fantlab ru

Мелисса Алберт «Ореховый лес»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.20
Оценок:
15
Моя оценка:
-

подробнее

Ореховый лес

The Hazel Wood

Роман, год; цикл «Ореховый лес»

Аннотация:

Семнадцатилетняя Алиса провела всю свою жизнь в разъездах: словно злой рок преследует их с матерью, заставляя раз за разом искать новый дом. Известие о смерти бабушки, Алтеи Прозерпины, ни разу не видевшей внучку, расстраивает девушку и одновременно дает надежду: имение «Ореховый лес», перешедшее по наследству ее матери Элле, может стать для них не временным убежищем, а настоящим домом.

Но надеждам Алисы не суждено сбыться: кто-то похищает Эллу, пока ее дочь находится в школе. В поисках единственного дорогого ей человека Алисе придется заново открыть старые сказки и себя, а еще — пренебречь последними словами матери: «ДЕРЖИСЬ ПОДАЛЬШЕ ОТ ОРЕХОВОГО ЛЕСА!»

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Список рекомендованного чтения от Американской библиотечной ассоциации / Reference & User Services Association - The Reading List, 2019 // Фэнтези

Похожие произведения:

 

 


Ореховый лес
2018 г.
Ореховый лес
2022 г.

Издания на иностранных языках:

Efsunlu Koru
2018 г.
(турецкий)
Mogyoróliget
2018 г.
(венгерский)
The Hazel Wood
2018 г.
(английский)
The Hazel Wood
2018 г.
(английский)
Daleka zemlja
2018 г.
(сербский)
Лешниковата гора
2018 г.
(болгарский)
Lískový les
2019 г.
(чешский)
The Hazel Wood
2019 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

17-летняя Элис большую часть жизни провела в дороге: они с матерью Эллой постоянно переезжали с места на место, нигде не задерживаясь надолго. Все потому что в прошлом Эллы сокрыта некая страшная тайна, связанная с бабушкой Элис — Альтеей Прозерпайн, писательницей, чья книга мрачных сказок о стране Хинтерланд ещё до рождения Элис обрела культовый статус. Мать и дочь преследуют странные несчастные случаи, и в целом все выглядит так, словно за ними по пятам движется какая-то злая сила. Когда приходит письмо, уведомляющее о смерти Альтеи, всё как будто меняется к лучшему… но через два года та самая сила наносит привыкшим к спокойной жизни героиням сокрушительный удар.

Вручаю этой книге переходящее знамя «Разочарование года», потому что не помню, когда в последний раз сталкивалась с подобным литературным расточительством: вся изысканная и пугающая атмосфера загадочности, с любовью и мастерством выстроенная на страницах первых шести глав, в дальнейшем потрачена впустую. Когда счетчик прочитанного показывает 50%, а сюжет все ещё буксует, впору забеспокоиться; когда в точности то же самое происходит на отметке 70%, книгу можно не дочитывать, но я, стиснув зубы, все же дочитала. Первая проблема «Хейзел-вуда» (так называется поместье Альтеи Прозерпайн, куда по тем или иным причинам стремятся многие герои) состоит в том, что после упомянутого в описании сюжета «сокрушительного удара» Элис совершает череду бестолковых действий и принимает участие в череде бестолковых разговоров — и этому посвящена почти половина романа. Событий происходит много, но сюжет не развивается, и в какой-то момент попытки автора ещё сильнее сгустить завесу таинственности начинают всерьез раздражать. Так и хочется сказать: ну да, я поняла, что Хейзел-вуд — мрачное и опасное место, а с прошлым Альтеи Прозерпайн все не так однозначно, но когда уже Элис совершит какой-нибудь волевой поступок и прекратит метаться по сюжету, как мечется по комнате птица, залетевшая в окно?..

Вторая проблема книги в её героях. Заявленный возраст Элис — семнадцать лет, но биография у девушки очень богатая, и как-то незаметно начинаешь ожидать от неё здравомыслия и смекалки, обычно свойственных людям с житейским опытом. По первым шести главам кажется, что и то, и другое присутствует, но после злосчастного рубежа поведение Элис становится таким бестолковым, что ей с тем же успехом могло быть и двенадцать, а не семнадцать лет. Что касается остальных персонажей, то с ними дело обстоит похоже: «спутник героини» Эллери Финч сперва кажется очень обаятельным и милым, а потом начинает тупить; злодеи сперва производят грозное впечатление, а потом тоже начинают тупить; некие сверхъестественные существа (не буду их перечислять, чтобы не испортить впечатления тем, кто все же возьмется за книгу) кажутся мудрыми и расчетливыми, а потом начинают… ну, вы поняли.

