Джордж Оруэлл «Дорога на Уиган-Пирс»
В 1930-х Джордж Оруэлл был направлен социалистическим книжным клубом изучить ужасающую массовую безработицу в районах индустриального севера Англии. Оруэлл пошел дальше, чем просто изучение безработицы — не желая наблюдать со стороны, он узнал что это такое: быть шахтером, жить в трущобах, плохо питаться и выполнять непосильную работу в шахтах. Все что он увидел и записал, помогло ему прояснить свои чувства к социализму. В этой книге он рассказывает, почему социализм, единственно возможное избавление от тех шокирующих условий жизни, что он видел, отпугивает столь многих нормальных, добропорядочных граждан.
В произведение входит:
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ааа иии, 29 февраля 2020 г.
Состоит из двух частей. В одной смесь личных впечатлений от преисподней угледобычи и скромной статистики времен финала мирового кризиса.
Ценность этой части, в основном, историческая. Над подобными хожениями в народ хихикали Джек Лондон и Каттнер, однако, кое-что можно выцедить. Никаких бараков. 11 человек будут спать вповалку в старом фургончике, но отдельно. В угольных шахтах конвейерная лента, врубовая машина, рабочий день в 7.5 часов... За лампу, с которой работаешь, надо платить. А помыться-переодеться после смены? Если повезло, а так — дома, на кухне, в тазике, до пояса. В 1937 еще были живы старухи, в молодости таскавшие вагонетки цепью между ног, даже беременными. Самый дешевый рацион, позволяющий жить англичанину на 3 ш.11,5 пенсов в неделю, включал финики и апельсин. Шахтер своей потрясающей мускулатурой грузит две тонны в час, 280 т за год, получает хорошо 115 фунтов в год, большинство еле-еле 105. 20 млн. недоедают (а еда дрянь, хуже французской), но им доступно радио, библиотека, лекции...
Вторая часть — немного о том, насколько этому миру нужен социализм. Нормальный, здоровый. Остальное — про классовые различия. Остро, нервно, вплоть до реакции на запах солдатского тела. На эту спесь Оруэлл готов списать всё на свете и в своей, и в чужой жизни.
Некоторый интерес, в плане «1984», представляет убеждение автора, что пролетариат на бунт сам по себе, без людей с правильной речью и интеллигентными лицами (теми, за которых расстреливали парижских коммунаров), не способен. А также то, что если отказаться от имперских дел, без страданий миллионов индусов и колоний на «холодном островке» всем придется вкалывать, питаясь в основном селедкой и картофелем.