Андрей Кокоулин «Раб»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Входит в:
— цикл «14-я фантЛабораторная работа» > цикл «Внеконкурсное состязание (14 конкурс)»
— цикл «14-я фантЛабораторная работа» > цикл «Финал (14 конкурс)»
— журнал «Мир фантастики №2, февраль 2018. Том 174», 2018 г.
— журнал «The Magazine of Fantasy & Science Fiction, July-August 2019», 2019 г.
Награды и премии:
лауреат |
ФантЛабораторная работа, ФЛР-14 // Первое место (Золото) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
li_na_bali, 11 декабря 2017 г.
Злой, неприятный, человеконенавистнический рассказ, довольно сильно оторванный от жизни. Понятно что такие мрази по жизни встречаются, но хотелось бы историю правдоподобнее.
Видимо, написан был давно и совсем не на конкурс.
osipdark, 1 июля 2018 г.
Вот наконец сделал то, что надо было совершить уже довольно давно *явно до того, когда отправил свою заявку на текущий конкурс*. А именно прочитать некоторые произведения, победившие или усердно сражавшиеся на ранних и минувших фантлабораторных конкурсах рассказ. И начинаю я свое знакомство с 14 по счету конкурса и его победителя, занявшего первое место. Андрей Кокоулин «Раб».
Что и сказать? Действительно, произведение Кокоулина с некоторой сложностью можно классифицировать как фантастическое. Не знаю, возможно главный конфликт рассказа, затянувшуюся игру, которая давно перестала таковой быть (выйдя за все разумные рамки), и можно выдать за некоторое фантастическое допущение. В конце концов, если понимать, что начало сюжета лежит во временах Советов, то выходит почти фантасмагорическая, сюрреалистичная и абсурдистская ситуация. Почему-то вспомнился термин «турбореализм», а-хах. Так или иначе но основной базис повествования можно, пусть и с тяжестью в сердце, но классифицировать как фантастический. Но не так важна жанровая определенность произведения, как само же произведение. «Раб» выглядит довольно живым и ярким текстом. Звезд на небе не ловит, но читается очень гладко и с настоящим интересом. Дополнительную силу рассказу прибавляет тема нахождения свободы самого себя и воли. Некоторая социализация экс-раба, перемещение подневольного человека в мир господ.
Так что очень недурное произведение вышло в итоге. Другое дело, что оно не совсем чтобы фантастика, хотя тема конкурса выполняется. Совершенно другое дело, что прочих кандидатов на первое место я еще не читал. Что касаемо финала «Раба», скажу под конец, я не считаю его слишком мягким и т.д. Надуманным. Нет, мне, например, при чтении не хотелось увидеть от «освободившегося» главного героя повторного погружения в мир не просто подневольный, но по-настоящему страшный, где он может по приказу садистского дурня вырезать свою семью и т.д. Нет, концовка логичная. Рабы ведь не восстают тогда, когда ничего не имеют, пусть и говорят иначе. Вот когда раб что-то приобретает, то отдать это он уже не сможет. За что-то свое он уже будет бороться.
muravied, 7 января 2018 г.
Тут ломали копья, мол, фантастика это или нет. Во-первых я считаю, тут самое фантастичное, что один человек будет служить другому просто так, без угроз и без страха наказания. Когда был произведён ритуал с тыканьем лба слюнявым пальцем и сработал мистический механизм, то Ромка сразу стал подчиняться. Я знаю детей, я много с ними общаюсь. Ни один ребенок не будет подчиняться просто так без кнута или пряника. Не слушаться, а именно подчиняться. Сначала всегда должен быть кнут. Поэтому это фантастика, господа. Во-вторых написана история мастерски, вроде 18 страниц, самый длинный на конкурсе, но был проглочен залпом. Один из трёх лучших на ФЛР-14
A.Ram, 18 декабря 2017 г.
Когда я начинал чтить, я думал: сколь прекрасен этот писатель в безудержной своей грамотности! Сколь чист и леп глазу его текст! Прям руку приложить не к чему. Но чем дальше я забирался в сюжет, тем сильнее дорогой писатель налегал на всякие излишества, что не могло не сказаться на буковках. В итоге я не доловил блох, вспотел где-то на серединке.
«открывала для взгляда мальчика тайную, соблазнительную темноту под тканью»
для четвероклашки, 10-11-летнего пацана, та темнота может соблазнить разве что чудными зверушками в тамошних джунглях, но про учительницу мы с вами такое подумать не можем, ведь это же учительница
«А отец всыплет ремнем так, что неделю у него садиться на пятую точку точно не получится»
где у отца эта пятая точка, на которую нельзя неделю садиться?
«Каким-то образом, женским чутьем Натка сразу поняла, что Ромка – человек всецело от Генки зависимый, и стала относиться к нему, как к прислуге, вещи, предмету мебели, забавной и одновременно жалкой безделице»
такое оно, женское чуттё – какой-то образ, а не чуттё; чертовски точный инструмент при этом, чуттё это – враз всё понимает и начинает относиться как к прислуге… не, к вещи… не, к мебели… не, к безделице… б-Ъ, выбери уже, чуттё!
