Юрий Котляр «Кольцо анаконды»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Латинская Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Входит в:
— антологию «На суше и на море, 1965», 1965 г.
— антологию «Звёздные тени», 2017 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Нескорений, 18 июня 2020 г.
Мир классической приключенческой литературы всегда привлекал меня возможностью прикоснуться к неведомому, стать соучастником невероятных открытий, побывать в самых удаленных уголках планеты, в которых в реальности мне скорее всего никогда очутиться не придется. По примеру Н. Гумилева в школьные годы, читая того же Хаггарда, хотелось ощутить на себе тяжесть доспехов «конквистадора», пробираться сквозь джунгли, рискуя получить индейскую стрелу или быть укушенным ядовитой змеей, а в конце пути разгадать тайны какого-нибудь заброшенного города древней цивилизации, скрывающего в своих подземельях несметные богатства. Подобные впечатления хотелось получить и от данной повести Ю. Котляра, по началу ожидания оправдывались, но в ключевой точке сюжета автор решил всё совсем иначе.
С первых же строк произведения мы переносимся в Бразилию, где знакомимся с главным героем — чешским инженером Андреем Бартошем. Андрей, будучи сотрудником европейской компании «Петробраз», приехал в Южную Америку на поиски нефтяных месторождений. Вопреки заверениям американских коллег чех уверен, что нефть здесь есть, и ее в избытке, нужно только хорошо поискать. В результате странной поломки генератора работа инженера стопорится, и в ожидании поставки нужных деталей для ремонта, он проводит время, гуляя по улочкам городка Розарио, а вечера коротает в местной кофейне за чашечкой ароматного напитка. Андрею нравится одиночество, но каждый вечер за его столик подсаживается странный молчаливый джентльмен, который представился Флорином Эспиной — золотоискателем из Боливии.
В ходе одной из бесед Эспина рассказывает историю о том, что он лично побывал в древнем городе загадочного племени «белых индейцев» и даже наладил с ними взаимовыгодный обмен, привезя из экспедиции два очень ценных бриллианта. Эспина повторно собирается посетить те края, но ему нужен компаньон, в качестве которого соглашается идти Бартош. Остается уладить незначительные формальности и вот — путешествие начинается. Довольно неплохо получилось у автора подать начало квеста — сплав по Амазонке, тяжелый переход через джунгли, где каждый шаг нужно прорубать себе ударом мачете. Перед нами встают красочные картины экзотической флоры и фауны — находится место и для напряженных моментов и даже эпизоды, которые вызовут улыбку. На этом этапе повествования градус интереса читателя довольно высок.
Мне показалось забавным, что автор посчитал необходимым пояснить в комментариях значения таких слов, как «пираньи» или «шпикачки», хотя может быть в 1965-ом году это и имело смысл сделать, не знаю. Образы персонажей показались мне довольно плоскими, одномерными. В принципе для жанра приключенческой литературы не требуется особой глубины характера, но яркие детали в поведении, внешности героев обязаны быть, иначе они не запоминаются, воспринимаются безликими манекенами. Главный герой здесь являет собой собирательный образ идеального советского человека, распространяющего лучи социализма и гуманизма во все концы земного шара. На его месте мог быть хоть болгарин, хоть русский, ведь вся его «чехословацкость» ограничивается любовью к уже упоминавшимся выше шпикачкам, ну и к пиву, конечно.
Повесть читается с интересом аккурат до раскрытия главной интриги, а происходит это довольно рано, по этой причине оставшиеся 2/3 произведения читаются уже скучновато, просто потому, что «надо, Федя, надо». Эффект обманутых ожиданий имеет место быть, ведь вместо классического приключения по итогам мы получаем клишированный сюжет, который в послевоенной советской литературе был обсосан до зеркального блеска. Все сюжетные ходы и концовку можно угадать без малейших усилий, не прибегая к дарованиям Ванги или же к блестящей дедукции Шерлока Холмса. Честно говоря, я бы даже с большим удовольствием почитал банальный хорророк на тему «гигантская змеюка ползает по джунглям и жрёт все, что движется», чем очередную из +100500 вариаций на сюжеты рассказов из журнала «Подвиг».