Елена Яворская, Александр Воронков «На орловском рубеже. Отыгрыш»
История не имеет сослагательного наклонения... Эту фразу капитан третьего ранга в запасе Годунов, историк-любитель, слышит так же часто, как и слова о том, что его родной город Орел осенью 1941 года сдали без боя, открыв гитлеровцам прямой путь на Москву.
В поисках правды Годунов погружается в книги и архивы, пока однажды неведомая сила не выталкивает его в прошлое, предоставив возможность стать очевидцем этих событий. И не только очевидцем, но и участником. Иначе зачем появилось бы у моряка-подводника удостоверение старшего майора госбезопасности? Не для того ли, чтобы он мог заново отыграть битву на орловском рубеже, повлиять на ход величайшей из войн XX века и вместе с тем изменить свою личную судьбу?
Это в равной степени альт.история и военная проза. Авторы обещают, что и то и другое представлено в книге качественно. Иными словами — не для любителей легкой АИ с всехпобеждающими попаданцами.
В сети данный роман фигурирует в т.ч. и с соавторством Андрея Милешкина, который принимал участие в работе над романом на ранних этапах его написания.
Входит в:
— цикл «Отыгрыш»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
amlobin, 5 февраля 2021 г.
Не вполне обычная, половинчатая какая-то книга про попаданца на Великую Отечественную. Бывший капитан-подводник в отставке Годунов увлекся военным краеведением и патриотическим воспитанием. А потом как-то раз — и он уже в Орле-1941!
Там главный исторический посыл заключается в том, что в реальной истории Орел немцам сдали практически без боя и в целом обидно. ГГ это исправил — получилось семьдесят дней обороны как в Сталинграде, Гудериан и близко к Москве не подошел, война закончилась на полгода раньше. Годунов организовал людей, вдохновил и нацелил. Из явных роялей — двадцать тонн взрывчатки и много эрэсов для самолетов — из всего этого немцам устроили минные засады, ракетные обстрелы и т.д. Прогрессорство, но в очень минимальном объеме. Настрой в целом патриотический, Сталину и партии скорее симпатизируем, хотя и без фанатизма.
Почему половинчатая? Потому что главное содержание здесь не хитрые изыски попаданца, как скажем, у Полковникова в «Герое не нашего времени», а зарисовки военной истории орловщины и биографии ее жителей, начиная от военкома и партработников, и заканчивая медсестрами и подростками. Даже немцы есть. Получается так дробно и мозаично, детально и ярко. По факту это не столько фантастика, сколько военная проза, картины войны. Написано хорошо, литературный уровень текста вполне достойный. Ближе к концу Годунов вообще уходит в сторону, основной сюжет идет мимо него.
И другой жанровый штамп,
В общем, А. Воронкову и Е. Яворской захотелось написать о войне и они это сделали, а попаданческий сюжет тут как бы чисто техническое средство.
Отсюда регулярные и сильно раздражающие приступы комплекса жанровой неполноценности, которые регулярно вставляются в текст
В компьютерной стратежке удобно: вот они, все твои ресурсы, аккуратно расфасованы по квадратикам. А главное, если что-то пошло вкривь, и вкось, и поперёк планов, всегда переиграть можно, угу. И не надо бодреньким тоном человека, радующегося тому, что покойник он пока только потенциальный, объявлять всем и каждому: дескать, прибыл Чип и Дейл в одном лице, сейчас всех спасет и выручит, ввалит врагам по самое Гудериан не горюй и в финале будет красиво попирать ногами поверженного Гитлера на фоне сбереженного для народной Германии Берлина…
Все эти оглядывания вперед как-то не идут на пользу реализму, как мне кажется.