Василий Головачёв «Владыки»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | Темпоральная фантастика, хроноопера )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования | Спасение мира | Спецслужбы
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В ходе проведения эксперимента произошел взрыв в лаборатории времени. В результате этого хроноукоритель провалился во времени в прошлое.
И теперь УАСС предстоит провести расследование и устранить последствие катастрофы, из-за которой может погибнуть не только человеческая цивилизация, но и вся вселенная.
Первая публикация — Уральский следопыт, 1988, №№ 11-12.
Входит в:
— условный цикл «УАСС»
— условный цикл «Расширенная вселенная УАСС» > цикл «Смутное время» > роман «Бич времён», 1995 г. > роман «Реквием Машине времени», 1990 г.
— журнал «Уральский следопыт 1988'11», 1988 г.
— журнал «Уральский следопыт 1988'12», 1988 г.
— роман «Реквием Машине времени», 1990 г.
— антологию «Борисфен – 90», 1991 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 64
Активный словарный запас: средний (2840 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 70 знаков, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 51%, что гораздо выше среднего (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Великое Кольцо, 1988 // Крупная форма |
- /языки:
- русский (3), украинский (1)
- /тип:
- книги (2), периодика (2)
- /перевод:
- О. Вусик (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 12 января 2024 г.
Четвертая часть романа, как это следовало из логики построения сюжета, рассказывает нам о причинах появления странной аномалии в брянском лесу. Теперь повествование ведется от лица непосредственных виновников произошедшего — исследователей далекого будущего. Познав тайну межзвездных перелетов, они решили (на свою беду) заняться изучением секретов времени. И наткнулись на яростное противодействие некой сторонней силы из параллельной реальности. Похоже, ее представители всеми силами стараются вычеркнуть нашу Вселенную из Веера реальностей...
Надо сказать, сама идея противостояния двух реальностей (пространственно-временных измерений), хоть и порядком затаскана, но довольно увлекательна. Тем более, что роман писался еще во времена СССР, когда подобных произведений у нас было «раз, два и обчелся». Но, как это часто бывает с подобными объемными творениями, чем больше страниц в них, тем чаще заложенная в них идея превращается в свою собственную противоположность. Если две первых части романа еще можно было читать с интересом и упоением, то вот про вторую половину этого сказать уже нельзя. Во-первых, потому, что четвертая интерпретация одного и того же события уже начинает откровенно утомлять — всё равно, как популярная песня, в четвертый раз исполняемая на свой лад очередным певцом. Во-вторых, попытка автора научно обосновать произошедшую аварию «хронобура» с использованием особой терминологии и «научного жаргона» делу совсем не помогает, а, скорее, мешает: в голове уже становится тесно от «хроновыбросов», паукообразных роботов и многочисленных аномалий, которые породил провалившийся в далекое прошлое генератор времени. Становится сложно не только понимать причины произошедшего, но и следить за текущими событиями. Автор, конечно, пытается бороться с подобной рутиной, вставляя в сюжетную линию неординарные «микро-истории» типа несанкционированного никем похода Игоря Марича к Стволу, но подобное происходит редко и потому кажется слишком уж искусственным приемом. Так же кажется искусственной натяжкой нежелание собеседника из будущего прояснить ситуацию в некоторых ключевых вопросах — типичный ответ: «Вы и сами скоро это поймете». Понять-то поймем, только вот какой ценой? Погибло целая куча народа, аномалия разрастается уже в ближний и дальний космос — а неведомые «доброжелатели» кормят пострадавших одними «завтраками», вместо того, чтобы совместными усилиями ликвидировать последствия катастрофы. Те же инопланетяне поступают с точностью «до наоборот», постоянно помогая попавшим в критическое положение людям. Странновато это как-то и даже оскорбительно...
В переделанном варианте («Бич времен») сюжет еще более запутывается засчет появления в нем третьей силы — т.н. «санитаров», пытающихся отсечь «боковую ветвь» нашей реальности от Древа Времен. Их мотивы проявляются косвенно, засчет чисто логических рассуждений основных персонажей, зато методы весьма грубы и безапелляционны. Такое впечатление, что они живут в мире неформального криминалитета, а не в высокотехнологичном Завтра! Пожалуй, тут автор явно «перекрутил гайку»: не стоило делать из «санитаров» таких вот откровенных негодяев, ибо это делает их почти что клоунами в сравнении с землянами. А борьба с клоунами — это уже не фантастика, а абсурд.
-----------
РЕЗЮМЕ: взгляд на аварию хроноускорителя со стороны людей будущего. Несмотря на множество замечаний по сюжету, прочитать эту часть всё же необходимо, чтобы уяснить как причины аварии, так и методику ее устранения, которая получит свое развитие в «Схроне».
Cerber21, 8 ноября 2017 г.
Соглашусь с тем, что произведение перегружено. Но, возможно, не столько терминологически, сколько собственными представлениями автора о структуре и свойствах времени.
Error, 23 сентября 2017 г.
Повесть написанная в 1988 году. По видимому, она есть некая выкладка собственных впечатлений автора от произошедшей техногенной катастрофы мирового маштаба в Чернобыле 1986 года.
Написано достаточно хорошо и живо, в отличии того, что автор «штампует» уже по прошествии времени. И для тогдашнего, молодого автора это большой плюс. Конечно же, язык немного суховат, поражает огромное количество оборотов и глаголов в предложениях и окончаниях, так что кажется, что ты читаешь одно только действие : пошёл, сделал, получил, выполнил и т.д. УАСС именно в этой повести ещё пока только небольшое подразделение Земли и ВКС по устранению техногенных катастроф, а не тот монстр, разрошийся у Головачёва далее до вселенского монстра решающий ВСЕ задачи землян где ни попадя в любом уголке Вселенной с слежкой и влезанием в интимное пространство всех и вся. Чисто с технической стороны выписано неплохо. Но повторюсь — слишком много глаголов мешающих прочувствовать намерения и мысли, реакции и впечатления героев. Есть действия, констатация фактов происходящего и последовательность (ну это как само сабой разумеющееся во многих произведениях). И почти полностью отсутствует эмоциональная среда — службисты всётаки, да и Головачёв не лирик, а физик. Хотя в «Чёрном человеке» он намного исправился.
А так, обычное (очередное) произведение автора о техногенной катастрофе. Сколькь их ещё будет после 1988 года.......
god54, 25 июля 2010 г.
Повесть написана почти сразу после Чернобыльской катастрофы и, наверное, навеяна теми страшными событиями. Понравилось начало повести, когда герой получает задание: нужно установить степень ответственности всех участников эксперимента. Как это по-советски, надо устранять аварию, а эти люди устанавливают степень вины. Каждый делает свое дело... Масса технических подробностей настолько перегружает повествование, что порой начинаешь терять смысл всего произведения. Детали, детали... Все можно было бы свести в довольно динамичный и захватывающий рассказ с очень красивой фантастической гипотезой. Тем интереснее попытаться самому нарисовать его прочитав всё произведение.