Интервью Вадима Панова газете Existo
© Don Rumata
В апреле Ассоциация Украинских книготорговцев вручила Панову премию за создание самого успешного сериала 2003 года. По первой книге Панова «Войны начинают неудачники» планируется создание телевизионного сериала – права на экранизацию уже куплены, к осени 2004 года планируется подбор актеров и проработка сценария.
Поклонники Тайного Города активно общаются посредством Интернета: по серии организуются онлайновые ролевые игры, форум на сайте Вадима Панова является местом встреч более 1600 читателей ежедневно; по сюжетам его книг проходят «полевые» ролевые игры, отнимая «хлеб» у других отечественных и зарубежных фантастов; по мотивам произведений поклонники разработали игральные карты.
Краткая биография:
Родился 15 ноября 1972 года в семье военного. Вслед за назначением отца семья переезжала из города в город, из страны в страну и вернулась в Москву только в 1983 году. В 1995 году Вадим окончил Московский Авиационный Институт, факультет Радиоэлектроники Летательных Аппаратов (ФРЭЛА). В студенческие годы играл на сцене легендарного театра «Зеркало», писал сценарии для спектаклей. По его пьесе был поставлен спектакль «Такие игры» (1994). Вадим Панов женат, дочери Полине 3 года.
Книги:
Издается с 2001 года в издательстве ЭКСМО.
До февраля 2003 года произведения автора издаются в сериях «Российская боевая фантастика» и «Стальная крыса». С февраля 2003 года издается в собственной серии «Тайный город».
На сегодняшний день вышли 9 романов в 6 книгах серии «Тайный Город»:
* «Войны начинают неудачники». «Командор войны» (два произведения в одной книге);
* «Атака по правилам». «Все оттенки черного» (два произведения в одной книге);
* «И в аду есть герои». «Наложницы Ненависти» (два произведения в одной книге);
* «Куколка Последней Надежды»
* «Тень Инквизитора»
* «Кафедра Странников»
* «Правила крови» — Сборник рассказов-победителей конкурса «Тайный Город — твой город» (включая рассказы автора)
* Планируются к выходу (точные даты выхода не определены): 1.Первая книга не о Тайном городе; 2.Продолжение серии «Тайный Город»
Автор в кратчайшие сроки нашел своего читателя и обрел популярность: без какой либо поддержки со стороны издательства в 2003 году средние продажи выросли в 2,5 раза по сравнению с 2002 и в 7 раз по сравнению с 2001 годом.
Особенности сюжета
Центр действия – Москва. Столица представляется как город с двойной жизнью – с одной стороны, его населяют обычные люди, с другой, не видимой «челам» (так автор называет коренное население Москвы), древнейшие расы, господствовавшие многие миллионы лет назад. Каждая из этих рас в свое время являлась доминирующей и правила миром, но так или иначе пережила свой упадок и конец. Оставшиеся представители этих древнейших рас объединились в «Великие дома» и поселились в так называемом «Тайном Городе», который существует и по сей день на территории Москвы. По ходу развития сюжета описываются реальные районы Москвы как «домены» домов Тайного Города – читатель может легко узнать в привычных улицах и зданиях, в своих родных районах штабы магических домов, места их собраний и т.п. Создается сильнейший эффект «вовлеченности» читателя в сюжет! В магических «расах» или «домах» узнаются те или иные человеческие общества (байкеры, аристократы, бандиты и т.д.). Читатель легко может ассоциировать себя с тем или иным персонажем. (Опять же, эффект «вовлеченности»). Красной линией сквозь текст проходят репортажи о каких-либо событиях, которым человеческая пресса не может найти объяснения. Параллельно дается репортаж газеты «Тиградком» (газеты магов). То есть автор предлагает свою версию тех или иных известных громких событий.
Особенности жанра
Жанр «Тайного Города» однозначно определить достаточно сложно – это, определенно, не фэнтези, но и не фантастика в ее классическом понимании. В его произведениях присутствуют элементы фэнтези, фантастического боевика, есть определенная доля мистики, приключенческого, а также детективного жанров. Рабочее определение редакции – «городское фэнтези», или «фэнтези мегаполиса».
