Кристина Бейкер Клайн «Картина мира»
Второй роман автора одного из самых громких мировых бестселлеров последних лет «Поезд сирот» (увы, в России затерялся среди других достойных книг). Роман-документари об удивительной женщине, ставшей для выдающегося художника XX века Эндрю Уайета музой. Для Кристины Олсон весь мир был ограничен пределами семейной фермы в маленьком городке Кушинг, штат Мэн. В детстве у девочки развилась болезнь, с годами парализовавшая нижнюю часть тела. Эндрю Уайет, который со временем станет величайшим американским художником столетия, снимал под студию дом недалеко от фермы Олсонов. Когда они познакомились, Кристине было уже за сорок, а Эндрю всего 22 года. Кристина стала для художника музой и источником вдохновения. Дружба Кристины и великого Эндрю Уайета продлилась более двадцати лет и подарила миру десятки картин, написанных Уайетом на ферме Олсонов. Сама же Кристина, муза и ангел-хранитель Уайета, обрела бессмертие на картине «Мир Кристины». «Картина мира» — литературное осмысление этой неповторимой истории.
В этом романе переплелись факты и вымысел. В его фокусе — трудная судьба женщины, которая оказалась накрепко связана с судьбой одного из величайших художников двадцатого века. «Картина мира» — роман простой и пронзительный, о хрупкости жизни и силе искусства, о бремени и о благословении семейной истории, о том, что даже самый крошечный клочок мира может обратиться в картину мира.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
HOMASTI, 17 сентября 2021 г.
Как же тяжело писать рецензии на книги, которые тебе очень понравились. Если есть какие-то недочеты или противоречивые моменты, о них можно поговорить, аргументированно разложить все по полочкам: плюсы и минусы. Но когда книга попала в самое сердце и за чтением ты прожил целую жизнь...что сказать тогда?
«Картина мира» — это красивый художественный вымысел, в основе которого лежат реальные события и судьбы реальных людей. О ком эта история? Книгу можно назвать и семейной сагой, где показана нелегкая жизнь нескольких поколений семьи Олсон. И провинциальной прозой, где особое внимание уделено описаниям сельской повседневности, быта и занятий жителей американской глубинки. Есть здесь и черты готического романа, особая эстетика картин Эндрю Уайетта, который и послужил источником вдохновения для этой книги, а заодно стал одним из ее героев. Но главное, что хотел показать автор, это «картину мира» девушки Кристины, с детства страдающей редким заболеванием, парализовавшим ее ноги. С каждым годом болезнь все больше разрушала организм Кристины: подростковое время прошло в принятии своего увечья, ежедневной боли, хромоте и падениях. С возрастом Кристина полностью потеряла способность ходить и стала передвигаться ползком по земле. Читатель становится в центре мира Кристины и смотрит на окружающее ее глазами. Что изображено на картине мира Кристины? Поля сухого вереска и пожухлой травы. Старый обветшавший дом с амбаром, напротив — семейное кладбище. Это холодное море, глыбы льда, братья на лодке. Синяя краска, ракушки в гостинной, кружевные шторы. Это тяжкий труд ослабевших рук, борьба с самим собой и своей болезнью за право свободно передвигаться и быть самостоятельной. Первая влюбленность, первое разочарование, первые знакомства, первая поездка в большой город. И наконец простое желание любить и быть любимой, быть замеченной и увиденной кем-то.
Автор не ставил задачу написать точную биографию художника Эндрю Уайетта и его музы Кристины. Нет, это не документальный роман, а художественное жизнеописание. И мне кажется, Клайн удалось передать мимолетное мгновение длиною в жизнь, которое почувствовала Кристина, когда Эндрю рисовал ее. Я ощутила тяжесть в груди и какую-то теплую боль, когда дочитала книгу. Много эмоций, много слез и знакомых чувств, абсолютное восхищение текстом. Благодаря роману я погрузилась в исследование работ Эндрю Уайетта, стала лучше представлять себе образ сельской Америки первой половины XX в., отметила много деталей из истории повседневности. Эстетично, эмоционально, о сильной личности физически слабого человека, с шумом осеннего ветра на страницах — такой мне запомнилась эта книга, которую я хочу перечитать уже сейчас.
majj-s, 4 июня 2020 г.
ВСЕ — ДОСУХА — ГЛАЗА КРУГОМ
...На одной стене висел «Мост в Арле» Ван-Гога, на другой — «Мир Кристины» Уайета. Боумен подумал: вот выдвинуть сейчас ящик письменного стола, а там обязательно лежит Библия…
Такие вещи пишутся на подкорке, особенно, когда читаешь по кругу, а «Космическую одиссею 2001» без конца перечитывала в детстве. И уверенность, что в любом американском гостиничном номере непременно найдется Библия, оттуда. И нежность к ван Гогу задолго до «Писем к брату Тео». А с «Миром Кристины» все как-то не получалось спознаться. Пришло время.
Это не то знакомство. которое назвала бы приятным. И никто приятным не назовет, уверена. Практиковать смирение и утверждаться в мысли, что мир, чудовищно несправедливый в мириадах частных случаев, глобально устроен правильно и справедливо, хорошо в обстановке относительного благополучия.
А когда твой мир ограничен окрестностями фермы предков, по которым можешь пробираться ползком. Когда пожизненно заперта в темнице больного уродливого тела без надежды на выздоровление. Болезнь прогрессирует, скоро и ползать не сможешь. И нет утешения в дружеском участии. в любимом любящем человеке, в здоровых детях, которыми продолжилась бы.
Кристина Бейкер Клайн предпосылает книге уведомление в том, что это не биографическая, но художественная проза, и хотя некоторые персонажи имеют прототипы из жизни и времен Кристины Олсон, большинство ситуаций — плод авторского воображения. То есть, правды мы не узнаем? В документальном, хронологическом, протокольном смысле — скорее нет.
В части правдивого изображения того, как жили, чем занимались, к чему стремились, какими способами зарабатывали век назад люди с фермы на Среднем Западе — в избытке. И о художнике Эндрю Уайете, сделавшем несгибаемо упрямую искалеченную женщину своей музой. Об Уайете, которому слабое здоровье и собственное увечье не помешали стать великим живописцем.
Тут можно поговорить о стартовых условиях. О том, что родиться в семье знаменитого художника и находиться на домашнем обучении, будучи защищенным коконом родительской заботы от шипов и терний мира — не одно и то же, что с малолетства нести обязанности по хозяйству без скидок на гандикап. Что степень тяжести заболевания сильно отличается.
Много о чем можно говорить. Но нужно о том, что нашелся тот, кто семь десятков лет назад поведал миру: Бедный человек не хуже ветошки. Есть те, кому много труднее, чем любому из нас в самый плохой день жизни, не отводите взгляда, смотрите, она достойна не жалости, а восхищения. И это потихоньку пробивается в наши эгоистичные косные умы. и может быть мы не безнадежны.
за твою уходящую нежность,
за твою одинокость, за слепую твою однодумность,
за смятенье твое, за твою молчаливую юность.