состоит в том, что из трех найденный мной русских переводов данного произведения только в одном есть упоминание о «пульсе машины».

Теперь мой взор невозмутим,

И ясно предстает пред ним

ИЛИ

И вот теперь, когда я сам,

Став мудрецом, и всё познав,

Дойдя до сути всех вещей

ИЛИ

Теперь, спокойно, в круге дней

Я пульс машины вижу в ней;

Последний вариант, пожалуй, вписался бы в текст рассказа, но переводчик предпочел собственный подстрочник.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Майкл Суэнвик «Озеро гоблинов»

Mishel78, 2 апреля 2023 г. 01:04

Когда солдат Юрген попал на дно озера гоблинов, то не ожидал, что там не только можно дышать, но и жить. В племени подводных обитателей -сильфидов Юрген жил, как в сказке. Впрочем, это оказалось правдой. Теперь солдату предстоит нелëгкий выбор.

Первая половина рассказа — это стилизованная литературная сказка по мотивам немецких сказаний и мифов. Повествование развивается как и в любой сказке: герой оказывается в смертельной опасности, но чудом спасается и в награду получает волшебные дары: царскую жизнь, красавицу жену и беззаботную жизнь.

Но вот вторая половина рассказа — это постмодернизм в чистом виде. Повелитель озёрного народа выступает в роли лектора о литературных приёмах, а Юрген слушателем, осознающим, что он герой книги. Провернув такой сюжетный ход,, Суэнвик превращает рассказ в философскую притчу.

А притча эта ставит перед читателем непростые вопросы. Многие люди мечтают о красивой беззаботной жизни, иллюзорной, но такой заманчивой, но принесёт ли она им радость? Ведь неспроста автор периодически переносит героя в реальный мир, где главный герой оказывается в прямом смысле этого слова в помоях. На этом контрасте, когда перед героем показаны перспективы его жизни в сказке, в роли выдуманного героя книги или же вернуться в реальность, в которой Юрген — хозяин своей жизни, пусть не такой красивой, как на дне озера гоблинов.

И всё же автор слишком увлекается лекционными вставками. Это несколько смазывает впечатление от произведения. Обыграть моменты с разгадкой природы сказочного мира можно было менее грубыми способами.

Весьма любопытная литературоведческая постмодернистская сказка с мощным философским посылом. Читается с интересом, хотя обыграть переходы от сказки к реальности можно было более изящно.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Майкл Суэнвик «И бежали мы от падшей славы вавилонской»

SergeiLex, 31 декабря 2022 г. 16:44

Пожалуй такого качества фантастику не писал никто, кроме ещё может быть Вулфа. Проработать целый мир и потратить его на рассказ

Оценка: 10
– [  6  ] +

Майкл Суэнвик «Huginn and Muninn — and What Came After»

warlock1980, 13 декабря 2022 г. 18:28

Мрачный, я бы даже сказал, депрессивный рассказ Суэнвика тем не менее был номинирован на премию Локус-2022 и вошёл в десятку (9 место).

Героиня, Алисса, да-да, именно так её зовут, живёт с двумя воображаемыми стервятниками и однажды перебирается в мир-за-зеркалом, где время течёт вспять, а из женщины постепенно она должна превратиться в мужчину. Начавшись как сказка для взрослых, рассказ постепенно превращается в откровенный, подробный самоанализ психического состояния героини с элементами лавкрафтовских ужасов и наркотических переживаний.

Не обошлось и без «повесточки». Однополая любовь, бесполые сущности, вообще этому уделено достаточно много внимания здесь.

Ну и конечно, героиня должна сделать выбор, который определит её дальнейшую судьбу, и финал рассказа хоть и ужасен по своей сути, но представляет историю в другом, более приземлённом, что-ли, виде.

Этот рассказ вряд ли вас развлечёт, но литератор Суэнвик хороший. Пишет хорошо, но не всем понравится то, о ЧЁМ он здесь пишет. Несколько перекликается, а скорее, контрастирует с рассказом Филипа Дика «Мир её мечты».

