Александр Громов отзывы

Все отзывы на произведения Александра Громова



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 1107

  Страницы:  1 [2] 3  4  5  6 . . . 19 20 21 22 23   (+10)»   (+21)»»

«Реверс»
–  [ 10 ]  +

grigoriy, 11 апреля 2014 г. в 17:59

Как могли два талантливых писателя, которых я очень люблю, написать такую скучную вещь, явно затянутую и мало интересную?

Это вопрос к ним, а я хочу сказать, что читать было трудно..Конечно, последние главы кое-что оживляют, но путь к ним слишком длинен.Для меня чтение «Реверса»-потерянное время..

Оценка : 4
«Вычислитель»
–  [ 10 ]  +

Biggrema, 05 ноября 2013 г. в 15:09

Очень сильная повесть. Достойная сравнения с произведениями Джека Лондона.

Вещь тяжелая, но ни чуть не жалею, что решил ее прочитать.

Написано очень добротно и читается легко, не смотря на то что это драма. Отлично передана атмосфера окружающего мира и героев повести. Люди показаны такими, какие они есть на самом деле — без прикрас.

Иногда такие произведения читать просто необходимо.

Оценка : 10
«Запруда из песка»
–  [ 10 ]  +

olesky, 10 сентября 2013 г. в 19:31

Есть у многих мечта, что придет к власти некто совершенномудрый и устроит счастливую жизнь. Или хотя бы наведет порядок. Здесь порядок наводят грубо и тупо — астероидными бомбардировками. И Порядок с большой буквы — не то казарма, не то тюрьма, не то монастырь. Даже детей забирают у родителей и отдают совершенномудрым наставникам с розгами. Зато человечество объединилось ради великой цели — не то выживания, не то освоения космоса, которое все равно ради выживания. Перекликается с миром Полудня, но там была мечта, а здесь кошмар какой-то. Там хочется жить, здесь нет, несмотря на полное отсутствие собачьих парикмахеров.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А главзлодеем оказывается самый высокий начальник.
Да, сторожей надо сторожить, но кто этим занимается? Не совершенномудрые инопланетяне, а всего лишь люди, пусть и самые выдающиеся в истории. Вот тут не верится. В научных коллективах тоже не лепота и благолепие: головы вот такенные, личности сплошь яркие, а как начинают деньги и славу делить, получается нечто среднее между детским садом и стадом бабуинов. И мировые исторические знаменитости вряд ли договорились бы. Просто потому, что у каждого свое мнение, особенно по такому важному вопросу, как судьба мира.

Оценка : 3
«Год Лемминга»
–  [ 10 ]  +

Агроном, 16 июля 2013 г. в 21:09

Ещё один роман, из не многих прочитанных мной у Громова, который в очередной раз убедил, что это очень разносторонний автор. Первый и самый главный плюс — антураж и психологическая составляющая, просто выше всех похвал, пожалуй что-то настолько сильное видел у него только в «Мягкой посадке». Сам сюжет оригинален и весьма «вкусно» подан, к тому же довольно динамичен. Язык отменный, но это и не удивительно для Александра Громова. Ну а минус пожалуй только один — как-то грустно становится после всего прочитанного, но уж это сугубо мое мнение.

Оценка : 9
«Крылья черепахи»
–  [ 10 ]  +

NikolaSu, 28 апреля 2012 г. в 09:27

И кто загнал Громова на эти галеры? С чего он начал писать детектив? Готовит почву для смены своего жанра? :)

Первая половина книги — чистый детектив без малейшего следа фантастики. Причем детектив классический, наиболее нелюбимый мной вариант «убийство в запертом доме». И началось расследование: кто-где стоял, кто-что делал, кто-что видел, кто-кого видел? Нудно и скучно. Я уже было хотел бросить книгу на середине, но хорошо наводнение началось.

Во второй половине виден настоящий Громов. Читать становится очень интересно. Опостылевшим героям начинаешь искренне переживать и сочувствовать.

Очень неровный роман. Может первую половину автор написал, чтобы раздуть повесть до размера романа?

Оценка : 7
«Феодал»
–  [ 10 ]  +

laughingbuddha, 05 июня 2010 г. в 20:26

В целом — хорошая книга. Достаточно сложная, достаточно серьезная, чтобы не забыть через 5 минут после того, как дочитал последнюю страницу. Главное мое неудовольствие — я не люблю компиляции, пусть даже и весьма талантливые, а данная книга есть ничто иное как отличная, превосходно развитая, но все же компиляция «Сталкера» и «Града обреченного». Увы. Самое же печальное — что несмотря на то, что автор почти на уровне выдерживал планку, заданную исходными произведениями Стругацких, в конце он, как ни крути, спекся. Ну не лезет сюда слащавый хэппи-энд, никак не лезет. Я не утверждаю, что автор должен был прикончить всех героев, но у меня осталось отчетливое ощущение, что он попросту от них отмахнулся. Не знаю, возможно, издатель со сроком сдачи на него давил, возможно, жена или дочка попросили, чтобы у всех все было хорошо... Но как ни крути, завершение романа смотрится розовым бантиком, повязанным на шею матерому волчаре с обломанным клыком и седой спиной. Или огромный чупа-чупз во рту у белой акулы. Итого — минус три балла.

Оценка : 7
«Год Лемминга»
–  [ 10 ]  +

Irena, 07 июля 2009 г. в 04:34

Язык хорош. Сюжет крепкий. Достаточно оригинально, умно, проблемы серьезные поднимаются. Концовка только показалась несколько скомканной.

Есть в книге одно «но», малозаметное на первый взгляд, но существенное. Все метания героя, вся проблема основана на ВЕРСИИ — непроверенной и недоказанной. Почему-то все принимают сию версию как истину. Я понимаю: другой гипотезы у них нет. Но это не значит, что имеющаяся верна!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Нет однозначных доказательств того, что пресловутое «поле» существует и что дело именно в нем. Нет информации, кто же (или что) на самом деле этим занимается, если отбор действительно идет. «Аура человечества»? Суперцивилизация? Психотропное оружие? Или все же не выявленный пока вирус? И если это отбор — то каковы его действительные цели? «Очистить» от злобных и вредных? Или, может, от слишком умных и инициативных? Пусть бы все были тихими и законопослушными... А может, вообще целью является «опустить» человечество обратно до первобытного уровня, чтобы не загаживали планету? Нет доказательств, что «фактор Т» уничтожает «плохих» людей, и нет точного критерия, по какому принципу он их отбирает. Почему покончил с собой Филин? Не найдя возможности записать его в «подонки», герой решает, что причина была — угрызения совести. А может, нет? Какие такие великие грехи у Кручковского? Мы не знаем. Про лыжника ни одного плохого слова не сказали. Это так, навскидку, не проверяя заново весь текст. Да и сам герой — что с ним не так, почему он оказывается «отмеченным»? «Он больше не нужен», объясняют нам. Ого, приехали: сначала «он плохой», потом «он не представляет ценности», затем еще упоминался фактор плохой наследственности... То есть будь ты даже порядочным — это еще ничего не гарантирует. Не говоря уж о том, что для поддержания населения в «нужной форме» чистку эту нужно проводить ПОСТОЯННО. Вы представляете себе общество «свободных и счастливых» людей, постоянно живущим под дамокловым мечом? Когда в любой момент, как ни старайся, по не известной тебе причине тебя могут «отбраковать»?

Причем — ведь если бы явились, например, некие «люди в белом» и заявили, что ради блага человечества они будут расстреливать тысяч по 200 каждый день — тех, кто недстаточно ценен для общества, — думаю, проблем и метаний бы не возникло: сопротивлялись бы им, насколько могли (возможно, не могли бы — но это другой вопрос). В чем же разница?

И почему герой упорно цепляется за самый неприятный для его совести вариант, хотя этот вариант не доказан?

В результате основная проблема — так, как она подана, — выглядит натянутой. За это и снизила оценку, хотя в целом книга достойная.

Оценка : 8
«Корабельный секретарь»
–  [ 10 ]  +

Kriptozoy, 07 сентября 2008 г. в 19:44

Читал у Громова не так уж и много, всего несколько повестей и рассказов, но уже сделал для себя вывод, что писатель, как это говорится, настоящий инженер человеческих душ. Во всяком случае умышленно-отрицательные персонажи у Громова получаются ужасающе ярко и достоверно. После прочтения всегда хочется встретить персонажа где-нибудь в подворотне и прочитать ему лекцию о человеколюбии, доброте и гуманизме. Желательно аргументируя собственные доводы при помощи хорошей арматурины :-( Корабельный секретарь Арсений заслуживает не только душевных мук и переживаний, а ещё и смерти через повешение и казни на электрическом стуле, Вычислитель Эрвин заслуживает не только пожизненного заточения на необитаемом архипелаге, но и хорошего термоядерного удара, а ещё лучше двух. Ну и так далее...

