Энн Леки «Происхождение»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Космоопера )
- Общие характеристики: Социальное | Семейно-бытовое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Артефакты | Ксенофантастика | Нетрадиционная ориентация/самоидентификация героев
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
У молодой женщины, стремящейся к власти, всего один шанс добиться статуса, которого она жаждет, и спасти бесценные артефакты, высоко ценимые её народом. Для этого она должна освободить их похитителя с планеты-тюрьмы, откуда никто никогда не возвращался.
Инграй со спасённым возвращаются в родной мир и обнаруживают, что их планета погружена в политический хаос, оказавшись в сердце нарастающего межзвёздного конфликта. Вместе они должны разработать новый план, чтобы спасти будущее Инграй, её семью и мир, пока она не утратила всё это навсегда.
Рецензия на роман — Ася Михеева. www.dtf.ru
Входит в:
— цикл «Вселенная Империи Радч»
Номинации на премии:
номинант |
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 2018 // Роман | |
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 2018 // Роман | |
номинант |
Локус / Locus Award, 2018 // Роман НФ | |
номинант |
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第50回 (2019) // Переводной роман | |
номинант |
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2019 // Переводная книга НФ (США) | |
номинант |
Премия Жюли Верланже / Prix Julia-Verlanger, 2019 // Роман (США) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Green_Bear, 8 мая 2019 г.
Милостиво отпустив главную героиню трилогии в отпуск, Леки перевела взор на окраинные сектора. И в то время, как дипломатические миссии всех известных цивилизаций — Гек, Пресгер, Рррррр и людей — собираются на конклав, чтобы решить судьбу потребовавших признания и независимости ИИ, на периферии разгораются местечковые, но от этого не менее жаркие страсти, и планетарно-политические, и личные. Люди здесь также прилагают усилия, чтобы подняться по иерархии, чтобы увеличить свое влияние, чтобы их фракция или государство получили преимущество. Федерация Омкем хочет вернуть под свой контроль систему Бейта, а для этого им нужен межсистемный шлюз с Хваем. Хвай в свою очередь гордится своей независимостью от омкемцев.
Начинается «Происхождение» довольно бодро. Воспитанница политика, Ингрей Аскольд заключает рискованную сделку, чтобы вытащить из «Милосердного устранения» — местного аналога тюрьмы, скандально известного Палада Будракима, которого приговорили за похищение фамильных раритетов у приемного отца, возглавляющего Третью Ассамблею. Для этого Ингрей прилетает в систему Тира Сииласа, выходит на нелегальных посредников, потратив все доступные сбережения. Дальнейшие планы повисают на волоске, рискуя обрушить ее будущее при любой ошибке.
Ингрей, домашняя и юная особа, которую трудно назвать избалованной, однако опыта и жесткости ей явно не достает. Рискованная затея понадобилась ей, чтобы превзойти брата и стать наследницей Нетано Аскольд. Ради этого она пошла на натуральный «выход из зоны комфорта» и поставила все на сомнительную карту — помощь преступника, чтобы переиграть брата, подбросив ему приманку с двойным дном. Однако, как легко догадаться, ситуация стремительно выходит из-под контроля Ингрей, превращая ее в заложницу куда более масштабных и сложных политических интриг.
Несмотря на бодрый старт, дальше Леки действует в своей излюбленной манере — играя с психологическими нюансами, оттенками смыслов и интонаций. Перед нами конструируется то ли подобие британского детектива в интерьере аристократической усадьбы и парка, то ли авантюрный роман-взросление, то ли культурологический эксперимент. Экспериментируя с традициями, Леки сконструировала общество, в котором важную роль играют раритеты — свидетельства из прошлого, старинные документы, антиквариат или сувениры. По ним определяется положение и старшинство, даже легитимность властей основана на хранящихся в ларии системы раритетах. Однако сколько среди них настоящих? И что тогда первостепенно, подлинность физического носителя или чаяния и вера, связанные с идеей, которую воплощает раритет?
На протяжении всей истории Леки плавно переходит от одного жанра к другому. Нелегальная авантюра разбивается пространными рассуждениями об этике и методах, размышлениями о мотивах поведения. Камерная семейная сага приходит на смену космоопере, но затем превращается в детектив с узким кругом подозреваемых. Впрочем, уже вскоре становится ясно «кто» и важнее оказывается найти выход из лабиринта политических интриг. Характерно, что в «Происхождении» практически нет злодеев, более того, даже многие антагонисты довольно скоро становятся союзниками. При этом выяснится, что противниками они были лишь потому, что опирались на ошибочную информацию или сделали неверные выводы. В результате, армия добра растет прямо на глазах, поэтому главной кульминацией становится не спецоперация, а выбор главной героини, к которому она шла весь роман. Выбор, который определит ее будущее. Выбор между чужими ожиданиями и собственными предпочтениями.
Итог: чаепитие социальной, культурологической и психологической фантастики возле склона становления-взросления.
ааа иии, 19 февраля 2019 г.
В эпической вселенной Радч и Пресгер, оказывается, есть такие места — просто посмешище для соседей.