«Ромка становился свидетелем жадных, влажных поцелуев на подоконниках, неловких движений, рук, лезущих под юбку, к нижнему белью»
как щаз помню, когда я в детстве целовал подоконники и лазил девицам под юбки, то меньшее, что меня там интересовало – это нижнее бельё, цель была чуток другая
«Что-то упругое, выпуклое, похожее на пупырышек щекотнуло кожу»
15-летний парень, пусть раб, пусть долбодятел, но не знает термина «сосок»? что же там за пупырышек, быть может, мегапрыщ? быть может, она заразная?
«Геннадий, так нельзя, – замечал пролетом выше его отец, волоча кадку с каким-то растением»
«замечал» — прошлое повторяющееся, то есть папа делал это ценное замечание, периодически пролетая выше с волочковой кадкой?
«Все-таки странный у нас сын, – замечал отец.
Он окончил школу»
этот папа тоже умеет удивить – сам окончил школу вместе с сыном, а странный не он?
«Самураи кончали с собой, выбирая смерть, делая харакири, а кто-то становился ронином, неприкаянно слоняясь по своим японским островам»
редкий самурай выберет харакири, ибо это большой такой позор на его бритую голову (ведь харакири – это сильно неудавшееся сеппуку), но с другой стороны, я бы согласился на ронина, ибо давно мечтаю послоняться по собственному острову, хотя бы и японскому
«покладисто замирал рядом с ней на диване»
диваны – они такие, коварные! иногда на них удаётся покладисто покласться, иногда посидисто посидеть, а иногда – фиг там, покотисто или пособачисто уже развалилось
В целом рассказ очень понравился. Особая его сила – в работе с героями, замечательный класс. Разве что финального Генку я бы не стал так принижать, ибо этим вы принизили и подвиг Ромки. В остальном – супер. И я искренне желаю дорогому писателю успешно опубликовать этот рассказ (после чистки) в каком-нить реалистическом журнале, ведь в фантастическом, конечно, навряд ли.
ZetsuKyon, 20 декабря 2017 г.
Прекрасный рассказ. Написан изумительно, тема тоже есть – игра в раба как двигатель сюжета. Вот только где же фантастика? Повиновение гг вполне можно списать на психологию, а не на мистические силы Генки. Я не пожалел, что прочитал Раба, но до самого конца ожидал фантастику и так сурово обломился.
Итого имеем расчудесный рассказ, непонятно почему участвующий в фантастическом конкурсе. 6/10 только за реализм, переведи автор действие хотя бы на другую планету или мир, было 10/10. Автор, не промахивайся конкурсами!
Angvat, 11 декабря 2017 г.
Гном проходит контрольные пять страниц в поисках темы или хотя бы фантастики. Прошел. Не нашел. Ушел.
ЭлсиВВ, 9 декабря 2017 г.
Брр… От рассказа неприятное послевкусие. Игра очень условно, ну очень. А фантастики так и вовсе нет.
harrybook, 9 декабря 2017 г.
Странный расказ. Вроде и написано грамотно, сюжет есть, герои, а в финале как-то всё смазалось. Будто бы автор иссяк, не смог дотянуть. Где трагическая развязка, где кровавое восстание?
И где фантастика, автор? Тема прослеживается слабенько, условно.
44 т.зн. слишком длинно для такого сюжета.
grell, 16 декабря 2017 г.
Необычная история и хорошо рассказанная. Только вот, осталось под вопросом – можно ли это назвать игрой. И рассказ нефантастический.
видфара, 29 декабря 2017 г.
Фантдопа нет от слова совсем! Тема не раскрыта за отсутствием игры как таковой. Отношения «раб-хозяин» предполагают не оппонентов, а скорее антагонистов…
Написано крепко. Человек-робот постепенно превращается в Человека, по капле выдавливая из себя раба. И окончательно освобождается, когда не убивает (вопреки символизму)… Рассказ годный, но тут он случайный гость. И только поэтому оценка средняя.
Сава Кено, 13 декабря 2017 г.
Рассказ прекрасный. Читается на одном дыхании.
Но... Автор, какое отношение он имеет к Фантлабу?
На мой взгляд — никакого.
Lunetta, 11 декабря 2017 г.
Рассказ и правда хороший. Хорошо написан, хорошо читается. Есть смысл.
О многом заставляет задуматься. Все таки очень важно воспитывать в себе силу воли.
Рада, что все же так закончилось. Это правильно.
Единственное здесь опять нет фантастики, нет игры.
Но хороший рассказ.
SAM77, 12 декабря 2017 г.
Рассказ вполне нормальный, психологический. По сути, игрой здесь является условно принятый Ромкой сценарий, согласно которому он принял правила, предложенные Генкой ещё в раннем детстве. так Ромка и стал рабом. В дальнейшем всё только усугубляется, психологическая зависимость от подчинения становится всё более выраженной. Язык рассказа хорош, герои живые. Всё бы ничего, но финал какой-то «технический». Избавление от рабства мне показалось немного надуманным или условным. Армия, затем семья — и вот Ромка почти избавился от зависимости, при встрече с Генкой , правда, она вернулась, но потом произошёл некий выверт, который я, правда, не совсем понял.
Почему-то кажется, что рассказ написал Chessman.
bbg, 11 декабря 2017 г.
Отличный рассказ. Задуматься требует. Что заставляет человека подчиняться тогда, когда это не требуется? И что заставляется вставать наперекор, когда обстоятельства требуют подчинения? Тема, непременно, есть. Всё понравилось. Буду болеть за.