Повесть мне невероятно понравилась. Забавно, легко и интересно читается. Сюжет, прямо скажем, не новый и фантастический антураж здесь нужен, скорее, для жанра, чем для убедительности. Кроме того, действие происходит в уже привычной громовской Вселенной, в уже привычном громовском будущем, так что особо додумывать ничего не нужно. Можно просто наслаждаться хорошим текстом и профессионально рассказанной историей.

Хорошо с психологической точки зрения построено повествование. Практически всю повесть сочувствуешь этому милому, славному, находчивому главному герою и презираешь туристическую дворянскую элиту, ну а конец повести ставит всё с ног на голову. И это хорошо :-)

Чуть-чуть не дотягивает до твердой десятки.

Оценка : 9
«Вычислитель»
–  [ 10 ]  +

blandina, 20 декабря 2007 г. в 17:22

Повесть написана прекрасно, но поневоле на ум приходят аргументы литературных критиков эпохи соцреализма: зачем писатель пишет произведение, в котором, по условиям задачи, не может быть выживших? Был ли ты трусом или героем, был ли ты подлецом или альтруистом, был ты гением или профаном — ты все равно умрешь на болоте в плохих условиях или на одиноком острове в хороших условиях. Фактически, всех персонажей можно было считать покойниками с того момента, как их выгнали за кордон — недаром «самый умный» так там и остался. Ну, скажут мне, ведь в реальной жизни фактически так и происходит. А зачем тогда надо было писать фантастику, конструировать мир? Зачем ограничивать условия, как в компьютерной игре — группа персонажей, набор инструментов, цель — на горизонте? Чтобы показать, как работает голова у шибко умного вычислителя? Ну, показали, дальше что? Массовое умерщвление персонажей — не беда, в трагедиях — обычное дело, но там они все же гибнут не просто так — зрителя (читателя) должно шибануть чем-то «надмирным» — роком, свободой, победой, торжеством соцреализма, в конце концов. А здесь шибает простой моралью: если умный — помучаешься подольше, но помрешь все равно. Так что имеет смысл бросать фантастику и писать экзистенциальные романы. Глядишь, и нобелевку дадут.

Оценка : 7
«Вычислитель»
–  [ 10 ]  +

bobby, 01 марта 2007 г. в 16:44

А меня не зацепило.

Стандартный сюжет: из точки А в точку Б шла куча народу. Дошел один, но в точке Б его ждал облом.

Данная реализация сюжет ничем особенным меня не привлекла. Все серенько — средненько.

Оценка : 6
«Орбита для одного»
–  [ 9 ]  +

Андрей Юрков, 26 мая 2022 г. в 22:10

Захотел перечитать «Вычислителя» и с удивлением обнаружил, что есть аж два продолжения. Ну что ж, прочитал и их. В этой книге, третьей, обнаружил ровно один плюс

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
что Канн нашел наконец практическое применение своей любимой задаче с гравитирующими телами

А так довольно серая космоопера, линкоры эти, сходящиеся борт в борт в открытом космосе, повстанцы-рудокопы. Ну и Кристи. В первой книге было очень грустно, когда она утонула. Во второй — приятно, что она всплыла, хоть это и перевело произведение в несколько сказочную плоскость. А тут она так себя ведёт, что лучше бы и не всплывала.

Оценка : 5
«Вычислитель»
–  [ 9 ]  +

Мистериум, 03 октября 2021 г. в 18:34

Да, мрачно. Но на мой взгляд, очень хорошо.

Все логично, каких-либо фантасмагорических элементов нет, все допустимо в рамках научной фантастики.

Характеры, за исключением главного героя, очень односторонние, но яркие. Это могло бы оказаться плохой характеристикой, но автор заведомо избрал ситуацию, в которой полутонов не должно быть. Главная тема — выживание группы людей в агрессивной среде, разные модели поведения и оценка этого поведения со стороны героев.

Читается легко, к стилю и темпу повествования никаких замечаний нет.

Однозначно достойно прочтения.

Оценка : 9
«Вторая попытка»
–  [ 9 ]  +

Lilian, 08 августа 2021 г. в 16:27

Полноценная история аварии в космосе и контакта с другой инопланетной цивилизацией. Главный герой выделяется своей собранностью и рациональностью, хотя несколько лет почти что наедине со своими мыслями не могли не сказаться на его самоощущении.

Неплох прием с чередованием самих событий и рассказа о них, когда постепенно накапливающиеся отличия приводят к кульминационному финалу.

В некотором смысле это история о том, как представитель одной цивилизации предал своих ради чужих — но, к счастью, всё не так однозначно.

Оценка : 7
«Простолюдин»
–  [ 9 ]  +

heleknar, 17 марта 2021 г. в 12:39

Непонятно, зачем было писать этот роман, когда уже написан «Пандем» Дяченок?

Причём, с литературной точки зрения «Пандем» написан лучше, читать его интереснее и главные герои в нём не такие вредные бараны, как Константин из «Простолюдина».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

А так почти всё тоже самое:

Инфос — планетарная инфо/ноосфера из наномашин.

Утопия.

Деградация человечества.

Уход ноосферы в космос.

Очевидно, что ноосфера-Инфос контролирует все действия Константина и его соратников по Сопротивлению. Ну серьёзно, они стараются спрятаться от роя наномашин, которые могут контролировать даже природные катаклизмы. Возникает вопрос лишь о целях этого контроля:

— две конкурирующих ноосферы,

— просто развлечение,

— попытка Инфоса совершить самоубийство.

Но автор выбирает самое скучное: оказывается наномашины хотят покинуть землю, но «человечество должно иметь славную историю и гордиться ею. Оно не малыш в ползунках, брошенный на произвол судьбы, — оно победитель всемогущего искусственного интеллекта. Это чего-нибудь да стоит!». И всё.

Небольшой финальный твист: оказывается герой не последний лунный колонист, а искусственно созданный Инфосом человек, с ложной памятью и свойствами, которые позволили ему стать номинальным лидером Сопротивления. Но даже этот твист уже много раз использовали, взять хотя бы Blade Rinner 2049, так что он тоже не оказывает ожидаемого автором эффекта. Ну гомункул и гомункул.

Оценка 5/10. К прочтению не рекомендую. Лучше перечитать «Пандем».

Оценка : 5
«Год Лемминга»
–  [ 9 ]  +

mikereader, 04 февраля 2020 г. в 19:35

«Год лемминга» — вторая книга от Громова, первой была «Феодал». И обе книги меня сильно разочаровали. Абсолютно одинаковый диагноз поставлю им. Интересно интригующее начало, сразу втягивающее в события, но начинающее буксовать уже со второй трети. Динамика пропадет, действия исчезают, все вязнет в самокопировании и одинаковой философии. Извиняйте, но читать в десятый раз в ОДНОЙ книге, как герой никак не определит свое место в обществе со всеми этими «право имеющий», может развлечь только страдающих амнезией. Где развитие идей? Где рост персонажа? Почему обе книги начинаются там же, где и кончаются, а все события оказываются и вовсе не нужны!?

«Год лемминга» — это хорошая идея ну просто в отвратительнейшем исполнении. Дочитывал с трудом, скрипя зубами, ближе к концу очень хотелось отбросить и забыть всю эту несвязанную белиберду. Автор, ну пожалуйста, ну хоть кусочек чего-нить не вычурного, не надо тысячу мнимых якобы умных загадок пихать в каждый абзац, это же не пазл 1000 в 1. Просто пусть все будет просто и понятно! Но нет... Надо и про то, и про это, вот и сын в больнице, и семья неполная, и неизвестное «паучье чутье» в башке, и человечество в опасности, и функционеры подкапываются, и заговоры кругом, и бандиты... И ничего из этого не доведено до конца! Ну как так то!??!?! Все игрушки разбросаны, а кто убирать-то будет? Все это просто есть в книге и никак не объясняется.

