Кир Булычев отзывы

Все отзывы на произведения Кира Булычева



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 4231

  Страницы:  1  2  3  4  5  6  7 [8] 9 10 11 12 . . . 81 82 83 84 85   (+10)»   (+25)»»

«Царицын ключ»
–  [ 10 ]  +

amak2508, 22 мая 2022 г. в 20:06

Оказывается даже про «живую» воду можно написать так, чтобы это было интересно современному читателю. Только писать надо легко, весело, увлекательно — то есть так, как это умеет Кир Булычев, если старается и не торопится. Тогда и явных нелепостей в тексте нет. Здесь читателям повезло :).

И хотя многое в этой повести автор умышленно «упростил» по сравнению с нашей реальной жизнью — здесь и опереточные злодеи с черной икрой, выкрашенной тушью, и спокойно-равнодушное отношение местных жителей к чудесам, и какие-то скорее театральные, чем похожие на реальные, речи-разговоры — всё это, как не удивительно, сыграло на руку читателю: получилось необычно и просто здорово. Поэтому и история с нездоровьем Елизаветы I и секунд-майором Полуехтовым оказалась вполне органично вписанной в весь этот почти реальный, но всё-таки чуть-чуть сказочный мир.

Как итог — одна из наиболее удачных повестей Булычева. Кстати, держащая читателя в напряжении буквально до самых последних страниц, хотя в том, каким будет финал произведения, вопросов не возникает уже с середины книги. И не надо забывать про улыбку, которая часто будет появляться на губах читающего :)

Оценка : 8
«Путешествие Алисы»
–  [ 10 ]  +

strannik102, 07 сентября 2021 г. в 19:13

Ах, Алиса, как бы нам встретиться, как поболтать обо всём…

В принципе, те, кто смотрел полнометражный мультфильм про Алису Селезнёву и про эти её космические приключения с космическим зоопарком и космическими пиратами («Тайна третьей планеты», 1981 г.), имеют полное представление о сюжете этой повести.

Авторы мультика не поленились и отразили в своём рисованном творении все сюжетные перипетии нашей героини и всех остальных персонажей.

И при этом сохранили сам авторский булычовский стиль.

Однако вот это знание сюжета вовсе не умаляет интереса при чтении текста повести.

Во-первых, всё-таки в мультике текст повести ведь не приводится полностью, а только диалоги героев, а книгу ты не смотришь, а всё-таки читаешь.

Во-вторых, всё-таки мультик был достаточно давно, и ты спустя несколько десятилетий как бы возвращаешь себя на эти прошедшие годы, и заодно погружаешься и в состояние подростковой радости от чтения качественной детской фантастики.

В общем, интерес был двойной — был наконец прочитан текст легендарной повести Кира Булычова, ну и удовольствие от чтения нельзя сбрасывать со счетов.

Всё-таки полезно бывает иногда возвращаться в прошлое.

Оценка : 9
«Корона профессора Козарина»
–  [ 10 ]  +

poxabich, 18 декабря 2020 г. в 21:16

Очень давно хотел написать отзыв, но никак не решался. Игорь был уникальным человеком, который остро чувствовал других. Со всеми нюансами, со всеми плохими и хорошими сторонами. Я вот уверен, что никто и никогда не сможет больше писать ТАКУЮ фантастику, настолько нежно-психологическую. Не потому, что нет таланта, а потому, что время ушло. Это касается не только этого рассказа. Все его вещи семидесятых проникнуты любовью. Любовью к людям, ко времени, к окружающему. Ведь не зря любят киношную «Алису» написанную тогда же? Фильм сняли позже, а написано-то было в 75-м. .

«Корона профессора Козарина», она ведь не про фантастику. Она про любовь. Про любовь, которая приходит, и может уйти из-за глупого слова, взгляда, мысли и просто непонятно как. О любви, которая, возвращается. Это о любви, просто о любви. И это гениальная вещь.

Оценка : 10
«Любимец»
–  [ 10 ]  +

Mao_Ri, 27 сентября 2020 г. в 21:56

Как-то умеет наш несравненный Кир Булычев так писать, со стороны легко и весело, без постоянного давящего чувства безысходности, а чуть задумываешься — на темы-то серьезные.

Книга начинается как забавная история из разряда «А вот представьте, что бы было, если б люди были как домашние животные для других существ». И ты ее так и воспринимаешь. На земле стали жить инопланетные существа, крупные, раза в два выше человека, зеленые, головы покрыты чешуйками. Все зовут их просто спонсорами. Людей же они не принимали за разумных и себеподобных существ, зато держали их дома в качестве зверушки, любимца. Да, смешно, что люди ходили голыми и спали на коврике у кровати, точно собачки. Смешно, что им надевали намордники, ведь они могу укусить. Их кормили, ласкали и наказывали за непослушание, как песиков.

А потом становится не смешно, когда понимаешь, что люди-то те же самые, как мы с вами. Что они по сути не глупее, не деградировали еще настолько (не успели бы), просто их с самого рождения программируют на такое поведение. Спонсоры постоянно вдалбливают мысль, что они спасители людей, что пришли и спасли наш мир от разрушений, от войн, ядерных ударов и безжалостного истребления природы. Что они поддерживают нужную численность существ, дабы избежать перенаселения. Что они все делают ради блага людей, ведь сами люди несмышленные. И каждый человек-любимец верит этому, его все устраивает — спокойно, в тепле, накормлен, ни о чем не надо думать.

«Никому не нужна правда. Всем нужна еда.»

Тимофей думал точно так же, живя всю жизнь у спонсоров, сытно ел, гулял с хозяйкой, получал даже свою порцию любви и думал, что все хорошо. Пока однажды по стечению обстоятельств не попал за пределы этой пасторальной картины. Там, оказывается, тоже живут люди, только вот им и одеваться разрешено, и оружием пользоваться, и работать приходится. Все это, к слову, с разрешения спонсоров — не самим же им горбатиться или управлять массой глупых людей. Тут-то Тим и задумался, а так ли уж правы спонсоры в том, что творят только добро, так ли уж чисты их помыслы?

А ведь и в нашей жизни так же. Пусть у нас нет хозяев-инопланетян, но зачастую другие, вышестоящие люди поступают точно так же, насаждая нам нужные им мысли. И ты ни о чем не переживаешь. А чего переживать, если тебе и так спокойной живется?

Оценка : 9
«Шум за стеной»
–  [ 10 ]  +

Joul Harristar, 19 февраля 2020 г. в 21:38

Наверное я все-таки в душе больше капиталист, чем социалист. Поэтому после финала рассказа, когда наверное преобладающее число советских граждан трижды прокричало бы «ура», я испытал некоторое смущение и обиду за Петра Петровича.

Нет, не подумайте, мне не жалко моря для детей — я будущий детский психолог и немножко педиатр. Просто мне кажется, что какие бы добрые замыслы у тебя в голове ни рождались, нельзя делать их исподтишка, за спиной у человека, который тебе доверился. К тому же, я почти уверен, что сядь Елизавета Ивановна вместе с владельцем моря за стол переговоров, да рассуди еще раз хорошо, с доводами и эмоциями — растаяла бы душа Петра Петровича и сам бы он впустил к себе всех детей в квартиру, наплевав на осторожность. Потому что человеку нужен человек, и все мы от природы стремимся совершать хорошие поступки. А так бабушка поступила как «сознательный гражданин» и скорее всего потеряла доверие и любовь человека, который подарил ей целое море.

Не знаю, какую мораль хотел заложить в это произведение Кир Булычев. Возможно в его замыслы как раз и входило развитие критического мышления советского читателя, но что-то мне подсказывает, что это не так.

Оценка : 6
«Связи личного характера»
–  [ 10 ]  +

amak2508, 17 августа 2019 г. в 10:40

Один из первых рассказов Гуслярского цикла, написанный в то прекрасное время, когда уважаемый Игорь Всеволодович ещё не гнался за количеством написанного в ущерб его качеству. Вещица совершенно простенькая, где-то на уровне побасенки или даже анекдота, но читается при этом с большим удовольствием. Правда выезжает она исключительно на лёгкости пера автора и простеньком, но обильно разбросанном по всему тексту юморе, спровоцированным отношением обыденно-бытового (жильцы дома, во дворе которого происходит действие) к фантастическому (пришельцы из космоса). Ну и за счёт своей краткости, естественно — был бы рассказ хоть чуть подлиннее, получилось бы явно хуже.

Кстати, юмор-то в произведении простенький-простенький, а некоторые места в тексте почему-то врезаются в память на всю жизнь. Кто, например, не помнит вот этот диалог:

                            «- Крупные они, пришельцы?» — спросил Василь Василич

                              — Нет, не крупные, с третьеклассника.

                              — Я так и думал — сказал Василь Василич — откуда им крупными быть.»

Оценка : 7
«Марсианское зелье»
–  [ 10 ]  +

amak2508, 17 июня 2019 г. в 08:59

Отзыв на первый вариант повести (1971 года), который нравится гораздо больше.

Одно из тех произведений, за которые мы и любим Булычева. Не секрет, что у Игоря Всеволодовича есть множество вещиц проходных, торопливо написанных, непродуманных, частью совершенно наивных, а частью с явными нелепостями и ляпами. Но есть и множество других произведений, хоть и простеньких (простота — сестра таланта?), но добротно написанных, увлекательных и весёлых. Вот именно к этой последней группе и относится повесть «Марсианское зелье».

