Алексей Провоторов «Фемур»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Тёмное фэнтези | Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Фантастические существа (Гномы | Оборотни, метаморфы )
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Эх, сестричка, что ж ты так. Зачем связалась со мной, зачем не остригла свои длинные каштановые волосы, зачем не получила шрама через щёку, не заболела оспой?.. Да простят меня боги, что я такое говорю, но если б не твоя красота, сестра, ты была бы сейчас свободна.
Аудиоверсия от Ворона: https://youtu.be/9n35iotFllc
Входит в:
— журнал «Мир фантастики №7, июль 2017. Том 167», 2017 г.
— антологию «НеСТРАШНЫЙ лес», 2017 г.
— антологию «Убей его, Джейн Остин!», 2023 г.
— сборник «Костяной», 2024 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Lilian, 12 июля 2024 г.
Жутковатая мрачная сказка. Про брата, сестру, ведьму. И про то, на что первый способен пойти, чтобы спасти вторую из лап третьей.
Мир условно сказочный, с гномами и эльфами. А ещё со смрадным болотом, плотоядными цветами и оборотнями. Как я уже сказала, это мрачная сказка.
С огромной натяжкой можно попытаться назвать её ретеллингом Белоснежки, хотя скорее схожесть здесь в ряде деталей-отсылок. Хрустальный гроб, ведьма, пьющая молодость своих жертв, колдовское яблоко, слухи, что когда-то у ведьмы было семь гномов-помощников. Можно соединить все эти намёки и представить себе «тёмную историю Белоснежки». Или можно просто отмечать красоту отсылок.
Сюжет закручен, несколько раз меняя свой ход и открывая дополнительные слои планов персонажей. При этом, как ни странно, главный герой не воин и уж тем более не колдун, на фоне встречающихся чудовищ он слаб — и всё же достаточно умён и отчаян, чтобы идти до конца.
Финал истории довольно мрачен, но при этом не безнадёжен. Какая-то грустная усмешка судьбы получилась, но так или иначе многие получили, что хотели. Кроме гномов, их жалко. И кроме ведьмы, но её уж точно не жалко. В общем, финал хорошо подходит общей закрученности сюжета. А атмосферность описаний и декораций добавляет красок и позволяет лучше визуализировать историю.
Manowar76, 5 июля 2024 г.
Ключ к сборнику в целом и к рассказу «Фемур» в частности — знание, что Провоторов не в последнюю очередь является художником и, как мне кажется, большим «визуалом».
В начале автор интересничает, подпускает высокопарной архаики: костьми, узилища, трухлые стволы. Позже описательность никуда не уходит, но отступает на второй план. На первый план выходит сюжет.
Знаете, чем разочаровывают рассказы, допустим, о Конане? Они слишком прямолинейны. Есть сеттинг, есть герой, есть чудовище или колдун. Герой победит антагониста. Всё.
Не так в «Фемуре». Это какой-то многослойный фэнтези-триллер об операции с двойным дном и с серой моралью. Сюжет удивил несколько раз.
Гном-друг, еще один погибший гном-друг, отданная ведьме сестра, сама ведьма, её волшебный конь, лесное чудище, и не одно. И главный герой — угонщик необычных коней. Ему надо любыми способами вытащить сестру из лап ведьмы, пьющей её красоту.
Если отбросить этику — герой сделал всё правильно. Кто ж знал, что всё, по большому счёту, было излишне.
9(ОТЛИЧНО)
Seidhe, 5 марта 2024 г.
Я не берусь судить, насколько Алексей Провоторов следует золотому писательскому правилу «Показывай, а не рассказывай», это уж пусть профессиональные литературоведы разбираются, но как по мне, он прекрасно справляется и с «показать», и с «рассказать», а «Фемур» — едва ли не лучшая иллюстрация к этому утверждению.
С одной стороны, это прям очень «зримо», кинематографично, если можно так выразиться, поданная история — плотоядные цветы Гемоды с мясистыми кожистыми листьями и багряными пастями, полных волосков с мутными, как сукровица, каплями на игольно тонких концах, которым бросают на съедение приговорённых преступников; поле костей, за долгие годы скопившееся после подобных пиршеств; щуплые гномы, занимающиеся перековкой, стрижкой, покраской и прочей переделкой краденных коней; жутковатая ведьма, растягивающая своё дряблое лицо на специальных шнурах, дабы иметь иметь возможность видеть... Ещё и проходящий через всё повествование мотив тяжёлого духа болота, который снится герою и спустя много лет. Круто «показано», проще говоря! Как, впрочем, и всегда у Алексея.
С другой стороны, «Фемур» — это не просто яркие декорации и впечатляющие образы, это именно невероятно увлекательно «рассказанная» история, на протяжении которой «вот это поворот» встретится не раз, не два, а целых... сколько раз не скажу! Не стану лишать потенциальных читателей удовольствия. И что немаловажно, автор раз за разом демонстрирует в коротеньких, по сути, историях удивительную глубину образов, у которых мораль не то чтобы модная нынче серая, просто у каждого из них правда — своя. А уж кто большее чудовище среди не очень приятных персонажей — каждый решает для себя сам.
Разумеется, 10 баллов. Отличное начало сборника! Был уверен, что «Костяной» будет открывать одноимённый рассказ, но прочитав «Фемура» (и будучи знаком с другими работами автора) признаю — идеальный вариант для первого рассказа сборника! Чёткий сигнал, что дальше читателя ждёт ещё много отличных историй о колдовстве, за которое ВСЕГДА приходится платить, как и обещает аннотация.
lammik, 8 июля 2024 г.
С третьей попытки «Книгой месяца» стала не та, за которую я голосовал. Изначально думал вообще пропустить этот тур, но потом решил не отрываться от коллектива. В других обстоятельствах читать сборник страшного русского фэнтези едва ли бы начал.
Автор показывает товар лицом с порога — описания бьют точно в цель, мозг выдаёт яркое красочное «кино», сцену за сценой. Так что вопросов к тому «как» написано нет. А вот к тому, «что» написано они остались. Получилась сваренная по очередному разу каша из западноевропейских сказок, где для одного рассказа явный перебор с количеством ужасов — оборотни, ведьма, плотоядные растения. Будь это всё в полновесном романе, не создавалось бы ощущения переперченности. По крайней мере на мой личный вкус.
Дочь Самурая, 6 июля 2024 г.
Отзыв в рамках Книжного клуба. Прям сильно повеяло Иван-Царевичем и Серым волком, и Белоснежный (на последнюю прям ртсылочку поймала про гномов). Не скажу, что это ретеллинг, но очень близко. Мне такое в принципе нравится, хотя знаю, что многие не любят. Но автор привнес достаточно много своего, что превращает сказки в тёмное фэнтези.
Опять же дело вкуса, но мне тяжеловато давались описания, иногда перечитывала, и для меня слишком много красивостей. Хотя после 2 сухих нф-романов воспринимается скорее положительно.
Порадовали твисты и неположительный главный герой.
Гилли Ду, 26 мая 2024 г.
Отличный рассказ. Финальная часть вышла очень неожиданной. Колоритные монстры и весьма неприятная ведьма. Тяжёлая атмосфера, гнетущий пейзаж. Нелинейный сюжет (настоящее перемежается вставками из прошлого). Прямо получил то, что хотел. Небольшой минус отыскался в построении фраз — иногда приходилось перечитывать отдельные абзацы или кусочки диалогов, чтобы все вставало на свои места.
Рассказ прочитан в сборнике «Костяной», надеюсь дальше автор будет держать планку.
axelkon, 5 июля 2024 г.
Отзыв в рамках книжного клуба Фантлаба.
Обожаю плоттвисты, особенно в короткой форме, когда отсечено всё лишнее. «Фемур» — бодрый динамичный рассказ, мне понравилось. Описанный мир и его обитатели вызвали у меня положительные эмоции, даже Кровожадный и Бетони. Читаю с удовольствием.
ЯРЕД_НОМАК, 16 июля 2024 г.
Помнится, что первый прочитанный (в журнале «Мир фантастики») рассказ Алексея Провоторова «В своё время» совершенно не понравился. Непонятный, путаный, из серии «точно не моё». Так что и к прочтению первого рассказа из сборника относился с достаточным предубеждением. А зря. «Фемур» — рассказ чудесный. По настоящему поэтический язык и волшебные описания, а строчки буквально льются со страниц и сразу трансформируются в живые картинки. Даже сюжет неважен, хотя он и здесь, к слову, достаточно запутан, так что приходилось возвращаться и перечитывать некоторые непонятные моменты. Но за атмосферу волшебной сказки (как из детства) и колоритных запоминающихся персонажей можно многое простить. 8/10
Doraner22, 28 ноября 2024 г.
«Фемур»
Первый рассказ нас знакомит с бледным человеком, который нанимается спереть у ведьмы коня, в отместку за то, что она ранее забрала у него сестру и где-то спрятала, вытягивая из нее молодость. Это примерная завязка сюжета на начало. Далее Вас ожидает огромное количество неожиданных поворотов, от которых я был очень удивлен. Причем повороты эти не выглядят как взятые из ниоткуда, они логичны и понятны.
Нам успеваю локально рассказать историю, происхождение героя и даже некоторые секреты мира приоткрыть. Я бы с удовольствием прочитал роман в этой вселенной.
Описания поданы великолепно. Вообще, автору удалось именно «показать» многочисленные кости среди плотоядных цветов, а не описать. А уж описания самой ведьмы — выше всяких похвал. Эта ее обвислая кожа до сих пор в памяти.
Для начала сборника это прям рассказ, который поднимает планку ожиданий. Но как говорил один известный персонаж, «Ваши ожидания — Ваши проблемы». Поэтому постараюсь далее быть объективнее. 9 из 10 точно.
sergej210477, 21 июня 2023 г.
Рассказ, чем-то, напомнил мне русскую-народную сказку про Ивана-Царевича и Серого волка. Сплошное колдовство, оборотни-перевертыши и, классические попытки обмана одного героя другим.
Сюжет довольно интересный, но, на мой взгляд, это не главное. Сказка как сказка. А вот изумительная атмосфера «dark fantasy» — это здорово! Гибельные болота, страшные леса, древние руины и таинственные кладбища...
История стандартная, но, написан рассказ отлично.
URRRiy, 5 июня 2023 г.
Мрачный вариант сказок о Белоснежке и мёртвой царевне, хотя и с добавлением преступного умысла. Написано красиво, поиск, спасение близкого человека, ведьма, даже гномы и прочий цирк с конями.
Но как то избыточно перекручено, перебор в части обманов и предательств.
Тем не менее, рассказ не затянут и хорош в литературном плане.
zazai, 22 ноября 2024 г.
Вредности пост — чтоб перед потенциальным читателем было хоть какое-то разнообразие во мнениях
Не нужно обладать какими-то особыми умениями, дабы увидеть, что рассказ абсолютно дилетанский.. а там уже ваше дело то ли закрывать глаза на эту особеность, то ли саму книгу.
Текст совершенно низкопробный — не предлагает никакой услады для читающего и выезжает только на хорошо знакомых образах (читай, давно и качественно клишированных, вызывающих четкую и однозначную ассоциацию). Повествование сумбурное — автор все пытается замылить свой убогенький саспиенс и втюхивает читателю, будто все совсем не такое (и Кащей не Кащей, и Серый волк не тот, что всегда, и гномы не те гномы, да и Белоснежка не та), причем делает это на самых серьезных щах и без намека на какое-нибудь [i]пост-[/i]. Ну и, как положено, всякому иллюзионизму, в том числе «литературному» целью всего этого есть сокрытие отсутствия предмета — у локации нет красок, у персонажей нет души, у загадки нет ключа итд..
Я, конечно, еще полистаю немного книгу — вдруг это всего лишь «замах» и «удар» меня только ждет, но больших надежд не питаю..
Оценку ставлю авансом и за старания, ну и за пул одобрямсов.
creepysomething, 6 июня 2024 г.
По прочтении МНОГОЧИСЛЕННЫХ ВОСТОРЖЕННЫХ отзывов об авторе захотелось приобщиться к его творчеству, чтобы составить своё мнение. Но вы же понимаете, что услуга хвалителей — медвежья: оценишь тексты чересчур высоко, сразу появится аудитория, а в неё могут входить самые разные представители. И спрос с якобы мастера будет гораздо выше, чем с банального графомана. Знакомлюсь с новым я всегда без предвзятости, но с настороженностью. Причина банальна: кто кого хвалит и за что? Непонятно. И тем более напрягает, когда автор, не успел вылупиться, премию получил (вроде как престижную), в «Мире фантастики» напечатался, там засветился, сям, получил «титул», а то и два, и т. д., и т. п. И это притом, что к своему творчеству он относится «как к лежанию на солнышке». O'K. Берём сборник — единственный, я так понимаю — автора, «Костяной», открываем и читаем. (NB: автор — исключительно неплодовитый, написал крайне мало, по творческим меркам — очень и очень ленивый и несерьёзный.) И вот, первый же рассказ в сборнике, т. н. «открывашка», то, что должно немедленно заинтересовать и заставить читать дальше. Что же этот текст нам даёт? А ничего. Ничего из того, чего хотелось бы, — и массу противоположного. Поясню. Во-первых, всё очень стандартно и штампованно. Рассказ, как это водится сейчас, особенно в славянском творчестве, полон заимствований. Но автор же вроде как не постмодернист, отчего такая тяга у окололитературному упадничеству? Или просто нет идей, фантазии? Не набита рука? Возможно. Потому что — «лежание на солнышке». Хотя содержание рассказов должно быть гнетущим, страшным. И оно было бы, если б не упомянутый чрезмерный пафос, нашпигованность тропами и неумение выстроить композицию. Тропы (метафоры, сравнения и пр.) — это неплохо. Но в меру. Чтоб не страдал весь текст, чтобы его приятно и легко было читать. Добиться лёгкости — удивительно сложно. Тут ей и не пахнет. Кроме того, как построен рассказ? Да никак. «Я пошёл и увидел... Ухмыльнулся... Вспомнил о сестре... И ещё кое о чём... И о другом, о пятом, о десятом... А тут ещё надо сказать вот о чём...» Об интриге и развитии действия можно забыть. Понятность? Стройность? Нет, не про этот рассказ, сборник и автора. Ну и концовки: обязательно кто-нибудь умрёт, о ком надо поплакать, а автор приплетёт к этому свою философию. Однако рассмешить, допустим, значительно сложнее, чем заставить плакать: прямая зависимость от количества нервных клеток, которые надо задействовать. Один человек про обсуждаемую личность сказал: «Его рассказ построен грамотно — долгое-долгое нагнетание, быстрый экшн и объяснение всего, что непонятно». В переводе с хвалебного на русский это звучит так: «Много-много слов в беспорядке и ни о чём, потом что-то вроде начало происходить, но тут же стухло, и давайте-ка я разжую вам всё, что, может, вы не поняли, потому что я не сумел это описать как надо и где надо». Вот такое «лежание на солнышке». Но нет, литературный труд вообще не про это; он — сложный, коварный, изматывающий. Он — про проблемы и трудности, их преодоление, успешное либо нет, про боль наконец, а никакое не равлекалово и не вдохновение. Очень редко про него. Если, конечно, автор сумел выразить свою мысль о собственном процессе труда (похоже, что опять нет). Есть такой писатель Джордж Мартин, и однажды он сказал: «Есть два типа ПИСАТЕЛЕЙ: одни, как математики, выстраивают своё произведение, высчитывают, а другие сажают в землю зёрнышко, поливают собственной кровью и ждут, что вырастет». Какой из этих типов обсуждаемый автор? Никакой. Нет у него ни выстроенности, ни надрыва. Банальные, типовые тексты ни о чём, никак написанные. Он не писатель. Не трудяга и не мастер, уж конечно. Увы, в очередной раз ожидания не оправдались, но, по крайней мере, начинаешь к этому привыкать. Закончу, впрочем, на позитиве: если автор всё же возьмёт себя в руки (а что? а вдруг?), может, когда-нибудь что-нибудь и начнёт у него получаться, количество, например, перейдёт в качество. А пока так.