Мало? «Год лемминга» выделился еще и скомканностью, сумбурностью повествования. Ну как можно следить за сюжетом, который КРОМЕ основной ветки подается еще и в виде непонятных флешбеков из разных времен, зачитыванием отрывков каких-то личных дел, слежением за действиями злодеев и бредовых снов?! На каждой странице приходится, перебарывая злость, собирать этот дурацкий пазл, пытаясь вспомнить, куда все это нужно сложить, и где вообще сейчас главный герой находится, и он ли это вообще!

Действия тут не имеют большого значения и ничем не выделяются, ну да, герой куда-то бегает, что то делает, но не всегда понятно, с какой целью, чего он хочет добиться, и с какой стати это приводит потом к определенным результатам. Логики во всем этом немного, т.е. если автор сам не напишет, то догадаться практически невозможно.

Вот пример: герой садится в кресло и начинает у себя в голове сам себе же ОПЯТЬ выдавать экспозицию, и всякие объяснения происходящего. Расследование только началось, ничего толком неизвестно, но конечно же он уже прав, ну кто бы сомневался! И в какой-то момент он оказывается на развилке, ему нужно проверить информацию. Чтобы произошло в нормальной книге? Он бы куда-нибудь поехал, там оказался втянут в неприятные (скорее всего) события, вынужден был побегать, может помахать кулаками или просто напрячься и хоть что-то сделать интересное, чтобы получить очередной кусок головоломки. А что тут? Он вызывает подчиненного, дает ему задание, и ТУТ ЖЕ ПОЛУЧАЕТ ОТВЕТ и продолжает сидеть ровно на заднице, ничего не предприняв, снова погружаясь в собственное занудство. Подобные сцены абсолютно бессмысленны и только утомляют, потому что уже ждешь чего-то бодрого, а в ответ тишина. Просто строки унылого внутреннего диалоги этого шизоида и его чуйки.

Еще и мир в «Годе лемминга» тоже фальшивый, ну вот не верится в него ни разу, эти глупые функционеры, которых все опасаются. То они годами по спец программе отбираются — ну лучшие из лучших, достойнейшие из достойных, то норовят в спину ударить, предать и отмазаться. Как это все у автора вообще вяжется? Мерзкие и противные людишки. Еще и этот старичок-боровичок Кардинал... Ходит, значит, такой, типа Сталин, с виду добрый, но жуть наводит жуткую. Все тут же потеют, запинаются. А он им такой «Что же вы, Мишенька? Я так на вас рассчитывал». Вся эта «организация» попахивает подростковым чтивом — глупыми и примитивными дивергентами, голодными играми и прочим, где главное что-нибудь вычурное придумать и неважно, что оно в принципе существовать не может, главное «НЕ ТАКОЙ КАК ВСЕ».

Считаю эту книгу просто зря потраченным временем и зря испорченной идеей. Не знаю как автору, но мне объяснений вроде «народ совершает массовое самоубийство, потому что масса решила самоубиться» кажутся немножко так идиотизмом. Может тут накладывается общее путанное ощущении от книги, и в нормальных руках эмоции, мотивации и акценты были бы расставлены правильно, но тут все просто отталкивает. Если мы не хотим, чтобы на яблонях росли червивые яблоки, значит надо вырубить... весь сад. Логика!

Особенно порадовала абсолютно бесполезная ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА в конце про каждого местного болванчика, типа после всей каши мне еще должно быть не наплевать на этих одноразовых бесхарактерных пешек, имена которых даже невозможно вспомнить?

Оценка : 4
«Запруда из песка»
–  [ 9 ]  +

Massaraksh, 12 декабря 2018 г. в 13:38

Описанное поведение главного героя, возможно, и нормально было бы для Михайло Ломоносова, чиновника, пусть 4-го класса, но с именем и покровителями, заведующего учебными и научными департаментами. Но, когда аналогично ведет себя задрипанный младший офицеришко, единственной заслугой которого является перенесенный энцефалит, то возникает вопрос: а не является ли все происходящее продуктом осложнения того самого энцефалита, у этого самого офицеришки?

Собственно, ярче всего черты характера главного героя проявляются по время пьянки в честь рождения сына. Это, откровенно, опасный псих. Нет, я лично знаю человека, который пришел в кабинет начальника, пнул его под задницу, сказал, что теперь он тут директор и его судьба — поднимать Россию с колен, но увезли его, внезапно, не в госдуму, а в дурку, откуда он вышел через пару месяцев тихий и спокойный. Не иначе, реинкарнация Петра I, пропала. Какое человечище сгубили убийцы в белых халатах!

У Громова был прекрасный старт. А вот все что он пишет после давно отшумевшего джихада пиратам — это «мягкая посадка». В смысле плавного снижения уровня, а не в виде отсылки к ранней книге.

Оценка : 2
«Запретный мир»
–  [ 9 ]  +

swealwe, 02 августа 2017 г. в 05:30

Мир — возможный, но абсолютно незамотивированный: в финале у колдунов оказывается слишком много информации, взяться которой неоткуда.

Персонажи — деревянные по пояс (сверху), хоть какая-то отрада — предмет любви главного героя, хотя и там не всё радует глаз: её тяга к «бабскому счастью» откровенно напрягает. Сами герои — попаданец вульгарис, разделённый надвое: один (типа) умный — второй сильный.

Юмор — автор пытался хохмить, но мне такое не смешно, за всю книгу пару раз слегка подхрюкнул.

Язык — ну с этим, хвала мирозданию, у Громова я пока проблем не находил особых. Здесь тоже не нашел.

Мораль — а она есть?

Вывод: для юмористички слишком серьёзно, для серьёзной вещи слишком плоско.

Оценка: 2 — «Никому не рекомендую, перечитывать не буду».

Оценка : 2
«Вычислитель»
–  [ 9 ]  +

йокумон, 24 ноября 2016 г. в 02:22

Не, не пойдет. Ну нереалистично и все. Так рассчитать все невозможно в принципе. Например поведение конкретного человека. На него влияют тысячи факторов, как внешних так и внутренних. По себе знаю, иногда нанесут тебе, так скажем, «серьезную обиду» — и ничего, плевать. А иногда сам себе чего нибудь надумаешь, и — внешне все спокойно — реакция на любой раздражитель может быть совершенно неадекватной. То есть для меня то она адекватна моему внутреннему состоянию, но человек извне вряд-ли может ожидать подобного. А в ситуации данной повести — все взвинчены, доведены до предела, — частота «неадекватных» реакций, следовательно, значительно возрастет. И едва ли любой «вычислитель» сможет при таком раскладе достаточно правильно рассчитать поведение людей. Можно было бы рассчитать поведение массы, толпы, но тут коллектив достаточно небольшой, и непредвиденное поведение хотя бы одного его члена серьезно изменит всю обстановку в целом. И это может произойти в любой момент, а как только ты просчитаешь новый расклад может случиться что-то еще. Мне кажется, в подобных ситуациях преимущественнее действовать от обстоятельств, а не по расчету.

Другой значительный фактор — сама обстановка. Возможны тысячи невычисляемых случайностей — шальная пуля, травма, болезнь, какая нибудь тварь в болоте, что угодно   — и вся обстановка «непосильным трудом» вычисленная летит к чертям. В лучшем случае можно держать в уме сколько-то вариантов и ожидать что события пойдут близко к какому то из них. Но если что-то собьется, что? Рассчитывать все заново? Не в этой обстановке.

Короче, если меня хотели убедить что здесь все пошло по рассчету одного человека, то следовало назвать повесть не «Вычислитель» а, например, «Ясновидящий» или «Экстрасенс», тогда история выглядела бы правдоподобнее. Но и такой поворот не обяснил бы почему, при всех своих феноменальных способностях, герой не сумел предвидеть финала своего путешествия. Вот из-за всего этого я и считаю эту повесть, хотя она и читается с интересом, неубедительной и, в общем, неудачной.

Оценка : 6
«Реверс»
–  [ 9 ]  +

kagury, 27 мая 2016 г. в 13:13

Честно-говоря, это просто унылая книжка.

Даже «Застава», которая не блистала особым позитивом и идеями смотрится на фоне «Реверса» почти алмазом. Я долго ждала, когда же действие, наконец, раскрутится или хотя бы преодолеет свою монотонность, но увы. Вот дочитала последнюю страницу, и что? Ну мне скороговоркой выдали легенду, призванную пояснить некоторые детали. С учетом того, что произошло это за пару страниц до конца — могли бы и не беспокоиться уже.

