Стелла Трофимова «Стяжатели»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Sophus, 14 февраля 2023 г.
Фанфики, фенвики, фэнзины, фэндомы, хоть и бояре, а немытые, и прочие компьютерные ролевые, нативные, генеративные, дегенеративные и демосцены.
Ботофермы забиты, вместо майнинга – райтинг. Сетевые издания пиарят нейросетевую продукцию, такую же обволакивающую, оболванивающую и обессмысливающую как шум Перлина.
Фэнтези давно выродились. Остались ли там еще живые авторы? А (по)читать творчество искусственного интеллекта может только он сам. Сказки роботов для роботов.
То ли дело настоящая печатная книга настоящего аналогового автора. Пусть даже самая элементарная, «бах-бах, гав-гав, ура-ура». Это как первый программируемый калькулятор БЗ-34 супротив Tesla ExaPOD на один экзафлопс. Его хотя бы можно использовать в качестве держателя страниц для книги.
Скрип манускрипта, тактильные ощущения текста. Люблю такое.
Однако с самой рядовой советской детективной повестью, со «Стяжателями», изданными в 1965-м, оказалось не все так однозначно.
Итак, на дворе 1965 год. Набирает обороты процесс над Синявским и Даниэлем, оглашение приговора в котором, как мы помним, заканчивается рукоплесканием зала. В «Стяжателях» трудовой коллектив готов распять стяжателей.
«Даша быстро и легко поднялась на трибуну, переждала, пока затихнет шум:
- Взяточники подрывают веру людей в справедливость! — Она взмахнула рукой, словно отрубила. — Я бы их судила как за подрывную деятельность. Без снисхождения. Такой вот Мещерский — это же мразь, товарищи! Своими руками расстреляла бы мерзавца!»
Что не так? Пока читал, вспомнил: книга выпущена издательством «Юридическая литература». Почему не «Художественная литература»? Заказное судебное простое? Заказное. Заказанное.
Стилистические и смысловые ляпы рассыпаны обильно.
«Их не нашел бы даже сверхгениальный герой Конан-Дойля с его знаменитым методом индукции», — усмехнулся Мещерский.»
«Ее большой, твердо очерченный рот кривился пренебрежительной жалостью.»
И т.д.
Не стоило бы совсем упоминать это ничем не примечательное произведение, если бы не концовка.
Выведя преступников на чистую воду, устав от тяжести трудовых будней, следователь Кирилл Дегтярев выходит на улицу с чувством выполненного долга.
«Кирилл вышел на набережную, перешел мост, свернул на Красную площадь. Остановился. Стал слушать бой кремлевских курантов. Подумал: «Тут бьется пульс страны. Сердце страны. Мозг страны». Взглянул на рубиновые звезды. Как-то совсем по-мальчишески помахал им рукой. Пересек площадь. На улице Горького свернул в переулок. Шел и наслаждался тишиной. Мягким светом фонарей. Теплом приближающейся весны. Радостным сознанием исполненного долга.»
Напомнило незабвенный фильм 1939-го года «Золотой ключик». Там в конце фильма, проникнув за заветную дверь, папа Карло и Буратино сотоварищи открывают волшебную книгу, в которой изображены башни Кремля. «Эта книга принесет нам счастье!» — радостно резюмирует персонаж из полена.
Нельзя топтать за безыскусность. Должны ли мы наказывать за фальшь?