Философия книги (и автора)
Герои Панова обладают отличным чувством юмора, их особенность в том, что они далеко не являются классическими «положительными» персонажами: даже самые «хорошие» из них редко что-либо делают исходя только из «светлых побуждений». Возможно поэтому главные герои Тайного Города – наемники и комиссар «темного двора». Несмотря на свои небескорыстные побуждения герои неоднократно «спасают мир».
Увлечения автора:
Книги: Саймак, Шекли, Гаррисон, Хайнлайн, Рассел. Из отечественных – конечно, Стругацкие, Грин.
Спорт: футбол (активный болельщик), занимался боксом
Театр: любит театр (ходит на премьеры), в студенчестве принимал активное участие в театральной жизни ВУЗа (играл, писал сценарии)
Музыка: Queen
Свободное время: строит дачу, занимается с дочерью, любит гулять с семьей по Москве.
***
Вадим, здравствуйте!
Здравствуйте.
Чего Вы боялись в детстве больше всего?
До тех пор, пока не научился хорошо плавать, мне иногда снилось, что я тону. Потом и это ушло. А в остальном… Я рос в военных городках, среди детей военных, а там считалось, что страх — это привилегия девочек, будущим офицерам бояться ничего не следует.
Какие игры вы предпочитали в детстве? Кем вы были в этих играх?
«Войнушки», разумеется. Причем, не «беги-стреляй», а с разработанной легендой и планами операций. Кто атакует, откуда, кто идет в тыл, кто в засаде. Мы копировали отцов.
А кем был? В зависимости от обстоятельств: и рядовым, и офицером.
До 1983 ваша семья скиталась по просторам СССР, естественно, вам пришлось менять школы. Как вы оцениваете уровень преподавания? И еще несколько «школьных» вопросов. Какие предметы были вашими любимыми? Как вы относились к урокам русского языка и литературы?
Уровень преподавания был отличный! Я плохо представляю, как сейчас обстоят дела в школах, но мне повезло — я своим образованием доволен.
Любимые предметы: история и математика. Самые-самые. Не могу сказать, что только их я посещал с удовольствием, но это были единственные предметы, уроки по которым я иногда ждал.
Литература… тут сложнее. Я читал много, но о каждой прочитанной книге имел свое собственное мнение, которое иногда не совпадало с официальным, то есть с тем, которое учителя пытались нам вдолбить. Например, я считал и считаю «Тихий Дон» самым антисоветским романом из всех существующих. А поскольку я не стеснялся свое мнение высказывать, как устно, так и письменно (во время сочинений), то иногда случались проблемы.
Чем для Вас были студенческие годы?
Студенческие годы — это самое лучшее время в жизни каждого человека! С одной стороны, ты уже достаточно взрослый, чтобы заниматься разными интересными вещами (если можешь на эти вещи заработать), с другой, — вся твоя ответственность — это учеба. Плюс оптимизм: у тебя ведь все впереди! Так что поверьте: это время мы теряем не зря.
Вадим, расскажите, как Вы учились в школе, институте? И как впоследствии полученные знания помогли (или не помогли) уже во взрослой жизни!
Любые знания, любой опыт так или иначе помогают в жизни, хотя бы в виде интуиции, когда ты подсознательно чувствуешь, что делать надо так, а не иначе. То есть надо не просто знать, а уметь пользоваться накопленным, только это показывает, как ты учился и чему ты научился. Если факты и формулы лежат в голове мертвым грузом или применяются только при разгадывании кроссвордов, то чего стоит твой «красный» диплом? Ничего. Ты научился получать информацию, но не работать с ней. Ты можешь пересказать весь учебник, но кому это надо? А вот если ты можешь не вспомнить формулу в нужный момент, а вывести ее, опираясь на логику и полученные знания, это уже совсем другое дело. Нас учили понимать суть процессов, докапываться до главного, а это умение в жизни очень важно.