Если по сути, то роман снова про Центрум и теперь еще про проводников-контрабандистов. Идей в тексте две. Первая — это возможность создавать «проходы» из Центрума в другие миры, завязанная на тех или иных эмоциях. Она лежит в основе сюжета. И ведь можно было бы какой-нибудь интересной психологии вокруг накрутить или еще чего. Но нет. Авторы были выше этого. Осталась чистая платоновская идея. Не разбавленная. Для совсем уж гурманов.

Вторая фишка — это мир с еженедельным умиранием — вот, пожалуй, единственная любопытная штука (и, наверное, про него писал Лукьяненко, там как-то все поживее). Но опять — намекнули и бросили. Где какая-нибудь симпатичная философия применительно к этому миру? Я бы вот ближе к пенсии в такой бы с удовольствием переехала, например. Все равно Альцгеймер нас всех ждет, так может изменение личности позволит его избежать.

В общем, увы, но скучно, депрессивно и не стоит внимания. А жаль.

Оценка : 3
«Я, Камень»
–  [ 9 ]  +

glupec, 17 июня 2014 г. в 19:45

Как пародия на «творчество» многочисленных МТА -- недостаточно остро (недостаточно хлестко, недостаточно беспощадно... нужное подчеркнуть). Хотя потенциал был.

Как пародия на «фэнтези вообще», сиречь и на классиков (напр., Толкина с Говардом)... возникает один-единственный вопрос: а зачем?

Красивые девушки, отважные герои и мудрые старцы, по мнению автора, не существуют IRL, только в «игрушках»... Эдак и я возьму, напишу рассказ, в котором ошельмую под корень научную фантастику, заявив, что там «одни железки и нет души». И что? Можно этим что-н. кому-н. доказать?

Как были фэнтези и НФ абсолютно не пересекающимися множествами — так и остались. Причем у каждого жанра было, есть и будет over 9000 поклонников.

А если кому хочется почитать действительно талантливую пародию в этом же духе — куда более ехидную, «сочную» и, так сказать, «приперченную» авторской издевкой — так собственно, вот она: стихотворение Олди «Про киберпанка». Уже почти классика ;))

(Что характерно, Олди не плюются от одного лишь упоминания фэнтези, а даже сами время от времени его пишут ;)) Может, поэтому их стеб и вышел зачетным, а громовский — нет ;))

Оценка : 7
«Реверс»
–  [ 9 ]  +

MarchingCat, 23 мая 2014 г. в 15:36

Блекло и безвкусно, как жвачка. Посреди чтения, отвлекаясь на дела, книгу откладываешь без сожаления.

Слога Лукьяненко не чувствуется почти всю книгу. Лишь ближе к финалу стали проступать знакомые интонации. Язык Громова ощущается лучше, но основная «масса» произведения (вот просто удивительно подходящее слово на язык пришло — «масса») = слишком занудно, явный перебор кусков текста без действий и диалогов — описалова всякие и рассуждения.

Доведись прочитать такой роман без указания автора — да ни в жизнь бы не поверил, что это Лукьяненко с Громовым.

Само собой, полным барахлом тоже назвать нельзя. И сюжет есть, и шутки удачные (типа блёсен, без которых рыба может обойтись, а рыбак — нет). Когда идёт непрерывное действие — непосредственные события, диалоги — тоже неплохо. Вторая половина романа явно лучше первой. Но всё в сумме — блекло. И уж особенно для таких авторов — мастера слога Лукьяненко и мастера сюжетов Громова.

Оценка : 6
«Завтра наступит вечность»
–  [ 9 ]  +

Barros, 12 декабря 2013 г. в 18:45

Хорошего писателя нужно почаще ругать. Все время хвалить нельзя — расслабится, начнет воспринимать аплодисменты как должное. Не замечать — и того хуже, отсутствие читательской реакции может автора просто извести... что тоже не здорово.

Остается цепляться, придираться, не давать покоя, крутить, как, извините, курица яйцо. Чтобы не залежался.

Александр Громов — писатель очень хороший (с моей колокольни, конечно), хотя рядом с блистательной «Мягкой посадкой» у него возьми да и появись что-то вроде «Властелина пустоты» — проходнячок... Поэтому новые вещи Громова я вовсе не автоматически ставлю на полку. И отношение к его книгам у меня немножко для меня самого удивительное: я это впечатление необычно часто пересматриваю. Не всегда пересмотр идет «в плюс», иногда и в «минус», а временами оценка остается на том же уровне — но меняется содержательно. Художественные модели в больших произведениях Громова почти всегда многомерны и дают возможность рассмотреть описанные ситуации в самых разных ракурсах — социально-философском, психологическом, этическом и так далее. Что, собственно, и способствует регулярной переоценке.

Не знаю, как скоро я буду переоценивать «Завтра наступит вечность» — но первоначальная оценка сформировалась почти сразу. Прежде всего, это явно не произведение первого ряда — и, в то же время, не последнего. Стойкий «середнячок», бойкая приключенческая повесть, написанная живо, мастерски, но без большого авторского интереса. Симпатичный герой, который из простых техников-работяг вдруг перескакивает в ряды техников совсем не простых. Добротная приключенческая завязка, которая быстро формирует яркую ситуацию, вводит в сюжет наши спецслужбы (карикатурно-глуповатые, совсем как в теленовостях), раскрывается на новый уровень... Вполне последовательное развитие сюжета, который, впрочем, работает не столько сам на себя, сколько позволяет автору сменить «отработавший» свое антураж на новый, свеженький, и запустить в этом антураже новый поворот...

Оторваться от книги невозможно, но приятность чтения меня уже давно не обманывает: а под крышкой-то что? А вот не нашлось чего-то важного, чего, честно говоря, хотелось бы; а что нашлось, то новизной для меня не блеснуло...

При этом Громов честно попытался обозначить достаточно интересный многоуровневый конфликт: вот государство, вот Корпорация, которая не хочет государству подчиняться, а вот герой, который тоже желает быть сам по себе. Такой вот совсем не любовный треугольник, который в романе ясно намечен, но, увы, сыгран весьма поверхностно. Да, человеку все едино, от кого он будет зависеть — от государства или от Корпорации, пусть даже устроенной наиразумнейшим образом. И выход для человека только один: стать свободным, выйти из игры. Как?

Герой романа ломает ситуацию тем, что получает средство контроля и над Корпорацией, и над государством — более того, чуть ли не над всей цивилизацией. Но обретенная власть — это вовсе не свобода (по Бердяеву не свободны ни раб, ни его хозяин), и конфликт не исчерпан: он лишь переведен на новый уровень. Концовка романа открыта...

Умная, правильная, ценная тема — а вот не располагает текст к тому, чтобы думать о соотношении свободы и несвободы. Проблема — на уровне констатации, предложенное решение — тоже. Скорее, игра в проблему...

Так вот: очень мне не хочется, чтобы Александр Громов продолжал лишь играть в литературу. У него получается, браво, молодец, он чемпион. Но уже написаны «Год Лемминга» и «Менуэт святого Витта», и так не хочется думать, что дальше будет только яркая и эффектная, но — всего лишь игра...

(Опубликовано в журнале «ПитерBook», 2002, № 11)

Оценка : 7
«Запретный мир»
–  [ 9 ]  +

Demid, 29 мая 2011 г. в 13:00

Зная Александра Громова как автора, специализирующегося на социальной фантастике, я очень удивился, узнав о существовании этой книги, по виду типичной фэнтези, со здоровенным детиной на обложке. Впрочем, не скрою, что именно сочетание известного мне имени автора и несвойственного этому автору жанра и привлекло меня. Как оказалось, детина на обложке — не ошибка художника. Под обложкой удивило предисловие, написанное автором, по-видимому, осознающему несоответствие этого романа своему собственному годами наработанному реноме. Похоже, что этим предисловием автор заранее оправдывается перед читателем за невысокий уровень романа и отсутствие привычной в его творчестве социальной проблематики. Оправдания автора полностью оправданы (простите за тавтологию). С первых строк книги читателю предстоит вжиться «в шкуру» очень недалекого пролетария, предел мечтаний для которого — попить пивка да поспать. Какие уж тут социальные проблемы! Беспросветная тупость героя местами раздражает настолько, что возникает желание отбросить книгу, но, похоже, автор, понимая это, тут же отодвигает своего недалекого персонажа на второй план.

Сам роман построен лишь на одном фантастическом допущении – наличии двери в параллельный мир, все остальное – зарисовки быта людей раннего бронзового века, батальные сцены. Но и тут не обошлось без м-а-аленькой дольки социальной фантастики, которая читателю дается лишь в конце книги.

