Художник — Макс Эрнст
Родился: 2 апреля 1891 г.
Умер: 1 апреля 1976 г.
Макс Эрнст (Max Ernst) — художник, скульптор, один из основателей дадаизма, крупнейший представитель сюрреализма.
Родился 2 апреля 1891 г. в Брюле (Германия) в семье Филиппа Эрнста и Луизы Копп. Его отец преподавал в школе для глухонемых и был художником-любителем.
В 1908 г. он окончил гимназию и поступил в университет Бонна, где изучал философию, литературу и историю искусства. Он также интересовался психологией и психиатрией и изучал искусство душевнобольных. Параллельно с обучением в университете он занимался живописью. Его первые работы были показаны в 1912 г. в Кельне.
В 1914 г. он был мобилизован в армию: сначала в артиллерию, затем переведен в отряд картографов.
В 1918 г. он демобилизовался из армии и поселился в Кельне.
В 1919 г. в Кельне Макс Эрнст принимал участие в создании местной группы дадаистов (дадаизм ‑ авангардистское литературно-художественное течение в европейском и американском искусстве, возникшее как протест против традиционных моральных и культурных ценностей, зародившееся в 1916 г. в Швейцарии).
В этом же году он начал создавать коллажи. Впоследствии он делал серии работ в этой технике — например, цикл «Стобезголовая женщина» (1929) состоит из 149 работ.
В 1920 г. в Зимнем пивоваренном заводе Кельна прошла первая выставка группы, которую полиция закрыла под предлогом «непристойности». В этот период Эрнст создает в основном «собрания барахла» (композиции из самых разных предметов, например, «Плод многолетнего опыта») и коллажи, для создания которых использовались учебники, плакаты, почтовые каталоги («Шляпа делает человека», «Дада — Гоген»).
В 1921 г. Макс Эрнст познакомился с поэтом Полем Элюаром и писателем и поэтом Андре Бретоном. Элюар купил несколько картин Эрнста, а также отобрал несколько коллажей в качестве иллюстраций для своих стихов. Бретон организовал в этом же году выставку работ Эрнста в Париже, которая прошла с большим успехом.
В 1922 г. Эрнст переехал во Францию. В Париже он поселился в доме Поля Элюара и его жены Галы.
В 1924 г. он вошел в круг французских сюрреалистов. После переезда во Францию он продолжил эксперименты в области разных графических приемов. В этом же году Элюар уехал в Сайгон (Вьетнам), впоследствии Эрнст и Гала присоединились к нему. Эрнст провел в Юго-Восточной Азии несколько месяцев и вернулся в Париж в конце 1924 г.
В 1920 е гг. он изобрел технику фроттажа (перевод на бумагу текстуры материала или слабо выраженного рельефа при помощи натирающих движений карандашом или красками) и граттажа (способ, когда рисунок делается путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью). Обе эти техники он использовал в своих произведениях.
В 1926 г. вышел ставший впоследствии знаменитым альбом «Естественная история» — для его создания художник использовал фроттаж природных материалов. Кроме того, в это время он писал сюрреалистические полотна: «Лес рыбной кости», «Охотник», «Ночной вид ворот Сен-Дени» и другие.
В конце 1920-х гг. Макс Эрнст вместе с художником Хуаном Миро работал над оформлением театральных и балетных постановок Сергея Дягилева.
В 1930 г. Эрнст вместе с режиссером Луисом Бунюэлем работал над созданием сюрреалистического фильма «Золотой век» (снялся в роли главаря разбойников).
В 1930-е гг. творчество Макса Эрнста начало завоевывать признание широкой публики. В 1931 г. в Нью-Йорке прошла его первая персональная выставка, в 1934 г. в Цюрихе была организована выставка «Что такое сюрреализм? «, где произведения Эрнста были также широко представлены.
Нацисты, пришедшие в 1930-е гг. к власти в Германии объявили творчество Эрнста, как и других дадаистов и сюрреалистов, «дегенеративным искусством».
В 1937 г. художник отдалился от группы сюрреалистов во главе с Андре Бретоном, однако стиль его творчества не претерпел значительных изменений. К 1930-м гг. относятся картины «Ангел домашнего очага», «Loplop представляет юную девушку», «Облачение невесты» и другие.
В 1939 г. Эрнст был арестован во Франции как подданный враждебного государства. Его отправили в лагерь для интернированных лиц, из которого он освободился благодаря заступничеству Поля Элюара. После того, как Германия оккупировала Францию, его арестовало гестапо, однако он смог в 1941 г. уехать в США с помощью Пегги Гуггенхайм, американской галеристки, мецената и коллекционера, и американского журналиста Вариана Фрая.
С 1941 по 1945 гг. Макс Эрнст жил в Нью-Йорке. В это время были созданы картины «День и ночь», «Око безмолвия», «Искушение святого Антония» и другие.
В 1946 г. он переехал в Аризону. В США Эрнст увлекся скульптурой. Он создавал свои произведения, по-разному комбинируя случайные предметы.
В 1948 г. вышла его книга «За пределами живописи».
В 1951 г. он создал серию миниатюрных пейзажей Аризоны, некоторые из них были размером с почтовую марку, и назвал их «картинами-микробами».
В 1953 г. Эрнст вернулся во Францию. В 1954 г. он получил главный приз за оформление Биеннале в Венеции.
В 1959 г. парижский Музей современного искусства организовал ретроспективную выставку его работ. Такие же выставки прошли и в Нью-Йорке: в Музее современного искусства (1961), в Еврейском музее (1966) и в музее Соломона Гуггенхейма (1975).
Умер художник 1 апреля 1976 г. в Париже.
Макс Эрнст был женат четыре раза: на Луизе Штраус, Мари‑Берте Оранш, Пегги Гуггенхайм и Доротее Таннинг. От первого брака у него был сын Джимми (1920-1984), впоследствии ставший художником.