fantlab ru

Артур Кларк, Стивен Бакстер «Око Времени»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.58
Оценок:
286
Моя оценка:
-

подробнее

,

Око Времени

Time's Eye

Другие названия: Глаз времени

Роман, год; цикл «Одиссея Времени»

Аннотация:

Сама ткань мироздания трещит по швам. По воле неведомых сил люди из разных эпох оказываются в мире, склеенном из фрагментов истории. Миротворцы XXI века и неандертальцы, космонавты и римские легионеры становятся современниками. Последняя надежда разобраться во всём этом — отправиться к единственному месту на планете, откуда исходит постоянный радиосигнал. Радиомаяк находится где-то в стенах Вавилона. В поисках ответов такие незаурядные личности, как Александр Македонский и Чингисхан ведут свои армии к городу, дабы сойтись в решающей битве и попытаться раскрыть секрет Ока Времени.

© kust
С этим произведением связаны термины:

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Премия Жюли Верланже / Prix Julia-Verlanger, 2010 // Роман (Великобритания и Шри-Ланка)

Похожие произведения:

 

 


Око времени
2006 г.
Глаз времени
2011 г.

Самиздат и фэнзины:

Одиссея Времени
2015 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Последняя задумка Артура Кларка, превратившаяся в трилогию. Автор уже был не в силах реализовать ее самостоятельно (увы, годы!), и был вынужден привлечь к написанию соавтора, коим оказался его соотечественник Стивен Бакстер. Хотя Бакстер немного испортил изначальную идею, роман всё же вышел неплохим.

СЮЖЕТ

8 июня 2037 года наша планета переживает необычный катаклизм: разные ее части оказываются вдруг в разных временных эпохах. Люди будущего исчезают с ее лика (за исключением трех военных ООН и трех космонавтов МКС), а титульными нациями становятся монголы с македонцами. Конфликт между ними просто неизбежен...

Стиль классика британской фантастики чувствуется во всем — в сюжете, воистину вселенском размахе, строгой научности всех данных, разнообразии персонажей и хорошо продуманной интриге. Земля разных эпох в одном флаконе — чего может быть увлекательней? Авторы не только описывают уникальность образовавшихся на теле планеты оазисов, но и пытаются смоделировать протекание различных метеорологических процессов, сопровождающих такое смешение времен. Таков стиль настоящих мастеров — не упустить ничего существенного в своей истории. Потому она и выглядит вполне достоверной и даже в чем-то поучительной. Сможет ли Мир (новое название нашей планеты) оправдать свое имя или всё же погрязнет в новой войне? Как скажется на событиях влияние столь разных цивилизаций? Что важнее — сила или разум? На все эти вопросы авторы дадут ответ и сформируют свою философию новой общности людей. Не забыта и интригующая всех тайна, в роли которой выступают загадочные серебристые сферы, разбросанные по всей планете. Их происхождение будет раскрыто во втором романе трилогии, но центральная роль им отведена именно в «Оке времени». Читателю придется попутешествовать по Азии от Каракорума до Вавилона и ближе познакомиться с воинами Чингисхана и Александра Великого. Многое в таком повествовании выражает личное мнение авторов и не всегда соответствует действительности (например, значимая роль женщин в монгольском обществе), но, тем не менее, это способствует развитию интриги и поддерживает интерес читателя. Как всегда, неутомимый футурист Кларк включил в текст несколько своих прогнозов. Один из них (насчет бесславного конца МКС) уже почти сбылся (на самом деле это случится не в 2037 году, а в 2024-м). Другой (насчет образования Евроазиатского союза), скорей всего, не сбудется никогда, т.к. Кларк считал Россию продолжателем дел СССР (что, увы, не соответствует действительности).

