Андрей Валентинов «Первая трилогия»
Содержание цикла:
|
![]() ![]() |
|||
|
![]() ![]() |
|||
|
![]() ![]() |
Входит в:
— цикл «Аргентина»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
слОГ, 23 февраля 2018 г.
Лет 10 назад я часто говорил своим знакомым, что для меня три лучших русскоязычных писателя-фантаста живут на Украине. И даже изредка пишут в соавторстве.
За это время многое изменилось, Олди продолжают выдавать 2-3 книги в год, Дяченки что-то качественное и интересное последний раз написали лет пять назад, а потом и вовсе замолчали,с Валентиновым ситуация самая трудная. Тут без политики не обошлось, но по факту получается, что большая часть его читателей в данный момент не имеют возможности приобрести его новые книги. Как к этому относится сам автор, я не знаю, но в трилогии, на которую я пишу отзыв он неоднократно подчеркивает, что он родом из СССР...
Мой отец достаточно давно посадил на даче бузину (такая вот мечта у него была ;) ), у жены в Киеве живет любимый дядя, ну и я через пару месяцев после появления этой трилогии в Харьковском издательстве получил эти книги в Москве.
Издано плохо. Скажем так — очень и очень бюджетно. Честно говоря не помню, когда последний раз у меня книжный блок вываливался из обложки и мне приходилось идти за скотчем. Ну да учебники детей клею регулярно, но худлит — не помню... Да цена книг тоже бюджетная, но...
Теперь о содержании. Я, в общем, считаю себя фанатом Валентинова. Кроме его Ока силы, я читал все, а ноосферный цикл является для меня одним из мерил качественной нестандартной НФ. Аргентина — пока только первая трилогия- для меня полное разочарование. Почти фиаско. Ощущение, что автор решил, выражаясь языком понятным читателям родившимся до 1991 года, наваять нетленку. В послесловии к Крабату сказано, что это опыт чистого постмодернизма... Ну я тоже в этом русле могу заявить, что пусть будет проклят чистый постмодернизм — бессмысленный и беспощадный.
К каждому роману есть свои претензии, меньшие к первому, огромные к третьему. А по прочтению остается... недоумение — к чему все это? Зачем в первом романе собирали арктический архив, зачем во втором штурмовали гору, зачем в третьем играли в кино, беря за основу не нуар 30-х, а скорее хиты 90х или 2000-х , как-то Шестое чувство и Остров проклятых... Зачем то ли убили главных героев то ли нет... Ну и зачем все эти цитаты из Высоцкого и не только? В хорошей книге автор — попутчик, собеседник, друг. Здесь — ментор, преподаватель, который считает что на 5 знает только он и бог. Автор, быть может и не ставя перед собой такую задачу, демонстрирует свое превосходство над читателем. Проводя свое историко-литературное исследование, он работает для себя, а не для читателя.
С другой стороны — это вполне качественная литература. И цикл еще не дописан. Возможно, что вторая трилогия ответит на вопросы. А, возможно, не отвечая, задаст новые.
Возможно все. Но если меня спросят стоит ли искать возможности, чтобы в России получить эти три книги — я, даже будучи большим поклонником предыдущих книг Валентинова, не смогу ответить утвердительно.
P.S. Спустя пару месяцев после выхода книги- в один день сначала прочитал, что Олди, например, не знают будет она и когда продаваться в электронке, а затем также случайно обнаружил, что она уже свободно лежит в сети. Вывод покамест никакие границы для интернета не страшны. Но со стороны автора по отношению к читателям было бы гораздо гуманнее дать тем возможность для приобретения книг, а не скачивания... Как-то так.
P.P.S. Спустя ещё год узнал, что таки электронная версия продаётся в России, ну начну читать вторую трилогию, надеясь, что и там будут перемены к лучшему;)
bubacas, 16 марта 2021 г.
Когда приступал к чтению, больше всего переживал, что получу попытку повторно зайти в реку под названием «Око силы». Внешнее сходство налицо: альтернативная история начала и первой половины ХХ века; некие таинственные силы, которые кроят мир по своему желанию; налёт чертовщины и сверхъестественного...
Однако, не оправдалось. Если по форме определённая схожесть безусловно присутствует, то вот к содержанию претензий нет — эксплуатацией давнишнего шедевра не наблюдается. Тут не только география другая, тут... вообще всё другое. Включая чертовщину.
В повествовании упор сделан на шпионский детектив (есть некие переклички с «Нуаром»), тогда как «Око силы» с этой точки зрения было циклом приключенческим. Количество интриг, предательств, «вотэтоповоротов» (тм) и «внезапныхгитлеров» (тм) на единицу текста «Аргентины» зашкаливает, никогда не знаешь какой сюрприз тебе преподнесёт вроде бы уже знакомый персонаж. При этом смотрится всё очень органично — в фарс и винегрет повествование не превращается.
Удивило огромное количество авторских сносок с пояснениями к отсылкам, пасхалкам, секреткам и пр. Но ругать рука не подымается: я хоть и не 91 года рождения, но отстал не намного и, к своему стыду, многое бы пропустил и не опознал. Mea culpa :(.
Понравилось, как персонажи второго-третьего планов перекочёвывают в следующую часть, где становятся центральными. Да и многие остальные не теряются с концами.
Всё вышеописанное справедливо и для второй трилогии. Шестую книгу начала вчера — кардинально ничего не изменится.