Её фантастическая составляющая новизной отнюдь не блещет — омоложение группы людей с помощью чудодейственного элексира, да и сюжет предельно прост, но читается вещица с большим удовольствием. Причин этому много — здесь и всегдашняя лёгкость пера автора, и давно и хорошо знакомые персонажи, и неплохой юмор, и какая-то необычная доброта и уютность повествования (в отличии от второго варианта). Шуток, конечно не так много, как хотелось бы, но улыбнуться, надо признать, они время от времени заставляют.

Порадует читателя и нестандартное отношение героев повести к результатам омоложения — удивительно, но не все они оказываются рады превращению в молодых, полных сил и здоровья, людей. И вот это вот точно самое фантастичное, что есть в книге. Впрочем, возможно, понять это получается только с возрастом :).

Оценка : 8
«ИнтерГпол» [Цикл]
–  [ 10 ]  +

lammik, 03 мая 2019 г. в 20:35

Очень сложно писать отзыв на цикл, который не оставляет впечатление чего-то целостного. При чтении «ИнтерГпол» сознанием довольно легко разбивается на несколько частей. Поэтому коротко выскажусь о каждой из них.

1. «Детский остров» и «На полпути с обрыва». Сложно поверить, что это написал создатель «Павлыша» и «Алисы». Такое ощущение, что писатель постоянно испытывает читательское терпение, сколько же этот читатель способен проглотить откровенного трэша и не бросить чтение. Сюр, абсурд, женщина-стрекоза, порнокассеты в детдоме, Сталин, Берия, Гулаг, чучело акробатки и вечно заголяющаяся и подчёркнуто недалёкая Кора. Кто-то назовёт эти повести антивоенными, это вряд ли так и вот почему. В тексте постоянно упоминаются генералы, которые спят и видят с кем бы повоевать, ведь не им же гибнуть и не их детям.

«Так сильные мира сего удовлетворяют свои страсти за счет простого народа. Ведь генералы сидят в надежных укрытиях, тогда как солдаты ждут под дождем, в грязи, своей бесславной гибели.»

«Ведь когда идут бои, то гибнут не генералы, а солдаты. Для генерала всегда найдется бомбоубежище с теплым сортиром.»

На самом же деле военные как никто другой знают цену миру и пусть от войны не бегут, но и войны не жаждут. И генералы тут не исключение. Во время КТО в Чечне погибло более десятка генералов, погибли сыновья Константина Пуликовского и Георгия Шпака, других генералов, в позапрошлом году в Сирии под Дэйр-эз-Зойром погиб генерал Валерий Асапов. И если сегодняшняя молодёжь не всегда сможет вспомнить имена генералов Великой Отечественной, то уж сам Булычев наверняка знал и Карбышева и Ватутина и многих других.

При этом и сам текст у этих повестей заставляет временами спотыкаться о стилистические кочки, чего у Булычева-то и не припомнить. Рекомендовать к прочтению никак не могу.

2.«Похищение Тесея». Затянутый роман, представляющий собой пересказ греческих мифов. Тут однозначно стоит обратиться к творчеству Куна или Плутарха. У них хоть к мифам Сталин не пристёгнут. Ну или посмотреть еще раз прекрасные советские мультфильмы об аргонавтах и Тесее.

3. «В куриной шкуре», «Предсказатель прошлого», «Последние драконы». Эти три повести действительно похожи на части единого цикла — немного хулиганского, немного детективного, в целом доброго и позитивного.

4. «Исчезновение профессора Лу Фу». Совсем детская вещь, эмигрировавшая из «Алисы» с лучами доброты, простая и наивная, сильнейшим образом выбивается из цикла.

5. «Зеркало зла». Лучшая часть «Коры Орват», историко-приключенческий роман с фантастическими элементами, заставляющая вспоминать ранние и удачные произведения автора.

Оценка : 7
«Детский остров»
–  [ 10 ]  +

lammik, 14 апреля 2019 г. в 18:59

На Детском острове Интергалактическая полиция собрала загадочных сирот со всей Галактики, этаких «жуков в муравейнике», где их усиленно исследуют, а то как бы чего не вышло. Однажды ночью одна из воспитанниц пропадает. Поисками занят комиссар Милодар, курирующий остров.

Не думаю, что Кир Булычев разочаровался в жанре фантастики. В ком он разочаровался, так это в читателе. В одной из своих статей он прямо пишет, что в пору перестройки писатели-фантасты думали, что вот теперь, в отсутствие цензуры, они развернутся, завоёвывая прилавки милионными тиражами. А читатель взял и стал сносить с развалов весь западный трэш с полуголыми девицами на обложке. Разочарование понять можно. А вот можно ли понять появление «Детского острова»? Тут каждый решает сам. Написана книга довольно простым языком, небольшими предложениями, но если в «Алисе» подобный стиль был оправдан возрастом аудитории, то «Детский остров» явно не для детей, постоянно поминаются лишение невинности, аборты, выкидыши, из девушки-акробатки делают чучело и это не фигура речи. Но и эротика описана как-то нелепо и неказисто. Для примера

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ангельская улыбка играла на алых губах князя Вольфганга дю Вольфа. Розовые щечки блестели, словно намазанные кремом. Голубая шевелюра была тщательно завита. Князь задумчиво гладил актрису по попке, размазывая мед. Все в комнате пропахло хорошим цветочным медом. Князь дю Вольф был лжецом, равного которому еще не рождала Галактика. С ним надо было быть настороже.

При этом в этот сюр писателю удалось вставить ещё и триаду «Сталин, Берия, Гулаг». Непонятно для кого всё это писалось. Детям — рано, подросткам — скучно, взрослым — удивительно, в том плане, что непонятно, что же случилось с любимым писателем. Хотя для них он оставил маячки из предыдущих книг — Галактический центр, Паталипутру и даже Великий Гусляр. Но этим слабым лучикам ностальгии никак не пробиться сквозь густую мглу разочарования.

Оценка : 5
«Последняя война»
–  [ 10 ]  +

dimon1979, 01 марта 2019 г. в 17:22

«Последняя война» — роман-предупреждение, необратимость последней войны и её последствия для планеты. На далёкой планете, под названием Синяя, произошёл ядерный конфликт. Погибли все жители, уничтожена экосфера, планета умерла на долгие десятилетия. Павлыш с командой Галактического центра направляется туда для поиска информации о случившемся.

Автор даёт возможность начать всё заново, второй шанс для планеты возможен, благодаря аппарату оживляющему после смерти. Казалось бы, вполне реально используя чудо-технику, найти погибших учёных, врачей, творческую элиту, людей не запятнанных в войне и построить планету заново. К сожалению, все ожившие обладают теми же привычками и памятью, которая сильнее даже страха умереть вновь. Разделение на касты, в которых низшие беспрекословно подчиняются страшим, останется на генетическом уровне. Выросло поколение рабов, не умеющих самостоятельно думать и принимать решения, живущих от подачки до подачки, по сути, на уровне домашних животных.

Это не исправить никакой чудо-машине, это инстинкт, даже угроза повторения кошмара и новой войне атомов, всё равно некоторые бессловесно принимают свою участь. Автор максимально возможно, особенно в то время, когда цензура была тотальной, старается донести до читателей свои мысли. Нет вариантов, что если война случится, кому-то удастся отсидеться в бункере под землёй и остаться властелином мира. Проиграют все, без исключения. Необходимо всеми способами избегать конфликтов, только это может спасти цивилизацию.

Не знаю почему, но у меня самые близкие ассоциации прочитанное вызывает с книгами Гарри Гаррисона, который также был противником всяких войн и конфликтов.

Это очень сильный роман, обязательный к прочтению и сегодня, когда актуальность подобных произведений не только не падает, а наоборот возрастает, к сожалению.

Оценка : 9
«Половина жизни»
–  [ 10 ]  +

mr_logika, 11 ноября 2018 г. в 00:01

Жители Земли иногда пропадают бесследно. Булычев прослеживает в повести «Половина жизни» предполагаемую судьбу одного из таких пропавших — женщины, которую унёс навсегда неведомый похититель чуть ли не из постели любимого мужчины. Это несравнимо хуже, страшнее, чем описанные Пушкиным в «Руслане и Людмиле» разногласия между витязем и злым волшебником. Пути назад нет, и вторая половина жизни Надежды Матвеевны Сидоровой это драма космического, без преувеличения, масштаба. Автору удалось создать один из лучших женских образов русской литературы, не говоря уже о литературе фантастической, где ничего подобного даже и близко не находится. И это понятно, героиня повести взята автором из повседневной реальности, и вокруг одной из русских женщин, похожей на тех, воспетых Некрасовым, просто возведены фантастические декорации. Думаю, не просто так Автор почти демонстративно пренебрегает законами теории относительности, и соглашаюсь с ним в этом — здесь космология на десятом плане за одним исключением. При наличии массы неоспоримых достоинств (а повесть ещё и хорошо написана, что многими здесь отмечено; особенно достоверны письма Надежды, оказывающие сильное эмоциональное воздействие на читателя) в повести присутствует один момент, который можно было бы объяснить, если бы это был перевод, где подобные ляпы не редкость, но здесь, при всей почти безупречности остального текста...написано следующее: «... они знали — корабль, найденный ими, шёл не от Солнца. По крайней мере, много лет он приближался к нему. А перед этим должен был удаляться.» Откуда знали? Видимо из расчёта траектории, хотя то, что должен был удаляться, никакой расчёт узнать не позволит. Такое движение корабля относительно Солнца возможно, если предположить, что корабль летит по галактоцентрической орбите в направлении противоположном движению Солнечной системы. Удалялся, облетел почти всю Галактику (!) и теперь идёт на сближение. Но тогда история Надежды — полный бред. Следовательно, как ни крути, а процитированное означает, что курс корабля не так уж давно был изменён на обратный. Из этого следует, что Автор планировал что-то похожее на произошедшее в повести АБС «Извне», где захваченного человека, разобравшись, вернули на Землю. Планировал, но от замысла этого отказался, а следы в тексте замести забыл. И хотя ошибка не критична и всю повесть не зачёркивает, но минус напрашивается жирный; как-то не получается у меня проходить мимо подобных казусов (см., например, отзывы на Р. Янга «У шатров Кидарских» и на К. Саймака «Грот танцующих оленей»), не обращая на них внимания.