ПЕРСОНАЖИ

Действующих лиц в романе довольно много, что вполне характерно для Кларка. Но основными являются только 8 человек: шесть посланцев 21-го века и два журналиста века 19-го. Кстати, последние являются вполне историческими личностями — английский поэт Редъярд Киплинг и американский военный корреспондент Джошуа Уайт. Их характеры вырисованы по автобиографическим данным и психологическому анализу их литературных работ. А вот что касаемо Чингисхана с Александром Великим, тут информации явно маловато, и авторам пришлось пофантазировать. Чингисхан превратился в типичного азиатского деспота, для которого жизнь человека значит не больше жизни комара. Македонский царь Александр, естественно, стал защитником прогресса и демократии, хотя никакой демократии в его эпоху уже и в помине не было. Русские персонажи нарисованы в целом положительно — тут сказывается весьма уважительное отношение Кларка к СССР и русским в частности. Правда, Бакстер немного подпортил наш имидж, сведя с арены обоих российских героев задолго до финала и нарисовав весьма убогую картину будущего российской космонавтики. Космонавтика у нас, действительно, убогая сегодня, а вот потенциал русских использован не был: они, например, вполне могли помочь в наведении мостов с монгольской ордой, что позволило бы избежать кровавого сражения у стен Вавилона. Но еще более мерзким выведен образ американской космонавтки Сейбл Джонс, которая вечно выискивала недостатки во всём русском, что в итоге привело ее на путь к предательству не только своим товарищам по полету, но и всей западной цивилизации в целом. Ее влияние на Чингисхана сильно преувеличено: монголы б, наоборот, оставили в живых двух русских, а женщину сначала б изнасиловали, а затем, скорей всего, убили (или наоборот). Радует лишь одно: именно Николай своей героической жертвой фактически спас македонян от поражения. Хоть за это спасибо!

НАУКА И ТЕХНОЛОГИИ

Если не принимать во внимание сомнительную технологию «глаз Бога», а также взрыв Тау Кита, научную информацию в романе можно считать вполне достоверной. Это тоже часть своеобразного имиджа Артура Кларка, писавшего именно НАУЧНУЮ фантастику. Насчет «умного» телефона Бисезы сказать что-либо сложно, ибо до событий романа еще целых 16 лет, так что исинам вполне достаточно времени для развития. А с «глазами Бога» авторы всё же дали маху: число «пи» отражает пространственные характеристики нашего мира и потому никак не может равняться трем для инопланетных сфер — это противоречит модели Эйнштейна-Минковского. Странно, что такой явный «косяк» не заметил даже технический консультант — профессор Йоджи Кондо.

---------------------

РЕЗЮМЕ: старая добрая темпоральная фантастика от классика жанра и его преемника. Почитать явно стоит даже несмотря на не совсем удачное стремление Бакстера следовать кларковскому канону.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что-нибудь новенькое для себя из НФ я не брал в руки года два. Фэнтези, всё фэнтези, либо внежанровое, либо классика в смеси со специфически-профессиональной жутью... Но пора сменить немножко круг чтения, поскольку нельзя вечно читать про мечи и магию, эльфов и гномов. Моя память начала перебирать имена классикой Science Fiction, которых я в своё время пропустил, и среди них значился такой гигант, как сэр Артур Кларк, автор «Космической одиссеи» (экранизация не так давно меня сильно впечатлила, несмотря на свой почти полувековой возраст). К сожалению, в «Отцах-Основателях» мэтра полностью подразобрали к книжных, и пришлось брать на пробу нечто более доступное: так, моим первым знакомством с Кларком стал «Глаз времени».

Теперь я понимаю, что взяв поздний, да ещё соавторский роман, который не входит в кларковский «канон» я, возможно, поторопился. Определить, где здесь Кларк, а где Бакстер, я не могу, поскольку впервые читаю и того, и другого, а это совсем не праздный вопрос, поскольку роман у меня вызвал достаточно смешанное впечатление. Завязка мне напомнила «Град Обреченный» сами знаете чьего авторства, однако без его лощёной отделки, и прекрасно продуманной философской начинки. Некие внеземные цивилизации выдёргивают из разных времён куски нашей планеты, людей, которые в тот отдельно взятый момент на нём пребывали, и сшивают всё это в лоскутное одеяло. Ядро: люди из XXI века, военные и космонавты, англичане и русские с одним пуштуном. Англичане из конца XIX века, военные в Афганистане вместе с молоденьким Редди Киплингом. Две армии — Александра Македонского и Чингисхана. Видимо, планетянам до жути интересно, как подросткам, кто кого заборет...

