Алексей Николаевич Толстой «О читателе. В виде предисловия»
Воспоминания Алексея Толстого о исчезнувшем читателе эпохи декаданса и попытка представить нового читателя, который должен сформироваться на десятом году революции.
Впервые под названием «Литературные листки» опубликована в газете «Петроградская правда», 1923, 23 декабря. С небольшими смысловыми и стилистическими исправлениями под заглавием «О читателе. В виде предисловия» вошла в книгу А. Толстого «Черная пятница. Рассказы 1923-1924 г.г.», изд-во «Атеней», Л., 1924.
Входит в:
— сборник «Чёрная пятница», 1924 г.
— сборник «Голубые города», 1927 г.
— сборник «Подкидные дураки», 1930 г.
— сборник «Повести и рассказы», 1935 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
JrCherNik, 5 марта 2016 г.
Впервые размышления «О читателе» были опубликованы в сборнике «Чёрная пятница. Рассказы 1923-1924».
Алексей Николаевич прямым текстом указывает на тот факт, что без читателя нет и писателя. Даже если голову вашу посещают светлые мысли, но делиться ими не с кем, станете ли вы тогда их записывать? Вопрос спорный, но в случае сферического коня в вакууме* ответ, конечно, нет. Вернёмся в реальность, где читатель имеет прямое влияние на писателя. Ведь при появлении самой идеи произведения появляется и образ людей, для которых оно будет создаваться.
Так писал Алексей Толстой. И прежде чем вы, возможно, обратите против своё мнение, я предлагаю ознакомиться с мыслями автора. Потому что мне самому долгое время претила мысль рассчитывать на зрителя. Я привык думать, что на читателя рассчитывать не следует — их слишком много, чтобы быть хоть сколько-то определённым. Однако же Толстой приводится весьма веские аргументы и примеры, заставляющие взглянуть на ситуацию иначе.
Потому что на самом деле описанная позиция это тоже позиция, и определённое представление о читателе, которое оказывает своё влияние на стиль повествования. Вот пример Толстого: «Густав Флобер был в отчаянии от современников. Его письма наполнены мукой этого чувства. Он писал для избранных друзей или для будущих поколений. Это наложило на него отпечаток изысканности, пренебрежительной величавости и меланхолии.»
Но самое интересное происходит, когда Толстой начинает описывать современные ему реалии постреволюционного книжного дела. Какой народ крутится в этом, что вообще происходит. «Рычал львом знаменитый критик. Другой знаменитый критик рвал в клочки беллетриста. Щёлкали зубами изо всех газетных подвалов. Пороли друг друга перьями... Весёлое время был петербургский сезон.»
Эссе заканчивается размышлением о новом читателе. «Читатель десятого года республики.» И пожалуй, тут я и оставлю пересказ этого краткого измышления на небезынтересную тему.
Почему стоит прочесть это эссе? Потому что оно о всех нас и о процессе чтения тоже. Это о том, как меняются люди с ходом времени. Не говоря уж о том, что написано это очень живым языком. Алексей Толстой не жалел метафор и образов на то, чтобы увлечь своими мыслями, и это работает. Впрочем, оценивать и ставить вердикт — вам.
Прочитать эссе можно здесь — http://www.klikin.ru/txt/tolstoj.html. Там в одном тексте собрано несколько размышлений на темы, связанные с книгами. Используя простое сочетание клавиш Ctrl+F, вы без труда найдёте нужное эссе, набра «О читателе». Не знаю, необходимо ли это пояснение, поэтому и пишу.
*сферический конь в вакууме — шутка, ходящая среди физиков и математиков. Подразумевает максимально оторванные от реальных условия. Идеал, недостижимый в принципе, но позволяющий доказать некоторую теорию. Например, что писатель на необитаемом острове писать не будет.
Sawwin, 3 декабря 2008 г.
С большим удовольствием читал о литературной жизни начала прошлого века, о литературных салонах и литераторских объединениях, о читателях, которых придумали для себя авторы. И вдруг — «новый читатель, который не покупает книг, потому что у него нет денег». Неужели это он о нас?