Макс Фрай «Мёртвый ноль»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Городское фэнтези | Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | Философское
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Сновидения, формы изменения сознания
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Мертвый ноль — это такой специальный заколдованный ноль, к которому ничего нельзя прибавить. Ни на каких условиях. Никогда. Квинтэссенция небытия.
Эта книга была написана для того, чтобы уменьшить количество мертвых нулей во Вселенной. Ну и по ходу дела мы, как это обычно случается, несколько увлеклись, погорячились, можно сказать, перестарались. Поэтому мертвых нулей во Вселенной не осталось совсем. Но вряд ли о них кто-то заплачет. Не надо нам здесь этого вашего глупого небытия.
Входит в:
— цикл «Мир Ехо и приключения Макса» > цикл «Сновидения Ехо»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 378
Активный словарный запас: низкий (2489 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 73 знака, что немного ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 63% — на редкость выше среднего (37%)!
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
MadRIB, 13 июля 2018 г.
Сэру Максу на голову падает иноземная принцесса. По небу над Ехо летают загадочные и пугающие «пернатые драконы», состоящие исключительно из небытия. Назначен новый начальник городской полиции. Коллеги сэра Макса по Тайному сыску ведут себя очень странно. Это и многое другое в новой книге серии «Сновидения Ехо» – «Мёртвый ноль».
И пусть такое описание сюжета больше похоже на рекламный буклет, буктрейлер или на баннер в метро, мне сложно как-то иначе описать происходящее в этой книге. Как и прочие «Сновидения Ехо» она пытается рассказать о многом, вместить в себя как можно больше приключений, событий, разговоров и персонажей, а получается... ну, как обычно.
«Как обычно» – это вообще наиболее исчерпывающий отзыв для каждой книги «Сновидений...». Автор поставил их написание на промышленный конвейер – по два тома в год, и ни структура повествования, ни язык, ни манера построения сюжета здесь уже не меняются. В своё время я даже не стал писать отзыв на «Отдай моё сердце», потому что после пяти отзывов в шестой раз сказать мне, в общем-то, было нечего. Ну да ладно, к выходу седьмого тома я выучил немного новых слов, и готов поговорить про «Мёртвый ноль». Впрочем, без отсылок к предыдущим томам и циклам в этом отзыве не обойдётся.
Как и в предыдущих томах, добрая первая треть книги посвящена «в предыдущих сериях вы видели...». Огромное количество персонажей вьётся вокруг сэра Макса, и обо всех их похождениях автор даёт развёрнутую биографическую справку. С одной стороны это раздражает, с другой стороны – сюжеты и герои свежих книг про Ехо настолько одноразовые, что выветриваются из головы на следующий день после прочтения, так что напоминание кто есть кто иногда может серьёзно помочь. Проблема в другом – все эти многочисленные ребята для сюжета не важны, и появляются в паре-тройке эпизодов, просто для того, чтобы поболтать с Максом и дать ему возможность попрактиковаться в словесной эквилибристике. Самое же печальное, что из-за этих болванчиков в тексте не остаётся место старым знакомым – Кофа мелькает в паре сцен, Нумминорих исполняет роль сидящей на потолке мебели, Мелифаро появляется чуть чаще, но опять же для основного сюжета он не нужен, Меламори пару раз снится Максу, судя по всему лишь для того, чтобы её не забыл ни сам Макс, ни читатели... Даже Бубута Бох, чьи деяния и поступки являются ключевыми для одного из подсюжетов, только упоминается в тексте, но не появляется лично. Честно говоря, я даже не помню, когда в последний раз он появлялся «в кадре». Судя по всему – ещё где-то в «Лабиринтах...». Да, его отсутствию здесь подобрано хоть какое-то объяснение, но такое чувство, что Мартынчик избегает писать о нём по каким-то идеологическим причинам... Но, если взглянуть с другой стороны – что толку в Тайном сыске, если в «Сновидениях...» сыском как таковым давным-давно никто не занимается? Какие-то дела, судя по всему, ещё ведутся, но на страницах книги об этом рассказывается лишь мельком.