Ну ладно, что там у нас по сюжету? Он, откровенно сказать, немного рваненький и несбалансированный. Чётко вырисовывается только ветка Байсезы и К, русско-английскую команду космонавтов авторы к середине попросту сливают (да-да), а более мелкие линии, вроде человеко-обезьяньей, вообще неясно зачем добавлены. Местами слишком затянуто, а противостояние монголов и македонцев слишком быстро начинается и завершается, даже вгоняет в растерянность от такой смены темпа. Тем паче, что в отдельные повороты сюжета попросту не верится: например, слишком уж быстро вписались британские солдаты в компанию матерых македонцев. Противостояние македонцев и монголов также слито: за тяжкой победой ничего не последовало, да и сама война кажется несколько неубедительной. Язык суховат, изысками не блещет, да и с эмоциональностью изложения немалые проблемы. В целом, несмотря на многочисленные «но», читается увлекательно, но без фанатизма, запоминающихся ходов и красок немного.

Мир вышел немного поинтереснее, авторов он интересовал значительно больше сюжета. Его обустройством и описанием они занимались с явной охотой и старанием, виден интерес к материалу. Особенности нарезанного ландшафта, перекосы в климате, осколки человечества — всё это выглядит интересно и завлекающе. Хотя, конечно, основное место уделено двум армиям, и здесь не обошлось без перекосов. Македонцы изображены довольно контурно, и весьма странно. Такое чувство, будто соавторы подтягивают их к нашим европейским современникам, облагораживая их облик. Монголы же, хоть и могут быть нормальными ребятами, полные варвары и спецы по массовому геноциду. Здесь уже Кларк и Бакстер показывают ряд ляпов, и в описании монгольского быта, и исторического контекста их завоеваний. Ну да не будем так уж сильно придираться, авторы явно старались, хотя и не всегда полностью разрабатывали материал.

Персонажи — здесь можно было и получше поработать. Лично мне глянулся только молодой Редди Киплинг, а также грек Евмен, неплохо изображён Коля Криволапов. В остальном же... Статисты, разной степени унылости. Ну ладно, компанию людей из XXI в. не блещет, простим и британских солдат, но меня удивило, насколько невнятно изображён Александр. Уж этого он явно не заслужил.

Итог: образец темпоральной НФ с примесью альтернативки, явно не слишком типичный для твёрдого научника Кларка. Смысл сего повествования довольно прост — перед лицом неведомого люди всегда объединяются, ведь несмотря на разницу культур, они всё равно — люди. По своему это интересно, но всё же реализация достаточно безыскусная, можно было и поярче... В общем, нужно попробовать раннего Кларка.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Надо отдать должное сэру Артуру Кларку и товарищу Бакстеру за такое необычное приключение. Дела обстоят следующим образом: представьте, что Земля — это кубик Рубика, но только в «собранном» виде. Разные временнЫе эпохи представленны разными цветами. А теперь это кубик поворачивайте так и эдак, и как следствие будет цветная смесь. Вот как раз из этой временнОй смеси и появляется...Мир. Пойдешь направо — там монголы XIII века, налево — там предки homo sapiens, прямо — там солдаты Британской империи XIX века. Заманчиво, неправда ли? И за всей этой кашей стоят некто Перворожденные.

Очень здорово проработан мир... Мира. Ведь теперь так называют «новую Землю». Было интересно наблюдать за встречей людей из разных эпох. Великолепная схватка между величайшими полководцами человеческой истории. В общем получилась ядрёная смесь.

Кстати, одна из последних глав, не смотря на свой маленький объём, была, так сказать, масштабной. Сразу чувствуется рука сэра Кларка!

Хочу сказать, что в целом произведение оставило после себя море положительных эмоций. Единственное, что огорчило — незнание русских имен. Почему-то имя Анатолий ни с того ни с сего сокращенно стало Коля. Почему? Непонятно...

P.S.: ушел читать продолжение

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

У меня с этой книгой вышли двойственные чувства. Долго заставляла себя её начать читать. Но все что-то другое подвертывалось. Наконец взялась. Дочитала до конца.

Но остались двойственные чувства. Вначале книга была интересная; потом в середине надоела и стала скучной, хоть бросай; потом ближе к концу опять стала более-менее интересной.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вроде был приключенченский роман про время, будущее, прошлое. Потом в середине начались эти убийства глав-героев из космоса, мутная история с этой Сейбл, которая вдруг сбрендила и превратилась в чокнутую супер маньячку. Вообще эпик-фейл с ней вышел. Я не поняла зачем сюда это вплели.

История с Чингисханом еще правдоподобная более-менее. Там была бессмысленная жестокость. Но в историю с Александром мне не верилось. Что вот так они пришли нему в лагерь, их послушали, покивали головами и смиренно с ними отправились в британский лагерь. Да их бы в плен захватили первым делом, допросили и в лагерь британцев они бы возвращались как пленные, а не на равных. Такие были времена.

С этой супер-битвой авторы носились как дети. Кого кого? Дарт Вейдер или Супермен, Терминатор или Железный человек. Битва века, спешите смотреть! Так авторы готовились, так расписывали всю битву, что мне было скучно. Я просто перескакивала абзацы, пока битва не закончилась. Это как в боевиках: «А щас дамы и господа будет драка. Где герой и его противник пять минут будут друг друга лупасить. В итоге выиграет глав герой, но вы все равно смотрите битву, местами будет очень опасно и герой почти проиграет….»

Я не поняла зачем обезьяно-женщине с дочкой столько времени уделяли, а потом никакой определенной развязки не дали. Ну вывезли и выпустили. Зачем было её столько в той клетке держать и уделять внимание на страницах. Тем более – неужели за все время никто из солдат не попытался её хоть чему-то обучить. Тем более им было скучно. Кто-то бы точно попытался её хоть чему-то попробовать научить. Вместо этого сидела годами в клетке, кормили её, убирали за ней… Зачем?

Почему не раскрыли толком историю Чикаго? Надо было и там выбрать персонажей и следить за ними. Мне было интересно, но историю выживания Чикаго просто проигнорировали. А в Австралии, Южной и Северной Америках?

Так глупо отмахнулись от той группы туристов. Хотя сами потом искали людей. Вообще удивительно как они больше никого особо не нашли. Зато как удачно Чингисхан и Александр со своими супер армиями проскользнули.

Кстати и персонажи вышли пустыми. Никакого сопереживания никому.

Да и конец по-киношному хэппи-эндовский. Глав герой всегда спасется, он же особенный. А на остальных начхать. Они не особенные.

В итоге книжка мне почти понравилась. Дочитывала с интересом. Если бы не это провисание в середине в лагере Чингисхана.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Глаз времени» — так называется этот роман в издательстве «Клуб Семейного Досуга», Харьков, Белгород. Издан он неплохо, порадовала и цена, эксмовсий стоил бы раза в два – два с половиной дороже. Но огрехи перевода, недоработка корректора поражают. «Она» вместо «он», 15-28 на часах — это оказывается примерно полтретьего и другие неприятные мелочи. Начиная читать главу «Союз», думал, что столкнулся с еще одной ошибкой перевода, но все оказалось правильно. Имя одного из героев Анатолий Константинович Криволапов в коротком варианте читается «Коля», а не «Толя». Меня этот факт заинтересовал, и я обратился к изданию 2006 года в другом переводе и другом издательстве («Эксмо» «Домино»), там с этим все в порядке «Полностью Колю звали Николай Константинович Криволапов». Но я был просто сражен, когда обратился к первоисточнику «Kolya’s full name was Anatole Konstantinovich Krivalapov», а это значит, что, ни Кларк, ни Бакстер не знают, как сокращаются наши имена и «Клуб Семейного Досуга» все-таки дает правильный перевод.

Теперь о самом романе. По непонятным причинам произошло Слияние и новая Земля, она же Мир, стала, как лоскутное одеяло, сшита из различных временных кусочков, причем каждый кусочек был похож на слоистую пирамиду, в которую входило ядро, земная кора, со всем богатством жизни, атмосфера и околоземное космическое пространство. Это вызывало различные изменения не только в атмосфере, но и в геоструктуре новой Земли. А самое страшное то, что это затронуло и человека. Обезьянолюди, неандертальцы, македонцы, татаро-монголы, английские колонисты и сипаи, люди 21 века вместе с окружающей флорой и фауной, все это смешалось на новой планете, которую назвали Мир. И за всем этим наблюдали, висящие в воздухе сферы, которые сипаи назвали «Глаз зла».

