Miguel P. García
Монтейру Лобату (Monteiro Lobato) — один из крупнейших бразильских писателей, переводчик, публицист, редактор, критик, художник, политический активист. Наиболее известен циклом произведений для детей под названием «Орден Жёлтого Дятла». Для публикации книг использовалась только фамилия — Монтейру Лобату. Его полное имя — Жозе Бенту Ренату Монтейру Лобату (José Bento Renato Monteiro Lobato).
Родившийся в Таубате, Сан-Паулу, Бразилия, Монтейру Лобату был крещён как Жозе Ренату, но изменил своё имя в 11-летнем возрасте на Жозе Бенту Ренату, когда получил в подарок трость с инициалами JBML, принадлежавшую его отцу. Жука, прозвище, которое он получил в детстве, играл со своими сёстрами овощами и кукурузными початками, которые по обычаю того времени превращались в кукол и животных, и эти детские воспоминания оказали сильное влияние в будущем на создание персонажей для его книг для детей. Ещё в детстве Жука проявил любовь к книгам из обширной библиотеки своего дедушки. Книжные фавориты мальчика были связаны с путешествиями и приключениями. Он читал всё, что находил, и уже тогда отметил отсутствие среди книг типично бразильской детской литературы.
В подростковом возрасте Монтейру Лобату начинает писать для школьных газет и обнаруживает в себе способности к рисованию. В 16 лет он потерял отца, а в 17 — мать, и опекунство над ним переходит к деду по материнской линии, виконту Тремембе. По воле деда Жозе Бенту Ренату поступил в юридический колледж своего штата, который окончил в 1904 г., хотя предпочёл бы поступить в Школу изящных искусств. Это влечение к искусству выразилось в нескольких карикатурах и рисунках, которые он разослал в газеты и журналы. Во время учёбы после выигранного литературного конкурса писал статьи для студенческих газет.
Получив диплом, Монтейру Лобату вернулся в Таубате и оттуда продолжил посылать статьи в различные газеты, рисовать иллюстрации и карикатуры для журналов, делать переводы статей. В 1906 г. был назначен исполняющим обязанности прокурора Таубате, в 1907 г. получил должность прокурора в Арейасе, сельском городке Сан-Паулу. В 1908 г. женился, в браке родилось четверо детей.
После смерти деда в 1911 г. Монтейру Лобату получил в наследство ферму Букира и со своей семьёй переехал в сельскую местность. Новое занятие позволило посвятить себя литературе. Именно в это время Монтейру Лобату опубликовал первые заметные тексты, сотрудничая с различными газетами и журналами. Особо бурную полемику вызвал опубликованный в 1914 г. рассказ «Urupês», в котором автор создал Жеку Тату, своего персонажа-символа. Лентяй и знаток «закона наименьшего усилия», Жеку полностью отличался от крестьян-кайпиров и коренных жителей, которых воспевали и идеализировали другие писатели. Через четыре года рассказ вошёл в первый сборник Монтейру Лобату «Urupês» (1918), в котором все произведения были тщательно подобраны по тематике. Книга имела ошеломительный успех.
В 1916 г. писатель продал ферму и отправился в Сан-Паулу. В столице штата он основал журнал «Paraíba» и работал в журнале «O Estado de São Paulo». В журнале «Onze de Agosto» публиковал тексты о театре. В 1917 г. Монтейру Лобату под псевдонимом Demonólogo Amador (Демонолог-любитель) запустил в журнале опрос среди своих читателей о Саси Перери (Saci Pererê), бразильском фольклорном персонаже. Получив множество откликов из различных уголков Бразилии с рассказами, сказками и преданиями о проделках Саси, одноногого чёрного человечка в волшебной красной шапке, писатель сделал уникальное исследование данного персонажа в книге «O Saci-Pererê: resultado de um inquérito» (1918), снабдив присланные истории своими предисловиями, комментариями и заключениями. Книга переиздаётся до сих пор.
Помимо писательства, Монтейру Лобату работал редактором. В этой роли он продвигал и рекламировал новых авторов. Он начал вкладывать средства в то, чтобы сделать книгу более интересной для потребителя, раскрашивая обложки. Помимо инвестиций в графическое производство, Монтейру Лобату произвёл революцию на книжном рынке с точки зрения распространения, так как продавал книги от двери до двери, в продуктовых магазинах, по почте, по всей стране. Основал одно из крупнейших издательств Бразилии Companhia Editora Nacional, сначала называвшееся Monteiro Lobato & Cia. До этого книги, распространявшиеся в Бразилии, издавались в Португалии, но инициативы Монтейру Лобату дали бразильской книжной промышленности решающий импульс для её развития. Добившись большого успеха, Монтейру Лобату вложил средства в расширение типографии и закупил машины за границей. Этот бизнес пережил кризис в связи с так называемым «мятежом лейтенантов», произошедшем в Сан-Паулу в 1924 г., но пройдя банкротство смог возобновиться.