В студенчестве вы связали свою жизнь с театром. Расскажите как это произошло? Что подвигнуло Вас на это? Помог ли Вам театральный опыт на писательском поприще?
Со студенческим театром надо подчеркнуть. Учебе это не мешало, зато удовольствия, положительных эмоций было навалом. Отличные ребята, отличное занятие. Театр у нас юмористический, так что скучать не приходилось. Как произошло? А как это могло произойти? Пришли с друзьями на репетицию и сказали: «Возьмите нас». Нас взяли. Играли всех: и дяденек, и тетенек, и тараканов, и зайчиков… И я думаю, это не могло не помочь: ведь и со сцены, и в книге надо передавать образы, чувства, приемы разные, но задача-то одна. А нас, как я уже говорил, учили понимать процесс, так что театральный опыт мне, конечно же, пригодился.
Вадим, и кто же по образованию создатель Тайного Города? И удалось ли Вам найти себе применение по той специальности, которую изучили?
По образованию я радиоинженер. Поработать на этом поприще не удалось: когда я заканчивал МАИ, страна как раз думала, что сможет прожить без радистов. А так же без технологов, техников, разработчиков… в общем, без производства. Будут юристы и экономисты и хорошо, а все остальное купим за нефтебаксы. Спорить со страной я не стал и принялся выкручиваться самостоятельно.
Ваше отношение к античности? Например, Городницкий назвал античность: «Человечества цветная колыбель». Согласны ли вы с этим определением? Какой этап развития человечества Вы бы выделили особенно и почему?
«Колыбель человечества»? Смотря что подразумевать под «античностью». Если время, то, наверное, можно сказать, что именно тогда был период младенчества, хотя лично я отнес бы его к Каменному веку. Все-таки младенцы не разрабатывают философские системы и принципы права, которыми пользуются взрослые люди.
Если же под словом «античность» имелись в виду Др.Греция и Др.Рим, то у китайцев и индусов наверняка будут свои взгляды на «колыбель человечества». Или имеет смысл говорить о «колыбели европейской цивилизации».
Какой этап я бы выделил? ХIХ век. Интеллектуальный рывок, который совершили в позапрошлом веке европейцы, до сих пор определяет развитие мирового сообщества. Фундамент практически всех открытий и достижений ХХ века был заложен именно тогда.
А вот жить я хочу в свое время, я к нему привык.
Черные кошки, бабы с пустыми ведрами и т.п. прагматичным героям Тайного города совершенно неинтересны. А Вадиму Панову? Вы суеверный человек?
Как и большинство людей. Приметы — это ведь определенная статистика, собранная за века. Мне кажется, имеет смысл прислушиваться к чужому опыту.
Вадим, вы — верующий человек. Что для вас вера — образ жизни или образ мышления? Если нет, то: как вы относитесь к тому, что сегодня количество верующих значительно увеличилось? Каково отношение к верующему? И почему на Ваш взгляд, многие из нынешних российских фантастов, столь негативно относятся к вере /Перумов, Дивов/?
Боюсь, я не смогу ответить на вопрос: «Что для вас вера?» Он не имеет смысла. Понятие Вера всем знакомо. Если вы верите, мне нечего вам объяснять, вы все знаете сами. Если не верите — то тратить время бесполезно, это как рассказывать от рождения слепому о радуге.
Что касается всего остального, то верить или нет — личное дело каждого. Я не склонен к миссионерству и убеждать никого ни в чем не собираюсь. Люди могут как угодно относится к моей вере и моей конфессии, это их проблемы. Если они позволят себе негативные высказывания в моем присутствии, будем разбираться. Может быть, будем спорить, хотя, повторюсь, это бесполезное занятие.
Вы сказали, что герой слабый, занимающийся самокопанием для вас далек. Почему?
Потому что подобный тип людей от меня далек, потому что слова уходят, а дела остаются, и только по ним можно судить о людях.
Ваш отец офицер, и в Советском Союзе офицеры зачастую были кочевниками. Наложило ли это отпечаток на Вас? Вы легки на подъем и смена места для Вас неизбежное зло, или же все-таки увлекательное мероприятие?
