Вениамин Каверин «Манекен Футерфаса»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Юмористическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Урио Футерфас однажды получил странный заказ – сшить костюм, который заменял бы своего владельца в его отсутствие… и перевелся в новую мастерскую. Но со временем ему понадобился манекен…
Первая публикация — «Петроград», 1923. № 15.
Входит в:
— журнал «Четвёртое измерение № 2, 1992», 1992 г.
— антологию «Храм снов», 1993 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
tarasovich09, 6 августа 2017 г.
Вениамин Александрович Каверин ещё в молодости вступил в знаменитую литературную группу «Серапионовы братья». Отличные авторы, собравшиеся в ней, делали ставку на занимательность и сюжет.
Увлечённый немецким и английским романтизмом, мистическими тайнами, Каверин выпускает сборники «Мастера и подмастерья», «Конец хазы» и другие.
В ранних фантастических рассказах «Хроника города Лейпцига за 18.. год», «Пятый странник», «Одиннадцатая аксиома», «Пурпурный палимпсест», «Столяры» и «Щиты» есть тайны, мистические заговоры, загадочные личности, таинственные рукописи, превращения и прочие атрибуты немецкого и английского романтизма, и экспрессионизма. При чтении сразу вспоминаются Гёте, Гофман, Шамиссо, Стивенсон, Диккенс...
Не исключение и рассказ «Манекен Футерфаса» в котором есть захватывающий, не без юмора и примеси демонологии, острый сюжет, достаточно традиционный и вечный — о связи человека с Дьяволом.
На сей раз действие разворачивается не на улицах средневековых городов, а первоначально в Российской империи, а затем уже в Петрограде 20-х годов, в котором хватало своих тайн.
Молодой портной Урио Футерфас получает необычный заказ – сшить «живой костюм», который бы представлял своего хозяина. И вот он приходит в странную дьявольскую мастерскую... Его работа с представителями ада привела к тому, что он сам стал приобретать инфернальные черты, использует крылья для полёта, пытается превратить живого человека — студента Гавриила Жабу в деревянный манекен...
Этот небольшой, захватывающий рассказ является очень редким — он публиковался в альманахе «Петроград», в № 15. за 1923 год. И много лет спустя был включен в сборник «Храм снов».
Думаю, что сюжет рассказа повлиял на творчество ещё одного великого писателя Михаила Булгакова, особенно, если вспомнить некоторые страницы его «Мастера и Маргариты».