До этого политического кризиса Монтейру Лобату начал создавать своё самое замечательное творение — цикл «Sítio do Pica Pau Amarelo» (в русском переводе «Орден Жёлтого Дятла»), книги из которого стали распространяться с 1921 г., предваряемые публикацией некоторых фрагментов в журнале «Revista do Brasil». О первой же красочно иллюстрированной книжечке «A menina do narizinho arrebitado», выпущенной на Рождество 1920 г., восхищённо отозвались как критики, так и читатели — огромный тираж в 50000 экз. расходится в течение нескольких месяцев, в том числе бесплатно отправляется в школьные библиотеки по всей Бразилии. Многие считают, что именно с этой книги, а позже и цикла в целом, началась бразильская национальная детская литература.
В 1925 г. Монтейру Лобату с семьёй переехал в Рио-де-Жанейро, где оставался в течение двух лет. Будучи к тому времени явным поклонником Генри Форда, он опубликовал серию восторженных статей о нём, позже собранных вместе в англоязычном сборнике. Помимо публикации текстов на самые разные темы не только в центральных СМИ, но и в газетах из других штатов, опубликовал фельетон, вызвавший фурор в прессе и который вскоре был преобразован в роман «O Choque das Raças ou O Presidente Negro» (1926), о будущем первом чёрном президенте США.
В 1927 г. Монтейру Лобату был назначен на пост торгового атташе в Нью-Йорке и уехал в Соединённые Штаты, оставив управление издательством своему партнёру. В течение четырёх лет он внимательно следил за технологическими инновациями более развитой экономики и делал всё возможное, чтобы оттуда попытаться использовать прогресс на своей земле. Работая над укреплением торговых отношений между двумя странами, он выпускал длинные и подробные отчёты, в которых указывались пути и предлагались решения бразильских хронических проблем.
После революции 1930 г., которая уволила всех правительственных чиновников свергнутого президента, Монтейру Лобату вернулся в Сан-Паулу с большими планами. Он убеждал бразильское правительство в необходимости инвестиций в железо, нефть и дороги, отправил новому президенту Жетулиу Варгасу объёмный документ под названием «Памятка по проблеме производства стали в Бразилии», в котором он ещё раз раскрывает экономическую важность железа, преимущества процесса Смита и свои усилия по его внедрению в Бразилии. В поисках нефти писатель создал компании для бурения и разведки нефти на территории страны. В своих усилиях ему приходилось бороться с интересами крупных компаний и правительства. В публицистической работе «O escândalo do petróleo» («Нефтяной скандал», 1936) он обвинил правительство в том, что оно не занимается разведкой нефти и не разрешает бурение.
В 1940 г. Монтейру Лобату получил приглашение от Жетулиу Варгаса возглавить министерство пропаганды, от которого отказался. В письме Варгасу он резко раскритиковал бразильскую политику добычи полезных ископаемых. Содержание письма посчитали подрывным и неуважительным. Его арест был произведён Судом национальной безопасности в марте 1941 г. Но даже тогда Монтейру Лобату не замолчал. Он продолжил свой крестовый поход за нефтью, а также осудил пытки и жестокое обращение, практикуемые полицией. Усилиями группы интеллектуалов и друзей удалось добиться от Жетулиу Варгаса освобождения Монтейру Лобату после трёх месяцев заключения. Однако преследования писателя продолжились. По предписанию полиции Сан-Паулу сотни копий книги «Питер Пэн», адаптированной Монтейру Лобату для своего детского цикла, были изъяты из продажи нескольких книжных магазинов в штате, и многие из них были сожжены.
Писатель оказался на свободе, и ему предстоял один из самых трудных этапов его жизни. Он потерял Эдгара, своего старшего сына, стал свидетелем процесса ликвидации основанных им компаний и, что ещё хуже, пострадал от цензуры и удушающей атмосферы диктатуры Жетулиу Варгаса. Он отказался от членства в Бразильской академии литературы, однако вошёл в состав делегации писателей Сан-Паулу на Конгрессе писателей Бразилии. Отказался от предложения вступить в Коммунистическую партию Бразилии. В 1945 г. перенёс операцию на лёгких.
А затем уехал в Аргентину, в Буэнос-Айрес, где подготовил Полное собрание своих сочинений. Многотомник (30 томов) вышел в Бразилии, а весь детский цикл Монтейру Лобату был издан в Аргентине на испанском языке, включая две эксклюзивные истории. Финансовое положение писателя укрепляется. Освоившись в Аргентине, Монтейру Лобату опубликовал на испанском языке книгу «La Nueva Argentina» («Новая Аргентина», 1947) под псевдонимом Мигель П. Гарсиа, в которой доступно объяснил детям пятилетний план президента Аргентины генерала Перона.
Проведя год за рубежом, писатель возвратился в Сан-Паулу. Бразилия в тот момент находилась под реакционным правлением маршала Дутры. Огорчённый ограничительной политикой, существующей в стране, Монтейру Лобату стал активно участвовать в националистических и народных движениях. Опубликовал рассказ «Zé Brasil» (1947), чем вызвал большой ажиотаж в прессе. В книге писатель по-новому осмыслил своего символического героя Жеку Тату, неисправимого лентяя, которого Монтейру Лобату теперь описал жертвой нищеты, ставшей безземельным сельским рабочим. Если раньше лобатская деревенщина боролась с эндемическими болезнями, то теперь его злейшим врагом становится латифундия и несправедливое распределение сельского имущества.