На подъем легок: собраться и отправиться за 5-10 тысяч километров — без проблем. Главное, чтобы там принимали кредитные карточки и был роуминг.
Скажите когда и как вы осознали себя творческой личностью?
В пять лет, любуясь собственноручно нарисованной Бабой Ягой.
Вадим вы стали писателем. «Звездная болезнь» была? Побороли? Как ваши близкие относятся к той известности, которую Вы приобрели?
Некоторые люди специально пытаются стать кем-то (писателем, актером, певцом…), чтобы заразиться «звездной болезнью», насладиться ею. Это их цель. Мне же куда больше интересен сам процесс написания историй.
А близкие относятся к известности с пониманием. Для настоящих друзей я по-прежнему Вадим Панов и, надеюсь, так и останется в дальнейшем.
Как бы там ни было, Вы публичный человек. С чем это сопряжено?
Часто задают много вопросов.
В досье мы упомянули о Ваших предпочтениях в фантастике. А как с классикой, читаете? Кого бы из классических авторов Вы бы выделили особо, за что?
Достоевский. За глубину образов.
Читаете ли современных российских фантастов, кто, по вашему мнению, наиболее интересен?
Рекомендую Г.Л.Олди, Кирилла Бенедиктова, Андрея Уланова.
Что вам больше по душе: веселая шумная компания друзей или тихий уединенный вечер в кругу любимых людей?
Но ведь это же зависит от настроения! Иногда хочется поваляться на диване, иногда — зажечь по-взрослому.
Ощущаете ли Вы себя московским, русским, российским фантастом?
Было бы странно, если бы я ощущал себя нью-йоркским, американским фантастом.
На самом деле, я считаю, что фантастика — космополитична, будущее или прошлое, фэнтези или космос, главное, чтобы у автора хватило фантазии придумать интересный мир (героев, сюжет) и качественно изложить все это на бумаге. Если получится, писатель станет интересен не только друзьям, землякам и согражданам, но и людям из других стран.
Можете ли Вы писать без остановки несколько часов подряд или писательство это работа (пусть и любимая) и она должна подчиняться распорядку?
Несколько часов подряд без остановки не пишут, а печатают, давая на выходе вполне читабельный текст. Вот это действительно работа, как у станка. И с тем же результатом: может и добротно, но штампованно. Я же могу по часу размышлять над одним абзацем или просто обдумывать эпизод, рассматривать его со всех сторон, чтобы потом за двадцать минут его написать. И снова задуматься.
Болеете ли Вы за какую-то команду, по какому виду спорта?
Футбольный клуб «Локомотив». Москва.
Какое изобретение человечества наиболее значимое на ваш взгляд?
Колесо. Весь остальной прогресс — следствие этого гениального открытия.
Ваши герои очень тесно связаны с Интернетом. А Вы как часто вы пользуетесь всемирной паутиной? Ваш сайт довольно тяжеловесен и во многом требует доработки. Посетители Тиградкома увидят обновления, более совершенную структуру, более удобное и впечатлительное оформление? Вы не подумывали о том, чтобы перейти под крыло уже известных ресурсов в сети? Например, Цитадель Олмера.
Разумеется, в сети я гуляю, часто захожу на сайт Тиградком. Кстати, очень скоро официальный ресурс ТГ будет существенно обновлен. Уже открыт официальный сайт, к структуре которого, насколько я помню, претензий не было. По этому сайту можно представить, что оформление Тиградком будет впечатляющим, и оно таким будет, обещаю. Как видите, планов громадье…, а с крыльями у нас и со своими все в порядке.
Расскажите об экранизации. Что уже сделано, что предстоит?
Сейчас идет первый из самых сложных этапов: написание сценария. Роман состоит из нескольких линий, связанных между собой литературными методами. Кино же совсем другое дело, в нем надо ПОКАЗАТЬ историю, сделать так, чтобы каждая линия была понятна не только тем, кто читал книгу. Задачка оказалась не такой простой, как ожидалось.