Ещё добрую треть повествования занимают разнообразные байки – о Мире, о Древних Магистрах, о друзьях и врагах Тайного сыска... Причём, зачастую, персонажи начинают походить на бравого солдата Швейка – случайно обронённая фраза или даже слово становятся поводом для того, чтобы рассказать очередную историю, зачастую никак не связанную с сюжетом, и потом никак не упоминаемую. Прошли те времена, когда в первых томах «Сновидений...» меня восхищало обилие описаний быта иных стран или событий давних времён, ведь к третьему тому я начал понимать, что эти куски текста нужны исключительно для «вау-фактора» и добивания истории до «полного метра». Почти ничего из этого в дальнейшем не упоминается и не влияет на события. Если автору так хочется показать чудеса мира, где происходят события, почему бы не выпустить книгу, типа «Восьмитомной Энциклопедии Мира» Манги Мелифаро? Мартынчик показала бы все свои задумки, заинтересованные в географических и этнографических заметках читатели получили бы желаемое, а воды в номерных романах стало бы намного меньше.
Ну и наконец, оставшаяся треть посвящена сюжету. В «Сновидениях...» сюжет истории потерял хоть какие-то зачатки детективности, и сводится к «происходит непонятная фигня – никто из старых опытных магов ничего не понимает – Шурф копается в старых книгах – сэр Макс всё разруливает». И этот роман не исключение. События в нём... ну... просто происходят. Хотелось бы поругаться на многочисленные рояли в кустах, но так заведено в историях про сэра Макса – он сам по себе гигантский рояль, причём не в кустах, а наоборот, выставленный на всеобщее обозрение, о чём неоднократно говорят чуть ли ни все персонажи в этой книге. Что называется «понять, простить, мы и сами всё прекрасно понимаем». Другое дело, что многоопытные матёрые маги разводят руками, не находят ничего странного в поведении своих друзей и коллег, хотя сама «интрига» очевидна с первого взгляда, а решение магистральной проблемы оказывается до боли очевидным и снова связано с уникальными способностями сэра Макса.
Ну и наконец, все эти три составляющие романа обильно приправлены болтовнёй и внутренними монологами самого Макса, который от книги к книге становится всё более и более разговорчивым, а смысла в его словах становится всё меньше и меньше. Если выкинуть все рассуждения, не относящиеся к сюжету, а равно все рассказанные побасенки, роман на четыреста с половиной страниц вполне можно бы было ужать до обычной повести в объёме примерно равной объёму повестей в «Лабиринтах...».
Вообще, может показаться, что я этот роман ругаю. Но нет, это по-прежнему милое чтиво, временами смешное, временами несущее умные мысли, а поклонники предыдущих книг найдут для себя кучу привлекательного и приятно проведут время за чтением. Да и я в принципе тоже прочёл книгу всего за пару вечеров – мне на самом деле было интересно. Просто... ну, хотелось бы чего-то большего. Чего-то нового. Первый том «Сновидений...» был хорош тем, что мы вернулись в мир Ехо, но с тех пор, увы, в этом мире так и не произошло ничего значимого.
Andalon, 13 сентября 2019 г.
«Мёртвый ноль». Совершенно неожиданно он стал точкой кипения для возмущенного разума одного отдельно взятого читателя. То есть – меня. Сразу оговорюсь: Макса Фрая (Светлану Мартынчик) очень уважаю как автора, а персонажей цикла про обитателей Ехо давно привык считать своими близкими, дорогими приятелями, живущими чуть ли не по соседству. Да и другие произведения Макса нашего Фрая тоже люблю трепетной любовью (скажем, тот же «Ключ из желтого металла») за уникальную и ненавязчивую атмосферу уютного волшебства, скрытого за подкладкой нашего скучного (якобы) мира. Еще недавно с выходом каждой новой книги Светлана Юрьевна восхищала меня своей фантазией и умением рассказывать отличные истории, практически без потери качества. В них было много мысли, приключений и отличных идей, которые всегда находили живой отклик в читательском сердце.
Однако о цикле «Сновидения» я такого сказать не могу. В принципе, свои мысли по поводу деградации отличной серии я очень кратко изложил в отзыве на весь цикл, но по прочтении «Мёртвого ноля» зачесались руки и захотелось набросить еще одну-две критические лопаты на вентилятор. Причина очень веская — мир Ехо сильно измельчал. Положа руку на самое сердце максфраевского мира, следует признать: в отличие от «Лабиринтов» и «Хроник», на протяжении «Сновидений» главный герой совершенно не развивается, а все остальные персонажи, как личности, пожалуй, только «коллапсируют» (если, конечно, местный демиург Светлана Мартынчик вообще о них вспоминает).
То, что раньше в ее книгах умещалось в одну повесть страниц на сто, теперь размазывается чуть ли не на несколько томов. Рецепт простой: берется какая-нибудь внезапно свалившаяся на Ехо и тайный сыск страшная напасть, пишется увлекательная затравка (иногда даже с кровищей и черепами), а потом… на протяжении нескольких сотен страниц не происходит ровным счетом ничего: сэр Макс ест, спит, раз за разом лазает на крышу, пьет кофе, принимает ванну, учит колдовать принцессу, пьет кофе, снова спит, встречает сэра Шурфа, пьет камру, спит, опять встречает Шурфа, лезет с ним на крышу, пьет в его компании кофе с чаем, спит, еще раз учит принцессу колдовать и сам учится у нее страшным ругательствам, ходит темным путем (слава богу, не по большому) и т.д. и т.п.
Все это перемежается многостраничной пустой болтовней на самые отвлеченные темы. При этом где-то на периферии остаются интриги с̶к̶о̶т̶н̶о̶г̶о̶ ̶д̶в̶о̶р̶а новой начальницы полиции и очередная угроза миру на сей раз со стороны ужасных драконовидных облаков небытия. Оные облака, впервые появившись ближе ко второй трети повествования и до колик убоявшись грозного сэра Макса, тут же поспешно исчезают и больше никак себя не проявляют, однако наш герой сотоварищи все равно исполняются решимости изничтожить супостатов под корень. Что они для этого делают? То же, что и раньше — много и пространно болтают: в гостиной Мохнатого дома, на его крыше, в Управлении полного порядка, во снах, в садах Иафаха, снова в гостиной и далее по кругу.
В таком расслабленном темпе проходят дни и даже недели, пока ближе к концу немаленького по объему романа действие снова не приобретает некоторую динамику: наш герой откушивает еще с десяток чашек кофе (обязательно без молока, да-да, гастрономические вкусы автора мы уже выучили наизусть), вспоминает, что он умеет ходить на Темную сторону, быстренько там решает все мировые проблемы, снова пьет кофе, после чего следует финальная болтовня страниц на дцать и все – КОНЕЦ. Авторский ход с Темной стороной, честно говоря, вообще задолбал! И даже не в том смысле, что такое место существует и сэр Макс там практически всемогущ, а то, что вначале каждой новой книги он НАЧИСТО ОБ ЭТОМ ЗАБЫВАЕТ.
До скрежета зубовного стали бесить диалоги. Главным образом потому, что именно им теперь отводится роль основного филлера повествования – действия-то никакого нет, а до нужного количества авторских листов книгу догнать нужно. По сути, вся эта болтовня стала уже даже и не диалогами вовсе, а бездумным и неестественным проговариванием всего и вся.
Совершенно лишним, натужным и просто раздражающим «белым шумом» в на скорую руку сляпанном сюжете. Такие диалоги – типичный прием «серийного» автора, который старательно рубит бабло. Потому что продуцировать никчемную болтовню можно бесконечно.
Особенно тяжело читать все это словоблудие тем, кто хорошо и давно знаком с циклом произведений об Ехо. На протяжении десятка с лишним предыдущих романов сэр Макс и его друзья уже по миллиону раз обсудили все свои «трещинки», особенности психики, характеров и проч. В «Хрониках» же нас вообще познакомили с основными персонажами настолько близко, что, кажется, ничего больше объяснять про них уже и не нужно. Однако нет: буквально каждая случайная реплика героев превращается в огромный лавинообразный ком ненужной болтовни. В принципе, пространных разговоров в произведениях Макса Фрая всегда было много, но именно сейчас, на фоне отсутствия какой бы то ни было динамики, они стали жутко раздражать.
В общем, есть такое ощущение, что волшебная фабрика под вывеской «Макс Фрай» была выкуплена к̶и̶т̶а̶й̶ц̶а̶м̶и данайцами и начала штамповать фальшивые елочные игрушки. «Мёртвый ноль» — вот прям замечательное название для произведения из этой серии. Лучше и не придумаешь!
P.S. Напоследок одна примечательная цитата из романа:
«Я посмотрел на нее с интересом.
– Правда, что ли, из книги может исчезнуть смысл, если ее прочитает слишком много дураков? Ничего себе! Ну и дела».
Очень сильно сказано, очень! Прямо не в бровь, а в… пах. Но есть одно «но»: а Вершитель реальностей Светлана Юрьевна имеет представление, что обычно происходит с книгами и их авторами, если они сами начинают считать своих читателей дураками?
Lariel, 11 июля 2018 г.
Сноведения Ехо — довольно странная, неровная серия! Каждая последующая часть лучше предыдущей! Обычно бывает наоборот. Наверное, это потому, что Ехо все-таки существует, а истории из настоящей жизни имеют разной степени интересность!
Раньше мне было непонятно, почему так мало участвуют в повествовании старые, любимые герои: Джуффин, Кофа, Мелифаро? Но как было сказано в этой книге: любая традиция будет существовать, пока ученик превосходит учителя! Теперь по крупному играют Макс и Шурф!!
Это история постоянно держала меня в напряжении. Это было потрясающе! Я получила огромное удовольствие от интриг межведомственного и межмирового масштаба, от возвращения Шурфа к некоторым прежним обязанностям, от Сэромакса в роли учителя, от буривухов и вообще всего, о чем рассказывалось!!!
S0fi, 27 февраля 2019 г.
Несомненно, пока лучшая книга из серии (10-ка от меня) на данный момент. К моей радости уже есть анонс восьмой книги. Естественно я не жду окончания, а надеюсь (думаю, как и многие другие фанаты) на продолжение. Что же в этой книге произошло? Во-первых, переживающие за Бубуту Боха и отсутствие сведений о его делах, могут успокоиться — Бубута будет ключевым персонажем в завязке, я бы даже сказала отправной точкой сюжета. С него начнется, а дальше должность Бубуты займёт дама со светскими манерами, холодным сердцем и властным характером, расчётом на беспрекословное подчинение или лёгкое завоевание сторонников. В общем, химера в обличье овцы. Во-вторых, случиться напасть, небытие, пернатый змей влюбляющий в себя выбранную жертву и забирающий её в небытие. Жертвами могут стать люди рожденные наполовину от духов и сновидцы и поэтому подопечные Макса в опасности. Эту напасть стали называть Пожирателями и они есть сущности, которые забирают энергию из всего живого, у них нет природы, поэтому их нельзя просто уничтожить. Они обитают во Вселенной и проникают в миры, где есть уязвимые места.
Жертвами стали несколько леди из свиты Шиншильского Халифа. Но ещё одно нападение на принцессу Халифа сорвалось из-за сэра Макса. Он предотвратил уничтожение беззащитной леди и познакомился с ней. Оказалось, что Пожиратели нарушили договор с Древними о ненападении на Мир. Таким образом открылось дело, не малого Тайного сыскного войска, а могущественных колдунов, которые будут пытаться обезопасить уязвимых принцесс и сновидцев и избавиться от Пожирателей.
Между Тайным сыском и полицией, вернее между начальниками этих ведомств установятся напряженные отношения. И это тогда, когда эпоха Бубуты Боха, болвана, из-за которого развалилась Кофина отлаженная столичная полиция, закончилась. Внутренняя кухня и взаимоотношения служащих — моё любимое. Ну и главное — на Макса нашлась злодейка, к которой, наконец-то, милосердия не будет. Слабое место главного героя откроется, а злодейка наступит именно в него. Она — такой собирательный образ, который будто нарочно списан с наших реалий. Очень точно подмечены некоторые вещи про дам неискренних, про их светский щебет, когда говорят ни о чём. Подобные вещи описанные в книге были для меня открытием из разряда вещей, о которых знаешь, но никак не можешь их сформулировать, поэтому их как бы нет. А тут эти вещи так легко описываются, что хочется сказать автору большое спасибо, что Вы это пишете.