Андрей Миллер «Белый крестик»
Проклятье тяготеет над компанией приятелей, и корни его уходят в прошлое. Расследование сводит Инсарова с поэтом Гумилёвым.
Входит в:
— цикл «Инсаров»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
korsrok, 27 февраля 2024 г.
«Всё зло исходит от людей, тёмные силы лишь направляют его», «…на Большой войне не сложно стать героем», «Я тот самый безумный охотник, что пускает стрелу прямо в солнце», «Со временем все воспоминания становятся хорошими»
Другие читатели сетуют на то, что в повести мало детективной составной и главный герой быстро состарился – если оценивать с этого ракурса детективной серии «Инсаров»*, возможно вышеупомянутое можно занести в недостатки, но я открыл это удивительное произведение как самостоятельную повесть, и она скрасила мой вечер. Андрей Миллер замечательный рассказчик и привлекает внимание с первых строк: в этой части Инсарову надо поймать Петроградскую банду «бессмертных», а поможет раскрыть дело поэт-воин Николай Степанович Гумилёв, косвенно связанный с преступлением. Имя Гумилёва встречалось мне и раньше, но впервые заинтересовался немного его личностью и творчеством благодаря «Белому крестику»; хех, что Гумилёв, присутствует даже (о чём раньше не знал) его первая жена Анна Ахматова! Крайне занимательно и познавательно, а ещё кроме всемирно известных поэтов в повести приличный предреволюционный исторический фон! Отдельно огромное спасибо за старую немецкую колоду игральных карт с дубовыми листьями, желудями и бубенцами вместо привычной нам масти. А то, что книжного Гумилёва дважды занесло в незамысловатые мистические переплёты, совершенно не является минусом
*эстафету межавторского цикла Виктора Глебова также принимали отличные современные авторы Надя Гамильнот и Николай Романов
A.Ram, 21 декабря 2017 г.
Третья повесть о сыщике Инсарове, в которой хорошо всё, но детектив потерялся окончательно.
Грустно читать о старом Инсарове, если честно. Ещё не успели толком познакомиться, ещё не подобраны хвосты предыдущих историй, ещё не рассказаны долгие годы и горы удивительных историй – а он уже одной ногой на пенсии, да ещё по колено в приближающихся революциях.
Очень хорошо написанная мистика, немножко с элементами боевика. Общество мёртвых поэтов привносит флёр декаданса и ещё слегка печалей (от знаний о будущей судьбе каждого) и, по сути, является самостоятельным подсюжетом в сюжете.
Детектив отсутствует. Есть персонаж, который всё знает, умеет и имеет средства. Инсаров пришёл к этому персонажу в первых строках повести. Всё, интрига закончилась, не родившись. Дальше пошли объяснения – словами или ретроспективой, не суть важно, но объяснения. И, наконец, финальная битва добра со злом, которая, в отсутствии интриги, невольно воспринимается техническим действом: не «победят ли наши?», а «с каким счётом наши победят?»
Тиань, 7 января 2018 г.
Появление среди действующих лиц Гумилева обещало многое, особенно в свете отсылок к его африканским путешествиям. Но получилось все невнятно и скомкано. Расследуется серия ограблений со странными бандитами. На месте преступления найден пистолет Гумилева. Гумилев знает, кому было подарено оружие и как нейтрализовать врага Здесь не нужен Инсаров. Вполне достаточно обычного городового. Детективная составляющая не интересна в принципе.
Составляющая мистическая выглядит лучше. Африканская пещера, игра на жизни — моменты интригующие. Но и здесь присутствует нарочитость. Слишком много мистики вокруг одного Гумилева. И оружие заговоренное получил, и с игроками в нужное время пересекся, причем дважды. Что-то одно могло бы сыграть, всё сразу вызывает недоверие. Мистическая составляющая перегружена и, в конечном итоге, вся свелась к объяснениям с многозначительными переглядками двух умудренных и битых жизнью мужчин под хорошую водочку.
И как то нехорошо выглядит, что облеченный доверием борец со злом — я имею в виду Николая Степановича — принял участие в той игре, когда +жизнь за чужую жизнь получил. Тем более, что необходимости в этом не было. Ни для борьбы со злом, ни для продвижения сюжета. Не участвуй Гумилев в той игре, это в повести ничего не изменило бы, а вот образ защитника добра, который сумел вернуться из таинственных пещер, стал бы более гармоничен.
Повесть оставляет щемящее чувство разочарования. У Автора очень хороший слог, он широко эрудирован, и это украшает текст. А вот проработки сюжета не хватило. От простого соединения двух мистических фактов с одним преступным мистический детектив не получается. Нет расследования, нет взаимной связи мистического злодейства и земного преступления. Каждая составляющая сама по себе.