Василий Головачёв «Владыки»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | Темпоральная фантастика, хроноопера )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования | Спасение мира | Спецслужбы
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В ходе проведения эксперимента произошел взрыв в лаборатории времени. В результате этого хроноукоритель провалился во времени в прошлое.
И теперь УАСС предстоит провести расследование и устранить последствие катастрофы, из-за которой может погибнуть не только человеческая цивилизация, но и вся вселенная.
Первая публикация — Уральский следопыт, 1988, №№ 11-12.
Входит в:
— условный цикл «УАСС»
— условный цикл «Расширенная вселенная УАСС» > цикл «Смутное время» > роман «Бич времён», 1995 г. > роман «Реквием Машине времени», 1990 г.
— журнал «Уральский следопыт 1988'11», 1988 г.
— журнал «Уральский следопыт 1988'12», 1988 г.
— роман «Реквием Машине времени», 1990 г.
— антологию «Борисфен – 90», 1991 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 64
Активный словарный запас: средний (2840 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 70 знаков, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 51%, что гораздо выше среднего (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Великое Кольцо, 1988 // Крупная форма |
- /языки:
- русский (3), украинский (1)
- /тип:
- книги (2), периодика (2)
- /перевод:
- О. Вусик (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 12 января 2024 г.
Четвертая часть романа, как это следовало из логики построения сюжета, рассказывает нам о причинах появления странной аномалии в брянском лесу. Теперь повествование ведется от лица непосредственных виновников произошедшего — исследователей далекого будущего. Познав тайну межзвездных перелетов, они решили (на свою беду) заняться изучением секретов времени. И наткнулись на яростное противодействие некой сторонней силы из параллельной реальности. Похоже, ее представители всеми силами стараются вычеркнуть нашу Вселенную из Веера реальностей...
Надо сказать, сама идея противостояния двух реальностей (пространственно-временных измерений), хоть и порядком затаскана, но довольно увлекательна. Тем более, что роман писался еще во времена СССР, когда подобных произведений у нас было «раз, два и обчелся». Но, как это часто бывает с подобными объемными творениями, чем больше страниц в них, тем чаще заложенная в них идея превращается в свою собственную противоположность. Если две первых части романа еще можно было читать с интересом и упоением, то вот про вторую половину этого сказать уже нельзя. Во-первых, потому, что четвертая интерпретация одного и того же события уже начинает откровенно утомлять — всё равно, как популярная песня, в четвертый раз исполняемая на свой лад очередным певцом. Во-вторых, попытка автора научно обосновать произошедшую аварию «хронобура» с использованием особой терминологии и «научного жаргона» делу совсем не помогает, а, скорее, мешает: в голове уже становится тесно от «хроновыбросов», паукообразных роботов и многочисленных аномалий, которые породил провалившийся в далекое прошлое генератор времени. Становится сложно не только понимать причины произошедшего, но и следить за текущими событиями. Автор, конечно, пытается бороться с подобной рутиной, вставляя в сюжетную линию неординарные «микро-истории» типа несанкционированного никем похода Игоря Марича к Стволу, но подобное происходит редко и потому кажется слишком уж искусственным приемом. Так же кажется искусственной натяжкой нежелание собеседника из будущего прояснить ситуацию в некоторых ключевых вопросах — типичный ответ: «Вы и сами скоро это поймете». Понять-то поймем, только вот какой ценой? Погибло целая куча народа, аномалия разрастается уже в ближний и дальний космос — а неведомые «доброжелатели» кормят пострадавших одними «завтраками», вместо того, чтобы совместными усилиями ликвидировать последствия катастрофы. Те же инопланетяне поступают с точностью «до наоборот», постоянно помогая попавшим в критическое положение людям. Странновато это как-то и даже оскорбительно...
В переделанном варианте («Бич времен») сюжет еще более запутывается засчет появления в нем третьей силы — т.н. «санитаров», пытающихся отсечь «боковую ветвь» нашей реальности от Древа Времен. Их мотивы проявляются косвенно, засчет чисто логических рассуждений основных персонажей, зато методы весьма грубы и безапелляционны. Такое впечатление, что они живут в мире неформального криминалитета, а не в высокотехнологичном Завтра! Пожалуй, тут автор явно «перекрутил гайку»: не стоило делать из «санитаров» таких вот откровенных негодяев, ибо это делает их почти что клоунами в сравнении с землянами. А борьба с клоунами — это уже не фантастика, а абсурд.
-----------
РЕЗЮМЕ: взгляд на аварию хроноускорителя со стороны людей будущего. Несмотря на множество замечаний по сюжету, прочитать эту часть всё же необходимо, чтобы уяснить как причины аварии, так и методику ее устранения, которая получит свое развитие в «Схроне».
Error, 23 сентября 2017 г.
Повесть написанная в 1988 году. По видимому, она есть некая выкладка собственных впечатлений автора от произошедшей техногенной катастрофы мирового маштаба в Чернобыле 1986 года.
Написано достаточно хорошо и живо, в отличии того, что автор «штампует» уже по прошествии времени. И для тогдашнего, молодого автора это большой плюс. Конечно же, язык немного суховат, поражает огромное количество оборотов и глаголов в предложениях и окончаниях, так что кажется, что ты читаешь одно только действие : пошёл, сделал, получил, выполнил и т.д. УАСС именно в этой повести ещё пока только небольшое подразделение Земли и ВКС по устранению техногенных катастроф, а не тот монстр, разрошийся у Головачёва далее до вселенского монстра решающий ВСЕ задачи землян где ни попадя в любом уголке Вселенной с слежкой и влезанием в интимное пространство всех и вся. Чисто с технической стороны выписано неплохо. Но повторюсь — слишком много глаголов мешающих прочувствовать намерения и мысли, реакции и впечатления героев. Есть действия, констатация фактов происходящего и последовательность (ну это как само сабой разумеющееся во многих произведениях). И почти полностью отсутствует эмоциональная среда — службисты всётаки, да и Головачёв не лирик, а физик. Хотя в «Чёрном человеке» он намного исправился.
А так, обычное (очередное) произведение автора о техногенной катастрофе. Сколькь их ещё будет после 1988 года.......
Cerber21, 8 ноября 2017 г.
Соглашусь с тем, что произведение перегружено. Но, возможно, не столько терминологически, сколько собственными представлениями автора о структуре и свойствах времени.
god54, 25 июля 2010 г.
Повесть написана почти сразу после Чернобыльской катастрофы и, наверное, навеяна теми страшными событиями. Понравилось начало повести, когда герой получает задание: нужно установить степень ответственности всех участников эксперимента. Как это по-советски, надо устранять аварию, а эти люди устанавливают степень вины. Каждый делает свое дело... Масса технических подробностей настолько перегружает повествование, что порой начинаешь терять смысл всего произведения. Детали, детали... Все можно было бы свести в довольно динамичный и захватывающий рассказ с очень красивой фантастической гипотезой. Тем интереснее попытаться самому нарисовать его прочитав всё произведение.