Кто сильнее слон или кит? Этот вопрос мучил в свое время многих детей, да, наверно, и не только их одних. Тот же вопрос, по воле авторов романа, был перенесен в историческую плоскость. Если столкнутся войска Александра Македонского и Чингисхана, кто одержит победу, кто более талантливый полководец, чье войско лучше? Об этом можно узнать, прочитав роман. Ни Кларк, ни Бакстер не историки, но то, как они прорабатывают темы повседневной жизни македонцев и татаро-монголов, их обрядов, привычек. Нужно отдать им должное, ребята потрудились на славу. Непонятно зачем на сцену выводится Редьярд Киплинг, он потом погибает от полученной раны, хочу сказать, что слишком долго и красочно описываются его предсмертные мучения, можно было бы без этого обойтись.

На каком-то этапе прочтения возникают два вопроса: кто это сделал и зачем? Если на первый вопрос ответ есть – это сделали Первородные, разум, который родился во Вселенной, когда она еще была пуста. Тема не новая для Кларка, это и «Космическая одиссея» с продолжениями и «Город и звезды». Вопрос зачем? Для меня так и остался без ответа, возможно в двух следующих романах авторы что-то прояснят.

Есть еще две вещи, на которые я обратил внимание. Первое – это какая-то слабая вера авторов в силу человеческого разума. Вот как они представляют последующую эволюцию нового Мира: «На этой лоскутной планете долгое время будут преобладать люди, в этом не было никаких сомнений. Но даже они не сумеют побороться со льдом. В мятущемся, опасном мире было полным-полно мест для обследования. Полным-полно пространства для существ, наделенных потенциальными способностями. И не было никаких особых причин для того, почему этот потенциал следовало реализовывать точно так, как это происходило прежде. На Мире все могло произойти иначе. Может быть – лучше.». Речь здесь идет про человекообезьян. И второе это когда главная героиня снова попадает в свой родной мир, в этом мире висит сфера «Глаз зла». Возникает вопрос это ее родной мир или его отражение, смоделированное Первородными и ведущими наблюдение за своей новой игрушкой? Надеюсь получить ответы на этот вопрос, дочитав трилогию.

Я специально старался не описывать свои впечатления о главных героях и событиях, чтобы не отнимать удовольствие у тех, кто захочет прочесть этот роман. Могу сказать одно. Роман мне очень понравился, Артур Кларк и Стивен Бакстер проявили себя больше как историки, а не физики и математики. И хотя любимая ими тема Апокалипсиса где-то на заднем плане присутствует, она пока не слишком явная, так где-то вдали.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Необычный сюжет. История тесно переплелась с фантастикой. Нона мой взгляд, интрига слабовата...хотя... может я излишне придираюсь...

в любом случае, интересно прочитать, и в отличие, от многих других, эта книга запоминается надолго

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Забавное мочилово. По хорошему, больше шестёрки не заслуживает, но за размах добавлю балл.

В целом написано живо, любителям несложных, но захватывающих приключений и варгеймов вполне может понравиться, читателям же, интересующимся чем-либо иным, врядли стоит останавливать свой выбор на данной вещи.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кто из нас в детстве не задавался вопросом: а кто сильнее кит или слон? Первенцы (или автор???) решили наяву найти ответ на ... похожий вопрос: а кто сильнее Македонский или Чингисхан.

Приятно поразило тёплое отношение Кларка к русским.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохой фантастический роман. Понравилась идея составного мира из пластов разных времен. Было крайне интересно наблюдать столкновение разных культур на примере Александра Македонского и Чингизхана. К минусам романа отнес бы довольно схематичную наброску главных персонажей, они там скорее как винтики, двигающие сюжет и сопереживания не вызывают.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интерессно. Масштабно. Увлекательно. Очень понравилось, скажем так необычная фантастика. Вроде наше время, а вроде и не наше. Интригующе.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх