Арису Арисугава (有栖川有栖 / Arisugawa Arisu) – современный японский писатель, работающий в жанре детектива.
Родился 26 апреля 1959 г. в г. Осака. Образование получил на юридическом факультете университета Дошиша.
Путь к писательству
Будучи учеником пятого класса, написал полноценный роман, так как с детства мечтал стать детективом. Обучаясь на 3-м курсе средней школы написал сценарий для художественного фильма под названием «Великое убийство» и подал его на соискание премии Эдогавы Рампо, но получил отказ. Позже, обучаясь в университете, подавал заявку на премию «を幻影城新», но и тут он также потерпел неудачу. В колледже входил в группу по изучению детективных романов (в настоящее время – «Группа по изучению тайн Дошиша»).
После окончания университета устроился на работу в крупный сетевой книжный магазин. В 1984 г. вновь подал заявку на премию Эдогавы Рампо, теперь с романом «月光ゲーム Yの悲劇'86», но снова проиграл, не пройдя первый отборочный тур.
Первые публикации
В 1986 г. его рассказ «やけた線路の上の死体» был опубликован в антологии «無人踏切», составленной Тэцуя Аюкавой и посвящённой таинственным историям, произошедшим на железных дорогах.
В 1989 г. произошёл полноценный дебют Арисугавы как писателя – был опубликован его роман «月光ゲーム Yの悲劇'88» (отредактированная версия романа «月光ゲーム Yの悲劇'86»), представленный на премию Эдогавы Рампо.
В 1992 г. его роман «双頭の悪魔» занимает 4-е место в рейтинге «10 лучших тайн» еженедельника «Bunharu Mystery Best» и 6-е место в рейтинге «Эта удивительная тайна!».
После этих успехов какое-то время Арисугава продолжал работать в магазине и писать в свободное время, но в 1994 г. в возрасте 35 лет ушёл из магазина и целиком сосредоточился на творчестве.
С ноября 2000 по июнь 2005 г. был первым Президентом Клуба писателей хонкаку.
Очерк о творчестве
Своим кумиром Арису Арисугава избрал американского писателя Эллери Куина, чьи детективные книги получили признание в первой половине XX века, в особенности цикл произведений с географическими названиями, начавшийся с романа «Тайна римской шляпы» (1929). Под псевдонимом «Эллери Квин» скрывались два автора, и, словно в продолжение литературной игры, главный герой в их основных произведениях носит точно такое же имя. Примерно по такому же пути пошёл и Арису Арисугава, поскольку его экзотический псевдоним совпадает с именем рассказчика. Главный герой популярных серий Арисугавы раздвоился на два основных, никак не связанных между собой цикла — «Студент Арису» и «Писатель Арису». Правда, в обоих случаях Арисугава выступает в роли грамотного ассистента, уступая почетное право раскрытия дел своим друзьям – Дзиро Эгами (в цикле «Студент Арису») и университетскому профессору Химуре (в цикле «Писатель Арису»).
Учитывая всплеск интереса к детективному жанру, начавшийся в Японии в 80-х годах и продолжающийся и поныне, книги Арисугавы всегда пользовались стабильным успехом у местной публики. В сюжетах его книг нередко можно встретить такие ставшие давно классическими приёмы, как происшествия в «закрытой комнате» (убийство совершено в наглухо закрытом изнутри помещении, откуда никто не мог выбраться незамеченным). Сюжеты на эту тему содержатся в книгах «マレー鉄道の謎» (2002) и «46 番目の密室» (1992). В этих книгах Арисугава демонстрирует незаурядную фантазию в построении сложных трюков для объяснения происшествий.
В книге «スウェーデン館の謎» (1995) используется другой приём для создания эффекта «невероятности» – отсутствие следов на снегу вокруг дома со стороны главного «виновника» происшествия.
В романе «孤島パズル» / «The Moai Island Puzzle» (1989) загадка формируется на уединённом острове, куда ни при каких обстоятельствах не может добраться никто из посторонних. Как отмечает признанный мэтр японского остросюжетного романа Содзи Симада в предисловии к данной книге: “Читатель будет тронут тем, как спокойно детектив Дзиро Эгами, используя обычный, повседневный стиль речи, разоблачает убийцу. Объяснение происходит без всякой эксцентричности, но читатель испытывает спокойное интеллектуальное изумление и молчаливое уважение к уму автора, который смог выстроить логику, ведущую к идентификации убийцы”.
Определённую экзотику в стиль автора вносят и межнациональные элементы, свойственные циклу «Писатель Арису». В рассказах представлены и бразильские бабочки, персидские кошки, швейцарские часы, и даже... русский чай, всякий раз являющиеся ядром очередной истории.
Вместе с тем следует отметить, что автор чужд лёгким способам привлечения внимания – в его книгах трудно встретить элементы показного насилия или сексуальные сцены, акцент на убийствах строится исключительно для формирования очередной неожиданной таинственной истории. Арису Арисугава стремится адаптировать классические наработки к современной реальности, без использования ретро-экспозиций или переноса действия в прошлое.
Фантастическое в творчестве
Фантастика в творчестве Арисугавы присутствует в его новом цикле «濱地健三郎», начатом в 2019 г. Это истории о детективе-экстрасенсе, способном видеть призраков и благодаря этой своей способности раскрывающем преступления.