В 1948 г. Монтейру Лобату устал от борьбы — в апреле у него произошёл первый инсульт, который повлиял на его моторику. 2 июля 1948 г. репортёр Radio Record Мурилу Антуньес Альвес разыскал Монтейру Лобату для интервью. Писатель высказался по нефтяному вопросу, национальной и международной политике, раскрыл свою любовь к детям и сожалел о том, что потратил так много времени на написание статей для взрослых. Он высказал своё мнение о том, что мир действительно потерян, и что он захотел бы снова вернуться в этот мир только за тем, чтобы писать больше рассказов для детей. Ночью с 4 на 5 июля Монтейру Лобату умер в результате второго кровоизлияния в мозг в возрасте 66 лет. Он был похоронен на кладбище Консоласао в Сан-Паулу.
Несмотря на то, что его помнят за работы в детской литературе, Монтейру Лобату также писал произведения националистического характера. В своих националистических сочинениях писатель не стремился угодить, он говорил то, что думал, независимо от повода. Также за некоторые ранние рассказы и очерки Монтейру Лобату обвинялся в расизме в связи с уничижительным описанием чёрной бедноты из захолустных уголков Бразилии. Литературный стиль писателя обычно связывают с движением, предшествующим модернизму и следующим за символизмом, — премодернизмом.
Монтейру Лобату переводил книги на протяжении всей жизни — произведения Андерсена, братьев Гримм, Киплинга, Льюиса Кэрролла, Джека Лондона, Марка Твена, Линя Юйтана, Германа Мелвилла, Конана Дойла, Сент-Экзюпери, Андре Моруа, Ильи Эренбурга, Ричарда Райта, Эрнеста Хемингуэя, Уилла Дюрана, Бертрана Рассела, Шолома Аша, Мориса Метерлинка, Торнтона Уайлдера, Уэллса и десятков других.
Фантастическое в творчестве:
Однажды за игрой в шахматы Монтейру Лобату услышал историю о маленькой рыбке, которая, пробыв некоторое время вне воды, так и не научилась плавать и, вернувшись в реку, утонула. Вскоре после игры он записал историю утонувшей рыбки, и позже решил развить это предание, вспоминая сцены из сельской жизни своего детства: рыбалка в ручье, походы в лес с отцом, игры с сёстрами. И начинается история бразильской девочки-фантазёрки Лусии по прозвищу Носишка и её храброго брата Педриньо, живущих в усадьбе Жёлтого Дятла вместе с доной Бентой и тётушкой Настасией, которые готовят им вкусную еду и рассказывают сказки. У детей необычные друзья: ворчливая, но самая умная кукла на планете Эмилия, всезнайка граф де Кукурузо, сделанный из сухого початка, и всеядный поросёнок Рабико. Жизнь этой компании полна приключений: они попадают в плен к Обезьяньему царю, вступают в бой со свирепыми ягуарами, освобождают животных из цирка. И это лишь то немногое, что можно найти в цикле Монтейру Лобату «Орден Жёлтого Дятла» («Sítio do Picapau Amarelo», 1920-1947), в котором он смешал элементы общечеловеческой литературы, греческой мифологии, комиксов и кинематографа. При этом он создал приключения с очень бразильскими персонажами, воспроизводя сельские обычаи и национальные фольклорные легенды. В усадьбе Жёлтого Дятла Питер Пэн играет с котом Феликсом, а Саси (бразильский фольклорный персонаж) учит трюкам Красную Шапочку в Стране чудес Алисы. Монтейру Лобату также считал важным передавать знания и идеи в книгах, рассказывающих об истории, географии и математике, и создавая цикл стал пионером парадидактической литературы, в которой учатся, играя. К слову, Монтейру Лобату любил хорошо поесть и старался, чтобы его читатели знали об этом. Поклонники Носишки, Педриньо, Эмилии и графа де Кукурузо до сих пор истекают слюной, вспоминая тысячи тортов, пирогов и сладостей, созданных мифологической тётушкой Настасией, заколдованной кухаркой в усадьбе Жёлтого Дятла, ведь её вареники смогли приручить даже Минотавра в одном из эпизодов приключений компании.
Кроме детского цикла к фантастике можно отнести «O Presidente Negro ou O Choque das Raças» (1926) — роман, большая часть действия которого происходит в США в 2228 году. В этом мире запрещено расовое смешение, чтобы чёрные и белые оставались генетически чистыми. Во время президентских выборов 2228 года белый действующий президент баллотируется против белой феминистки. Но чёрный лидер Джим Рой побеждает в 30-минутном электронном голосовании, став 88-м и первым темнокожим президентом США. Однако белые американцы замышляют стерилизовать всех чёрных...
Одним из последних произведений автора стал политический памфлет «A História do Rei Vesgo» (1947), поданный в виде сказки о плохо видящем короле, приказавшем срыть гору, которая мешала ему видеть. Гора оказалась горой демократии.