Скотт Вестерфельд «Экстра»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое | Антивоенное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Азия (Восточная Азия ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Генетические эксперименты, мутации | Экспедиция/подготовка к экспедиции
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Подростковая литература
В этом городе «технари» без ума от новых технологий, «выскочки» живут ради слухов и сплетен, а пятнадцатилетняя Айя мечтает только о славе. Но что бы ни предпринимала Айя для повышения своей популярности, она до сих пор «экстра» — лишний, никому не интересный человек.
Но однажды она узнает очень важную тайну. Если с толком распорядиться открытием, мечта исполнится — и твое имя будет у всех на слуху. Вот только секрет ей достался из тех, которые способны полностью разрушить судьбу — не то что одного человека, но даже целого мира.
Входит в:
— цикл «Мир Тэлли Янгблад» > цикл «Уродина»
Номинации на премии:
номинант |
Ауреалис / Aurealis Award, 2007 // Роман для подростков | |
номинант |
Локус / Locus Award, 2008 // Подростковый роман | |
номинант |
Дитмар / Ditmar Award, 2008 // Роман |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Velary, 1 сентября 2016 г.
Четвертая книга из цикла Uglies стоит немного особняком. Красотомыслие побеждено, человечество активно развивается и строится, наверстывает упущенные века. Всеобщее равенство не сложилось, и новый способ получить баллы (которые то же самое, что деньги, только не деньги, потому что это же возврат к эпохе ржавников!) в одном отдельно взятом японском городе — это репутация, которая зарабатывается путём ведения видеоблогов. Кто-то освещает технические новинки, кто-то находит интересные места, а кто-то просто рассказывает о том, что он ел на завтрак. Ничего не напоминает? Сама история довольно скучная, хотя «Экстра», как и предыдущие романы Вестерфельда, читается на одном дыхании и проглатывается мгновенно. Но вот этот момент с постоянным созданием сюжетов, в том числе из ничего, съёмкой себя и окружающего мира 24/7 настолько похож на современный мир, что зацепил по-настоящему. Нынешняя мания фиксировать каждый свой шаг реально пугает, как будто если чего-то не осталось на фотографиях — этого и не было. И вместо того, чтобы прожить момент, люди предпочитают его заснять. Я думаю, мы начинаем забывать простую истину: «Ты останешься реальной даже при том, что ни одна аэрокамера не будет тебя снимать»
spasibonam, 21 октября 2011 г.
Читая Вестерфельда, у меня со временем появился один простой вопрос: А он случаем не психолог? Как он так точно угадывает чаяния, страхи и надежды своих читателей, как так умело он демонстрирует важность дружбы, любви, свободы, индивидуальности? Но говорят, он айтишник. Что ж, поразительно чуткий айтишник!
Вообще приступая к «Экстре», я была морально готова, что эта история никак не связана с «Красавицами-Уродинами». Мне казалось, Вестерфельд сказал все и у темы не может быть ни развития, ни продолжения (чтобы это не превратилось в занудство). Оказалось, что в тот раз он действительно сказал все. И вот с «развитием» я погорячилась, стоило посмотреть шире. Судите сами.
Красота, непререкаемый ресурс. Но вот только кто устанавливает, что красиво, а что — нет. Общество. А значит, суть не в красоте (уме, силе). Дело именно в том, как тебя воспримет общество, каким статусом оно тебя наградит. Вестерфельд сделал шаг вперед — теперь хорош именно тот, кто обласкан обществом, что популярен, кто в рейтинге, и как получен рейтинг — не важно. Иными словами, мне этот новый поворот показался интересным и очень жизненным.
Что же касается самой истории, то она уже не совсем «о тэлли». Вестерфельду удалось написать историю, где главной героиней является совершенно другая девушка, Тэлли здесь тоже есть, она тоже важна, но все-таки не она — главная героиня. Но это — совершенно не мешает. Все равно интересно.
На чем я бы отдельно остановилась — это на том, как Вестерфельд изобразил повзрослевшую Тэлли. Вот где я удивилась. Вот теперь, вот в «Экстре» Тэлли — чрезвычайница. Все-таки до этого она была мягковата. А сейчас — именно то, что Вестерфельд расписывал в «Особенной» стало проявляться в каждом ее жесте, слове, поступке.
Я одного понять не могу: неужели это — последняя книга? У нее финал не «последней книги». Просто финал, без пафоса и громких слов, финал «Особенной» куда больше смахивал на завершение истории.
Sk0rp, 13 октября 2011 г.
«Давным-давно в том городе, откуда была родом Тэлли Янгблад...»
Последняя книга прекрасной серии про операцию красоты, уродин, чрезвычайников и всё остальное — самый неожиданний и оттого неоднозначный шаг в серии. О первы трё книгах можно было смело говорить применяя слова «развитие», «рост», «повышение интереса». Сейчас начиная брать четвёртую книгу читатель скорее не поймёт о чём речь. Прошло время, изменилось место действия, на место главной героини вместо Тэлли пришла пятнадцатилетняя Айя. Место главной темы с уродинами и красавицами (а также последствиями и изменениями) заняла тема рейтинга лиц. «Красивый» теперь значит «бросающийся в глаза», а «экстры» — безвестные неудачники, самые низкие по рейтингу лиц.
Ещё одной задумкой, о которой идёт речь, является новая операция. Правда смысл этой операции в невозможности врать. С красотой вранье действительно связано и в жизни и в книге. Люди разные бывают. Но по итогам этой книги нету ощущения интереса к ситуации и к происходящему с точки зрения псиологической или жизненной. Нет те ощущений, что были раньше.
Ко второй половине книга становится гораздо более родной и близкой из-за появления стары героев. Но общее впечатление неоднозначно. Зачем было вместо возможности закончить спокойно серию, поставив в ней точку по основному сюжету, делать такой заход из будущего, чтобы вывернуть окончание по другому? Оно не плохо, оно... просто не так как предполагается по логике цикла.