Сергей Львович Москвин «Метро 2033: Пифия»
«Метро 2033» — Дмитрия Глуховского — культовый фантастический роман, самая обсуждаемая российская книга последних лет. Тираж — полмиллиона, переводы на десятки языков плюс грандиозная компьютерная игра! Эта постапокалиптическая история вдохновила целую плеяду современных писателей, и теперь они вместе создают Вселенную «Метро 2033», серию книг по мотивам знаменитого романа. Герои этих новых историй наконец-то выйдут за пределы Московского метро. Их приключения на поверхности на Земле, почти уничтоженной ядерной войной, превосходят все ожидания. Теперь борьба за выживание человечества будет вестись повсюду! Знать свое и чужое будущее – мечта любого. Даже того, кто считает себя главным идеологом московского метро и координатором всего, что происходит в подземном мире. И вот уже на поиски таинственного прорицателя, способного заглянуть в будущее, отправляется жестокая и безжалостная охотница за головами по прозвищу Гончая. Но наступит ли будущее для обитателей подземных убежищ, если в разных местах по всему метро уже происходят необъяснимые и пугающие явления, а из недр земли упорно прорывается нечто невиданное, подстегиваемое неукротимым голодом и влекомое запахом желанной добычи?
Входит в:
— цикл «Вселенная «Метро 2033» > цикл «Метро 2033: Монстры Апокалипсиса» > цикл «Метро 2033: Пифия. Дрожь земли»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 419
Активный словарный запас: низкий (2573 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 62 знака, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 27%, что немного ниже среднего (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Лучшая книга Вселенной, 2017 // Приз читательских симпатий | |
лауреат |
Лучшая книга Вселенной, 2017 // Ржавый Артём. Лучшая женская роль. Гончая |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Natoriys, 9 июня 2021 г.
Даже и не знаю...
Не скажу что книга прям вау, читал я и получше книги из «метро», и тем не менее читается она легко, герои неплохо описаны.
Под конец как-то скомкано все и местами наивно.
Автор пытается в мистицизм, но дальше «закидывания удочки» тему не развивает...раззадорил и оставил без развития.
Гончая супермен и ходячий собиратель роялей, я конечно понимаю что это гг и все такое, но когда ее каждые 5 минут хотят убить, а она то увернется, то голову повернет на бок, то чуйка сработает, то спаситель знакомый за секунду до выстрела появится...приедается что-ли, перестаешь переживать за героя, да были моменты когда ну вроде прям край...и все равно опять рояль подвозят.
Девчонке как по мне тоже можно было талант развить по лучше (и даже был удачный момент в Рейхе), но и тут развития не получилось.
Если кратко про книгу, это описание хождения невероятно удачливого человека по метро, приправленное короткими флешбэками.
Оценка 6
Dobkachleo, 3 ноября 2017 г.
«Червь»
Рецензия на «Метро 2033: Пифия» Сергея Москвина
У «Вселенной Метро 2033» есть одно достижение, которое далеко не каждому проекту по зубам. Ей уже почти восемь лет. Многие линейки книг закрываются после года-двух. А мы ничего, мы держимся. И это чудесно.
Однако в таких долгоиграющих проектах важнее другое. Ведь его бы не было, если бы не авторы. У нас сейчас больше сотни авторов романов и рассказов вместе взятых, и они все создают один большой согласованный мир. Вот только далеко не каждый, раз или два засветившись, вскоре возвращается снова. Так, Сергей Москвин выпустил два романа и один рассказ ещё на заре «Вселенной». Уже не пионер, но один из столпов метро-литературы. «Увидеть солнце» завоевало второе место на ЛКВ-2011. «Голод» читатели приняли не так тепло, но его обсуждают не меньше среброносного романа.
Особенностями тех двух книг было то, что они были взаимосвязаны. Не героями и не локациями — кое-чем бо́льшим. В обоих романах во главу угла ставился ужасно опасный монстр, само воплощение Зла, убивающее без жалости всех, кто встанет на пути. Хотя я предпочитаю вспоминать в этой связи перекрёстную отсылку: в «Увидеть солнце» упоминается Новая Земля, а в «Голоде» — Новосибирск. В «Пифии», кстати, упоминается Ижевск, так что наивно понадеюсь на перекрёстную отсылку в будущем романе о родном городе автора.