Вадим, как возникло желание писать? Это на самом деле такой элемент жизни, без которого тяжело?
Есть желание придумывать, фантазировать, творить, если угодно. Есть потребность в этом, и не просто потребность — осознанная необходимость, голова у меня так устроена. Постоянно подмечаю образы, характеры, эпизоды, детали… они складываются друг с другом, связываются или не связываются, отправляются ждать своей очереди. Это как дышать.
Как вы предпочитаете писать: на компьютере или ручкой?
С помощью компьютера. Править легче.
Как вы боретесь с «не пишется»? Бросаете все до следующего приступа вдохновения или заставляете себя писать, так чтоб «ни дня без строчки»?
У меня практически не бывает, что я «не в теме». Если я чувствую, что «не пишется», я себя не насилую — размышляю над тем, что написано или придумываю что-то новое. Появляется идея (или вспоминаю, что надо исправить), и ноги сами несут к компьютеру.
Существует мнение, что фэнтэзи и фантастика суть- способ бегства от реальности. Как вы относитесь к этому утверждению?
Вино для алкоголика — способ бегства от реальности, для ценителя — божественный нектар, для виноградаря — труд, приносящий радость.
Считаете ли Вы, что у нынешних детей, подростков другие сказочные и мифологические ориентиры, чем еще 10-15 лет назад. Мерлин, рыцари круглого стола, орки, гоблины, вампиры для россиян гораздо ближе, чем раньше?
Но ведь при этом они не забыли ни леших, ни домовых, ни Кощея Бессмертного. Новый пласт просто наслаивается на существующий. Это нормально, это естественно. И не следует забывать, что западную мифологию обработал и «раскрутил» (если можно так выразиться) весьма талантливый человек. В общем, я не думаю, что ориентиры поменялись, просто появились дополнительные.
Ваши книги для всех возрастов, или надо начинать с некоего конкретного рубежа?
Наибольшее удовольствие получат те, кто перестал относиться к любой книге, как к учебнику, у кого своя голова на плечах и кто не ждет, что добрый автор разжует и вложит ему свои идеи или мораль. Тот, кто способен к самостоятельным выводам, прочитает книгу, остальные насладятся приключениями героев.
Сейчас время форматов. Считаете ли Вы, что попали в нужный «формат» своим произведением, и тем самым быстро привлекли к себе множество читателей?
В «формате» «городского фэнтези» и выходило, и выходит много произведений самых разных авторов. И что? Все они «быстро привлекли к себе множество читателей»?
Скажите, сколько из того, что Вы пишете для каждой книги уходит «в корзину»?
Мало. Как я уже говорил, прежде чем писать, я много думаю. Так что технология практически безотходная.
Как вы отнеслись к таким высказываниям критика в Ваш адрес: «Панов не претендует на психологизм, убедительность, достоверность. Но претендует на легкое необременительное чтенье, на первый взгляд – совершенно беспроблемное»?
Для одних Мона Лиза — улыбающаяся женщина, для других — улыбающийся сфинкс. А восприятие этой картины дальтониками вообще отдельная песня. Вкусы у людей разные, а у меня не было задачи угодить всем и каждому, я не лакей. С другой стороны, не достоверная и не убедительная история с плоскими персонажами вряд ли была бы кому-нибудь, кроме автора, интересна.
Что касается второй части, то ключевое здесь: «на первый взгляд». И, если я правильно помню, дальше следовала расшифровка.
Некоторое время назад в интернете обсуждалась Ваша полемика с Лукьяненко. Правильно ли я понял, что разногласия касались того, допустимо ли жертвовать сюжетом ради интересных языковых и стилистических находок? И чем обуславливались данные разногласия, каков итог?
Вы поняли неправильно, суть разногласий заключалась в другом. А поскольку ни у одной из сторон не было цели и желания убедить в чем-либо оппонента, то и закончилась полемика тем, чем должна была: ничем.
«Тайный Город» изначально задумывался как цикл или вырос до него из одного произведения?
