Чингиз Абдуллаев «Рандеву с Валтасаром»
В экспрессе "Лиссабон-Москва" путешествует большая группа людей искусства, представители, казалось бы, самых мирных профессий: журналисты, писатели, поэты. Это только со стороны может показаться, что в богемной среде царит атмосфера всеобщего взаимоуважения и постоянно ведутся неторопливые беседы на возвышенные темы. На самом же деле этот мир полон зависти, коварства, подлости и интриг. Эксперт-аналитик Дронго неплохо знаком с хищными законами творческой элиты, но в этот раз даже он потрясен происходящим: сначала бесследно исчезает один из путешественников, затем некий таинственный полковник и его зловещие подручные захватывают другого… События развиваются с немыслимой скоростью, одно преступление сменяет другое. Дронго увлеченно пытается распутать клубок загадок, нащупать версии, когда вдруг понимает, что следующим в цепочке будет он – неизвестные уже открыли на него охоту…
Входит в:
— цикл «Дронго»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
maxxx8721, 31 декабря 2019 г.
2000 год в Европе происходит небывалое и знаменательное событие – в Германии всерьез задумались о том, чтобы воплотить в жизнь давнюю мысль о единой Европе: от Лиссабона до Москвы. И если в политическом плане данный проект в то время был практически нереализуем, то было решено — уж если объединять Европу так культурой, литературой и поэзией. Для этого решили ударить автопрорбегом, «Литературным Экспрессом» — поездом-экспрессом, который бы, стартовав в Лиссабоне, сделал путь по многим европейским государствам, доехав аж до Питера. Пассажирами же «Экспресса» стали бы литературные представители всех европейских стран. Вещь похвальная. «Литературный Экспресс» – событие масштабное, запланированы встречи с главами государств и мэрами столиц.
Однако на фоне этого события происходят цепочка странных событий – исчезновение английского разведчика, захват в плен и обработка российскими спецслужбами боевика-профессионала.
Российская разведка считает, что эти события неразрывно связаны с «Экспрессом. Чтобы разузнать что к чему, под маской журналиста отправлен Дронго — бывший сотрудник советских спецслужб, а ныне эксперт-аналитик, выполняющий задание российской разведки. Он выясняет, что далеко не все пассажиры те, за кого себя выдают. Особую остроту приносит известие, что один из участников «Экспресса» убит в своем отельном номере.
Кто такой Дронго, казалось бы, становится понятным с первых глав, где упоминаются его предыдущие героические подвиги, где он смог предотвратить покушение на Горбачева, обезвредить преступника на Каннском фествиале и т.д. Такой себе Джеймс Бонд отечественного разлива. Более того, Дронго, как и Бонд всегда элегнтано одевается в костюмы от Бриони, носит коллекционные галстуки и пояса, пьет и не пьянеет ввиду комплекции тела. Он всегда гладко выбрит и смакует мартини. Хотя Дронго сходство с Бондом по большей части отрицает, считая что подобные традиции присущи лишь британской разведке «Но шпионом я не был. А ваша традиция мне известна. Флеминг, Ле Карре, Грэм Грин…».
После покушения на Дронго и английского разведчика в Португалии, я подумал – ну, началось, сейчас будут бешеные погони на крутых тачках по горному серпантину, стрельба из двух рук, прыжки с парашютами и куча всевозможных спецэффектов.
Ан нет. После старта кампании «Литературный экспресс», согласие на участие в котором дали десятки видных литературных мастеров, журналистов, сюжет резко изменил свою траекторию. И сюжет стал походить на классический детективный роман, в особенности напоминая «Убийство в Восточном Экспрессе», на который Абдулаев также ссылается в романе. Дронго из крутого, но очень, очень скромного супермена превращается в сыщика, который сочетает в себе сразу нескольких гениев этого промысла: «Если хотите, этот человек — концентрация Пуаро, Мегрэ и Шерлока Холмса. Он самоуверен и болтлив, как первый, сосредоточен и понимает людей, как второй, умеет анализировать и делать выводы, как третий». Да и со временем Дронго перешел с мартини на текилу, которую без зазрения совести уничтожал литрами. Что, впрочем, не мешало, а даже способствовало вычислению убийцы.
Линия Дронго довольно спокойна и размеренная, сочетающая в себе аналитику и размышления на всевозможные темы. Красной нитью через весь роман проходит острое переживание Дронго о распаде Союза (словно вмиг потерял Родину). Подобный «Эскспресс» выглядит своего рода воплощением Союза, ведь рядом в компании едут некогда братские народы. Здесь размышления о войне в целом и войне в Югославии и Чечне в частности, которые повторяются раза три за произведение. Мысли о феминизме и национализме, о литературном наследии Латинской Америки, а уж наблюдения об иностранцах и вовсе интересны: особенно в точку наблюдения о немцах с их любовью к травести-шоу и традициями принятия сауны.
Зато параллельная линия с Меликовым как раз в лучших традициях шпионских романов: здесь и стрельба, и погони, и сыворотка правды, и интриги внутри спецслужб. В общем, на любой вкус.
Роман не без недостатков. И, несмотря, на то, что он слегка подзатянут, иногда напрягая самоповторами, я признаю, что «Рандеву с Валтасаром» мне понравился и читал я его с интересом. Теперь всерьез подумываю почитать еще что-нибудь из цикла.