Читать эту повесть, конечно, есть смысл, и мне хотелось бы надеяться, что кто-нибудь предложит другую, непротиворечивую, схему полёта корабля-зоопарка.

Оценка : 9
«Летнее утро»
–  [ 10 ]  +

Тиань, 30 сентября 2018 г. в 17:42

Удивительно яркий рассказ с неоднозначным финалом.

Описание летнего утра завораживает. Пробуждение дня описано так красочно и тонко, что ничуть не удивляет желание героя поехать за город — кому угодно захотелось бы на природу, когда выходной и мир такой живой и расцветающий. Не удивляет и мимолетность интереса к симпатичной девушке — не в ней сейчас дело, сейчас герой переживает нечто особенное, ему принадлежит это утро и все замечательные места, которые он успеет посетить. Спонтанное путешествие получилось чудным.

А финал, с одной стороны, разочаровал. Как будто сказку на дымный паровоз загрузили. С другой же, такие возможности открываются... Но всё равно утра жаль. Его принесли в жертву будущим эмпатоскопам.

Оценка : 9
«Алиса и крестоносцы»
–  [ 10 ]  +

tolstyi1010, 16 августа 2018 г. в 08:20

После звонка Громозеки Алиса выезжает к нему на раскопки к разрушенному замку недалеко от Иерусалима. Там знаменитый космический археолог показывает Алисе фотографии, на которых запечатлена она. Но все дело в том, что фотографии сделаны в двенадцатом веке. Алиса вместе с научным сотрудником Института времени Ричардом и археологическим роботом отправляются в 1190 год.

Есть произведения Кира Булычева о Алисе которые в детстве мне безумно нравились, а есть которые в детстве меня разочаровывали. И что удивительно на данный момент ничего не изменилось. Как нравились мне «Путешествие Алисы» и «Конец Атлантиды» так нравятся и сейчас. Как бесили меня «Алиса и чудовище» и «Алиса и крестоносцы» так бесят и сейчас.

В чем главная проблема цикла о Алисе? Тут не чувствуется единой вселенной, как например в «Гарри Поттер» или «Хроники Нарнии». Сначала Алиса отправляется в Эпоху Легенд через Заповедник Сказок, а затем, забывая про предыдущие приключения, Алиса отправляется через Институт Времени. Или упоминается, что излечены все болезни, кроме простуды и отменены деньги, а затем покупаются билеты на футбол и Алиса пьет таблетку от простуды. И таких мелочей много, которые мешают погрузиться полностью в фантастический мир будущего, и чем больше книг прочитано, тем больше разочарований.

Теперь насчет данного произведения, завязка которого напоминает вышедшие ранее «День рождения Алисы» и «Лиловый шар». Громозека проводит раскопки, обнаруживает, что-то интересное и вот Алиса уже отправляется в прошлое, будто она одна такая во всей вселенной. У Института времени есть подготовленные люди, спасательная служба, а в прошлое всегда отправляется Алиса. Также при каждом путешествии Алисы в прошлое происходит масса изменений в этом самом прошлом, которые ну никак не влияют на будущее. И почему у «ричардоискателя» радиус действия 1 километр, а он показывает нахождение Ричарда за 4 километра 760 метров. И как Елена Сергеевна могла спасти Мириам, находясь на таком расстоянии от нее. И кстати по поводу самой Мириам. Немного из истории. При нападении Рено де Шатильона в караване не было племянницы Салах ад-Дина, только его сестра. И Рено де Шатильон погиб 04 июля 1187 года после битвы при Хаттине (его жена Констанция, княгиня Антиохии погибла в 1163 году), а действие книги происходит в 1190 году. И таких мелких косяков опять же много.

Как это часто бывает в любом цикле начало хорошее, а последующие книги писались, чтобы были (в том числе и деньги).

Оценка : 6
«Город без памяти»
–  [ 10 ]  +

tolstyi1010, 22 мая 2018 г. в 21:55

Прямое продолжение книги «Конец Атлантиды». Спасенные атланты летят на свою родную планету на корабле «Днепр». С ними также летят капитан Полосков, механик Зеленый и Тадеуш, муж Ирии Гай. Внезапно связь с кораблем прерывается по прибытии на Крину. И вот Алиса, Пашка и Ирия на кораблике Гай-до отправляются на Крину, чтобы выяснить, что же там случилось. Впереди их ждут приключения, опасности, тайны и встречи с новыми друзьями.

Крина прописана хорошо. Показано запустение, регресс цивилизации. Помники, вкушецы и поклоны все на своих местах, у всех есть свои мотивы и принципы. Кто-то хочет докопаться до истины, а кого-то все устраивает. Страшные и опасные звери не просто так существуют на планете, нам объяснили, что это сбежавшие инопланетные животные. Особенно впечатлила сама катастрофа произошедшая на планете.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вот так в один миг вся планета потеряла память. Самолеты падали с небес, корабли тонули, родные не узнавали друг друга. Возможно были убийства. А потом самые ушлые начали активно приспосабливаться к новой жизни, подавляя остальных.
Только если Крина была развитая планета, неужели за 250 лет к ней не прилетали другие корабли? И не кто раньше не догадался что там происходит?

Оценка : 10
«Путешествие Алисы»
–  [ 10 ]  +

AlisterOrm, 03 апреля 2018 г. в 16:50

Да уж, ну и будущее... Неужели космос настолько безопасен, что папа-биолог может взять в экспедицию свою невеликого возраста дочу? В принципе, так он и думал. Однако оказалось, что мир светлого будущего не так уж и безопасен...

Эта повесть Булычёва-Можейко, получившая популярность благодаря совершенно гениальному мультику о «Тайне третьей планеты», переполнена совсем даже не коммунистическим духом, не духом возвышенной восторженности строителей Лучшего мира. Это авантюрная приключенческая фантастика в стиле «Sargasso in Space». Космические полёты и таинственные планеты, неведомые трассы и злобные пираты... Дух лёгкой авантюрной сумасшедшинки хорошо сочетается с глубоким оптимизмом автора и с его даже местами наивной верой в светлое, доброе и хорошее. Даже злые пираты кажутся просто клоунами по сравнению с отважными капитанами, флегматичным профессором Селезнёвым или находчивой и сообразительной Алисой. Да и сам автор даже не пытается делать вид, что пишет серьёзную НФ: вот вам и птица Говорун, порхающая от одного края галактики к другому на своих крыльях, и космические корабли, к полётам на которых люди относятся как к поездке на автобусе.

В общем, добрая и светлая сказочная повесть, в которой нет ничего лишнего.

Оценка : 9
«Фотография пришельца»
–  [ 10 ]  +

lammik, 11 марта 2018 г. в 15:49

Маша, инициативная советская девочка, как-то решила, что детская площадка в их дворе заметно отстала от жизни, и что её нужно облагородить глобусом Луны и космической ракетой. Под этот проект она привлекла ухажёра своей сестры Дарьи Петечку — корреспондента газеты и просто хорошего человека. Тот вспомнил, что недалеко в лесу лежит металлическая конструкция, которую при известном старании можно приспособить для постройки той самой ракеты. Не так давно в подъезде у Маши поселился новый житель — Ричард, проявляющий странный интерес к строительству усовершенствованной площадки. И имя-то у него странное, не наше, прямо скажем, имя...

Сюжетно рассказ довольно прост, хоть Ричард оказался не совсем тем, кем казался. И вместо бластера носит с собой курительную трубку. Надеюсь, что к тому времени курение всё же исчезнет как занятие в принципе. Мария — тот ещё психолог, ловко манипулирует окружающими, начиная со своей сестры и заканчивая другом Димой. Понравилась фраза типа «от мужчин нужно требовать быстрых действий, иначе они успевают придумать причину ничего не делать».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Очень подозреваю, что Ричард — это Ричард Темпест, директор Московского Института времени, известный нам по циклу про Алису Селезнёву.

Оценка : 7
«Спасите Галю!»
–  [ 10 ]  +

lammik, 20 февраля 2018 г. в 15:31

Старшеклассников привели на экскурсию на Предприятие, рядом с которым расположена загадочная зона. В зоне этой по слухам есть Озеро Желаний и вот девочка Галя сбегает в надежде разыскать это озеро. На поиски отряжают трёх человек — работягу и сталкера по совместительству Жору, технолога Щукина и вахтёра Лукьяныча.

Рассказ начинался предсказуемо и скучно — зона, сталкеры, чудеса и ужасы. А потом произошёл он — финальный финт. Это было как будто в комнате включили свет или камеру навели на резкость — всё стало ясно, красота задумки очевидна. И вот это вот умение удивить в конце и отличает настоящего мастера рассказа, которым, безусловно, и был Кир Булычев.

Оценка : 8
«Спасите Галю!»
–  [ 10 ]  +

Sciolist, 29 января 2018 г. в 13:16

Странное произведение. Явная пародия не то на «Пикник на обочине», не то на фильм «Сталкер» — но пародия не слишком-то смешная. Живо напоминает ночные кошмары или горячечный бред, когда бредешь по закоулкам бесконечных сновидческих лабиринтов, спасаешься непонятно от кого и уже сам не помнишь, кто ты и как туда попал. Напоминает страшилки, которыми советские дети пугали друг друга перед сном: совершенно бессмысленные глупости вроде гроба на колесиках воспринимаются совершенно иначе, когда о них рассказывают замогильным голосом темным вечером. Вот и здесь жуткость заключается в неправильности и невозможности происходящего.

От этого рассказа ощущение и забавное, и жутковатое. И он до странного увлекателен.

Оценка : 7
«Любимец»
–  [ 10 ]  +

Groucho Marx, 21 января 2018 г. в 23:30

Хороший, но не выдающийся, роман об оккупации Кир Булычев писал, как это он обычно делал, по мотивам чужих книг: Диш, Эллисон, даже Уильям Тенн. Это ни хорошо ни плохо — у более изысканного автора такой приём пошёл бы по графе «постмодернизм», но подчёркнутое простодушие «Любимца» снимает часть «постмодернистской иронии». Ирония, конечно, всё же остаётся — ведь Булычев понимает, что пользуется готовыми литературными сюжетами, лишь комбинируя их.

Итак, литературный «фаст фуд». Тем не менее, роман хороший. Идея, пусть и не оригинальная, умна и проработана, приключения не слишком раздражают своим суперменистым темпом, с психологией героя всё в полном порядке.

О достоинствах и недостатках хорошо сказано в более ранних рецензиях, так что я не стану останавливаться на том, что финальная часть написана в спешке (или Киру Булычеву просто надоело накручивать сюжет?), скажу лишь, что восхищён тем, как блестящий новеллист, которому в советское время не удавались ни повести и романы (они плохие, его ранние романы, а из повестей всерьёз можно говорить только о первом варианте «Посёлка», «Похищении чародея» и «Журавле в руках»), в новых социальных условиях смог перейти на романный формат без потери читательского интереса.

Оценка : 8
«Подземелье ведьм»
–  [ 10 ]  +

lammik, 18 января 2018 г. в 20:03

Андрей Брюс больше не агент Космофлота, а полноправный капитан, он преодолел свой страх открытого космоса и отправился на Землю за новым кораблём. По пути Андрей попал на странную планету Эвур, где перепутались все эволюционные эпохи — питекантропы и трицератопсы, хвощи и хвойные, мегалодоны и сельдь иваси. И вот на этой самой планете капитана Брюса похищает племя дикарей во главе с Октином Хашем. Первобытный харизматик переигрывает слишком беспечных земных учёных. И не только земных, как окажется впоследствии. Андрею предстоит разгадать тайны Эвура, завоевать новую любовь и вернуться в лоно цивилизации.

Динамичная приключенческая повесть. Пожалуй, воспринимается несколько банальной, но тут стоит учитывать время издания — в 1987 году книжные магазины отнюдь не были завалены тоннами подобной литературы. Да и булычевский живой язык несколько компенсирует эту вторичность.

Оценка : 8
«Заповедник сказок»
–  [ 10 ]  +

lammik, 10 декабря 2017 г. в 14:17

Всё началось с того, что папе Алисы, профессору Селезнёву, позвонил козлик, а так как козлики не должны пользоваться видеофонами, профессор посчитал этот звонок неуместной шуткой, ведь он в этот момент работал над очередной книгой об обитателях разных планет. Затем дом профессора посетил странный товарищ в пожарной каске, который представился заместителем директора Заповедника сказок Кусандрой. Кусандра привёл к Селезнёву дракона Змея Гордыныча с многочисленными жалобами на здоровье. А в кармане пальто Кусандры обнаружился гном, самый обыкновенный гном Свен, для друзей просто Веня. Веня и рассказал Алисе, что в Заповеднике сказок созрел заговор по свержению директора, который бесследно исчез. Алиса не отказалась помочь гному, это же Алиса Селезнёва! Так она оказалась в Заповеднике сказок.

В отзывах на повести из цикла об Алисе Селезнёвой часто можно прочитать что-то типа: «Читал в детстве — шло на ура, перечитал позже — не пошло, всё какое-то детское. Всему, мол, своё время.» Так вот цикл про Алису нужно читать дважды — в возрасте Алисы и после 30. Тут каждая повесть как глыба айсберга и детская надводная часть, безусловно, сияет и блестит, но это хорошо если 10% смысла произведения. «Заповедник сказок» как раз об этом. Сверху — история о том, как Алиса попадает в мир героев разных сказок, проходит через разные передряги и свергает злого Кусандру. А внизу — острая как нож и яркая как Солнце социальная сатира. А какие вкусные типажи! Подлец и карьерист Кусандра, двуличный Волк-«вегетарьянец», старый развратник Кот в сапогах, желающий защекотать то Спящую царевну, то Алису, могучий, но трусливый и недалёкий Змей Гордыныч, ленивый тунеядец и арендодатель половины замка Король, и, наконец, послушные и безынициативные сказочные «экспонаты».

Оценка : 9
«Паровоз для царя»
–  [ 10 ]  +

vorpol, 08 декабря 2017 г. в 06:58

Прародитель всех рассказов про впопуданцов, очень просто, но понятно объясняющий, почему все творения в стиле «Пионер попадает к Сталину в май 1941го и за месяц производит 100500 «Армат» или «Студент проваливается в 12й век и помогает русичам отразить натиск монголов с помощью Калашниковых» — бред сивой кобылы.

Оценка : 8
«Ржавый фельдмаршал»
–  [ 10 ]  +

lammik, 26 ноября 2017 г. в 08:34

Антивоенная сатира от Кира Булычева. Мастерски показана вся бессмысленность и неуместность милитаризма в обществе будущего, где даже люди и дельфины в состоянии найти общий язык, что уж говорить о людях разных народов и рас.

Алиса, как обычно, притянула к себе очередное приключение, ведь именно недалеко от того берега, где она решила отдохнуть, появляется баржа с секретными достижениями европейской техники.

Оценка : 8
«Девочка, с которой ничего не случится»
–  [ 10 ]  +

lammik, 25 ноября 2017 г. в 20:19

Девочка, с которой ничего не случится, но с которой много чего происходит. Вступительная повесть в мир Алисы несёт в себе заряд настроения, присущего всему циклу. Умная и смелая Алиса попадает в истории и выходит из них победительницей, вселяя в читателей веру в будущее нашего мира и в своих не столь отдалённых потомков. Можно было бы дотошно разбирать по пунктам предсказания Булычева — (о, видеофон!), узнаваемо, марсиан не обнаружили, что же, бывает. Но не хочется, книга ведь не об этом и в целом, вообще не для взрослой аудитории, и если уж не довелось прочитать её в детстве и знакомство состоялось гораздо позже, то для получения удовольствия стоит включить в себе внутреннего ребёнка, не утратившего способность удивляться и смотреть в будущее с надеждой и интересом.

Оценка : 9
«Выбор»
–  [ 10 ]  +

Groucho Marx, 07 июля 2017 г. в 13:07

Разумеется, этот рассказ, как и большая часть написанного Киром Булычевым, полуплагиат, и начитанный Генрих Альтов, обвинивший Кира Булычева в списывании у американского фантаста, совершенно прав. Но точно также прав и Кир Булычев, который постоянно переписывал чужие малоудачные тексты, превращая их в настоящие шедевры. Великий Жан Батист Мольер, кстати, тоже беззастенчиво крал у других авторов, а на все упрёки отвечал «Я беру своё там, где его нахожу».

Что же касается конкретно этого рассказа, то, разумеется, это метафора, в высшей степени адекватная советской реальности начала 70-х годов. Там, значит, талантливый молодой человек, успешно делающий советскую карьеру, чувствующий себя намного выше окружающих и ловко манипулирующий окружающими, внезапно узнаёт, что он еврей, имеет богатых родственников за границей и может эмигрировать в США или в Израиль. Тяжёлый выбор! С одной стороны, он получит возможность полностью реализовать свои возможности, о которых только начинает подозревать, с другой стороны, он из «первого парня на деревне» окажется таким, как все, да ещё, пожалуй, отсталым на общем фоне из-за того, что рос совершенно в другом обществе и не знает правил местной игры.

Немного поколебавшись, герой, в полном соответствии с античной поговоркой, решает, что лучше быть первым в провинции чем вторым в Риме, и остаётся в советском социуме, продолжая манипулировать теми, кто заведомо слабее его. Такое решение чуть-чуть декорируется под издевательски-сентиментальное «ведь это твоя родина, сынок», но подобная маскировка может обмануть лишь совсем уж наивных читателей.