Итог таков: посредственный роман талантливого автора. Читается легко, но также легко может быть отложен на два-три дня или даже на неделю. Впрочем, если вы его вообще не прочтете, то ничего не потеряете.

Оценка : 5
«Феодал»
–  [ 9 ]  +

Demid, 09 мая 2011 г. в 00:30

Создать новый мир, продумать все детали его функционирования и смоделировать социум, могущий существовать в нем — непросто. Автору это удалось. Положив в основу романа очень необычное фантастическое допущение, базирующееся на необычных физических явлениях придуманного им мира, Александр Громов не просто смог смоделировать поведение отдельных индивидуумов в этом мире, но и спрогнозировать развитие и эволюцию социальных групп вплоть до создания государства. А это требует не только литературного мастерства, но и определенных познаний в области социологии. На этом, так сказать, макроуровне автор показал себя блестяще.

К сожалению, внутренний мир (микроуровень) главного героя столь же удачно автору показать не удалось. Почему вдруг преуспевающий феодал решил свести счеты с экспериментатором и откуда в нем взялась уверенность, что это ему вообще по силам — в романе обосновывается, но как-то неубедительно.

И все же эта книга мне подарила несколько незабываемых интересных часов и оставила после себя впечатление общения с приятным и умным собеседником, коим, я уверен, и является Александр Громов. Большое ему спасибо за великолепный роман!

Оценка : 9
«Ребус-фактор»
–  [ 9 ]  +

Steven812, 15 февраля 2011 г. в 13:55

Откровенно слабая книга. Явные потуги автора описать революционную ситуацию в колонии выставляют героев идиотами (не олигофренами и дебилами:-[) Сюжет не захватывает, протекает вяло и неспешно и только в концовке появляется какая- то динамика. Присутствует ряд ляпов, неприятно поражающих, т. к. автор хорошо известен и это далеко не проба пера. Читал долго и тяжело,несмотря на нераскрытость темы черных кораблей, вторую книгу не куплю...

Оценка : 5
«Мягкая посадка»
–  [ 9 ]  +

видфара, 29 ноября 2010 г. в 14:34

«Есть упоение в бою и бездны мрачной на краю» (с). Вот и «Мягкая посадка» завораживает (или замораживает? :-D) — тягуче и неотвратимо на мир наползает Апокалипсис, а люди до последнего надеются, что всё обойдётся, что всё рассосётся само... Наверное, это самый страшный вариант финала — «ни всхлипом, ни стоном, ни взрывом», а медленно и незаметно. Но для тех, кто всё же замечает, и даже барахтается по мере сил, пытаясь отсрочить гибель своего мира, такая пытка и вовсе, казалось бы, невыносима. Но ко всему человек-подлец привыкает...

Избыточность фант.допущений на самом деле работает на авторский замысел — показать нам, что не такие уж мы и многозадачные и в массе своей не способны дать быстрый ответ на внезапный вызов природы. Тем более, что его ещё и разглядеть-то надо вовремя. «Год лемминга», конечно, надо читать первым — тогда история «Мягкой посадки» становится ещё более объёмной. И не такой гнетущей — есть там свет в конце тоннеля, есть!

А Бойль очень даже пригодился, и вовсе не в качестве «рояля в кустах». Для торопливого читателя его появление служит прекрасным отвлекающим манёвром! Разумеется, мало приятного в том, чтобы ощущать себя отнюдь не умнее главгероя, и уж тем более, не умнее автора. Зато потом не раз поймаешь себя на мысли: а не превращаешься ли ты постепенно в дубоцефала, не в адаптанты ли подался ненароком?

В общем, достойный роман. Для мозгов, а не от.

Оценка : 9
«Год Лемминга»
–  [ 9 ]  +

Dan-Master, 25 ноября 2010 г. в 15:02

Великолепный Роман. Прочитал с огромным удовольствием. Давно уже не испытывал забытого ощущения — дрожи от желания открыть книгу и погрузиться в чтение, забыв о делах и обязанностях. Исключительно сильно произведение в области социальной фантастики. Блестяще разыграна карта человечества как единого живого существа способного к саморегулированию. Поражает масштаб происходящего, социальные изменения. Но мне лично очень нравиться интеллектуальная насыщенность произведения. Автор — интеллектуал в своих книгах преподает мягко и неназойливо, восполняя мелкие пробелы в образовании читателя. За краткий экскурс в спелеологию — отдельное спасибо Громову.

Оценка : 10
«Прыткая и Потаскун»
–  [ 9 ]  +

amak2508, 22 января 2010 г. в 17:42

Казалось бы какая интересная должна получиться повесть — приключения исследователей-землян на неизвестной землеподобной планете. И пишет Громов хорошо, и логические построения в вещице стройные и вполне правдоподобные... А читать ее почему-то не очень интересно — суховато как-то получилось, людей за идеей почти не видно. Может быть потому, что практически робинзонада описывается — никаких тебе в тексте диалогов, одно чистое повествование.

Но идея повести, бесспорно, интересная и... спасибо Громову — кто еще раз за разом спускает нас (человечество) с небес на землю и ткает (есть такое слово?) носом в то, что мы да-а-а-алеко не венец творения, не цари природы, а так...

Оценка : 7
«Шанс для динозавра»
–  [ 9 ]  +

saddlefast, 06 мая 2009 г. в 21:07

Достаточно слабый боевик с элементами социальной прозы. Завязка совершенно невероятная, и даже схематичная. В далеком будущем Земля становится царством всеобщего благоденствия, которое оборачивается отказом от исканий и духовных проблем. Земное общество погружается в пучину наслаждений, и поиска все более и более изысканных способов забыться.

Но четверо землян решили бежать из Рая на Земле. И, совершенно случайно, попадают на звездолете на другую планету, живущую на грани Средневековья и Нового времени. К тому моменту один член экипажа погиб, и трое решили, разбившись по ролям, изменить ход истории этого нового мира, не дав им пойти по пути западного развития.

Что они хотят сделать из общества планеты, не очень ясно, но, кажется, для них идеалом является кастовое общество Японии 17 века или Китая времен империи Цин. Надо, чтобы люди отказались от идеи трансцендентального Бога, отказались от идеи человека как автономного социального атома, отказались от идеи механистического понимания мира, отказались от идеи техники как господства над природой. И взамен этого приняли идею социальной гармонии и имманентности божества природе.

Однако, не это составляет большую часть текста. На самом деле, идейной составляющей посвящено крайне мало места, и суждения героев о том, что они собираются предложить этому миру, весьма отрывочны.

А большая часть книжки посвящена занудному описанию длительной войны, которую начал один из землян, ставший князем одного небольшого государства. Он хочет взойти на трон Императора и подчинить себе всю тамошнюю ойкумену, чтобы взрастить всюду новую религию, основанную вторым землянином. Описание битв все более и более походят друг на друга, по ходу Громов вспоминает все популярные события военной истории, и выдумывает на их основе свои новые битвы в мало прорисованном пейзаже иной планеты. Попытки наслоить на эту войнушку психологические метания герое малоубедительны.

А потом оказывается, что князь-землянин остается один на один с планетой и своими бывшими друзьями, и то ли еще будет ...

Дочитывается с трудом, и автор устает, и читатель. Хотя видно, что должен был получиться анти-«Трудно быть Богом», но полемика особо не получается, и никакого ответа Стругацким не выходит... При этом из «Трудно быть Богом» заимствовано масса антуража, и даже имена героев чем-то схожи с теми именами, что придумали Стругацкие.

Самое плохое, что мало прописаны персонажи, а некоторые сюжетные ходы просто невнятны. Иногда главный герой-князь проявляет такие чудеса героизма, что это пожалуй, просто смешно. Описание психологии героев-жителей Средневековья показывает только то, что все-таки герои эти должны быть, по мнению Громова, сплошь моральными уродами, недоразвитыми и жестокими. Хотя можно было бы немножко побольше показать их внутреннюю жизнь, и не описывать ее такой плоской и убогой. Да и попытки героев остановить прогресс, направив его в иную, «восточную» сторону, можно было бы изобразить поживее и поинтереснее...

«Шанс для динозавра»
–  [ 9 ]  +

слОГ, 17 февраля 2009 г. в 17:23

Наверное, на данный момент — это самый неинтересный роман Громова. А главное — самый нелогичный. Я как-то привык, что в более или менее строгой НФ (к которой я привык относить данного автора) есть некая гипотеза, условия для эксперимента, правила игры в конце концов... Да цель еще необходима. Ну и новизна если получится — тоже хорошо. И авторская позиция, иллюстрирующая некий тезис — суть книги. Ну и читаться книга должна так, что не было скучно и предсказуемо. Вот. Дальше можно начать приводить примеры из «Шанса для динозавра» и показывать, что и где у автора не получилось. Не буду — главное с моей точки зрения, книга не получилась цельной.