Изначально было просто желание что-то сделать, шла работа над миром, которая заняла несколько лет, потом два года работы над первой книгой. Когда она была закончена, мир ТГ окончательно сформировался, и стало понятно, что он выходит за рамки одного романа. Другими словами, принеся в издательство первую книгу, я уже знал, что последует продолжение.
Тайный город может быть правдоподобно серьезным, а может быть почти пародийно-комедийным, как с агентами ЦРУ. Какой он все-таки в Ваших глазах?
Он разный. Как и наша жизнь. Есть место смешному, есть место страшному, есть герои и есть идиоты.
У вас очень подробно описаны уголки Москвы, в которых происходят действия ТГ — Вы долго ходите, изучаете их или это места, связанные с Вашей жизнью?
Так получилось, что я хорошо знаю город, в котором живу.
Вы говорите об отсутствии интриги или интриг на протяжении серии. Но Вы ведь достали из «пыльных архивов» метаморфа, лорды Тать участвуют в нескольких книгах, человская колдунья персонаж не однократно используемый. Что это, попытка все-таки объединить серию не только названием, но и интригами?
Метаморф, лорды Тать, Хранитель — жители ТГ, нет ничего удивительного в том, что они принимают участие в интригах. При этом у Божественного Лорда свои цели, у Хранителя другие, иногда они объединяются, иногда борются друг с другом, иногда не высовываются. «Весь вечер на арене» только опилки, даже клоунам требуется время для отдыха.
В первом романе мир в котором находится ТГ отличался от нашего в лучшую сторону. Полиция описывалась значительно более симпатичная, чем нынешняя милиция. В 8-9-х романах отличий уже почти нет, бессилие полиции против наркодилеров, и общий фон какой-то более безрадостный.
Мир вокруг ТГ чуть лучше, но он не идеален. Проблемы есть везде.
Если в первых книгах действие проходило исключительно в Москве, то впоследствии «география» событий стала расширяться. Будет ли эта тенденция продолжена? Вы говорили, что книг о Внешних Мирах, как и о древней истории ТГ, не планируется. Это решение окончательное или планы могут измениться?
Любые планы могут измениться, появится интересная и увлекательная история о ТГ в древности: она станет основой романа. Примером может служить повесть «Другие Боги».
Недавно вы приняли решение написать в соавторстве с Дмитрием Белокуровым рассказ для сборника ТГ. Можно ли узнать, что явилось толчком для этого решения? Следует ли поклонникам вашего таланта ожидать выхода книг, написанных вами в соавторстве? Если да, с кем бы вы хотели работать совместно?
Рассказ «Тиха украинская ночь…» (сборник «Правила Крови») мне понравился сразу. Интересный сюжет, наложенный на загадочную (реальную!) историю днепропетровского метро, классные герои — все отлично. Единственное, меня немного смущал финал рассказа, и я попросил автора его изменить. В процессе обсуждения появились новые мысли, идеи, и в итоге мы решили сделать рассказ вместе.
Будет ли опыт повторен? Не уверен.
«Тайный Город» ведь не единственная Ваша задумка. Новое в Вашем творчестве родилось недавно, или это давно вынашиваемая и пестуемая идея?
Давно вынашиваемая идея. Пока новый мир повторяет путь ТГ: он складывался по кусочкам, по малюсеньким деталям на протяжении трех лет. Сейчас он собран в единое целое и, надеюсь, будет не менее интересен, чем мир ТГ.
Ваша новая книга будет началом нового цикла или логически завершенным произведением?
Как минимум дилогией.
Вам никогда не хотелось написать что-нибудь в стиле реализма?
Если вы не верите в ТГ, это не значит, что ТГ не существует.
Следующая книга будет не о ТГ. Представляете ли Вы себе грубо говоря, «высоту барьера», который Вам придется перешагнуть, чтобы поклонники ТГ приняли что-то совершенно другое?
«Высоту барьера» представляю и буду стараться ее взять.
***
Редакция газеты, выражает благодарность: Myroslav, shuher, Певучий ОС.
Особенную благодарность редакция выражает издательству ЭКСМО за предоставленные материалы и лично Филимонову Александру.
источник: