Грег Иган «Зловещая долина»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее | 21 век
- Сюжетные ходы: Обмен разумов, перемещение разума | Становление/взросление героя | Нетрадиционная ориентация/самоидентификация героев | Киберсети, нейросети, киборги, наномашины
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Адам — искусственный человек. Потенциально бессмертный и во многом совершенный. Но вместе с тем он копия уже почившего известного сценариста и именитого писателя. Но мир вокруг пока не способен воспринять его не только как продолжение личности умершего Адама Морриса, но и вообще как человека, из-за чего жизнь механического сверхчеловека и состояние его прошлой «версии» оказываются под угрозой. В ходе судебных баталий Адам задается вопрос, а насколько он подобен своему «предку»? И хотел ли сам усопший старик «продолжать» себя полностью? И возможно ли это вообще?
Первая сетевая публикация: Tor.com (8 августа 2017 г., полный текст рассказа на английском языке).
Первая бумажная публикация: французский журнал «Bifrost» №88, октябрь 2017 г.
Входит в:
— антологию «BSFA Awards 2017», 2018 г.
— антологию «The Best Science Fiction of the Year, Volume 3», 2018 г.
— антологию «The Year’s Best Science Fiction: Thirty-fifth Annual Collection», 2018 г.
— антологию «Wilde Stories 2018: The Year's Best Gay Speculative Fiction», 2018 г.
— сборник «The Best of Greg Egan», 2019 г.
— сборник «Instantiation», 2020 г.
Награды и премии:
лауреат |
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第51回 (2020) // Переводной рассказ |
Номинации на премии:
номинант |
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 2018 // Малая форма |
- /языки:
- русский (1), английский (6)
- /тип:
- книги (5), самиздат (2)
- /перевод:
- Voyual (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
osipdark, 11 апреля 2019 г.
Думаю, многим жителям «фантастического гетто» известен парадокс корабля Тесея. Мысленный эксперимент, который ставит вопрос о (не)возможности идентичности и тождественности объектов. Страшнейшая по значимости и сложности философская «задачка», перекочевавшая в квантовые размышления и такие произведения, как великолепный рассказ Станислава Лема «Существуете ли вы, мистер Джонс?». Но Грег Иган проделывает немыслимое. «Твердонаучник» из Австралии ставит этот парадокс в степень 2, вопрошая, будет ли корабль, наделенный сознанием, самим собой, коль он сам решает, какой будет его бревенчатая копия? В том числе выбирая не только дрова с гвоздями для своего «продолжения», но и «кирпичики» сознания, самости.
«Зловещая долина», конечно, не только об этом, но все-таки коренной вопрос видится именно в «корабле Тесея». Главный герой с говорящим именем Адам (как не только первый «искусственный человек», один из первых скопированных, но и творимый по «образу и подобию» своим оригиналом) Моррис оказывается в достаточно непростой ситуации. Он является почти точной копией одноименного человека, знаменитого и богатого сценариста, который в силу своей ориентации не оставил наследников. Но всякие двоюродные и внучатые племянники, разумеется, хотят «отобрать и поделить» неплохое состояние «любимого дяди». Но юридические и судебные баталии родственников и «воскресшего» еще до смерти Адама лишь побочная линия сюжета. Основа повествования, как я уже заметил, это вопрос о тождественности и идентичности. Адам-копия, настоящий герой «Зловещий долины», пытается понять, насколько доподлинно он скопирован со своего оригинала, «Адама-старика». Ведь далеко не все воспоминания перекочевали в синтетические мозги якобы скопированного. И дело тут явно не в старческой деменции человеческого образчика. Разумеется, подспудным вопросом идет следующий: а даже если б все сто процентов памяти, структур мозга, реакции на раздражители и т.д., и т.д. стали основной Адама-копии, равен ли он оригиналу? Делают ли нас нами только наши воспоминания (переменчивые и ошибочные, если вспомнить один из рассказов Теда Чана), только структуры нашего мозга, только взаимодействия всех этих структур или же что-то еще? Либо все вместе взятое? Может, правы радикальные психологи и представители нейронаук, что «я» и «самости» вообще нет? Даже если так, вопрос об идентичности этим отрицанием остается неразрешенным. Лично мне представляется невозможность постановки знака равно между копией и оригиналом в подобной и любой другой ситуации. Человеческое сознание уникально, и самое точное копирование не удвоит ядра такой уникальности. Это не означает веру в бессмертную душу или даже некую нематериальную субстанцию. Совсем нет. Да и вообще, как бы там ни было, а Адам-копия-Моррис со мной бы в кое-чем согласится. Ведь (спойлер!) в конце «Зловещей долины» он решается жить своей жизнью, наново создаваемой им самим. А не бытием того печального и именитого старика, которого все-таки больше нет.
Таким образом, «Зловещая долина» продолжает долгую историю игановских рассказов о проблеме идентичности и «Я», возможности его копирования, сосуществования копии и оригинала и вопроса свободы в такой ситуации. Так что читаем обязательно и мыслим, мыслим прочитанное.