Ещё одна проблема с персонажами заключается в том, что иной раз попытка избавиться от хрестоматийных сюжетных поворотов вызывает не восхищение смелостью автора, а легкое недоумение. Речь идет о той ситуации, когда автор на протяжении многих глав подводит читателя к совершенно определенному выводу, а потом спохватывается — это же клише! — и все переворачивается с ног на голову. Да, разумеется, такой прием имеет право на существование, но увы — чтобы воспользоваться им с блистательным результатом, нужно несравнимо лучше строить сюжет, чем это делает Мелисса Альберт.

Третья проблема «Хейзел-вуда» — те самые мрачные сказки Альтеи Прозерпайн. Тут я скажу коротко: сами по себе они неплохие, но если вы читали неадаптированные сказки братьев Гримм, то предполагаемая «мрачность» этих историй заставит вас хмыкнуть. В лучшем случае.

И, наконец, самая главная проблема: а что, собственно, автор хотела сказать? Традиционная мораль «любовь превыше всего» тут не годится, потому что любовь — это клише (см. выше). Любовь к матери теоретически могла бы занять освободившееся место, но выписана она крайне неубедительным образом. Идет ли речь о принятии себя, своих недостатков и особенностей? Если так, то мы не получим никаких ответов, потому что героиня, как показано в финале, разобралась в себе не до конца. Может быть, мораль сей басни в том, что надо жить в реальном мире и любить реальных людей, а не фантазии? Возможно; однако бездарно разрушенные фантазии вызывают лишь желание сотворить на освободившемся месте что-то новое, ибо склонность людей к сочинительству так же неистребима, как и свободолюбие. Что ж, последняя попытка — ответственность творца за собственное творение? Лучшим ответом на это предположение будет смайлик-фейспалм.

Резюме: ОЧЕНЬ разрекламированная, но совершенно пустая и бестолковая книга.

Оценка: 4
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я люблю сказочные истории, куда проникают отголоски нашего мира – фэнтези. Чуть меньше люблю реальные истории, куда добавляют щепотку сказок – мистику или магреализм. И уж совсем не люблю социальную прозу или драму, которая маскируется под первые два пункта. Это как раз случай Орехового леса.

Больше половины тут простейшая и неинтересная драма озлобленного подростка, поливающего тоннами грязи всё и вся (окружающие, судя по всему, только способствуют – ни единого адекватного человека). В школе игнорируют, мать вышла замуж и уделяет внимание отчиму, сводная сестра – высокомерная пустышка… И только после похищения начинается хоть что-то происходить.

Автор явно начиталась Руиса Сафона, Де Линта и прочих отличных авторов, писавших об оживших персонажах книг, и попыталась воплотить нечто подобное, но попроще, для подростков. Отчасти это даже получилось, местами Сопределье цепляет и затягивает в свой беспросветный мрачный мир жестоких сказок. Одни названия – Дважды убитая Катрин, Трижды Алиса – каковы? В общем, последней части я почти была готова поставить 4*, если бы не тупая концовка. Но в целом получилась 3*. Самым интересным тут были сами сказки (всего две и рассказанные не полностью). Я не поклонник неадаптированных братьев Гримм, но тут вышло жутенько и волшебно.

Персонажи получились картонными и однобокими, несмотря на попытки насосать им из пальца драму. Ну либо я настолько ненавижу страдания и депрессняк, что совершенно им не сочувствовала. Главная героиня Алиса особенно раздражала, а остальные мелькнули совсем уж быстро. За исключением матери Эллы и непонятного богатея Финча.

В итоге даже не знаю, советовать или нет книгу. Пожалуй, если вас не отталкивает продакт-плейсмент и подростковая драма, тут можно найти и оригинальный сюжет, и жутковатую атмосферу, и любопытные твисты. Так что на раз, пожалуй, и ничего.