Если есть три героя и между ними возникает конфликт — он возникает не на пустом месте, а из-за неразрешимых противоречий, из-за разный целей... А какую цель декларирует автор на первый взгляд: жизнь золотого миллиарда (а куда все остальное население делось?) в золотом веке бессмысленна, а потому развитие цивилизации по-западному пути надо приостановить на этапе позднего средневековья желательно введением новой религии (философии), например буддизма. Ну-ну.

Рассматривать этот роман как антитезу Стругацким? К сожалению, слишком разный уровень.

Резюме — денег потраченных не жалко, но друзьям рекомендовать не буду.

Оценка : 6
«Первый из могикан»
–  [ 9 ]  +

Dan-Master, 13 февраля 2009 г. в 11:36

По прочтению первой книги дилогии осталось очень двойственное ощущение. К счастью вторая книга все вопросы сняла. Роман отличный, в фирменном Громовском стиле. Обвинения многих коллег в картонности персонажей — по моему незаслуженны. Читатели забывают о том, что суждение отдельно взятой личности — формируются социумом в котором она (личность) существует. Если Ольге всю жизнь твердили что мужчины не люди, а неспособные по генному набору недочеловеки, странно требовать от нее осмысления проблемы с позиции сходной с нашей. И трагичность развязки — в принципе очень ожидаемый финал. Любому тяжело сломать устоявшиеся устои, тем более тяжело ради недочеловеков. Громов ведь, устами Тима Гаева, подчеркивает — материнская любовь к детям не зависимо от пола — вот мина замедленного действия которая разрушит Обновленный порядок.     Ольга же на момент финала детей не имела. Смерть эксмена — даже уникального — всего лишь смерть опасного животного.

Хочется добавить, что Громов в лучших традициях русской литературы оставяет на послесловие недосказанность, заставляя читателя мучиться и думать, «а что же дальше?» «как же они там?». Это делает произведение гораздо более сильным и позволяет продолжить линию повествования в следующем романе после многоточия.

Оценка : 9
«Первый из могикан»
–  [ 9 ]  +

amak2508, 04 ноября 2008 г. в 21:24

Вторая книга дилогии (!?) оказалась, на удивление, не только не слабее первой, но, на мой взгляд, даже и посильнее. Увлекательный сюжет, ситуации, взгляды, размышления, диалоги героев произведения, волей-неволей затягивающие и читателя (честное слово, в этой книге есть об чем поразмыслить и после того, как закончено ее чтение), и, главное, мир и герои книги получились такими живыми, что им (т.е. героям) просто невозможно не сопереживать. Отдельно хочется остановиться на финале дилогии. Зная пристрастие Громова к пессимистичным концовкам и ожидал от него чего-то похожего. Но, честное слово, так полюбились и этот книжный мир, и этот книжный герой, что до последней страницы отчаянно надеялся на лучший конец.. Это ли не лучшее доказательство тому, что книга удалась.

Оценка : 9
«Вычислитель»
–  [ 9 ]  +

nto, 29 августа 2008 г. в 13:02

Раньше я только знал фразу «эта повествование слишком хорошо, чтоб иметь хэппи энд». После прочтения «Вычислителя» увидел наглядный пример. Собственно, с этой повести я для себя Громова и открыл.

«Всё то, что будет, уж прошло,

Нет в мире нового, поверьте.

Сосуд наш хрупок, как стекло,

И все пути приводят к смерти» ©А.Свердлов, «Екклесиаст»

Оценка : 10
«Властелин пустоты»
–  [ 9 ]  +

Veronika, 19 января 2008 г. в 18:23

Замечательный роман. Книга о «потерянном рае». Стоило снизить агрессию и ограничить размножение — и планета стала чудесным местом для жизни. Но увы — эта планета была «не одинока во Вселенной». И какая же мерзость осталась на Земле! «Ограниченно-ценные»... Да, ответ на внешнюю агрессию такого масштаба мог быть только один. Впрочем, это сопротивление было тоже своего рода «самоубийство». Леона жаль — был неплохой парень, стал — да, «властелин пустоты». Тоже «самоубийство».

Оценка : 9
«Вычислитель»
–  [ 9 ]  +

Kriptozoy, 17 января 2008 г. в 21:48

Когда впервые читал, всё время думал, что это не Александр Громов! Это его альтер-эго, темная половина. Потому что такого депрессняка я даже от него не ожидал. Хотя возможно, что просто пришлось под не располагающее к такому чтению настроению. А ощущение такое, что повесть списана с малобюджетных, низкопробных зарубежных ужастиков. Однообразные декорации, абсолютно нелогичные действия персонажей повести и постоянная чернуха очень напрягают. А ещё просто скучно читать. Как старенький компьютерный квест. Выживут — не выживут. Из всего того, что я читал у автора, это — самое скучное. Совершенно непонятно, для чего всё это было написано, для чего были затрачены время и силы. Ведь всё это могло прекрасно уложиться и в короткий рассказ и от этого повествование только бы выиграло. В принципе, произведение это по своему сильное, и уж во всяком случае понятно, за что именно эта повесть получала награды и премии. Но в данном случае ставлю оценку по собственным ощущениям, а не на основе анализа текста.

Единственное, что меня порадовало — это то, как закончил свой путь этот самый «вычислитель». Ведь только Робинзон Крузо не сошел с ума на необитаемом острове, попотому что этому не дал осуществиться создатель героя Даниэль Дефо. Всем остальным в данной ситуации одна дорога — в безумие! Главный герой из чувств вызывает только раздражение, негодование, а затем и ненависть.

Оценка : 3
«Год Лемминга»
–  [ 8 ]  +

MarchingCat, 21 февраля 2019 г. в 18:50

На мой вкус, один из лучших романов Громова, причём, сразу по двум составляющим. И по сюжетной части — сама детективная интрига, расследование — что же происходит, кто или что стоит за растущей по экспоненте волной самоубийств. И по части социальной. Очередная модель общества будущего от Громова и её проблематика, а так же целый ряд сопутствующих как социальных, так и этических дилемм и вопросов. Что есть демократия, оправдывает ли цель средства, вправе ли один решать за всех, и так далее и так далее.

Ну и немаловажный момент — чисто по восприятию. Сюжет захватывает с первых страниц и не отпускает до финала, ни разу не провисая. Уже повторно прочитал с большим удовольствием.

Оценка : 9
«Орбита для одного»
–  [ 8 ]  +

stomparello, 09 февраля 2019 г. в 10:49

Вычислителя (первое произведение) прочитал давно, залпом, помню, не мог тогда оторваться, не мог работать, забывал поесть, так было интересно, так захватило. О продолжениях узнал недавно, случайно. Эффект сохранился. Повезло, что на работе было затишье, удалось сразу прочитать и Язычника, и Орбиту.

Понравилось, что все 3 произведения разные по направленности и «стилю» что ли — ужастик, приключения и слегка-политическая-космо-опера. Тем не менее, все интересно и высоко связно. Может, сказывается голод по старой доброй научной фантастике, или просто не-слащавой и не-тупо-боевой, по фантастике с глубинными мыслями и далеко идущими идеями.

Мне понравилось, что в Орбите сделан акцент именно на политические игры, а не на социально-психологические. В то же время не понравилось, что этого было мало. Одно-, двух-ходовки показаны, а как именно Эрвин расписывает сложные, особенно человеческие, комбинации — этого нет. Возможно, декорации не позволили, все-таки быт и обычаи людей на астероидной системе относительно просты и предсказуемы. Негде развернуться для сети интриг и много-ходовок, люди просто выживают.

Эмоционально, третий роман захватывает также, как и два предыдущих текста. Переживаешь за протагониста, за любовную линию, скупую, но по-своему красивую. Интересно было бы узнать развитие мыслей о поиске смысла жизни, предназначении, личном счастье для «чистого разума», если для него вообще это возможно/важно. В Орбите по этому поводу даны только скупые наброски.

Оценка : 9
«Завтра наступит вечность»
–  [ 8 ]  +

Massaraksh, 20 марта 2018 г. в 19:09

Даже интересно, сам автор, правда, не заметил, насколько ужасен его герой? Веселый, улыбающийся, всем нравящийся, душка-зомби. Искусственная личность уничтожившая настоящую.