Оценка: 6
– [  3  ] +

Майкл Суэнвик «Король-дракон»

i_am_sansanich, 18 октября 2022 г. 18:55

Главным достоинством произведения я бы назвал удачное смешение того, что, на первый взгляд, смешать невозможно. Описания машины, управляющей волшебством, и волшебства, способного сопротивляться ей (причём, не посредством механического разрушения), рисуют в сознании читателя сюрреалистические картины. Более того, именно такое смешение жанров делает «Короля-дракона» необычно-увлекательным произведением, которому можно простить ряд нестыковок и недосказанностей. Действительно, вопросов по ходу чтения очень много: что за государство такое, что за война, в чём отличия василисков от драконов, да и, если честно, с самими драконами не всё ясно. Но настолько успешно автор закрутил сюжет, что оторваться, не дочитав до финала, сложно. Помимо сюрреалистических переплетений аккумуляторов и динамо-машин с высасыванием болезней и оживлением мёртвых, в сюжет прекрасно вплетены злободневные социальные явления: авторитаризм и борьба с ним (конечно, как и всё остальное, немного в сюрреалистичном виде). За главного героя, которого диктатор-дракон заставляет творить жестокие вещи, и его друзей, страдающих от этого, реально переживаешь. Дополнительной мрачности картине придаёт реалистично-рабское повиновение односельчан, не верящих в благоразумность сопротивления.

В итоге, получаем произведение, которое выглядит сырым, вырванным из контекста, но, одновременно, невероятно необычным и увлекательным, где представлен именно тот минимум, по которому вы сможете определить стоит ли читать автора дальше.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Майкл Суэнвик «Хронолегион»

vitasia08, 3 октября 2022 г. 14:04

Хороий рассказ с элементами абсурда ...

Чувствуется школа Ф.Дика и Р.Шекли,которых автор обожает и считает своими учителями. Вряд ли перечитаю когда нибудь,но след в памяти останется ...

Оценка: нет
– [  3  ] +

Майкл Суэнвик «Остановка на Земле»

Orand, 10 августа 2022 г. 18:43

Довольно интересный и в то же время -поучительный рассказ о том, как изучая одну неизвестную особь, человек невольно становится на место подопытного. Причем, в самой сильной интерпретации. Изучая неизвестное существо человек попадает в скрытые глубины собственного подсознания,которое, как выясняется — изучать куда более сложнее, чем что либо науки известное.

А мораль рассказа в том,что изучая других мы редко задумываемся над тем -а хорошо ли мы знаем себя?

Оценка: 7
– [  5  ] +

Майкл Суэнвик «Дочь железного дракона»

Agnostos_, 26 апреля 2022 г. 12:23

По жанру это фэнтези с элементами научной фантастики или так называемое «научное фэнтези», что само по себе предполагает мешанину, но в данном случае сочетается любопытно и с юмором — особых претензий нет. В мире есть и магия, и технологические новшества, основанные на научном подходе к ней, результатом становится развитие таких наук как алхимия, гадание, и прочая деятельность, завязанная на магии. Центром мироздания является некая «богиня» виновница всех бед и несчастий. Люди вынуждены приносить ей жертвы дабы отвратить от себя ее гнев.

О чем вообще книга? Я бы сказал, что о взрослении и смысле жизни. А еще об индустриализации и обществе потребления. В своей книге автор отображает современную реальность и капиталистическую систему, которая традиционно связана с деструктивным элементом и изображается в негативных тонах. Любимое место где люди проводят время — это торговый центр. Эльфы – это дельцы, предприниматели, аристократы. Люди, гномы и прочие расы, занимают подчиненное положение. Повсюду заводы и высотки зданий, огромных, тесно жмущихся друг к другу и не пропускающих свет солнца. Сам мир вокруг технологизирован и «прогрессивен», а значит циничен и жесток, как и люди, живущие в нем.