Кир Булычев виртуозно выстраивает композицию новеллы, украшает её реалистическими деталями, подсмотренными в жизни, даёт совершенно замечательный разговорный язык интеллигенции начала 70-х годов и даже, шутки ради, вставляет смешную аллюзию на самый популярный в среде советской интеллигенции роман — «Мастер и Маргарита».

Право, чтение этой новеллы доставляет огромное удовольствие. Всё равно, что с умным человеком поговорить.

Оценка : 8
«Половина жизни»
–  [ 10 ]  +

Groucho Marx, 09 июня 2017 г. в 10:59

Как многими отмечено, Кир Булычев явно испытал при прочтении неудачной повести Стругацких «Извне» такое же раздражение, как большинство читателей, и потому взялся рассказать эту историю ещё раз – на новый лад. «Половина жизни» намного более осмысленна, чем «Извне», причём не только сюжетно. История женщины, землянки, не самозабвенной героини в духе ранних 60-х, поэтизировавших смерть учёных-атомщиков от лучевой болезни, а самой обычной заурядной мещанки откуда-то с окраины, неинтеллигентной, неумной, однако оказавшейся способной отдать жизнь не за абстрактную идею, а ради спасения жалких представителей чужой разумной расы, чуждой, совсем чуждой... Это трогательно, человечно и совершенно не пафосно.

Конечно, современным россиянам, наперебой уверяющим друг друга, что ксенофобия является врождённым инстинктом, подобный поворот сюжета неприятен и, полагаю, кажется неправдоподобным, но я, будучи человеком глубоко советским, считаю, что Кир Булычев и его героиня правы.

Оценка : 7
«Мой пес Полкан»
–  [ 10 ]  +

Алексей121, 21 мая 2017 г. в 15:17

Чем больше читаю Булычева, тем больше понимаю, что мне с этим автором не по пути. В своей прозе (за исключением юмористической и детской) он прежде всего старается надавить на чувства читателя, выдавить из него слезу. Он готов забыть ради этой цели обо всем: о логике, о здравом смысле, о достоверности происходящего. Рассказ «Мой пес Полкан» — один из ярчайших примеров подобных ошибок. Чтобы понять, что не так в этом рассказе придется кратко пересказать сюжет.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Действие происходит на развалинах Советского Союза. Отгремела большая гражданская война и от страны осталась лишь горстка враждующих микрогосударств. Спецслужбы из одного такого государства посылают в другое отряд детей, чтобы спасти из приюта хоть сколько-нибудь собачек (из них хотят сделать котлеты). Естественно, все идет не по плану, часть детей в процессе гибнет, но несколько собак удается спасти. Главный герой берет себе пса, называет его Полканом, и учит бегать за палкой. Длительное время, не один месяц. Потом вешает ему на плечи рюкзак со взрывчаткой и кидает палку в ближайшее минное поле. Пес бежит, взрывается, конец. Но он послужил великой цели. Теперь мы еще на 50 метров приблизились к заминированному складу с оружием, чтоб продолжить воевать. Это лучше, чем если бы его на котлетки разделали.

В общем-то идея повести понятна и проста. Это и сатира на известный лозунг «цель оправдывает средство», и критика человеческого общества, склонного к саморазрушению. Вечные темы, на которые были и будут написаны десятки произведений. Кроме того, смотрите какие там все бедные и несчастные: детишки, которым запудрили голову пропагандой и отправили на убой, собачки, которых режут на котлетки и взрывают в минных полях, главный герой, который вынужден пожертвовать единственным другом ради высшей (как ему внушили) цели.

А вот нет. Я не Станиславский, но не верю. Картина настолько неубедительная, что ничего кроме раздражения не вызывает.

Давайте еще раз. Мы имеем общество, которое пропагандой способно внушить любые идеи. Стоит задача: расчистить дорогу к складу с вооружением. Зачем огород городить и эти авантюры с собачками проворачивать? Найти десяток-другой «врагов народа» и отправить их под дулом автомата минное поле топтать — дорога за час расчищена будет. Жестоко, эффективно и куда более реалистично, чем та туфта, которой пытается нас накормить автор.

Но тогда не будет ни бедненьких детишек, которых ловят и насилуют, ни одноногих собачек. Кого жалеть-то?

Да, Булычев хорош как рассказчик, у него очень легкий и живой слог. Да, он умеет оживлять своих персонажей. Но когда вокруг картонные декорации, жалости к ним не больше, чем к обвешенной золотом, но просящей милостыню цыганке.

Оценка : 5
«Сто лет тому вперёд»
–  [ 10 ]  +

Линдабрида, 09 апреля 2017 г. в 12:24

Легкая сказка о симпатичном и уютном будущем. Будущее, которое мы видим глазами 12-летнего мальчика. Славный мир детства, когда мечта — это наесться мороженого (и шоколадного, и яблочного, и клубничного, и ананасово-мятного!), а потом слетать на Луну туристом. Для Коли XXI век оказывается огромным красочным парком атракционов. Сам он, наверное, был бы доволен и космозоопарком. Но чтобы читателю не заскучать в этакой идиллии, весьма кстати на сцене появляются бравые космические пираты Весельчак У и Крыс, и начинается охота за редким прибором миелофоном. Теперь уже любимая героиня автора — Алиса — перемещается в 1982 год, оказываясь среди обычных московских школьников. Кир Булычев создает обаятельную стилизацию под детское восприятие, когда дверь родной квартиры с наброшенной цепочкой кажется защитой от любых зол, а любые авантюры непременно кончатся хорошо. Такую историю мог бы рассказать кто-то из учеников 6 «Б».

На мой взгляд, она могла быть еще лучше, если бы поменьше было описаний того, как хорошо Алиса прыгает в высоту/говорит по-английски/знает высшую математику. Забавный момент: в «Сто лет тому вперед» Алиса уверяет, что знает восемь языков, в том числе японский, но уже в следующей повести цикла не может прочесть японскую надпись.

Оценка : 7
«Девочка, с которой ничего не случится»
–  [ 10 ]  +

amak2508, 23 марта 2017 г. в 10:27

Думается, эта маленькая повестюшка проживет еще очень долгую и успешную жизнь — ее будут читать, читать и читать. Прошло уже более полувека со дня ее создания, а популярность повести не снижается — ее читают не только дети, но и взрослые.

Хотя, если задуматься, истории там уж очень простенькие — для детского сада, ну, может быть, для учеников 1 — 2 классов, да и то с большой натяжкой.... В чем же секрет успеха книги? Понятно, что цикл об Алисе Селезневой был в свое время, как это теперь говорится, сильно распиарен — массовые тиражи книг, великолепный мультик «Тайна третьей планеты», не менее великолепный пятисерийный фильм «Гостья из будущего».... Но другую вещь пиарь — не пиарь, толку будет чуть.

Вероятнее всего причина успеха повести — как и о чем написал в ней Булычев. Вещь получилась очень доброй, очень просто написанной, очень легко читающейся и какой-то доверительной, домашней, своей. Ну и, конечно же, она очень удачно заняла ту пустую нишу в нашей детской литературе, которая уже давно просилась, чтобы ее заполнили.

А самое интересное, заметьте, в том, что за прошедшие после этого 50 лет ничего похожего по качеству в нашей детской литературе больше так и не появилось :).

Оценка : 7
«Половина жизни»
–  [ 10 ]  +

=Д=Евгений, 21 февраля 2017 г. в 06:38

Прекрасное произведение о поколении очень сильных женщин, закалённых Великой Отечественной войной, женщин с огромной Душой.

Оказавшись казалось бы в безвыходной ситуации, где в завершении тебя ждёт банка с формалином, Надежда всё-же не потеряла надежду на лучшее, проявив при этом твёрдость духа и сохранив человеческие ценности.

Оценка : 10
«Посёлок»
–  [ 10 ]  +

Вулер, 22 января 2017 г. в 12:45

Ох и заставил меня автор понервничать на последних страницах, когда все чуть не закончилось плачевно. Есть такое интересное выражение: «Подлинное Искусство заставляет нас нервничать.» По мне так 100 процентов эти слова о «Поселке» Булычева. В глубине души я не верил что может быть плохой конец, и очень благодарен автору что именно так и случилось.

Велика вещь.   Спасибо!

Оценка : 10
«Падчерица эпохи»
–  [ 10 ]  +

ArtTrapeza, 09 января 2017 г. в 23:51

Данное произведение оставила у меня двойственное впечатление. С одной стороны, читать об истории отечественной фантастики всегда интересно, но от антисоветского пафоса временами подташнивало. Сейчас уже как-то не к месту весь этот яд. Заинтересовала периодизация фантастики 1930—1941 годов, с выделением периодов «военной утопии» и «чистой научной фантастики». «Падчерицу эпохи» необходимо читать и сопоставлять с «Мифами о советской фантастике» Первушина.

P. S. Я читал 150-страничную статью в сборнике «Путешествие Алисы» 2011 года.

Оценка : 6
«Посёлок»
–  [ 10 ]  +

ab46, 27 декабря 2016 г. в 12:51

Удивительно много написал Кир Булычёв. Даже если забыть про его научные и научно-популярные труды и только фантастику считать. Чаще всего, услышав это имя, мы вспоминаем девочку из будущего – Алису Селезнёву или Великий Гусляр. И я их с удовольствием вспоминаю. Но, согласитесь, большинство своих книжек Булычёв писал несколько нарочито. Или нарочито по-детски, или нарочито юмористично. А вот в «Посёлке» писатель серьёзен, как нигде. И получилась не хорошая юмористическая, не хорошая детская, а просто хорошая фантастика. Может быть, стоит добавить — хорошая советская фантастика. Чем она была хороша, хорошая советская? Читая её, мы можем вконец испереживаться за героев, но при этом совершенно уверены в судьбе всего человечества. Его ждёт светлое будущее. Без вариантов.

А уж в этом романе автор заставляет поволноваться за героев. Они и живут-то там, где жить невозможно, и всё время балансируют на краю гибели. Наверное, поэтому и сюжет без напряга захватывает. Но при всей увлекательности, это не триллер, скорее, роман-размышление. Любители подумать о серьёзном не будут разочарованы.

Одна из часто повторяющихся в фантастике ситуаций: покинутый загадочный космолёт, куда герои вступают с замиранием сердца, ожидая опасностей и открытий. Такое происходит и в этом романе, только вот покинутый корабль — свой собственный, человеческий. Мне это представляется символичным. Лейтмотив романа – встреча человечества с самим собой. При этом, оказывается, люди могут себя не узнать и не признать, недооценить и переоценить, себя испугать и себя испугаться. Все коллизии, возможные при встрече с чужаками-инопланетянами, могут случиться и при встрече людей с людьми.

Оценка : 9
«Поступили в продажу золотые рыбки»
–  [ 10 ]  +

Al_cluw, 17 октября 2016 г. в 21:15

Чудесная история про Советский Союз. Вот что ностальгия делает — читал и практически поверил, что так оно все и происходило.

И ведь как замечательно все Булычев описал, даже про немощеную площадь, или товарища с Востока в «аэродроме», желающего «Волгу». И люди в рассказе (а рассказик то небольшой совсем) прям ожили, и думаешь — где ж я их встречал то? И еще задумался — а наши современники из нулевых и десятых, как и что стали б загадывать они?

П.С. Я бы, вернувшись туда, в 70-е, загадал бы во-первых велосипед (себе), во-вторых — магнитофон катушечный, а вот в-третьих — ...

Оценка : 10
«Поминальник ХХ века»
–  [ 10 ]  +

Seidhe, 29 августа 2016 г. в 13:16

Повёлся на восторженные отзывы и высокую оценку. В итоге...

Помните, когда-то в 90-х был такой сатирик — Андрей Кнышев? Даже если не помните, была у него такая зарисовка:

«1592 год... Уже написана «Тайная вечеря», но нет «Капричос» Гойи и «Алассионаты», мир ещё не знает Рембрандта, и фамилия Толстой никому ничего не говорит. Творит Лопе де Вега, не подозревая о предстоящем существовавший Мольера, и в своих «Опытах» Монтень упоминает Овидия, Плиния, Горация но не цитирует Пушкина, Байрона, Гёте, и никто из ныне живущих никогда не увидит Фрейда, Набокова, Наполеона, Ленина, Пикассо, Опенгеймера, Стравинского... Шёл 1592 год...

1990 год... Ещё не заявил о себе в полный голос 14-летний Митя Фокин, ещё не родился Лукинский Н. М., не взялся за кисть юный Меркель и не написана «Ватага гонцов» Фрезо, из хаоса звуков не извлечена гармония 9-й сонаты Томсона. Лишь через 19 лет родится Чарлз Принстон, через 47 лет — Ивашечкин, и 232 года отделяет нас от прихода в этот мир Франца Калля... Идет 1990 год...»

Вот и в этом рассказе (если можно назвать так эти пару страниц текста) безмерно уважаемый мною господин Можейко пытается написать биографии гениев, которых не случилось. И всё это с такой претензией на серьёзность и даже трагизм... А смысл? Я, например, не увидел. Хотя некоторые вон считают, что это про «советскую мясорубку, которая рубила лучших», хотя можно подумать, что в истории любой страны мира не могли случиться эти истории, а какой-нибудь Мексике досталось в XX веке меньше, чем России. Да и вообще — жалеть, получается, нужно только не удавшихся гениев? А если бы парень всю жизнь трактористом, а девушка дояркой в колхозе проработали — это уже, получается, не трагедия что-ли?

Не впечатлило. Без оценки.

«Тринадцать лет пути»
–  [ 10 ]  +

Нескорений, 25 августа 2016 г. в 10:17

Каждому из нас за время жизни хотя бы раз приходится делать судьбоносный выбор, и осуществить это, как правило, очень непросто. Повесть К. Булычева «Тринадцать лет пути», открывающая цикл, посвященный доктору Славе Павлышу, затрагивает именно эту проблему — ставит героев перед необходимостью принимать важное решение, заставляя реализовывать свое право решать. Космические декорации, огромный «корабль поколений», окруженный холодным пространством бесконечности — всё это просто вспомогательные декорации, в первую очередь автора интересуют человеческие характеры, различное поведение и реакции на критическую ситуацию. Несмотря на небольшой объем произведения, автору удалось показать напряжение и психологизм, затронуть философские вопросы, добавить нотки лиризма и меланхолии, ну и, конечно, дело не обошлось без Любви.

На протяжении вот уже 106-и лет огромный корабль «Антей» летит по направлению к Альфе Лебедя. Этот грандиозный проект может даровать всему человечеству дорогу к звёздам, открыть дальний космос. Несмотря на все ухищрения, людям не удалось преодолеть барьер скорости света, поэтому путешествия к дальним мирам занимают значительное время. Автор предложил своё решение проблемы звёздного ковчега. Как правило, в фантастике описываются два варианта этой схемы — либо астронавты погружаются в анабиоз на все время полета, либо корабль превращается в замкнутый социум, где за время полета рождается и умирает не один десяток поколений. К. Булычев предложил более гуманный способ — с помощью передатчика материи между Землей и «Антеем» налажена связь, и экипаж постоянно меняется, вместо одной вахты приходит следующая и так много лет.

В конечной точке полета будет установлен экран передатчика, который станет окном в далёкий космос. Красивая схема, но авторское фантдопущение содержит явный изъян — по мере удаления от Земли количество энергии для передачи материи увеличивается и представляется сомнительным, что в конечной точке ресурсов всей Земли хватит, чтобы построить планетарную базу — это будет экономически невозможно, проще говоря — ведь даже передача небольшой гравиграммы оказывается крайне накладной, что уж говорить о массе техники и стройматериалов, которые нужно будет перебросить сквозь «игольное ушко» передатчика в завершении миссии «Антея». Хотя не нужно слишком строго относиться к технической стороне вопроса, автора волнуют совершенно иные проблемы — в центре внимания писателя — человек, а сверхзадача, которая перед ним ставится не так важна.

Команда «Антея» предельно интернациональна, здесь можно найти специалистов и учёных из многих стран, но главный героем стал молодой доктор Слава Павлыш, которому вместе со своими коллегами предстоит провести на вахте один год. Помимо самого Павлыша раскрыть получилось только двух персонажей — девушек из предыдущей смены — Гражину и Армине. Несмотря на то, что они считаются подругами, эти девушки являют собой полную противоположность друг другу. Гражина — волевая, язвительная красавица со сложным характером, Армине же напротив — чувствительная, робкая и очень ранимая натура. Кроме этих троих больше из экипажа никто не запоминается, но для небольшого формата повести большего не нужно. На примере этих трёх молодых людей автор и раскрывает различные модели поведения в критической ситуации, заставляет их выбирать.

Не столь очевидной является метафорическая линия повести, «Антей» — аллегория великой страны, идущей к светлому будущему. На этом пути некогда передовой корабль постепенно устаревает, ветшает, закрываются исчерпавшие себя отсеки. Какой же выбор примут люди в период идеологического кризиса — продолжать движение к великой цели или же остановиться и крепче держать оставшуюся в руках синицу? Авторское определение демократии выглядит довольно спорно, скорее здесь имеет место маскировка привычного коллективизма демократическим фантомом, но не надо забывать про год написания повести. Романтическая линия строится по классической схеме «от ненависти до любви» и выглядит вторичной, несколько непроработанной. Финал произведения скомканный, но для «открывашки» цикла такое простительно — ведь приключения Павлыша только начинаются и мы, наверняка, еще узнаем, чем закончилась история Славика и Гражины. Несмотря на минусы, повесть вполне читабельна, в общем, для начала годится.

Оценка : 8
«Город Наверху»
–  [ 10 ]  +

Petr K., 12 июля 2016 г. в 22:44

Наверное, я бы рекомендовал это произведение к прочтению школьникам среднего возраста. Язык простой, есть экшен, загадки, скромная любовная линия, и общественно-политическая (правда, слегка устаревшая) мораль. В общем, можно легко проглотить все это за один вечер.

Людей же боле искушенным в фантастике эта история вряд ли, если не увлечет, то впечатлит. Все достаточно вторично и схематично.

Кстати, не будет забывать, что Булычов был все-таки автором именно для детей и подростков.

P.S. Лично у меня это произведение вызывает крайне теплые ностальгические чувства. Лето 1986 года, журнал «Вокруг свете», чердак дома в садоводстве под Ленинградом, и невероятно увлекательная будоражащая воображение история с прекрасными иллюстрациями...

Оценка : 9
«Посёлок»
–  [ 10 ]  +

anti-q, 10 мая 2016 г. в 15:39

Не думал, что меня так затянет им, что я так прочувствуюсь его атмосферой. На мой взгляд произведение очень глубокое и насыщенное актуальными проблемами, перенесенными туда, где они обострились до невозможности, где их удалось преподнести так, что они глубоко задели за живое. Проблема отцов и детей, конфликт поколений, перенесенный в чужой мир другой планеты, где в жутких условиях нужно было не только выжить, но и остаться людьми. Конфликт, где выживание и сохранение жизни вдали от цивилизации заставляют героев произведения играть по непростым законам, где очень остро встают вопрос о продолжении рода, и вопрос о сохранении знаний, сохранении человека как человека разумного, а не как дикаря.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Продолжение рода дикарей приспособленцев или продолжение рода людей, передача и сохранение знаний от старших младшим. Конфликт, в котором казалось бы выигрывают молодые, те кто родился уже после крушения корабля, те, кто смогли приспособится к жизни в чужом мире, кто может своими умениями и знаниями не дать погибнуть другим. И как горько было осознавать, что это вживание в чужой мир — тупик и деградация, это деэволюци, потеря человека в человеке, потеря разумности, превращение в первобытных людей, в обезьян, цели которых в итоге сводятся только к борьбе за выживание. Горечью понимания всего этого пропитаны умы старшего поколения – тех людей, которые выжили после крушения, которые сохранили знания и память о цивилизации. На них одних держится идея вернуться в мир людей и не одичать. И эту идею вместе со знаниями они пытаются передать младшему поколению, которое с трудом верит в то, что есть что то за пределами мира вокруг них, а единственной опорой и надеждой для стариков, и в то же время живым мифом для младшего поколения, тем что не дает всем им сдаться и опустить руки, тем единственным, что не дает им смирится и одичать — являются остатки корабля — последнего оплота цивилизации и единственного, что может связать их Поселок с Большим миром. И есть только одно средство выбраться отсюда, это Поход туда к кораблю, чтобы подать сигнал бедствия и вырваться из чужого мира, обратно к людям. Очень жалко было Казика, когда он был уже почти у цели, так жалко, что я просто рыдал и не мог успокоится.

Оценка : 10
«Сто лет тому вперёд»
–  [ 10 ]  +

Mao_Ri, 26 апреля 2016 г. в 19:27

Дааа, шикарная книга! И читать ее надо обязательно всем детям. Да и взрослым тоже, чтобы вспомнить прекрасные детские годы, когда все по плечу — попасть в будущее и не растеряться, не удивляться самым неожиданным вещам, помогать товарищам и даже сразиться с космическими пиратами. Очень добрая и приятная книга.

Обычный московский школьник Коля чрезвычайно любопытен и, как всякий нормальный ребенок, не видит ничего плохо в нарушении некоторых запретов. Тем более, если об этом все-равно никто не узнает, а вреда он никакого не нанесет. Только вышло все немного не так. Самую малость. И вот Коля оказался все в той же Москве, но через сто лет. И знаете, мне кажется надо иметь хорошую смекалку, чтобы ходить по городу будущего, не зная толком что к чему там, и практически успешно скрывать свою «отсталость во времени».

И Алиса оказалась девочкой что надо, хоть Колю и раздражало сперва, что все-то ее знают, везде-то она была, много всего знает и умеет. Задавак же никто не любит. Но нет, гостья из будущего оказалась приятным человеком, смелой и верной девчонкой. Да и вообще, побольше бы вот таких детей сейчас — не тихих и прилежных, не хулиганов, а живых, преданных, отважных и сообразительных.

Еще бросилась в глаза разница. Вот раньше Булычев писал про будущее, и оно таким позитивным у него вышло. Что все будут счастливы, заниматься тем, что нравится (а не ради денег). Что будут полеты в космос. Что дети будут не по подъездам шлындаться и в гаджетах зависать, а увлекаться наукой, что-то изобретать и открывать, выводить и выращивать. Что деньги потеряют ту свою чересчур значимую роль в обществе. А если задуматься о будущем сейчас, то все чаще в голове рисуется не мир во всем мире, прогресс и чудеса техники, а какая-нибудь глобальная техногенная катастрофа, вражда между странами, милитаризированные общества, тотальный контроль и прочие «прелести» жизни. Нет уж, лучше я буду читать Булычева и надеяться на лучшее.

Оценка : 10
«Белое платье Золушки»
–  [ 10 ]  +

Alice.cooper, 06 марта 2016 г. в 22:51

Сильно впечатлила первая глава, которая вполне могла бы стать самостоятельным произведением. Печальная пронзительная история о молодости, самоотверженности и любви... Безумно жаль Драча... Конечно, приятно и интересно было читать и вторую часть книги, в которой появляется уже знакомый и полюбившийся доктор. Повесть закручена как легкий детектив, Павлыш идёт по следам возлюбленной и ему постепенно открывается её тайна... Для меня сама идея биоформ стала шокирующим откровением. Не встречала в других книгах. Тем интересней было читать «Белое платье Золушки».

Оценка : 9
«Последняя война»
–  [ 10 ]  +

Alice.cooper, 04 марта 2016 г. в 12:42

На мой взгляд, «Последняя война» такая же сильная книга как и «Посёлок»: захватывающий сюжет, прорисованные герои, вопросы для размышления. Вот только «Война» более жуткое произведение... И дело не только в оживление мертвецов. Синяя планета — возможное будущее сегодняшней Земли. Почти пол столетия прошло со времени написания романа, а наша планета так и не прошла этот опасный этам, человечество еще не переросло войны, они разгораются то тут, то там, все ещё грозят страны друг другу атомным оружием. А сможем ли мы справиться? Вряд ли нам придёт на помощь Галактический центр. Уродливое, тупое лицо войны показал Булычев, её жуткие, катастрофические последствия. Да и в отличие от предыдущих книг цикла Булычев не спас всех своих героев... Но это и логично, в войне всегда есть жертвы...

Оценка : 10
«Посёлок»
–  [ 10 ]  +

Alice.cooper, 28 февраля 2016 г. в 19:57

Давно я не читала с таким упоением... Просто не оторваться от книги. Обожаю произведения, герои которых становятся тебе родными и близкими, и когда читаешь последнюю страницу становится невыносимо грустно. Спасибо fantlab за рейтинг, благодаря которому я открыла для себя «Поселок», и спасибо Булычеву за хороший финал.

Оценка : 10
«Посёлок»
–  [ 10 ]  +

Oleh_Gladky, 21 февраля 2016 г. в 14:14

Впервые прочитал «Поселок» еще в середине 2000-х и никогда не забуду тех впечатления от романа — словно холодный душ, волна новых несравнимых эмоций, особенно по сравнению с очень некачественной фантастикой того времени.

Сейчас тяжело вспомнить «планетарную робинзонаду», которая была лучше продумана, с неожиданными сюжетными ходами, необычной природой, инопланетной живностью и растительностью, исследованиями, развитием героев и моментами «RPG», никто из авторов раньше подобного не использовал.

Да, иногда присутствует определенная затянутость повествования — как, например, в описании внешности героев или родственных связей, также тяжело дается начало, но это все мелочи, совсем несущественные, которые не помешали роману «Поселок» стать яркой жемчужиной мировой фантастики.

Отмечу также, что второй раз перечитывал эту книгу недавно и на украинском языке в переводе Павлюка, случайно нашел ее на распродаже и купил за копейки, очень качественно и все также непревзойденно, как и оригинал. Теперь этот замечательный шедевр пополнит мою коллекцию.

Оценка : 10
«Умение кидать мяч»
–  [ 10 ]  +

Groucho Marx, 19 января 2016 г. в 14:41

Повесть тончайшая, одна из жемчужин советской литературы. Конечно, исходным вариантом для «Уменя кидать мяч» послужил рассказ (позже переделанный в роман) Киза «Цветы для Элджернона», но для Кира Булычева это типично — по чужой канве вышивать свои узоры, и тут он очень быстро уходит от Киза в сторону, в чисто советскую проблематику.

Прекрасно разработаны психологические реакции героев, очень экономные описания создают живую и убедительную картину, насыщенную деталями эпохи начала семидесятых, а главное — сама аура повести, овеянная меланхолией ранней осени, преждевременного старения, слишком раннего прихода на финиш жизни.

Его отношения с юной девушкой описаны деликатно и нежно, с оттенком горечи, понимания, что ничего не будет. Герой. считавший, что жизнь уже прожита, вдруг вырвался в никогда не бывшую у него юность, испытал и мгновения счастья и боль разочарования, всё то, в чём себе отказывал — и отстранился, мужественно выбрав свой настоящий возраст, став, наконец, не постаревшим мальчиком, а взрослым мужчиной. Герой движется от трусливого конформизма к взлёту в манере «полёт курицы», а затем к мудрому принятию жизни такой, как она есть, без конформизма, без самообмана, с достоинством.

Великолепная повесть о мужестве взросления, о принятии ответственности за свою жизнь. Настоящая, большая литература.