Причем самого «носителя» этой личности и кровавую гэбню я еще могу понять, зомбировали ненадолго и под конкретную цель, которая для них оправдывала средства, а вот «корпорация» в лице романтически настроенных девочек и мальчиков идут на то же самое уже навсегда. И не ради цели, а просто потому, что зомби — он такой лапочка, а вот настоящий человек бяка-бука и вообще «мент поганый».

А все остальное нормально, наверное. Стрельба там, беготня, чужие планеты и прочая шелуха.

Читай я только раннего Громова, думал бы что это такая умышленная провокация читателя. А так склонен считать, что это начало конца. Особенно если посмотреть какие книги были дальше.

Оценка : 2
«Ребус-фактор»
–  [ 8 ]  +

ash945, 14 марта 2017 г. в 14:06

Это первая книга Громова, которую я прочитал. К сожалению, выбор оказался не очень удачным. Первое, что могу сказать — скучно! Даже относительно динамичное начало — сцена с бегством — все рано навевает скуку. Что уж тут говорить про остальное... Второе — никакие герои — ВСЕ! Даже ГГ, который является главным действующим лицом романа и присутствует на каждой его странице — весьма одномерен. Что уж тут говорить про остальных — сплошные штампы. Чего только мама Ларса стоит... Можно, конечно, сказать, что главное в этой книге — это сюжет. Так вот — и он тоже никакой. Ни оригинальности, ни динамики, ни глобальности идей, ни особого интереса...

Оценка : 6
«Русский аркан» [Роман-эпопея]
–  [ 8 ]  +

А.Гаврилин, 29 октября 2014 г. в 12:54

То есть, отсутствие Америки почти никак не отразилось на истории? Нет, появились какие-то пираты, но в остальном, прекрасная маркиза... И расстановка сил в мире почти как в реале, и влияние завоевания Америки испанцами на европейские дела идет по боку, чтобы там ни говорили истории. Отсутствие Штатов должно только радовать, но никак не влиять на реальность... В общем, русские реалии останутся неизменными при любых тектонических извращениях.

Оценка : 6
«Реверс»
–  [ 8 ]  +

george1109, 23 марта 2014 г. в 14:47

Начало, хоть и включавшее немало стандартных моментов, обещало приличное удовольствие от прочтения. Текст тянул на твердую «семерку» – «качество выше среднего». Но потом, как-то незаметно и сравнительно быстро, увеличилось число лишних слов, серьезно забуксовала интрига, сюжетные повороты стали читаемыми за парсек, а психологические портреты большинства героев оказались откровенно высосаны из пальца… В общем, от дуэта Лукьяненко – Громов я ждал откровенно большего.

На момент написания этого отзыва средняя оценка фантлабовцев слегка переваливала за четверку. Позвольте, коллеги, думаю все не так плохо. Читать повестушку можно. Причем без ущерба для психики, литературного вкуса и общей оценки творчества соавторов. Да, лично я, как и многие, ждал шага вперед, по сравнению с «Заставой». Получил – даже не топтание на месте, а шажок назад. Бывает. В серии «Реверс», закрывая глаза на литературные слабости, вполне к месту. В целом, продолжаю верить, что проект все-таки выйдет за рамки маркера «обыкновенное чтиво», тем более, что опыт совместной работы с Васильевым у Лукьяненко есть. И по мне – очень даже неплохой. Так что, ждем «Рекрута», а Громову эту помарку в творчестве простим)))

Оценка : 6
«Вычислитель»
–  [ 8 ]  +

KindLion, 13 мая 2013 г. в 10:03

Добротно написанный роман, с прекрасно переданной атмосферой. Причем прекрасно передана атмосфера не только абсолютно незнакомого мира, но и атмосфера человеческой души главного героя. Впрочем, абсолютно незнакомым мир Хляби – планеты, на которой происходит действие романа, назвать сложно. Общество давно и навсегда победивших технологий прописано неоднократно – в миллионах и миллионах томов. Мастерское перо автора дает нам понять буквально несколькими словами – что в этом мире множество освоенных планет, космические путешествия между ними – дело вполне себе настолько обыденное, как и авиаперелеты в веке XXI-м. Даже роды на бортах космических кораблей случаются – не хуже как в самолетах века XXI-го.

О проблеме «куда девать преступивших закон по-серьезному» тоже писали неоднократно – как в современных (и не очень) СМИ, так и в многочисленных книгах. Собственно, этой проблеме и посвящен этот роман. Как я уже сказал, написано необычайно хорошо. Но все настолько узнаваемо по многочисленным ранее прочитанным книгам – начиная от проблемы, о которой я уже говорил, и заканчивая чавкающей грязью бесконечного Саргасова болота, что не вытянуло бы это произведение в моем личном рейтинге выше чем на 7-ку… если бы не одно, но крайне мощное «НО». «НО» это – отличная концовка. «Отличная» в смысле замечательно выписанная Мастером. Думаю, за такую концовку не стыдно было бы и самому Ф.М. Достоевскому.

Очень честный и очень жесткий роман. Некоторая монотонность середины книги с лихвой окупается неожиданной (во всяком случае – для меня :) ) концовкой.

Оценка : 10
«Защита и опора»
–  [ 8 ]  +

glaymore, 28 сентября 2012 г. в 11:27

Очередной аЦЦкий мир, в который с Земли случайным образом попадают случайные люди и навечно там остаются. Ну типа шёл по улице, потерял сознание, очнулся в аццком месте, дальше живи здесь как хочешь. Книжка, в общем, как раз про то, как они там живут, осваивают новый мир, изучают его природные законы, учатся избегать опасностей, налаживают быт, какие там социальные формации возникают, и всё подобное. В принципе, такая вот speculative fiction про освоение дилетантами незнакомого враждебного мира — нива очень плодородная, и на ней в разные годы отметились разные достойные писатели,

Так вот, книжка меня вот на какую мысль натолкнула — почему-то так получается, что у буржуйских авторов герои сразу берутся за дело, активно изучают мир, обживаются, перестраивают под себя, разгребают вокруг себя дерьмо, ну и вообще не ждут милостей от природы, а ставят её раком и другими позами, как им, героям, удобнее. Эта уважаемая традиция идёт аж от «Таинственного острова», через «Робинзонов космоса», и так далее вплоть до «Мира Реки». Такую книгу читаешь и на каждой странице восхищаешься персонажами — какие они умные мужики, как они всё ловко предусмотрели, обо всём подумали, и как у них всё рационально устроено.

У авторов же отечественных — совсем другая картина. У них никто особо не рвётся исследовать новое обиталище, зато все сидят на попе, голодные, холодные, по уши в дерьме, хнычут и бесконечно рефлексируют на тему «ах как жесток к нам этот мир, ах почему именно мы сюда попали, ах как нам не повезло, ах как это всё несправедливо, ах как хочется кушать и к маме». Когда читаешь такую книгу, на каждой странице плюёшься и думаешь «вашу мать, вот до этой или до этой ОЧЕВИДНОЙ вещи эти кретины додумаются когда-нибудь?»

Наверное, это как-то связано с национальным менталитетом...

PS. Да, с построением логичных и связных миров у отечественных авторов дело тоже обстоит фиговато. Казалось бы, стыдно не знать, что в полной абстиненции от животных протеинов и аминокислот человек живёт мало и плохо. Ну так, спрашивается, нафига надо поселять людей в мире, где вся еда ограничивается пшеницей, рисом и овсом?

Оценка : 5
«Шаг влево, шаг вправо»
–  [ 8 ]  +

Агроном, 06 сентября 2012 г. в 20:19

Вроде бы интересный роман неизбитый основной сюжет, хороший язык автора, довольно профессиональное погружение в тему. Но. Качественный фантастический роман с треском портит нудная сопливая мелодрама, идущая параллельно развитию сюжета, скучная, с совершенно предсказуемым финалом «возвращения мужа из командировки», стервозной сволочью женой и конечно же страданиями-метаниями рефлексирующего морального слизняка Главного Героя, последних просто уже неприлично много. Может кто-то мне и возразит, что мол это жизненно и предаёт роману глубины, драматичности и реализма, не знаю, лично мне всей этой унылой и грязной действительности хватает в повседневной жизни, а фантастику я читаю как раз, чтобы от неё отдохнуть.)) Ну да ладно, как бы там ни было, концовку автор всё же вытянул.

Резюмируя, хочу сказать что не очень хорошо знаком с творчеством Громова, но всё же кое-что у него читал. Пофилософствовать его герои конечно любят, но, как говориться, в рамках приличий. Личностно-романтическая линия присутствует, но не настолько паскудная, даже в самых «тёмных» его произведениях, ну и конечно настолько неприятных ГГ я, признаться, не припомню. Вообщем, если вы только начинаете знакомится с творчеством автора, почитайте для начала, что-нибудь другое.

Оценка : 6
«Запруда из песка»
–  [ 8 ]  +

слОГ, 17 ноября 2011 г. в 17:41

По мне, фант. допущение в этом романе только одно и «очень оригинальное» — Бог из Машины. А так немного Хайнлайна, немного из рассказа опубликованного в Если несколько лет назад — там тоже воскрешали гениев прошлого, немного еще из нескольких вещей (например, из Дивова) — в принципе вещь вторична, но при этом написана так средне, что этого не замечаешь. Мягко говоря, я наблюдаю очень печальную картину — тексты Громова начинают напоминать мне позднего Михайлова — много слов (сократи роман наполовину — было бы только лучше), сюжет слабый, покупаешь автора за былые заслуги в надежде на лучшее — но надежда очень быстро умирает... Черт побери, почему? Исландская карта была совсем недавно — и вот такая гигантская пропасть за несколько лет — этот текст даже читать ОЧЕНЬ СКУЧНО. Ну а рояли в кустах в качестве фант. допущения у одного из самых заслуженных НФ- авторов, в самом деле, заставляют сначала не поверить а затем, поставив на место отпавшую челюсть, подумать, а ведь он (автор) предупреждал, что не стоит этот роман покупать, предсказывая возможную реакцию читателей на этот роман:«Громов сошел с ума. У него крыша едет!».

Оценка : 5
«Год Лемминга»
–  [ 8 ]  +

alex33, 13 августа 2011 г. в 08:32

Недалёкое будущее. Российская Конфедерация. Управляемая демократия. Главе могущественной службы санитарного контроля предстоит решить проблему массового немотивированного суицида. Сможет ли он помочь человечеству или правильный выход – его бездействие?

Социальная фантастика о возможных трансформациях человеческого общества. Идея природного самоочищения общества интересна и вполне гуманна, но как-то не очень убедительно показана автором. А вот природная аномалия главного героя весьма хорошо раскрыта и является некой изюминкой романа. Сюжет книги достаточно динамичный и зрелищный. Слог автора, на мой взгляд, простоват и чересчур разговорный. В целом книга читается легко и увлекательно. К минусам я бы отнёс мрачную тематику самоубийств, впрочем, Громов не усердствует в описании этого социального явления. Итого получилась вполне читаемая социальная утопия, лёгкая, но неглупая.

К прочтению рекомендую любителям нетяжёлой приключенческой и социальной фантастики. В этом ряду вспомнилась «Выбраковка» Дивова.

Оценка : 7
«Шанс для динозавра»
–  [ 8 ]  +

chupasov, 17 мая 2011 г. в 15:08

Вышел, к сожалению, роман-ошибка. И проблема не только в удивительной для отличного автора наивности идей, а в их ‘кривом’ воплощении. «Шанс для динозавра» можно сравнивать с классическими «Миссионерами» Лукиных и, скрепя сердце, с «Трудно быть богом». Но сходны они лишь на уровне сюжетной завязки, поскольку несоизмеримы масштабы поставленных (а не просто заявленных) проблем.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
У Лукиных прогрессорские планы опровергаются самой историей, т.е. перед нами конфликт на уровне ‘Человек vs. История’. У Стругацких все это дополняется столкновением с человеческой природой (причем не только с чужой). А у Громова, в сущности, вопрос стоит так: Смогут ли два прогрессора помешать третьему, если последний считает первых своими соратниками? Ответ здесь однозначен, а вопрос, в сущности, малоинтересен. Если обсуждать саму идею… Ну что ее обсуждать? Герои придумали буддизм-конфуцианство light, а сам автор излагает читателю облегченную версию облегченной версии – по Ван Зайчику.

В результате чудовищно ‘провисает’ основная – ‘боевая’ – часть: читатель следит не за тем, во что выльются действия Барини, а ждет, когда же герою поставят подножку. Эту часть, вполне достойно для жанра написанную, хочется пролистать – когда понимаешь, что от побед и поражений героя ничего, в сущности, не зависит. Ср. пример противоположного рода – «Властелин колец», где, скажем, оборона Гондора и диверсионная операция Фродо друг друга дополняют, а не обесценивают.

Интересны мотивации друзей-противников Баринова, но о них автор скажет лишь в финале. Причем скажет не очень убедительно в психологическом плане. Кроме ламентаций типа ‘эх, нетуть меж нами прежнего доверия’ в романе на эту тему мы ничего не найдем. Герои явно должны были измениться на другой планете, ведь одно дело – сказать «нет» обожравшемуся благополучием миру, и совсем другое – убивать часто неплохих людей ради всечеловеческих ценностей или так просто. Вот ‘Дьявол’ спит с бабами, а потом их сжигают – реакция героев сводится к чему-то между ‘сами дуры’ и ‘как-то нехорошо все-таки’ – и это не набившие оскомину попаданцы, а люди, у которых хватило мужества прыгнуть из сытого мира в черную дыру.

В общем, А. Громов выдал:

а. изначально небогатую идею,

б. заменил разработку этой идеи бесконечными баталиями, да еще и скучными по изложенным выше причинам,

в. не уделил никакого внимания психологической метаморфозе героев (и вообще их психологии — это ж совсем не наши современники).

Оценка : 6
«Крылья черепахи»
–  [ 8 ]  +

видфара, 26 декабря 2010 г. в 14:56

Наверное, это самый туманный (в прямом и переносном смысле) роман Александра Громова. Ясно только одно: авторская позиция. «Нам по гроб жизни хватит одного-единственного чуда» (с) Минимальное фант.допущение, невнятно объясняемое по ходу извилистого сюжета.

О сюжете лучше самого автора не скажешь: «Чем вообще закончится эта история? Начавшись как неправильный детектив, продолжившись как групповая, а стало быть, тоже неправильная робинзонада — в какой жанр она уклонится завтра? В путевой очерк?...В современный сиквел древней байки о Всемирном потопе? В морской роман в духе Мариэтта или Саббатини? Ох, не хочу...»(с)

И от этого «не хочу», сказанного устами альтер эго Громова — писателя Мухина — получили мы такой сверхоткрытый финал. Буквально на все четыре стороны! Что тем более обидно в виду открывающихся перед героями и всем человечеством в целом мрачных перспектив.

Эх, приехал бы в санаторий не детективщик, а фантаст! Совсем другой бы вышел коленкор. Так то читать, конечно, интересно. Картинка выпуклая получается, персонажам (и автору) веришь и даже сопереживаешь. А судьба похищенного изумруда ближе к финалу и вовсе захватывает! Но уж больно медленно всё раскручивается. И совсем не «выстрелила» параллельная история про дом у дороги и его обитателей, которая снится Мухину. Автор ведь неспроста вставил её в роман...

Оценка : 7
«Быть проще»
–  [ 8 ]  +

Yazewa, 01 декабря 2010 г. в 08:17

Не понравилось. Вернее, показалось малоинтересным. Вообще не нравятся сюжеты, где сюжет аналогичен компьютерной игре, как здесь. В принципе, на любой ее фазе нужным решением могла оказаться необходимость «сдаться», подставиться под удар. Никакой логикой предсказать или предугадать это невозможно. И морализаторство по поводу «быть проще», когда механизм с одной стороны — попрекает стремлением к этому, а с другой — карает за неумение следовать этому принципу, мне абсолютно несимпатично.

Оценка : 6
«Фальстарт»
–  [ 8 ]  +

pitiriman, 22 февраля 2010 г. в 08:23

В очередной раз, увлекшись интересной идеей, автор не обращает внимания на важные мелочи. Мало того, что печи в «новой цивилизации» стали делать из дикого камня, в составе которого присутствуют силикаты, так ведь чем то надо эти камни скреплять??? Без глины — никак... Так что если, не дай Бог, что-то подобное случится, выживут лишь люди в теплых широтах, где нет зим. Где не надо топить печку,,,

Оценка : 3

  Страницы:  1 [2] 3  4  5  6 . . . 19 20 21 22 23   (+10)»   (+21)»»



⇑ Наверх