Оценка: 5
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почему-то многие критики бросились писать, что книга относится к young adult; видимо потому, что Алисе 17 лет. Но YA характеризует не возраст героев, а круг проблем, волнующих подростков 13-17 лет. Алберт — женщина немолодая, поэтому вопросы романтической любви и буллинга ей безразличны, и «Ореховый лес» избегает многих клише, которых ждешь от литературы о школьниках. Вообще первая половина — это жутковатый магический реализм с хорошей интригой, и вот она оставляет приятные впечатления. Дальше же автор начинает парафраз известных сказок, а для этого уже недостаточно быть начитанным редактором. Для этого неплохо бы было интересно писать. В динамику Алберт не умеет, поэтому экшен-сцены — сущее мучение, а дальше «жили-были» и «в некотором царстве» стилизация под сказки не идет. Обидно, но лучшим советом будет почитать что-то еще. Хочется мрачной романтики в сказочном антураже — есть «Бессмертный» Валенте. Доброй истории с мистической интригой — «Гнутая монетка» Белл. Готовы к ужасам в старинном особняке — «Голодный дом» Митчелла справляется с задачей куда лучше.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Ни у кого здесь нет чувства юмора. Собственно, и бога у них  тоже нет. Может быть, без одного не бывает и второго. К чувству, что ты зависишь от чьего-то милосердия, обязательно должно прилагаться умения над этим посмеяться.»

«А пока истории рассказываются, они создают энергию, которая движет этим миром. Она держат звезды на небосводе. Они заставляют траву расти.»

«В лесах под красной, красной листвой,

Сшивай миры между собой,

Спеши, иначе тебе не дойти,

Рассвет положит предел пути...»

Жила-была девочка по имени Алиса со своей мамой по имени Элла. И жили они всегда в разных местах, потому что каждый раз, когда они обживали новое место, тени злой судьбы в виде странных происшествий давали о себе знать. И они, иногда даже не взяв с собой никаких вещей, наутек убегали из уже немного привычного жилища. А еще у девочки Алисы была бабушка Алтея, которая в свое время написала книжку (сборник сказок) и жила отшельником в имении под названием «Ореховый лес». Что это были за сказки, почему мама всегда запрещала говорить про бабушку и от чего или от кого они постоянно убегали — на все эти вопросы Алиса смогла найти ответы, лишь после таинственного исчезновения мамы, последние слова которой были: «Держись подальше от ОРЕХОВОГО ЛЕСА!»

Сразу скажу, что это не детектив и не триллер, это — СКАЗКА. Сказка для любителей творчества Л. Кэрролла и Н. Геймана. Для тех, кто любит истории-попаданки с параллельными мирами и сюжетом, напоминающим квест. И эта книга не просто сказка, а калейдоскоп сказок. У автора воистину прекрасная фантазия, потому что я не смогла на страницах романа обнаружить ни один сюжет или образ, напоминающий мне когда-то прочитанные мною сказочные истории.

Сама задумка книги просто офигенная и с первых страниц эта история меня поглотила целиком! Автор пишет очень интересно и красиво. Здесь реальность граничит с вымыслом настолько тесно, что самой границы практически не видно. Порадовал небольшой ироничный юмор, который немного разбавлял мистическую обстановку романа. А разбавлять было что! До середины романа читать иногда было даже немного страшно. Однако, накал страстей, созданный в начале книги, ближе к финалу полностью угас, за что я и снизила оценку. Сами истории, цитируемые из книги сказок бабушки Алтеи, были кроваво-жуткими. Лично у меня возникал вопрос: «Как ТАКИЕ сказки могли вызвать огромную популярность книги бабушки?» Не иначе, как волшебство какое-то! Поэтому, если и есть отдельная книга этих сказок, как дополнение к роману, читать ее у меня нет ни малейшего желания.

В книге огромное количество ярких персонажей, которые просто будоражат воображение. Образ самой героини был неоднозначным. Поначалу Алиса показалась мне 17-летней истеричкой, которая в стрессовых ситуациях хотела выкурить сигарету и не могла контролировать свое поведение в обществе. Однако, по мере чтения, мое отношение к ней изменилось за ее смелость, последовательность в действиях и преданность близким людям. Были и достаточно интересные мужские персонажи, но любители любовной линии будут разочарованы, не встретив на страницах этой сказки даже намека на нее.

Финал оказался милым и местами наивным. Но для сказки, которая всегда должна заканчиваться словами «они жили долго и счастливо», так наверное и должно было быть. Я согласна с автором в том, что мы сами пишем свою историю и зачастую, чтобы ее изменить, каждый из нас способен поспорить даже с самим нашим Создателем. И от того, насколько сильно наше желание перемен зависит сможем ли мы получить желаемый вариант нашей судьбы или будем жить в придуманном кем-то для нас мире. В целом книга читалась легко и история оказалась необычной. Однако, на вопрос буду ли я ее когда-либо перечитывать, я склоняюсь ответить скорее НЕТ, чем ДА.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх