Кир Булычев «Мой пес Полкан»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Близкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Они сумели проникнуть к «столичникам», смогли освободить собак и даже вернулись обратно.
Приблизились ли они к своей Цели?
Входит в:
— журнал «Вокруг света 1997'05», 1997 г.
- /языки:
- русский (7), польский (1)
- /тип:
- книги (7), периодика (1)
- /перевод:
- П. Огожалек (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 9 июля 2024 г.
Вот чего не отнять у Булычёва — его прекрасного умения играть на чувствах. Та самая пожалейка буквально заставляет чуть ли не надрывно рыдать:«Несчастная страна, несчастные детишки, несчастные пёсики...». Ещё одной неотъемлемой частью его творчества является часто отказывающее чувство меры. Дискуссия «оправдывает цель средства или нет» — вечна, она будет являться плодотворной темой для творчества, наверно, ещё минимум ближайшие тысячи лет. Но чтобы данная тематика сыграла — она должна быть убедительной. Тут же — полный абсурд и ахинея.
Что здесь помешало Булычёву остаться на грани здравого смысла? Почему бы сделать Полкана не камикадзе, а сапёром, от нюха которого не может укрыться ни одна мина и помогающего обезвреживать их сотнями? Да та же самая пожалейка — не было бы тогда повода поплакать над судьбой бедных собачек. Тем более, что автор явно поленился прочитать хотя бы простенькие материалы по сапёрному делу — в описанной в рассказе ситуации, когда нужна была тупо чистая полоса до склада, задачу без проблем решила бы серия направленных взрывов или тупо бульдозер с бронированным днищем. И ладно бы разминировать нужно было поле с чернозёмом, без которого людям грозит голод — нет, надо же ещё показать кровавую власть, которой только и нужно, как бы ещё кого-нибудь поубивать.
слОГ, 3 сентября 2020 г.
Для начала цитата.
«Ведь наше руководство свято ценит каждого человека. Недаром нас в школе учили, что все военные победы не стоят и слезы ребенка, как писал Достоевский. Но ведь взрослым не пробраться в самое сердце их страны, не проникнуть в питомник — его так охраняют! А мы, мальчишки и девчонки, можем. И мы хотим принести пользу взрослым, своему поселку, своей небольшой демократической стране, окруженной тоталитарными режимами.»
Тут какое дело: восприятие таких произведений сильно зависит от вашего восприятия окружающего мира в данный конкретный момент. Если вы в отпуске в на песчаном берегу с бокалом чего-нибудь, то оценить будет трудно. Если вокруг политика да пропаганда, все воспринимается гораздо острее. Я помню, что поздний Булычев мне не нравился, рассказы из Гусляра в «Если» как-то заставляли с тоской вспоминать о Городе наверху, Поселке и других произведениях 80-х, но вот случайно попадается текст из конца 90-х и оказывается, что Мастер и тогда писал отличные вещи. Можно раскатать отзыв на статью размером с исходный рассказ, по мне, это как-то глупо. Но!
Первое — это хороший текст, бьющий по сердцу и заставляющий задуматься. Мои впечатления от него, например, практически не совпадают со всеми предыдущими авторами — и это очень здорово. Второе — единственный вопрос: повлиял ли на этот рассказ «Парень и его пес» Эллисона? Ответа скорее всего нет, но фишка вот в чем: несмотря на общий «чернушный фон» оба произведения совсем о другом.
Baskk, 2 февраля 2023 г.
Написано конечно великолепно. Прекрасный монолог малолетнего фаната социальной справедливости способного на любое преступление. если в 1994 при Тирасполе и Абхазии (после Карабаха) история казалась маловероятной. То сегодня подобные «дети-герои» идут бороться с тоталитарными режимами Москвы и Киева и это на наших глазах. А собачек жалко
Алексей121, 21 мая 2017 г.
Чем больше читаю Булычева, тем больше понимаю, что мне с этим автором не по пути. В своей прозе (за исключением юмористической и детской) он прежде всего старается надавить на чувства читателя, выдавить из него слезу. Он готов забыть ради этой цели обо всем: о логике, о здравом смысле, о достоверности происходящего. Рассказ «Мой пес Полкан» — один из ярчайших примеров подобных ошибок. Чтобы понять, что не так в этом рассказе придется кратко пересказать сюжет.
В общем-то идея повести понятна и проста. Это и сатира на известный лозунг «цель оправдывает средство», и критика человеческого общества, склонного к саморазрушению. Вечные темы, на которые были и будут написаны десятки произведений. Кроме того, смотрите какие там все бедные и несчастные: детишки, которым запудрили голову пропагандой и отправили на убой, собачки, которых режут на котлетки и взрывают в минных полях, главный герой, который вынужден пожертвовать единственным другом ради высшей (как ему внушили) цели.
