Елена Щетинина «Чвянь»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Современный психологический хоррор | Классический мистический хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Не стоит просыпать свою остановку. А если проспали, не стоит выскакивать поспешно в ночь. И уж тем более не стоит искать спасения среди полузаброшенных гаражей.
Входит в:
— антологию «13 монстров», 2018 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ДМЧ, 31 мая 2022 г.
Один из лучших рассказов Щетининой. Ей очень удается атмосфера сгущающегося ужаса, сворачивающегося пространства, когда герою некуда бежать, хотя, казалось бы, беги куда хочешь, путь свободен. И еще, автор бережно и совершенно виртуозно обходится с деталями: их в тексте не так уж и густо, но все работают.
Очень хочется дождаться ее авторского сборника. Именно хоррора, сборник фантастики уже выходил.
Karnosaur123, 8 апреля 2018 г.
Совершенно чумовой рассказ о злоключениях незадачливой леди, проехавшей свою остановку и в итоге оказавшейся в Богом забытом упадочном районе. Эти райончики и сами-то по себе жуткая жуть и до ужаса напоминают населенные получеловеческим сбродом трущобы в рассказах Лавкрафта, а тут еще орудует некая НЕХ, превратившая это место в свои охотничьи угодья. И ладно бы только жрала! От описания страшной погони в лабиринте гаражей не оторваться, попыткам героини спастись искренне сочувствуешь, а совершаемые ею пугающие открытия нет-нет да и проберут очерствевшую душу хоррормана почти позабытой сладостной дрожью страха... Одним словом — практически эталонный ужастик высшей пробы. То что доктор прописал!
Zlata.24, 21 января 2019 г.
Н-да, качественный ужастик... Мурашки бегут по коже. Может, оттого, что рассказ о нашей действительности. Ситуация, когда проспал свою остановку в автобусе, и со мной случалась, и с моими детьми, т.е. — вполне типичная. Безнадега при виде пустых улиц, мерзопакостная погода, нарастающий страх от неизвестности, и уже трудно различить — что чудится, а что — на самом деле. Бежишь с героиней, как полосу препятствий преодолеваешь, и мысли типа: «эх, надо было раньше... да надо было это сказать, и это сделать...». А выбор остается все меньше и меньше, одна надежда — дожить до рассвета...
Wolf94, 8 декабря 2020 г.
– Чвянь! – Полуоторванный рекламный баннер на стенде через дорогу, едва видимый в сгустившихся сумерках, захлопал под порывами ветра.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
– Чвянь… – передразнила Кира и вздохнула, в очередной раз вытерев лицо натянутым до кончиков пальцев рукавом. Глупость она, конечно, совершила несусветную, и даже обвинить в этом некого. Да, заснула в автобусе, бывает, – и проехала свою остановку, забурившись куда-то на окраину, тоже бывает. Но зачем нужно-то было выскакивать в панике, как только двери открылись? Доехала бы до конечной, там выяснила бы расписание или хотя бы вызвала такси. Ну да, живет в этом городе всего полгода, местности не знает – но так-то уже третий десяток разменяла, соображать надо!
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Теперь появляется фобия проспать свою остановку и уехать в неизвестность. На самом деле не пойму, понравился или нет, рассказ. С одной стороны есть в нем что-то цепляющее, а с другой он не дотягивает. Он по-детски простой, но достаточно взрослый... Короче странный, как и сам Чвань)
holodny_writer, 30 апреля 2019 г.
«Чвянь» Е. Щетининой вызвала смешанные впечатления.
В историю затягивает живой стиль, хотя поначалу рассказ отталкивает простотой сюжета и штампованными декорациями городской окраины. Такой штамп оказывается оправданным лишь с развитием действия, когда серую, промозглую атмосферу пром. зоны оттеняет натурализм в передаче ощущений. Автор хорошо акцентирует внимание на мерзости заброшки, мелкими штрихами передавая брезгливость героини. Такой контраст, несмотря на черно-белую (местами бесцветную) картинку делает произведение ярким. Возможно, причина яркости заложена в простоте сюжета, в котором отсутствует острый конфликт — произведение относится к типу «бегущая страшилка догоняет жертву».
Сама же страшилка напоминает монстра из другого рассказа Елены – «Чучело-мяучело», имеющее такую же бесформенную массу, слизистое тело и щупальца. Монстр из «Чвяни» органично смотрится в сырой, влажной среде. Более того, несмотря на мерзость, он обаятельный. И, к сожалению, непонятный: природа Чвяни не раскрывается, как не была она раскрыта с монстром из «Чучела…» Из-за этого, при чтении последних рассказов Щетининой, отчётливо замечаешь её тяготение к типу бесформенных и необъяснимых монстров. Конечно, они получаются харизматичными, но несут на себе налёт кинговского влияния. Что не может радовать. Но это уже дело моего вкуса.
sergej210477, 24 мая 2018 г.
Очень и очень неплохой рассказ. У Е. Щетининой очень неравноценные, на мой взгляд, произведения. Есть истории, которым я поставил высший балл, а есть оценённые мной очень низко. «Чвянь» — крепкий, хороший середнячек.
Написано отлично. Повествование динамичное, совсем не даёт расслабиться, все время держит в напряжении.
Психологически тоже довольно сильная вещь. Очень интересно описаны эмоции героини, ее страх, паника, робкие надежды на спасение,потом переходящие в безнадежное отчаяние.
Но вот у сюжетной основы, мне кажется, есть слабые места. Многое непонятно, нераскрыто. А некоторые вводные и персонажи, на мой взгляд, лишние.
Но, интересный рассказ, трудно оторваться.
Бафомет1969, 14 мая 2018 г.
Ух! Открыл страницу, и вместе с героиней пробежал, пролетел, и промчался до самого финала! Не зря в отзывах отмечают, что рассказ не рассказ а сплошной экшен! Столько что хватило бы на целую повесть, хотя, конечно, в крупной форме вряд ли удалось бы достичь такого взрывного действия. Очень мне нравится тема, в которой герой (в данном случае героиня) оказывается в опасной ситуации просто потому, что не там свернул, не там вышел. Создает ощущение хрупкости нашего мира, и Щетининой, которая год от года пишет все круче, это полностью удалось!
Лавкрафтианна, 21 сентября 2018 г.
Жутковатый качественный рассказ, эдакая лавкрафтиана по-русски. Героиня попадает в некое зловещее место, вместо своей остановки. Нехорошее место, не хотела бы я там оказаться...