Паоло Бачигалупи «Игрок»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Никого не интересуют по-настоящему важные новости. Скандал вокруг популярного рэпера для большинства гораздо интересней сообщений об очередном вымершем виде животных. Онг, главный герой рассказа, идеалист. Раз за разом он пытается донести до людей правду о том, что происходит с их планетой. И каждый раз его сообщения тонут в информационном шуме. Коллеги относятся к нему со снисхождением, начальство требует бросить заниматься ерундой и найти для своих статей более интересные темы. Но он, как отчаявшийся игрок, продолжает ставить на заведомо проигрышную карту.
Рассказ вышел в октябре 2008 года в составе антологии «Fast Forward 2».
Входит в:
— антологию «Fast Forward 2», 2008 г.
— антологию «The Best Science Fiction and Fantasy of the Year: Volume Three», 2009 г.
— антологию «Лучшая зарубежная научная фантастика», 2009 г.
— антологию «The Nebula Awards Showcase 2011», 2011 г.
— антологию «Lontar: The Journal of Southeast Asian Speculative Fiction, #1», 2013 г.
— антологию «Лучшая фантастика XXI века», 2013 г.
— антологию «Pwning Tomorrow», 2015 г.
— антологию «Computing and Technology Ethics: Engaging Through Science Fiction», 2023 г.
Награды и премии:
лауреат |
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2015 // Зарубежный рассказ (США) |
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 2009 // Короткая повесть | |
номинант |
Мемориальная премия Теодора Старджона / Theodore Sturgeon Memorial Award, 2009 // Лучшее произведение малой формы | |
номинант |
Небьюла / Nebula Award, 2009 // Короткая повесть | |
номинант |
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第43回 (2012) // Переводной рассказ | |
номинант |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2014 // Лучшая повесть / рассказ нерусскоязычного автора |
- /языки:
- русский (3), английский (11)
- /тип:
- книги (13), цифровое (1)
- /перевод:
- К. Егорова (1), Г. Корчагин (1), Н. Кудрявцев (1)
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Sergio Blanc, 13 февраля 2025 г.
Лаосский эмигрант в бешеном водовороте работы некоего американского медиахолдинга. Интрига сюжета не нова и неоднократно встречалась нами раньше у многих авторов: идеалист против/внутри жестокого капиталистического мира наживы.
Его величество рейтинг против серьёзных, настоящих новостей. Герой забывает о паре очевидных вещей. Первая из них заключается в том, что есть люди которые решают, ЧТО будет новостью, а что нет. Поэтому, если твой босс не решит, что инфа о том, что где-то в Калифорнии уничтожены образцы ДНК вымершей шашечной бабочки достойна внимания, то нахрен кому эта бабочка будет интересна! Вторая вещь ещё более очевидна: людей по природе своей прежде всего интересуют такие вещи как «секс, глупость и озлобленность» — это цитата из текста.
Если тебе, что-то не нравится — уйди. Больше всего меня в нашем идеалисте-журналисте Онге бесило то, что он прекрасно понимает какие материалы его коллег помогают ему оплачивать его грёбаную ипотеку, но продолжает изображать из себя борца хрен знает с чем. Ему пытаются помочь, а он ведёт себя как непогрешимый Господь, сорри, Будда.
Сядь, Ктулху меня прости, под деревом и думай о своих цветках и турецких пчёлах.
У меня такое ощущение, что в этом рассказе Бачигалупи рисует своё, куда-то далеко спрятанное, второе «Я».
Мне интересно, сколько он зарабатывает редактируя экологическую газету и хватает ли ему этих средств на жизнь? Автор прекрасно понимает правила игры и всю двойственность положения своего героя.
Я бы заставил персонажа вести себя немного по-другому, психологически более достоверно что-ли. Неужели он не понимал, что своими «идеалистическими» вывкрутасами, своей игрой не по правилам, он подставляет людей, которые желали ему добра?
Раз ты не хочешь поднимать свой рейтинг ТАК, придумай как поднять ИНАЧЕ. Или слейся, и не мешай своим идиотизмом людям.
