Сара Уотерс – британская писательница, стала известна как автор психологической лесбийской прозы в викторианских декорациях. Родилась 21 июля 1966 г. в г. Нейланд (Пемброкшир, Уэльс). Ее семья состояла из отца Рона, матери Мэри и старшей сестры. Мать была домохозяйкой, а отец работал инженером на нефтеперегонном заводе. Сара описывает свою семью как «весьма идиллическую, умиротворенную, любящую». Ее отец, «фантастически-творческая личность», привил будущей писательнице интерес к созидательному труду и новым открытиям. Отец даже сочинял для маленькой дочери научно-фантастические и мистические истории.
Уотерс говорит: «Когда я вспоминаю себя ребенком, я вижу себя что-то мастерящей – из пластилина, папье-маше или детского конструктора. В детстве я хотела быть археологом, как многие дети. Я хорошо училась в школе и мне действительно нравилась учеба. Никто в моей семье не имел высшего образования. Я помню, мать говорила мне – однажды ты поступишь в университет и затем защитишь диссертацию. Так оно и произошло. Видимо, я была способным ребенком…». В детстве была «сорванцом», увлеклась феминизмом в подростковые годы, первая любовь у нее случилась с особой женского пола.
По окончании школы Уотерс поступила в университет и получила степени по специальности английской литературы. На бакалавра защищалась в Унивеститете Кента, на магистра в Университете Ланкастера, доктором философии стала в Лондонском Университете. Короткое время успела поработать в книжном магазине и в библиотеке. Во время работы над докторской диссертацией («Лесби- и гей-проза с 1870 г. по нынешнее время»), наработала материал и вдохновение для будущих романов. Как часть своего исследования, читала порнографию 19-го века, откуда и пришло название ее первого романа «Бархатные коготки» («Tipping The Velvet» — выражение викторианского сленга, означающее лесбийский секс). Название романа «Тонкая работа» («Fingersmith») тоже пришло из старого сленга – означает карманного вора и, кроме того, акушерку. Читая лесби/гей-ориентированную прозу, Уотерс обратила внимание, что эта литература мало изменилась со времени 19-го века – это, как правило, книги невысокого уровня, «легкие», без серьезных амбиций. Уотерс поставила своей задачей писать романы куда более сложные и качественные.
До того как стать писателем, Уотерс работала университетским преподавателем. Сразу же после защиты диссертации начала писать первый роман, работать над которым доставляло ей настоящее удовольствие, пришлось провести серьезную исследовательскую работу, а это именно то, что она любит. В то время Уотерс стала членом литературного кружка «Писатели северного Лондона», членами которого в числе прочих были Чарльз Паллисер и Нейл Блэкмор. Публицистические статьи Уотерс печатались в различных журналах, тематика статей – история, сексуальность.
Действие первых трех романов Уотерс происходит в Англии 19-го века. Четвертый роман, «Ночной дозор», с действием в период и после Второй Мировой Войны стал наиболее стилистически сложным произведением, здесь заметны различные литературные и кинематографические аллюзии. В романе «Маленький незнакомец» Уотерс отходит от лесбийской тематики и впервые в ее творчестве рассказ ведется от лица персонажа-мужчины; действие романа вновь происходит в послевоенные 40-е годы XX века. В своем следующем романе Уотерс планирует разрабатывать исторический отрезок 20-30х годов XX века, и, вероятно, вновь появятся персонажи-лесби. Все романы включают в себя ощутимые элементы триллера, детектива; иногда заметно влияние готической традиции. Автор со знанием дела работает с историческими реалиями, социальным контекстом и психологическими характерами. Сбор материала и написание романа у нее может занимать до 3-4-х лет.
В числе своих любимых авторов Уотерс упоминает Чарльза Диккенса, Роберта Л. Стивенсона, Льва Толстого, сестер Бронте, Донну Тартт, Антонию Байетт, Питера Кэри, Хилари Мантел, Джона Фаулза, Кадзуо Исигуро, Патрика Макграта и многих других. Не считает себя автором жанровой исторической прозы, уходит от стереотипов исторических романов.
Сейчас Уотерс живет в Кеннингтоне, юго-восточный Лондон, на последнем этаже старого здания 1790-х годов постройки с высокими потолками.
Литературные награды и номинации:
1999, Betty Trask Award за роман «Бархатные коготки»;
1999, Library Journal's Best Book of the Year за роман «Бархатные коготки»;
1999, Mail On Sunday/John Llewellyn Rhys Prize за роман «Бархатные коготки»;
1999, New York Times Notable Book of the Year Award за роман «Бархатные коготки»;
2000, Lambda literary Award for Fiction за роман «Бархатные коготки»;
2000, Stonewall Book Award за роман «Нить, сотканная из тьмы»;
2000, Ferro-Grumley Award for Lesbian and Gay Fiction за роман «Нить, сотканная из тьмы»;
2000, Somerset Maugham Award for Lesbian and Gay Fiction за роман «Нить, сотканная из тьмы»;
2000, Sunday Times Young Writer of the year Award за роман «Нить, сотканная из тьмы»;
2002, British Book Awards Author of the Year за роман «Тонкая работа»;
2002, Crime Writer’s Association Ellis Peters Historical Dagger за роман «Тонкая работа»;
2002, Man Booker Prize (шортлист) за роман «Тонкая работа»;
2002, Orange Prize (шортлист) за роман «Тонкая работа»;
2006, Man Booker Prize (шортлист) за роман «Ночной дозор»;
2006, Orange Prize (шортлист) за роман «Ночной дозор»;
2007, Lambda Literary Award за роман «Ночной дозор»;
2010, Casino De Santiago Award за роман «Ночной дозор»;
2009, Man Booker Prize (шортлист) за роман «Маленький незнакомец»;
2009, Shirley Jackson Award (финалист) за роман «Маленький незнакомец».
Фантастика в творчестве автора:
К профильным произведениям Сары Уотерс относится ее последний роман «Маленький незнакомец». Он номинировался на премию Ширли Джексон, и Стивен Кинг назвал его лучшей книгой 2009 года.