Оценка : 9
«Тринадцать лет пути»
–  [ 10 ]  +

Groucho Marx, 19 января 2016 г. в 10:35

Эталонная повесть семидесятнической советской НФ. То, что она опубликована в середине 80-х, только подчёркивает её «итоговость» и «закруглённость» для целого направления советской литературы. Конечно, это не литературный шедевр (у Кира Булычева есть вещи более сильные), но это замечательная повесть, заслуживающая похвал с любых возможных точек зрения. «Тринадцать лет пути» виртуозно написана и замечательная скомпонована. Финальный хэппи-энд откровенно ироничен. Герои замечательно убедительны в самых мелких своих реакциях на происходящее.

Конечно, есть люди, которых эта повесть чем-то неуловимо раздражает. Они подыскивают вымученные псевдоаргументы для своего раздражения, лишь бы не выражаться прямо — кстати, и это тоже черта советской литературы семидесятых годов, критиковать «неправильные», раздражающие книги и фильмы не за то, что в них кажется неправильным, а за неверно завязанные шнурки на ботинках героя.

В сущности, «Тринадцать лет пути» — метафора семидесятых годов. Люди вышли в путь, имея в виду быстро-быстро построить коммунизм и жить счастливо и весело. Но вдруг выяснилось, что коммунизма не будет, коммунизм отменён, вместо него длинная скучная жизнь с унылой, нетрудной и скучной работой в замкнутом мирке, в окружении осточертевших знакомых лиц. И — инфантильная реакция людей на подобный поворот. Такая ситуация чуть-чуть прикрыта, примаскирована в характерном для семидесятых годов стиле «фиги в кармане», но обмануться при прочтении может только тот, кто хочет обмануться.

Можно сказать, что «Тринадцать лет пути» — своего рода семидесятническая инверсия шестидесятнической «Далёкой Радуги» Стругацких. Кир Булычев любил подобные скрытые полемики и всегда очень обаятельно возражал тем, кому хотел возразить.

Мне эта повесть очень нравится не только потому что она попросту хорошо написана, но и из-за точно затронутого нерва времени. Читая её, я мысленно погрузился в эпоху 1979 года — как на машине времени, честное слово! Я вспомнил себя и книги и мир тех времён с поразительной отчётливостью, и я благодарен Киру Булычеву эа этот эффект.

Оценка : 8
«Вячик, не двигай вещи!»
–  [ 10 ]  +

Groucho Marx, 18 декабря 2015 г. в 19:29

Инфантилизм в позднесоветском обществе превращался в настоящую антропологическую катастрофу: деспотичные мамы, потерявшие мужей на фронте, опекали своих сыночков, не давая им взрослеть. Обычно советские авторы сокрушонно разводили руками по поводу этой проблемы, а Кир Булычев пошёл против тенденции и показал бунт маменькиного сынка против любящей матери. И даже дал ему возможность победить, стать мужчиной.

В этом смысле, в оптимистическом, пассионарном посыле рассказа мне видится противостояние Кира Булычева общему настроению «ничего не поделаешь», к 1979 году всё сильнее овладевавшему массами советского народа.

Так что я так скажу: и рассказ прекрасно написан (что для Кира Булычева скорее правило, чем исключение), и идеологический посыл замечателен. А фантастическая идея... ну, выглядит иронической виньеткой, условностью, вроде летящих над лугом счастливых влюблённых на картине Марка Шагала.

Оценка : 9
«Младенец Фрей»
–  [ 10 ]  +

Groucho Marx, 01 декабря 2015 г. в 18:49

Просто ужасно. Примитивный памфлет, направленный непонятно против кого. Идея с перерождением перед смертью в младенца — просто глупость. Человеческая личность это прежде всего память, если стирается память, человек умирает, даже если его тело продолжает жить в виде «овоща» или — как в этом романе — в виде новорожденного.

Герои либо бесцветны либо гротескны, действие ничем внятным не мотивировано, в общем, полный провал.

Помимо всего прочего, на романе лежит печать тогдашней моды изображать Ленина сущим исчадием Ада, монстром, перешагнувшим всё человеческие и обрётшим диавольские силы. Этой моде отдали дань практически все тогдашние литераторы, но антиленинские тенденции Кира Булычева выглядят более идиотскими, чем даже рассказы Виктора Пелевина. Вероятно, это худшее из написанного Киром Булычевым.

Оценка : 2
«Половина жизни»
–  [ 10 ]  +

Модест122, 13 сентября 2015 г. в 10:54

«Половина жизни» для меня-одна из вершин творчества Кира Булычева. Небольшая по объему повесть написана просто и ясно, фирменным авторским стилем. Сложные проблемы ксеноконтакта передаются здесь через восприятие простой, не очень образованной женщины средних лет. Когда я читал «Половину жизни», временами буквально перехватывало дыхание-настолько пронзительно и вдохновенно передана писателем тоска человека по дому, его одиночество в бескрайнем космосе. Всепобеждающий гуманизм -вот, на мой взгляд, главная особенность этого небольшого шедевра Кира Булычева. К прочтению обязательно.

Оценка : 10
«Алиса Селезнёва» [Цикл]
–  [ 10 ]  +

dempic, 29 июня 2015 г. в 09:12

— Алиса! Алиса! — кричал Колька Герасимов.

А мне хочется также кричать:

— Детство! Детство!

Что лучше подойдет для школьника? Так это Алиса. Это не только детская научная фантастика со своими видеофонами и летающими машинами, космическими пиратами и машинами времени. Это еще и фэнтези, и мифология и сказка.

Оценка : 10
«Последняя война»
–  [ 10 ]  +

Ev.Genia, 21 апреля 2015 г. в 12:32

Автор переложил на страницы своего романа серьёзные вопросы и их последствия, которые в полной мере касаются нашей планеты – это видно невооружённым глазом и понятно каждому. Он перенёс экипаж к/к ,,Сегежа'' на далёкую Синюю планету, которая так здорово похожа на Землю, где было всё, что нужно для жизни и развития, но её жители не справились со своей цевилизацией. Классовое неравенство, ,,промывка мозгов'', религиозная непримиримость, накопление оружия и попытка решать конфликты военным путём привели к ядерной катастрофе. И вот земляне, как представители Галактического центра спешат с миссией возрождения планеты Муна. И ничего, что это технический корабль и он не совсем пригоден к данной миссии – как–то будут справляться.

То, что Автор хотел передать в романе, конечно заслуживает внимания и рассмотрения. Особо задело, что планирующие своё спасение в бункерах и оставшиеся, буквально горстка, в живых лигонцы остаются непримиримы. И большинство из этой горстки до сих пор держит страх перед власть имущими и этот страх сильнее страха разрушения – хотя о какой уже власти может идти речь. Больные, харакающие кровью, грязные, в залатанной одежде, отравленные, выживающие под землёй, потихоньку сходящие с ума, но продолжают искать врагов, пытаются восстановить былой строй и вновь грозят ядерным оружием – фанатическое безумие. Да и вновь спасённые тоже ведут себя по–разному – очень трудно изменить то, что вкладывалось в головы с самого рождения, ведь проснулись то они ,,сразу же после катастрофы'' и только считанные единицы из них готовы к возрождению новой, иной, жизни на своей планете.

Особо важный вопрос – кто заслуживает жизни и насколько личные симпатии и склонности перевешивают в этом решении. Автор, словами короны Аро говорит, что основное требование галактических экспедиций – никогда не вмешиваться во внутренние дела других миров. Любое вмешательство чревато нарушением естественного хода развития цивилизации. Но тогда получается, что решение спасать и возвращать к жизни жителей Муны – это уже вмешательство. А при наличии и применении оживительного аппарата теряется ценность человеческой, и не только, жизни – что бы ни случилось теперь на Муне корона Вас всех оживит. Какое уж тут развитие.

Несмотря на остроту вопросов и гибель некоторых персонажей, роман не выглядит особо жёстким, наоборот, он какой–то мягкий, очень сглаженный – образцово–показательный, я бы сказала: персонажи, их поступки, общение друг с другом – всё выглядит ну очень правильно. Почему–то они не вызвали у меня переживаний и волнений за их судьбу. Ну может только лигонец Кори – в нём, по крайней мере, чувствуется некая страсть и к своему делу и к своему дому. Мне не хватило сопричастности, погружения в ситуацию, соприкосновения с их миссией – того, что, как говорится, трогает за живое. Острота ситуации нивелируется некими мягкими, чуть ли ни домашними моментами: тётя Миля с её выпечкой и фарфоровым сервизом такая вся домашняя, тёплая, уютная – прямо как из фильма ,,Добро пожаловать'', робот Гришка в кружевном фартуке, снисходительные и всё понимающие короны, да и люди ну очень положительные, правда курят, как–будто они на мостике морского корабля… А рассказы, написанные для альманаха в самой последней главе, и вовсе уводят далеко от недавно случившихся событий и здесь совсем не чувствуется пережитое экипажем ,,Сегежи'' – как–будто не было Кори и Антипина.

В целом роман интересен, у него своя позиция – он позволяет в чём–то соглашаться с ним, в чём–то не соглашаться, позволяет ставить себя под сомнение или принять как желаемое. То, что Автор преподносит землян такой прогрессивно–миролюбивой цевилизацией очень примичательно. Да, наверное, именно такими и хотел видеть нас Автор, но было бы ещё лучше, если бы люди выглядели более характерными.

Оценка : 7

  Страницы:  1  2  3  4  5  6  7 [8] 9 10 11 12 . . . 81 82 83 84 85   (+10)»   (+25)»»



⇑ Наверх