Вот независимая система Хвай: хотя вместо трупных киборгов там нормальные роботы, вместо бессмертного диктатора выборная олигархия и руки без перчаток — силовикам не отличить боевого меха от груза араки, а исторические раритеты очевидный вздор. Всё так и есть. Но каким же сюрпризом для более рациональных интриганов в их борьбе за шлюзы стали присутствие на Хвай посла так редко оставляющих свою планету Гек и политическое значение тяжелых ботинок Ингрей Аскольд...
Автор никак не бросит возню с языковым гендером (в переводе воспринимается постоянной оговоркой: «ты солгало») и тем, что можно определить «расширенной за счет приемышей атомарной семьей». Из-за чего взбешенным колониальной мелодрамой «Слуг меча» от «Происхождения» советую воздержаться: то же самое, только разбавлено подсоленой водичкой. А вот принимающим позднюю Буджолд... Может быть: детективная линия сошла на нет, а экшен вышел почти добрый и совсем безвредный.
И, хотя есть пара-другая любопытных мест, общее впечатление как от дебюта или затянутой повести.
coleebree, 5 ноября 2018 г.
Роман, как мне кажется, очень средненький хотя в нем есть неплохие мысли. Проблемы, которые в нем поднимаются, хороши для среднего школьного возраста, но не тянут на книгу для взрослой аудитории, не трогают и не волнуют. Начнем с того, что героине, типичной мэрисьюшке, 25 лет, но ведет она себя, в лучшем случае, как 15-летняя девчонка. Ужасно раздражает ее «девочковость». Все окружающие ее люди, ровесники и даже те, что постарше по большому счету ведут себя, как избалованные, инфантильные, безотстветственные подростки.
Но больше всего раздражают пережевывания одних и тех же событий, когда герои вспоминают и пересказывают друг другу события описанные 5-10 страницами ранее и повторяют друг за другом сказанные слова. Никому ненужная вода. Интересней всего оказалась побочная линия про отношения людей и моллюсков.
Леки, конечно, попыталась придать роману масштабности, сюжет разворачивается на двух планетах и космической станции, и на фоне описывается политическая подоплека, но по большому счету, это скучная мелочная история с претензиями на глубину, которой там нет. Игры с гендером, феменистические нотки, плоские герои и простенький сюжетец. Если что-то интересное в этой Вселенной и происходит, то точно за рамками этого конкретного романа, об этом автор упоминает лишь скупыми мазками, но скорее всего, это задел на новую трилогию.
FixedGrin, 22 октября 2017 г.
Сокращенная версия заметки для Medium (http://ow.ly/zbq130g2GhL).
Когда Энн Лэки еще не была самой успешной дебютанткой в истории НФ и естественной претенденткой на генетические сюжетные коды Бэнкса и ле Гуин, она, конечно, читала работы женщины, ходившей в самых успешных дебютантках за историю НФ до нее: Лоис Макмастер Буджолд. И, наверное, вы не удивитесь, узнав, что очередную книгу Радхаверсума Лэки лучше всего дарить на праздники поклонницам Буджолд с коварным замыслом прокачать их читательский багаж за пределы, дозволенные лоукостерами.
Впрочем, «Провенанс» хотя и открывает новую намеченную трилогию, действие которой происходит спустя некоторое время после предыдущей, но почти никак с нею не связан. Это оправдает ожидания тех, кто рассчитывает получить от Лэки смесь ксенопсихологии, этнофантастики и полифонии культур по рецептам Бэнкса и Рейнольдса, но сильно разочарует тех, кто надеялся на бесконечный цикл со сквозным героем по заветам Буджолд, чья военно-шпионская космоопера уже где-то на четвертой книге необратимо мутирует в регентский романс.
«Провенанс», отнесенный за пределы радхаайской гегемонии, в неизведанный прежде уголок Вселенной (хотя и в присутствии радхаайских дипломатов), на первых страницах разгоняется словно бы по облюбованной у Буджолд и Джорджетты Хейер колее — борьбы аристократа за свое место в косном обществе с побочным заданием спасения мира.
Однако чу! Здесь за места в родословной и на хорошем банковском счету у ворот сверхсветового туннеля сражается не увечный спецагент Майлз, но Ингрэй Аскольд, добровольно ставшая женщиной в равнодушном к гендеру мире (при том, что платья и пышные прически не так просто запихнуть в вакуумный скафандр) и больше всего мечтающая насолить несносному братцу. А для преступления в мире коллекционеров ей нужны услуги не вора Косыгина с Барраяра, но вора Палад Бураким, предпочитающего пол нейтральный.
И если вам покажется, что после прогулки с писательницей по кладовым “Правосудия Торен” вас внезапно катапультировало на весь остаток дня за стены образцового британского спутникового поместья, это ощущение вскоре развеется. «Провенанс» — совсем не регентский романс и не комедия положений, это роман с солидным камнем преткновения, и по лужайкам навстречу роботу-дворецкому уже выезжает локомотив “Мальчик-с-пальчик”.
А это Энн Лэки — достояние Двухсистемной Республики. Берегите ее, другой такой не найти нигде.