И вот, мы потихоньку переходим к разбору нового романа Сергея Москвина! «Пифия». Роман о приевшейся многим старой-недоброй Москве. Роман, вышедший через пять лет после предыдущей книги этого автора. За этот срок загорелось множество звёздочек-авторов, открылись и закрылись филиалы серии в разных странах, сменились типография, редактор, художник. Сергей Москвин вернулся в обновлённую серию, хотя и кажущуюся прежней. Но не только серия изменилась, Москвин тоже не стоял на месте. Да, за это время у него, насколько я знаю, не вышло новых книг, но «Пифия» кажется серьёзнее, глубже, а главное — осторожнее предшествующих книг автора. Хотя осторожность — это всё-таки дань городу, про который написал, пожалуй, каждый второй.
Собственно, возможно ли написать историю о Большом метро, не сделав её вторичной или противоречивой? Если закрыть глаза на мелкие странности, которые можно объяснить хотя бы тем, что метро слухами полнится, и верить всем из них не стоит, «Пифия» отлично вписалась в мир «Вселенной». Не оставляет, правда, ощущение, что это просто «Увидеть солнце», перенесённое в столичные реалии, но ощущение ложное и продиктованное, по большому счёту, тем, что оба романа писал один и тот же человек. Да, атмосфера метро от Москвина отличается от атмосферы метро по версии Глуховского, Калинкиной, Зайцева и других, но сам мир остаётся узнаваемым и за столько лет ставшим родным. Да и честно, если бы все авторы каким-то невообразимым способом ухитрялись передавать абсолютно ту же самую атмосферу, что и автор-создатель, читать было бы не так интересно. Не возникало бы желания возвращаться в один и тот же мир, зная, что он ничего нового не даст. А так мы каждый раз узнаём, казалось бы, уже изученный до дыр город с новых и новых сторон, проникаясь идеями, что вкладывают в свои произведения разные авторы.
Тем не менее, «Пифия» по духу ближе всего не к «Метро 2033» или к кому-то из последователей, а к «Метро 2035». Мир более мрачный, то и дело мелькают детали, привнесённые именно там, с небольшой поправкой на то, что события разворачиваются до начала действия оригинальной трилогии. А ещё там действует… дальше для кого-то может быть шок, так что прямо на этой строчке сделайте выбор, читать абзац до конца или перепрыгнуть на следующий… впервые в истории «Вселенной Метро 2033» в романе действует невидимый наблюдатель. И он один из ключевых персонажей. Мы мало что о нём узнаём, но характер автор прописал достойно. Это не чёрно-белый персонаж, читателю предстоит решить, как к нему относиться, но можно быть спокойным: всё, что касалось политики, уже сказал Дмитрий Глуховский в завершающей части своего цикла.
Теперь о вторичности. Вполне допускаю, что есть какие-то произведения про жуткого Олгоя-Хорхоя, но в рамках «Вселенной», даже не так, в рамках «Вселенной» о Москве такого романа точно не было! Однако Сергей Москвин прославился в проекте именно тем, что вводит потрясающих чудовищ. Чёрный дракон и Нга должны гордиться, что в их полку прибыло. Недаром «Пифию» можно отнести к условному циклу «Монстры апокалипсиса», куда также входят «Увидеть солнце» и «Голод». Если вы хотите эпичной жути, вы её получите. С лихвой.
Но настоящее сокровище «Пифии» — её персонажи. Автор сознательно избегает имён, и наверняка приведено только одно. Насчёт ещё одного есть сомнения, но слабые. Сергей намеренно нарекает всех персонажей прозвищами: на их фоне главная героиня (или главные героини) выделяется довольно резко. Обе героини представлены автором не с сюсюканьем и наивностью, а с последовательным раскрытием образов сильных людей. Мы узнаём об их прошлом, об их принципах, об их способностях. Начинаем жить их жизнями, проникаемся их страданиями и тревогами, и под конец романа совсем не хотим отпускать их.
Сергей Москвин вернулся после долгого перерыва с романом о самом классическом метрополитене «Вселенной» и вернулся с достойным романом, вобравшим в себя лучшее от предыдущих работ автора и привнёсшим новые грани в знакомый мир. Надеемся, что Сергей ещё вернётся, и на этот раз — скорее, чем через пять лет.