Роман в некоторой степени психоделичен. Часто в нем описываются какие-то ментальные блуждания или баталии. У дракона, например, есть странная способность контролировать разум других, любопытно то как автор реализует это художественное допущение в тексте, тут явно чувствуются следы киберпанка.

В книге очень много похабщины хотя и хорошенько сдобренной юмором. Чем взрослее становится героиня, тем меньше симпатий она вызывает. Целеустремлённая, меркантильная и циничная стерва, стремящаяся закончить образование (для этого ей нужны деньги) и как-то устроиться в жизни. Спит со всеми ради каких-то успехов в магии. У автора вся книга завязана на сексуальной динамике, она чувствуется с самого начала. С девственностью связанна возможность управления драконом, с распутством – магические навыки. Но тут скорей сказался элемент бытописания, автор описывает свою жизнь во время культурных перемен 60-х годов в США.

В целом роман написан не плохо, перевод Петровой тоже не отстает. От сюжета я ожидал несколько иного, думал, что в центре всего будет один большой побег, но он вышел куда разнообразней, а замысел масштабней и глубже.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Майкл Суэнвик «Рассказ небесного матроса»

Ctixia, 9 апреля 2022 г. 18:55

Рассказ представляет собой монолог старого матроса, вспоминающего о своей жизни.

Антураж неплохой — стимпанк, летающие корабли, ацтеки, увешанные золотом... Но мысль матроса постоянно перескакивает с темы на тему, и сам он признается, что уже не помнит, что было правдой, а что привиделось в лихорадке после крушения корабля. Действие происходит в альтернативной реальности, где недавно завершилась война за независимость Америки, а матрос неожиданно попадает на британский корабль «Империя». Повествование очень сумбурное, и лишь в конце читатель понимает, к чему это всё старик вспоминает.

Может, кому-то такое и интересно, но мне было довольно сложно читать этот рассказ, и никаких душевных струн он не зацепил.

Оценка: 3
– [  3  ] +

Майкл Суэнвик «Тауни Петтикоутс»

Manowar76, 7 марта 2022 г. 20:18

Я так ненароком весь цикл про Даргера и Довеска прочитаю!

Сначала я ознакомился с «Танцами с медведями», в основном, из-за наличия русского колорита. Не понравилось. Но потом прочитал начало цикла — рассказ «Пёс сказал гав-гав» и понял, за что любят этот цикл.

Необычный, созданный раскрепощённой фантазией мир будущего. Обаятельные авантюристы, один из которых псоглавец. И если бы Суэнвик не растягивал «Танцы» на целый роман, они тоже были бы хороши.

Наш дуэт прибывает в Новый Орлеан.

Пираты, морские змеи, зомби (отсылка к популярному в Нью-Орлеане вуду), генетически выведенные карликовые мастодонты, обезьянолюди.

Парочке необходима третья участница траста, чтобы провернуть афёру с буквально чёрным налом.

Обожаю фильмы и книги про афёры. Лёгкий и забавный рассказец. По закону жанра в целом и по законам цикла, Даргер и Довесок в конце останутся с носом. Но как элегантно они будут к этому идти! А виновата, как всегда, ля фам.

Видимо, надо прочитать все рассказы из цикла! А там, может быть, и до «Полёта феникса» доберусь.

9(ОТЛИЧНО)

Перевод названия, в антологии «Негодяи», конечно, ужасен. «Смуглые девки«! В последующем издании название просто транскрибировали и превратили в имя собственное.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Гарднер Дозуа, Джек Данн, Майкл Суэнвик «Боги Марса»

vam-1970, 7 марта 2022 г. 11:18

Номинант Небьюла 1985 года. Захватывающий сюжет — тройное авторство!

Одна из загадок Марса до сих пор неразгаданная — куда подевались каналы? Моя версия , навеенная этим рассказом — они были во времена первых наблюдений, а затем в результате какой-то катастрофы глобальной исчезли. И мы видим то , что есть на самом деле. Вообще-то написано классно.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Майкл Суэнвик «Зимняя сказка»

ensign, 11 февраля 2022 г. 19:03

Зачем наворачивать такое вычурное начало с каким-то солдатом частично потерявшим память — непонятно. Разве что, дабы рассказать о прелестях современной войны, мол не надо убивать, надо покалечить.

Как-то очень лихо у этих поедателей мозга распространяются знания. Что там есть, то, полтора кило на стаю... А куча участников тут же всё знает, и досталось им всего поровну. Не слишком верится. Но идея такая обсуждалась, и писали, что если кормить дрессированными планариями других планарий, те знания получают. (хех, вот посмотрел специально, — первоапрельская шутка ). Тем не менее идея не новая, и очень уж гиперболизированная в данном случае.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Майкл Суэнвик «Слепой минотавр»

Darth_Veter, 27 января 2022 г. 22:30

Сразу предупрежу читающего, что к греческому мифу о Тесее данный рассказ не имеет никакого отношения. По сюжету, минотавров сделали некие загадочные Владыки, уничтоженные во время Войн против бессмертных. Теперь последний из этого племени попался на удочку циркачей и вынужден отрабатывать свой хлеб на арене, демонстрируя силу своих мускулов. Как это принято у представителей «новой волны», повествование грешит целым рядом сюжетных «дыр» и неясностей. Восстановить истинную подоплеку событий вряд ли удастся — только ключевые эпизоды. Сюжет представляет собой «лоскутное одеяло», где каждый отдельный кусок не всегда связан с окружающими его частями. Многое придется домысливать самому читателю, что явно не понравится большинству читающих. Увы, такова тактика «новой волны»: читатель тут не сторонний наблюдатель, а один из соавторов сюжета. Но для этого нужно включить свои мозги. Так что легкого чтения у вас не получится. Но, несмотря на все старания, вы не поймете, отчего бессмертный так легко согласился работать в цирке, почему выбрал похитителя себе в друзья и зачем ослепил себя. Неясна роль его дочери, которой мать приказала ухаживать за слепым отцом-минотавром. Да и вообще — почему бессмертных стали делать в виде рогатых человеко-быков? Думаю, в большинстве случаев ответ будет парадоксальным — потому что так «прикольнее«! Главное у авангардистов — это произвести на читателя впечатление, а не наделять свое повествование смыслом и логикой. Впрочем, смысл в рассказе всё же отыскать можно, но для этого придется внимательно следить за повествованием, постепенно заполняя пробелы в общей картине этого мозаичного панно.

--------------

РЕЗЮМЕ: альтернативная история о последнем из минотавров, который ослеп и стал искусным оратором. По стилю чем-то напоминает раннего Дилэни.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Майкл Суэнвик «И бежали мы от падшей славы вавилонской»

melnick, 2 января 2022 г. 16:42

Рассказ по-своему оригинален, а манера некоторых персонажей изъясняться не может не вызывать улыбку. Но слишком много в нем каких-то отталкивающих вещей. И концепция, и форма подачи, и имена героев (особенно одного), и географические названия вызывают отторжение. Комментарии по тексту тоже не помогли, а скорее навредили.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Майкл Суэнвик «Полёт феникса»

Giessen, 29 декабря 2021 г. 00:19

Первый из прочтенных мной романов этой серии. Развлекательная история про двух своеобразных персонажей из далекого будущего, которые искали приключений в разбитом на отдельные государства Китае и нашли их. Героям очень симпатизируешь, есть откровенно смешные моменты, есть сарказм, если пародия, есть даже лирические отступления. Странный антураж, конечно, как в том мультике: «давным-давно, но каким-то образом в будущем», но это же Суэнвик. Так что все органично.

Оценка: 8
⇑ Наверх