Грация Деледда «Элиас Портолу»
Младший сын семейства Портолу возвращается домой, на Сардинию, после нескольких лет тюрьмы, куда попал по недоразумению. Он надеется начать жизнь заново, но влюбляется в невесту своего старшего брата. «Элиас Портолу» — психологический роман, в котором показана борьба человека с тем, что хочется, и тем, как должно поступать. Какая сторона возьмёт вверх?
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
carex69, 22 ноября 2023 г.
Редкий случай, когда практически нечего добавить к предыдущему отзыву. И книга редкая, и читателей всего 2, и отзыв один, но очень точный.
От себя добавлю, что сюжет, действительно простой. Основная интрига предполагается практически с первых страниц. И в дальнейшем развивается достаточно предсказуемо. Интерес поддерживается ожиданием развязки: дойдет ли до поножовщины или автор сумеет спустить конфликт на тормозах. Ан нет, финал меня даже в определенной степени удивил. Вообще последняя треть повести выходит на какой-то почти сакральный уровень. В нескольких эпизодах создается впечатление, что Бог внимает молитвам Элиаса. Хочется вот так — вот, получай. Робко мечтаешь о таком, так вот тебе, пожалуйста. Бойтесь своих желаний, как говориться.
Слегка коробит какой-то слишком «возвышенный» и в тоже время инфантильный язык. Все эти тетушки, дядюшки, голубки и тп. А если эмоциональная реакция, то только максимально экзальтированная истерика. Причем истерика эта не во вне, она бушует внутри героя. Это в мыслях он то рычит, то кричит, то бьется головой, то раздирает грудь руками, то бьет по лицу, а то и убить желает. А внешне только бледнеет, мрачнеет и ходит к авторитетным для него людям пожаловаться и посоветоваться, причем советов никогда не слушает. Как будто писательница опасается, что если герой не будет так красочно переживать, то читатель не поймет всей глубины его страданий. Как в современном, особенно документальном, кино — герой при любом чихе должен орать, визжать, кидаться на окружающих, в прямом смысле этого слова — беситься. А иначе зритель не поверит, что у него всяческие страдания-переживания. Читатель (зритель) низводится до уровня неразумного дитяти, которому все нужно демонстрировать максимально красочно, а то не поймет (не поверит).
Кроме того несколько удивляют постоянные гендерно ориентированные манипуляции всех желающих по отношению к герою. Все эти: ты не мужик, мужики так не поступают, ты как баба, ты тряпка, ты неженка и тд. А он нерешительный тип, склонный к рефлексии. Он знает как должно, он пытается, но получается так себе. А еще повальное пьянство всех окружающих. Вино, и чего покрепче, льется рекой, с утра до вечера. С такой алкоголизацией все мужчины должны помирать в 30-35 от цирроза, а может и помирают?, не ясно.
А вот что хорошо, так это пейзажи. В принципе многие авторы могут нарисовать пейзаж словами и сделать его живым и точным. И вот Деледда из них. Кто любит пейзажный язык, будет доволен.
В целом повесть хорошая. С особенностями, но вполне читабельная. Рекомендую, с осторожностью.
Paganist, 11 февраля 2022 г.
Казалось бы, простой донельзя сюжет: молодой парень влюбился в невесту своего старшего брата. При этом видит, что она не любит будущего мужа и явно заглядывается на младшего брата жениха. «Уведи, пока не поздно!» — твердит парню сердце. Думаете, это легко сделать, когда вокруг благочестивые с виду родные, патриархальное общество с устоявшимися традициями и страх согрешить, страх перед Богом? Оттого и терзания, раскаяния, порывы, сомнения, молитвы и сплошное сумасшествие.
Конечно, с точки зрения современной позитивной психологии, Элиаса обозвали бы тряпкой, прокрастинатором, боящимся ответственности. Обязательно напомнили бы, что твоё счастье в твоих же руках и само по себе оно не случается, если не предпринимать никаких действий. Да, это верно. А теперь переместитесь в конец 19 века на чудный остров Сардиния, в небольшой городок, где царят вековой уклад жизни, где каждое действие — на виду у других, и где любой поступок оценивается с точки зрения праведности или греха. Представили? А теперь попробуйте увести невесту старшего брата. При том, что идти фактически некуда. И фактически нет средств к существованию. Рискнёте?
А вообще, в книге Грации Деледда сюжет — не главное. Куда важнее то, как показаны переживания молодого человека. Да, он не похож на своих отца и братьев, да и вообще — поэтом бы ему быть или художником. Или священником. Но любовь земная нагрянула — куда от неё денешься? И написано-то как замечательно — легко, непринуждённо, очень просто, без зауми. И честное слово, сам вместе с несчастным героем мучаешься: увести или нет, поддаться соблазну или остаться праведником? Любопытная книга, необычная какая-то несмотря на то, что сама история незамысловата, даже банальна. Вот так бывает в литературе.