А вот нет. Я не Станиславский, но не верю. Картина настолько неубедительная, что ничего кроме раздражения не вызывает.
Давайте еще раз. Мы имеем общество, которое пропагандой способно внушить любые идеи. Стоит задача: расчистить дорогу к складу с вооружением. Зачем огород городить и эти авантюры с собачками проворачивать? Найти десяток-другой «врагов народа» и отправить их под дулом автомата минное поле топтать — дорога за час расчищена будет. Жестоко, эффективно и куда более реалистично, чем та туфта, которой пытается нас накормить автор.
Но тогда не будет ни бедненьких детишек, которых ловят и насилуют, ни одноногих собачек. Кого жалеть-то?
Да, Булычев хорош как рассказчик, у него очень легкий и живой слог. Да, он умеет оживлять своих персонажей. Но когда вокруг картонные декорации, жалости к ним не больше, чем к обвешенной золотом, но просящей милостыню цыганке.
lammik, 1 февраля 2018 г.
Земля испытала на себе ядерную войну, страна лежит в руинах и поделена на осколки. Партия из трёх подростков отправляется на вражескую территорию — к «столичникам» с заданием выкрасть и привести нескольких собак. Во имя идеалов демократии. Забавно, но роли в партии распределены как в какой-нибудь RPG. Воин, вор и друид.
Прочитал рассказ вчера, написал отзыв, но забыть не смог. На самом деле рассказ и не про любовь и не про доверие и уж тем более не про смертельно опасные приключения подростков на вражеской территории. Мысль автора в том, что группа подростков сродни собачьей стае — есть Вожак, есть Хозяин, чёткое разделение свои-чужие, есть приказ, наконец и полный приоритет интересов Хозяина над собственными привязанностями и желаниями. Другое дело, что взрослые и конкретно Сергей Трофимович целенаправленно создали эту стаю и натравили на «столичников». Которые, как я подозреваю, совсем не те, кем кажутся Игорёше с напрочь промытыми мозгами. Недаром сторож питомника говорит Эдику перед своей смертью: «За что, сынок?» Старый человек просто не понимает причины всей этой жестокости. И логично, что после ранения Эдика Вожаком становится Игорёша. Вожак должен быть самым сильным в стае. И по той же модели Игорёша становится Хозяином для Полкана, а затем для щенят Дамочки. Так что в рассказе вообще нет ничего человеческого, только звериное желание убивать врагов и слушаться Хозяина.
Muzzy29, 21 декабря 2016 г.
Рассказ не типичный для Булычева.
Все из-за концовки..
А ведь сначала у ГГ есть свои идеалы, есть враги его общества — которые олицетворяют в своем лице все жизненные пороки, которые он ненавидит. Он со своими друзьми стремиться сделать благородное дело — спасти собак, и ты начинаешь ему сопереживать.
В конце оказывается, что он тоже преследует меркантильные интересы — как и многие в этом мире...Жаль.
В целом рассказ хороший!
vadim309mail, 1 мая 2014 г.
Повествование от лица вроде бы строго положительного персонажа, романтика, со своей взаимной любовью к собакам и высокими идеалами, практически герой. Вот только всё что он знает о мире это ложь, а представления о добре и зле заменены на схему свой-чужой. Подобную образ мыслей он приписывает даже животным, поскольку иного, у любимых им существ, по его представлениям быть не может.
Вообще мне кажется не следует воспринимать этот рассказ как что-то вроде «1984». Скорее это политическая сатира, особенно учитывая время написания (первая половина девяностых) и гипертрофированность свойственных для антиутопии элементов.
Концовка настолько травмирует психику, что может со временем показаться забавной, хотя может это скорее связанно с её абсурдностью.
Yazewa, 12 ноября 2010 г.
Что этичнее: съесть собаку или убить ее в военных целях? И то, и другое — далеко не новость для человеческой цивилизации.
В этом рассказе гораздо страшнее — психология и мораль людей. Детей можно послать под пули. Можно воспользоваться их способностями для решения своих задач, — политических, военных. И внушить, что эти цели важнее дружбы, любви... Вот это страшнее во сто крат.
god54, 19 октября 2009 г.
Жестокостью пропитан весь рассказ, но оправданием служит мораль. Вот ведь что страшно. Нечеловеческие поступки оправдываются с точки зрения морали. В наше время очень серьезно разрабатывают проблему: военная этика. Как убить человека этично. Вот этот рассказ и есть ответ на этот вопрос.
Ladynelly, 24 октября 2008 г.
Кошмарный антиутопичный рассказ! Два непонимающий друг друга мира! Планета отравленная радиацией! И такая «любовь» к собакам! Это не любовь. Это просто гнусно!
duke, 26 сентября 2007 г.
Страшная и жестокая история о «любви» к животным, совсем не для детей. Прочитав, долго не мог прийти в себя.
Не рекомендована к прочтению особо впечатлительным натурам.