Хочешь поменять правила? Заберись туда, где ты сможешь это сделать. Илон Маск тебе в помощь.
Про идеалистов хорошо читать. Жить рядом с ними трудно. Отец героя этому яркий пример. Чего он добился отказавшись от предлагаемых ему компромиссов?
Не лучший рассказ автора, но безусловно, заслуживающий прочтения.
melnick, 3 января 2022 г.
«Ну и что тут такого фантастического?» — первый вопрос, который пришел в голову после прочтения. Наверное, дело в технологиях, визуализации данных и... в том, что лидер оказал помощь аутсайдеру. А так, складывается впечатление, что читаешь какую-нибудь классику зарубежной литературы о потерянной молодежи в большом городе. Наверное, это комплимент автору, но на самом деле рассказ не так уж и зацепил. Как-то все в нем получилось искусственно... не натурально... Как мог герой с таким мировоззрением попасть в элитное новостное агентство? Он скорее должен был хот-доги на перекрестке продавать или посуду мыть в столовой.
Manowar76, 13 апреля 2020 г.
В Лаосе монархический переворот. Страна переходит на режим полной самоизоляции от внешнего мира.
Сына богатых родителей успевают переправить в Лос-Анджелес. Повзрослев, он устраивается на работу антикоррупционным и экологическим журналистом в новостной конгломерат.
Подробно описанный медиа-киберпанк ближнего прицела. Рассказывается о парадоксальных слияниях медиаимперий.
Все любимые темы Бачигалупи: колорит Юго-Восточной Азии; хранение генного материала; проблемы экологии.
Но автор заходит и на территорию позднего Гибсона, исследующего феномен популярности поп-идолов и трендов общества.
Отличия Востока и Запада; сиюминутные сенсации и серьёзные расследования; конформизм и революционный дух.
Очевидно, что это не самый сильный рассказ Бачигалупи, несмотря на какой-то невероятный по размерам букет номинаций на всевозможные литпремии, включая номинацию Фантлаба.
7(ХОРОШО)
Lilian, 19 июля 2020 г.
Рассказ о принципах создания новостей, о борьбе за внимание публики и о том, как сложно заинтересовать широкие массы печальными, правдивыми, но узко специализированными темами.
Недалекое будущее. Из фантастики лишь ряд более современных технологий, да выдуманные персонажи и их прошлое. Есть место сравнению двух разных культур и менталитетов, столкновению идеализма и рационализма. Хотя, следует признать, у героя весьма спокойный идеализм, сказывается восточный менталитет и неустроенность бежавшего из родной страны иммигранта.
В общем, рассказ предлагает весьма неприятные, но правдивые наблюдения, пускай и не дает затем универсальных ответов по исправлению ситуации. Только локальные принципы и решения конкретного персонажа.
mputnik, 12 октября 2019 г.
Что это было?.. Просто невероятно. Насколько же непредсказуем и поразителен мир, в котором мы живем, ежели в нем возможно сочетание столь несовместимых явлений.
Тот факт, что это напечатано и даже оконтурено откликами — свидетельствует о том, что существует определенная читательская аудитория, склонная к восприятию таковых текстов. Не могу себе даже представить — чем сей текст может оную аудиторию привлекать. Для меня это за гранью понимания. Видимо что-то существенное в этом мире прошло мимо меня, даже не коснувшись.
Потому как единственное, что могу сказать я по поводу только что прослушанного текста — «набор слов, лишенный смысла помимо отображения той абстрактной ситуации, для живописания которой он использован». Как этикетка на товаре или инструкция по пользованию бытовым прибором.
Вот это фантастика так Фантастика — столь диаметрально противоположные концепции восприятия. Как будто мы не с одной планеты, или — принадлежим разным биологическим видам. Должно же быть какое-то разумное объяснение таковому явлению?
Прямо-таки Тайна Бытия
Seidhe, 24 октября 2014 г.
