Герберт Уэллс «Сон»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Утопия | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Философское | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа | Северная Европа ))
- Время действия: Далёкое будущее | 20 век
- Сюжетные ходы: Обмен разумов, перемещение разума | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Далёкое будущее. Группа молодёжи отправляется на прогулку в горы, и там один из молодых людей неожиданно, странным образом засыпает. Долгое время его не удаётся привести в чувство, а когда наконец, он очнулся, оказалось, что за время беспамятства ему привиделся необыкновенный, фантастический сон.
- /языки:
- русский (6), английский (1)
- /тип:
- книги (7)
- /перевод:
- А. Аничкова (1), Г. Генкель (1), В. Кан (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
AshenLight, 21 февраля 2022 г.
Да, пожалуй, роман затянут и нудноват. Однако в нём встречаются довольно интересные мысли, для тех кому они по душе. В частности, отношения Гарри Мортимера Смита с матерью. Слов много наворочено, но они заставляют задуматься. Например, вот:
Или:
Или:
Чтение никакое не развлекательное. И не фантастика. На любителя. Скорее даже, для почитателей житейской философии. Мне лично произведение понравилось. Оригинально, но очень сложно. Точно не стал бы перечитывать. Но и ругать не буду.
Тимолеонт, 16 апреля 2021 г.
» Две луны — это классический «голос из унитаза» в истории про Льва Вершинина. Однажды он написал чудесный исторический роман о диадохах — наследниках Александра Македонского. А роман никак не хотели издавать — не фантастика. И Льву дали совет: «Лева, сделай финт ушами. Пусть кто-то из диадохов скачет мимо ущелья, а оттуда — утробный глас (как из унитаза): «Я — великий бог Ахурамазда!..» Диадох, значит, послушал и поскакал дальше. Будет им фантастика!»
Да, фантастическое допущение здесь — лишь ширма для чисто реалистичного романа о повседневности английского горожанина из среднего класса, к которым Уэллс испытывал такую тягу в своём творчестве. Но такой приём на удивление хорошо срабатывает и краткие, но постоянные комментарии молодёжи из утопичного будущего, которая с ужасом сравнивает своё настоящие с прошлым, хорошо разбавляют местную бытовуху. Это позволяет «Сну» хоть как-то выделиться из сонма «реалистичных» работ автора, которые в целом хороши, но до зевоты похожи друг на друга.
Здесь Уэллс разве что с большей беспощадностью критикует и разносит современное ему общество, прямо указывая на всю его маразматичность и абсурдность.
Dutugukqq, 5 августа 2017 г.
Книга заманивает началом как фантастическая, люди будущего — но это совершенный обман как в известном анекдоте:
Балетного постановщика попросили в первые годы советской власти поставить балет на тему революции. Постановщик представил балет «Сон красногвардейца Иванова». Выходит красногвардеец, засыпает, ему снится «Лебединое озеро».
Здесь Уэллс делает аналогичным образом, человек из будущего рассказывает свой сон, чисто реалистический роман. Изредка автор вспоминает о том, что книга фантастическая и герои из будущего односложно комментируют события. Этим фантастическая составляющая исчерпывается.
Что по существу самой истории Сарнака — в начале видна вполне неплохая сатира, ничего оригинального не содержащего, но и легко и с интересом читающая. Однако чем ближе к концу, тем слабее и скучнее, а высмеивание и изобличение сходит совершенно на нет и переходит в унылую банальщину.
Может, как сказал автор прошлого отзыва, здесь есть какой-нибудь автобиографический скрытый смысл. Но к чтению это вряд ли прибавит что-нибудь. У Уэллса есть полноценная автобиография, интересующим лучше сразу к ней обращаться.
Sawwin, 20 апреля 2009 г.
Критика традиционно делит творчество Герберта Уэллса на фантастическое и реалистическое направления. К фантастике относятся «Война миров», «Машина времени, «Первые люди на Луне» и многие другие произведения. К реализму отходят романы «Необходима осторожность», «Любовь и мистер Люишем» и также ряд менее известных произведений. Роман «Сон» в этом отношении стоит над схваткой. Это одновременно самая фантастическая и самая реалистическая книга великого англичанина. Удивительный сон, пригрезившийся человеку далёкого будущего, на самом деле является жизнью рядового английского обывателя конца XIX века. В этой жизни нет ни полграна фантастики или хотя бы романтики, всё прозаично и приземлённо до нельзя. Лишь безжалостным приговором фарисейству звучат удивлённые реплики слушателей: «Неужели так могло быть?». Реплики, которые раздаются при описании самых обыденных вещей. «Но ведь так не может быть! Это не по человечески».
Перед нами даже не сатира, перед нами суд и приговор викторианскому обществу, пощёчина общественному мнению. Вы, считающие себе культурными людьми, на самом деле вы дикари. Ваше рождение, воспитание, учёба, ваша культура и обычаи, которыми вы так гордитесь, ваша жизнь и даже смерть в результате пошлого бытового убийства -- всё это недостойно человека.
Слушатели не осуждают предков, они только удивляются и не верят. Страшно, когда потомки не верят в тебя.
Произведение настолько мощное, что даже сейчас о нём предпочитают помалкивать.
prouste, 20 мая 2012 г.
Достаточно проходная книжка Уэллса, интересная в первую голову его биографам — в ней как никогда много автобиографического, личностного. Большими художественными достоинствами книга не блещет, простовата, к тому же социологична с развернутыми отступлениями на взаимоотношения полов, ревность и проч. Использованный для оживления трюк с сном человека будущего вряд ли так уж переводит роман на новый небывалый уровень. У Акройда имеется вариация со схожим приемом — остроумная и изящная вещица «Повесть о Платоне»