Неожиданно сильный рассказ от Бачигалупи. Я уже отчаялся было понять, за что так хвалят этого автора, но «Игрок» мне по-настоящему понравился. В этой истории почти нет фантастики, потому что за прошедшие с момента написания рассказа 6 лет ситуация с интернет-сенсациями стола ещё больше похожа на описанную. И глядя порой на боковые панели, предлагающие очередную «новость» про звёзд экрана искренне изумляешься — неужели это может быть кому-то интересно? Но зная, КАК работает вся эта реклама, чётко понимаешь, что только эти «сенсации на три дня» людям сейчас и интересны. Грустно, конечно, немного становится, но Бачигалупи смог даже в эту грустную ситуацию вплести вполне оптимистичный, на мой взгляд, финал. Не обошлось, конечно, и без фирменной «юго-восточной азиатчины» автора, но здесь она выглядит вполне органично.
sanchezzzz, 27 марта 2015 г.
Это тот случай, когда я не хочу давать качественную, субъективную оценку этому рассказу, потому что это будет предвзятая оценка. Я не могу также назвать его плохим, но и восстану, если кто-то попросит меня признать, что он хороший. Я даже не стану рассматривать его в категории «нравится/не нравится». Моя позиция по отношению к нему сходна с грубоватой шуткой, которую я сейчас немного смягчу. Парень расстаётся с некрасивой девушкой: «Пойми, ты ни в чём не виновата, даже не думай… дело не в тебе, — дело во мне… я просто не люблю таких…как ты». Я просто не люблю _такие_ истории. Спросите, какие – такие? Частные, слишком частные. Когда чья-то приватность превозносится до высот. Вдобавок, эта история слишком… хм…азиатская. Я ни в коем случае не против Азии, мне очень интересна её древняя история, культура, эпоха средневековья, мифология, искусство, но не современная. Много чего ещё мне не нравится в этой истории.
Мне до злости ревностно, что главный персонаж, Онг – он такой, каким описан. Мне он не по нутру; мне не по вкусу его эгоистичный идеализм, его инфантильная тяга пичкать абонентов тем, что интересно только ему и какой-нибудь маленькой горстке сочувствующих. Сознавая, что очень многим не нравятся его истории, он всё же старательно, фанатично втюхивает их читателям и зрителям, практически насильно привлекая внимание к узкой проблеме. Для меня это так же противоестественно, как и раздутая история про рэпера, — крупномасштабная ловушка-обманка, и даже ещё более насильственная по воздействию на мозги, чем посты Онга про бабочек и пруд.
В какой-то момент я даже хотел перестать читать, когда понял, во-первых, про что я читаю, а во-вторых, сознавая, что ничем меня это автор снова не поразит, не привлечёт в ряды своих почитателей. Потому что я не тот, кто ему нужен, и потому что я не верю его персонажу, этому лаосцу. Онг делает вид, что добился своего, победил, даже будучи плохим игроком и поставив на заведомо проигрышную карту, на аутсайдера, а я уверен, что это не так. Вернее, это может приключиться однажды, единожды можно поймать удачу, но каков будет объем проигранного за то время, что он ждёт её? Потеряно будет гораздо больше. А что «завтра»? Очередной этап выжидания подходящего случая, скорее всего, и пустота. Назавтра весь мимолётный интерес к той бабочке или рыбке в пруду начнёт сходить на нет, а есть ли в запасе ещё «бабочка»? И снова рейтинг Онга будет <1000, но уже не будет той певички, чтобы вытащить его тему со дна. И он как прежде не будет интересен большинству, — таким как я. Ровно также, как мне абсолютно дики, далеки и неинтересны его «тэги», вроде: «Вьентьян», «Кхамсинг», и, простите, «независимость хмонгов».
Дойдя до этих строк про тэги, я вторично захотел бросить рассказ, но снова пересилил себя. Я вдруг понял, что Бачигалупи сам по себе тоже сейчас – «Онг» по отношению ко мне, как читателю. Ведь он также «втюхивает» мне историю, интересную только ему и опять же некоторой группе его почитателей. И, как и Онг, лично для меня, он назавтра снова станет неинтересен, как автор. Я очень не люблю, когда меня обманывают, особенно в случаях, если я понял это.
Но это абсолютно не моя история, я далёк от неё, и мне не захочется к ней снова приближаться, и помнить её, уверен. Я хотел дистанцироваться от оценки её, хотел остаться равнодушным. Не совсем получилось, но забыть этот рассказ я постараюсь, уж очень не люблю помнить что-то, что мне не нравится.
DiegoFreeman, 5 июля 2017 г.
Довольно типичный рассказ для творчества автора на первый взгляд. Вновь два мира, Запад и Восток, оба в опустошенном состоянии, вновь недалекое будущее, в котором некоторые страны уже перестали существовать, а новые появились.
Рассказ о новостях, кому-то важных, но большинству не интересных. И дело тут не в менталитете, людей всех частей мира заботят проблемы ухудшения экологии и тому подобное. Причина в том, что Запад смотрит более оптимистично на будущее, попытки улучшить климат, борьбу с голодом и болезнями, а Восток так во всем этом и остался мариноваться, занятый очередным захватом власти и попытками удержать ее. Потому те, кто сбежал на запад от репрессий и упадка, воспринимают тексты о политике, некомпетентности и исчезновении животных, к примеру, а те, кто вырос в более благополучной стране, выставляют вперед новости о певцах-кумирах и их скандалах. И новостные агентства этому способствуют, ежесекундно раздувая из ничего не значащих на самом деле «эстрадных» событий целые истории, за которыми следит многомиллиардная толпа. А с просмотров идет доход, и его можно пустить на создание еще ряда грандиозных событий – эдакий круговорот.
В общем, идея рассказа не нова, а антураж не настолько подробно прописан, чтобы цеплять. Кроме того, весомый недостаток рассказа в том, что автор, образно выражаясь, вылил на читателя ушат проблем, о которых и так всем известно, показал маленького человека, журналиста, который пытается достучаться до всего мира, притом, что не может поступиться своими принципами. Он упорно пишет про исчезнувшие по халатности властей виды бабочек или васильков, статьи, интересные только тем ученым, у которых журналист и брал интервью. И даже когда встречает свою соотечественницу, успешно устроившую свою карьеру, не находит ничего лучшего, как разочароваться в своих представлениях о ней, будто бы она разделяет его видение мира, и вновь возвратиться к своим статьям об экосистеме. То есть, автор словами или действиями главного героя не предложил никакого варианта выхода из сложившейся ситуации, пусть даже самого нереалистичного.
Тем не менее, «Игрок» хорош. Своим правдивым взглядом на мир, по крайней мере.
vfvfhm, 12 июня 2014 г.
Еще одно маленькое чудо от Мистера Пи Би)) Читая рассказ, я понял, что основная тема раннего Бачигалупи — это борьба между людской глупостью, жадностью и высокомерным равнодушием и разумом, любовью и милосердием. Понятно, что Бг — это любовь, но победит ли любовь в итоге, думаю, этого сам Бг не знает совершенно точно. Поэтому борьба будет продолжаться с неослабеваемым накалом. И Бачигалупи как истинный американец смотрит в будущее со сдержанным оптимизмом, не уставая подпускать шпильки в адрес общества, в котором живет.
Сам он правда тоже иногда делает уступки индустрии, пиша романы для подростков и о зомби. Никто не совершенен))
замри и умри, 15 февраля 2015 г.
Рассказ поднимает весьма важную и актуальную в современных реалиях тему. Информация в интернете. Действительно важная информация никого не интересует. Кому интересны вымирающие животные? Кому какое дело до того, что пчелы исчезают потому что в таком-то районе перестал расти такой-то цветок? Нет, большинство людей интересуют актуальные сплетни. Вот возьмите, отключите адблок в браузере, какую рекламу вы там увидите? Ага, вот абсолютно такие же сенсации там и будут (не считая рекламы всяческих порносайтов и емуподобного). Работников индустрии тоже легко можно понять — зарабатывать нужно, и от этого никуда не денешься. Что население хавает — то ему и дают.
Концовку я немного не понял, то ли подобие хэппиэнда, то ли совсем наоборот. Казалось бы да, люди начали читать важную информацию, но, учитывая, каким путем была достигнута эта цель, возникает резонный вопрос, а стоило ли оно того?